Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общие черты географии услуг

1. Убиквитет – повсеместность

 

2. Привязка к населению (его и обслуживает)

 

3. Ослабленное ТРТ («стирка»). Трудно себе представить, чтобы в одной части страны были расположены все прачечные, обслуживающие все население государства. Поэтому в сфере услуг ТРТ развито слабо, регионы и города слабо специализированы на определённых видах услуг, потому что есть набор услуг, в котором нуждается любой город, любой район. Правда, исключения есть, и очевидные - вроде скопления финансовой и т.п. деятельности в Нью-Йорке, но это применимо только к самым верхним этажам иерархии.

 

4. На самом деле предыдущее утверждение постоянно нарушается по трём направлениям:

· Все-таки есть ТРТ, например в финансах. Хороший пример с банками: ведущие центры сосредоточивают 85%: активов страны, такой концентрации не знает промышленность. А всё дело, в т.ч., в том, что «продукция» таких отраслей как бы сверх транспортабельна – она легко передаётся по Интернету.

 

· Иерархия поселений – в крупных городах все гораздо больше, ТЦМ плюс возникновение специфических услуг только для крупного города (газировка). Поэтому лучше разделять СМА-неСМА. Хорошо по главным потенциалам – наведение влияний крупных городов на большую территорию.

 

· И дея ТЦМ: некоторые (многие!) услуги могут существовать только при крупном спросе (всё тот же оперный театр). В центральных местах сосредоточиваются услуги, рассчитанные на обширное окружение, а не только на жителей самого города. Отсюда некоторые соображения о территориальной справедливости: многие функции города, расположенные в нём, рассчитаны на жителей города и окружающих поселений, и вторые должны нести некоторые тяготы на сей счёт. Поэтому многие виды услуг становятся базовыми, градообразующими: их продукция как бы экспортируется из города.

 

· Зависимость от зрелости и типа общества. Тут колоколообразная кривая (bell shaped curve): на островах Полинезии и в США господствует сектор услуг, но принципиальное различие в наполнении. В примитивных обществах велика роль торговли и бытовых услуг (слуг в прямом смысле), в развитых – финансов, образования, медицины.

 

5. Иные факторы размещения (по Оксане Шараповой).

1. В материальном производстве (МП) товар доставляется на рынок или потребителю, а здесь наоборот – потребитель едет к производителю (слушать оперу, покупать телевизор или чинить ботинки).

2. В МП огромная роль – близость к сырью, топливу и т.п., здесь сырьё вощще отсутствует, как правило, и решающую роль играет рабочая сила.

3. Главное тут не транспорт, а связь, потому что продукция часто циркулирует в виде электронных сигналов.

4. Появляются вощще специфические виды расходов (аренда, например, франчайзинг), а «старые» выходят на первый план (реклама, например).

 

6. Большие различия внутри сектора: понятно, что у сферы финансов структура издержек и условия производства иные, нежели у торговли; некоторые виды услуг (деловые) сильно привязаны к МП. Однако всех их роднит именно нематериальность продукта. Да, сектор услуг очень неоднороден, но разве однородно МП?

 

9. География в США –

· Роль Нью-Йорка -заслуживает отдельного (модельного) описания. По ВНП - это целая Индия или вся чёрная Африка. Это чудовищное, планетарного масштаба средоточие финансов, рекламы, информации, развлечений (Бродвей - законодатель для всей Америки). Замечательно было видеть, как роль его на некоторых этапах падает из-за возникновения дублёров, а потом восстанавливается на новом качестве. Так было и недавно: Лос-Анджелес в развлечениях, Атланта в информации (CNN) оттесняли Нью-Йорк. Но вот слились Тайм-Уорнер с АОЛ - и роль Нью-Йорка восстановилась.

· Полицентричность - есть много центров кроме Нью-Йорка. Лучшие университеты - в самых разных местах, наука - в Силиконовой долине, лучшая клиника - в захолустном миннесотском Рочестере, первый молл появился в миннесотском же Блумингтоне. Ничего подобного Москве в США и быть не может.

· Запустение вокруг крупных городов -они сосредотачивают услуги, в том числе и повседневные, в расчёте не только на своё население, но и на окрестное. Поэтому в окрестностях крупных центров услуги кажутся вымытыми. До недавнего времени похожее было вокруг Москвы (сейчас едва ли не наоборот).

 

· Волны обновлений - масляное пятно Новикова. Постоянное обновление структур, но по одному и тому же маршруту с удивительной устойчивостью изначальных соотношений "зрелость-отсталость" между районами. Обновление реставрирует старую картину.

ДЛЯ ПРИМЕРА – три сектора сферы услуг:БАНКИ, ОБРАЗОВАНИЕ И СПОРТ притом предельно кратко

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Структура | Банковская сфера
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 243; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.