Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основы экологического права




Для хозяйствующего субъекта, деятельность которого является потенциально опасной или оказывает негативное воздействие на окружающую среду, необходимо выявлять существующие экологические риски и обеспечивать механизм гарантированной материальной компенсации экологического ущерба при наступлении негативного события. Именно этот механизм содержится в системе экологического страхования. Экологическое страхование - страхование ответственности объектов - источников повышенного экологического риска - за причинения ущерба третьим лицам вследствие внезапного, непреднамеренного (аварийного) загрязнения окружающей среды и экономическое стимулирование, таким образом, предотвращения данного загрязнения. Как экономическая категория страховая защита реализует ряд функций, основными из которых являются: рисковая, направленная на возмещение вреда или ущерба в связи с реализацией определенного риска, предупредительная — направленная на снижение вероятности наступления неблагоприятного события и, редко вспоминаемая и обсуждаемая — контрольная или администрирующая функция страхования, которая заключается в том, что и при заключении договора страхования, и при урегулировании убытков страховая организация фактически требует от страхователя выполнения норм, правил, установленных действующей нормативно-правовой базой

Экологическое страхование

Экологическое страхование и стимулирование охраны окружающей среды

МИНИСТЕРСТВО ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 23 декабря 1993 г. N 273 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВРЕМЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ВЫДАЧИ ЛИЦЕНЗИЙ НА КОМПЛЕКСНОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ

Статья 24. Экономическое стимулирование охраны окружающей природной среды

1. В Российской Федерации осуществляется стимулирование рационального природопользования и охраны окружающей природной среды путем:

o установления налоговых и иных льгот;

o освобождения от налогообложения экологических фондов;

o передачи части средств экологических фондов на договорных условиях под процентные займы предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам для реализации мер по гарантированному снижению выбросов и сбросов загрязняющих веществ;

o применения поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию;

o введения специального налогообложения экологически вредной продукции;

o применения льготного кредитования предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, эффективно осуществляющих охрану окружающей природной среды.

Процессу производственной, хозяйственной деятельности предприятия - источника повышенной опасности, сопутствуют риски причинения вреда здоровью физических лиц, имуществу юридических и физических лиц, а также окружающей среде - земельным угодиям, водной среде или воздушному бассейну.

Страхованием покрываются случаи:

1. Аварийных загрязнений окружающей природной в результате взрыва, пожара, технических поломок, техногенных катастроф, стихийных бедствий и т.п. причин, как - то выброс, сброс опасных (вредных) веществ в атмосферу, в воду; для земельных угодий - рассредоточение опасных (вредных) твердых, жидких или газообразных веществ (отходов) на почве, образование запахов, шумов, радиации, температурных изменений, превышающих предельный для данной территории и времени уровень.

2. Аварий - разрушения сооружений и / или технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и / или выброс опасных веществ;


Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды определены Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В законе даны определения основных понятий, используемых в данной области права. В последних редакциях закона понятие «окружающая природная среда» заменено на «окружающая среда».

Законом определены:

- основные принципы охраны окружающей среды;

- полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды;

- права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды;

- требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

- порядок установления зон экологического бедствия, зон чрезвычайных ситуаций;

- меры охраны и правовой режим охраны природных объектов;

- осуществление государственного экологического мониторинга;

- задачи контроля в области охраны окружающей среды (экологического контроля);

- цели проведения научных исследований;

- основы формирования экологической культуры;

- ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и разрешение споров в области охраны окружающей среды;

- принципы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды.

 

1. Объекты охраны окружающей среды.

Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются:

- земли, недра, почвы;

- поверхностные и подземные воды;

- леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд;

- атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

 

2. Методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды.

К методам экономического регулирования в области охраны ОС относятся:
- разработка федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации;

- разработка и проведение мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде;

- установление платы за негативное воздействие на окружающую среду;

- установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду;

- проведение экономической оценки природных объектов и природно-антропогенных объектов;

- проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;

- возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде.

 

3. Плата за негативное воздействие на окружающую среду

К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:

- выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;

- сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;

- загрязнение недр, почв;

- размещение отходов производства и потребления;

- загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий.

Внесение платы не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде.

Плательщиками данного платежа являются организации, иностранные юридические и физические лица, осуществляющие любые виды деятельности на территории РФ, связанные с природопользованием.

Порядок расчета платы утвержден Постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. N 632.

В случае отсутствия у природопользователя в установленном порядке оформленного разрешения на выбросы и сбросы загрязняющих веществ, установленных лимитов на размещение отходов, вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная, т.е. с применением 5-и кратного повышающего коэффициента.

Нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду утверждены Постановление Правительства Российской Федерации от 12.06.2003г. № 344 «О нормативах платы за выбросы загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления».

Плата за загрязнение окружающей среды является неналоговым платежом и установлена законом, то есть обязательна для всех независимо от применяемой системы налогообложения (п. 2 ст. 346.11 Налогового кодекса РФ).

Бюджетным кодексом РФ установлены нормативы распределения платы за негативное воздействие на окружающую среду в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в размере:

20% - в федеральный бюджет,

40% - в бюджеты субъектов Российской Федерации

40% - в бюджеты муниципальных районов и городских округов.

В бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга - 80%.

 

4. Нормирование в области охраны окружающей среды

Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также нормативных документов в области охраны окружающей среды.

В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду:

- нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов;

- нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение;

- нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий);

- нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды;

- нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду.

За превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством.

 

5. Нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.

На основании утвержденных нормативов устанавливаются предельно-допустимые выбросы (ПДВ) и сбросы (ПДС) загрязняющих веществ и выдаются разрешения на выбросы и сбросы. При невозможности соблюдения нормативов могут устанавливаться временно-согласованные выбросы и сбросы на период проведения мероприятий по достижению установленных нормативов.

Установление лимитов на выбросы и сбросы допускается только при наличии планов снижения выбросов и сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Правовые основы охраны атмосферного воздуха устанавливает Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ.

Нормы, регулирующие отношения по использованию и охране водных объектов, регламентирует Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 года N 74-ФЗ.

 

6. Нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение.

Нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определяет Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ.

 

7. Проведение оценки воздействия на окружающую среду.

Оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности субъектов хозяйственной и иной деятельности.

Оценка воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду - это процесс, способствующий принятию экологически ориентированного управленческого решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности посредством определения возможных неблагоприятных воздействий, оценки экологических последствий, учета общественного мнения, разработки мер по уменьшению и предотвращению воздействий.

Оценка воздействия на окружающую среду проводится при подготовке материалов на экологическую экспертизу, а также является составной частью проектной документации при строительстве и реконструкции зданий и сооружений. Проводится в соответствии с требованиями приказа Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды от 16 мая 2000 г. N 372 «Об утверждении положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации.

Обязательным этапом проведения оценки воздействия на окружающую среду является общественная экспертиза. В период до принятия решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности производится принятие от граждан и общественных организаций письменных замечаний и предложений, документирование этих предложений в приложениях к материалам по оценке воздействия на окружающую среду.

 

8. Проведение государственной экологической экспертизы.

В соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «О государственной экологической экспертизе» объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются:

1) проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти Российской Федерации;

2) проекты федеральных целевых программ, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов;

3) проекты соглашений о разделе продукции;

4) материалы обоснования лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и лицензирование которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и законодательством в области использования атомной энергии федеральными органами исполнительной власти;

5) проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также технической документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду;

6) материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий федерального значения, зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации;

7) объекты государственной экологической экспертизы, указанные в Федеральном законе от 30 ноября 1995 года N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации", Федеральном законе от 17 декабря 1998 года N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", Федеральном законе от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации";

7.1) проектная документация объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также проектная документация особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны и безопасности, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, в случаях, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт таких объектов на землях особо охраняемых природных территорий допускаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;

7.2) проектная документация объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I-V класса опасности;

8) объект государственной экологической экспертизы, указанный в настоящей статье и ранее получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае:

доработки такого объекта по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;

реализации такого объекта с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию;

истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;

внесения изменений в документацию, получившую положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Объектами государственной экологической экспертизы регионального уровня являются:

1) проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

2) проекты целевых программ субъектов Российской Федерации, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов;

3) материалы обоснования лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, лицензирование которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

4) материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий регионального значения;

4.1) проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, за исключением проектной документации объектов, указанных в подпункте 7.1, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;

5) объект государственной экологической экспертизы регионального уровня, указанный в настоящей статье и ранее получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае:

доработки такого объекта по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;

реализации такого объекта с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию;

истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;

внесения изменений в документацию, на которую имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы.

 

9. Лицензирование отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды.

В соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ, в области охраны окружающей среды подлежит лицензированию деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности.

Размещение отходов - это хранение и захоронение, при этом: хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; а захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.

Обезвреживанием отходов является обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.

Деятельность по обезвреживанию и размещению отходов V класса опасности лицензированию не подлежит.

 

10. Вопросы управления лесами, обеспечения охраны и защиты лесов регулируются Лесным Кодексом Российской Федерации от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ.

 

11. Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ регулирует отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения.

Особо охраняемые природные территории – это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

 

12. Закон Российской Федерации "О недрах" от 21 февраля 1992 года N 2396-1 регулирует вопросы владения, пользования и распоряжения недрами.

Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.

Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.

Предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.

Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности.

 

13. Регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется Земельным Кодексом Российской Федерации от 25 октября 2001 года N 136-ФЗ.

 


 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 233; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.