Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Здания и архитектурные комплексы. Наиболее крупные культовые сооружения этого времени строились с той же роскошью и с тем же блеском, что и дворцы

Наиболее крупные культовые сооружения этого времени строились с той же роскошью и с тем же блеском, что и дворцы. Национальные тенденции сказались здесь в возврате к богатой форме русского пятиглавия и в строительстве монументальных многоярусных колоколен.

Искусно распланированные сады и парки, украшенные декоративной скульптурой и садово-парковой архитектурой, составляли неотъемлемую часть дворцовых ансамблей.

Дворцы петровского времени ни по своим размерам, ни по характеру архитектуры уже не удовлетворяли изменившимся требованиям и вкусам елизаветинского двора. В середине века дворцово-парковые ансамбли стали строить с невиданными прежде размахом и роскошью.

Однако в ведущей тематике архитектурной деятельности этого времени ярко сказались политика абсолютизма с его классовыми интересами и обогащение придворной знати. Это привело к расцвету монументального дворцового и культового строительства в ущерб жизненно необходимому стране общественному строительству в растущих городах. В силу этого не получили осуществления такие широкие архитектурные замыслы, направленные на создание крупных общественных ансамблей, как проекты Инвалидного дома Ухтомского в Москве и госпиталя Чевакинского в Кронштадте или возникшая в эти годы идея устройства Воспитательного дома. Продолжавшееся в это время городское жилое строительство не играло заметной роли в общем развитии архитектуры рассматриваемого периода.

Преобразования петровского времени и победоносная Северная война, прочно закрепившие за Россией место великой мировой державы и обеспечившие ей возможность дальнейшего развития производительных сил, явились предпосылками значительного прогресса русской культуры, характеризующего 40-е и 50-е гг. XVIII в.

Творческие достижения архитектуры петровского времени были развиты зодчими следующего этапа развития русской архитектуры, относящегося к середине XVIII столетия.

Основные исторические процессы рассматриваемого периода

Развитие культуры передовых слоёв русского общества протекало под знаком высокого подъёма русского национального самосознания и протеста против немецкого засилья при дворе.

Запросы двора и высших придворных кругов Дворянской знати, для которых создавались наиболее значительные архитектурные сооружения и ансамбли этого времени, выдвигали требования пышности, декоративного богатства и внешнего блеска архитектуры. Однако в творчестве лучших русских зодчих эти требования приобретали более глубокий смысл и понимались как художественное выражение крупных успехов русской государственности и культуры, получивших мощный толчок для своего развития в петровское время, как отражение высокого национального подъёма. На этой национальной основе, отражая патриотические устремления своего времени, русские зодчие создавали архитектуру - торжественную и великолепную, реалистические образы которой хранят память о высоком подъеме, проявившемся во многих областях русской жизни и культуры того времени.

Строительные приёмы и конструкции

Типичной чертой этих ансамблей, в которых получили дальнейшее развитие художественные особенности, наметившиеся в архитектуре петровского времени, было строго регулярное построение генерального плана. Вся композиция подчинялась главенству центральной оси, определяемой положением основного дворцового здания, обрабатываемого тремя членящими главный фасад ризалитами. Богато разрабатывались наружные объёмы дворцов и их внутреннее убранство, где главное внимание уделялось декоративному оформлению торжественной анфилады парадных залов.

В обработке интерьеров широко использовались технические приёмы и средства старого русского декоративного искусства, приобретавшие теперь новый художественный смысл. Сочетание резьбы, лепки, позолоты и декоративной росписи, а также окраска здании внутри и снаружи в яркие цвета - оранжевый, бирюзовый, зеленый, красный - придавали исключительное богатство и нарядность архитектурным сооружениям этого времени.

Русское барокко зрелого периода несёт на себе печать подлинно национального стиля. Решение планов и объёмных композиции зданий отличается большой простотой и структурностью, тесным смыканием внутренних и внешних объёмов сооружений. Декоративные элементы в основном ограничиваются внешним, облицовочным "слоем" построек. Эти элементы включают преимущественно архитектурные мотивы и орнаментальную лепку.

В рядовой застройке мещанства и мелкого чиновничества были распространены небольшие деревянные оштукатуренные дома, по своему наружному виду и внутренней планировке мало отличавшиеся от широко применявшихся в Петербурге "образцовых" домов для низших слоев населения.

Различие исторических и природных условий строительства Москвы и Петербурга ещё в петровский период определило два различных течения в общем пути развития русской архитектуры последующего времени.

После смерти Петра его ближайшие преемники проявили полнейшее равнодушие к делу воспитания русских художников. Теперь вновь была выдвинута задача воспитания кадров русских художников и учёных.

Примерно в середине 1760-х годов в русской архитектуре ощутимо дает себя знать стилистический перелом: барокко начинает сменяться классицизмом.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 18. Архитектура России середины XVIII в. Русское барокко | Одним из представителей крепостных художников в середине столетия был Федор Леонтьевич Аргунов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 371; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.