Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пражско-пеньковская (пеньковская) культура

Проблемы славянского этногенеза. Лингвистические реконструкции, сведения письменных источников и данные археологии. Культура славян в раннем Средневековье. Культура восточных славян в раннем Средневековье.

Сарматская эпоха

В 3ем веке до нашей эры сарматы идут с войной на скифов, вытесняя их и занимая Северное Причерноморье и Северный Кавказ.

Характерными особенностями сарматской культуры можно назвать кочевой образ жизни, характерные курганы (захоронения именно курганны).

Интересно высокое положение женщин в обществе. Они, судя по всему, воевали и участвовали в политической жизни общества наравне с мужчинами. Геродот, ввиду этого, приписывал сарматам происхождение от амазонок.

Религиозно сарматы были зооастрийцами, и их поклонение солнцу передалось позже славянским народам.


Первые достоверные тексты, упоминающие славян (или их предков) есть в римских текстах 1 века нашей эры. Менее обобщённое упоминание есть у Плиния Старого. Он называет район реки Вислы и говорит о неких венедах (впоследствии термин стал использоваться для названия самых разных «чужих» народов). Позже об этих же народах пишет Тацит. Правда, он пытается отнести этот народ то ли к иранцам, то ли к германцам. В 160-180 годах нашей эры Клавдий Птомелей составляет географическую карту, на которой указывает Венедский залив (предположительно, Балтийское море).

К 6 веку нашей эры некие народы расселились к Балтийскому и к Чёрному морю, где они стали известны древним историкам (Иордану, Прокопию Кесарийскому) как анты (самоназвание: «достойные мужи») и склавины (искажённое «славяне» - «знающие слово», в протипоставление немцам, которые «немые»).

«Хотя их наименования теперь меняются соответственно различным родам и местностям, все же преимущественно они называются склавенами и антами». (Иордан, византийский автор, пишет на латыни) Он говорит, будто склавины народы живут от Истры (Дуная) до Вистлы (Висла), а анты - от Донастра до Донапра (Днестр и Днепр).

«Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим. И во всем остальном у обоих этих варварских племен вся жизнь и законы одинаковы. Они считают, что один из богов, творец молнии, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. Судьбы они не знают и вообще не признают, что она по отношению к людям имеет какую-либо силу, и когда им вот-вот грозит смерть, охваченным ли болезнью, или на войне попавшим в опасное положение, то они дают обещание, если спасутся, тотчас же принести богу жертву за свою душу; избегнув смерти, они приносят в жертву то, что обещали, и думают, что спасение ими куплено ценой этой жертвы. Они почитают реки, и нимф, и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания.» Прокопий Кесарийский (византиец, пишет по-гречески) пишет про демократию у славян, описывает их, как людей не злобных, но сохранивших гуннские крови.

Первыми историческими записями о славянах, написанными на славянских языках и с точкой зрения «из гущи событий» являются летописи Нестора Летописца (начало 12 века нашей эры).

 

В результате смешения славян, балотов и финно-угров получаетсясмешение языков и богатое разветвление в районе 5-7 веков нашей эры.

 

Изначально археологически найденные культуры делят на пражско-корчакскую кульуру (склавины) и пражско-пеньковскую (анты).

 

Пражская культура названа так по характерной керамике, найденной в районе Праги. Люди проживали в неукреплённых городах (селищах). Обычно они располагались по берегам рек и иных водоёмов. Селища имели в основном небольшие размеры и состояли в среднем из 8-20 хозяйств. Пражская культура представлена неукреплёнными поселениями с жилищами-полуземлянками, имеющими печи-каменки, полями погребальных урн и, грунтовыми бескурганными могильниками и курганными могильниками с трупосожжениями. Основу пражской керамики составляют высокие горшки со слегка суженным горлом и коротким венчиком. Наибольшее расширение их приходится на верхнюю треть высоты. Поверхность сосудов обычно коричневатая, изредка несколько сглаженная. Большинство их лишено орнаментации, лишь изредка встречаются горшки с косыми насечками по верхнему краю венчика. Вся эта керамика изготовлена без помощи гончарного круга, технология которого была известна ранее, но была утеряна в связи с великим переселением народов.

Люди селились близ рек в неукреплённых поселениях, состоящих из полуземлянок. Поселения располагались гнёздами, по 3-5 селищ, на расстоянии 5-7 километров. Площадь селищ не превышала 2-3 гектаров. За редким исключением, количество жилищ было не больше 30.

Полуземлянки наблюдаются двух видов — каркасные и срубные. Каркасная полуземлянка представляла собой яму 0,6-0,8 метров, по периметру которой находились укрепляющие жилище столбы. Кровля была покрыта брёвнами. Срубная полуземлянка представляла собою яму тех же примерно размеров, но внутри неё находился деревянный сруб. Каркасные постройки считаются более ранними по времени, а срубные более поздними. Форма жилищ обычно прямоугольная, иногда овальная. В овальной форме также сказывается кочевническое влияние. Крышу жилища обычно покрывали соломой или камышом, в дальнейшем засыпая крышу землёй. Вход в жилище обычно располагался с южной или восточной стороны. Отапливалось жилище очагом или печью-каменкой. Для ранних жилищ характерны очаги, а для поздних каменные печи. Обычно очаг или печь находились в противоположном углу от входа. Камни очага/печи между собой скреплялись глиною, а иногда вообще ничем не скреплялись. Иногда в основу печи клали большую каменную плиту.

Хозяйственные ямы представляют собой углублённые в почву на 0,7 −0,9 метров ямы. Они служили для хранения различных продуктов. В них часто находят керамику, кости и т.п. Количество хозяйственных ям обычно превышает количество жилищ (примерно 4-5 к одному).

Ремесло пражкско-пеньковской культуры:

· Керамика: По особенностям материальной культуры пеньковская культура близка к пражской. Керамика представлена горшками, мисками и сковородами.

· Изделия из кости: Пеньковцы из кости изготавливали гребни, иголки и шила.

· Металлургия: Культура обладала кузнечными центрами. Найдены ножницы для резки железа, следы ковки и термообработки.

Погребальный обряд представлен трупосожжениями. Трупосожжения производились на стороне с последующим погребением в ямах. Погребения делятся на урновые и безурновые. Погребальный инвентарь: бронзовые украшения - трапециевидные и спиральные подвески, браслеты, стеклянные бусы, серьги. Погребения, как правило, располагались в 0,5-1 километров от селищ на низких или возвышенных участках местности. Курганы отсутствовали.

Основу хозяйства составляло пашенное земледелие и животноводство. Культивировали несколько видов пшеницы и ячменя, а также просо, овёс, рожь и коноплю.

 

 

В 8-10 веках уже существует восточно-славянский культурный массив (в т.ч. Киевское государство). Называется это лука-райковецкой культурой.

Памятники лука-райковецкой культуры имеют следующие признаки:

· Поселения, в основном, - неукрепленные селища. Население занимается сельским хозяйством.

· В 9 веке характерно появление городищ, имевших ремесленно-торговый и административный характер.

· Керамика соответствует пражско-корчакской по состав материала, обжигу, способу формовки и ассортименту форм. От указанной культуры отличается наличием орнаментации — защипов или насечек по краю венчика, ямочным, неровным волнистым или линейным орнаментом. В ходе развития культуры происходит изменение сосудов от слабопрофилированных к имеющим большую профилировку, от высоких сосудов более низким и широким. Изначально керамика носит лепной характер. С IX века появляются сначала лепные сосуды с обточенным на гончарном круге верхом, а затем и сосуды, целиком изготовленные на круге.

· Основной тип погребений - грунтовые могильники. С 8 века увеличивается доля курганных погребений. Курганы содержат одиночные погребения. С 10 века начинают проводить обряд кремации «прямо на месте», насыпая курган поверх пепла.

· Украшения, характерные для памятников лука-райковецкой культуры, включают в себя проволочные височные кольца, миниатюрные антропоморфные фибулы (застёжки для одежды), подковообразные фибулы, литые трехрогие подвески-лунницы, серьги-лунницы с гроздевидной подвеской, украшенные псевдозернью, подвески-бубенчики, пластинчатые, литые браслеты и браслеты выполненные из граненой проволоки, перстни, железные пряжки, стеклянные бусы и пронизки.

 

Из этих культур появляются восточно-славянские племенные союзы. Более-менее точные границы расселения этих народов определяли по характерным формам женских украшений - височных колец. Хоронили во всех случаях за счёт сожжения и сооружения кургана над прахом. Трупоположение появляется после принятия христианства.

· Северяне. Височные кольца спиральные. Активно занимались торговлей и ремёслами.

· Кривичи. Височные кольца серповидные. Умерших хоронили в характерно длинных курганах - валообразных земляных насыпях. Это связано с тем, что, сделав одно захоронение, к нему «присоединяли» ещё одно, продлевали курган.

· Поляне. Не имели уникальных височных колец. Именно на их землях появляется Киев. Описываются Нестором как крайне миролюбивый и «цивилизованный» народ.

· Древляне. Височные кольца перстнеобразные. По словам Нестора, были грубым народом, «жили скотски, убивая друг друга». Это в определённой мере противоречит тому, что находят в захоронениях: оружия в могилах не обнаруживается, что, скорее, указывает на миролюбивость племён.

· Волыняне (бужане). Височные кольца перстнеобразные.

· Дреговичи. На височных кольцах есть по три крупные бусины.

· Радимичи. Височные кольца семилучевые. Особенностью захоронений является трупосожжение «на месте» (курган насыпается поверх праха). В конце 10 века, при появлении курганного трупоположения, на площадке для кургана предварительно сжигали костёр (остались характерные круги из золы).

· Вятичи. Височные кольца семилопастные. Перед сжиганием и погребением в кургане останков умершего над ним совершали тризну.

· Словене. Височные кольца ромбовидно-щитковидные. Подобно кривичам продлевали курганы, но не вширь, а вверх, хороня людей друг над другом.

В 7-9 веке появляются первые города (племенные центры): Киев, Новгород, Псков, Смоленск, Великий Новгород, Половск (всего 25 городов). В 9 веке появляется государство, известное как Русь. Это связывают с призванием племенами варягов, чтобы они правили, не давая преимущества никакому народу.


Киевская Русь (862 (или 859) — 1132).

Важным фактором возникновения государства стал «путь из варяг в греки»: р.Днепр - волоком до р.Лавать - р.Лавать - оз.Ильмень - оз.Ладога - Нева. Имел большое экономическо-политическое значение и, естественно, самыми экономически выгодными местами для основания городов были реки на этом пути. Среди таких городов Киев.

(Существовал также волжский торговый путь, но подобным влиянием не отличался.)

862 год - «призвание Рюрика» (официально принимается как дата начала государства)

859 год - первое упоминание государства в летописях (именно из-за этого существует двойственность в определении начала Киевской Руси)

1132 год - распад Руси на «подгосударства» как последствие борьбы за власть

Из летописи Нестора:

«В год 6370 (862) изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, и иные норманны и англы. Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, на Белоозере, а третий, Трувор — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были славяне. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И овладел всею властью один Рюрик и стал раздавать мужам своим города — тому Полоцк, этому Ростов. Варяги в этих городах — находники, а коренное население в Новгороде — славяне, в Полоцке — кривичи, в Ростове — меря. И над теми всеми властвовал Рюрик.

В год 6374 (866). Отправились Аскольд и Дир войной на греков и пришли туда в четырнадцатый год царствования Михаила. Царь же был в это время в походе на агарян, дошел уже до Черной реки, когда епарх прислал ему весть, что Русь идет походом на Царьград, и возвратился царь. Эти же пошли внутрь Суда, совершили много убийств христиан и осадили Царьград двумястами кораблей. Царь же с трудом вошел в город и всю ночь молился с патриархом Фотием в церкви святой Богородицы во Влахерне, и вынесли они с песнями божественную ризу святой Богородицы и омочили в море ее полу. Была в это время тишина и море было спокойно, но тут внезапно поднялась буря с ветром, и великие волны, чтобы разметать корабли язычников русских, и прибило их к берегу и переломало так, что немногим из них удалось избегнуть этой беды и вернуться домой.

В год 6387 (879). Умер Рюрик и, передав княжение свое Олегу — родичу своему, отдал ему на руки сына Игоря, ибо был тот еще очень мал.»

 
 

13. Культура Киевской Руси: архитектура, живопись, ремесло и ювелирное дело, письменность, грамотность, литература, фольклор, религиозные представления. Роль христианства в развитии древнерусской культуры.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-11; Просмотров: 693; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.