КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Международный маркетинг – маркетинг, используемый организациями во внешнеэкономической деятельности
Тема 13. Ценообразование во внешнеторговой деятельности предприятия 2 часа
1. Особенности мирового рынка и их влияние на цены международной торговли. Выход на зарубежный рынок предполагает: 1) изучение среды международного маркетинга; 2) решение о целесообразности выхода на внешний рынок; 3) выбор желаемого рынка и метода выхода на него; 4) обоснование комплекса маркетинга и структуры службы маркетинга. Исследование вопроса среды международного маркетинга в первую очередь предусматривает изучение фирмой ограничений и возможностей, присущих системе международной торговли: - таможенный тариф; - квота; - эмбарго; - валютный контроль; - нетарифные барьеры. Каждая страна имеет свою специфику, свою экономическую, политико-правовую и культурную сферы.
1. С позиций маркетинга не существует принципиальных различий в ценовой политике, проводимой фирмой-товаропроизводителем на внутреннем и внешних рынках. Вместе с тем имеются значительные различия между этими двумя типами ценовых политик, их практической реализацией, диктуемых существенными различиями в функционировании национальных и международного рынка и в работе на них. 2. Под мировой ценой (ценой мирового товарного рынка) понимается наиболее общее выражение цены, зафиксированной в международных сделках купли-продажи или других достоверных источниках информации о ценах (коммерческие предложения, биржевые котировки, справочные цены, прейскуранты и др.). Мировая цена — это и цена представительных экспортно-импортных сделок, заключаемых в основных центрах международной торговли определенным товаром. Следует учитывать множественность мировой цены. Она формируется на базе стоимости и потребительной стоимости всех стран, участвующих в международном разделении труда и международном товарообмене, и поскольку этот показатель имеет свои национальные уровни, а их выравнивание в единый мировой показатель сопряжено с определенными сложностями, то мировая цена существенно различается в разных странах при совершении конкретных экспортно-импортных сделок. Иначе говоря, мировая цена представляет собой денежное выражение системы интернациональных товарообразующих факторов и отклонений от нее, которые возникают в процессе усреднения цены при реализации товара, направляемого в каналы международной торговли.
3. Расчетный уровень международной (экспортной) цены фирмы во многом (а в определенных случаях и в решающей степени) зависит от целей ее маркетинговой политики, в том числе и ее стратегических ценовых установок (рис. 9.22). Придерживается ли фирма агрессивной наступательной стратегии и тактики на внешних рынках или обороняется, является ли она «ветераном» или «новичком» на внешнем рынке, высок или низок ее статус, обладает ли она товарами рыночной новизны высокой конкурентоспособности или предлагает ассортимент традиционных товаров средней конкурентоспособности — от этого зависят будущие реальные цены фирмы как участника внешнеторговой деятельности. Однако в любом случае обязательно проводится расчет базовой цены, хотя методы расчета могут значительно различаться (табл. 9.11,9.12, рис. 9.23). 4. Международная ценовая политика фирмы должна логически связывать ее цели, возможности и финансовое обеспечение. Обычно выделяют три группы ценовых стратегий, в своей основе сходных со стратегиями, применяемыми товаропроизводителями на внутреннем рынке (СМ. раздел 9.3), — пионерные, стандартные и адаптационные. Пионерные ценовые стратегии — «снятие сливок», «что рынок вынесет», «постепенное проникновение», стратегии жизненного цикла;
стандартные стратегии — первоклассный имидж товара, целевая доля рынка, целевой объем продаж, «входной билет» на зарубежный рынок, привлечение потребителя к оценке продукта, договорные цены с правительством; адаптационные ценовые стратегии — ориентированная на конкуренцию стратегия «проб и ошибок»
2. Виды и разновидности цен международной торговли. Все методы определения внешнеторговых цен должны соответствовать уровню требований мирового рынка. Цены формируются по принципу равенства на товары одинакового качества при условии равенства других ценообразующих факторов. Цена должна быть конкурентоспособной, т.е. соответствовать качеству товара и уровню цен, сложившимся на рынке в данное время (при данных условиях платежа и поставки). Отсюда следует, что прежде чем установить уровень цены, необходимо досконально изучить соответствующий мировой товарный рынок (или его целевой сегмент), характеристики и условия реализации товаров-конкурентов, уровень цен на них. Основными методами ценообразования являются: • метод полных затрат (coxt-plus method), • метод предельных затрат (marginal-cost method), • конкурентный метод (competitive method). При использовании фирмами методов полных и предельных затрат принимаются во внимание величина произведенных издержек, спрос и существующий конкурентный уровень цен. Правильная калькуляция издержек — основа этих двух методов. Издержки в краткосрочном плане разделяются в зависимости от их пластичности к объему производства на переменные или постоянные (табл. 9.11). Переменные затраты делятся на прямые и косвенные (в первом случае сумму издержек можно прямо отнести на единицу продукции, во втором этот принцип можно использовать лишь частично). 15 табл. 9.13 представлен общий расклад издержек, используемых в калькуляции внешнеторговых цен по методам полных и предельных затрат. Порядок калькуляции одинаков и для внешнеторговых, и для оптовых цен и предусматривает пропорциональное отнесение суммы накладных расходов к величине прямых выплат на заработную плату с учетом других статей прямых затрат.
При исчислении экспортной цены по методу полных затрат суммируются все группы издержек: внутренние, производственные, сбытовые, а также специальные и обязательные внешнеторговые издержки. Кроме того, в базовую экспортную цену закладывается определенная доля прибыли. Главный вывод, который можно сделать на основе анализа двух методов калькуляции внешнеторговой цены, состоит в том, что экспортер в целях поддержания своей ценовой конкурентоспособности на внешнем рынке нередко вынужден учитывать в экспортной цене не вся свои издержки, а только их часть. При этом обязательному возмещению подлежат прямые производственные и сбытовые расходы, а также cпeциальные экспортные затраты, которые связаны с выполнением особых внешнеторговых спецификаций и формальностей (затраты по экспортному исполнению, на экспортную упаковку, оплату транспортно-экспедиторских услуг (ТЭУ), таможенных пошлин, сборов и др.). Существуют следующие варианты метода полных затрат во внешнеэкономическом ценообразовании: с фиксированной и переменной величиной прибыли, со скидками и без скидок с цены. На практике обычно применяется смешанный вариант метода полных затрат с фиксированной величиной прибыли и со скидками с цены. При усилении конкуренции возрастает интерес экспортеров к методу предельных издержек — американские компании применяют его при калькуляции экспортных цен в трех случаях из десяти. Однако обычно этот метод используется в сочетании с другими методами. Маржинальная цена как инструмент атакующей политики применяется многими зарубежными компаниями, в первую очередь японскими и южнокорейскими. Так, невозмещенная часть издержек в ценах предложений японских фирм, оперирующих на рынке США, доходит до 40 %. Не игнорируют такой подход и американские фирмы. К примеру, экспортные цены на полистирол, производимый фирмами «Доукемикл» «Стерлинг кемиклз», включают до 50 % невозмещенных издержек. Внесение поправок в цену с учетом различия технико-экономических параметров товара позволяет также определить, какая цена может быть установлена конкурирующей фирмой на продукт, аналогичный тому, цена которого рассчитывается. Поскольку различия в параметрам обычно не превышают суммарной поправки в 20 – 30 %, это позволяем считать, что в данном случае за базу принимается цена конкурирующих фирм, имеющих разброс в пределах ± 20 – 30 %.
Элиминируя качественные особенности продуктов различных производителей и условно уравнивая их, данный метод позволяет установить наиболее высокие и низкие цены, среднюю цену, избрать базисную цену, которая обычно рассчитывается как средневзвешенная и принятых для анализа конкурирующих продуктов. Конкурентный метод внешнеторгового ценообразования широко] распространен в практике зарубежных фирм и используется также российскими предприятиями. Его достоинства – удобство и сравнительная] дешевизна. В отличие от калькуляционных методов полных и предельных затрат этот метод не требует обработки очень большого массива] стоимостной информации, предусматривающей вовлечение в эту работу значительного количества специалистов службы маркетинга и бухгалтерии фирмы. Однако будучи вторичным по отношению к калькуляционным методам, конкурентный метод дает менее точные результаты В общем виде определение конкурентной цены с использованием конкурентного метода может быть выражено формулой: Р.= К*КьхК*Р, где Р. — конкурентная внешнеторговая цена, Кс — коэффициент поправок на коммерческие условия, Кь — коэффициент поправок на комплектацию, К — коэффициент поправок на технико-экономические показатели, Ро — базисная внешнеторговая цена. Из формулы следует, что независимыми переменными являются базисная внешнеторговая цена и коэффициенты, учитывающие поправки на коммерческие условия, комплектацию и технико-экономические параметры*.
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 391; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |