Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Финансовый контроль

1.Сущность и содержание финансового контроля. Объекты и субъекты финансового контроля.

Финансовый контроль представляет собой завершенную стадию управления финансами. Финансовый контроль – целенаправленная деятельность уполномоченных органов по обеспечению субъектами хозяйствования установленных форм и методов финансовых отношений, анализа их эффективности и разработки предложений по их совершенствованию. Целью финансового контроля является содействие реализации цели и задачи финансовой политики. Результатом финансового контроля являются различные показатели, которые характеризируют финансовое состояние объекта контроля, результаты совершенствования финансовых операций. В зависимости от уровня осуществления финансового контроля различают:

1) Макроуровень – финансовый контроль осуществляется органами государства и называется государственный финансовый контроль. Его задачами является обеспечение формирования и использования централизованных финансовых ресурсов государственного контроля за соблюдением установленных законодательно форм и методов финансовых отношений (налоговых дисциплин; бюджетных дисциплин), выявление диспропорций в распределении и использовании финансовых ресурсов. Объектом контроля на этом уровне выступают государственные финансы, предметом- свободные финансовые планы. В качестве субъектов контроля на этом уровне выступают органы законодательной власти и государственного управления. Контроль осуществляется в виде налогов, бюджетного контроля, банковского надзора.

2) Микроуровень – негосударственный финансовый контроль – уровень хозяйских субъектов всех форм собственности. Его задачами является:

-обеспечение соблюдения хозяйскими субъектами своевременными и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетами государства.

-обеспечение соблюдения хозяйскими субъектами действительного финансового законодательства

- выявление внутрихозяйских резервов, разработка предложений по повышению эффективности использования финансовых ресурсов.

Объект –финансово-хозяйственная деятельность предприятий и организаций.

Предмет- финансовые планы и показатели хозяйствующих субъктов. Осуществляется финансовый контроль специальными финансовыми подразделениями или отдельными специалистами.

2.Организация финансового контроля.

Финансовый контроль организуется в форме государственного финансового контроля и негосударственного финансового контроля.

Негосударственный финансовый контроль подразделяется на: внутренний(внутрифирменный или корпоративный) и внешний(аудиторский).

Государственный финансовый контроль включает в себя:

1)президентский контроль – осуществляется в соответствие с конституцией путем издания указов по финансовым вопросам, дописывание законов, назначение и освобождение от должности мин.финансов, представление в законодательный орган кондидатур для назначения на должность председателя ЦБ.

2)Контроль со стороны органов законодательной власти – осуществляет комитеты и комиссии ВС(РФ- федеральное собрание), счетная палата. Комитеты и комиссии контролируют исполнение установленных форм и методов финансовых отношений, оценивают их эффективность, вносят изменения и дополнения в финансовое законодательство. Счетная палата контролирует исполнение гос. бюджета и бюджета внебюджетного фонда, разрабатывает предложения по устранению обнаружения нарушений и упорядоченных бюджетных процессов, оценивает эффективность и целесообразность расходования бюджетных средств субъектами бюджетного финансирования независимо от формы собственности. Счетная палата контролирует также состояние государственного внутреннего и внешнего долга.

3)Контроль со стороны органов исполнительной власти- осуществляется на всех уровнях государственного управления в соответствии с полномочиями этих органов. Правительство в соответствие с Конституцией контролируют процесс разработки и исполнения гос. бюджета, осуществление единой политики в области финансов, денежного обращения и кредита. Оно регулирует финансовую деятельность министерств и ведомств, деятельность подведомственных ему органов финансового контроля. Ведущим министерством в осуществлении финансового контроля является Министерство финансов. Оно осуществляет финансовый контроль в ходе разработки и реализации гос.бюджета, контролирует поступление и расходование бюджетных средств и средств внебюджетных фондов, учавствует в проведении валютного контроля. Оперативный контроль распределения и исполнения государственных средств занимается государственное казначейство. Большую роль в системе органов исполнительной власти играют налоговые органы. Они представляются гос. налоговой службой, а также гос. налоговыми инспекциями на местах. Их главной задачей является контроль за соблюдением налогового законодательства, своевременного и полного налогового поступления.

4)Государственный таможенный комитет – осуществляет контроль за соблюдением налогового и таможенного законодательства при перемещении товаров через границы государства.

Негосударственный финансовый контроль включает внутрифирмовый и корпоративный финансовый контроль.

Аудит – независимый платный финансовый контроль, осуществляющий специализированными организациями. Относится также контроль со стороны КБ, осуществляющих кредитование хозяйствующих субъектов, он выражается в оценке платежа и кредитоспособности заемщика.

3.Методы финансового контроля.

В финансовом контроле используются разнообразные методы:

1)Проверки по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчетных данных балансовых документов. В ходе проверки выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по их устранению.

2)Обследование – охватывает более широкий круг финансово-экономических показателей, обследуемого объекта с целью определения его финансового состояния и возможных перспектив развития. В ходе обследования могут быть осуществлены контрольные меры выполнения работ, расхода материалов, топлива, энергии и других факторов производства.

3)Надзор – производится контролирующими функциями за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов деятельности, нарушение которых влечет за собой отзыв лицензии.

4)Анализ финансового состояния предполагает детальное изучение периодической и годовой финансовой бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности, ликвидности обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.

5)Наблюдение(мониторич.) – постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданных ссуд и финансовых состояний предприятия-заемщика. Осуществляется по определенной системе показателей.

6)Ревизия – наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля целесообразности, обоснованности и эффективности совершенных хозяйственных операций. Оценивается также соблюдение финансовой дисциплины, достоверности данных бух. учета и отчетности.

По времени проведения контроля различают:

-предшествующий- до свержения фин.хоз. операций. Обычно используются на этапе планирования.

-текущий- во время свержения хоз. операций с целью оценки законности ее проведения, правильности оформления финансовых документов.

-последующий – после свержения хоз.операций. Главное назначение- оценка эффективности определенных операций(совершившихся).


 

Финансы коммерческих предприятий и организаций.

1.Сущность и функции финансов коммерческих предприятий и организаций.

Коммерческими называются предприятия, целью деятельности которых является извлечение прибыли. Прибыль является главным источником расширенного воспроизводства этих предприятий.

Финансы коммерческих предприятий и организаций представляют собой денежные отношения, связанные с формированием, распределением и использованием целевых фондов денежных средств (финансовых ресурсов) предприятий и организаций. Эти фонды возникают в результате денежных отношений предприятия с контрактами (другие предприятия, гос., физ. лица). Эти отношения очень разнообразны, но по экономическому содержанию их группируют по следующим направлениям:

1)Между учредителями в момент создания предприятия по поводу формирования собственного капитала и в его составе устав.(акционер или складоч.) капитала.

2)Между предприятиями и организациями по поводу реализации продукции, работ, услуг потребителям и потребления продукции, работ, услуг, поставки. Эти отношения являются основными,т.к. от их результатов зависит конечный финансовый результат предпринятой деятельностью предприятия.

3)Между предприятиями, его подразделениями, филиалами, дочерними предприятиями и по поводу наделения их необходимыми для деятельности ресурсами и распределение полученных доходов.

4)Между предприятиями и вышестоящими структурами(финансово-промышленными группами, холдингами, союзами, ассоциациями, членом которых является предприятие). Эти отношения возникают по поводу формирования, распределения и использования целевых денежных фондов и резервов, создаваемых в этих структурах за счет участников, оказание финансовой помощи на возвратной основе.

5)Между предприятием и его работниками по поводу распределения и использования доходов, выпуска, размещение акций, облигаций, выплата процентов и дивидентов и др.

6)Между предприятием и финансовой системой государства по поводу уплаты налогов и обязательных платежей и финансирования из бюджета, предоставление налоговых льгот, применение штрафных санкций.

7)Между предприятием и банковской системой по поводу получения и возврата банковского кредита, покупки(продажи) валюты, организации безналичных расчетов и хранения денег и др.

8)Между предприятием и страховыми компаниями по поводу страхования имущества, отдельных категорий работников, коммерческих и предпринимательских рисков.

9)Между предприятием и инвестиционными институтами, фондами по поводу размещения инвестиций и приватизаций гос. и муниципальной собственности.

Каждая из рассматриваемых групп финансовых отношений имеет свои особенности и сферу применения. Однако все эти отношения носят двухсторонний характер: их материальной основой является движение денежных средств, в результате которых формируется собственность и в его составе устав, капитал, осуществляется кругооборот средств предприятия, формируются и используются фонды и резервы предприятия.

Функции финансовых коммерческих предприятий- те же, что и у финансов в целом, т.е. распределение и контроль.

Распределение – связана с формированием, и использованием финансовых ресурсов предприятия, ее назначение- обеспечить предприятие необходимыми ему финансовыми ресурсами.

Контроль – реализация одновременно с распределительной функцией и обеспечивает контроль за ходом распределения процесса целевым и эффективным использованием финансовых ресурсов.

2.Принципы организации финансовых коммерческих предприятий и организаций.

Финансы коммерческого предприятия и организации не зависимо от их организации – правовой формы организуются на определенных принципах, которые сводятся к следующему:

I принцип - хозяйственной и финансовой согласованности – выражается в том, что хозяйственные субъекты (юридические и физические лица) самостоятельно определяют сферу деятельности, источников финансирования, направление вложения денежных средств с целью увеличения прибыли. Рынок стимулирует предприятие к поиску новых сфер капитала, созданию гибких производств, соответствующих потребительскому спросу. Вместе с тем, о полной хозяйственной и финансовой самостоятельности говорить нельзя, т.к. предприятие функционирует в рамках, установленных государством (налогообложения, взаимоотношения с бюджетными и внебюджетными фондами,амортизационная политика – нормы амортизации, установленные государством).

II принцип – самофинансирования – одно из основных условий успешной предпринимательской деятельности, которое обеспечивает конкурентноспособность предприятия. Означает полную самоокупаемость затрат на производство продукции, работ, услуг и инвестирование в производство за счет полученной прибыли, а при необходимости банковского и коммерческого кредитов. Прибыль является главным источником развития производства.

III принцип – материальной заинтересованности – обеспечивается основной целью предпринимательской деятельности извлечением прибыли. В результатах предпринимательской деятельности (прибыль) проявляет не только его участия, предприятия, но и государства в целом. Прибыль является основным источником формирования доходов государства с помощью налогов. Поэтому государство устанавливает оптимальные нормы распределения прибыли между ним и хозяйствующими субъектами через ставки налогообложения. Этот принцип реализуется также путем установления государственного экономического обоснования амортизационной политики с созданием экономических условий для развития производства. Само предприятие может способствовать реализации этого принципа путем установления экономически обоснованных норм распределения прибыли на потребление и накопление.

IV принцип- принцип материальной ответственности – означает наличие определенной системы ответственности за ведение и результаты финансово-хозяйственной деятельности. Финансовые методы реализации этого принципа различны и ренгаментированы финансовым законодательством. Предприятия, нарушающие договор, обязательства, расчетную дисциплину, сроки возврата полученных кредитов, налоговый закон, уплачивают штрафы, пени, неустойки к нерентабельным предприятиям, не способным отвечать своим обязательствам может быть применена процедура банкротства.

Руководители предприятий несут административную ответственность за нарушение налогового законодательства.

К отдельным работникам может быть применена система штрафов в целях возмещения убытков от брака, лишение премий, увольнение в случае нарушения деловой дисциплины.

V принцип – резервирования. Вытекает из условий предпринимательской деятельности связанной с рисками не возврата вложенных в бизнес средств.

Последствие этих рисков в условиях рынка ложатся на предпринимателя, который самостоятельно и добровольно под личную ответственность реализуют разработанную предпр. программу.

С целью реализации этого пр. предприниматели формируют финансовые резервы и другие аналогичные страховые фонды для укреплений финансового положения предприятия в критические моменты.

Источником формирования таких резервов и фондов является прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия.

На практике из-за низких финансовых возможностей не все предприятия формируют такие резервы. Для акционерных об-в законно установлено обязательное формирование таких резервов.

Все предприятия находятся в постоянном развитии и для их реализации в каждой конкретной экономической ситуации применяются свои формы и методы.

3.Фаторы, влияющие на организацию финансовых коммерческих предприятий и организаций.

На организацию финансовых предприятий влияют 2 фактора:

1) Организационно-правовая форма хозяйствования

2) Отраслевые технико-экономические особенности(принадлежность)

1.Предпринимательская деятельность может осуществляться физическими и юридическими лицами. Физическое лицо осуществляет предпринимательскую деятельность на основе патента и уплаты фиксированного налога независимо от результатов предпринимательской деятельности.

Юридическое лицо – это организация, которая имеет в собственности, хоз. ведения или оперативном управлении обособленное имущество, указанное в уставе. Оно в праве от своего имени приобретать или осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть лицом и ответчик в суде.

Юридическое лицо должно иметь сам-й баланс или смету и юр. адрес.

Юридическими лицами могут быть коммерческие организации,некоторые организации, не имеющие извлеченной прибыли в качестве цели, не распределяющие прибыль между участниками.

Коммерческие организации могут создаваться в форме хозяйственных товариществ, обществ, произв. кооперативов (РФ) и гос. и муницип. Унитарных предприятий.

В зависимости от организационно-правовой формы различают финансовые отношения:

- Для хозяйственных товариществ формирование уставного капитала основывается на вкладах участников товарищества, порядок, распределение полученных доходов определяется уставом товарного имущества(в учредительном договоре)

Управление деятельностью осуществляют его участники путем голосования на общем собрании.

- Общество с ограниченной ответственностью, уставной капитал формируется за счет вкладов его участников, управление осуществляется учредителями с голосованием пропорционально доле вкладов.

-В акционерном обществе формирование уставного капитала осуществляется путем эмиссии акций(выпуск, реализация, изъятие из обращения).

- В ЗАО акции реализуются среди ограниченного круга.

В ОАО - среди неограниченного круга акционеров.

Акции могут быть простые и привилегированные; для владельцев вторых устанавливается обязанность выплаты дивидендов, но они не участвуют в голосовании на общем собрании акционеров.

Распоряжение им акционерные общества осуществляет собрание акционеров.

-Унитарные предприятия, организуются на базе муниципальной или государственной собственности, которая передается им в хозяйственное ведение или оперативное управление.

При хоз. ведении предприятие самостоятельно решает вопросы использования имущества.

При оперативном управлении оно использует имущество только в соответствие с целями и задачами, которые устанавливает собственник.

И в 1 и во 2 случаях собственник определяет возможность продажи, безвозмездной передачи и залога имущества, переданного предприятию. Порядок распределения прибыли после уплаты налогов и обязательных платежей определяет собственник.

В товариществах и хоз. обществах определяются участниками на принципах корпоративности(исходя из их интересов)

Вторые влияют на состав и структуру производственных фондов, длительность производства, особенности кругооборота средств, источники финансирования – составят структуру финансовых фондов и резервов. Так,например, в с/х природные условия вызывают необходимость формирования финансовых резервов как в денежной, так и в натуральных формах.

Природные условия определяют цикл развития растений и животных и кругооборот финансовых ресурсов, концентрации к определенным периодам и необходимость привлечения заемных средств.

Предприятия, учреждения транспорта характеризуются тем, что у них процесс реализации продукции(предоставление услуг) совпадают по времени с оплатой. У них отсутствует в структуре оборотных средств незавершенное производство.

Для этих предприятий характерен высокий удельный вес основных средств(осн. фондов) в структуре фондов предприятия.

Для предприятий промышленности характерно наличие в структуре завтрат незавершенного производства, возникновение которых связанно с длительностью производственного цикла.

Для транспорта, связи, торговли незавершенное производство отсутствует и нет необходимости отвлекать на его формирование средства.

Для отраслей связь, транспорт характерен высокий основных фондов в структуре фондов предприятия.

В торговле удельный вес основных фондов невелик, большая часть средств вложена в товарно-материальные запасы.

4.Затраты на производство продукции и выручка от ее реализации.

Первоначально при создании хозяйственного субъекта источником приобретения производственных фондов, нематериальных активов, необходимых для осуществления финансово хозяйственной деятельности является уставной капитал.

В ходе хоз. деятельности предприятия несут денежные затраты. Они неоднородны по экономическому содержанию и назначению.

Исходя из их экономического содержания все денежные затраты предприятия можно разбить на 3 самостоятельные группы:

1)Расходы связанные с извлечением прибыли.

2)Расходы несвязанные с извлечением прибыли.

3)Принудительные расходы.

1 включают затраты связанные с производством и реализацией продукции, работ, услуг и включают:

1.стоимость материальных затрат за вычетом стоимости возвратных отходов.

2.зарплата всех работников, начисления на з/п

3.амортизация основных фондов и прочие затраты.

Эти расходы составляют наибольший удельный вес в структуре затрат предприятия, связанных с производством и реализацией продукции.

Их состав регламентируется нормативными документами по учету затрат на производство и реализацию продукции(положения, утвержденные правительством республики и инструкции по применению плана счетов б.у.

К этим расходам также относятся инвестиции(долговременные финансовые вложения) в уставной капитал в других предприятий или финансовых инвестиций (приобретение ц.б.) с целью извлечения прибыли.

2. Включаются средства, направленные на потребление владельцев предприятия(%, дивиденды по цен.б.), расходы на гуманитарные и благотворительные цели, отчисление в негосударственное страхование и пенсионные фонды, содержание социальной сферы предприятия.

3.Включаются налоги и налоговые платежи, отчисления во внебюджетные государственные фонды (экономические фонды): экологичный, дорожный и др., создаваемые постановлением правительства.

Расходы по обязательному страхованию работников предприятия с опасными услвиями труда.

Выручка

В процессе производства продукции, работ, услуг, создается новая стоимость, которая определяется ценой и объемом рализ. продукции, работ, услуг.

Выручка является результатом реализации этой новой стоимости и зачисляется на расчетный счет предприятия. В настоящее время предприятие самостоятельно определяет методы учета выручки от реализации продукции, работ, услуг.

Таких методов 2:

1)По факту отгрузки продукции, выполнения работ, оказания услуг и предъявления контрагенту расчетный документ.

2)По факту оплаты и поступления денег на расчетный счет. Он получил наибольшее распространение, поскольку позволяет предприятиям производить своевременные расчеты с бюджетными и внебюджетными фондами, т.к. под начисленные налоги и платежи имеется реальный денежный источник.

Различают валовую выручку- выручка от всех видов деятельности предприятия(основной- на котором специализируется предприятие; инвестиционный – вложение капитала в другие предприятия с целью извлечения прибыли; финансовой деятельности- связан с покупкой и продажей ценных бумаг). Наибольший удельный вес у промышленного предприятия составляет выручка от основного вида деятельности.

Выручка от реализации продукции, работ, услуг является основным источником возмещения авансированного в производ-о продукции, работ, услуг, капитала, его накопления, формирование централизованных и децентрализованных финансовых ресурсов.

Своевременное поступление выручки обеспечивает непрерывность кругооборота средств и бесперебойность производственного процесса.

Несвоевременные поступления выручки влечет простой в производстве, нарушение договорных обязательств и штрафные санкции и снижение прибыли.

Использование выручки (распределение) характеризует начальную стадию распределительного процесса: из выручки возмещаются затраты на материалы, сырье, топливо и др. предметы труда; формируется амортизационный фонд, как источник воспроизводства основных фондов и нематериальных активов.

Поступление выручки на расчетный счет свидетельствует о завершении кругооборота средств до поступления выручки, издержки производства финансируются за счет оборотных средств.

5.Собственный капитал коммерческих предприятий.

Собственный капитал предприятия- разница между суммой активов предприятия и суммой его внешних обязательств. Величина собственного капитала определяется рассчетно по данным бух. баланса.

Собственный капитал подразделяется на:

-постоянный(основной)

-переменный

Собственный капитал может быть снижен менее,чем уровень уставного капитала. В противном случае, предприятие должно заявить о перерегистрации в регистрационной палате.

Переменная часть собственного капитала зависит от финансовых результатов деятельности предприятия. За счет переменного капитала предприятие формирует резервный капитал, добавочный капитал и нераспределенная прибыль.

Резервный капитал формируется за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

Добавочный капитал формируется за счет переоценки отдельных статей необоротных активов(основной капитал), а также эмиссионного дохода за счет выпуска дополнительных акций.

Нераспределенная прибыль – часть прибыли, остающейся в распоряжении предприятий, которая используется на накопление имущества предприятия, либо на пополнение оборотных средств.

5.Собственный капитал коммерческих предприятий.

Собственный капитал предприятия – разница между суммой активов предприятия и суммой его внешних обязательств. Величина собственного капитала определяется расчетно по данным бух. баланса.

Собственный капитал подразделяется на:

1)постоянный(уставной)

2) переменный

Собственный капитал не может быть снижен менее, чем уровень уставного капитала. В противном случае, предприятие должно заявить о перерегистрации в регистрационной палате.

Переменная часть собственного капитала зависит от финансовых результатов деятельности предприятия. За счет переменного капитала предприятие формирует резервный капитал, добавочный капитал и нераспределенную прибыль.

Резервный капитал формируется за счет прибыли, осуществляется в распоряжении предприятия.

Добавочный капитал формируется за счет переоценки отдельных статей необоротных активов (осн. капитал), а также эмиссионного дохода за счет выпуска дополнительных акций.

Нераспределенная прибыль – часть прибыли, остающаяся в распоряжении предприятия, которая используется на накопление имущества предприятия, либо на пополнение оборотных средств.

6.Основной капитал коммерческих предприятий

Основной капитал- часть активов предприятия, вложенного в основные средства, незавершенные долгосрочные инвестиции, нематериальные активы и долгосрочные финансовые вложения.

Основные средства- средства, вложенные в основные производственные фонды и материально-вещественные ценности, относящиеся к средствам труда, неиспользуемые в производстве более 12 месяцев или имеющие стоимость на дату приобретения свыше стократного размера минимальной месячной оплаты труда за единицу независимо от срока службы.

Кругооборот основных средств включает в себя:

-износ основных средств

-начисление амортизации

-формирование амортизационного фонда

-замену изношенных основных фондов за счет средств амортизационного фонда.

Незавершенные долгосрочные инвестиции – затраты на приобретение оборудования и вложение в незавершенное строительство,которые еще не могут быть использованы в производстве и на которые не начисляется амортизация.

Нематериальные активы- активы, не имеющие физически осязаемой формы, их приобретение связано с долгосрочными вложениями, а кругооборот аналогичен кругообороту основных средств.

Долгосрочные финансовые вложения – затраты на долевое участие в уставном капитале других предприятий, вложения в ценные бумаги различного вида на долгосрочной основе, стоимость имущества, переданного в аренду на условиях лизинга.

Возможные источники формирования основного капитала:

1)часть уставного капитала

2)прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия

3)Средства амортизационного фонда

4)Привлеченные денежные средства, полученные от эмиссии ценных бумаг паевых юридических и физических лиц

5)Средства бюджетов

6)Заемные средства

7.Оборотный капитал коммерческих предприятий

Оборотный капитал- часть капитала предприятия, вложенного в его текущие активы.

Часть оборотного капитала,авансиров. в сферу производства и информирует оборотные производственные фонды. Другая его часть функционирует в сфере обращения и образует фонды обращения.

Оборотные производственные фонды – по вещественному содержанию представляет собой предметы труда(сырье, материалы,)а также орудия труда, учитывающие как малоценные быстро изнашивающиеся предметы.

Оборотные производственные фонды обслуживают сферу производства и полностью переносят свою стоимость на стоимость готового продукта, изменяя его первоначальную форму и свойства в течение производственного цикла.

Фонды обращения не участвуют в процессе производства, но необходимы для обеспечения единства производства и обращения продукта.

К ним относятся:стоимость готовой продукции на складе, товаров отгруженных, денежные средства в кассе предприятия и на счетах коммерческих банков, дебиторская задолженность и средства в расчетах.

Характер и сфера функционирования фондов обращения создают предпосылки для выделения их в самостоятельные понятия.

Важным элементом оборотное производство финансов является незавершенное производство- незаконченная в изготовлении продукция на разных стадиях производственного процесса, его величина, зависит от длительности производственного цикла и прямо-пропорциональна ему. В единичном производстве НП наибольшая по величине, в серийном и массовом –минимальна.

Находясь в постоянном движении, оборотный капитал обеспечивает бесперебойный оборот средств, при этом, происходит постоянная и закономерная смена авансиров-й стоимости: из денежной она превращается в товарную, затем в производственную, снова в товарную и снова в денежную. Таким образом возникает объективная необходимость авансирования средств с целью обеспечения непрерывного движения оборотных производственных фондов и фондов обращения для создания производственных запасов, задела незавершенное производство, готовую продукцию и условий для ее реализации.

Первоначально в момент создания предприятия, оборотный капитал создается за счет части уставного капитала. В процессе финансово-хозяйственной деятельности он возвращ-ся к нам вместе с выручкой,а недостаток оборотного капитала происходит за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. В случае ее нехватки, источник пополнения оборотного капитала могут быть постоянная минимальная кредитная задолженность (бюджет, поставщик), банков и коммерческие кредиты.

8.Прибыль и рентабельность коммерческого предприятия.

Прибыль- важнейшая категория рыночных отношений.

Ей присущи 3 функции:

1)Функция экономического показателя, характеризующего финансовые результаты хозяйственной деятельности предприятия.

2)Стимулирующая функция, которая вытекает из цели деятельности коммерческого предприятия и проявляющаяся в процессе ее распределения и использования.

3)Является из основных источников формирования финансовых ресурсов предприятия

Прибыль выступает основным источником финансирования прироста оборотных средств, обновление и расширение производства(увеличение основного капитала)

Максимизация прибыли в связи с этим явлением первейшей додачей финансовых менеджеров. В увеличении прибыли заинтересованно также и государство, т.к. она является источником налоговых поступлений.

На величину прибыли влияют субъективные(зависят от предприятия) и объективные(не зависят)

К субъективным:

- организационно-технический уровень управления предпринимательской деятельностью (применение современных достижений финансово-экономической деятельности, техническая оснащенность).

-конкурентоспособность выпускаемой продукции(уровень затрат и цен на изготовлении продукции технического характера)

-уровень производительности труда(квалификация кадров, фондо- и энерговооруженность труда)

-затраты на производство и реализацию продукции реализацию продукции(лежат в основе д. определения цены)

Объективные факторы:

- уровень цен на потребление материалов,энерго и иные ресурсы

-нормы амортизационных отчислений

- коньюктура рынка (которая зависит от насыщенности рынка товарами,работы и услуг, сезонности)

Прибыль является источником финансирования разных по экономическому содержанию потребностей(государство, предприятия, собственность). При распределении прибыли пересекаются интересы как общества в целом, так и интер. хоз.субъектов., их работников, их контрагентов.

Объектом распределения выступает валовая прибыль (от всех видов деятельности предприятия)

Законодательное распределение прибыли установлено следующим образом:

1)платежи бюджетных и внебюджетных фондов всех уровней

2)прибыль остающаяся в распоряжении хозяйствующих субъектов, направленная в фонд накопления, потребления, резервный)

Финансовые накопления предназначены для финансирования научно, технологических, проектно-практических работ, разработка и освоение новых видов продукций и технологий, финансирование затрат на техническое перевооружение производства и его реконструкцию, природоохранительные мероприятия. В целом этот фонд используется для увеличения стоимости имущества предприятия и прирост оборотных средств.

Финансовое потребление используется на социальное развитие и социальные нужды: содержание объекта социально-культурного быта, находящееся на балансе предприятие, проведение культурно-оздоровительных и массовых мероприятий, выплата премий, оказание материальной помощи и пособий и надбавок к пенсиям, на выплату дивидентов.

Резервные фонды- обеспечивают финансовую устойчивость предприятия, покрытие непредвиденных убытков.

Рентабельность- в отличие от прибыли, которая оценивает эффективность предпринимательской деятельности, характеризует эффективность этой деятельности. Рентабельность- относительный показатель,отражающий доходность предприятия, его капитала.

В рыночной экономике существует система показателей рентабельности:

-рентабельность отражается как отношение прибыли к капиталу, эффективность использования которого мы хотим оценить(в % или в безразмерной величине)

- Рентабельность всей реализованной продукции можно определить как процентное отношение прибыли от реализации продукции и затратам на ее производство и реализацию.

-процентное отношение прибыли от реализации продукции к выручке

- рентабельность отдельных видов продукции- зависит от цены и полной себестоимости – отношение цены реализации продукции за вычетом полной себестоимости к полной себестоимости

-рентабельность имущества (активов) предприятия – процентное отношение чистой прибыли (остающ. в распоряжении предприятия) к следующей величине активов имущества предприятия.

Аналогичным образом можно рассчитать рентабельность необоротных активов и оборотных активов.


 

Особенности финансирования коммерческих предприятий в различных организационно-правовых и организ. формах.

1.Финансы государства, муниципальных унитарных предприятий.

Унитарными могут быть только государственные и муниципальные предприятия. Финансовые особенности этих предприятий обусловлены отсутствием права собственности на закрепленное за ними имущество. Имущество унитарных предприятий неделимо, не распределяется на вклады или долевое участие работников. Имущество унитарных предприятий используется ими для ведения предпринимательской деятельности на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Учредительным документом унитарного предприятия является устав, в котором содержатся сведения о размере уставного капитала,других фондов денежных средств, порядка распределения прибыли, источниках формирования фондов. Управление унитарным предприятием осуществляет руководитель, назначаемый собственником. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем имуществом, но не несет ответственность по обязательствам собственника этого имущества. Решение о создании унитарного предприятия принимает соответствующий государственный орган или орган местного самоуправления. Он утверждает устав унитарного предприятия, размер уставного и резервного фондов и несет ответственность перед кредиторами о соответствии величины уставного фонда размеру чистых активов.

Собственник имущества определяет предмет и цели его деятельности, осуществляет контроль за использованием имущества и его сохранности. Часть прибыли от использования имущества поступает в распоряжение собственника. Он устанавливает ограничения на продажу имущества,сдачу его в аренду, залог, сдачу его в качестве вклада в уставной капитал других предприятий. Унитарное предприятие может учреждать дочерние предприятия, являющимися юридическими лицами, утверждая устав дочерних предприятий, назначая руководителя и определяя его полномочия. Собственник-учредитель дочернего предприятия не отвечает по его обязанностям и наоборот. За исключении ем случаев банкротства по вине собственника. Собственник определяет порядок распределения прибыли дочернего предприятия.

Казенные предприятия.

-это предприятия, основанные на праве оперативного управления государственной собственности. Они создаются по решению правительства на базе имущества, находящегося в государственной собственности. Это, как правило, предприятия ВПК и предприятия, имеющие стратегическое значение для государства. Устав казенных предприятий утверждается правительством и государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенных предприятий при недостаточном его имуществе. Реорганизация или ликвидность казенных предприятий осуществляется только по решению правительства. Его производственно-хозяйственная деятельность осуществляется на основе плана развития предприятия. Прод., раб., услуги реализуются по ценам, установленным правительством. Продукция, работа, услуги, произведенные в порядке самостоятельной хозяйственной деятельности, реализуются по договорным ценам. Полученная прибыль предприятий направляется на фиксирование их хоз. и на социальное развитие по нормативам, установленным собственником. Свободный остаток прибыли изымается в бюджет. Коммерческие предприятия могут получать кредиты и гарантии государства на выполнение уставных задач. В результате из предпринимательские риски минимальны, т.к. правительство участвует в решении многих финансовых вопросов.

2.Финансы малых предприятий.

К субъектам малого предпринимательства относят коммерческие организации, в уставной капитал которых доля государства и других юридических лиц, не являющихся субъектами малого предпринимательства не превышает 25%. При этом, средняя численность работающих за отчетный период не должна превышать:

-промышленность, строительство, транспорт – 100 человек

-с/х, научн.-технич. – 60 человек

-торговые – 30 человек

- прочие – 50 человек.

Также к ним относятся физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Финансовая особенность малого предпринимательства различается в зависимости от масштабов, целей, форм и видов деятельности этих предприятий. Эти факторы влияют на выборы источников финансирования, их структуру, показатели рентабельности, финансовые отношения с контрагентами и др..Малые предприятия ориентированы на получение текущей прибыли. Они способны быстро реагировать на потребности рынка, изменении я спроса и предложения на товары и услуги. Это объясняется тем, что для организации их деятельности не требуется больших финансовых ресурсов из-за сравнительно низкой стоимости производственных фондов и высокой оборачиваемости капитала. Малые предприятия не распространялись в наукоемких, энерго-, фондо-, материалоемких производствах. Малые предприятия и вся сфера малого бизнеса играет значительную роль в экономике стран. На долю такого бизнеса в России приходится 10-12% ВВП; в ПМР менее 10%;в Европе и США- 50 %.С целью поддержания малого бизнеса предусматривается система упрощенной отчетности, предоставляющая право выбора системы налогообложения. Государство устанавливает различные льготы по налогам в виде освобождения (полностью или частично) от их уплаты в течение определенного периода.

Преимущества малых предприятий заключаются в следующем:

1) Для создания малых предприятий не требуется больших финансовых ресурсов, они могут создаваться на базе семейных капиталов.

2) Малые предприятия быстро реагируют на изменение спроса и предложения на рынке товаров, работ и услуг

3) Малые предприятия создают рабочие места и удовлетворяют потребности населения в товарах, работе и услугах, в связи с этим государство оказывает поддержку развитию малых предприятий. Государство создает специальные фонды поддержки малого бизнеса за счет средств бюджета и др. государственных источников, обеспечивая льготное кредитование, страхование малых предприятий.

3.Финансово-промышленные группы.

Финансово-промышленные группы создаются за счет концентрирован. и объединенной промышленности, производство торгового капитала, на основе договора о создании ФПГ.

ФПГ- совокупность юридических лиц, действующих как основные и дочерние общества,полностью или частично объединив свои материальные и нематериальные активы на основании ФПГ.ФПГ создаются в целях экономической и технологи ческой интеграции для реализации крупных инвестиционных проектов, других проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособных и расширение рынков сбыта продукции, работ, услуг, повышение фиктивного производства, создание новых рабочих мест. Участниками ФПГ являются юридические лица, подписавшие договор о ее создании и учрежденная ими центральная компания, на которую возлагаются функции ведения дел ФПГ. Участники ФПГ передают ей(ЦК) часть своих полномочий, связанную с решением общих задач и проектов ФПГ.

Для осуществления своих задач ЦК наделяется имуществом за счет средств участников. В состав ФПГ могут входить коммерческие и некоммерческие организации. Участие более чем в 1 ФПГ не допускается. Высшим органом управления ФПГ является совет управляющих, в котором представлены все участники ФПГ. Компетенция совета устанавливается договором ФПГ. Оперативным органом управления делами ФПГ является ЦК. Как правило, это финансовый институт, банк или фонд; допускается создание хоз. комп. В форме хоз. общества. Функции и полномочия ЦК определяются договором о создании ФПГ. По обстоятельствам ЦК, возникшим в результате участия в деятельности ФПГ, участники могут нести ответственность, которая устанавливается в договоре о создании ФПГ. Государство осуществляет поддержку деятельности ФПГ по следующим направлениям:

1) Предоставляет участникам ФПГ самостоятельно определить амортизационную политику (сроки амортизации) и направить полученные средства на нужды ФПГ.

2) Предоставляет государственные гарантии для привлечения инвестиций и др. льготы и гарантии по налогам, кредитам и т.д.

Холдинг(холдинг компания, корпорация), управляющая деятельностью и контролирующая деятельность других предприятий и компаний; благодаря обладанию блокирующим и контролирующим пакетом акций контролирует предприятия или фирмы. При этом сама холдинговая компания может не владеть собствен. производ. потенц. и не заниматься производственной деятельностью. Такая форма управления капиталами широко распространена в зарубежной практике, Европе, США,занимает ведущее положение.


 

Финансы некоммерческих предприятий

1.Сущность и особенности финансов некоммерческих организаций.Источники формирования имущества.

Финансовые особенности некоммерческих организаций определяются тем, что их основная деятельность не связана с извлечением прибыли, а полученная прибыль не распределяется среди участников, а используется для финансирования основной деятельности.

При отсутствии прибыли от результатов собственной деятельности, финансирование некоммерческих организаций осуществляет участники, либо собственники.

К некоммерческим организациям относятся: общественные и религиозные организации, некоммерческие партнерства, потребительские кооперативы, учреждения, социальные благотворительные фонды, союзы, предусмотренные законодательством.

Некоммерческие организации различны по целям, задачам, но объединены вокруг основной цели деятельности. Имущества некоммерческих организаций могут формироваться за счет единовременных и регулярных поступлений, добровольных взносов участников или членов.

Доходы от предпринимательской деятельности некоммерческих организаций – дивиденды, % по ценным бумагам, принадлежащие некоммерческим организациям, другие источники, незапрещенные законом.

Законом могут устанавливаться ограничения на доходы.

Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций допускается, но она должна подчиняться достижению цели создания некоммерческих организаций- удовлетворение материальных и нематериальных потребностей членов, защита общих интересов, ведение общественной- полезной деятельности, т.е. полученная прибыль, направленная на финансирование этих целей и задач.

Некоммерческие организации учреждаются по решению учредителей, может иметь в собственности любое движимое и недвижимое имущество, нематериальные активы.

Полученная прибыль не распределяется среди участников и членов, не выплачивается вознаграждение членам высшего руководства органа некоммерческой организации, за исключением компенсации расходов, связанных с деятельностью некоммерческих организаций.

2.Финансирование государства и муниципальных учреждений.

Государственные и муниципальные органы могут учреждать государственные и муниципальные учреждения и закреплять за ними имущество на правах оперативного управления.

Учреждения полностью или частично финансируются учредителями.

В пределах своих полномочий учредители могут оказать помощь в различных формах:

1)Льготы по налогам и сборам

2)Полное или частичное освобождение от платы за пользование государственным и муниципальным имуществом.

3)Размещение государственного/ муниципального заказа в приоритетном порядке на конкурсной основе.

4)Предоставление льгот физическим и юридическим лицам, оказывающим помощь некоммерческим учреждениям, организациям.

К учреждениям относятся: некоммерческие организации, созданные собственником- учредителем, для осуществления управленческих, социально-культурных и других функций некоммерческого характера, финансирование полностью или частично этим собственником- учредителем.

Учреждение отвечает по своим обязательствам п/д контрагентами, находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет собственник.

3.Финансирование общественных объединений.

Общественное объединение- добровольное самоуправляемое некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для достижения целей, указанных в уставе.

Учредителями общественных объединений могут быть юридические и физические лица, создавшие съезд, конференцию, общие собрания, на которых утверждается устав,избираются руководящие и контролирующие органы.

Общественные объединения создаются в следующих организационно-правовых формах:

1) Общественные организации

2) Общественные движения

3) Общественные фонды

4) Учреждения и др.

Каждая из организационно- правовых форм отличается формами и методами финансового обеспечения их деятельности.

(1)Предусматривает членство и регулярные членские взносы в соответствии с уставом, является основным источником формирования их имущества. Допускаются благотворительные и иные взносы юридических и физических лиц для поддержки, а также учредителей. Собственником имущества выступает общественная организация, обладающая правами юридического лица. Член общественной организации не имеет право долевой собственности ее имущества. Общественные организации могут объединяться в союзы или ассоциации, каждый из них остается собственником только своего имущества.

(2)Не имеет членства, их имущество формируется за счет добровольных взносов, пожертвований, безвозмездной передачи имущества участникам движения. В случае регистрации движения как юридические лица, эти права(права юридического лица) передаются руководящему органу движения.

(3)Не имеет членства, целью создания фонда является формирование имущества на основе добровольного взноса юридических, физических лиц и других незапрещенных законов источников и использование этого имущества на общественно- полезные цели. Имущество передается фонду в собственность и используется для достижения уставных целей. Фонд может заниматься предпринимательской деятельностью, направляя доходы от нее на достижение уставных целей. Он может участвовать в хозяйствующих обществах на тех же условиях. Фонд ежегодно публикует отчет об использовании своего имущества. Надзор за деятельностью фонда осуществляет попечительский совет, который работает на общественных началах, а оперативный устав осуществляет наемная исполнительная дирекция.

Общественные объединения могут учреждать общественные учреждения для оказания конкретных услуг их участникам. Механизм финансирования аналогичен государственным учреждениям.


 

Финансирование и кредитование предприятий.

1.Методы финансирования предприятий.

Финансирование и кредитование предприятий- совокупность форм и методов, принципов и условий финансового обеспечения простого и расширенного воспроизводства при ограничении объема финансовых ресурсов.

Финансовое обеспечение предприятий- управление капиталом, деятельность по его привлечению, размещению и использованию.

В ходе финансирования и кредитования предприятия реализуются в 2х методах: самоокупаемость и самофинансирование.

Самоокупаемость- метод финансирования, обеспечивающий возмещение текущих затрат за счет полученных доходов: выручка от реализации продукции, работ, услуг должна обеспечивать каждому безубыточно работающему предприятию покрытие его текущих затрат (особенность).

Текущие затраты- затраты, не увеличивающие стоимости основных фондов. Поскольку затраты являются базовым элементом установления цены, предприятие должно устанавливать цены не ниже себестоимости производства и реализации продукции, работ, услуг. Ели предприятие устанавливает цену ниже себестоимости, то предприятие несет убытки, либо должно покрывать разницу между ценой и себестоимостью за счет дотаций или субсидий. Они выделяются из гос. бюджета или специальных централизованных фондов поддержки товаропроизводственной. В рыночной экономике такую поддержку получают в основном производители сельхозпродукции или относящиеся к естественным монополиям.

В условиях предприятия самоокупаемость должна обеспечиваться всеми структурными подразделениями и филиалами. Если этого не происходит по тому или иному подразделению, то убытки возмещаются за счет централизованных фондов предприятия, создаваемых из общей прибыли предприятия. Для контроля за соблюдением самоокупаемости, каждому подразделению разрабатывается бюджет доходов и расходов, составляются сметы издержек производства и обращения, нормируются расходы сырья, материалов, энергоносителей, устанавливаются задания по снижению затрат.

Самофинансирование- финансовая стратегия управления фондами денежных средств предприятия в целях накопления капитала, достаточного для расширения воспроизводства.

Самофинансирование обеспечивается высокой нормой накопления капитала и высокой доходностью, полностью зависит от внутренних резервов предприятия.

Главным источником формирования фондов предприятия (накопления, потребления, резервов)в условиях самофинансирования является прибыль.

Накопление капитала обеспечивается за счет фонда накопления, за счет которого предприятие финансирует программы развития, расширения, реконструкции и обновления основных фондов, разработку и освоение новых видов продукции и технологии и т.д.

Выбор финансовой стратегии управления капиталом полностью определяется самим предприятием (его собственниками)

2.Финансовое обеспечение предпринимательской деятельности:

2.1.кредитованием

2.2.факторинг и лизинг предприятий

2.3.вексельный оборот.

Финансовое обеспечение предпринимательской деятельности может осуществляться как за счет собственных источников, так и за счет внешних(заемных и привлеченных средств). Наибольшее распространение в финансовом обеспечении предпринимательской деятельности получили заемные средства (кредиты).

2.1.Кредитование базируется на следующих принципах:

1)Срочность – кредиты базируются на определенный срок с обязательством возврата по истечению этого срока.

2)Возвратность- обязанность заемщика возвращать кредит по истечению срока пользования им.

3)Платность- заемщик, беря во временное пользование денежные средства, оплачивает эту услугу в виде %.

4)Материальное обеспечение возврата кредита- залог в виде товаров материальных ценностей, которые могут перейти в собственность кредитора в случае не возврата кредита.

Кредитные отношения оформляются кредитным договором, в котором отражены все условия возврата кредита:

В зависимости от статуса кредитора различных:

-банковский кредит- представлен кредитной организацией в денежной форме, поэтому он имеет универсальный характер.

-коммерческий кредит- представляется не кредитной организацией, в виде отсрочки платежа за получение товара, работ и услуг.Предоставлены в товарной форме и имеют ограниченное применение в сравнении с банковским кредитом.

Оформляется векселем, который выступает платежным документом и долговым обязательством. Использование векселей и коммерческого кредита позволяет ускорить движение товара от производителя к потребителю.

В зависимости от срока предоставленного кредита различают:

1)Краткосрочные кредиты до 1 года сроком погашения, они используются предприятиями для исполнения недостатка в оборотных средствах, т.к. время кредитования соизмеримо со временем оборота оборотных средств.

Возврат осуществляется за счет полученной прибыли в результате оборота оборотных средств.

2)Среднесрочные- до 5 лет.

3)Долгосрочные- свыше 5 лет.Используется для прямых (в осн. фонды)долгосрочных фин. средств.

Время кредитования совместимо с временем возврата инвестиций.% по краткосрочным кредитам.

2.2.факторинг и лизинг предприятий

Факторинговые операции заключаются в покупке у поставщика права получения долга работ, услуг с частичной(100%) оплатой долга поставщику.

Факторинги берут на себя обязанность получения всей суммы долга с последующим окончательным расчетом с поставщиком, в результате этой операции поставщик решает проблему пополнения недостаточных денежных средств.

Факторинговые компании получают за оказание услуг комиссию в виде дисконта от суммы долга.

В этой операции учитывают 3 юридических лица:

-поставщик

-фактор.компания (банк или др. фин. организации)

-плательщик

Лизинг – арендодатель (лизингодатель) приобретает в собственность имущество, обусловленное договором финансовой аренды определенного арендатором продавца и передает это имущество арендатору (лизингополучателю) за плату во временное пользование. По окончанию срока лизинга (аренд.)имущество возвращается собственнику или оставляют у арендатора.

Срок лизинга соизмерим со сроком службы имущества.

В случае возврата имущества лизингодателю, лизинг называется возвр-м а имущество может сдаваться в аренду в последующем.

2.3.вексельный оборот

В ходе финансирования хозяйственной деятельности предприятия могут осуществлять взаимные кредитования. Это происходит в связи с разрывом во времени между отгрузкой продукции, выполнением работ, услуг и их фактической оплатой, т.е. предприятие применяет схему коммерческого кредита.

В результате в денежном обороте предприятие на ряду с ссудами банков функционируют средства других кредиторов(поставщиков, пост-х деловых партнеров (по произведенным и коммерческим сделкам).

Для оформления долга используются векселя, которые являются платежным документом, свидетельствующим о предоставлении коммерческого кредита, обслуживание товаров от производителя к потребителю.

В практике используют простой – без права передачи и переводной с правом передачи векселя.

Использование векселя способствует ускоренной реализации товаров и увеличение скорости оборота оборотных средств, что приводит к уменьшению потребности предприятия в заемных средствах.

Банки также осуществляют операции с векселями, эти операции называются операциями опо учету векселей.

С этой целью предприятие-векселедержатель передает вексель банку по индоссаменту до наступления срока платежа и получает за это вексельную сумму за вычетом процента от этой суммы. Этот процент называется учетным процентом и составляет прибыль банка. При возвращению банку полученной суммы, банк возвращает

Банки могут открывать предприятие, специальные ссудные счета и выдавать по ним кредиты, принимая в обеспечение вексель(приблизительно 60-70% от стоимости векселя).Кредит обычно погашает само кредитное предприятие, после чего ему возвращаются векселя.

Если от клиента средства не поступают на погашение долга, то взыскание банка обращается на суммы, поступившие в оплату векселей..

Вексельное кредитование создает дополнительное условие для совершения денежного оборота. Векселя при выдаче кредитов выступают залоговым обеспечением и источником погашения ссуд, если заемщик не гасит долг другим способом.

3.Обеспечение кредитов.

Обеспечение возвратности кредитов предприятиями служит: залог, гарантии, поручительство. Кредитование предприятий осуществляется под залог реальными товарно-материальными ценностями. Это оформляется договором залога.

Залог может быть предусмотрен и в самом кредитном договоре. В залог может быть передано имущество, ценные бумаги, валюта, имущественные права(лицензии, патенты, право пользования, владения).

Заложенное имущество может оставаться у залогодателя или передается залогодержателю.

Обычно банки принимают в залог иностранную валюту, ценные бумаги, другие предметы залога, оставшиеся у залогодателя.

Залогодержатель приобретает право обратить взыскание на предмет залога в случае непогашения долга в установленные договором сроки.

Требование залогодержателя могут быть куплены 3м лицом, тогда к нему переходит право залога.

Залогодатель обязан застраховать предмет залога за свой счет на полную стоимость и обеспечить сохранность предмета залога, в том числе текущий капитальный ремонт.

Ипотека- это форма залога, когда в залог передается предприятие, как цельный имущественный комплекс(строение, здание, сооружение) непосредственно связанный с землей, т.е. предметом залога явл. объект вместе с землей или правом пользования ею.

На практике используют ипотечное кредитование, под которым понимается кредитование под залог объекта кредитов. Обеспечением кредита могут служить гарантии или поручительства. Гарант(поручитель) обязывается перед кредитором другого лица (юр, физ.)отвечать по исполнению последним его обязательств полностью или частично.

В случае, если гарантом выступает банк- это банковская гарантия. Она обеспечивает материальными ресурсами(государство- государственными ресурсами)


 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Финансовое планирование и прогнозирование | Сущность и признаки банкротства
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 325; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.284 сек.