Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 6. Надзор за соблюдением законов органами




Література

Література

Література

 

1. Про Регламент Генеральної прокуратури України. Наказ Генерального прокурора України від 20.09.2001 року № 43. - http://www.rada.kiev.ua/laws/pravo/new/news.html.

2. Прокурорський нагляд в України: Підручник для юридичних вузів i фак. / За ред. проф. Горшевого Ю. М. - Донецьк, 1997. – С. 10-23.

3. Прокурорський нагляд в Україні: Курс лекцій для студентів юридичних вищих навчальних закладів. – Кол. авторів: Нор В.Т., Береський Я.О., Когутич І.І., Котик З.Д., Гузела М.В., Павлишин А.А., Анікіна Н.П., Писарчук С.І. // За ред. проф. В.Т. Нора. - Львів: Тріада плюс, 2002. – С. 46-65.

4. Михайленко О.Р. Прокуратура України: Підручник. – К.: Юрінком Інтер, 2005. – С. 27-62.

5. Мычко Н.И. Теоретические и практические проблемы организации работы в аппарате прокуратуры области: Монография. – Донецк, 2000. – 160 с.

6. Прокуратура в Україні: правові основи. Організаційні засади. Прокурор у судочинстві. Прокурорський нагляд. Міжнародне співробітництво: Зб. норм. актів / За ред. М.О. Потебенька. - К.: Юрінком Інтер, 2000. - 400 с.

7. Руденко М. Прокурорська система України. // Вісник України. – 2003. - № 2(20). – С. 127.

8. Шумський П. В. Прокуратура України: навчальний посібник для студентів юрид. вузів та факультетів. - К.: Вентурi, 1998. - 335 с.

 

Тема 4. Организация работы в органах прокуратуры Украины

 

1. Организация работы и управления в органах прокуратуры.

2. Планирование работы в органах прокуратуры.

3. Учет и статистическая отчетность в прокуратуре.

4. Требования к лицам, которые назначаются на должности прокуроров и следователей.

 

1. Организация работы и управления в органах прокуратуры. Организация работы органов прокуратуры трактуется в узком и широком смыслах.

1. Узкое значение этого понятия сводится к упорядочению прокурорской работы с целью повышения его эффективности везде: оптимального распределения обязанностей между сотрудниками прокуратуры, научно обоснованного планирования работы; контроль за выполнением запланированных мероприятий; создания надлежащего организационного порядка и условий труда.

2. Организация в широком смысле этого слова охватывает: упорядочение и оптимизацию прокурорской системы, научное обоснование разделение труда; своевременную постановку перед подчиненными работниками и подчиненными прокуратурами оперативных задач; контроль за их выполнением; оценку выполненной работы, другие организационные мероприятия по совершенствованию и оптимизации прокурорской деятельности.

Понятием "организация работы прокуратуры" охватывается: организация деятельности прокурорской системы в целом; организация работы отдельных органов прокуратуры (аппаратов областных, районных, межрайонных прокуратур); организация коллективного труда прокурорских работников на уровне отдельных структурных подразделений органов прокуратуры (управлений, отделов); организация индивидуальной работы прокуроров.

Все указанные уровни организации работы тесно взаимосвязаны и практически являются неделимыми

Организационная работа Генеральной прокуратуры, областных и приравненных к ним прокуратур рассматривается в двух плоскостях: горизонтальной - организационная работа на уровне этих прокуратур попадает под объект влияния наблюдательную и другую деятельность их аппаратов; вертикальную - объектом ее воздействия является деятельность подчиненных прокуратур. Такие организационные меры, как планирование, контроль, оценка проделанной работы и т.п. осуществляются руководителями и работниками прокуратуры, которые имеют определенные права и обязанности в этой сфере. В научной литературе эта деятельность носит название "управленческой". С учетом специфики такой деятельности в органах прокуратуры, особенно в прокуратурах областного уровня, более точным названием для нее является термин "организационная".

Субъектами организационной деятельности в органах прокуратуры являются все ее должностные лица. Однако главная роль в осуществлении этой деятельности принадлежит Генеральному прокурору Украины, его заместителям, прокурорам областей, городов, районов и их заместителям, а также начальникам управлений и отделов Генеральной прокуратуры, областных и приравненных к ним прокуратур.

 

2. Планирование работы в органах прокуратуры. Основными организационными моментами работы прокуратуры является- постановка задач, подготовка и реализация планов, проверка исполнения и контроль за деятельностью подчиненных работников.

 

Генеральный прокурор Украины координирует работу органов прокуратуры и осуществляет контроль за их деятельностью (ст. 15 Закона). Он, на основе анализа состояния законности, изучает проблемы, которые стоять перед прокуратурой, определяет перспективные направления ее деятельности, исходя из задач прокуратуры.

Целью планирования работы прокуратуры являются: определение первоочередных проблем, которые должны быть решены прокуратурой целом и в определенное время (квартал, полугодие, год); установления персональной ответственности за выполнение намеченных мероприятий и последовательность их выполнения.

В зависимости от сроков различаются текущее и перспективное планирование. Текущее планирование служить решению промежуточных задач в короткий период. Перспективное планирование рассчитано на более длительный срок и предусматривает проведение комплекса мероприятий для решения наиболее важных вопросов, укрепления законности и борьбы с преступностью.

Организация работы на данном участке возложена на организационно-контрольное управление Генеральной прокуратуры, соответствующие отделы прокуратур областного уровня.

Прокуроры всех уровней обязаны планировать деятельность поквартально с учетом статистических данных о состоянии законности, прокурорских проверок, материалов контролирующих органов, другой информации о нарушении законов. При этом вышестоящие прокуроры при наличии объективной необходимости могут вносить обоснованные изменения и дополнения в планы деятельности нижестоящих прокуратур.

С целью осуществления руководства подчиненными прокуратурами вышестоящие прокуроры выезжают на места для проведения внеплановых проверок: отраслевых - не чаще 1 раза в год; комплексных - не чаще 1 раза в 5 лет. Такие проверки проводятся вышестоящей прокуратурой, в зависимости от состояния дел в борьбе с правонарушениями в определенном районе, в соответствии с планами работы прокуратур. Результаты проверок обсуждаются на месте, а комплексные, кроме того, на коллегии вышестоящей прокуратуры.

Внеплановые проверки с выездами в подчиненные прокуратуры должны проводиться при наличии данных о серьезных недостатках в работе прокуратуры в целом или в отдельных его направлениях. Во время каждой проверки дается оценка деятельности прокуратуры и ее конкретных работников, определяются недостатки в работе, предлагаются конкретные рекомендации для их устранения.

 

Комплексные проверки, а также проверки по вопросам изучения организации работы о выполнении отраслевых приказов Генерального прокурора, проводятся в соответствии с планом работ на текущий период. В отдельных случаях по решению руководителя прокуратуры или коллегии могут проводиться внеплановые комплексные проверки.

Целью проверки является: оказание практической помощи в организации работы; устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений, дача прокурорам письменных указаний по конкретным материалам и делам.

Результаты выездов и проверок оформляются справками и обсуждаются на местах. Материалы комплексных проверок докладываются руководителю прокуратуры, а отраслевых - его заместителям, которые принимают окончательное решение относительно их реализации.

Критериями оценки работы прокуроров и подчиненных им прокуратур целом являются, полнота и своевременность выполнения прокурором возложенных на него обязанностей, принципиальность и добросовестность в устранении нарушений законов, привлечение к ответственности виновных лиц.

3. Учет и статистическая отчетность в прокуратуре. Генеральная прокуратура Украины совместно с Министерством внутренних дел Украины и другими заинтересованными министерствами и ведомствами, по согласованию с Министерством статистики Украины, разрабатывает систему и методику единого учета и статистической отчетности о преступности, раскрытии и расследовании преступлений (ст. 14 Закона).

Учет и отчетность - важнейшие элементы правильной организации работы органов прокуратуры. Достоверная, объективная, оперативная, стабильная и целостная статистическая информация основана на материалах первичного учета работы прокуроров и следователей, позволяет фиксировать определенные процессуальные решения, а также правильно оценить состояние исследуемых материалов и дел, планировать мероприятия в отношении укрепления законности на всех участках прокурорской деятельности, улучшать организацию работы органов прокуратуры.

В целях обеспечения организации надлежащего учета работы и ведения статистики в органах прокуратуры необходимо постоянно вести первичный учет фактически выполненной работы для полного и своевременного отражения в отчетах статистических данных.

Статистические отчеты о работе состовляются лично городскими, районными, межрайонными, а также другими приравненными к ним прокурорами на основе установленных документов первичного учета. В аппаратах прокуратур АР Крым, областей, городов Киева и Севастополя и приравненных к ним прокуратурах, отчеты составляются соответственно заместителями начальников соответствующих управлений отделов, которые подписывают начальники структурных подразделений и представляют их старшему помощнику прокурора по вопросам статистики для составления сводного отчета по аппарату прокуратуры. Последний, перед составлением сводного отчета по аппарату прокуратуры области или соответствующего района, города, обязан проверить на основе материалов первичного учета, относительно (поступивших из информационных центров УВД области) материалов представленных отчетов. Аналогичный порядок сдачи отчетов распространяется на управления и отделы Генеральной прокуратуры Украины. Сводные отчеты о работе прокурора по области или региона подписывают соответствующие прокуроры.

Составляют статистический отчет соответственно два раза в год - за полугодие и за год. Ответственность за достоверность и своевременность предоставления статистического отчета возлагается на прокурора, который его подписал. Органам прокуратуры на местах запрещено устанавливать дополнительную отчетность и изменять порядок учета данных и предоставление отчетов. Отчетные данные подлежат анализу, на основе которого выявляются тенденции в прокурорской деятельности, динамике в структуре преступности, расследовании преступлений. С их учетом в органах прокуратуры разрабатываются соответствующие планы и мероприятия.

 

4. Требования к лицам, которые назначаются на должности прокуроров и следователей. С целью повышения эффективности работы и обеспечения качественного приема на должности прокуроров и следователей, прокуроры всех уровней должны при подборе кадров соблюдать следующие требования к лицам, принятым на работу:

1) иметь профессионализм, высокие моральные качества, принципиальность и непримиримость к нарушению закона, должна быть полная отдача при исполнении своих обязанностей;

2) быть гражданами Украины и иметь высшее юридическое образование.

Помимо перечисленных требований законодатель устанавливает наличие определенного возраста, в частности, на должность прокурора АРК, областей, городов Киева и Севастополя и приравненных к ним прокуратур назначается лицо, достигшее к моменту назначения 30-летнего возраста и имеющий стаж работы по специальности не менее 7 лет, а на должность районных и городских прокуроров - не менее 25 лет и стажа работы не менее 3 лет, возрастной ценз для Генерального прокурора и его заместителей не установлен, но на наш взгляд он должен быть не менее 30 лет.

Прокуроры и следователи прокуратуры с целью оценки их деловых и личных качеств, устранения недостатков в их работе, каждые пять лет подлежат аттестации. Досрочно аттестация проводится в случаях повышение или понижение по службе, а также при наличии серьезных недостатков в работе. Эта аттестация происходит по предложению руководителя соответствующей прокуратуры аттестационной комиссией.

Совмещение службы в органах прокуратуры с работой на предприятиях, в учреждениях или организациях, а также с любым предпринимательством не допускается, за исключением научной и педагогической деятельности.

Не могут быть приняты на должность прокурора или следователя прокуратуры лица, которые были осуждены за совершение преступления, за исключением реабилитированных (ст. 46 Закона).

 

1. Про Регламент Генеральної прокуратури України. Наказ Генерального прокурора України від 20.09.2001 року № 43. - http://www.rada.kiev.ua/laws/pravo/new/news.html.

2. Про організацію роботи з кадрами в органах прокуратури України. Наказ Генерального прокурора України від від 20.01.2006 року № 2. - http://www.rada.kiev.ua/laws/pravo/new/news.html.

3. Про затвердження Положення про організацію співпраці Генеральної прокуратури України з Верховною Радою України. Наказ Генерального прокурора України від 24.01.2006 р. № 1/4 - http://www.rada.kiev.ua/laws/pravo/new/news.html.

4. Положення про класні чини працівників органів прокуратури Постанова Верховної Ради України від 6 листопада 1991 року. - http://www.rada.kiev.ua/laws/pravo/new/news.html

5. Дисциплінарний статут прокуратури України Постанова Верховної Ради України від 6 листопада 1991 року. - http://www.rada.kiev.ua/laws/pravo/new/news.html

6. Прокурорський нагляд в Україні: Курс лекцій для студентів юридичних вищих навчальних закладів. – Кол. авторів: Нор В.Т., Береський Я.О., Когутич І.І., Котик З.Д., Гузела М.В., Павлишин А.А., Анікіна Н.П., Писарчук С.І. // За ред. проф. В.Т. Нора. - Львів: Тріада плюс, 2002. – С. 65-87.

7. Анісімов О., Європіна І. Виїзди до нижчестоящих прокуратур. // Вісник прокуратур. – 2003. - № 2(20). – С. 100 – 103.

8. Давиденко Л., Каркач П. Керівник і керівництво в органах прокуратури. // Прокуратура. Людина. Держава. – 2004. - № 2(32). – С. 68 – 72.

9. Остапчук В. Роботу з кадрами органів прокуратури – на рівень вимог дня. // Вісник прокуратури. – 2003. - № 4(22). – С. 12 – 19.

10. Михайленко О.Р. Прокуратура України: Підручник. – К.: Юрінком Інтер, 2005. – С. 62-116.

11. Христинко О. Кадри – визначальний чинник підвищення ефективності діяльності прокуратури. // Вісник прокуратури. – 2003. - № 9(27). – С. 3 – 6.


Тема 5. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, соблюдением законов по этим вопросам органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, их должностными и служебными лицами (надзор за соблюдением и применением законов).

 

1. Суть и задачи надзора за соблюдением и применением законов.

2. Объект, предмет и пределы надзора за соблюдением и применением законов.

3. Полномочия прокурора при осуществлении надзора за соблюдением и применением законов.

4. Основные направления надзора за соблюдением и применением законов.

5. Общие вопросы организации работы по осуществлению надзора за соблюдением и применением законов.

6. Акты прокурорского реагирования при осуществлении надзора за соблюдением и применением законов.

1. Суть и задачи надзора за соблюдением и применением законов. В широком понимании надзор прокуратуры - это регламентированная законодательством деятельность прокуратуры по проверке исполнения законов и подзаконных нормативных актов государственными и негосударственными субъектами правоотношений. Это определение обосновывается следующими положениями: 1) надзор прокуратуры - это отдельный, специфический вид государственной деятельности, 2) надзор прокуратуры осуществляется специально уполномоченным органом государства (прокуратурой) и от ее имени и вне ведомственно, 3) исключительность надзора прокуратуры, которая означает невозможность его осуществления другими государственными или негосударственными органами; 4) осуществление полномочий путем проверки выполнения законов и других подзаконных актов.

Проверка исполнения законов и других подзаконных актов могут осуществлять и другие государственные органы (по разным оценкам в Украине таких сегодня свыше ста), деятельность которых в теории именуется контролем. Правомерно возникает вопрос, как отмежевываются термины "надзор" и "контроль", выступающих формами проверочной деятельности и имеющие схожие методы.

Обобщив различные позиции в решении этого вопроса, можно согласится с М.В. Мельниковым, который предлагает разграничивать понятия "прокурорский надзор" и "контролирующая деятельность" путем вычленения "ряда основных различий". К таким относятся: контролирующие органы, как правило, входят в систему органов, исполнительной власти, а прокуратура - самостоятельный орган власти; внешний характер надзора, поскольку контроль может быть и внутренним; надзор, в отличие от контроля, осуществляется без вмешательства в оперативно - хозяйственную деятельность; различие в объекте, предмете, полномочиях и средствах наблюдения и контроля, в частности правом непосредственного привлечения к административной ответственности наделены только контролирующие органы; прокуратура осуществляет надзор и за контролирующими органами и др.

Итак, суть надзора за соблюдением и правильным применением законов в Украине заключается в осуществлении генеральным прокурором и подчиненными ему прокурорскими работниками, от имени государства, на всей ее территории, специфической деятельности, направленной на изучение ими информации о нарушении законов и других подзаконных актов, в получении ими и анализе разнообразных материалов, статистических данных о работе поднадзорных объектов, которые могут содержать сведения, указывающие на необходимость в проведении проверок своими силами или с привлечением контролирующих органов, в оценке правовых актов с позиции соответствия их законам и другим подзаконным актам, а также в применении мер прокурорского реагирования с целью устранения выявленных нарушений, отмене незаконных решений и привлечения виновных к установленной законодательством юридической ответственности.

Задача этого вида прокурорско-надзорной деятельности состоит в том, чтобы с помощью полномочий прокурора достичь: четкого и неукоснительного выполнения законов поднадзорным органами и учреждениями и их должностными лицами; отмены актов, и прекращения деятельности, противоречащих законам и подзаконным нормативным актам.

 

2. Объект, предмет и пределы надзора за соблюдением и применением законов.

Вопрос об объекте и предмет прокурорского надзора является довольно запутанным в теории прокурорского надзора.

В качестве объекта прокурорского надзора следует рассматривать деятельность органов государства и негосударственных органов по выполнению ими законов и подзаконных нормативных актов, которая регламентируется законодательством. Иными словами, объект прокурорского надзора - это общественные отношения, урегулированные нормами права по поводу выполнения законодательства. Это вытекает из следующего: суть объекта прокурорского надзора - это не любая деятельность, а только деятельность по выполнению законов и подзаконных правовых актов; это деятельность не всех государственных и негосударственных органов, а только тех, которые указаны в законе. Так, непосредственными объектами этого направления надзорной деятельности прокуратуры выступают: Кабинет Министров Украины; министерства и другие центральные органы исполнительной власти, другие органы государственного и хозяйственного управления и контроля; совет министров Автономной Республики Крым, местные Советы, их исполнительные органы; органы военного управления, воинские объединения, соединения, части, подразделения, учреждения, военные учебные заведения Вооруженных Сил Украины, Службы безопасности, Пограничных войск и т.п.; политические партии, общественные организации, массовые движения; предприятия, учреждения, организации, независимо от форм собственности, подчиненности и принадлежности, - а также должностные лица этих юридических лиц и граждане. Как видим, объект прокурорского надзора не безграничен. Для определения его границ в теории применяется правовая категория "пределы прокурорского надзора", под которой понимают - правовые требования по выполнению определенного по характеру законодательства тем или иным кругом государственных и негосударственных органов. Именно эти рамки позволяют определить предмет прокурорского надзора.

Предмет прокурорского надзора согласуется с объектом как часть с целым, и внешними пределами первой в отношении второго выступают пределы надзора. В общем виде предмет данной отрасли прокурорской деятельности выглядит как точное, неуклонное, одинаковое для всех соблюдение и правильное применение законов Украины. Более полно и конкретно предмет и пределы прокурорского надзора в сфере соблюдения и применения законов определены в Законе О прокуратуре "(ст. 19) и соответствующих приказах Генерального прокурора Украины, в частности:

1. "Об организации надзорной деятельности органов прокуратуры по защите прав и свобод граждан и интересов государства" № 6 от 15.04.04 г.

2. "О сфере и особенности деятельности транспортных прокуратур и разграничение их компетенции с территориальными прокуратурами" № 3 / 3 от 28.10.02.

3. "Об организации деятельности органов прокуратуры по защите прав и свобод несовершеннолетних" № 6 / 1 от 15.04.04 г.

4. "Об организации надзора за соблюдением и применением законов в Вооруженных Силах Украины, других воинских формированиях и предприятиях оборонной промышленности" № 6 / 2 от 22.04.04 г.

5. "Об организации прокурорского надзора за соблюдением законодательства в сфере борьбы с коррупцией" № 10 от 07.05.04 г. и другие.

Согласно статье 19 Закона Украины "О прокуратуре" предметом надзора за соблюдением и правильным применением законов являются:

I. Соответствие актов, издаваемых всеми органами, предприятиями, организациями и должностными лицами требованиям Конституции Украины и действующим законам.

II. Соблюдение законов о: неприкосновенность личности; социально-экономические, политические, личные права и свободы граждан; защите их чести и достоинства, если законом не предусмотрен иной порядок защиты этих прав.

III. Соблюдение законов относительно: экономических, межнациональных отношений; охраны окружающей среды; таможни и внешнеэкономической деятельности.

По сути, предмет этого вида надзора образуют два элемента соблюдения и применения целого комплекса законов, которые регулируют: а) деятельность органов, которые проводят оперативно-розыскную деятельность, дознание и досудебное следствие, б) поддержание обвинения в суде; в) деятельность суда (конституционного, общих, хозяйственных), г) органов и учреждений, исполняющих судебные решения по уголовным делам и применяют другие меры принудительного характера, связанные с ограничением личной свободы граждан и т.д.).

Под соблюдением законов нужно понимать - осуществление юридическими и должностными лицами предписанных законом действий и воздержание от неправомерных действий.

Применение - это принятие государственными органами, должностными лицами соответствующих закону решений, в виде нормативно-правовых актов, которые обязательны для других лиц и влекут за собой юридически значимые последствия.

Можно сказать, что под прокурорским надзором нужно понимать один из видов правоприменительной деятельности прокуратуры, которая заключается в оценке юридического соответствия Конституции Украины, законам,нормативным актам, издаваемым Кабинетом Министров Украины, министерствами и другими центральными органами исполнительной власти, органами государственного и хозяйственного управления и контроля, Советом министров Автономной Республики Крым, местными Советами, их исполнительными органами, военными частями, политическими партиями, общественными организациями, массовыми движениями, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности, подчиненности и принадлежности, должностными лицами, а также действия соответствующих должностных лиц. Прокуратура оценивает деятельность юридических и должностных лиц с точки зрения соответствия ее Конституции, законам и других подзаконных актов (если они выданы в соответствии с требованиями законов Украины и в них раскрывается механизм действия законов, порядок их применения, или если необходимо выяснить условия и причины, способствовавшие нарушению закона).

2. Соответствие Конституции и законам Украины правовых актов, издаваемых: а) Кабинетом Министров Украины, министерствами и другими центральными органами исполнительной власти и органами государственного и хозяйственного управления и контроля; б) Советом министров Автономной Республики Крым, местными Советами, их исполнительными органами, в) органами военного управления; г) объединениями граждан; г) предприятиями, учреждениями, организациями; д) должностными лицами вышеуказанных юридических лиц.

Можно сказать, что предмет надзора за соблюдением и применением законов составляет соответствие актов, издаваемых всеми органами, предприятиями, учреждениями, организациями и должностными лицами требованиям Конституции Украины, действующим законам и другим подзаконным актам.

К таким правовым актам можно отнести: правила; инструкции; листы; указания; распоряжения; уставы предприятий и организаций; коллективные соглашения и др. Акты индивидуального характера к которым относятся: приказ о приеме на работу, увольнения с работы; распоряжение ведомственного контроля должностному лицу и др. Последние порождают права и обязанности только указанных в них субъектов права в конкретных случаях. Прокурор оценивает акты, исходя из их соответствия Конституции, законам Украины и другим подзаконным актам.

При осуществлении надзора за общим исполнением законов прокурорским работникам нужно правильно определять границы применения своих полномочий, то есть пределы надзора. Это актуально, с одной стороны потому, что не остаются без реагирования выявленные нарушения закона, а с другой - отсутствует вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность соответствующих субъектов хозяйствования и не подменяются контролирующие органы. Критерием, который обусловливает пределы надзора, служит правило: там где действует закон, должен "срабатывать" надзор. По этому поводу в ч. 2 ст.19 Закона содержится четкое указание, согласно которому "... Прокуратура не подменяет органы ведомственного управления и контроля, не вмешивается в хозяйственную деятельность, если такая деятельность не противоречит действующему законодательству ". Закон (ст. 19) специально подчеркивает, что проверки исполнения законов проводятся по заявлениям и другим сообщениям о нарушениях законности, требующие прокурорского реагирования, а при наличии поводов - также по собственной инициативе прокурора. Иными словами надзор за соблюдением и применением законов проводится при наличии законных поводов и достаточных оснований. Среди таких поводов можно назвать:

1) сообщения, заявления, жалобы, письма отдельных физических и должностных лиц о конкретных фактах нарушений законодательства Украины;

2) непосредственное обнаружение работниками прокуратуры признаков правонарушений, которые охватываются пределами данного вида надзорной деятельности;

3) плановые предписания относительно необходимости проведения проверок конкретного объекта или группы таковых;

4) конкретные указания, требования вышестоящих прокуроров о проведении проверки соблюдения законности на определенном поднадзорным объекте или группе таких т.д.

Достаточными основаниями для осуществления прокурорской проверки можно считать информацию или о целостном факт нарушения закона, или об отдельных признаках такого нарушения, или юридические последствия ранее выполненной проверки, или соответствующие пространственно-временные тенденции - закономерности в деятельности тех или иных поднадзорных объектов и субектов.

 

3. Полномочия прокурора при осуществлении надзора за соблюдением и применением законов.

Полномочия прокурора в ходе надзора за соблюдением и применением законов определены в ст. 20 Закона. При наличии информации о нарушении законодательства, либо предотвращая такие нарушения, прокурор имеет право на проверку в порядке надзора. Эта проверка может касаться не только конкретных фактов, но и выйти за их рамки, когда у прокурора появляются основания для вывода о распространенности, систематичности случаев правонарушений в деятельности поднадзорных объектов

Прокурорам для обеспечения выполнения возложенных задач в анализируемой сфере деятельности предоставлены полномочия, которые можно разделить на три основные группы:

I. Полномочия, направленные на выявление нарушений законов, причин нарушений и условий способствующих им. Прокурор имеет право:

- Беспрепятственно по удостоверению, подтверждающиму занимаемую должность, входить в помещения государственных органов, органов местного и регионального самоуправления, объединений граждан, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, подчиненности или принадлежности, в воинские части, учреждения без особых пропусков, где такие введены;

- Иметь доступ к документам и материалам, необходимым для проведения проверки, в том числе по письменному требованию и содержащих коммерческую или банковскую тайну или конфиденциальную информацию;

- Письменно требовать представления в прокуратуру для проверки указанных документов и материалов, выдачи необходимых справок, в том числе относительно операций и счетов юридических лиц и других организаций, для решения вопросов, связанных с проверкой;

- Требовать для проверки решения, распоряжения, инструкции, приказы и другие акты и документы, получать информацию о состоянии законности и мерах по ее обеспечению;

- Требовать от руководителей и коллегиальных органов проведения проверок, ревизий деятельности подчиненных и подконтрольных предприятий, учреждений, организаций и других структур независимо от форм собственности;

- Требовать выделения специалистов для проведения проверок, ведомственных и вневедомственных экспертиз;

- Требовать проверять законность приказов, распоряжений и постановлений администрации этих учреждений;

- Требовать приостановление выполнение таких актов, опротестовывать или отменять их в случае несоответствия законодательству; требовать от должностных лиц объяснений по поводу допущенных нарушений;

- Вызывать должностных лиц и граждан, требовать от их устных или письменных объяснений относительно нарушений закона;

- Проверять исполнение законов перечисленными в ст. 1 Закона "О прокуратуре" органами, предприятиями, учреждениями и организациями;

- Проверять законность административного задержания граждан и применения соответствующими органами и должностными лицами мер воздействия за административные правонарушения;

- Рассматривать заявления и жалобы о нарушении прав граждан и юридических лиц, кроме жалоб, отнесенных к компетенции суда;

- Принимать участие в заседаниях органов государственной власти и управления.

Согласно ст. 8 Закона требования прокурора, отвечающие действующему законодательству, являются обязательными для всех органов, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан и исполняются безотлагательно или в предусмотренном законом или определенном прокурором порядке.

Статистическая и другая информация или их копии, необходимые для осуществления прокурорского надзора или расследования, выдаются по требованию прокурора или следователя бесплатно.

Невыполнение без уважительных причин законных требований прокурора влечет предусмотренную законом ответственность.

Должностные лица и граждане обязаны являться по вызову прокурора и давать объяснения по обстоятельствам, которые выясняются прокурорской проверкой. В случае уклонения от прибытия должностное лицо или гражданин по постановлению прокурора могут быть доставлены принудительно органами милиции.

II. Полномочия, направленные на устранение нарушений законов, причин и условий способствующих им:

- Опротестовать незаконные акты Премьер министра Украине, Кабинета Министров Украины Правительства Автономной Республики Крым, министерств, государственных комитетов и ведомств, исполнительных и распорядительных органов местных Советов, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений, а также решения и действия должностных лиц;

- Вносить представление на устранение причин и условий способствующих нарушением законов;

- Вносить предписания об устранении очевидных нарушений закона;

- Обращаться в суд или хозяйственный суд с заявлением о защите прав и законных интересов граждан, государств, а также предприятий и других юридических лиц.

III. Полномочия, направленные на привлечение нарушителей закона к ответственности:

- Привлекать правонарушителей в установленном законом порядке к уголовной ответственности;

- Возбуждать дисциплинарное производство или производство об административном правонарушении, передавать материалы для рассмотрения общественным организациям.

4. Основные направления надзора за соблюдением и применением законов. Деятельность прокуроров в сфере надзора за соблюдением и правильным применением законов достаточно многогранна. Однако, несмотря на разнообразие поднадзорных объектов, и проблем по обеспечению законности, прокуроры должны уметь, в тот или иной период, выбирать те виды надзора, которые существенно отражаются на режиме законности в государстве.

В соответствии с Законом и изданными упомянутыми выше приказами Генерального прокурора, основными направлениями надзора за соблюдением законов выступают:

1. Надзор за исполнением законов о неприкосновенности лица; социально-экономические, политические, личные права и свободы граждан, военнослужащих и членов их семей, прав и интересов социальных групп, нуждающихся в государственной помощи и защиты.

2. Законы, регламентирующие деятельность партий и общественных

 

 

объединений; средств массовой информации; порядок проведения референдумов, выборов, митингов, собраний, уличных походов, забастовок, демонстраций и тому подобное.

3. Законодательство о порядке рассмотрения жалоб, особенно по вопросам выплаты заработной платы, пенсий, стипендий, других социальных выплат; охраны труда, здоровья, образования, жилищных прав и защиты потребителей; жизнь и здоровье военнослужащих.

4. Законодательство о междунациональных, межконфессиональных отношениях и миграции.

5. Законов о государственной службе, в частности, относительно ограничений занятия предпринимательской деятельностью.

6. Законодательство об административных правонарушениях.

7. Законов, направленных на реализацию экономической реформы и развитие рыночных отношений, в частности: о налогообложении, внешнеэкономической, банковской, кредитно-финансовой, инвестиционной деятельности, ценообразовании, аграрную реформу и тому подобное, а также законодательство о государственном бюджете.

8. Законодательство о собственности, а также законодательстве относительно обеспечения сохранения, использования вооружения, боевой техники, боеприпасов и военного имущества.

9. Законов о приватизации государственного имущества, в частности относительно законности разгосударствления имущества, использования средств и признания в судебном порядке недействительными договоров отчуждения объектов государственной собственности.

10. Природоохранного законодательства.

11. Законодательство о транспорте, в частности о безопасности движения железнодорожного, водного, авиационного транспорта, сохранения грузов, подвижного состава и судов и тому подобное.

Приведенный перечень не исчерпывающий. В перспективе развития и деятельности нашего государства возможно будут возникать новые проблемы правового и социального характера, которые будут требовать внимания прокуроров относительно осуществления ими соответствующего направления наблюдательной деятельности за выполнением законов в сфере деятельности, которую мы рассматриваем.

 

5. Общие вопросы организации работы относительно осуществления надзора за соблюдением и применением законов. К таким можно отнести следующие вопросы, на которые руководителям и непосредственным исполнителям этого надзора стоит обратить отдельное внимание:

- в своей деятельности ориентироваться качественными показателями, а не статистическими и сосредоточить усилие на профилактической направленности надзора;

- взаимодействовать с соответствующими органами власти, местного самоуправления, военного управления и осуществлять мероприятия, направленные на фактическое нарушение закона и условий, что им способствовали, исходя из принципа независимости прокуратуры от органов исполнительной власти;

- полнее использовать право прокурора принимать участие в заседаниях местных Советов, их исполнительных комитетов, коллегий государственных органов, военных советов и тому подобное;

- совершенствовать и вести поиск новых форм и методов прокурорской деятельности;

- наблюдательную работу организовывать по предметно-зональному принципу. Для надлежащего направления этой работы нужно изучать и анализировать состояние законности и правопорядка на разных уровнях: в регионе, на предприятии, в организации - для чего использовать данные контролирующих органов, статистики, наблюдательной, следственной и судебной практики;

- обеспечить полное и надлежащее качество проверок соблюдения законности, тщательную подготовку к каждой из них. Проверки проводить, преимущественно, с привлечением специалистов. Требовать от руководителей и коллегиальных органов проведения проверок и ревизий в пределах их компетенции. В случае невыполнения этих требований, затрагивать вопрос о привлечении таких руководителей к установленной законом ответственности;

- в ходе прокурорских проверок обнаруживать не только факты правонарушений, но и виновных в их совершении, размеры материальных убытков и другого вреда, причины нарушений и условия, которые им способствовали; используя в необходимых случаях ст. 18 Закона, реализовать право вызывать руководителей поднадзорных объектов и заслушивать на заседаниях коллегий прокуратур сообщения и объяснения по поводу обнаруженных нарушений законодательства;

- за результатами прокурорских проверок принимать меры к устранению нарушений закона, от кого бы они не выходили, независимо от любого местного, ведомственного или общественно-политического влияния, добиваться возобновления нарушенных прав и привлечение в установленном законом порядке, к ответственности лиц, которые допустили эти нарушения. В случаях установления признаков преступления против виновных, в соответствии с требованиями ст. 97 УПК Украины, нарушать уголовные дела;

мероприятия прокурорского реагирования избирать в соответствии с характером обнаруженных нарушений закона. Повысить качество постановлений, протестов, предписаний, исков. Контролировать надлежащее и своевременное рассмотрение настоящих документов. Практиковать проведение контрольных проверок относительно действенности принятых мер. В случаях невыполнения законных требований прокурора или несвоевременного на них реагирования, затрагивать вопрос об ответственности виновных в этом должностных лиц.

Надзирающим прокурорам лично осуществлять постоянный контроль за организацией работы относительно осуществления прокурорских проверок. Требовать от подчиненных прокуроров или прокурорских работников повышения уровня и эффективности этой работы. Не допускать факты составления некачественных справок за результатами проверок или не составления их вообще. Искоренить практику погони по цифровым показателям. Сосредоточивать внимание подчиненных работников на повышении эффективности прокурорского надзора, который бы действенно влиял на состояние укрепления законности;

- регулярно обнародовать через средства массовой информации наиболее актуальные проблемы прокурорской деятельности, результаты проверок и принятия мер относительно устранения нарушений закона; копии документов прокурорского реагирования, одновременно с их вынесением, направлять к вышестоящим прокуратурам. Управлениям и отделам обобщать и изучать их для обеспечения единой правоприменительной практики органов прокуратуры. Некачественные документы отзывать и реагировать на безответственное отношение к их подготовке. Документы реагирования, адресованные государственным и другим органам высшего уровня, вносить соответственно через Генерального прокурора, прокуроров областного уровня и приравненных к ним прокуроров;

- считать обязанностью подразделов, которыми возбуждаются уголовные дела, во взаимодействии со следственными подразделами обеспечивать контроль за результатами расследования. За каждым фактом необоснованного возбуждения уголовного дела, как и их закрытие, проводить соответствующие проверки и, в зависимости от их результатов, реагировать и тому подобное.

 

6. Акты прокурорского реагирования при осуществлении надзора за соблюдением и применением законов. Установленные законом полномочия прокурора по выявлению нарушений закона, причин и условий, способствующих им, устранению нарушений закона, возобновлению нарушенных прав граждан и юридических лиц, привлечению нарушителей закона к ответственности реализуются в форме актов надзора за соблюдением и применением законов (общего надзора). Другими словами можно сказать, что реализация прокурором его полномочий в анализируемой сфере осуществляется в форме соответствующих актов, которые являются юридическими фактами, порождающие прокурорско-надзорные правоотношения между прокурором, с одной стороны, и соответствующими должностными лицами, коллегиальными органами предприятий, учреждений и организаций (а в ряде случаев - и с гражданами) с другой стороны. Настоящие акты содержат требования прокурора, которые можно подразделить на:

а) обязательные для выполнения (например, о представлении в прокуратуру для проверки документов и материалов, выдаче справок; проведение проверок, ревизий деятельности подчиненных или подконтрольных предприятий, учреждений, организаций; выделение специалистов для проверок, ведомственных и вневедомственных экспертиз; о представлении в прокуратуру для проверки решений, распоряжений, инструкций, приказов и других актов и документов, получения информации о состоянии преступности и мероприятиях по ее обеспечению; о явке в прокуратуру должностных лиц и граждан для дачи объяснений; о немедленном устранении очевидных нарушений закона и др.;

б) обязательные для рассмотрения (об отмене актов или приведении их в соответствие с законом, о прекращении незаконных действий должностных лиц, возобновлении нарушенного права (в протестах); о возбуждении дисциплинарного производства, производство по административным правонарушениям).

Требования прокурора, которые отвечают действующему законодательству, обязательны для всех органов, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан. Они выполняются безотлагательно (например предписание) или в предусмотренных законом (например протест) или определены прокурором (например требование о выделении специалиста) сроки. Невыполнение без уважительных причин законных требований прокурора влечет ответственность, предусмотренную законом (ч. 2 ст. 8 Закона).

Акты общего надзора могут быть в форме требования п. 1, 2, 3 ч. 1 ст. 20 Закона); протесту (п. 1 ч. 2 ст. 20 Закона); повестки (п. 4 ч. 1 ст. 20, ч. 1 ст. 28 Закона); предписанию (п. 4 ч. 2 ст. 20, ст. 22 Закона); представление (п.п. 2, 5 ч. 2 ст. 20, ст. 23 Закона); заявления в суд или арбитражный суд (п. 6 ч. 2 ст. 20 Закона); постановления (п. 3 ч. 2 ст. 20 Закона).

Основными условиями внесения настоящих актов являются: своевременность, точность и достоверность фактов, которые указываются в них; юридическая обоснованность и исчерпывающее мотивирование, правильность выбора адресата. Кроме того, в протесте, представлении, предписании или постановлении прокурора обязательно отмечается, кем и какое положение закона нарушено, в чем заключается нарушение и что и в какой срок должностное лицо или орган должны употребить к его устранению (ст. 25 Закона).

Для каждого из актов общего надзора существуют специфические условия его применения.

Протест прокурора выносится на акт, который противоречит закону, прокурором, или его заместителем органу, издавшему его, или к вышестоящему органу (в зависимости от конкретных обстоятельств). В таком же порядке выносится протест на незаконные решения или действия должностного лица. Предметом опротестования являются не только правовые акты, но и любое незаконное действие должностного лица, в том числе и распоряжение устного характера, если оно не отвечает, противоречит закону. Порядок вынесения протеста определяется прокурором. Да, если, по мнению прокурора, не нужно вмешательство вышестоящего органа или должностного лица, протест выносится должностному лицу (или органу), которое выдало незаконный правовой акт. В вышестоящий орган вносится протест, как правило, в тех случаях, когда орган низшего подчинения отклонил или не выполнил требования протеста. Внесение протеста на противоречащий закону правовой акт прекращает его действие на период рассмотрения протеста. В протесте прокурор излагает требования об отмене правового акта приведении его в соответствие с законом, о прекращении незаконного действия должностного лица, а также о возобновлении нарушенных прав. В соответствии с частью 3 ст. 21 Закона протест подлежит обязательному рассмотрению не позже, чем в 10-дневный срок с момента его поступления. Если протест прокурора отклонен или лицо уклоняется от его рассмотрения, прокурор может обратиться с заявлением в суд о признании акта недействительным, которое он имеет право подать в течение 15 дней с момента получения сводок об отклонении протеста или истекании срока рассмотрения протеста. Подача такого заявления прекращает действие правового акта.

Предписание прокурора - это документ прокурора (его заместителя), который содержит обращение к, или органа, должностного лица с требованием немедленного его выполнения и устранения очевидного нарушения закона во избежание возможного причинения существенного вреда интересам государства, предприятия, учреждения, организации или гражданам. Эти распоряжения носят властный, императивный характер и заключаются: в немедленной отмене правового акта; в приведении акта в соответствии с законом; в возобновлении нарушенного права; в осуществлении действий, необходимых для предотвращения существенного вреда; в сдерживании от осуществления определенных действий и так далее. Предписание выносится при очевидности нарушения закона, а также реальной опасности причинения в результате такого нарушения, существенного вреда государству, предприятию, учреждению, организации или гражданину. Это выражается, во-первых, в создании реальной опасности катастроф, аварий; во-вторых, в прекращении производственно-хозяйственной деятельности или создании серьезных препятствий для ее продолжения; в-третьих, в загрязнении среды и уничтожении естественных объектов; в-четвертых, в ограничении гарантированных Конституцией Украины трудовых, жилищных и других прав и свобод граждан. Распоряжение подлежит немедленному выполнению, о чем, в письменном виде, сообщается прокурору. При несогласии с требованием, которое содержится в распоряжении, орган или должностное лицо может обжаловать его вышестоящему прокурору или в суд, которые обязаны рассмотреть жалобу в течение 10 дней. Вынесенное прокурором решения по жалобе не будет окончательным. Законодательство предусматривает возможность последующего обжалования этого решения в судебном порядке (Глава 31-А ГПК Украины).

Представление прокурора - это правовой акт прокурорского надзора об устранении нарушений закона, причин этих нарушений и условий, которые способствовали им, что вносится в государственный орган или организацию должностному лицу, полномочным устранить допущенное нарушение закона и создать условия, которые обеспечивают в будущем неуклонное выполнение законов. Представление прокурора подлежит безотлагательному рассмотрению и не позже, чем в месячный срок, должны быть приняты мероприятия для устранения нарушений закона, причин и условий, что им способствовали. О результатах рассмотрения представления должно быть поставлено в известность прокурора в письменном виде. Направляя представление соответствующему органу или должностному лицу, прокурор сообщает, что если представление будет рассматриваться коллегиальным органом, то он должен быть уведомлен о дне заседания, для возможности принять в нем участие.

Требование прокурора должно содержать: наименования органа или должностного лица, к которым обращается прокурор; наименование документа (требование о представлении в прокуратуру документов и материалов, выдачах справок; о представлении в прокуратуру решений, распоряжений, инструкций и других актов и документов; о представлении информации о состоянии законности и мероприятиях по ее обеспечению; о представлении статистической и другой информации, о проведении проверок и ревизий деятельности подчиненных или подконтрольных предприятий, учреждений, организаций и других структур независимо от форм собственности; о выделении специалистов для проведения проверок, ведомственных и вневедомственных экспертиз, короткое изложение данных о нарушении законов, которые имеет прокурор, требование о предоставлении необходимой информации, документов о проведении проверок, ревизий, выделения специалистов для проведения проверки, ведомственной (вневедомственной) экспертизы с изложением конкретных вопросов, которые подлежат выяснению, со ссылкой на п. 1 (п. ли 2, 3) ч. 1 ст. 20 Закона, срок выполнения требования; просьба сообщить прокурору о начале проверки, ревизии; должность, классный чин и подпись прокурора.

Повестка - письменная форма вызова к прокурору для дачи объяснений по обстоятельствам, которые были выявлены в ходе проверки. Она содержит: адреса (ФИО., адресата); предложение явиться к прокурору и дать объяснения по обстоятельствам, которые были выявлены в ходе прокурорской проверки; место прибытия и время; ссылка на ч. 4 ст. 8 Закона об обязательности требования прокурора и ответственности за уклонение от нее (ч. 2 ст. 185 КОАП). Повестка с соответствующей отметкой прокуратуры является основанием для отсутствия на работе и оплаты среднего заработка за время, затраченное в связи с вызовом.

Постановление - акт прокурорского надзора, который вносится прокурором в зависимости от характера нарушений закона должностным лицом или гражданином, о возбуждении уголовного дела, производства по административному правонарушению, дисциплинарном производстве. Мотивированное постановление выносится прокурором и в других случаях (например, о передаче материалов на рассмотрение общественной организации). Если в порядке общего надзора устанавливается достаточно данных, которые указывают на признаки преступления в действии (бездеятельности) должностных лиц или граждан, прокурор в установленном законом порядке возбуждает уголовное дело путем вынесения соответствующего постановления. Постановление посылается органам дознания или предварительного следствия. При наличии данных о совершении должностным лицом или гражданином правонарушения, за которое установлена административная или дисциплинарная ответственность, прокурор выносит соответственно постановление о нарушении производства по административному правонарушению или о возбуждении дисциплинарного производства. Эти постановления должны содержать: наименование постановления; место и дату ее вынесения; кем составлено постановление; изложение обстоятельств нарушения закона; обоснование вины лица, которое по мнению прокурора подлежит привлечению к ответственности; указание на нарушение закона; ссылка на соответствующую статью КОАП, КЗоТ, Устава о дисциплине, которая предусматривает ответственность за правонарушение; короткое изложение объяснений лица, которое привлекается к ответственности, их оценка прокурором; требование прокурора о рассмотрении постановления уполномоченным должностным лицом или соответствующим органом в 10-дневной срок после ее поступления; требование прокурора сообщить о последствиях рассмотрения постановления (со ссылкой на п. 2 ч. 1 ст. 20 Закона), должностном положении, классном чине прокурора. Постановление прокурора используется также для принудительной доставки должностного лица или гражданина, которая уклоняется от явки по вызову прокурора. В этом случае в постановлении должны быть приведены факты, которые свидетельствуют об уклонении лица от явки по вызову прокурора для дачи объяснений из обстоятельств, которые обнаружены прокурорской проверкой; обоснована необходимость его принудительной доставки в указанное место и время. Постановление посылается для выполнения органам милиции.

Заявление в суд или арбитражный суд о защите прав и законных интересов граждан, государства, а также государственных предприятий и других юридических лиц - акт прокурорского надзора, направленный на возобновление их нарушенных прав, привлечение виновных физических (юридических) лиц к гражданско-правовой ответственности, а также устранению и предупреждению правонарушений. В соответствии со ст. 118 ГПК прокурор имеет право обратиться в суд с заявлением о защите прав и законных интересов граждан и государственных органов. При обращении с заявлениями и исками о защите прав и интересов государства, государственных предприятий и организаций прокурорам прежде всего следует обратить внимание на возмещение убытков. В случаях, когда потеряна возможность предъявления иска к виновным в причинении вреда, следует возбуждать в судах дела о взыскании убытков, с должностных лиц, которые своевременно не приняли меры к их возмещению. Во время подготовки заявления в суд (арбитражного суда), прокурор: а) выясняет обстоятельства правонарушения и связанные с этим правовые последствия; б) определяет круг лиц, которые причастные к правонарушению; в) собирает доказательства, необходимые для обоснования требований, с учетом возражений ответчиков; г) определяет цену иска, если иск подлежит оценке; д) устанавливает, в какой суд или арбитражный суд необходимо обратиться с заявлением. Иски оформляются в соответствии с требованиями ст. 137, 138 ГПК, ст. 54 - 58 ГПК.

 

 

1. Про організацію прокурорського нагляду за додержанням і застосуванням законів щодо захисту прав і свобод громадян, державних та публічних інтересів. Наказ Генерального прокурора України від 19.09.2005 р. № 3 № 10. - http: // www. rada. kiev. ua/laws / pravo / new / news. html.

2. Про організацію прокурорського нагляду за додержанням законодавства у сфері боротьби з корупцією. Наказ Генерального прокурора України від 07.05.2004 р. № 10.- http: // www. rada. kiev. ua/laws / pravo / new / news. html.

3. Бондаренко О. Загальний нагляд на стадії становлення // Вісник прокуратури. – 2002. – № 2. – С. 60.

4. Гаврилюк М. Захист прав громадян – завдання прокурорів. // Вісник прокуратури. – 2003. - № 5(23). – С. 38 – 40.

5. Давиденко Л., Давиденко В. Прокурорський нагляд за виконанням вимог закону. // Вісник Прокуратури. – 2006. - № 5 (59). – С. 30.

6. Давиденко Л., Каркач П. Організація особистої роботи районного, міського прокурора. // Вісник прокуратури. – 2003. - № 6(24). – С. 21 – 25.

7. Драган О. Здійснення прокурорського нагляду за додержанням законів щодо міжнаціональних відносин. // Вісник Прокуратури. – 2006. - № 1 (55). – С. 38

8. Драган О. Нагляд за додержанням і застосуванням законів у сфері боротьби с корупцією. // Вісник Прокуратури. – 2006. - № 2 (56). – С. 44

9. Лісовий М. Прокуратура повинна виконувати функцію нагляду за додержанням та застосуванням законів // Вісник прокуратури. – 2001. - № 4. – С. 29 – 32.

10. Михайленко О.Р. Прокуратура України: Підручник. – К.: Юрінком Інтер, 2005. – С. 134-155.

11. Мичко М. До питання про загальнонаглядову діяльність прокуратури // Право України. – 2000. – № 4. – С. 50.

12. Ринажевський Б. Нагляд за додержанням і застосуванням законів – важливе завдання прокуратури. // Вісник прокуратури. – 2003. - № 3(21). – С. 12 – 13.

13. Середа Г. Чи потрібен нагляд за додержанням і застосуванням законів? // Вісник прокуратури. – 2003. - № 2(20). – С. 23 – 28.

14. Хіцан І. Здійснення прокурорського нагляду за додержанням законів. // Вісник Прокуратури. – 2005. - № 12 (54). – С. 42

15. Шинальский О. Організація та забеспечення прокурорського нагляду. // Вісник Прокуратури. – 2006. - № 4 (58). – С. 9




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 1735; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.146 сек.