Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 2. Современное состояние территориального стратегического планирования в России




Современные подходы к территориальному стратегическому планированию предполагают, во-первых, изменение сущности планирования с точки зрения рассмотрения его как инструмента принятия и реализации жестких административных решений по достижению поставленных стратегических целей. Это предполагает:

- во-первых, усиление адаптивного характера территориального стратегического планирования (предвидение изменений внешней и внутренней среды территории);

- во-вторых, научную обоснованность процесса разработки и принятия стратегических управленческих решений;

- в-третьих, обеспечение преемственности целей развития не зависимо от сроков выборов органов исполнительной и законодательной власти (как основных субъектов территориального стратегического планирования).

Своевременным и закономерным явилось принятие Федерального закона "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации" (июль 1995г.). Закон поставил во главу всех работ в сфере государственной плановой деятельности разработку системы прогнозов социально-экономического развития в целом по стране, по народнохозяйственным комплексам и отраслям экономики, и, что особенно важно с позиции рассматриваемой проблемы, по регионам. В конечном счете, прогноз призван на основе анализа сложившейся на территории социально-экономической ситуации, состояния и эффективности использования потенциала территории и других факторов выявить как позитивные закономерности, процессы, явления и тенденции будущего, которые заслуживают государственной поддержки, так и негативные, требующие, наоборот, мер по их преодолению.

Однако несмотря на принятие Закона, существенных перемен в организации планирования на уровне регионов, муниципальных образований не произошло. Обусловлено это следующими основными причинами. Во-первых, действует сила инерции, связанная с недавним еще отрицанием государственного планового регулирования. Во-вторых, недостаточна социально-психологическая и профессиональная готовность аппарата управления на местах к решению конкретных проблем территориального планирования. В-третьих, ждут своего завершения работы по созданию теоретической и методической основ территориального планирования в новых условиях хозяйствования.

Главными причинами торможения плановых работ на территориальном уровне являются первые две из отмеченных, которые тесно связаны между собой. Дело в том, что работники аппарата регионального, муниципального управления, как правило, не имеют необходимой подготовки и практического опыта разработки прогнозов, концепций, программ, считают, что это "не их дело", что разработка документов стратегического характера отвлекает их от "главного" и т.п. Кроме того, если разработку того или иного документа не требуют "сверху", то чиновник не заинтересован в его составлении, тем более, что тогда невозможно и проконтролировать выполнение намеченных целей, конкретных мероприятий.

Сегодня существует ряд причин, препятствующих внедрению западных методик в практику регионального и муниципального управления методов и подходов стратегического планирования.[7] В качестве основных причин можно выделить:

- сила инерции, связанная с отрицанием государственного планового регулирования;

- недостаточная социально-психологическая и профессиональная готовность аппарата управления к решению проблем регионального стратегического планирования;

- не завершены работы по созданию теоретических и методических основ регионального стратегического планирования в новых условиях хозяйствования.

Анализ положения дел с разработкой стратегических документов социально-экономического развития городов и регионов России показывает, что фактором, тормозящим этот процесс, является слабость методологического и методического обеспечения формирования таких документов. В силу этого в последние несколько лет резко активизировались исследования в области методологии территориального стратегического планирования. Причиной этого является тот факт, что на сегодняшний день практика разработки и внедрения стратегических документов развития территорий опережает научно-теоретическое обоснование. То есть, внедрение стратегического планирования в практику территориального управления является объективным фактором, который определяется необходимостью широкого использования методов стратегического менеджмента и других современных экономических и управленческих дисциплин в целях обеспечения конкурентоспособности территорий, их хозяйствующих субъектов в условиях рынка.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 610; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.