Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция № 4. Субъекты трудового права

На основании вышеизложенного под источниками трудового права понимают результаты правотворческой деятельности уполномоченных органов государства в области регулирования общественных отношений, связанных в функционированием рынка труда, организацией и применением наемного труда.

Лекция № 3. Источники и принципы трудового права.

Понятие и виды источников трудового права. Категория «источники права» в науке обычно трактуется в двух взаимосвязанных аспектах. Во-первых к ним относят объективные факторы, порождающие право, как социальное явление. В качестве таких факторов выступают материальные условия жизни общества, экономические, политические и социальные потребности социальных групп. Во-вторых, понятие источника права связывают с непосредственной деятельностью государства по формированию прав, приданию ему формы нормативно-правовых актов.

Источники трудового права многочисленны и многообразны и могут классифицироваться по различным основаниям.

Традиционной является классификация источников права по их юридической силе:

1. Международные договора и соглашения. К ним относятся, например, Всеобщая Декларация прав человека, ратифицированные Республикой Казахстан конвенции Международной Организации Туда (№ 29 «О принудительном или обязательном труде», № 100 «О равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности», № 138 «О минимальном возрасте»), а так же соглашения, заключаемые странами Содружества Независимых Государств («Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов» от 15.04.94г., «Соглашение о взаимном признании прав на возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей» от 09.09.94г. и т.д.).

2. Конституция Республики Казахстан. В статье 24 Конституции закреплены следующие положения:

1. Каждый имеет право на свободу труда, свободный выбор рода деятельности и профессии. Принудительный труд допускается только по приговору суда либо в условиях чрезвычайного или военного положения.

2. Каждый имеет право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации, а также на социальную защиту от безработицы.

3. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

4. Каждый имеет право на отдых. Работающим по трудовому договору гарантируются установленные законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

3. Законы Республики Казахстан. К законам, являющимся источниками трудового права относятся: закон «О труде в Республике Казахстан» от 10.12.99г., Закон РК «О безопасности и охране труда» от 28.02.04г, закон Республики Казахстан «О профессиональных союзах» от 12.07.93г. и т.д.

4. Постановления Правительства Республики Казахстан. К ним относятся: Постановления Правительства РК от 29.12.00г. «Об утверждении инструкции о порядке исчисления средней заработной платы работников», от 07.08.00г. «Об утверждении перечня видов заболеваний, при которых может устанавливаться срок временной нетрудоспособности более двух месяцев», от 25.06.99г. «Об утверждении Правил по вопросам лицензирования, привлечения иностранной рабочей силы и вывозом рабочей силы из Республики Казахстан за границу» и т.д.

5. Акты министерств, комитетов и ведомств. К ним относится, например, приказы Министра труда и социальной защиты населения от 21.04.00г. «Об утверждении правил бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания и витаминных препаратов», от 22.07.00г. «Об утверждении Методических рекомендаций по организации нормирования труда», Приказ Агентства РК по делам здравоохранения от 22.05.00г. «О дополнительном отпуске медицинских и аптечных работников».

2.Действие нормативных актов о труде. Действие нормативных актов о труде рассматривается во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Для нормативно-правовых актов, являющихся источниками трудового права важное практическое значение имеет установление границ начала и окончания их действия.

Порядок введения в действие нормативного правового акта может определяться самим нормативным правовым актом. Порядок введения в действие законов, в том числе кодексов, определяется в самих законах (кодексах) либо отдельными законами. Например, закон «О труде в РК» введен в действие с 01.01.00г. Законом «О введении в действие закона РК «О труде в РК» от 10.12.99г.

Нормативные правовые акты вводятся в действие в следующие сроки:

1) законы Республики Казахстан, указы Президента Республики Казахстан, постановления Правительства Республики Казахстан – по истечении десяти календарных дней после их первого официального опубликования, если в самих актах или актах о введении их в действие не указаны иные сроки;

2) постановления Парламента Республики Казахстан, его палат – со дня первого официального опубликования, если в самих актах не указаны иные сроки;

3) постановления Конституционного Совета Республики Казахстан - со дня их принятия;

4) нормативные правовые акты центральных исполнительных и иных центральных государственных органов как входящих, так и не входящих в состав Правительства Республики Казахстан, в том числе Верховного Суда Республики Казахстан, Национального Банка Республики Казахстан, а также местных представительных и исполнительных органов - по истечении десяти календарных дней после дня их первого официального опубликования, если в самих актах не указаны иные сроки.

В нормативных правовых актах или актах о введении их в действие могут быть указаны иные сроки введения в действие отдельных частей, глав, статей нормативных правовых актов, чем установленные для всего акта в целом.

Если из-за значительного объема нормативного правового акта его текст публикуется в нескольких номерах периодического печатного издания, то днем официального опубликования считается день опубликования заключительной части текста нормативного правового акта. Обязательным условием введения в действие нормативных правовых актов, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан, является их официальное опубликование.

В связи с принятием нормативного правового акта подлежат признанию утратившими силу, изменению или дополнению все ранее принятые нормативные правовые акты или их структурные части, если они противоречат включенным в новый акт нормам права или поглощаются ими. Перечень актов и их частей, подлежащих признанию утратившими силу в связи с принятием нормативного правового акта, должен содержаться либо в самом акте, либо в акте о порядке введения его в действие.

Правовое пространство для действия источников трудового права тесно связано с понятием «территория Республики Казахстан».

Нормативные правовые акты Республики Казахстан, принятые Президентом Республики Казахстан, Парламентом Республики Казахстан, Правительством Республики Казахстан, центральными исполнительными и иными центральными уполномоченными органами, распространяют свое действие на всю территорию Республики Казахстан, если в самих нормативных правовых актах или актах о их введении в действие не установлено иное. Нормативные правовые акты, принятые местными представительными и исполнительными органами, действуют на соответствующей территории.

Действие нормативных правовых актов, являющихся источниками трудового права, по кругу лиц, означает, что нормативно-правовые акты Республики Казахстан распространяется на граждан и юридических лиц Республики Казахстан, а также находящихся на ее территории иностранцев и лиц без гражданства, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами и международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан. На дипломатических представителей и некоторых других сотрудников государственных органов иностранных государств и международных организаций нормативные правовые акты Республики Казахстан распространяются в пределах, предусмотренных международными договорами и общепризнанными принципами и нормами международного права (дипломатический иммунитет).

3.Отраслевые принципы трудового права. Под принципами трудового права следует понимать закрепленные в действующем законодательстве основополагающие руководящие начала (идеи), выражающие сущность норм трудового права, направления политики государства в области правового регулирования общественных отношений, связанных с функционированием рынка труда, организацией и применением наемного труда.

Современные принципы трудового права можно подразделить на четыре группы:

1. Выражающие политику государства в области правового регулирования рынка труда и эффективной занятости. К ним относятся следующие принципы:

- свобода труда;

- право на труд;

- принцип свободы индивидуального трудового договора.

2. Определяющие установление условий труда. К ним относятся следующие принципы:

- единство и дифференциация условий труда;

- активное участие профессиональных союзов в установлении условий труда.

3. Принципы, определяющие применение труда работников. К ним относятся следующие принципы:

- определенность трудовой функции;

- устойчивость трудовых правоотношений;

- обеспечение нормальной дисциплины труда;

- вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного законом минимума.

4. Принципы, определяющие охрану трудовых прав работников. К ним относятся следующие принципы:

- обеспечение охраны труда и здоровья работников;

- гарантированность трудовых прав работников.

Смотрите список нормативной и специальной литературы, указанный в форме 1.7.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 2. Особенности предмета трудового права и методов правового регулирования в трудовом праве зарубежных стран | Работники, как субъекты трудового права
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 574; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.