Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль государства в обеспечении права




Глава 5. Соотношение права и государства.

Глава 4. Государство и право в политической и правовой системе общества

Глава 3. Историко - материалистическая (марксистская) теория возникновения государства и права.

Глава 2. Происхождение государства и права.

2.1. Характеристика теорий происхождения государства и права.

Уже тысячелетия люди живут в условиях государственно-правовой деятельности. Они являются гражданами определенного государства, подчиняются государственной власти. Естественно, что еще в глубокой древности они стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения государства. В мире существует множество различных теорий, объясняющий процесс возникновения и развития государства и права. Рассмотрим некоторые теории наиболее распространенные и известные:

1. Теологическая (божественная) теория относится к числу теорий, возникших раньше других. В силу особых взглядов и воззрений части общества значительную роль в решении этих вопросов на протяжении всей истории развития человечества отводилась религии. Еще в Древнем Египте, Вавилоне, Иудее выдвигались идеи божественного происхождения государства и права.

Ее представителями были многие религиозные деятели, широко известно в просвещенном мире учение богослова Фомы Аквинского (1225 – 1274) Основной смысл, данной теории в том, чтобы утвердить приоритет духовной организации (церкви) над светской (государством) и доказать, что нет государства и власти (не от бога). Религиозные учения о происхождении государства и права имеют хождения и поныне.

2. Патриархальная теория происхождения государства и права берет свое начало еще в Древней Греции. Родоначальником ее считается Аристотель (З век до н.э.). Среди сторонников данной теории выделяются англичанин Филлер (17 в.) и русский исследователь Михайловский (19 в.). Патриархальная теория исходит из того, что государство, происходит из семьи, является результатом разрастания семьи. Государство, по Аристотелю, является не только продуктом естественного развития, но и формой человеческого общения. Оно охватывает собой все другие формы общения (семью, селения). Государственная власть, по мнению сторонников патриархальной теории, есть ничто иное, как продолжение отцовской власти. Власть государя, монарха - это патриархальная власть главы семьи. Патриархальная теория служила в средние века обоснованием "абсолютной' "отеческой' власти монарха.

3. Договорная теория рассматривает государство как результат объединения людей на добровольной основе (договора). Отдельные положения этой теории развивалась в 5-6 веках до нашей эры в Древней Греции (Гиппий- 460-400 гг. до н.э.). Сторонники договорной теории различают два вида права: естественное, предшествующее обществу и государству, и позитивное, являющееся порождением государства. По мере развития человеческой мысли данная теория также совершенствовалась. В 7-8 вв она активно использовалась в борьбе с крепостничеством и феодальной монархией. Идеи договорной теории в этот период развивались многими великими мыслителями и просветителями. В Голландии - это Гуго Гроций и Спиноза. В Англии -Томас Гоббс и Локк. Во Франции - Жак-Жак Руссо. В России - Радищев. Основатели и продолжатели договорной теории выступали против идеи божественного происхождения государства и права. В основу государства и права, вместо божьего провидения, они положили волю людей. В их представлении власть монарха является производной не от бога, а от людей. Народ, говорил Руссо, может лишить правителей власти, если они нарушают заключенный" между ними и гражданами договор.

4. Теория насилия. Эта теория также возникла в Х1Х_в. Ее представителями были лидер 2 Интернационала К. Каутский (1854-1938), немецкий философ Ф.Дюринг (1833-1921), австрийский государствовед Л.Гумплович (1838 -1909) и др. Основные причины происхождения государства и права, по мнению сторонников этой теории, лежат не в процессах развития экономики и общества, а в завоевании одной части общества другой, в установлении власти завоевателей над побежденными. Именно насилие - борьба, столкновение враждебных племен, войны, грубое превосходство силы - "вот родители и повивальная бабка государства", - считал Л. Гумплович. Только насилие, по его мнению, способно привести, и приводит к образованию таких "противоположных элементов государства", как рабовладельцы и рабы, властвующие и подвластные, победители и побежденные. Государство и право создаются завоевателями в целях поддержки и упрочения своего господства над побежденными.

5. Психологическая теория государства и права возникла в середине XIX веке. Её наиболее крупный представитель - русский правовед Л. Петражицкий (1867-1931). Суть психологической теории заключается в том, что она пытается объяснить возникновение государственно-правовых явлений и власти особыми психическими переживаниями и потребностями людей. Какие же это переживания и потребности? Это потребность властвования у одних и потребность подчинения у других. Это осознание необходимости и потребности послушания, повиновения определенным лицам в обществе. Потребность следовать их указаниям. Психологическая теория государства и права рассматривала народ как инертную массу, ищущую подчинения.

Расовая теория берет свое начало еще в эпоху рабовладения, когда в целях оправдания существующего строя, развивались идеи естественного деления населения в силу прирожденных качеств на две породы людей - рабовладельцев и рабов. Наибольшее развитие и распространение расовая теория государства и права получила в конце XIX - первой половине XX века. Она легла в основу фашистской политики и идеологии. Содержание расовой теории составляли развиваемые тезисы о физической и психологической неравноценности человеческих рас. Положение о решающем влиянии расовых различий на историю, культуру, государственный и общественный строй. О делении людей на высшую и низшую расу, из которых первые являются создателями цивилизации и призваны господствовать в обществе и государстве. Вторые не способны не только к созданию, но даже и к усвоению сформированной цивилизации. Один из основателей расовой теории француз Ж.Гобино (1816 - 1882 г.). В фашистской Германии была предпринята попытка переписать всемирную историю заново как историю борьбы арийской расы с другими расами. Расовая теория государства и права повлекла за собой чудовищную практику " узаконенного " уничтожения целых народов.

Данная теория возникла во второй половине XIX века_и связана с именем К.Маркса и Ф.Энгельса. Согласно марксистской теории государственная организация приходит на смену родоплеменной организации, право на смену обычаям. И происходит" это не в Ъилу самого по себе изменения общественных нравов, религиозных воззрений и взглядов, а в силу коренных изменений в экономической сфере и в самом первобытном обществе. Именно они привели к разложению первобытнообщинного строя и к утрате способности первобытными обычаями регулировать общественные отношения в новых условиях. Известные во всемирной истории крупнейшие разделения труда, связанные с отделением скотоводства от земледелия, ремесла от земледелия, и появление торговли и обмена (класса купцов) привели к быстрому росту производительных сил, к способности человека производить больше средств к существованию, чем это было нужно для поддержания жизни. Становится экономически выгодным использовать чужой труд. Военнопленных, которых раньше убивали или принимали на равных в свой род, стали превращать в рабов, заставляли работать на себя. Производимый ими остаточный продукт присваивался.

В обществе сначала наметилось, а затем, по мере разделения труда, быстро усилилось имущественное расслоение. Появились богатые и бедные. В целях получения остаточного продукта стал использоваться не только труд военных, но и труд своих сородичей. Имущественное неравенство повлекло за собой социальное неравенство. Общество постепенно, в течение многих тысячелетий, расслаивалось на различные, со своими собственными интересами и своим статусом - устойчивые группы, классы, социальные прослойки.

Расслоение общества ведет к тому, что из общей массы членов рода выделяется знать - обособленная группа вождей, военачальников, жрецов. Используя свое общественное положение, эти люди присваивали себе большую часть военной добычи, лучшие участки земли, приобретали огромное количество скота, ремесленных изделий, орудий труда. Свою власть, ставшую со временем наследственной, они использовали не столько для защиты общественных интересов, сколько для личных, для удержания в повиновении рабов и неимущих соплеменников. Появились и другие признаки разложения первобытнообщинного строя и соответствующей ему родоплеменной организации, которая постепенно стала вытесняться государственной организацией.

В новых общественно - экономических условиях прежняя система организации власти - родоплеменная организация, рассчитанная на управление обществом, не знавшим имущественного разделения, и социального неравенства, оказалась бессильной перед растущими изменениями в сфере экономики и социальной жизни, усиливающимися противоречиями в общественном развитии, перед углубляющимся неравенством. "Родовой строй" -писал Ф.Энгельс в работе " Происхождение семьи, частной собственности и государства" - отжил свой век. Он был взорван разделением труда и его последствием - расколом общества на классы. Он был заменен государством. Государственные органы и организации частично появились в результате преобразования органов и организаций, сложившихся в рамках первобытнообщинного строя, частично - путем полного вытеснения последних.

Марксистская теория выделяет три основные формы возникновения государства - афинскую, римскую германскую.

Афинская - классическая форма (самая чистая) - государство возникает непосредственно и преимущественно из развивающихся внутри общества.

Римская – родовое общество превращается в замкнутую аристократию, окруженную многочисленным, стоящим вне этого общества, несущим обязанности, но лишенным политических прав, плебсом. Победа плебса взрывает строй, на развалинах которого возникает государство.

Германская - государство возникает как результат завоевания обширных территорий, для господства над которыми родовой строй не имеет никаких средств.

Таким образом, государство не навязывается обществу извне, оно возникает на его основе естественным путем. Вместе с ним оно развивается и совершенствуется.

Будучи неразрывно связанным с государством, право в силу тех же причин появляется в мире и изменяется под воздействием тех же экономических, социальных и политических процессов. До появления имущественного разделения населения и социального неравенства общество не нуждалось в праве. Оно вполне могло обходиться с помощью обычаев, регулировавших все общественные отношения. Однако положение изменилось с появлением противоречащих друг другу интересов. Прежние обычаи, рассчитанные на полное равенство членов общества и на добровольное соблюдение содержащихся в них правил, оказались бессильными. Появилась жизненная необходимость в новых правилах - регуляторах общественных отношений, которые бы учитывали коренные изменения в обществе и обеспечивались бы не только силой общественного воздействия, но и государственным принуждением. Таким регулятором стало право. Правовые нормы устанавливались актами князей, королей или уполномоченными чиновниками. Правящая верхушка всегда стремилась закрепить в этих актах свои имущественные и иные интересы, усилить с помощью зарождающего права свою власть. Так в хорошо известных "Институциях" римского юриста Гая (II в н. э.) прямо закреплялось имущественное и социальное неравенство людей словами: "Главное разделение в праве лиц состоит в том, что все люди - или свободные, или рабы".

Аналогичное закрепление в праве экономического и социального неравенства, наличие права собственности у одних и отсутствие его у других, официальное закрепление власти господствующих классов имели место не только у римского народа. В этом заключается одна из важнейших отличительных особенностей права от регулировавших общественные отношения в условиях первобытного строя неправовых обычаев.

 

4.1. Государство и право в политической системе общества.

Государство и право неразрывно связано не только с обществом, но и с политической системой общества. Согласно сложившемуся в научной литературе представлению политическая система общества понимается как совокупность государственных и общественных органов и организаций, участвующих в политической жизни страны. В зависимости от степени участия в политической жизни эти органы и организации в научной литературе подразделяются на следующие группы:

Собственно - политические, к их числу относятся государство, все политические партии, отдельные общественные организации. Характерным признаком этих организаций является их прямая связь с политикой. Цель их создания и функционирования заключается в формировании и осуществлении внутренней и внешней политики на разных этапах развития общества, в политическом и идеологическом воздействии на различные слои и классы, в проведении политических интересов господствующих кругов и отчасти всего общества в жизнь!

Решающую роль в политической системе общества всегда играло и продолжает играть государство. Будучи оснащенным специальным аппаратом принуждения и подавления в виде тюрем и иных принудительных учреждений, государство выступает как главная сила в руках господствующего класса, как важнейшее средство осуществления его политической власти.

В структуре политической системы общества государство является объективно необходимым на протяжении всей истории развития классового общества. Все остальные звенья политической системы - политические партии и общественные организации - могут появляться на определенных этапах развития политической системы общества и исчезать.

Несобственно-политические объединения. К ним относятся организации, которые возникают в силу экономических и других причин. Это - профсоюзные, кооперативные, молодежные, религиозные и иные организации. Они не ставят перед собой задач активного воздействия в политических целях на государственную власть, но их деятельность оказывает влияние на деятельность правительства.

Следующую группу составляют организации, имеющие в своей деятельности незначительный политический аспект. Они возникают в силу личных склонностей и интересов. Это объединения спортсменов, туристов, нумизматов и др. Политический оттенок в своей деятельности они приобретают лишь как объекты воздействия на них со стороны государственных органов.

4.2. Государство в правовой надстройке.

Определяющую роль в развитии общества отводится "базису" (материальным, экономическим отношениям) в марксистском аспекте. Право было " надстройкой", как и мораль, культура и т.д. Стержнем правовой надстройки являются правовые процессы, правовые отношения и правовые акты. К числу производных правовых процессов относятся: процесс конкретизации, толкования, применение, соблюдение, исполнение, использование права. Особо следует назвать процессы систематизации и кодификации права. Правовые процессы, как и их результат, могут быть подвергнуты контролю. Контроль за ними осуществляет государство в лице своих органов. Это самое главное, что характеризует место государства в правовой надстройке. Существуют специальные законы, образующие институт государственного контроля и надзора за правовой реалией. Второй момент, характеризующий место государства в правовой надстройке - это всеобъемлющая охранная деятельность по отношению к правомерным поступкам, отношениям и актам.

Наконец, третий момент связан с деятельностью государства по возложению юридической ответственности на всех тех, кто нарушает правовые акты, незаконно вторгается в правовые интересы. Вместе с тем основная первоначальная роль государства в " правовой надстройке " заключается в том, чтобы в процессе законотворчества отыскать право, надлежащим образом его сформулировать и довести до адресатов соответствующих норм.

5.1. Воздействие государства на право.

Государство является непосредственным фактором создания правовых установлений и главной силой их осуществления. Оно опекает право для достижения целей государственной политики. Наиболее ощутимо воздействие государства на право проявляется в сфере правотворчества и правореализации. Право формируется при непосредственном участии государства. Не следует забывать, что причины возникновения права коренятся в материальном способе производства, характере экономического развития общества, его культуре, исторических традиции и пр.

Итак, воздействие государства на право заключается:

1.В осуществлении правотворческой деятельности.

2.В санкционировании государством норм, которые не имеют государственного характера.

3.В обеспечении реализации права.

4.В обеспечении охраны права и господствующих правовых отношений.

Государственное принуждение является постоянно существующей гарантией, которой подкрепляется право.

Несомненно, существуют пределы воздействия государства на право, и прежде всего это обусловлено регулятивным потенциалом самого права в данных социально - экономических и политических условиях.

5.2. Влияние права на государство.

Исторический опыт доказывает, что для своего существования государство как организация нуждается в праве.

Право оформляет структуру государства и регулирует внутренние взаимоотношения в государственном механизме.

Посредством права закрепляются форма государства, устройство государственного аппарата, компетенция государственных органов и должностных лиц. С помощью права определяются роль, место, функции частей государственного механизма, их взаимодействие с другими органами и населением. Итак, право выступает существенным свойством государственной организации общества, право создает юридические предпосылки для эффективной работы всех звеньев государственной машины.

Известны два метода, посредством которых государство навязывает свою волю обществу: метод насилия, присущий тоталитарным государствам, и цивилизованное управление социальными процессами с помощью правового инструментария. Такой метод присущ государствам с развитым демократическим режимом. Следовательно, демократическое современное государство не может вне права осуществлять свою деятельность. Обобщенно можно отметить ряд направлений, характеризующих роль права в отношении к государству:

1. Право воздействует на государство при его взаимоотношениях с населением, отдельной личностью. Отсутствие права в отношениях государства и личности при определенных условиях оборачивается против личности. Отсюда ценность права в том, в какой мере оно обеспечивает гармоничное и прогрессивное развитие личности, расширение ее свободы, в какой мере государство поставлено на службу человеку.

2. Право узаконивает государственную деятельность, обеспечивает дозволенность охранительных и принудительных мер государства. Государственная деятельность посредством права вводится в строгие рамки юридических требований, приобретает юридическую форму.

3. Посредством права определяются границы деятельности государства, обозначаются пределы вмешательства в частную жизнь граждан)

4. Правовая форма обеспечивает возможность осуществления действенного контроля за деятельностью государственного аппарата и тем самым создает юридические гарантии ответственного поведения государства перед населением.

5. Право выступает в современных условиях языком общения государства не только с населением, но с другими государствами, мировым сообществом в целом.

Исторический опыт показывает, что отказ государства от использования права всегда имеет серьезные экономические, политические и нравственные последствия, ослабляет государственную власть и создает предпосылки для революционной смены существующего строя. Концепция господства права (правового государства) исходит из того, что право в интересах личности, общества в целом связывает, ограничивает государство. Оно выступает мощным ограничителем государственного произвола. В указанном смысле право выступает как сила, способная подчинить государство. Иначе, право выступает над государством для того, чтобы государство не встало над обществом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 2167; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.