Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 5

Контрольные вопросы

Религия как социальный институт

Семья как социальный институт

Социальные институты

Лекция 4

Контрольные вопросы

 

1. Социальная стратификация - это:

А) Деление всех членов общества на группы в соответствии с определенной заданной системой критериев;

Б) Сословная организация общества;

В) Объединение людей для достижения конкретной цели;

Г) приобретение человеком определенного социального статуса.

 

2. Под социальной мобильностью понимают …

А) Смену ценностных ориентаций личности;

Б) Расширение профессионального и общекультурного кругозора;

В) Изменение человеком места своего постоянного проживания;

Г) Изменение положения индивида или группы в социальном пространстве.

 

3. Автором теории социальной мобильности является …

А) Г. Спенсер;

Б) Аристотель;

В) П. Сорокин;

Г) Т. Парсонс.

 

4. Примером нисходящей социальной мобильности можно считать:

А) Повышение в должности;

Б) Изменение вероисповедания;

В) Увольнение по сокращению штатов;

Г) Смену профессии.

 

5. В результате глубокого и острого экономического кризиса значительная часть среднего класса потеряла свои прежние позиции. О каком типе маргинализации может идти речь в этом случае?

А) О естественной маргинализации;

Б) О предписанной маргинализации;

В) Об экстремальной маргинализации;

Г) О культурной маргинализации.

План

1. Социальные институты: виды, функции, взаимодействие и развитие

2. Семья как социальный институт

3. Религия как социальный институт

1. Социальные институты: виды, функции, взаимодействие и развитие

В рамках институционального подхода к обществу его можно представить как множество социальных институтов. Социальный институт (от лат. institutum - устройство, установление) - это устойчивый комплекс правил, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему социальных ролей и статусов.

Социальный институт можно представить как пространство, в котором индивид приучается к согласованному поведению, к жизни "по правилам". В рамках социального института поведение каждого члена общества становится достаточно предсказуемым по своим ориентациям и формам проявления. Даже в случае нарушения или значительных вариаций ролевого поведения основной ценностью института остаются как раз нормативные рамки. Как заметил американский социолог П.Бергер, институты побуждают людей идти проторенными путями, которые общество считает желательными.

Институциональный анализ социальной жизни выступает как изучение повторяющихся и наиболее устойчивых образцов поведения, привычек, традиций, передающихся из поколения в поколение. Соответственно неинституциональные или внеинституциональные формы социального поведения характеризуются в большей степени случайностью, спонтанностью, меньшей управляемостью.

Процесс институционализации, т.е. образование социального института, предполагает несколько последовательных этапов:

1) возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;

2) формирование общих идей;

3) появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок;

4) появление процедур, связанных с нормами и правилами;

5) институционализация норм, правил, процедур, т.е. их принятие и практическое применение;

6) установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях;

7) материальное и символическое оформление возникшей институциональной структуры.

В случае, когда правила социального взаимодействия в какой-либо сфере деятельности не отработаны, подвержены изменениям, если субкультура возникающего института с присущей только ему идеологией, особой системой знаков и действий окончательно не сложилась, говорят, что данные социальные связи имеют неполный институциональный статус, что этот институт не полностью развился или находится в процессе отмирания.

Современное общество - общество с высокой степенью институционализации. Любая сфера деятельности - экономика, искусство, спорт и др. - организована по определенным правилам, следование которым более или менее жестко контролируется. Разнообразие институтов соответствует множеству человеческих потребностей, среди которых потребности в производстве продуктов и услуг; в распределении благ и привилегий; в безопасности, защите жизни и благополучия; в социальном контроле за поведением членов общества; в коммуникации и др. Соответственно к числу основных институтов относят: экономические (разделение труда, собственность, налоги и др.); политические (государство, партии, армия и др.); институты родства, брака и

семьи; образование; массовые коммуникации; науку; спорт и др.

В самом общем виде основной функцией любого социального института является удовлетворение той социальной потребности, ради которой он создан и существует. Подобные ожидаемые и необходимые функции получили в социологии название явных функций. Они фиксируются и декларируются в кодексах и уставах, конституциях и программах, закрепляются в системе статусов и ролей. Поскольку явные функции социальных институтов всегда оглашены, причем этому сопутствуют довольно строгая традиция или процедура, они оказываются более формализованными и подконтрольными обществу. Примерами могут служить клятва президента при вступлении в должность; обязательные ежегодные собрания акционеров; регулярные выборы президента Академии Наук; принятие специальных сводов законов об образовании, здравоохранении, прокуратуре, социальном обеспечении и т.п. Если институт не справляется с выполнением своих явных функций, ему грозит дезорганизация и изменения: его явные функции могут быть присвоены другими институтами.

Наряду с прямыми результатами действий социальных институтов существуют другие результаты, которые находятся вне непосредственных целей человека, не запланированы заранее. Они получили в социологии название латентных функций. Такие результаты могут иметь большое значение для общества. Например, одной из отличительных черт советской системы образования была повышенная идеологизация гуманитарных (да и естественных) курсов. Тем самым социальный институт, призванный обеспечивать профессиональную подготовку, осуществлял и иную практическую цель -

латентную функцию - контроль за политической ориентацией студентов, учащихся и преподавателей.

Семья - это общность людей, основанная на браке, кровном родстве или усыновлении, предполагающая общность быта и ответственность за социализацию детей. В социологической науке семья рассматривается, прежде всего, как социальный институт, т.е. как совокупность брачных и родственных отношений, санкционируемых и поддерживаемых с помощью социальных норм в определенном социокультурном контексте.

Основу семьи составляют супружеские отношения и брак. Под браком понимается совокупность отношений между супругами, регулируемых совокупностью официальных норм. В научной литературе выделяются различные виды брака. Исходя из сферы выбора супруга, браки подразделяются на эндогамные и экзогамные. Эндогамный брак характеризуется образованием супружеского союза только между представителями одного класса, социальной группы или касты. Подобный вид брака имел распространение в доиндустриальных обществах, где доминировала кастовая или сословная системы стратификации. Существовавшие нормы ограничивали и запрещали браки между представителями различных социальных слоев, кланов или родов. По юридическим нормам Древнего Рима брак между свободным гражданином и рабом автоматически вел к утрате свободы первого и его переходу в рабское состояние. В современных странах элементы эндогамии продолжают сохраняться внутри некоторых этнических групп, религиозных сект или аристократических слоев общества. Примечательно, что в рамках эндогамии существует запрет на инцест, т.е. на вступление в брак родственников. Экзогамный брак, напротив, заключается между представителями различных социальных групп и классов.

Другим критерием классификации браков является их структура и численность партнеров, вступающих в супружеские отношения. Соответственно выделяются моногамные и полигамные браки. Моногамия - это супружеский союз между одним мужчиной и одной женщиной. Полигамией считается супружеский союз между партнером одного пола и несколькими партнерами другого. Брак между одним мужчиной и несколькими женщинами называется полигинией, а между одной женщиной и несколькими мужчинам - полиандрией. Полигиния более выгодна в том обществе, где испытывается нехватка мужчин, и доля женского населения значительно превышает мужскую. На ее распространение могут оказывать некоторые экономические факторы. Так, например, у народов Крайнего Севера, занимавшихся оленеводством, многоженство было связано с необходимостью отдельно пасти многочисленные стада оленей. На Востоке многоженство воспринималось как символ богатства и могущества. Только весьма состоятельный человек мог содержать нескольких жен и заботиться о своих многочисленных детях. Полиандрия же чаще возникает в тех обществах, где доля женщин значительно меньше доли мужского населения. К примеру, в некоторых обществах Южной Индии, женщина, выходящая замуж, одновременно становится женой всех братьев своего мужа. Значительно реже встречается групповой брак между несколькими мужчинами и несколькими женщинами.

Большинство браков в современных обществах носит моногамный характер. Однако так было далеко не всегда. Антрополог Дж. Мэрток, собрав и проанализировав значительное количество этнографических и исторических данных, пришел к выводу, что из 250 примитивных обществ только в 43 существовала моногамия, в 193 - преобладала полигиния и лишь в двух - полиандрия.

Маргарет Мид предложила различать брак по целям: индивидуальный брак, который заключается с целью сексуального сожительства без рождения детей, и родительский брак, который наряду с целями сексуального партнерства преследует и репродуктивные.

Форма брака определяется характером выбора партнера. Известны организованные браки, когда выбор партнера осуществляется родителями с целью повышения престижа или богатства семьи, либо во имя создания семейных союзов. Это так называемые браки "по расчету", например, между представителями знатного, но обедневшего рода и представителями богатых, но незнатных семей. Монархические семьи средневековой Европы заключали браки, исходя из политических соображений. В современном обществе преобладает свободная форма брака. Выбор брачного партнера зависит от целого ряда факторов. Во-первых, это фактор пространственной близости, т.е. соседство, совместная работа, общие места досуга и времяпрепровождения. Во-вторых, образ идеального партнера, который формируется в период полового созревания человека. В-третьих, степень идентификации с собственными родителями и соответствующее стремление найти "свою половину", похожую на отца или мать. В-четвертых, стремление к самоутверждению при помощи другого партнера. В-пятых, ориентация на гомогамию, т.е. желание найти партнера со схожими ценностными ориентациями, вкусами, представлениями и т.п.

Структура семьи определяется ее составом и характером родства, спецификой взаимоотношений между ее членами, распределением ролей и власти внутри нее, коммуникациями и принципами наследования имущества. Семья из двух родителей и их детей называется нуклеарной. В отличие от нее расширенная или родственная семья включает в себя, наряду с супругами и детьми, и других родственников - бабушек, дедушек, братьев и сестер и т.д. В ее структуре не меньшую роль, чем супруги, играют их родители, братья и сестры, другие родственники.

В зависимости от местопроживания выделяются патрилокалъные, матрилокальные и неолокальные семьи. Патрилокальная семья формируется в том случае, если супружеская пара проживает вместе с семьей мужа или по соседству с нею. Матрилокальная семья формируется, когда муж включается в семью жены. Достаточно редко, но все же встречаются эванклюлелакальные семьи, которые характеризуются проживанием мужа и жены с семьей дяди или тети. Неолокальная семья проживает отдельно как от семьи мужа,

так и от семьи жены.

В соответствии с тем, кто в семье играет роль лидера (муж/отец или жена/мать) различают патриархальные и матриархальные семьи. Там же, где властные функции примерно поровну распределены между мужем и женой, имеют место эгалитарные семьи. По характеру наследования фамилии, имущества и социального положения выделяют патрилинеальные и матрилинеальные семьи. В первых из них, наследование осуществляется по отцовской линии, во вторых - по материнской. Иногда критерием типологизации является сравнение социального положения лиц, вступающих в брак и образующих семью. Если социальное положение мужа и жены неоднородно, то говорят о гетерогенной семье, если же супруги занимают примерно одинаковое место в социальной иерархии, то налицо гомогенная семья.

В последнее время социологи стали уделять большее внимание новым формам семьи. Прежде всего, к таковым относится неполная семья, которая состоит из одного родителя и детей. Такие семьи, как правило, нуждаются в социальной помощи и психологической адаптации. Повторные семьи состоят из супругов, вторично вступивших в брак и их детей от первого брака, совместно с ними проживающими. Последняя форма семьи привела к появлению нового типа взаимоотношений между родственниками от разных браков. Новый тип распределения ролей между членами этих семей получил название "разводных цепочек".

В зависимости от состава, семьи подразделяют на супружеские (без детей), малодетные (1-2 ребенка), среднедетные (3-4 ребенка) и многодетные (5 и более детей). До XVII-XIX вв. большинство семей в Западной Европе было многодетными, что было обусловлено как традициями, так и высоким уровнем смертности. По мере роста продолжительности жизни, индустриализации и урбанизации происходит постепенный переход от многодетной к среднедетной и малодетной семье. В современных индустриальных обществах доминирующим типом является малодетная семья.

Под функциями семьи понимается социальная деятельность семьи, ее членов и вызываемые ею последствия.

1. Функция сексуального контроля. Семья - это социальный институт, который, регулируя сексуальные отношения, способствует их упорядочению. Данная функция проявляется, прежде всего, во внутрисемейных санкциях за супружескую неверность. Однако, сегодня признается, что она значительно ослабла. Это проявляется в росте количества как внебрачных, так и добрачных сексуальных связей. Широкое распространение с 20-х гг. прошлого века получило сожительство без брака. Современное общество достаточно терпимо относится к подобным способам удовлетворения сексуальных потребностей.

2. Репродуктивная функция выражается в биологическом воспроизводстве новых поколений общества и удовлетворения потребностей супругов в детях.

3. Функция социализации заключается в передаче ценностей и норм культуры следующим поколениям, без чего невозможно представить социальное воспроизводство. Семья отличается от других агентов социализации, прежде всего тем, что в ней осуществляется первичная социализация, закладываются основы будущей личности, формируется психический склад ребенка.

4. Экономическая функция сводится к совместному ведению хозяйства, зарабатыванию средств и совместному расходованию семейного бюджета.

5. Социально-статусная функция проявляется в передаче детям определенного социального статуса и социальных привилегий.

6. Психологически-эмоциональная функция раскрывается в эмоциональном общении и психологической терапии ее членов. Многие психологии считают, что семейное общение выполняет терапевтическую роль. И, наоборот, в семьях, где отсутствуют позитивные эмоциональные контакты между родственниками, где преобладают острые конфликты, дети и взрослые получают психологические травмы, негативно сказывающиеся на всей последующей жизни.

Стабильность семьи - это состояние ее устойчивости как социального института. На нее влияют как внешние так и внутренние факторы. К внешним относятся: социально-экономическая среда; социальный статус, занимаемый семьей; ценность семьи в обществе; социальная политика государства. К внутренним факторам относятся: характер межличностных отношений в семье; степень удовлетворенности супругов их взаимными отношениями; характер распределения ролей, ценностные ориентации супругов; степень конфликтности между супругами; способность семьи и ее членов к адаптации к изменяющимся условиям; степень эффективности внутрисемейных коммуникаций; готовность членов семьи к межличностному взаимодействию для достижения общих целей.

Обратной стороной стабильности семьи является ее распад, под которым понимается разрыв между супругами или развод. Начиная с первой трети XX века наблюдается рост числа разводов в современных обществах. Эта тенденция объясняется двумя главными причинами. Во-первых, возрастанием роли брачных отношений и стремлением все большего числа людей к гармонии в супружеских отношениях. Поэтому невозможность сделать отношения между мужем и женой плодотворными и удовлетворяющими достаточно часто стала выступать серьезным основанием для развода. Во-вторых, усилением терпимости общества к разводам и ослаблением социального контроля за брачными отношениями. Господствующими стали представления о том, что брак - это добровольный супружеский союз между мужчиной и женщиной, а развод - это добровольное решение супружеской пары. Следует отметить, что в современном обществе преобладающее место занимает не "развод-кара", рассматривавшийся как наказание для одного из супругов, а "развод-исцеление" или "развод-подтверждение", когда суд при взаимном согласии партнеров прекращает брак, юридически фиксируя невозможность его продолжения. По мере роста разводов возрастает количество повторных браков. Наряду с ними растет число неполных семей, нуждающихся в социальной и психологической помощи.

В современном обществе можно выделить три основные модели семьи. Первая из них, - детоцентристская, - отличается ориентацией на частную жизнь, ее автономизацией, усилением чувственной стороны брака и интимности. Для нее характерно стремление к удовлетворению от супружества и регулирование репродуктивной функции. Рождение детей, число которых, как правило, не превышает одного-двух, обычно планируется обоими супругами. После появления детей родители концентрируют свои силы на их воспитании, считая его главным смыслом существования семьи. Подчас в семьях подобного рода родители, стремясь передать своим детям определенные ценности и нормы, ограничивают самостоятельность последних, устанавливая с ними жесткие и авторитарные отношения.

Главной нормой супружеской семьи, в отличие от детоцентристской, является ориентация на взаимоотношения мужа и жены. Дети здесь не являются высшей ценностью. Их воспитание основывается на поощрении индивидуальности, инициативы, самостоятельности и стремления к самореализации.

Третья модель - внебрачная семья - основывается на фактическом браке, т.е. на совместном проживании без юридического оформления супружеских отношений. Одной из ее разновидностей является конкубинат (от лат. con - вместе и cubo - лежу, сожительствую) - длительная устойчивая связь мужчины, имеющего семью, с еще одной женщиной, у которой есть от него ребенок.

Заметную роль в жизни общества играет такой институт, как религия. Под религией понимается разделяемая определенной группой система верований в священные явления. Религия включает символическую систему; верования (мифы); ритуалы (культ); этос (система норм и ценностей группы); мировоззрение (совокупность религиозных догматов), религиозные организации (церковь, религиозные общины, секты и т.п.).

Символ - это обобщающий знак, содержащий указание на какие-либо стоящие за ним явления и вызывающий однообразную реакцию у большой группы людей. Миф представляет собой статичный образ, опирающийся на обобщенные верования и позволяющий упорядочить и интерпретировать факты и события, структурировать видение коллективного прошлого, настоящего и будущего. Ритуал - символическое, регулярно повторяющееся действие, целью которого является формирование и воспроизводство значений и установок по отношению к чему-либо. Если миф ориентирован на объяснение действительности, то ритуал нацелен на закрепление норм и отношений к священным явлениям. Этос - совокупность норм и ценностей, задающих и поддерживающих определенные «образцы» социального поведения и социального взаимодействия. В религии, в отличие от светской культуры, ценности и нормы обретают сакральный (священный) характер, становясь абсолютными и неизменными.

Религиозное мировоззрение - совокупность наиболее абстрактных взглядов на мир с позиций основных религиозных догматов. Наряду с обыденными воззрениями верующих религиозное мировоззрение включает в себя религиозную философию и теологию, которые представляют собой систематизированное изложение религиозного учения и его обоснование. Если этос можно представить как своеобразный моральный код, то миф и мировоззрение - когнитивный (познавательный), а ритуал - поведенческий.

Организационные формы религии. Развитие религии с необходимостью приводит к появлению специалистов в области хранения, передачи и трактовки религиозного знания, отправления сложных и значимых для большого круга людей ритуалов и культов. Исторически первоначальной формой распределения религиозных ролей выступала община, которая представляла собой локальное объединение сторонников данной веры, непосредственно взаимодействующих с "учителем". Превращение "откровений" в религиозные традиции, усиление миграционных процессов породило потребность в выработке новых организационных форм религии. Одной из таких форм стала церковь. В социологии церковь рассматривается как один из механизмов социального контроля. Это подтверждается наличием внешних показателей соблюдения религиозных норм и догматов: обязательное участие в отправлении определенных ритуалов, посещение культовых заведений и мест, демонстрация приверженности вере и т.п.

Наряду с церковью существует еще одна форма религиозной организации - секта. Различия между церковью и сектой проанализировал немецкий социолог М. Вебер. Им было предложено три критерия анализа религиозных организаций: 1) отношение к "миру"; 2) критерий членства; 3) организационная структура.

В случае, когда религиозная организация не противопоставляет себя существующей культуре и обществу, стремится к универсализму, речь идет о церкви. В случае, когда религиозная организация открыто противопоставляет себя "миру", осуждая его нормы и ценности как "ложные", подчеркивает свою избранность и специфичность, можно смело говорить о секте.

Церковь как универсальная организация предъявляет умеренные требования к своим членам. Достаточно соблюдать лишь общие религиозные нормы и участвовать в наиболее значимых ритуалах, чтобы оставаться в "лоне" церкви. Секта же требует беспрекословного подчинения ее нормам и авторитетам. Ее нравы суровы и любое их нарушение жестоко карается. Достаточно часто участие в сектах требует отказа от всего личного и «растворения» человека в делах общины.

В отличие от церкви, организация которой строится по бюрократическому принципу, секта основывается на харизме - вере в необыкновенные качества ее основателя. Она менее формализована, ее ритуалы допускают элементы спонтанности и могут обладать большей эмоциональностью, чем те, которые осуществляются в рамках церкви.

Наряду с церковью и сектой, некоторые исследователи выделяют промежуточную форму религиозной организации - деноминацию. Обладая схожими с сектой признаками, она отличается меньшей элитарностью и большей открытостью. Не противоставляя себя "миру", деноминация отличается от церкви меньшей связью с широкими слоями общества.

1. Социальный институт - это...

А) Современное образовательное учреждение;

Б) Комплекс правил, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности;

В) Определенный порядок связей между элементами общества;

Г) Понятие, отражающее положение индивидов в обществе.

 

2. Какие из нижеперечисленных причин способствовали формированию полигинии?

А) Резкое сокращение численности населения;

Б) Необходимость сохранения института наследования;

В) Значительное превышение доли мужского населения над женской;

Г) Значительное превышение доли женского населения над мужской.

 

3. Какая из форм брака преобладает в современных обществах?

А) Полиандрия;

Б) Полигиния;

В) Моногамия;

Г) Групповой брак.

 

4. В зависимости от местопроживания выделяют следующие типы семей:

А) Патрилокальные, матрилокальные и неолокальные;

Б) Супружеские, малодетные, среднедетные и многодетные;

В) Патрилинеальные и матрилинеальные;

Г) Моногамные и полигамные.

 

5. Отличие церкви от секты состоит …

А) Во внутреннем убранстве;

Б) В противопоставлении себя существующей культуре и обществу;

В) В демонстрации приверженности вере;

Г) В ритуалах.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-11; Просмотров: 650; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.