Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

С чего же начать. Некоторые советы начинающим

Учимся вместе Learning Together

Learning Together (учимся вместе) разработан в университете штата Минне-сота в 1987 году (David Johnson, Roger Johnson). Класс разбивается на однородные (по уровню обученности) группы в 3-5 человек. Каждая группа получает одно зада-ние, которое является подзаданием какой-либо большой темы, над которой работает весь класс. В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение всего материала.

Основные принципы:

  • награды - всей команде
  • индивидуальный подход
  • равные возможности - работают и здесь.

Группа получает награды в зависимости от достижений каждого ученика. По мнению разработчиков данного метода, большое внимание должно быть уделено учителем вопросу комплектации групп (с учетом индивидуальных и психологиче-ских особенностей каждого члена) и разработке задач для каждой конкретной груп-пы.

Внутри группы учащиеся самостоятельно определяют роли каждого члена группы для:

  • выполнения общего задания (у каждого таким образом своя часть, свое подзадание)
  • отслеживания
  • мониторинга
  • активности каждого члена группы в решении общей задачи
  • культуры общения внутри группы.

Таким образом, с самого начала группа имеет как бы двойную задачу: с од-ной стороны, академическую - достижение какой-то познавательной, творческой цели, а с другой, социальную или скорее, социально-психологическую - осуществле-ние в ходе выполнения задания определенной культуры общения. И то, и другое оди-наково значимо. Учитель также обязательно отслеживает не только успешность вы-полнения академического задания группами учащихся, но и способ их общения ме-жду собой, способ оказания необходимой помощи друг другу.

Очень широко используется данная технология в средней школе, как в пред-метах гуманитарного, так и естественно-научного циклов.

Так, на уроках русского языка и литературы в 6-7 классах учителя Рудомази-на Т. Е. и Курятова В. М. используют метод сотрудничества при проверке домаш-него задания (в начале урока, как правило), при словарной работе, на этапе первич-ного закрепления нового материала (формирование ориентировочной основы дейст-вий), иногда перед диктантом или тестом, а также на обобщающих уроках.

Очень эффективно проверять домашнее задание в группах. Состав групп ведь может меняться от урока к уроку, а может оставаться постоянным на период работы над темой, а то и дольше, если учитель видит, что ученики работают вместе слаженно, заинтересованно и главное, эффективно. Ребятам предлагается по вер-тушке или иным образом проверить правильность выполненных дома упражнений, решения задач, т. д. Причем важно, чтобы каждый ученик аргументировал свое ре-шение. Если выявляется у кого-то ошибка, ее можно исправить, но только после то-го, как ученик поймет причину допущенной ошибки. Ошибка исправляется, а уче-ник пишет в тетради объяснение, почему допущено исправление. Тогда ребята мо-гут сложить вместе свои тетради (3-4), подписав все выполнение домашнего зада-ния. Это означает, что все согласны с таким решением. Вот теперь будет вполне справедливо, если учитель при проверке тетрадей (одной из трех) или при устном фронтальном опросе оценит всю группу целиком.

Аналогичную работу можно провести и при промежуточном тестировании. Сначала дать возможность ребятам еще раз проверить свои знания, а затем, "рассы-пав" по одиночке, дать каждому свой вариант теста (сообразуясь с уровнем обучен-ности). Результаты можно засчитывать всей группе (по среднему баллу) или каждо-му ученику, по выбору преподавателя. Вообще учителя гимназии усвоили главный девиз педагога - не уличить (в незнании), а научить!

Иногда метод обучения в сотрудничестве используется ими и для ознакомле-ния с новым материалом, т. е. учитель предоставляет учащимся возможность само-стоятельно разобраться с новым материалом, приучая ребят к сложной и кропотли-вой работе с информацией, к аналитической работе. Вот, как описывает урок озна-комления с таким сложным материалом, как причастие, учительница русского языка гимназии N 1512 Рудомазина Т. Е.:

"Учащимся 6-го класса было предложено в парах самостоятельно ознако-миться с новым материалом, используя учебник. При этом один из партнеров вы-полнял роль диктора (он медленно и с выражением читал правила и теоретический материал по учебнику), а другой - роль художника (он должен был на основе вос-приятия материала на слух нарисовать схему-сигнал - графически отобразить пра-вила). Сначала схема отображает ключевые слова понятия: "Причастие - форма гла-гола", затем грамматические признаки - схема разрастается в паутину и, наконец, приводятся примеры и паутинка приобретает законченную наглядную графическую форму зачитанного "диктором" теоретического материала.

Таким образом, ученики в наглядной форме устанавливают связи, зависимо-сти различных признаков глагольной формы - причастия. Их задача - не просто ус-тановить эти зависимости, но и сформулировать соответствующие правила и при-вести собственные примеры. При этом им необходимо сформулировать собствен-ную точку зрения на высказанные в учебнике мысли в отношении того, что же такое причастие, аргументировать ее. Можно изложить и другие точки зрения, почерпну-тые из других справочных источников или собственную точку зрения, отличную от мнения ученых, но тоже аргументировать ее.

Так, первыми взяли слово сторонники точки зрения, изложенной в учебнике: "В споре о том, что же такое причастие, мы присоединяемся к тем ученым, которые считают, что причастие - это особая форма глагола". Какие доказательства мы мо-жем привести в подтверждение этой точки зрения? И далее следуют аргументы в пользу данной точки зрения. Сторонники других точек зрения задали вопросы:

- Если причастие - это форма глагола, почему мы не изучаем причастие вместе с глаголом?

- Точного ответа мы не знаем, но, наверное, потому, что причастие имеет и признаки прилагательного.

- Если причастие имеет признаки прилагательного, тогда почему вы считаете его глагольной формой?

- Потому что глагольные признаки - постоянные, а признаки прилагательного - не-постоянные. Следовательно, глагольные признаки сильнее.

Дальше выступают сторонники точки зрения, что причастие является видом прилагательного:

Нам кажется, что причастие ближе к прилагательному - ведь причастие описывает предмет, как и прилагательное, но только по действию. Причастие придает предме-там еще более колоритную окраску... и так далее. Здесь нет возможности описывать всю разгоревшуюся по этому поводу дискуссию, нам важно было показать, что даже такой, казалось бы скучный материал, как причастие, может стать, во-первых, пред-метом самостоятельного исследования и, во-вторых, и на этом материале можно развивать интеллектуальные умения школьников, стимулируя их к аргументирован-ной дискуссии, к более глубокому познанию сущности изучаемого явления.

Затем в качестве домашнего задания учительница предлагает своим учени-кам написать сочинение на тему "Причастие". Выбор жанра сочинения остается за учениками. Сочинения пишутся также в группах. Одна группа представила сочине-ние в виде рассуждения, другая - в виде лингвистической сказки, третья - даже в ви-де драмы и т.д. На уроке каждая группа представляла свое сочинение.

Чем отличается обычное групповое обучение от обучения в малых груп-пах по методике сотрудничества? Что такое "базовая группа" и как она рабо-тает?

Можно выделить три отличия работы в малых группах по методике обу-чения в сотрудничестве от других форм работы в малых группах:

1. Взаимозависимость членов группы между собой наряду с личной ответст-венностью каждого члена группы за свои успехи и успехи своих товари-щей.

2. Специальное внимание уделяется социальным аспектам обучения: спосо-бам общения между членами группы. Этому аспекту специально обучают, он обсуждается на уровне группы и всего класса.

3. Общая оценка работы группы (описательного плана, не всегда в баллах) складывается из оценки формы общения учащихся в группе наряду с ака-демическими результатами работы. После совместной работы отводится специальное время для обсуждения вопроса "как" ученики работали, по-могая друг другу; они обсуждают свое поведение, что удалось и намечают пути совершенствования своего сотрудничества.

Каждый из указанных аспектов необходим для плодотворной работы группы. Главное, чтобы деятельность учащихся была структурирована таким образом чтобы они были вовлечены в активную совместную деятельность с личной ответствен-ностью за действия каждого и собственные действия.

Существует три типа взаимозависимости участников совместного обучения:

  • Зависимость от единой цели, которая осознается учащимися и которую они могут достичь только совместными усилиями.
  • Зависимость от источников информации, когда каждый ученик группы владеет только частью общей информации или источника информации, которая необходима для решения поставленной общей задачи; каждый должен внести свой вклад в решение общей задачи. Данная зависимость может быть на уровне разделения труда, ролевых функций, учебного ма-териала (инструментов, оборудования), разделенного между учениками группы (например, одни ножницы, один лист бумаги, одни краски и т.д.).
  • Зависимость от формы поощрения.Каждый ученик получает одинаковую оценку за работу. Либо все поощряются одинаково либо не поощряются никак.

Ниже приводятся примеры предлагаемых способов структурирования взаи-мозависимости по разным аспектам:

Цели:

  • единый результат от всей группы (в виде одного сочинения, рисунка, за-дачи, модели, пр.);
  • подпись каждого члена группы под каждой сдаваемой работой от группы (проверено!);
  • таблица успехов каждого члена группы по каждой теме (в описательной форме с указанием, что требует дополнительной практики);
  • каждый член группы заполняет собственный рабочий лист, любую работу, но учитель берет для анализа один от группы на свой выбор, исправляет ошибки, оценивает.

Источники информации:

  • материалы по типу "пила": каждый член группы имеет на руках только свою часть материала, задания, который он должен выполнить индивиду-ально, самостоятельно;
  • письменное задание, в котором каждый ученик должен предложить свое решение;
  • распределение ролей;
  • ограничение материала.

Поощрения:

  • балльная оценка;
  • похвала учителя;
  • поощрение группы путем:
  • выделения дополнительного времени для чтения;
  • предоставления свободного времени;
  • определенной атрибутикой;
  • запись индивидуальных и групповых достижений в специальный журнал.

Взаимозависимость по указанным аспектам предполагает и индивидуальную ответственность за общий результат. Цель, задача, которая ставится перед группой предполагает владение учебным материалом каждым учеником группы. Среди воз-можных способов обеспечить такую ответственность можно выделить следующие:

  • выделите одного из учеников группы и попросите его рассказать об об-щем замысле решения задания, плана сочинения и т.д.;
  • распределение учебного материала, видов деятельности между учениками по типу "пила";
  • оценка, которую получает группа является как бы исходной, ее можно улучшить, если каждый ученик группы сможет что-то добавить к сказан-ному, сделанному, пр.;
  • выберите по одному ученику из каждой группы и предложите им неболь-шую контрольную, тест.

Умения работать в сотрудничестве приобретаются постепенно. Это должно стать одной из стратегических целей учителя. Можно предложить семь постепен-ных шагов в обучении этому умению:

1. помогите ученикам осознать зачем нужно то или иное умение, навык;

2. помогите учащимся понять из чего это умение/навык состоит;

3. организуйте практику;

4. убедитесь, что каждый ученик получает информацию о том, правильно или нет он выполняет задания по овладению навыком/умением;

5. стимулируйте учащихся в том, чтобы они помогали друг другу во время практики;

6. создайте ситуации, в которых ученики обязательно добьются положительного результата;

7. стимулируйте подобную практику до тех пор, пока учащиеся не почувст-вуют потребность в ее постоянном применении.

Рассмотрим кратко вопрос о разных типах групп. Часто задают вопрос: Должны ли группы меняться или они могут быть постоянными?

На этот вопрос можно ответить по-разному, в зависимости от сложившейся в классе культурной, коммуникативной, эмоциональной ситуации. Рекомендуется сначала, пока и дети, и учитель привыкают к новым формам работы, стараться не создавать постоянных групп. Они должны оставаться постоянными только в течение работы над заданием, темой, проектом и т.д. Это может быть на протяжении одного нескольких уроков. Если Вы видите, что в той или иной группе работа идет слажен-но и активно в сотрудничестве, можно попробовать сохранить этот состав группы и на другое задание, на другую тему. В других же группах можно составы менять пока и там не наладится такая же активная слаженная работа. Этого может и не произой-ти и тогда придется составы групп менять от раза к разу.

Но, если так произошло, что ребята сработались и научились помогать друг другу, активно общаясь, такие группы называются базовыми и их лучше оставлять постоянными на достаточно длительное время, пока Вы не заметите каких-либо из-менений в отношениях ребят к худшему. Таким базовым группам можно преду-сматривать и домашние задания общими с учетом вклада каждого в общую задачу. Это, разумеется, не значит, что эти ребята всегда во всех случаях должны работать как единая бригада. Общая система обучения предполагает и индивидуальную, са-мостоятельную работу и работу в разных группах, в том числе и объединенных и т.д., особенно, когда речь идет о работе над проектом. Тогда численность и состав групп диктуется другими факторами.

Базовые группы хороши для усвоения нового материала, выполнения до-машнего задания, подготовке к контрольным работам и тестам, пр.

Такие базовые группы помогают ребятам ближе сдружиться и перенести свои навыки сотрудничества не только на уровне учебной деятельности, но и на другие отношения

Мой первый урок по технологии "Обучение в сотрудничестве"

Прежде чем планировать свой первый урок по методу обучения в сотрудни-честве, попробуйте выбрать наиболее благоприятный для первого опыта класс, т.е. учащихся наиболее расположенных к такому сотрудничеству, которые не будут сходу сопротивляться вашим попыткам объединить их в совместной работе, осно-ванной в большой мере на взаимопомощи и равных усилиях каждого.

Можно предложить условно четыре шага в подготовке, планировании Ваше-го первого урока с использованием технологий сотрудничества.

Учебно-воспитательная задача урока

Планирование урока

Объем материала

Поощрения

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Обучение в команде | Лекция 3
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 273; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.