Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности развития телекоммуникационного сектора




ЛЕКЦИЯ 6. РОССИЙСКИЙ РЫНОК ТЕЛЕКОММУКАНИЦИОННЫХ УСЛУГ

1. Особенности развития российского телекоммуникационного сектора

2. История становления российской отрасли телекоммуникаций

3. Характеристика мирового рынка телекоммуникационных услуг

 

  Материал подготовлен центром рейтингов и сертификации Института экономических стратегий при участии С.Г. Кудешовой, Л.В. Полковниковой и А.В. Трофимчук.

По мнению аналитиков, телекоммуникационный сектор подвержен влиянию кризиса меньше, чем другие отрасли. Связь вошла в нашу жизнь всерьез и надолго. По опросам, связь – это последнее, на чем будут экономить потребители. Люди скорее откажутся от ресторанов и турпоездок, нежели от телефона и Интернета, являющегося, по последним данным, одним из самых дешевых развлечений.
Аскар Туганбаев, заместитель директора телеканала "Вести", заметил: "Мы на взлете и не чувствуем спада интереса. Пользователи стали больше времени проводить в Интернете и заинтересованы в актуальном потреблении информации".

Несмотря на это, снижение темпов роста наблюдается и здесь. По данным Росстата, рынок связи сжимается, его объем в России в июле 2009 г. снизился по сравнению с июлем 2008 г. на 4%, до 105,2 млрд руб. По прогнозам Министерства экономического развития, объем услуг связи в 2009 г. составит 1358 млрд руб., темпы роста замедлятся до 102% в сопоставимых ценах к уровню прошлого года. Наибольшая доля в структуре рынка принадлежит мобильной связи - 44,3%.

Таблица 1 – Структура услуг связи, %

Виды услуг связи 2008 г. Прогноз на 2012 г.
Объем услуг связи    
в том числе:
междугородная и международная телефонная связь 10,3 6,3
местная телефонная связь 11,3 9,1
документальная электросвязь   13,1
подвижная электросвязь 44,6 41,9
почтовая связь   7,6

Источник: Прогноз социально-экономического развития РФ на 2010-2012 гг., опубликованный Минэкономразвития 1 октября 2009 г.

Дальнейшему развитию сектора будет способствовать реализация проектов, обеспечивающих внедрение наиболее современных видов услуг, в том числе: модернизация магистральных сетей, создание условий для пропуска по этим сетям международного трафика. Сюда также относится развитие сетей широкополосного доступа, обновление и развитие гражданских спутниковых систем связи и вещания государственного назначения, модернизация наземной инфраструктуры, развитие цифрового телерадиовещания. Кроме того, государственную поддержку в отрасли получат федеральная целевая программа "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2015 гг.", региональные программы, вузы. Будут также субсидироваться почтовая связь, спецобъекты, операторы, оказывающие универсальные услуги, и закупка космических аппаратов.

Заместитель руководителя группы сопровождения сделок слияний и поглощений PricewaterhouseCoopers в России Вильфред Поточниг отмечает: "В условиях продолжающегося экономического кризиса ситуация на рынке будет способствовать продаже активов, слияниям и поглощениям. Масштаб необходимости рефинансирования долгов будет определять ситуацию на рынке слияний и поглощений в 2009 г. и в последующие годы. В сложившейся обстановке выживет сильнейший".

Действительно, за I квартал текущего года телекоммуникационная отрасль стала лидером по количеству слияний и поглощений (25 сделок). На втором месте по этому показателю сфера услуг и торговля (23 сделки). Некоторые компании за счет слияния и реорганизации занялись работой сразу по нескольким направлениям: они предлагают высокоскоростной Интернет, телевидение, мобильную связь. Однако наметившаяся тенденция не продержится долго. Перестраивать бизнес скоро станет невыгодно, и количество слияний и поглощений пойдет на спад. Связано это будет, в первую очередь, с дефицитом ликвидности и потребностью в капиталовложениях.

Российский телеком является одним из самых чувствительных индикаторов состояния экономики страны. Он "ощутил" надвигающийся кризис еще до его проявления, среагировав заметным снижением доли иностранных инвестиций. Теперь же инвесторы просто бегут с рынка. По итогам 2008 г. объем иностранных инвестиций упал в 2,5 раза.

По данным исследования приоритетных направлений деятельности крупнейших российских телекоммуникационных компаний в период экономической нестабильности, проведенного компанией KPMG, главной мерой преодоления кризиса стало сокращение инвестиционных программ. В данном исследовании приняли участие основные игроки рынка телекоммуникаций, предоставляющие услуги мобильной связи и фиксированной телефонии. 58% опрошенных отметили, что сокращение инвестиций достигает 30%, а 17% респондентов констатировали их уменьшение в размере от 30 до 60%.

В сложившихся условиях 34% опрошенных считают приоритетной задачей повышение доходов. По 25% респондентов во главу угла ставят снижение капитальных затрат и привлечение внешнего финансирования. По 8% высказали мнение, что первостепенными являются снижение операционных расходов и повышение кредитных рейтингов.

Как будет идти дальнейшее развитие телекоммуникаций – покажет время. Но уже сегодня с уверенностью можно сказать, что ожидать повышения тарифов не следует, а новые идеи и технологии не заставят себя долго ждать.

Пресс-служба "КОМСТАР-ОТС":

Благодаря своей специфике связь не так сильно подвержена влиянию кризиса, она относительно хорошо защищена от негативной конъюнктуры, что дает шанс повысить ее вес в экономике и делает отрасль привлекательной для инвесторов. Результаты деятельности Группы компаний "КОМСТАР-ОТС" неоднократно демонстрировали устойчивость нашего бизнеса в кризис. Ключевой целью является максимизация денежных потоков и оптимизация инвестиций для повышения эффективности бизнеса и обслуживания задолженности. Наш бизнес продолжает расти, несмотря на общее снижение темпов развития экономики, о чем свидетельствует не только увеличение абонентской базы, но и рост ARPU.

Евгений Олейник, директор по развитию ГАРС ТЕЛЕКОМ:

Расхожее мнение, что связь - как воздух - всегда нужна и всегда в цене, работает только для розничного сектора. Действительно, социологические исследования показывают, что в наше время от услуг Интернета и сотовой связи человек откажется в последнюю очередь. Но если говорить о секторе корпоративных клиентов, то здесь правят, прежде всего, законы экономики. Поэтому осенью прошлого года компания "Гарс Телеком" оказалась в эпицентре кризиса и на себе почувствовала "схлопывание" рынка и массовые увольнения персонала у клиентов, доходившие до 80% в компаниях финансового сектора.

Компания отреагировала на коррекцию рынка в самом начале прошлого года, радикально поменяв стратегию. Мы перестали ориентироваться на зарабатывание денег и повышение прибыли и нацелились на захват доли рынка. Логика тут проста - клиенты мигрируют в офисные центры классом пониже (приводя "своего" оператора с собой); эксклюзивное присутствие операторов связи на объектах офисной недвижимости на глазах перестало быть нормой, начать обслуживание практически любого бизнес-центра стало проще. Кроме того в начале весны мы запустили акцию "Перевезем бесплатно", предлагая компаниям, меняющим офис, бесплатный перенос коммуникаций и телеком-услуг. Итог - только за первую половину 2009 г. мы добавили в сеть обслуживания более 60 офисных объектов и подключили более 400 новых клиентов.

Пресс-служба ОАО "Межрегиональный ТранзитТелеком":

В глобальном масштабе кризис не отразился на деятельности нашей компании, но до августа 2009 года имело место некоторое снижение доходов компании от корпоративного сектора. В настоящее время ситуация возвращается к докризисным показателям, то есть наметилась позитивная тенденция.

ОАО "Межрегиональный ТранзитТелеком" работает на рынке дальней связи с 1994 года. В 2009 году мы вышли на новые рынки, начали развивать новые стратегические направления:

· предлагаем конечному потребителю продукты и услуги мг/мн связи, в том числе для мобильных телефонов.

· создаем партнерские виды бизнеса на рынке широкополосного доступа (ШПД) в Интернет по синергетической бизнес-модели с разделением затрат на привлечение абонентов и доходов от продаж услуг на базе скоростного доступа в Интернет, в частности IPTV. Старт партнерской программы состоялся в августе 2009 г. В настоящее время сети ШПД развернуты в двух городах - Ярославле и Томске.

Ежемесячный прирост абонентской базы МТТ в сегменте конечных пользователей в первом полугодии 2009 года составлял около 10%. Поэтому мы активно развиваем систему обслуживания наших абонентов, совместно с представителями нашей компании продумываем и внедряем систему лояльности, работающую на удержание существующих клиентов. Поддерживаем высокий уровень обслуживания при помощи современных информационных систем управления взаимоотношениями с клиентами (CRM). Сейчас контакт-центр обрабатывает более 40 тыс. обращений в месяц, а с появлением новых проектов, ориентированных на массовый рынок, мы прогнозируем существенный рост обращений от наших партнеров и клиентов.

Андрей Гук, генеральный директор ООО "ОБИТ":

Одна из главных проблем сейчас - увеличение размера задолженности, неплатежей абонентов. Для того чтобы справиться с этим, мы ужесточили контроль за дебиторской задолженностью, разработали индивидуальные предложения по тарифам и схемы рассрочки для клиентов, оказавшихся в сложной ситуации. Кроме того, мы сократили наши собственные издержки, не относящиеся к основному виду деятельности.

В целом же, кризис для нас - это далеко не только отрицательное явление, даже наоборот. Есть и положительные моменты в кризисе: это новые, дополнительные возможности для развития бизнеса, которые мы стараемся использовать. Так, сейчас многие компании стремятся сократить затраты на связь, меняют оператора - и мы приобретаем новых абонентов, предлагая им наиболее выгодные тарифы, оптимальное сочетание цены и качества. Также сейчас компании, являющиеся нашими клиентами, все чаще переезжают в другие офисы. Мы следуем за ними и благодаря этому попадаем в новые бизнес-центры.

Рейтинг «50 наиболее стратегичных телекоммуникационных компаний, предоставляющих услуги связи на территории России (по итогам 2008 года)»

Положение в 2009 г. Компания Место расположения Рейтинговый статус Индекс стратегичности
  «Мобильные ТелеСистемы» [1] Москва A А A 70,6
  «ВымпелКом» [2] Москва A A A 69,9
  «МегаФон» [2] Москва A B А 69,4
  «Комстар - Объединенные Телесистемы» [1] Москва A В A 69,0
  «Ростелеком» 3 Москва A B B 68,8
  «Гарс Телеком» Москва B B A 68,0
  «Межрегиональный ТранзитТелеком» Москва В В А 67,9
  «Космическая связь» Москва B B B 67,3
  Huawei Technologies Москва B B B 66,8
  «Корбина Телеком» [2] Москва B B A 66,2
  «Транстелеком» Москва В А В 65,9
  «МГТС» [1] Москва A B B 65,1
  «Волга Телеком» [3] Нижний Новгород B B A 64,5
  “Арктел” Москва B B B 64,0
  «Голден Телеком» [2] Москва B B B 63,7
  Siemens Communications Москва В В В 63,2
  «Северо-Западный Телеком» [3] Санкт-Петербург B B B 63,0
  Alcatel-Lucent Москва В А В 62,3
  «РТКомм.ру» Москва В В В 61,7
  «КОМСТАР-Директ» [1] Москва В В В 61,0
  «Зебра Телеком» Москва B B B 60,5
  Orange Business Services Москва В А В 60,1
  «Сибирьтелеком» [3] Новосибирск В В В 59,3
  «Центральный Телеграф» [3] Москва В В В 58,6
  «РадиоТел» Санкт-Петербург В В В 57,9
  «Макомнет» Москва B B A 57,4
  «ЮТК» [3] Краснодар В В В 56,8
  «Акадо-Телеком» Москва В В В 56,6
  «Газком» Московская обл. В В А 56,0
  «Дальсвязь» [3] Владивосток В В В 55,7
  «Синтерра» [4] Москва В В В 55,3
  «Скай-Линк» [1] Москва В В В 52,9
  «Мотив» Екатеринбург В В В 52,1
  «СМАРТС» Самара С В В 52,0
  «Tele2 Россия» Москва В В В 51,6
  «Матрикс Телеком» Москва С В В 50,4
  «Башинформсвязь» Уфа С В В 49,7
  «Метроком» Санкт-Петербург С В В 49,1
  «Старт-Телеком» Москва В В В 48,0
  «Уралсвязьинформ» [3] Екатеринбург С В В 47,8
  «РуСат» Москва С В В 46,5
  «Обит» Санкт-Петербург С В В 46,0
  «АСВТ» Москва В С В 45,1
  «Глобус-Телеком» Москва С В В 44,6
  «Сумма Телеком» Санкт-Петербург В С В 44,2
  «Телепорт-Сервис» Москва В С В 43,7
  «ЦентрТелеком» [3] Москва В С В 43,3
  «Эр-Телеком» Пермь С С В 42,4
  «Сахателеком» Якутск С С В 41,9
  «Норильск-Телеком» Норильск С С В 41,3

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 577; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.