Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Реализация финансовой политики с помощью финансового механизма




Литература

Литература

Литература

Литература

Литература

Литература

Литература

1. Закон РК «О государственном регулировании и надзоре финансового рынка и финансовых организаций» от 02.07.2003 №474-11;

2.Закон РК «О Национальном банке Республики Казахстан» от 30.03.1995 №2155 (с изменениями и дополнениями);

3. Закон РК «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» от 31.08.1995 №2444 (с изменениями и дополнениями);

4. Закон РК «О Валютном регулировании и валютном контроле» от 13.06.2005;

 

Тема 19. Саморегулируемые организации

1. Сущность саморегулируемых организаций

2. Особенности функционирования саморегулируемых организаций

Цель занятия: Роль и необходимость создания саморегулируемых организаций

Согласно закону, саморегулируемая организация является негосударственной некоммерческой организацией при условии ее соответствия всем установленным законопроектом признакам и требованиям в совокупности. [1] Таким образом, авторы проекта закона отказались от идеи выделить саморегулируемую организацию (далее СРО) в отдельный вид юридического лица.

В указанном законопроекте также определяется ряд прав и обязанностей СРО. Можно отметить, что статус саморегулируемых организаций, предполагаемый в нем, не сильно отличается от фактического положения уже существующих торгово-промышленных палат и саморегулируемых организаций фондового рынка, то есть, по существу, законопроект не привносит ничего существенно нового. В тоже время, проект закона «О саморегулируемых организациях» после его принятия образует правовую базу для создания СРО во многих сферах предпринимательской и профессиональной деятельности, что, в свою очередь, должно улушить климат в конкретной области рынка.

В соответствии с законом, участие субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемых организациях является добровольным. В качестве отрицательной стороны такого решения можно отметить прежде всего то, что СРО не будет иметь возможности контролировать качество деятельности субъектов, в нее не входящих. Второй момент состоит в том, что она может попытаться нарушить интересы как потребителей, так и государства посредством сговора или же мешать конкурентам, только входящим на рынок.

Наконец, прорисованы взаимоотношения СРО и регулирующих органов, причем помимо прочего введены специальные положения, защищающие СРО от их произвола.

2. Внесение данного законопроекта является неслучайным. Элементы саморегулирования, выполняющие функцию прослойки между участниками рынка и контролирующими органами, существуют уже в нескольких сферах рынка (рынок ценных бумаг, банкротство, аудит), однако здесь имеются серьезные проблемы, решение которых усматривается либо в изменении конкретного специального закона либо в принятии общего закона об СРО.

На рынке ценных бумаг в силу закона «О рынке ценных бумаг» существует несколько СРО, однако их деятельность не столь эффективна как хотелось бы под давлением регулирующего органа.

На основе анализа этих нормативно-правовых актов следует отметить отсутствие единого подхода к понятию саморегулируемой организации, ее статусу и взаимоотношениям с контролирующими органами. Кроме того, возможно создание как ассоциаций, союзов, так и некоммерческих партнерств, действующих в качестве саморегулируемых организаций и контролирующих своих членов.

Следует отметить, что Закон об СРО в принципе не сможет охватить все особенности областей предпринимательства и потому может и должен носить лишь общий (рамочный) характер, при этом его положения применительно к конкретным отраслям функционирования СРО будут конкретизированы и дополнены нормами специальных законов, регламентирующих конкретный вид деятельности.

По своей сути саморегулирование представляет собой перераспределение в пользу сообщества предпринимателей, объединенных по профессиональному или отраслевому признаку, функций органов государственной власти. Иными словами, это вытеснение с рынка элементов бюрократизма и коррупции, что позволит при достаточно большом охвате СРО субъектов рынка значительно оздоровить деловую атмосферу и придать мощный импульс деловой активности. При возникновении любых конфликтов и споров между федеральным (региональным) органом исполнительной власти и участником саморегулируемой организации (СРО) противостоять государству будет не отдельный субъект взаимодействия, а целая организация.

1. Сайт www.sro.ru Концепция саморегулирования (ФРИ, октябрь 2001).

2. К. Волков. «Равноправие СРО и госрегулятора отдает «маниловщиной». РЦБ. №22, 2002 г.

Тема 20. Становление и развитие мирового финансового рынка

1. Сущность и значение мирового финансового рынка

2. Структура мирового финансового рынка

3. Участники мирового финансового рынка

Цель занятия: Изучить характеристики и составляющие мирового финансового рынка

Во второй половине XX в. финансовый капитал приобретает самодовлеющий характер и его влияние на реальный сектор экономики усиливается. В конце XX – начале XXI в. масштабы финансового сектора экономики заметно возросли. Ежедневные международные потоки капитала в начале XXI в. составили около 2 трлн. долларов. В 2005 г. объем иностранных депозитов в коммерческих банках составил более 15 трлн. долларов по сравнению с 10 трлн., в 2000 г. С конца 70-х гг. XX в. ставки процента, как правило, превышают темпы экономического роста в развитых странах (исключение – Япония). Следствием этого является превышение доходности финансовых вложений над доходами от реальных, что приводит к изменению структуры инвестиций (начиная, с 1975 г. растут инвестиции корпораций преимущественно в финансовые активы, а не в основные фонды). Глобальный финансовый рынок возник в результате интернационализации торговли и промышленного капитала. Мировой финансовый рынок состоит из следующих сегментов: валютный рынок, рынок долговых обязательств, рынок титулов собственности, рынок производных финансовых инструментов.

Происходит разрушение торгово-экономических связей. Ушли в прошлое времена господства золотомонетного стандарта. К середине 30-х Лондон становится мировым финансовым центром. Британский фунт стерлингов в то время являлся основной валютой для торговых операций и создания валютных резервов. Уже тогда фунт называли жаргоном "кэйбл" ("cable"). Это название связано с тем, что средством коммуникации при заключении сделок был телеграф и информация передавалась по кабелю. В 1930 году в Швейцарском городе Базеле был создан Банк Международных Расчетов. Целью создания была финансовая поддержка молодых независимых государств и государств, временно испытывающих дефицит платежного баланса.
В США прошла Бреттон-Вудская конференция. Ее считают окончанием американо-британского соперничества. На конференции присутствовали две крупнейшие фигуры: Джон Мейнард Кейнс (Англия) и Гарри Декстер Уайт (США). Им удается создать и принять новый порядок развития мировой финансовой системы в сложившихся условиях.
Для приостановки наступления коммунизма, в США принимают программу восстановления европейской экономики. Госсекретарь США Маршалл в своем докладе обрисовывает план, согласно которому экономика Европы оздоровится до того уровня, когда она самостоятельно сможет поддерживать свой военный потенциал. Одной из задач является утоление "долларового голода". Если в 1949 году долларовые обязательства США Европе составляли 3.1 млрд., то в 1959 году они достигли 10.1 млрд. долларов.
Оказавшись наиболее мобильным финансовым рынком, Форекс мгновенно отслеживает все самые интересные научно-технические достижения и внедряет их в практику бизнеса. Одним из значительных этапов в развитии Форекс можно считать возникновение Интернет. Подтверждая свою динамичность и мобильность, специалисты Форекс быстро смогли найти конкретное применение компьютерной сети, используя ее с наивысшей рентабельностью. Появилась возможность делать то, что раньше казалось немыслимым. Сейчас Интернет позволяет трейдерам торговать валютой из любой точки мира и в любой момент времени.

1. Сейткасымов Г.С., Ильясов А.А. Формирование фондового рынка: уч. Пособие- Алматы, 1996

2. Фондовый рынок РК: проблемы и перспективы развития/ И.Х. Бейсембетов и др. – Алматы, 1997

3. Искаков У.М., бохаев Д.Т., Рузиева Э.А. Финансовые рынки и посредники: Учебник – Алматы:Экономика,2005-298

Тема 21. Мировой валютный рынок

1. Понятие и структура мирового валютного рынка

2. Национальная и международная валютные системы

3. Основные операции на мировом валютном рынке

Цель занятия: Изучить характеристики и составляющие мирового валютного, а также его основную экономическую роль

Первая мировая валютная система стихийно сформировалась в XIX в. в форме золотомонетного стандарта.

Юридически она была оформлена межгосударственным соглашением на Парижской конференции в 1867 г., которое признало золото единственной формой мировых денег.

Система золотого стандарта характеризуется следующими чертами:

-Определенным золотым содержанием валютной единицы;

-конвертируемостью каждой валюты в золото как внутри, так и за пределами государств;

-свободным обменом золотых слитков на монеты. Свободным экспортом и импортом золота, его свободной продажей на международном рынке;

- поддержанием жесткого соотношения между золотым запасом государства и внутренним положением денег.

Считалось, что в стране принят золотой стандарт, если она выполняет три условия:

1. Устанавливает определенное золотое содержание своей денежной единицы.

2. Поддерживает жесткое соотношение между своими запасами золота и внутренним предложением денег. Не препятствует свободному экспорту и импорту золота.

Система золотого стандарта имеет следующие преимущества.

1. Стабильные валютные курсы способствуют снижению неопределенности и риска и тем самым стимулируют рост объемов международной торговли.

2. Золотой стандарт автоматически выравнивает дефициты и активы платежных балансов.

Золотой стандарт обладает также двумя недостатками.

1. Главный недостаток состоит в том, что страны, в которых действует золотой стандарт, должны примириться с внутриэкономическими процессами приспособления, принимающими такие неприятные формы, как безработица и сокращение доходов с одной стороны и инфляция – с другой. Соглашаясь на золотой стандарт, страны должны быть готовы подвергнуть свою экономику процессам макроэкономической перестройки.

2. Золотой стандарт может функционировать только до тех пор, пока один из участников не исчерпает свои золотые запасы.

Постепенное усложнение функционирования капиталистического хозяйства, расширение и углубление мирохозяйственных связей, циклически повторявшиеся экономические кризисы приводили к объективной потребности усиления регулируемости экономики, вмешательства государства в управление экономическими процессами. По мере усиления вмешательства государства в экономику фиксированный валютный курс, определяемый механизмом золотого стандарта, отвечающего признакам развития капитализма свободной конкуренции, стал меняться на систему регулируемых связанных валютных курсов.

Вторая мировая валютная система была юридически оформлена межгосударственным соглашением, достигнутом на Генуэзской международной экономической конференции в 1922 г.

После валютного хаоса, возникшего в результате первой мировой войны, был установлен золото - девизный стандарт, основанный на золоте и ведущих валютах, конвертируемых в золото. Позднее он был признан большинством капиталистических стран. При золотодевизном стандарте банкноты размениваются не на золото, а на девизы (банкноты, векселя, чеки) других стран, которые затем могут быть обменены на золото. В качестве девизной валюты были избраны американский доллар и английский фунт стерлингов.

После первой мировой войны валютно-финансовый центр сместился из Западной Европы в США. Это было обусловлено следующим. Значительно возрос валютно-экономический потенциал США, увеличился экспорт капитала. США стали ведущим торговым партнером большинства стран.

В 1924 г. произошло перераспределение официальных золотых резервов: 46% золотых запасов капиталистических стран сосредоточились в США. США развернули борьбу за гегемонию доллара, однако статус резервной валюты он получил лишь после второй мировой войны.

Достигнутая валютная стабилизация была взорвана мировым кризисом 30-х годов.

Первый этап (1929-1930) ознаменовался обесценением валют аграрных и колониальных стран, так как резко сократился спрос на сырье на мировом рынке и цены на него понизились на 50-70%.

На втором этапе (1931 г.) слабым звеном в мировой валюте оказались Германия и Австрия в связи с отливом иностранных капиталов, уменьшением официального золотого запаса и банкротством банков. Германия ввела валютные ограничения, прекратила платежи по внешним долгам и размен марки на золото. Фактически в стране был отменен золотой стандарт, а официальный курс марки был заморожен на уровне 1924 г.

Третий этап ознаменовался отменой золотого стандарта в Великобритании осенью 1931 г., когда мировой экономический кризис достиг апогея.

На четвертом этапе валютного кризиса в апреле 1933 г. был отменен золотомонетный стандарт в США – экономический кризис перерастал в депрессию особого рода.

На пятом этапе осенью 1936 г. в эпицентре валютного кризиса оказалась Франция, которая дольше других стран поддерживала золотой стандарт.

В результате кризиса Генуэзская валютная система утратила относительную эластичность и стабильность. Мировая валютная система была расчленена на валютные блоки – группировки стран, зависимых в экономическом, валютном и финансовом отношениях от возглавляющей блок державы.

Основные валютные блоки – стерлинговый (с 1931 г.) и долларовый (с 1933 г.). В состав стерлингового вошли страны Британского содружества наций, а также Гонконг и некоторые государства, экономически тесно связанных с Великобританией, - Египет, Ирак и т. д. В долларовый блок вошли США, Канада, многие страны Центральной и Южной Америки, где господствовал американский капитал.

Золотодевизный стандарт стал фактически переходной ступенью к системе регулируемых валютных курсов, и прежде всего к системе золотовалютного стандарта.

Разработка проекта новой валютной системы началась еще в апреле 1942 г., так как страны опасались потрясений, подобных валютному кризису после первой мировой войны в 30-х годах.

На валютно-финансовой конференции ООН в Бреттон-Вудсе (США) в 1944 г. были установлены правила организации мировой торговли, валютных, кредитных и финансовых отношений и оформлена третья мировая валютная система. В условиях этой системы бумажные деньги перестали обмениваться на золото.

Основные черты Бреттонвудской валютной системы следующие:

·за золотом сохранялась функция окончательных денежных расчетов между странами (золото продолжало использоваться как международное платежное и резервное средство);

· резервной валютой стал американский доллар, который наравне с золотом был признан в качестве меры ценности валюты разных стран, а также международного кредитного средства платежа;

· опираясь на свой возросший валютно-экономический потенциал и золотой запас, США приравнял доллар к золоту, чтобы закрепить за ним статус главной резервной валюты, с этой целью казначейство США продолжало разменивать доллар на золото иностранным центральным банкам по официальной цене, установленной в 1934 г., исходя из золотого содержания своей валюты. Кроме того, правительственные органы и частные лица могли приобретать золото на частном рынке. Валютная цена золота складывалась на базе официальной и до 1968 г. значительно не колебалась;

· приравнивание валют друг к другу и их взаимный обмен осуществлялся на основе официальных валютных паритетов, выраженных в золоте и долларах;

· каждая страна должна была сохранять стабильный курс своей валюты относительно любой другой валюты.

Рыночные курсы валют не должны отклоняться от фиксированных золотых или долларовых паритетов более чем на 1 % в ту или другую сторону. Изменение паритетов могло производиться в случае устойчивого нарушения платежного баланса. Доллар занял центральное, лидирующее место, масштабы использования золота резко упали;

· межгосударственное регулирование валютных отношений осуществлялось главным образом через Международный валютный фонд, который призван обеспечивать соблюдение странами-членами официальных валютных паритетов, курсов и свободной обратимости валют.

Введение плавающих вместо фиксированных валютных курсов в большинстве стран в марте 1973 г. не обеспечило их стабильности, несмотря на огромные затраты на валютную интервенцию. Этот режим оказался неспособным обеспечить выравнивание платежных балансов, покончить с внезапными перемещениями «горячих денег», с валютной спекуляцией.

Ямайская валютная реформа не обеспечила валютной стабилизации. Кредитные возможности МВФ, несмотря на увеличение кредитов, остались скромными по сравнению с огромными международными финансовыми потоками и дефицитом платежных балансов.

В ответ на нестабильность Ямайской валютной системы ЕЭС создали собственную международную (региональную) валютную систему в целях стимулирования процесса экономической интеграции.

Уже после второй мировой войны - в 1950 г. был создан Европейский платежный союз, в который вошли 17 западноевропейских государств. Его целью стали борьба с жесточайшей нехваткой долларов и восстановление разрушенной войной валютно-финансовой системы региона.

Реальная попытка ввести единую европейскую валюту была предпринята в 1970 г. Воодушевленные первыми успехами интеграции страны Общего рынка решили, что настало время перейти к валютному союзу. Разработка программы была поручена тогдашнему премьер-министру Люксембурга Пьеру Вернеру, поэтому весь проект получил название "план Вернера". В соответствии с ним к 1980 г. участники союза должны были ввести полную взаимную обратимость валют, твердо зафиксировать обменные курсы и в конечном итоге перейти к единой валюте.

Однако почти сразу стало ясно, что задуманному не суждено сбыться. В 1971 г. доллар перестал размениваться на золото, и начался затяжной кризис международной валютной системы. Вслед за ним последовал взлет цен на нефть, спровоцировавший долговременный спад в западных экономиках. Хотя внешние потрясения стали лишь дополнительным фактором провала "плана Вернера", основная причина неудачи была внутреннего свойства. В то время страны ЕС имели очень неоднородную динамику хозяйственного развития, в том числе и разные темпы инфляции, что не позволило бы удержать их валюты в одной "упряжке", каким бы эффективным ни был механизм валютной интеграции.

В конце 70-х гг. в Западной Европе появились признаки выхода из стагнации, многие страны провели структурную перестройку и уменьшили зависимость от импорта нефти из стран ОПЕК.

В марте 1979 г. начала действовать Европейская валютная система (ЕВС), существующая и по сей день.

Непосредственный толчок планам создания ЕВС дали Ямайские соглашения о реформе международной валютной системы (1976-1978 гг.), основные принципы которой не отвечали интересам западноевропейских стран:

- страны ЕЭС не были удовлетворены функционированием системы СДР и ее тесной связью с американским долларом;

- страны ЕЭС были недовольны введением плавающих курсов, отрицательно сказывающихся на их внешней торговле и функционировании уже созданных интеграционных процессов ЕЭС.

1. Булатов А.С. Мировая экономика. – Москва.: издательство Экономист, 2005г.

2. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: учебник 2003г.

3. Бункина М.К., Семенов А.М. Макроэкономика. 2002г.

4. Н. А. Миклашевская, А. В. Холопов. Международная экономика. М.:Дело и Сервис..2001

5. Жуков Н.И. Из истории мировых валютных систем// ЭКО. –2000. – N9.

6. Смыслов Д. Куда идет мировая валютная система// мировая экономика и международные отношения. – 1998. – N7, N8.

7. Пищик В.Я. Процесс становления евро, проблемы и перспективы // Деньги и кредит, 2001, №6

8. Стрыгин А.В. Мировая экономика, М.: Экзамен, 2001

9. Платонова И.Н. Валютный рынок и валютное регулирование. – М.: БЕК, 2000.

Тема 22. Международный рынок ценных бумаг

1. Характеристика международного рынка ценных бумаг

2. Рынок акций в развитых странах

3. Рынок облигаций в развитых странах

Цель занятия: Изучить характеристики и составляющие мирового рынка ценных бумаг

М ировой рынок ценных бумаг (МРЦБ) существует порядка 150 лет. Первый этап его развития начался до первой мировой войны, затем процесс был сильно заторможен Великой депрессией и Второй мировой войной. В этот период имели место в основном эпизодические эмиссии облигаций зарубежных эмитентов, нуждающихся в финансовых ресурсах.

Второй, основной этап формирования МРЦБ, происходил в 50-60 гг. ХХ в. МРЦБ сформировался в результате массового вывоза капитала, прежде всего из стран, которым принадлежат основные транснациональные корпорации и банки. Формирование его было ускорено научно-технической революцией, породившей множество грандиозных проектов, осуществление которых требовало использования капитала разных стран, развитием интеграционных процессов, определенной устойчивостью валютных курсов, введением общих многонациональных валют, успехами в развитии банковского и биржевого дела.

Третий этап развития МРЦБ охватывает время, когда интенсивно шел процесс формирования мирового хозяйства, устанавливались прочные связи между промышленно-развитыми странами. В этот период фиктивный капитал сохранял четко выраженную национальную принадлежность. Но уже тогда, в конце 60-х гг. ХХ в., появилась особая надстройка над национальными рынками ценных бумаг: рынки еврооблигаций и евроакций, функционирование которых осуществляется по особым законам, устанавливаемым международными соглашениями.

Можно выделить еще и четвертый этап, начавшийся в 90-е ХХ в., когда на мировом рынке появились российские нефтяные и телекоммуникационные гиганты.

МРЦБ – составная и сравнительно прочно обособленная часть рынка капиталов, который состоит из отдельных национальных рынков. Вместе с рынком среднесрочных и долгосрочных банковских кредитов рынок ценных бумаг образует финансовую часть рынка капиталов. Рынок капитала в свою очередь, выступает составной частью рынка факторов (ресурсов) производства и рынка ссудных капиталов.

Перенакопление капитала в национальных границах является причиной оттока его в другие регионы и страны, где он приносит прибыль его владельцу. Поэтому экспорт капитала – это характерная черта и объективная необходимость развитой экономики. Рынки отдельных стран объединились в международный рынок ценных бумаг, экономики разных стран стали сильно взаимосвязанными, и капитал инвесторов перетекает из одной страны в другую. Не минула эта тенденция и нашу страну, которая теперь является сектором международного рынка.

Основные участники рынка капитала – фирмы и частные лица, которые могут выступить на этом рынке, как в качестве кредитора, так и в качестве заемщика. Фирмы и потребители, желающие дать или взять деньги в долг, готовы сделать это с различными суммами и на различный срок. Поэтому на рынке капиталов необходимы посредники.

Фондовый рынок есть самая большая часть рынка ценных бумаг. В сущности, каждая ценная бумага представляет собой отдельный рынок, но на практике это не нашло отражения в виде выработки отдельных названий рынков, поскольку за исключением фондового, вексельного и рынка ипотечных ценных бумаг, рынки других ценных бумаг имеют несущественные размеры в смысле объемов торговли, в основном по причине крайне ограниченного их использования в качестве ценных бумаг, приносящих чистый доход, т.е. в качестве капитала.

Однако и понятие фондового рынка не имеет строго закрепленного содержания. Можно указать лишь на следующие его характеристики:

фондовый рынок охватывает рынки акций, облигаций и основанных на них вторичных бумаг и производных инструментов;

понятие «фондовый рынок» близко к понятию «биржевой рынок», поскольку существенная часть сделок с указанными инструментами заключается на фондовой бирже (публичной или электронной). При этом рынок акций преимущественно считается биржевым, а рынок облигаций обычно является внебиржевым рынком;

фондовый рынок есть рынок, на котором сделки заключаются на систематической основе, а не как разовые или случайные сделки;

фондовый рынок есть рынок по преимуществу сделок купли-продажи, а не любых юридически допустимых сделок;

фондовый рынок есть рынок ценных бумаг как инструментов увеличения капитала, а не как инструментов его процесса обращения.

В зависимости от степени концентрации отношений эмитентов и инвесторов с точки зрения места, времени и т.п., рынок ценных бумаг подразделяется на биржевой и внебиржевой рынки.

Первичный рынок раньше был внебиржевой. Вторичный рынок четко делился на биржевой и внебиржевой. Однако сейчас это деление размыто – внебиржевые рынки все более организуются и отличаются от биржевых только демократизмом допуска на них эмитентов и инвесторов.

Биржевой рынок – это рынок, имеющий юридический статус биржи. Экономическим основанием биржи как рынка является высокая степень концентрации (сосредоточения) однотипных сделок (сделок купли-продажи) с ценными бумагами в определенном месте (в том числе в определенной электронной торговой системе) и за дискретный отрезок времени.

Внебиржевой (небиржевой) рынок – это рынок, характеризующийся хаотичностью процесса заключения сделок купли-продажи с ценными бумагами во времени и пространстве, а в организационно-юридическом плане данный рынок рассредоточен по странам и по участникам.

И биржевые и внебиржевые рынки могут различаться и по видам организации торговли – будь то электронные или традиционные торги, различные виды аукционов и т.п.

Неустойчивость фондового рынка в целом особенно характерна для формирующихся рынков, как, впрочем, и для экономики всех этих стран. Примером может быть российский фондовый рынок, где бурный рост и падение зависит от притока иностранного капитала.

На современном рынке ценных бумаг (т.е. фондовом рынке в широком смысле) продаются не только акции и долговые ценные бумаги, но и новые виды ценных бумаг. В основном это такой финансовый дериватив, как депозитарные расписки, т.е. свидетельства о владении акциями той или иной компании, выпускаемые для того, чтобы сами акции не пересекали границ и не подпадали под связанные с этим ограничения. Для ряда формирующихся рынков с их недостаточными финансовыми возможностями резидентов депозитарные расписки стали очень важным дополнением национального рынка ценных бумаг.

1. Алехин Б.А. Основные международные тенденции в развитии бирж.// Рынок ценных бумаг, №8, 2003.

2. Баринов Э.Л., Хмыз О.В. Рынки: валютные и ценных бумаг. – М.: Экзамен, 2001.

3. Бердникова Т.Б. Рынок ценных бумаг и биржевое дело: Учебное пособие – М., 2002.

4. Галанов В.А. Рынок ценных бумаг – М: «Инфра-М», 2007.

5. Мировая экономика: Учебник под ред. Булатова А.С. – М.: «Экономист», 2007.

6. Михайлов Д.М. Мировой финансовый рынок: тенденции и инструменты. – М.: Экзамен, 2000.

7. Рынок ценных бумаг и биржевое дело: Учебник для вузов // Под ред. О.И. Дегтяревой, Н.М. Коршунова, Е.Ф. Жукова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

8. Рынок ценных бумаг: Учебник // Под ред. Жукова Е.Ф. – М., 2003.

9. Рынок ценных бумаг. Учебное пособие // Под ред. В.С. Золотарева – Ростов-на-Дону, 2000.

10. Хрестоматия по истории экономических учений – М., 2003.

11. Царихин К.С. Рынок ценных бумаг – М., 2001.

 

Тема 23. Пенсионные системы зарубежных стран

1. Пенсионный рынок

2. Пенсионные рынки развитых и развивающихся стран Чили

Цель занятия: Рассмотреть подробнее пенсионные системы некоторых зарубежных стран

Если человек решил стать участником пенсионной системы, необходимо отметить, что он может стать участником НПФ одного из трех видов – открытого, корпоративного, профессионального. Участником открытого НПФ может стать любой человек, даже лица без гражданства. Участниками корпоративных НПФ могут стать лица, связанные с основателями такого НПФ трудовыми отношениями. Участниками профессиональных НПФ – лица, которые занимаются тем видом или видами деятельности, которые определены в статуте НПФ.

Существуют две основные схемы негосударственного пенсионного обеспечения – с определенными вкладами (фиксированная сумма или процент от заработной платы) и определенными выплатами. Но в Украине разрешена только схема с определенными вкладами, так как вторая схема несет в себе значительные риски для НПФ и является, по сути, схемой работы страховых компаний.

Условием для получения накопленных на индивидуальном счету средств является достижение участником пенсионного возраста – за 10 лет до или через 10 лет после достижения пенсионного возраста в солидарной системе.

НПФ осуществляет такие виды выплат: пенсия на определенный срок, одноразовая пенсионная выплата, пожизненная пенсия. Выплаты осуществляются по заявлению участника.

Одноразовая пенсионная выплата осуществляется в случае:

- медицински подтвержденного критического состояния здоровья или наступления инвалидности участника фонда;

- когда сумма принадлежащих участнику пенсионных средств на дату наступления пенсионного возраста участника фонда не достигает минимального размера суммы пенсионных накоплений, установленного Государственной комиссией по регулированию финансовых услуг Украины;

- выезда участника фонда на постоянное проживание за границы Украины.

В других случаях участник заключает договор о пенсии на определенный срок (не менее 10 лет), после чего пенсионные выплаты осуществляются ему равными частями на протяжении равных отрезков времени.

Пожизненная пенсия выплачивается участникам фонда, которые перевели свои пенсионные накопления из НПФ в страховую компанию, и заключили с ней договор. Страховая компания выплачивает пенсионеру пенсию пожизненно, основываясь на сумме его пенсионных накоплений.

Чили была первой страной в Латинской Америке, которая реформировала свою пенсионную систему, и опыт которой использовали уже множество стран, в том числе Казахстан, Польша, Венгрия, США, Германия.

До начала реализации чилийской пенсионной реформы в 1981 г. состояние в стране характеризовалось следующим образом:

- существовали бюджетный дефицит и высокий уровень инфляции, низкий уровень пенсионного обеспечения и высокий уровень безработицы;

- почти не существовало фондового и инвестиционного рынка;

- большое количество предприятий не оплачивало налоги.

Негосударственная пенсионная система Чили была внедрена в 1981 г. и сразу полностью заменила государственную солидарную систему. Основные характеристики новой системы:

- обязательное членство работников в одном из государственных или негосударственных пенсионных фондах с обязательным отчислением в пенсионный фонд 10 % от заработной платы;

- индивидуальное накопление и накопление за счет дохода, полученного от деятельности пенсионных фондов;

- негосударственное управление пенсионными фондами;

- предоставление налоговых льгот;

- свободный выбор работником пенсионного фонда, в который он хочет вступить;

- возможность перехода из одного фонда в другой;

- работник самостоятельно может планировать, когда и на каких условиях он выйдет на пенсию;

- каждые 4 месяца участник фонда – будущий пенсионер получает от компании-администратора фонда информацию о состоянии своего накопительного счета;

Участниками системы негосударственного пенсионного обеспечения Чили являются все наемные работники, которые начали трудовую деятельность с 12.01.1983 г. Кроме этого ее участниками могут стать вкладчики старой системы, а также самостоятельные работники, доходы которых не меньше официально установленного минимума.

Пенсии по возрасту предоставляются в результате достижения работником – женщиной 60 лет, мужчиной 65 лет. Но несмотря на это, они могут выйти на пенсию раньше определенного возраста, если сумма накопленных на индивидуальном счету средств позволяет им получать пенсию, которая составляет не менее 50 % среднего индексованного уровня доходов за последние 10 лет и одновременно не менее 110 % минимальной гарантированной государственной пенсии.

Такая система устанавливает непосредственную связь между трудовой деятельностью работника и его пенсионным обеспечением, что является стимулом трудовой деятельности. Сегодня чилийская система распространилась в Северной, Центральной и Южной Америке и все больше привлекает внимание развитых стран.

1. Булатов А.С. Мировая экономика. – Москва.: издательство Экономист, 2005г.

2.Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: учебник 2003г.

3.Бункина М.К., Семенов А.М. Макроэкономика. 2002г.

4. Н. А. Миклашевская, А. В. Холопов. Международная экономика. М.:Дело и Сервис..2001

5. Искаков У.М., бохаев Д.Т., Рузиева Э.А. Финансовые рынки и посредники: Учебник – Алматы:Экономика,2005-298

 

Тема 24. Ипотечные рынки развитых и развивающихся стран

1. Развитие мирового ипотечного рынка

2. Ипотечные рынки развитых стран

Цель занятия: Охарактеризовать ипотечные рынки развитых стран и их место и роль в мировом хозяйстве

В экономически развитых странах сложились высокоорганизованные системы ипотечного кредитования. Система ипотечного кредита в каждой стране имеет свои особенности. В процессе изучения и анализа мирового опыта ипотечного кредитования становится очевидным, что принципиально различающихся моделей организации ипотечного кредитования как целостных систем, в сущности, всего три и различаются они прежде всего принципами формирования общего портфеля кредитных ресурсов для ипотечного кредитования. Это — замкнутая (автономная), усеченно-открытая и расширенно открытая модели.

Ключевым отличительным признаком сбалансированной автономной модели является сберегательно-ссудный принцип функционирования, при котором кредитные ресурсы не заимствуются на открытом рынке капиталов, а целенаправленно формируются за счет привлечения сбережений будущих заемщиков по принципу кассы взаимопомощи.

В рамках этой модели право на получение ссуды заемщик имеет только в том случае, если ранее он, согласно жилищно-сберегательному контракту, направлял в систему свои временно свободные денежные средства. Как правило, это 30-50% от требуемой суммы кредита. По данной схеме действуют ссудо-сберегательные ассоциации, строительные общества, кредитные союзы. В качестве источника предоставления кредитов используются средства, поступающие от вкладчиков по жилищным накопительным контрактам, от заемщиков в виде платежей по ссудам, а также государственные премии (дотации).

Кредитные институты, использующие эту схему, предоставляют заемщикам ряд преимуществ, по сравнению с заемщиками ипотечных банков. В отличие от ипотечных банков, процентные ставки по вкладам и ссудам в жилищных сберегательных контрактах значительно ниже рыночных и фиксируются на все время контракта по жилищному накопительному вкладу.

Кроме того, по мере накопления средств заемщик оценивает свои возможности по погашению кредита и «привыкает» к кредитной дисциплине.

Целевой жилищный накопительный вклад дает преимущества и банку. В течение накопительного периода происходит формирование кредитной истории клиента, оценка его платежеспособности и готовности осуществлять платежи по погашению кредита. Банк также имеет возможность создавать дополнительную базу для расширения выдачи ипотечных кредитов.

В силу своей автономности данная модель совершенно не зависит от общего состояния финансово-кредитного рынка, а также от колебаний рыночной цены заемных денег.

В настоящее время существуют три типа ссудо-сберегательных учреждений:

· полностью закрытого типа, при котором вклады являются единственным источником ресурсов (как, например, строительные сберегательные кассы — Bausparkasse в Германии);

· относительно закрытого типа (строительные общества — Building societies в Великобритании, сберегательные учреждения во Франции), где кредиты предоставляются не только вкладчикам, а средства накапливать могут не только заемщики;

· полностью открытого типа (ссудо-сберегательные ассоциации в США — Saving and Loans), при котором источником ресурсов являются как вклады, так и средства, привлекаемые на финансовом рынке.

Вторая модель — усеченно-открытая — в основном замыкается в рамках первичного рынка закладных. Закладные, полученные банками от клиентов по выданным ссудам в рамках такой модели, используются в качестве обеспечения части привлекаемых внешних финансовых ресурсов. Как правило, по такой схеме работают универсальные банки.

Совокупная заявка всех клиентов банка на ипотечные ссуды может обеспечиваться банком из произвольных источников, в том числе за счет собственных капиталов; средств клиентуры, находящихся на депозитах; межбанковских кредитов и т. п.

Существует прямая зависимость процентных ставок по ипотечным ссудам от общего состояния кредитно-финансового рынка в стране. Она оказывает существенное влияние на масштаб и активность банков по ипотечному кредитованию в отдельные благоприятные и неблагоприятные периоды.

Относительная простота организации ипотечного кредитования на базе этой модели обусловила достаточно широкое практическое распространение ее во многих странах мира и особенно в развивающихся странах с не полностью сформировавшейся инфраструктурой финансового рынка и рынка ценных бумаг. Однако по той же причине она занимает нишу на рынке ипотечных услуг и в развитых странах, таких как Англия, Франция, Испания, Израиль и др.

И наконец, расширенная модель ипотечного кредитования. Данная модель основана на выпуске ипотечных ценных бумаг, и основной приток кредитных ресурсов поступает со специально организованного для этой цели вторичного рынка ценных бумаг, обеспеченных закладными на недвижимость.

Ипотечная облигация — долгосрочная ценная бумага, выпускаемая под обеспечение недвижимым имуществом и приносящая твердый (фиксированный) процент. Данная модель может быть одноуровневой и двухуровневой.

Одноуровневая модель представляет собой механизм, когда кредитор сам выпускает ипотечные ценные бумаги под обеспечение выданных им кредитов. Данная система действует в ряде европейских стран (Германия, Дания, Австрия, Франция, Норвегия, Швеция и другие). В качестве инвесторов могут выступать другие кредитные и финансовые организации, страховые компании, пенсионные фонды, а также население.

Ипотечные облигации обращаются и на внутренних, и на международных рынках, котируются на ведущих биржах. Ипотечные облигации составляют значительную долю в инвестиционных портфелях страховых компаний и других финансовых институтов.

В большинстве европейских стран заниматься ипотечным кредитованием за счет выпуска ипотечных облигаций могут только ипотечные банки. Единственное исключение — Испания, в которой любой банк имеет право выпускать ипотечные облигации.

Несмотря на свою долгую историю, модель ипотечных облигаций мало распространена. Восемьдесят пять объема рынка ипотечных облигаций Западной Европы приходится на три страны, для которых эта модель традиционна, — Данию, Швецию и Германию. При этом в Дании практически все ипотечные кредиты финансируются за счет выпуска ипотечных облигаций, в Швеции — около 70%. На немецком рынке ипотечные облигации занимают около 20%. В некоторых евро-пейских странах — Великобритании, Ирландии, Бельгии, Греции, Италии — модель, основанная на использовании ипотечных облигаций, вообще не применяется. В других европейских странах эта модель используется, но в очень малых объемах.

Двухуровневая модель предполагает наличие специальных посредников на вторичном ипотечном рынке, в роли которых могут выступать крупные ипотечные банки или специализированные кредитные организации. В США это: Федеральная национальная ипотечная ассоциация (Fannie Мас), Корпорация жилищного кредитования (Freddie Mac), Правительственная национальная ипотечная ассоциация (Ginnie Мас); в Канаде — Канадская ипотечная и жилищная корпорация (СМНС); в России — Федеральное Агентство по ипотечному жилищному кредитованию; в Гане — Компания жилищного финансирования (КЖФ), в Республике Казахстан – Казахстанская ипотечная компания

 

Как свидетельствует мировой опыт, инициатива создания специализированной ипотечной структуры (кондуита) в большинстве стран принадлежит государству. Однако при дальнейшем развитии ипотеки государство, как правило, передает инициативу в частные руки. Особенно ярко это проявилось в США.

Идея заключается в том, что первичный кредитор (банк), выдав ипотечный кредит, тут же продает его специальной организации — кондуиту. Ипотечный кредит при этом уходит с баланса банка и переходит на баланс кондуита.

Кондуитом проводится так называемое укрепление кредита — дополнительное обеспечение эмиссии. Наиболее распространенным способом укрепления кредита является создание пула закладных (портфеля однородных кредитов). При этом положение должников по ипотечным ссудам не изменяется (характер и размер их обязательств сохраняется).

Кондуит, собрав купленные кредиты в пулы, продает их инвесторам в виде MBS — ценных бумаг, обеспеченных ипотекой. При этом кондуит дает инвестору гарантию своевременной выплаты основного долга и процентов по этим ценным бумагам, т. е. предоставляет страховку от кредитного риска.

Трансформация ипотечных займов в ценные бумаги называется секьюритизацией. Секьюритизации подлежат однотипные ипотечные ссуды, обладающие стандартными характеристиками (чаще всего жилищные ссуды).

При использовании этой системы роль и функции ипотечных банков меняются кардинальным образом. Поскольку ипотечный кредит, поступив на их баланс, сразу с него убывает, ипотечные банки из финансовых учреждений превращаются в своеобразных посредников. Развитие данной модели организации жилищного финансирования предполагает наличие вторичного ипотечного рынка, т. е. рынка, на котором продаются уже выданные ипотечные кредиты.

Реализация расширенной открытой модели может быть обеспечена лишь при условии создания расширенной инфраструктуры ипотечного рынка, как правило, при определенном содействии государства и как минимум, при его частичном контроле эмиссии ценных бумаг, обращающихся на вторичном рынке.

Данная модель подвержена влиянию общего состояния финансово-кредитного рынка, поэтому широкое применение такие модели могут иметь лишь в странах с очень устойчивой экономикой. Не случайно наибольшего распространения и совершенства эта модель достигла в США. По данной причине часто расширенную открытую модель также называют «американской моделью ипотеки».

1. Финансовый механизм и банковские операции. Под ред. Букато В.И., Лапидуса М.К. – М. Финансы и статисктика,1991г.

2. Н. А. Миклашевская, А. В. Холопов. Международная экономика. М.:Дело и Сервис..2001

3.Искаков У.М., бохаев Д.Т., Рузиева Э.А. Финансовые рынки и посредники: Учебник – Алматы:Экономика,2005-298

 

 


[i] Применяется в том случае, если осуществляется депонирование

 

 

Валютная котировка-определение валютного курса на основе избранных рыночных механизмов.

 

Валютная позиция-разность,положительная или отрицательная,между требованиями или обязательствами предприятия или банка в каждой из валют, в которых они производят расчеты. Валютная позиция для банка (биржи)-наличие у банка (биржи) требований и обязательств в какой-либо валюте. Открытая позиция в какой-либо валюте-несовпадение требований и обязательств в данной валюте, т.е. несоответствие покупок и продаж иностранной валюты.

Превышение покупок над продажами-длинная позиция, продаж над покупками-короткая позиция.

 

Валютная спекуляция-игра на будущей цене валюты в целях получения максимального выигрыша от валютной сделки.

 

Валютное регулирование-это деятельность уполномоченных государственных органов (органов валютного регулирования) по установлению порядка проведения валютных операций в целях обеспечения укрепления платежного баланса страны, устойчивости национальной валюты, развития внутреннего валютного рынка и контролю за его соблюдением.

 

Валютные ограничения-совокупность мероприятий и нормативных правил, установленных в законодательном или административном порядке, направленных на ограничение операций с валютой, золотом и другими валютными ценностями.

Финансовая политика законодательно оформляется в соответствующих нормативных актах:

-закон о государственном бюджете

-закон о налоговой системе

-закон о денежно-кредитной политике

Этапы формирования финансовой политики:

1)Разработка общей концепции,основных направлений, целей и задач финансовой политики.

2)Создание адекватного финансового механизма

3)Управление финансовой деятельности государства и его субъектов, путем повышения эффективности управления.

3 основных вида финансовой политики:

1)Классическая –основана на трудах классиков полит. экономики Адама Смита и Давида Рикардо. Ее особенностью является невмешательства государства в экономику, сохранение свободной конкуренции и использование рыночного механизма как и регулятора экономики.

2)Регулируемая- основана на экономической теории Дж. Кейнса. Ее особенностью является вмешательство и регулирование государством циклического развития экономики. Основным инструментом регулирования являются гос. расходы, за счет которых формируется дополнительный спрос, рост производства, ликвидация безработицы.

3)Планово-директивная – применяется в странах с административно-командной системой управления экономики. Основана на государственной собственности, на средствах производства. Ее целью является концентрация всех неиспользованных финансовых ресурсов населения, предприятий и местных органов власти в руках государства. Их последующее распределение в соответствии с основным направлением государственного плана развития.

Основными направлениями финансовой политики являются:

1)Налоговая политика – реализует интересы государства, ее главное назначение состоит в изъятии части ВВП у хозяйствующих субъектов населения на общегосударственные нужды,формирование необходимых фондов.

2)Бюджетная политика- связанна с распределением финансовых ресурсов государства по отраслевому, целевому и территориальным назначениям, организацией и контролем за их эффективным использованием.

3)Денежно-кредитная политика – направлена на организацию денежного обращения в стране, обеспечение устойчивости национальной денежной единицы, развитие кредитной системы страны.

4)Социальная политика – связана с обеспечением социальной справедливости в обществе, поддержкой социально-уязвимых слоев населения, формированием и соблюдением обоснованных социальных стандартов жизни(прожиточный минимум, минимальная зарплата, пенсия и т.д.)

5)Инвестиционная политика – направлена на создание благополучных условий для привлечения ин. И отечественных инвестиций путем налоговых льгот, гарантий сохранности инвестиций, устойчивости финансового законодательства.

6)Политика в области международных финансов – направлена на интеграцию, национально-финансовой системы в мировую, участие в международных финансовых организациях и программах.

В зависимости от временного интервала, на который разрабатывается финансовая политика различают:

-финансовая стратегия- она ориентируется и разрабатывается на длительный период развития и предусматривает решение крупномасштабных задач в рамках экономической стратегии государства. Например, стратегия развития ПМР на период 2025 г.

-финансовая тактика – направлена на решение задач конкурентного этапа развития государства и связана с применением форм и методов организации финансовых отношений, исходя из текущих потребностей государства.

2.Финансовое регулирование экономики. Основные концепции финансового регулирования.

В основу государственного регулирования заложены 2 основные концепции:

1)монетаризм

2)кейнсианство

1-предписывают денежной массе, находящейся в обращении, роль определяемого фактора в процентах формирования хозяйственной конъюнктуры. Рынок должен быть свободным и нерегулируемым, а вмешательство государства в экономику ограниченно. Государство должно поддержать стабильный рост денежной массы, что будет способствовать росту экономики. Эту концепцию использует международный валютный фонд (МВФ) для реализации программ финансовой стабильности государств, испытывающих финансовые трудности (рост дефицита бюджета, государственные дома) и приобретение внешних источников финансирования бюджетного дефицита и дефицита платежного баланса. Ограничительная политика монетаризма основывается на сокращении государственных расходов и увеличение налоговых ставок. Цель такой политики – сокращение покупательных способностей населения, уменьшение бюджетного дефицита и снижение уровня инфляции. При отсутствии внешних источников финансирования, предприятие расходует собственные средства, происходит естественное сокращение объема производства и замедление темпов экономического роста. Все эти меры в конечном итоге направлены на переориентацию ресурсов от потребления к накоплению. Политика ограниченного спроса усиливает конкуренцию и возможность банкротства, приводит к росту социальной напряженности в обществе.

2- является противоположностью монетаризма. Оно заключается в государственном регулировании и в государственных поддержках, проводящих в экономике при образовании. Кейнсианство базируется на увеличении государственных расходов и снижении налогов и денежно-кредитной политики, связян. с расширением денежной массы в обращении. Увеличение государственных расходов, стимулирует рост производства, рост инвестиций и вложений в человеческий капитал. Кроме того, расширяется покупательная способность населения и совокупный спрос на товары, работу, услуги. Такая политика требует жесткого контроля за ценами, т.к. издержки производства имеют тенденцию к росту. Контроль необходим также в связи с ростом информации, процентных ставок и налогов. Ликвидация бюджетного дефицита и обеспечение роста налоговых поступлений происходит за счет расширения производства и увеличение объема выпускаемой продукции. В этом случае, необязательно повышать ставки налогов, т.к. автоматически расширяется налогооблагаемая база. Государство должно строго следить за тем, чтобы темп роста расходов не превышал темп роста дохода. Кейнсианство, как и монетаризм в чистом виде в мировой финансовой практике не применяется.


 

Финансовый механизм

1.Финансовый механизм. Его составные звенья и элементы.

Реализация финансовой политики обеспечивается с помощью финансового механизма.

Финансовый механизм представляет собой совокупность форм и методов воздействия на экономическое и социальное развитие общества в процессе формирования, распределения и использования ресурсов.

Финансовый механизм является составной частью хоз. Механизма, он закрепляется законодательно в различных нормативных актах.

Различают следующие составные части финансового механизма:

1)Финансовый механизм предприятий, организаций, учреждений(коммерческих, некоммерческих)

2)Финансовый механизм государственных финансов

3)Финансовый механизм страхования

4)Финансовый механизм финансовых рынков

Таким образом структура финансового механизма в государстве аналогична финансовой системе. Во всех случаях в каждой из рассмотренных частей финансовый механизм с точки зрения воздействия на общественное воспроизводство содержит определенные функциональные звенья:

-модернизация финансовых ресурсов, т.е. создание целевых фондов денежных средств

-распределение финансовых ресурсов – осуществляется с использованием различных норм и нормативов, установление преференций(предпочтений) и др.

-контроль и регулирование – обеспечивается путем сопоставления фактических данных в ходе формирования, распределения и использования денежных ресурсов с плановыми и выработке и реализации мер по устранению отклонений.

Для усиления финансового воздействия на экономику в финансовом механизме предусмотрен блок стимулов и санкций.

2.Формы и методы финансового действия на экономику

В финансовом механизме используется 2 формы воздействия на экономику:

1)Финансовое обеспечение, обеспечение субъективного хозяйствования и государственной необходимости или финансовые ресурсы. Реализация в виде самофинансирования, кредитования, безвозмездного финансирования за счет средств бюджета.

Самофинансирование предполагает использование собственных источников деятельности или расширение производства для коммерческих предприятий и организаций. Кроме того, при самофинансировании используется такой метод финансового обеспечения, как привлечение финансовых ресурсов с помощью выпуска акций, облигаций и др..

Кредитование базируется на привлечении финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов и гос. на условиях срочности, платежности, возврата и залога.

2)Финансовое регулирование – связанно с регламентацией распределительных процессов в обществе в целом, в отдельных отраслях и на предприятиях. Оно осуществляется путем установления различных норм потребления и накопления, величина социальных стандартов, минимальной зарплаты, пенсий и др.

При этом различают:

-Сальдовый метод финансового регулирования заключается в распространении доходов и расходов по элементам и выведением итогов остатка(сальдо). В случае превышения расходов над доходами (дисбаланса) изыскивают дополнительные источники доходов или сокращают расходы.

-Налоговый метод финансового регулирования заключается в установлении дифференциальных ставок налогообложения. Меньшие ставки – для стимулирования наиболее важных отраслей народного хозяйства и видов деятельности.

Кроме того налоги дифференцируются по целевому назначению:

-республиканские налоги, которые поступают в республиканский бюджет

-местные налоги- поступают в местный бюджет

-социальные налоги ЕСН – поступают для формирования пенсионного фонда, фонда социального страхования, фонда занятости населения.

3.Система финансовых рычагов и стимулов в финансовом механизме.

В финансовом механизме используется система финансовых рычагов и стимулов, которые усиливают воздействие финансового механизма на экономику к финансовым рычагам (инструментам) относительную прибыль, амортизационные отчисления, налоги, страховые платежи и процентные ставки.

Устанавливая различную их величину государство стимулирует или замедляет формирование соответствующих фондов. Так увеличивая ставки налогообложения государство улучшает возможности формирования своих фондов.

Усиление воздействия финансового механизма на экономику достигается также путем применения различных стимулов и санкций.

Основными формами стимулирования являются:

1)Условия и порядок формирования доходов и накоплений.

2)Условия и принципы финансирования и кредитования.

3)Порядок применения норм, «и ставок», формирование фондов денежных средств.

В финансовом механизме предусмотрен широкий спектр льгот по налогам, взымаемых бюджетом (республиканские и местные) путем частичного или полного освобождения от неуплаты.

Так во многих налоговых системах практикуется полное освобождение от уплаты налогов на прибыль и доход на 2 года деятельности и частичное освобождение в последующие 2 года.

Предприятия, направляющие значительные средства на освоение новых видов продукции, проведении природоохранительных мероприятий,занимающиеся благотворительностью и поддержкой социальных уязвленных слоев населения, получают льготы и снижение ставок налогообложения.

Для стимулирования безусловного выполнения финансовых обязательств перед государством, партнерами по бизнесу в финансовом механизме предусмотрены различного рода санкции:

-экономического характера- штрафы, пени, неустойки применяющиеся за нарушение сроков, объем и законности выполнения финансовых обязательств хозяйствующими субъектами

-административного характера- освобождение от занимаемой должности

-уголовного характера

Рассмотренная структура финансового механизма, его составные элементы используются для различных предприятий и организаций разных форм собственности и всех уровней управления экономикой.


 

Управление финансами.

1.Понятие «Управление финансами», стадии управления финансами и их содержание.

Управление в общем смысле- это совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения определенного результата.

Важной областью управленческой деятельности государства является управление финансами. Его осуществляет специальный аппарат с помощью особых приемов и методов, разнообразных стимулов и санкций.

Управление финансами – деятельность государства, направленная на выработку и реализацию финансовой политики.

Финансовые отношения объективны,но их содержание и структура изменяются в соответствии с целями и задачами финансовой политики.

По своему содержанию управление финансами охватывает содержание, применение, проверку, соблюдения, анализ и совершенствование форм финансовых отношений, с помощью которых реализуется финансовая политика.

Формы финансовых отношений законодательно оформляются в виде нормативных актов и представляет собой финансовый механизм.

Так, например, отношения государства, предприятий и населения по поводу взымания налогов, регламентируется налоговым законодательством и представляет собой налоговый механизм.

Финансы могут выступать как объект управления, так и субъект.

Объектом управления финансы становятся на стадии их формирования (создания);

Субъектом (инструментом) становятся на стадии применения.

В управлении финансами можно выделить функциональные элементы или стадии:

1)планирование

2)регулирование или оперативное управление

3)контроль

Планирование является важнейшей стадией управления и заключается в разработке новых форм финансовых отношений с целью реализации финансовой политики,выбора форм и методов их применения. Оно включает:

-Оценку исходного состояния финансов

-Выработку управленческих решений по эффективному их использованию

-Выявление возможности увеличения финансовых ресурсов.

Управление решения на этом этапе базируется на сборе и анализе достоверной финансовой

Регулирование или оперативное управление-это комплекс мер, разработанный и реализованный на основе анализа, складыв-ся финн. ситуации с целью получения максимального эффекта при минимальных затратах, затратах путем перераспределения финансовых ресурсов.

Контроль - он осуществляется специальными уполномоченными организациями (В государственных фин. – налоговая служба, гос. казначейство. На уровне предприятия- специальные подразделения или отдельные специалисты).

Задача финансового контроля- проверка выполнений заданий финансового плана и соблюдение субъектами финансовых отношений установленных форм и методов финансовых отношений.

Финансовый контроль осуществляется путем сопоставления фактических финансовых показателей с плановыми, выявление резервов формирования фондов денежных средств, проверкой соблюдения финансового законодательства. Он осуществляется как на этапе планирования, так и на этапе оперативного управления и регулирования. На стадии планирования он выражается в сопоставлении планир-х показателей с директивным (контрол-м), а также путем контроля соблюдения законности финансовых операций. В зависимости от временного интервала, на который разрабатывается и осуществляется управленческое воздействие различают:

-Статистическое управление- оно осуществляется путем разработки и реализации долгосрочных целей финансовой политики государственного или хозяйствующего субъекта и оформляется в виде концепций, программ, при этом устанавливается объем и пропорции финансовых ресурсов необходимых на осуществление финансовой политики,формы и методы финансовых отношений. Стратегическое управление осуществляется финансовыми органами государства на уровне предприятия и его финансовых подразделений. Примером является программа развития Республики до 2020-25 гг..

-Оперативное управление- представляет собой разработку и реализацию управ. Воздействий на краткосрочный период. Его плановая задача – реализация целей стратегического управления.

Оперативное и стратегическое управление тестно взаимосвязаны, т.к. решают общие задачи, вытекающие из финн. политики.

2.Объекты и субъекты управления финансами.

На этапе применения разработанных финансовых отношений в процессе управления финансами выделяют:

-объекты финансового управления

-субъекты финансового управления

Объекты управления финансами – разнообразные виды финансовых отношений, их стркутура аналогична структуре финансовой системы. В соответствии с этим выделяют следующие объекты:

1)финансовые предприятия, организации, учреждения(см. фин.сист.)

2)государственные финансы

3)финансы страховых организаций

4)финансы финансовых рынков

К субъектам управления финансами относятся:

1)финансовые службы, отделы, органы, которые осуществляют управление финансами на уровне предприятий, организаций

2)Финансовые органы государства(министерство финансов, ЦБ)

3.Органы управления финансами и их функции.

Финансовое управление осуществляется с помощью финансового аппарата.

Финансовый аппарат – совокупность органов и организаций, осуществляющих управление финансами в области финансов. т.е. финансовый аппарат-система государственных органов государства. Естественно он состоит из элементов аналогичных группировке финансовых отношений,т.е. финансов организаций и предприятий, органов управления финансами государства. В структуре органов управления финансами выделяют:

-органы общего управления финансами

-органы оперативного управления финансами

-органы отраслевого и корпоративного управления

К органам общего управления относятся законодательные органы(В.С.), правительство. Эти органы определяют финансовую политику; формируют финансовое законодательство; осуществляют общий контроль за его соблюдением.

Органы оперативного управления финансами реализуют в жизнь финансовую политику, разрабатывают проекты форм и методы финансовых отношений, издают инструкции по их применению, контролируют соблюдение форм и методов финансовых отношений, изучают их эффективность,вносят предложения в законодательный орган по их совершенствованию.

Органы отраслевого и корпоративного управления разрабатывают и реализуют финансовые планы,контролируют их исполнение и соблюдение подчиненными им структурами финансового законодательства. Осуществляются структурными подразделениями министерств и ведомств финансовых подразделений предприятий. Ведущими органами оперативного государственного управления финансами является министерство финансов. Оно разрабатывает проекты финансовых планов гос. бюджета, внебюджетных фондов, вносит от имени правительства в законодательные органы, о




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 393; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.334 сек.