Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цицерон о формах государства

Классификация форм государства

Основания (критерии) классификации:

1. Количественное (какому количеству лиц принадлежит власть - одинменьшинствобольшинство)

2. Качественное (в какой степени данная форма государства служит высшей цели государства)

3. Имущественный ценз

Денения по количественному и имущественному основаниям дает один результат.

Власть

У одного У меньшинства У большинства

(+ Монархия) (+ Аристократия) (+ Полития)

(- Тирания) (- Олигархия) (- Демократия)

 

Полития - республиканская власть большинства в интересах общей пользы. Принцип построения этого государства - правило "золотой середины" во всем - размеры, численность населения, принципы устройства хозяйства, распределение индивидуальной и коллективной собственности и т.д.

Критика Аристотелем концепции идеального государства Платона:

1. Платон превысил меру необходимого единства идеального государства в ущерб многообразию. (Для государства важно не единство, как таковое, а единство многообразий. Многообразие - есть возможность реального выбора. А если существует система естественной конкуренции, состязательности, то можно выбрать объективно лучшее. Единство менее сжатое для государства всегда более полезно, чем единство более сжатое.)

2. Ради блага государства Платон жертвует счастьем своих воинов. (т.е. это идея абсолютного превосходства коллективистких, общественных ценностей по отношению к ценностям индивидуальным).

3. Аристотель критикует платона за отсутствие частнйо собственности.

a.Сама собственность доставляет человеку удовольствие, он живет не только сегодняшним днем, но и думает о будущем.

b.В случае отмены частной собственности каждый старается перевалить ответственность за общее дело на чужие плечи. Не формируется, либо постепенно атрофируется чувство личной заинтересованности отдельного индивида в общем деле.

Концепция Марка Туллия Цицерона (106 - 43 гг. до н.э.)

 

Крупнейший политический деятель периода расцвета Республики, писатель, оратор, историк, философ, юрист.

Цицерон был сторонником идеи цикличности в развитии государств, которая с неизбежностью предполагает их гибель. Цицерон пытается найти причины такой цикличности:

1. Если неизбежность смерти государства причиной имеет волю богов, то это - судьба и люди ничего не могут сделать, чтобы изменить ситуацию

2. Если причиноый гибели государств является несовершенство их законов, то усовершенствовав их, можно изменить порядок вещей, и такое государство будет жить вечно.

Поцреот-Цицерон - сторонник второго подхода. Он ищет средства для того, чтобы обессмертить Римское государство. Поиск таких средств он начинает с выявления специфики римского народа, занимающего, по его мнению, особое место во Вселенной.

Народ - это не простое скопление людей, объединенный произвольной связью, а организованное множество, объединенное общим согласием относительно прав и сочетания интересов. Народ должен объединиться в своем предствалении о том, ЧТО такое право, как таковое.

Право - это обозначение личного статуса каждого члена общины, устанавливающего совокупность прав и обязанностей гражданина. Право отдельного человека ограничено точно таким же правовым пространством других членов общины.

Цицерон не отождесвляет право и закон. Право он трактует гораздо шире. Право по Цицерону - это единство усвоенных из жизни обычаев + законы. Различия между ними:

1. Хронологическое. Обычаи возникают раньше законов.

2. Формы постижения их сущности. Обычай постигается с помощью чувств, а закон - с помощью разума.

Врожденный правовые качестваособенности: за общее дело никто не несет персональной ответственности.

Инстинкт сообщества

Источником, по мнению Цицерона, "является божественное дуновение". В душу римлян вложен "инстинкт сообщества". "И.С." - это добродетельное стремление к праву и справедливости в их единстве. Римское право ВСЕГДА справедливо, а справедливость ВСЕГДА устаналвивается с помощью римских правовых норм.

Качество политического управления опре)деляется тем, насколько класть способна убедить каждого в том, что он играет в жизни государства далеко не последнюю роль (так формируется чувство лично сопричастности в общих делах, лично заинтересованности.

Для того, чтобы врожденные свойства римлян нашли свое практическое воплощение, люди должны жить в условиях совершенный государственный форм.

Цицерон делит формы государства на два вида - ЧИСТЫЕ (ПРОСТЫЕ) и СМЕШАННЫЕ

Виды чистых форм государств

1) Монархия

2) Аристократия

3) Демократия

 

МОНАРХИЯ

Плюсы - единство управления, необходимое везде.

Минусы - есть вероятность перехода к абсолютному характеру монарххии, которая не несет пользы обществу.

АРИСТОКРАТИЯ

Плюсы - при аристократии к власти стремятся наиболее мудрые, опытные, верные традициям люди, представители знатных и уважаемых семейств на протяжении долгого времени достойно служившие своему отечеству. Здесь может возникнуть великая традиция честного служения родине, в рамках которой ответственность перед отечеством соединяется с, накладывается на честное служение соей стране.

Минусы - при аристократии, если к власти постоянно приходят представители одних и тех же семей, и свою власть используют только в целях личного обогащения. При аристократии гражданам может казаться, что они находятся как бы в рабстве, лишены подлинной самостоятельности, обречены на общественную пассивность. Вывод: аристократия может перерасти в олигархию.

ДЕМОКРАТИЯ

Плюсы - демократия каждому дает ощущение свободы и независимости, предоставляет возможность обладать и пользоваться гражданскими правами.

Минусы - при полной (неограниченной) демократии не признается власть старейшин. Может не быть сформирована или может быть разрушена духовная иерархия в обществе. Гражданская жизни может быть лишена всякого достоинства. Вывод: демократия может перерасти во власть разнузданной толпы, что незбежно порождает катастрофы и перевороты.

Демократия это не просто система государственно-правового устройства общества, это и определенная система ценностей, система воазимоотношений между людьми. Она основана не только на ВНЕШНЕМ контроле со стороны общества за поведением индивидов, но и на системе ВНУТРЕННЕГО САМОКОНТРОЛЯ (что сам человек себе разрешает, а что нет)

Базовые ценности

1) Уважение к старшим

2) Почитание ценностей

3)Почитение немощных

Если ВНУТРЕННЕГО самокотроля нет, и человек считает, что ему всё позволено, это может разрушить не только демократию, но и общество как таковое.

Все простые формы государств имеют недостатки, ни одна из них не может быть воплощением абсолютного совершенства. Лучшей формой государства является смешанное, в которой соединены достоинства простых форм и преодолены их недостатки. Лучшей формой вопрощения смешанного госудщарсва на практике был Великий Республиканский Рим. Причины политических успехов Римской рреспублики:

1. Согласнованный характер действия гос. властей

2. К власти в Риме приходили люди, способные внимать голосу разума или по меньшей мере емующие прислушиваться к чужому мнению.

3. Каждый гражданин занимал в государстве место по заслугам, то есть был уверен в своем достоинстве (приципом жизни Римской республики стал принцип "покой в сочетании с достоинством")

ЦИЦЕРОН О ВАРИАНТАХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РИМСКИХ ЗАКОНОВ (ЦЕЛИ)

Цель - чтобы эти законы стали гарантом бессмертия Римской республики. Предложения Цицерона:

1. Структурное изменение римских законов.
Римские законы представляли собой пёструю, внутренне противоречивую массу, в которой было сложно разобраться, и которую сложно было использовать. Предложение Цицерона - необходимо создать единый Свод Римских законов, классифицировав его по предложенной Аристотелем схеме "деления по родам и видам". Тогда римское гражданское право превратится в своего рода произведение искусства, им станет легко пользоваться, а правилом пользования можно будет легко обучать.

2. Содержательное улучшение.
Цицерон выделял два вида законов. А) Вселенский закон, который является божественным по происхождению (прямой разум Всевышнего Юпитера), он происходит из самой природы, побуждает людей к честным делам и отвращает от преступления. Б) Писанные законы, которые являются выражением воли законодателя в виде распоряжений или запрещений.
Следует по содержанию писанные законы максимально приблизить к вселенскому закону (как эталону).
Последствия:
1) И люди, и боги будут едины в своемподчинении закону (будут едины единством права).
2) Мир превратится в единую общину ("Вселенский град" или "Град мудрых"), где будут жить на равных правах и боги, и люди.
3) В силу совершенства своих законов это совершенное государство будет жить вечно, и не бдует знать смерти, естественной и обязательной для каждого человека.
4) В силу совершенства своего устройства и своих законов, такое государство имеет право на расширение своих границ, и это будет благом для порабощенных народов и будет способствовать их ускоренном прогрессу.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 4570; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.