Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Композиционное построение формы. Формальные признаки композиции




1)Композиционное построение формы предполагает наличие замысла, (цели, идеи).

По определению Н. Волкова «композиция, конструкция для смысла». Даже, в том случае, если произведение представляет собой несюжетную абстрактную картину, она может содержать художественный замысел, идею, реализуемую формальными средствами ‑ отношениями форм, цветовых пятен, линий, выражающих борьбу, взаимодействие сил, напряженность, ‑ они могут воздействовать на эмоции, рождать ассоциации, ‑ будучи приведены к гармоническим отношениям, обладать эстетической ценностью. В этом случае гармония форм, цветовых отношений, борьба противоположных начал сама становится «сюжетом» и смыслом картины. В картине может преобладать или образно-сюжетное начало или структурное начало, выраженное в формальных отношениях элементов композиции. Но композиция, будучи понятием организующим, органически соединяет в себе оба эти начала, и закономерности ее построения подчинены закону гармонического единства содержания и формы.

2) Характерным признаком композиционного построения является то, что оно всегда развивается в определенных границах. Эти границы определяются не только пространственными ограничениями (формой, размером и форматом листа, пространства стены или ограничением во времени в танце и музыке). Смысл границ, рамок в том, чтобы отделить мир реальный от мира изображаемого. Благодаря наличию границ, рамок «перед нами встает некий особый мир со своим пространством, временем, системой ценностей... Рамки обозначают рубеж между внутренним миром картины и внешним миром» — писал Б. Успенский. Внешние границы, с одной стороны, связаны с окружающим пространством, с другой, с внутренней структурой произведения, с организацией элементов внутри композиции, которая определяет тип композиции (замкнутая, открытая).

По типу организации композиция может быть замкнутой, вписывающейся в определенную форму, (формат) и подчиненной ей, может быть открытой, предполагая мысленное продолжение в пространстве. В любом случае внешние границы и тип композиции определяются внутренними связями между ее элементами. Эти композиционные узлы держат ее изнутри в пространственно-временных границах.

3) Характерным признаком композиционного построения является также структурность, сложность внутреннего строения произведения. Композиционное построение отличает наличие частей, связанных друг с другом системой отношений. Это сложное целое состоит из неравноценных по смыслу и значению частей. В нем всегда можно выделить главное и второстепенное, центр и периферию. Даже в орнаментальных композициях при отсутствии организационного центра композиции можно выделить главный мотив и сопровождающие его подчиненные мотивы. Соподчиненность частей внутренней структуры композиции – признак композиционного построения формы.

4) Единство и цельность, гармония целого — важнейший признак композиции. В законченной композиции все взаимосвязано и все подчинено единой цели, идее, художественному замыслу. Эта связанность проявляется и в сюжетно-образном решении произведения, и в гармонической упорядоченности его формы. В единстве содержания и формы. Гармония целого — необходимое условие композиционного построения, важный его признак. Гармония (греч. har-monia - связь, стройность, соразмерность) соразмерность частей, слияние различных компонентов объекта в единое органичное целое. В древнегреческой философии - организованность космоса, противостоящая хаосу. В истории эстетики гармония рассматривалась как существенная характеристика прекрасного.

Очень важным является понимание гармонии ‑ как единства противоположностей. Единство подразумевает связь, слаженность. Любое художественное произведение, представляет собой борьбу противоположных начал, ‑ это проявляется и в сюжете ‑ в противопоставлении характеров, ситуаций; и в формальном решении ‑ в отношениях предметов и пространства, в цветовых отношениях, тональных, в движении, в равновесии и т.д. Соразмерность (или мера) - один из признаков гармонии. Мера - необходимо и достаточно, ни много, ни мало, целесообразность в самом точном выражении. Из соразмерности вытекает пропорциональность. Соотношение величин как основа и результат функциональности. Важнейший признак гармонии - равновесие.

«Единое органичное целое» всегда самодостаточно, сбалансировано. Уравновешенность, устойчивость ‑ основа цельности.

Гармония хорошо читается, ей присуща ясность. Если композиция неясна, значит - запутанна, как следствие негармонична. В композиции все противоречивые моменты уравновешиваются, приводятся к гармонической упорядоченности.

 

Мы рассмотрели признаки, по которым можно судить о композиционности произведения искусства, целесообразности ее структуры. Признаки эти являются зримым проявлением тех важнейших принципов композиции, которые лежат в основе композиционного построения. Это:

1. Принцип целесообразности.

2. Принцип единства сложного (целостность произведения).

3. Принцип доминанты (наличие главного, ведущего начала).

4. Принцип соподчинения частей в целом.

5. Принцип динамизма (движение — основа жизни и искусства).

6. Принцип равновесия, уравновешенности частей целого.

7. Принцип гармонии (гармоническое единство элементов формы между собой и единство формы и содержания в композиции на основе диалектического единства противоположностей).

Все эти принципы проистекают из естественных, объективно существующих факторов, из особенностей восприятия человеком реально существующей действительности и из социально-биологической потребности в познании, в искусстве как в способе освоения мира и как форме общественного сознания.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 1932; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.