Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Биллинговая система: понятие, сущность

Динамичное развитие бизнеса операторов связи привело к формированию устойчивого спроса на сложные высокотехнологичные решения в области биллинга. В немалой степени этому способствовало объединение различных типов сетей и создание мультисервисной среды, что позволило реализовать самые разнообразные услуги и механизмы расчетов. С другой стороны, конвергенция привела к изменению организационной структуры операторского бизнеса и к появлению бизнес-моделей, при которых биллинг стал применяться в новых бизнес-процессах и решать новые бизнес-задачи.

На первый взгляд, роль биллинга в процессе оказания услуг предельно ясна: оператор предоставляет абонентам услуги связи, а биллинговая система обеспечивает взаиморасчеты между сторонами.

Биллинговая система позволяет автоматизировать этот процесс обслуживания абонента и предоставляет возможность:

- зарегистрировать абонента в системе;

- зафиксировать факт оказания услуги;

- оценить стоимость услуги и произвести расчет с абонентом;

- сформировать отчетную и аналитическую документацию по проделанным операциям.

Основой любой биллинговой системы является база данных, которая содержит модель предметной области оператора связи, или, другими словами, модель его бизнеса.

Составными частями модели являются сущности (такие, как абонент, контракт, тариф, тарифный план, партнер по роумингу, платежи, скидки, услуги и т. д.), которые необходимы для автоматизации бизнес-процессов.

Внесение информации в базу данных системы

Для выполнения своей основной функции - проведения расчетов - биллинговая система должна иметь всю необходимую для этого информацию. На начальном этапе оператор заключает с абонентом контракт, в котором отражается номер его терминала, номер лицевого счета, тарифный план, доступные услуги и другие атрибуты.

После внесения всей необходимой информации в базу система обеспечивает выполнение полного цикла функций, связанных с текущим обслуживанием клиентов. В частности, это ведение лицевых счетов, ведение базы данных реквизитов абонентов, хранение информации о предоставленных абонентам услугах, изменение набора услуг, контроль оплаты услуг, корректировка начислений и др.

Информация о бизнес-партнерах также заносится в систему и используется в процессе работы. В частности, с каждым партнером по роумингу заключается договор, в котором отражается вся информация, необходимая для взаиморасчетов (например, формат файлов обмена, адрес электронной почты и т. п.). Для работы с дилерской сетью система должна поддерживать продажу новых контрактов на подключение абонента, в частности SIM-карт (если это предусмотрено технологией работы оператора), а также обеспечивать автоматический интерфейс с дилерами, позволяющий зарегистрировать нового клиента и принять плату за услуги связи.

Таким образом, после внесения всех необходимых данных в систему абонент может совершать звонки и пользоваться другими услугами, предоставляемыми ему оператором или его партнерами.

Сбор данных для тарификации

Исходные данные для тарификации бывают двух видов:

- тарификационные файлы, формируемые системами оператора;

- роуминговые тарификационные файлы.

Тарификационные файлы первого типа создаются коммутационным оборудованием (или другими системами) в процессе работы, регулярно автоматически копируются при помощи отдельной платформы-посредника либо подсистемы биллинговой системы (в зависимости от архитектуры) и заносятся в базу данных.

Для проведения текущих расчетов с абонентами, пользующимися услугами связи в роуминге, операторы на регулярной основе обмениваются между собой роуминговыми тарификационными файлами (в формате TAP/CIBER).

Таким образом, на основе полученной информации система "знает", что абонент воспользовался определенной услугой, стоимость которой необходимо рассчитать согласно применяемым правилам.

Тарификация услуг

Существует несколько способов тарификации услуг (например, отложенный биллинг, "горячий" биллинг и др.), которые применяются в зависимости от выбранной оператором стратегии начисления платежей и схемы обслуживания абонента (например, предоплатной или с оплатой по факту).

При отложенном (off-line) биллинге основанием для тарификации является учетная запись (CDR) и тарифный план абонента. При этом информация о сделанных вызовах за определенный период времени поступает в систему расчетов пост-фактум. После получения тарификационного файла система выполняет разбор файла на записи, разнесение записей по отдельным абонентам и тарификацию услуг с учетом параметров вызова и индивидуальных тарифных планов абонентов.

При "горячем" биллинге контроль вызова происходит в реальном времени, поэтому источником информации для тарификации являются не учетные записи коммутатора (CDR). Биллинговая система, работающая в режиме реального времени, определяет возможность предоставления услуги и максимально возможную продолжительность соединения (предтарификация). Затем в зависимости от состояния счета абонента система направляет на коммутатор команды для дальнейшей обработки вызова (либо разорвать соединение, либо соединить абонента с указанным номером). По окончании разговора или по истечении максимально допустимого для разговора времени система прерывает сеанс связи и обновляет счет абонента. При этом тарификационные файлы могут подгружаться и использоваться для сверки данных коммутатора и биллинговой системы, выявления некорректно обработанных вызовов, а также для формирования различной статистической информации.

Кроме того, операторы используют схему тарификации звонков сразу по их окончании (так называемый онлайновый биллинг). При такой схеме обработка данных происходит в режиме времени, максимально приближенном к реальному, а значит, оперативность получения информации существенно возрастает. Тем не менее в данном случае проблема дебиторской задолженности не решается полностью, поскольку сохраняется возможность образования отрицательного баланса в течение "последнего звонка", тарификация которого и последующее списание средств со счета произойдут лишь по его окончании.

Генерация счетов

После процедуры тарификации результат обработки транзакции отражается на счету абонента. В простейшем случае в результате закрытия отчетного (или произвольного) периода для каждого лицевого счета образуется два печатных документа: счет к оплате и счет-фактура. Для абонентов – юридических лиц может оказаться необходимым формирование актов выполненных работ, а для абонентов, являющихся физическими лицами, - квитанции на оплату услуг наличными. Одной из типовых услуг является периодическая детализация счета, которая также выполняется при биллинге. После того как счета выставлены, их необходимо напечатать и доставить абонентам.

Формирование отчетов

Современная биллинговая система имеет в своем арсенале гибкую подсистему отчетности, которая позволяет предоставлять как итоговую, так и детализированную информацию по всем направлениям деятельности предприятия. Например, это могут быть данные по распределению количества абонентов и трафика по тарифным планам, распределение начислений от реализации услуг, отчет о подключении новых абонентов за период, отчет по пассивным абонентам, отчеты для контролирующих органов, аналитическая отчетность и т. п. Наличие в системе такого модуля позволит предоставить отчетно-статистическую информацию для планово-экономического анализа, принятия маркетинговых решений, а также для учета продаж и контроля использования абонентских номеров и абонентского оборудования.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основы тарификации | Основные возможности биллинговой системы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 1758; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.