Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура органов прокуратуры Украины

Література

Література

 

1. Прокурорський нагляд в України: Підручник для юридичних вузів i фак. / За ред. проф. Горшевого Ю. М. - Донецьк, 1997. – С. 3-5.

2. Прокурорський нагляд в Україні: Курс лекцій для студентів юридичних вищих навчальних закладів. – Кол. авторів: Нор В.Т., Береський Я.О., Когутич І.І., Котик З.Д., Гузела М.В., Павлишин А.А., Анікіна Н.П., Писарчук С.І. // За ред. проф. В.Т. Нора. - Львів: Тріада плюс, 2002. – С. 5-22.

3. Михайленко О.Р. Прокуратура України: Підручник. – К.: Юрінком Інтер, 2005. – С. 5-9.

4. Мычко Н.И. Прокуратура Украины: роль и место в системе государственной власти. – Донецк: Донеччина, 1999. – С. 5-36.

5. Винокуров С. Продовжувати рух у визначеному напрямі. // Вісник прокуратури. – 2003. - № 2(20). – С. 6 – 9.

6. Виступ Генерального прокурора України на нараді при Президентові України 29 січня 2003 року. // Прокуратура. Людина. Держава. – 2004. - № 2(32). – С. 3 – 9.

7. Доповідь Генерального прокурора України на Колегії Генеральної прокуратури України за підсумками роботи за 2003 рік. // Прокуратура. Людина. Держава. – 2004. - № 2(32). – С. 10 – 21.

8. Руденко М., Стось С. Концептуальна сутність прокурорського нагляду. // Прокуратура. Людина. Держава. – 2004. - № 2(32). – С. 51 – 58.

 


Тема 2. Правовые основы организации и деятельности прокуратуры Украины

 

1. Принципы организации и деятельности органов прокуратуры Украины.

2. Задача органов прокуратуры Украины.

3. Функции и другие направления деятельности прокуратуры Украины.

 

1. Принципы организации и деятельности органов прокуратуры Украины. Принципы - это наиболее общие положения. Они относительно более детальных правил играют роль общего. Принципы организации и деятельности прокуратуры - это закрепленные в Конституции Украины, Законе Украины "О прокуратуре" основные требования, определяющие: назначение прокуратуры в правовом государстве и в системе разделения властей; формулируют задачи, систему и структуру органов прокуратуры, полномочия прокуроров, содержание и характер правовых методов по осуществлению надзора за соблюдением и правильным применением законов в государстве. Принципы прокурорского надзора устанавливают качественные характеристики надзорной деятельности прокуратуры, они системно связаны между собой и взаимозависимы.

Принципы организации и деятельности прокуратуры закреплены в законе Украины "О прокуратуре" (см. статьи 6 Закона).

1. Органы прокуратуры Украины составляют единую централизованную систему, которую возглавляет Генеральный прокурор Украины, с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим. Органы прокуратуры составляют единую систему органов. Единство и эффективность работы органов прокуратуры определяются их централизованной системой построения. Под системой органов прокуратуры надо понимать совокупность всех прокуратур, осуществляющих в присущих им организационно-правовых формах возложенные на них законодательством функции. Эта система строится по двум критериям: территориальному (Генеральная прокуратура, прокуратура Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя, городские, районные, межрайонные) и функциональном (военные, транспортные, природоохранные, по надзору за соблюдением уголовно-исполнительного законодательства).

2. Органы прокуратуры Украины осуществляют свои полномочия на основании соблюдения Конституции Украины и действующих на территории республики законов, независимо от любых органов государственной власти, должностных лиц, а также решений общественных объединений или их органов. Свою деятельность прокуратура осуществляет на основаниях соблюдения законов Украины. При осуществлении своей деятельности прокуратура независима от органов государственной власти, должностных лиц, а также объединений, партий, движений, коллективов, средств массовой информации и отдельных граждан. В пределах своей компетенции прокуратура защищает права и свободы граждан на основе их равенства перед законом, независимо от национального или социального происхождения, языка, образования, отношения к религии, политических взглядов, служебного или имущественного положения и т. д.

3. Органы прокуратуры Украины защищают в пределах своей компетенции права и свободы граждан на началах их равенства перед законом, независимо от национального или социального происхождения, языка, образования, отношения к религии, политических убеждений, служебного или имущественного положения и других признаков.

Органы прокуратуры наделяются соответствующими полномочиями, позволяющими принимать меры к устранению любых нарушений закона, от кого бы они не исходили, и к восстановлению нарушенных прав, а также привлечению к ответственности лиц, в установленном законом порядке, совершивших правонарушения;

4. Органы прокуратуры Украины принимают меры к устранению нарушений закона, от кого бы они не исходили, восстановлению нарушенных прав и привлечению в установленном законом порядке к ответственности лиц, допустивших эти нарушения.

5. Органы прокуратуры Украины действуют гласно, информируют государственные органы власти, общественность о состоянии законности и мерах по ее укреплению. Прокуратура осуществляет свою деятельность открыто, и ее результаты доступны для общественности, но в то же время должен соблюдать принцип неразглашения данных досудебного следствия, которое может повредить ходу расследования и его результатов.

Работники прокуратуры не могут принадлежать к какой-либо политической партии или движений. Работники прокуратуры должны быть деполитизированными, то есть не должны принадлежать к какой-либо политической партии или движения. Это ограничение направлено на то, чтобы прокуроры не вступали в какие-либо партии или движения, так как это может помешать их процессуальной самостоятельности при решении вопросов в сфере судопроизводства, а также при решении других задач, возложенных на прокуратуру. Данное ограничение не влияет на объем их конституционных прав как граждан Украины принимать участие в управлении государственными делами непосредственно и через избранных ими представителей. То есть, тот же Генеральный прокурор Украины или любой нижестоящих прокуроров имеют право избирать и быть избранными в представительные органы государства и местного самоуправления.

2. Задача органов прокуратуры Украины. Задачей является то, что нужно сделать для достижения определенной цели. Задача органов прокуратуры Украины закреплены в Законе Украины "О прокуратуре" (см. ст. 4 Закона).

1. Защита от неправомерных посягательств закрепленных Конституцией Украины независимости республики, общественного и государственного строя, политической и экономической систем, прав национальных групп и территориальных образований. Защита независимости республики - это одна из задач органов прокуратуры, которая заключается в обеспечении проведения в жизнь акта о провозглашении независимости Украины путем осуществления надзора за соблюдением и правильным применением законов.

Защита общественного и государственного строя органами прокуратуры от противоправных посягательств заключается в прекращении попыток незаконного изменения закрепленных в Конституции: отношений, сложившихся между государством, обществом и личностью; форм осуществления народовластия; методов осуществления государственной власти; формы государственного правления; формы государственного устройства.

2. Защита от неправомерных посягательств гарантированных Конституцией, другими законами Украины и международными правовыми актами социально-экономических, политических, личных прав и свобод человека и гражданина. Деятельность органов прокуратуры направлена на защиту как естественных прав человека от противоправных посягательств, так и на защиту гражданских прав.

3. Защита от неправомерных посягательства основ демократического устройства государственной власти, правового статуса местных Советов, органов самоорганизации населения. Это задача органов прокуратуры состоит: в надзоре за соблюдением основ выборности представительных органов; за соблюдением прав органов местного и регионального самоуправления, прав депутатов; за соблюдением неприкосновенности этих органов и привлечении к ответственности лиц, препятствующих нормальной деятельности органов государства и местного самоуправления.

Анализ указанного положения позволяет сделать вывод о том, что Закон в ст. 4 ориентирует прокуроров на исполнение надзорных функций как основных, т.е. определяет, что надзорная деятельность является основным направлением, добавляя другим второстепенное значение, тогда как в настоящее время прокуратура выполняет, в том числе, и ненадзорные функции как самостоятельные, независимые от надзорной деятельности. Естественно это вызывает трудности и в организации деятельности прокуратуры, и в сознании прокуроров при определении приоритетов в своей деятельности. Кроме того, в такой постановке указанные задачи органов прокуратуры избыточно максимизированы, они вполне могут быть отнесены к другим правоохранительным и государственным органам и, по сути, являются общими задачами (целью) государства и прокуратуры как ее органа. Очевидное стремление втиснуть в рамки деятельности прокуратуры проблемы, решение которых под силу только государству в целом. Прокуратура, как подсистема государства, безусловно участвует в их решении, однако при этом она должна иметь "свои" задачи, которые отвечали бы ее функциональным обязанностям и по степени выполнения которых можно было бы судить об эффективности ее деятельности. Все это подтверждает вывод о том, что изложенные задачи прокуратуры требуют дальнейшего изучения на теоретическом уровне.

Правильное решение данной проблемы имеет не только теоретическое, но и практическое значение, поскольку это необходимо, с одной стороны, для объективной оценки работы прокуратуры, а с другой - является необходимым условием эффективной деятельности данного государственного органа. Четкое, конкретная формулировка в законе задач прокуратуры способствует: предупреждению ее вмешательства в хозяйственную деятельность, подмены контролирующих органов, необоснованного параллелизма в деятельности органов вневедомственного контроля; способствует строгому соблюдению принципа независимости судей и подчинения их только закону, выполнению требований закона о всестороннем, полном и об 'объективном рассмотрении дел и постановке судебных решений, основанных на законе.

Необходимо добавить, что в ст. 29 Закона уточняются задачи прокурора при осуществлении им надзора за соблюдением законов органами, которые проводят оперативно-розыскную деятельность, дознание, досудебное следствие, а также задачи прокурора в судебном процессе (ст. 34 Закона). Эти задачи более подробно будут рассмотрены в соответствующих лекциях.

 

3. Функции и другие направления деятельности прокуратуры Украины. Термин "функция" имеет несколько значений: работа, выполненная органом; обязанность; сфера деятельности; назначение; роль. Функции прокуратуры должны отвечать целям и задачам ее деятельности, равно как цели и задачи должны соответствовать функциям прокуратуры. Наделение органов прокуратуры функциями, которые выходят за пределы цели деятельности и задач недопустимо.

Функции прокуратуры можно определить как основные направления деятельности прокуратуры, совершаемые с использованием специфических форм и методов в рамках точно очерченных полномочий (компетенции).

В соответствии со ст. 121 Конституции Украины и ст. 5 Закона Украины "О прокуратуре" с изменениями, внесенными Законом от 08.12.2004 г. на прокуратуру возложена 5 функций (см. статье 121 Конституции и статье 5 Закона).

С функциями прокуратуры связан тип прокуратуры. Правильное выяснения функций прокуратуры важно и для практики государственно-правового строительства. Изменения в функциях прокуратуры неизбежно влекут за собой соответствующие изменения в структуре прокурорской системы.

Становление судебной власти и реализация принципа состязательности обусловили исключение суда из числа объектов прокурорского надзора. Прокурор не осуществляет функции надзора за соблюдением законов при рассмотрении дел в судах. Он является участником судебного процесса и пользуется правами, равными с правами других участников судебного заседания.

В судебном разбирательстве уголовных дел прокурор занимает процессуальное положение государственного обвинителя, то есть его деятельность направлена на разоблачение виновного в совершении преступления и реализацию уголовной ответственности. Таким образом, самостоятельность функции государственного обвинения обусловливается спецификой предмета судебного разбирательства - поддержкой от имени государства обвинение, задачами и процессуальным положением прокурора в суде.

Данная функция является для прокуратуры традиционной, однако в качестве приоритетной в советский период она не выделялась. Важно подчеркнуть также и то, что поддержка государственного обвинения в суде прокурором признается Конституцией Украины одним из принципов уголовного судопроизводства. Для прокуратуры это означает, что прокуроры обязаны поддерживать государственное обвинение по всем уголовным делам, который направляется в суд с обвинительным заключением.

Второй в порядке очередности согласно Конституции Украины сформулирована функция представительство интересов гражданина или государства в суде в случаях, определенных законом. Здесь имеется в виду, прежде всего, участие прокурора в судебном рассмотрении гражданских дел, дел об административных правонарушениях и хозяйственны е споры в хозяйственных судах. Защищая интересы государства и гражданина, прокурор не является субъектом данных правоотношений, и в судебном заседании занимает процессуальное положение представителя их интересов, пользуясь равными со всеми участниками правами.

 

Две другие функции, которые получили свое закрепление в Конституции Украины, - надзор за соблюдением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и досудебное следствие и надзор за соблюдением законов при исполнении судебных решений по уголовным делам, а также при применении других мер принудительного характера, связанных с ограничением личной свободы граждан, - является для прокуратуры традиционными.

В соответствии с п. 5 ст. 121 Конституции Украины (Статья 121 дополнена пунктом 5 в соответствии с Законом N 2222-IV) на прокуратуру возложен надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, соблюдением законов по этим вопросам органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, их должностными и служебными лицами. Эта функция в "переходных положениях" называлась "Надзор за соблюдением и применением законов" ("общий надзор).

Отправным моментом при решении вопроса о сохранении надзора за соблюдением и применением законов (так называемый "общий надзор") было указание Конституции на то, что "данная функция выполняться прокуратурой до введения в действие законов, регулирующих деятельность государственных органов по контролю за соблюдением законов". Предполагалось, что прокурорский надзор должен был "уйти" из тех сфер, в которых уже созданы и функционируют органы государственного контроля за соблюдением законов. Однако как по-прежнему, так и сейчас остается открытым вопрос кем и как решается вопрос о готовности тех или иных сфер правовых отношений до того, что они могут плодотворно развиваться без участия и влияния прокурорского надзора.

В настоящее время в соответствии со ст. 1 Закона: "Прокурорский надзор за соблюдением и правильным применением законов Кабинетом Министров Украины, министерствами и другими центральными органами исполнительной власти, органами государственного и хозяйственного управления и контроля, Советом министров Автономной Республики Крым, местными Советами, их исполнительными органами, военными частями, политическими партиями, общественными организациями, массовыми движениями, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности, подчиненности и принадлежности, должностными лицами и гражданами осуществляется Генеральным прокурором Украины и подчиненными ему прокурорами.

Относительно "общенадзорной" деятельности, в действующем Законе "О прокуратуре" данном направлении в раздел III "Прокурорский надзор" посвящена глава 1 "надзору за соблюдением и применением законов".

Анализ перечисленных функций позволяет сделать вывод, что возложенные на прокуратуру функции не одинаковы по своему характеру и по этому признаку могут быть классифицированы на функции надзорного и ненадзорного характера.

Наряду с функциями, указанными в ст. 121, Конституция Украины и ст. 5 Закона прокуратура осуществляет другие направления деятельности (Закон Украины "О прокуратуре" в редакции от 12.07.2001 г.).

В соответствии со статьей 10 на прокуратуру возложена также обязанность координации деятельности по борьбе с преступностью: "Генеральный прокурор Украины и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов службы безопасности, органов налоговой милиции, органов таможенной службы и других правоохранительных органов».

В соответствии со ст. 12 "Рассмотрение заявлений и жалоб" прокурор рассматривает заявления и жалобы о нарушении прав граждан и юридических лиц, кроме жалоб, рассмотрение которых отнесено к компетенции суда. Кроме того, прокурор осуществляет надзор за соблюдением требований законодательства относительно порядка рассмотрения жалоб всеми органами, предприятиями, учреждениями, организациями и должностными лицами.

Прокуратура по-прежнему осуществляет досудебное следствие. Следует отметить, что создание единого следственного аппарата предполагалось еще Концепцией судебно-правовой реформы, принятой 28 апреля 1992. Предполагалось, что с объединением следственных аппаратов прокуратуры, МВД и СБУ автоматически прекратится "функция предварительного следствия в органах прокуратуры". Однако, в силу ряда объективных причин, в том числе связанных с материально-техническим обеспечением, окончательно данный вопрос на сегодня решить достаточно проблематично. Кроме того, такая реорганизация требует глубокого теоретического проработки.

Тезис о том, что прокурор, осуществляющий надзор за соблюдением законов следователями прокуратуры, "осуществляет надзор за самим собой", в значительной степени надуманный. Следователь прокуратуры, как и следователь органов внутренних дел и других ведомств, является процессуально самостоятельной фигурой и их взаимоотношения с прокурором принципиально ничем не отличаются. Административная зависимость следователя от прокурора как начальника заканчивается там, где начинается процессуальная деятельность по расследованию преступления. Второе является таким же нарушением закона, как и попытки начальника органов внутренних дел влиять на следователя данного органа.

Из сказанного можно сделать вывод, что прокуратура Украины является многоукладной, кроме конституционных функций на нее возложено выполнение других направлений деятельности, указанных в Законе Украины "О прокуратуре"

 

 

1. Прокурорський нагляд в України: Підручник для юридичних вузів i фак. / За ред. проф. Горшевого Ю. М. - Донецьк, 1997. – С. 5-10.

2. Прокурорський нагляд в Україні: Курс лекцій для студентів юридичних вищих навчальних закладів. – Кол. авторів: Нор В.Т., Береський Я.О., Когутич І.І., Котик З.Д., Гузела М.В., Павлишин А.А., Анікіна Н.П., Писарчук С.І. // За ред. проф. В.Т. Нора. - Львів: Тріада плюс, 2002. – С. 22-46.

3. Мычко Н.И. Прокуратура Украины: роль и место в системе государственной власти. – Донецк: Донеччина, 1999. – С. 36-53.

4. Барабаш Ю. Контрольна функція вищого представницького органу України. // Вісник прокуратури. – 2003. - № 3(21). – С. 39 – 43.

5. Оліянчук Ю. Співвідношення судового контролю і функцій органів дізнання, досудового слідства та прокуратури. // Вісник прокуратури. – 2003. – № 2(20). – С. 81 – 85.

6. Рудейчук В. Суть прокурорського нагляду. // Вісник прокуратури. – 2003. - № 4(22). – С. 49 – 52.

7. Соломка В. Координаційна діяльність прокурорів. // Прокуратура. Людина. Держава. – 2004. - № 3(33). – С. 5 – 9.

8. Чуйко З. Роль прокуратури у забезпеченні національної безпеки України. // Прокуратура. Держава. Людина. – 2004. - № 1(31). – С. 73 – 76.


Тема 3. Система и структура органов прокуратуры Украины

 

1. Система прокуратуры Украины.

2. Структура органов прокуратуры Украины.

3. Структура и компетенция специализированных прокуратур.

 

1. Система прокуратуры Украины.

Система прокуратуры Украины. Система (от греческого systema - целое, составленное из частей, соединение) - множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. Можно сказать, что понятие "система" означает целостную, функционально обусловленную множество взаимодействующих структуризованих (то есть, имеющих собственную структуру, строение) элементов, органов.

В систему прокуратуры Украины, в соответствии со ст. 13 Закона Украины "О прокуратуре" входят: Генеральная прокуратура Украины; прокуратуры Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя (на правах областных); городские, районные, межрайонные прокуратуры; военные, транспортные, природоохранные прокуратуры и прокуратуры по надзору за соблюдением законов при исполнении судебных решений по уголовным делам.

Указанные органы с целью безупречной организации работы по обеспечению надлежащего выполнения возложенных функций и других направлений деятельности могут строиться, или в соответствии с административно-территориальным устройством Украины (так называемая общая прокуратура), или по предметно-отраслевому принципу (в случае, когда тот или иной структурный подразделение системы органов прокуратуры имеет специальный предмет надзора). Другими словами, органы прокуратуры можно классифицировать в зависимости:

1) от особенностей образования - прокуратуры, созданные и функционирующие в соответствии с административно-территориальным устройством Украины. К ним относятся: Генеральная прокуратура Украины, прокуратура АР Крым, областей, городов Киева, Севастополя (на правах областных), городские, районные, межрайонные и другие, приравненные к ним прокуратуры (на правах районных);

2) от их функционального назначения (специализированные) - созданные по предметно-отраслевому принципу и функционирующие в отдельных сферах жизнедеятельности. К ним относятся: военные, транспортные, природоохранные и прокуратуры по надзору за исполнением уголовно-исполнительного законодательства.

Как ранее указывалось, все органы (подразделения) прокуратуры Украины (т.е. прокуратура Украины) соединены организационной и функциональной основами и составляют трехзвенную систему.

Первое звено составляет Генеральная прокуратура Украины, которая в соответствии с распределением полномочий:

- Организует деятельность нижестоящих прокуратур;

- Осуществляет надзор за соблюдением законов при исполнении возложенных функций и других направлений деятельности нижестоящих прокуратур;

- Непосредственное выполняет наиболее ответственных задач, связанные с выполнением функций и других направлений деятельности прокуратуре Украины.

Возглавляет Генеральную прокуратуру Украины Генеральный прокурор Украины (ст. 122 Конституции, статьи 14 Закона).

Второе звено составляют прокуратуры Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя (на правах областных) также военные прокуратуры регионов и военная прокуратура Военно-Морских Сил Украины (на правах областных). На такие прокуратуры в соответствии с распределением полномочий возложено:

- Организация деятельности нижестоящих прокуратур;

- Осуществление надзора за соблюдением законов при исполнении возложенных функций и других направлений деятельности нижестоящих прокуратур;

- Непосредственное выполнение задач, которые связаны с выполнением функций и других направлений деятельности прокуратуре Украины;

- Выполняют задачи Генеральной прокуратуры Украины.

Такие прокуратуры образованы в соответствии с административно-территориальным делением Украины и возглавляют территориальные (общие) прокуратуры. На правах областных действуют территориальные прокуратуры Автономной Республики Крым, городов Киева и Севастополя. Областные и приравненные к ним территориальные прокуратуры возглавляет прокурор, который имеет первых заместителей и заместителей. Структуру этих прокуратур образуют управления и отделы, осуществляющие предусмотренные законом функции на обслуживаемой территории, а также контроль и надзор за деятельностью подчиненных нижестоящих прокуратур городов, районов, районов в городах.

 

Третье звено составляют прокуратуры городов, районов, межрайонные, районные в городах, а также приравненные к ним, военные прокуратуры гарнизонов (на правах городских) транспортные, природоохранные, прокуратура по надзору за исполнением уголовно-исполнительного законодательства (на правах городских). На такие прокуратуры в соответствии с распределением полномочий положено:

- Непосредственное выполнение функций и других направлений деятельности прокуратуры Украины;

- Выполняют задания вышестоящих прокуратур.

 

Структура органов прокуратуры Украины. Структура (от лат. Structura - здание, расположение, порядок) - совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, т.е. сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях. Структуру Генеральной прокуратуры составляют Главные управления, управления, отделы.

Часть 3 статьи 14 Закона предусматривает создание коллегии Генеральной прокуратуры Украины при рассмотрении наиболее важных проблем прокурорско-следственной деятельности, такие коллегии образуются и в прокуратурах второго звена.

Соответствующую структуру с учетом своего правового устава и компетенции имеют и прокуратуры второго звена.

Городские, районные, межрайонные и приравненные к ним прокуратуры образуют основное (третье) звено прокурорской системы, действующие на всей территории Украины. Городские прокуратуры функционируют в пределах отдельных городов областного подчинения. Межрайонные прокуратуры охватывают своей деятельностью или два соседних района или город и прилегающий район.

 

Прокуратуры городов районов и приравненные к ним прокуратуры возглавляют соответствующие прокуроры (руководитель), которые назначаются на должность Генеральным прокурором Украины. В этих прокуратурах есть должности заместителя прокурора, старшего помощника прокурора, помощников прокурора, старшего следователя, следователя. Штатная численность прокуратур неодинакова, зависит от объема выполняемой работы и утверждается Генеральным прокурором Украины. Объем работы определяется уровнем преступности в регионе, численности населения, количеством и спецификой поднадзорных объектов, многочисленным составом суда и другими обстоятельствами.

 

3. Структура и компетенция специализированных прокуратур.

Структура и компетенция специализированных прокуратур.

Со статусом городских районных прокуратур на территории Украины созданы и функционируют специализированные прокуратуры. Они строятся на общих для всех органов прокуратуры принципах. Перед ними стоять общие для всех органов прокуратуры задачи, используют те же методы прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона. Вместе с тем, особенности поднадзорных объектов (а отсюда предмет надзора) определяет специфику их структурном строении.

1. Транспортные прокуратуры действуют на правах межрайонных прокуратур и осуществляют надзор за соблюдением и правильным применением законов (общий надзор) предприятиями, учреждениями, организациями и должностными лицами железнодорожного, морского, речного и воздушного транспорта. Деятельность транспортной прокуратуры направлена на борьбу с аварийностью, потерями грузов, бесхозяйственным использованием транспортных средств, обеспечение прав пассажиров, а также социальных прав работников железнодорожного, воздушного, морского и речного транспорта.

Транспортным прокурорам поручено проведение расследования по уголовным делам о преступлениях, совершенных на железной дороге, вокзалах, станциях, станционных сооружениях, поездах, в полосах отвода, обособленных от населенных пунктов, метрополитенах, воздушных и водных путях Украины, портах, причалах и пристанях, летательных аппаратах и судах, а также расследования служебных преступлений, совершенных работниками железнодорожного, морского, речного и воздушного транспорта, сотрудниками органов внутренних дел на транспорте.

Это направление деятельности прокуратуры регламентировано Приказом Генерального прокурора Украине № 3 / 3 от 28 октября 2002 г. "О сфере и особенности деятельности транспортных прокуратур и разграничение их компетенции с территориальными прокуратурами.

2. Прокуратуры по надзору за соблюдением уголовно-исполнительного законодательства действуют на правах межрайонных прокуратур. В соответствии с п. 2 Приказа Генерального прокурора Украине № 8 от 23.05.2004 г. "Об организации прокурорского надзора за соблюдением законов при исполнении судебных решений по уголовным делам, а также при применении других мер принудительного характера, связанных с ограничением личной свободы граждан» заместителям Генерального прокурора Украины, начальникам структурных подразделений Генеральной прокуратуры Украины, прокурорам Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя, военным прокурорам регионов и Военно-морских Сил Украины при осуществлении надзора за соблюдением законов при исполнении судебных решений по уголовным делам, а также при применении других мер принудительного характера, связанных с ограничением личной свободы граждан, обеспечить:

  • Единую систему организации прокурорского надзора за соблюдением законов всеми органами и учреждениями, исполняющие уголовные наказания, а также меры принудительного характера, назначаемых судом.
  • Соблюдение законности во время пребывания лиц в местах предварительного заключения, исправительных и воспитательных колониях, других учреждениях, исполняющих наказания или меры принудительного характера.
  • Соблюдения уголовно-исполнительного законодательства относительно порядка и условий содержания или отбывания наказания лицами в этих учреждениях, их прав и выполнения ими своих обязанностей.
  • Особое внимание обращать на неукоснительное соблюдение конституционных прав граждан, требований Всеобщей Декларации прав человека, других международных правовых норм и стандартов обращения с заключенными и осужденными.
  • Безусловное реагирования на выявленные нарушения закона, восстановления нарушенных прав и законных интересов граждан, устранение причин и условий, которые им способствовали.

3. Природоохранные прокуратуры созданы на принципах межрайонных прокуратур, контроль и руководство за ними возложен на прокуроров областей и Автономной Республики Крым.

Природоохранные прокуратуры обеспечивают надзор за соблюдением и правильным применением природоохранного законодательства Кабинетом Министров Украины, министерствами, государственными комитетами и ведомствами, другими органами государственного и хозяйственного управления, правительством Автономной Республики Крым, местными советами, воинскими частями, предприятиями, учреждениями и организациями, должностными лицами и гражданами.

Первоочередной задачей этих прокуратуры является надзор за соблюдением законодательства, направленного на ликвидацию последствий Чернобыльской катастрофы, безопасную эксплуатацию действующих на Украине АЭС, и, регулирующего утилизацию, уничтожение и захоронение радиоактивных токсичных промышленных и бытовых отходов.

Это направление деятельности прокуратуры регламентировано Приказом Генерального прокурора Украине № +3 / 2 от 28 октября 2002 г. "Об организации прокурорского надзора за соблюдением законов об охране окружающей среды".

4. В систему органов военных прокуратур относятся военные прокуратуры регионов и военная прокуратура Военно-Морских Сил Украины (на правах областных), военные прокуратуры гарнизонов (на правах городских).

Эти прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением законов органами военного управления, воинскими объединениями, частями, подразделениями, учреждениями, учебными залогами и должностными лицами Вооруженных Сил, Пограничных войск, Национальной гвардии, Управления государственной охраны, Службы безопасности Украины и других воинских формирований, дисциплинарных батальонов на территории Украины

На органы военной прокуратуры возлагается осуществление надзора за исполнением законов при производстве дознания и предварительного следствия, осуществляемое в этих учреждениях и формированиях. Расследовать все преступления, которые совершаются военнослужащими и служащими воинских учреждений и учреждений.

На органы военной прокуратуры возложена обязанность поддержания государственного обвинения в военных судах, участвовать в рассмотрении судами гражданских и арбитражных дел, а также внесение представлений в апелляционном или кассационном порядке на приговоры, решения и постановления военных судов.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие прокурорского надзора в Украине | Тема 6. Надзор за соблюдением законов органами
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 907; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.088 сек.