Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория элит, бюрократии и технократии

Возрожденное естественное право.Различение права естественного и права искусственного, проведенное древнегреческой мыслью, было затем поддержано многими авторами последующих эпох. В XX в. новый подход к этой теме был развит неокантианцами (Р. Штаммлер и др.), которые абсолютным естественным правом объявили начало справедливости. Толкование права стало включать в свой предмет внутренне присущее (имплицитное) норме требование справедливости и соответствующего приспособления права к ценностям существующего общества.

Современный английский правоведЛон Фуллер считает, что правовая норма должна содержать в себе умопостигаемую цель и указывать на средства ее достижения. В этом смысле каждая норма права субстанциональна (имеет сущностное содержание, несет значение должного, и таким образом, является ценностью). Одновременно с этим каждая норма инструментальна; в этом своем измерении она определяет средства для достижения цели. Фуллер вводит различение права имплицитного (подразумеваемого) и эксплицитного (внешнего, оформленного, сделанного).

Имплицитное право — это обычаи и сходные типы нормативного упорядочивания человеческого общения, которые часто лишены словесного и символического обозначения и фиксирования. Сделанное право — это внешне выраженные точные правила, заключенные в нормах и требованиях договора, статута и др. И эксплицитное, и имплицитное право суть целеположенное право, поскольку совмещают и сущее и должное. Фуллер делает акцент на целеполагании в праве, на средствах его реализации, которые также заложены в праве, что придает праву и всей правовой системе свойство ценностной системы. Наиболее общая цель в праве как системе — направлять и контролировать человеческую деятельность. Но есть также и более конкретные цели, которые Фуллер именует процессуальными (процедурными) целями. Все разновидности “сделанного” права должны быть оправданными, иметь общий характер своих требований, не иметь обратной силы, быть ясными и свободными от противоречий, устойчивыми. Правовая норма как некое сочетание должной цели и должных средств представляет собой моральную ценность. Так, мораль приобретает в естественно-правовой концепции Фуллера конкретный характер.Фуллер не противопоставляет позитивное право и естественное право.

Несколько иную характеристику моральности в праве дает Рональд Дворкин (Если о правах говорить серьезно.1972). Позитивное право должно подвергаться оценке не только с инструментальной, но также и с моральной точки зрения. Фундаментальные субъективные права образуют те принципы и критерии, которые должны браться в основу морального измерения права с точки зрения справедливости. Ведущим, главным и определяющим принципом является право на равенство.

В 50-х гг.Артур Кауфман (Естественное право и историчность. 1957) выступил против возведения в абсолют элемента исторической изменчивости в содержанииправа и подчеркнул в этой связи, что естественно-правовое восприятие права основано на признании и допущении наличия и действия внепозитивных правовых принципов. Вместе с тем он соглашался с восприятием права как исторически меняющегося феномена, в содержание которого включаются некоторые внеюридические факторы, действующие “здесь и теперь”.

В 70-х гг. Кауфман откажется от этих позиций и объявит о “бесплодности естественно-правовыхучений”. В этот период он высоко ценит критико-аналитические возможности в осмыслении действующего права. Онтологическая основа естественного права перенесена Кауфманом из области “закономерностей бытия” в область “языкового выражения бытия” и речь ведется о видоизмененном естественном праве — герменевтическом (по происхождению и толкованию) естественном праве. Другими словами, закон и здесь не считается вполне достаточным для извлечения правила в процессе выработки судебного решения, и только судья в состоянии должным образом учесть содержание и смысл конкретной конфликтной ситуации и принять во внимание, насколько закон соответствует положению вещей в данное время и в данном месте.

В последней трети XX в. с новыми перетолкованиями естественно-правовой традиции выступили Дж. Роулс (Теория справедливости. 1972) и Дж. Финнис (Естественный закон и естественное право.1980).

Дж. Роулс основывает теорию справедливости на аристотелевской концепции распределяющей справедливости. Роулс использует конструкцию-понятие “первичные блага”, которые подлежат распределению. В их число он включает свободу, равные возможности, определенный уровень материального достатка. Все эти “первичные блага” обеспечивают человеку “самоуважение”; они в то же самое время суть условия, которые обеспечивают человеку его автономию, его самостоятельность.

Существенное значение он придает установлению принципов справедливого распределения. Первым таким принципом Роулс считает требование, чтобы каждый человек в равной степени обладал основными правами и свободами. Второй принцип — требование равенства как равного обладания свободой и равного распределения благ (исключения из этого правила допустимы здесь только в целях выравнивания уже сложившегося неравенства). Этот принцип конкретизируется как принцип равных возможностей, нацеленный на максимальное устранение неравенства, возникающего или сложившегося на базе богатства или рождения. Эгалитаристские идеи Роулса в этой частиво многом перекликаются с идеями Руссо и некоторыми положениями правовой философии Канта. Новые моменты привнесены американским теоретиком в истолкование категории справедливости — она характеризуется им как правильность, добросовестность, беспристрастность, как своего рода “процессуальная справед­ливость”, которая обеспечивается при помощи правовых норм, соответствующих принципу правления справедливого закона. При этом существенна роль конституции,которая определяет основные распределительные процедуры, с наибольшей вероятностью приводящие к созданию справедливого и устойчивого порядка. Такая функциональная роль конституции поддерживается и усиливается при помощи обычных законов.

КонцепцияДж. Финниса построена на перетолковании идей Августина, в частности идеи телеологизма. Смысл человеческого существования Финнис определяет как достижение человеком определенного блага или совокупности благ, которые он постигает с помощью разума. Все блага должны распределяться справедливо, на основе уравнивающей либо распределяющей справедливости. Эти блага должны распределяться в обстановке единодушия, координации и в определенных случаях также при содействии власти. Таким властным и результативным инструментом может быть только позитивное право, но право, соответствующее справедливости, способного обеспечить справедливость. При этом несправедливое право утрачивает юридическую силу. Гарантией против извращенности права является строгое соблюдение определенных формальных требований: закон не должен иметь обратной силы, он должен быть официально одобренным, ясным в своих требованиях, исполняемым процедурно и относительно стабильным. Декреты и приказы должны иметь ранг подзаконных актов и соответствовать требованиям закона; применение норм права должно совершаться только при надлежащем соблюдении законных процедур.

Интегративная юриспруденция. Развитие отраслей права и совершенствование научного знания на современном этапе развития общества и государства сопровождается поиском путей его упорядочения. Процессы дифференциации научного знания сопровождаются развитием противоположной тенденцией – его синтезированием. Наряду с активным интересом к современным дефинициям позитивизма, современные ученые пытаются через призму естественно-правовых и иных традиций определить оптимальные пути развития современного права. При этом любая крупная отрасль современного права испытывает, с одной стороны, дробление, с другой –синтезирование предмета регулирования. Это характерно для юснатурализма, юридического позитивизма, социологической юриспруденции. Имеющая место идейная непримиримость между юридическим позитивизмом и естественно-правовым анализом сопровождается некоторыми взаимными уступками, “сближениями”, когда появляется возможность согласовать подчас далеко не похожие по методологическим позициям установки и базовые для данной отрасли права принципы. Подобные попытки предпринимаются, например, в рамках синтезирующего (интегративного) правоведения (Виноградов, Ященко, Холл). Еще видный представитель российской политико-правовой мысли доказывал, что история, догма и политика права есть три одинаково необходимые направления в правоведении.

Прямо или косвенно опыт синтетической теории находит отражение в современных научных дискуссиях по вопросам утверждения федерализма в России, когда речь идет о механизмах согласования интересов федерального центра и субъектов Российской Федерации, о возможности асимметричной федерации в России. Как указывал А.С.Ященко в своей книге “Теория федерализма. Опыт синтетической теории государства” (1912) суверенная власть в федерации принадлежит совместной властной деятельности федерации и ее составных частей как “синтетическая неразрывность”. Важное значение придавалось возможности достижения “равновесия”федеральной и местной властей, при которой субъекты сохраняют право на своеобразное участие в организации общефедерального суверенитета, то есть право на относительно самостоятельное развитие в составе федеративного государства.

П.Г.Виноградов рассматривал право как социальное явление. Свой синтетический подход к изучению права он противопоставлял аналитическому методу Дж. Остина. Против абсолютизации позитивистских подходов к праву выступал Р.Иеринг.

Импонирует позиция автора термина “интегративная юриспруденция” Джерома Холла, который предлагает обновлять естественно-правовую традицию за счет ее сочетания с аксиологическим (ценностным) подходом в праве. При этом ценности рассматриваются как атрибут правовой нормы, а нормы – как “защищенные ценностные суждения”.

В настоящее время наблюдается кризис западной традиции правосознания, то есть традиции законности и правопорядка в западном смысле. Все больше ученых признает, что ценности в праве формируют психическое состояние социальной общности, дают ориентации для внешнего поведения. Право все больше воспринимается как феномен политического, а также нравственного прагматизма

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 350; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.