Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 9. Романская архитектура XI - XIII вв




В начальном периоде своей истории византийские зодчие разрабатывали, главным образом, архитектуру интерьера. Первоначально повсюду был распространен базиликальный тип храма, далее в основу своих исканий они положили купол, подкупольное пространство, где развивалось главное действие церковной службы. Уже начиная с VI в. в византийской архитектуре обозначился переход к преобладанию центрических композиций.

Культура, которую мы условно называем византийской, означает не только культуру и архитектуру самого византийского государства, но характеризует определенный этап в развитии европейской (а также переднеазиатской и североафриканской) культуры и искусства. Черты, присущие искусству Византии - дематериализация и особый символический строй - можно видеть в раннехристианском искусстве IV - VI вв. по всему Средиземноморью, Передней Азии и Закавказью. Позднее эти черты проявились в Германии VIII в., Южной Франции, Сицилии, Древней Руси и ряде других стран IX - X вв., никогда не знавших власти константинопольских императоров.

Римские базилики и сейчас производят сильное впечатление своими грандиозными размерами, высоким средним нефом, смело перекрытым висячими деревянными стропилами с плоским подвесным потолком, пролетом более 20 - 25 м.

Архитектура римских древнехристианских базилик оказала большое влияние на дальнейшее развитие западноевропейской культовой архитектуры, как по образу, так и по основной планировочной схеме. Базиликальный тип храма получил широкое распространение во всех странах, где в IV-VI вв. утвердилась христианская религия.

Особенности и достижения Византийской архитектуры

XIV столетие отмечено строительством Влахернского дворца в Константинополе, от которого сохранился корпус, названный турками Текфур-Серай. Замечателен его северный фасад с регулярным расположением окон и фигурной кирпичной кладкой стены.

Время поздневизантийской архитектуры соответствует развитию готики и зарождению Ренессанса в Западной Европе, сложению Русского централизованного государства в Восточной Европе. В византийских постройках позднего периода можно найти элементы, дальнейшее развитие которых привело бы к сближению их архитектуры с готической, а в более поздних зданиях - и с ренессансной.

Поздневизантийская архитектура (XIII - XV вв.)

Время VI-VIII вв. подготовило развитый стиль византийской архитектуры IX - XII вв.

Памятники средневизантийского времени - монастырь Хосиос Лукас (святого Луки) в Фокиде (XI в.), монастырь Дафни на окраине Афин (XI в) и собор св. Марка в Венеции (XI в.).

В средневизаитийское время не строились такие огромные сооружения, как собор Софии в Константинополе. Постоянные войны и феодализация страны ограничивали экономические возможности, да и постройка церквей в монастырях и феодальных усадьбах требовала преимущественно зданий небольших размеров. Интерьерам храмов придавался камерный, интимный характер, а стремление к возможной дематериализации как бы одухотворенности формы осталась в наследство от ранневизантийской архитектуры.

Примерами церковной архитектуры могут быть: церковь монастыря Хора в Константинополе (Кахрие-Джами) конца XIII в. - начала XIV в., замечательная своими мозаиками и фресками, и церковь Богородицы Перивлепты (сейчас церковь Климента в Охриде, 1295 г)

4. Основным достижением византийской архитектуры, начиная с VIII-IX вв., явилось создание и разработка крестовокупольной системы центрических зданий, элементы которых зародились ещё в более ранний период. В крестовокупольных сооружениях все составные части взаимно связаны и подчинены друг другу. В этой архитектуре в совершенстве осуществлён принцип обеспечения устойчивости здания путём взаимоуничтожения противоположных усилий - распор, возникающий при сооружении арок, сводов и куполов больших пролетов, воспринимается нижерасположенными полукуполами, сводами и контрфорсами.

5. Византийская архитектура выработала свои законы тектоники, основанные на использовании арочных, сводчатых и купольных конструкций. В отличие от тектоники, выявляющей стоечно-балочную конструкцию античного ордера, византийская архитектура основана на тектонической выразительности самих сводов и стен как оболочки, организующей и выделяющей отдельные части пространства. И стена, несущая сама себя, и давящее на неё плоское или сводчатое перекрытие, трактуются как ограждающие поверхности. Материал стены сохраняет свою целостность, проёмы просто вырезаются в её толще. Стена и аркада органически связываются между собой, не теряя единства и цельности.

6. Если в архитектуре Древнего Мира основным средством воздействия была тяжёлая масса стены, а в античности - простейшая стоечно-балочная система, то в византийской архитектуре раннего средневековья (начиная с первого ее древнехристианского этапа) впервые в истории человечества решалась задача передачи в материальных формах непостижимых (на данном периоде развития общества) и непознаваемых сил мироздания. При этом византийское зодчество внесло в средневековое искусство динамичность и одухотворенность.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 668; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.