Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория права

РАЗДЕЛ III.

Глава 12. Теория правового государства.

Глава 11. Функционирование государства.

Глава 10. Государственная власть.

Глава 9. Форма государства.

Социалистическое государство.

Идея такого типа государства возникла в работах К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина - как противопоставление эксплуататорским государствам. Предполагалось, что власть будет принадлежать рабочему классу, который будет использовать ее для организации всех трудящихся на построение социалистического общества, а также для подавления сопротивления эксплуататорских классов. Считалось, что освобождение рабочих и крестьян от капиталистов и помещиков приведет к невиданному росту производительности груда, повышению народного благосостояния, культуры и привлекут их к управлению делами государства. В конечном итоге считалось, что государство отомрет, будет заменено органами народного самоуправления.

Однако эти теоретические прогнозы на практике не подтвердились. Национализация средств производства не привела к хозяйскому отношению людей. Проводимая уравниловка лишила труд необходимых стимулов. Определенные достижения в сферах хозяйства, науки, культуры были достигнуты за счет "силовых методов", что привело в частности, к массовым репрессиям. Общество и государство сформировалось на единой государственной собственности, в чем сто сходство с рабовладельческими государствами. Реальным собственников средств производства стали партийно - хозяйственный аппарат, точнее, его верхушка, которая приобрела неограниченную власть. Участие народа в осуществлении власти, его политические и личные права стали чисто формальными. В результате наше государство приобрело застойный характер, перестало развиваться.

Идея социалистического государства на практике пока не нашла реального воплощения, осталась утопией, мечтой. Представляется, что первые шаги в этом направлении делают наиболее развитые страны Запада.

Государству всегда свойственна определенная форма. Форма любого государства складывается из трех частей: формы правления, формы государственного устройства и государственного (политического) режима. Что собой представляет каждая из этих частей?

9.1. Форма правления.

Форма правления государства, включает в себя порядок образования высших и местных государственных органов и порядок взаимоотношений между ними. Формы правления различаются в зависимости от того, осуществляется ли власть одним лицом или же она принадлежит выборному органу. В первом случае имеет место монархическая форма правления. Во втором - республиканская.

При монархической форме правления источников государственной власти, согласно действующим законам, является монарх. При республиканской - выборный государственный орган. История и современность знают различные виды монархии и республик. Они в значительной степени зависят от типов государств.

На современном этапе развития общества и государства монархии бывают двух видов - дуалистические и парламентарные. Характерной особенностью дуалистической монархии является формально - юридическое разделение государственной власти между монархом и парламентом. Исполнительная власть находится непосредственно в руках монарха. Законодательная - у парламента. Последний, однако, фактически подчиняется монарху. Парламентарная монархия отличается тем, что статус монарха формально и фактически ограничен во всех сферах осуществления государственной власти. Законодательная власть полностью принадлежит парламенту. Исполнительная - правительству, которая несет ответственность за свою деятельность перед парламентом. Участие монарха в формировании правительства чисто символично. Так, парламентарными монархиями являются Англия, Голландия, Швеция и др.

Современные республики разделяются на два основных вида: президентские, характерной особенностью которых является соединение в руках президента полномочий главы правительства и государства, и парламентарные. Особенностью последних является довольно слабая власть президента. Характерным для парламентарной республики является наличие должности премьер - министра, который выполняет одновременно функции главы правительства и лидера правящей партии или партийной коалиции.

В современном мире существует также дополнительная форма правления - смешанная (суперпрезидентская) республика, которая объединяет черты президентской и парламентарной форм правления.

Отличительные черты парламентарной, президентской и смешанной республик определяются по двум основным критериям - порядку выбора президента и формирования правительства, полномочий президента - и сводятся к следующему:

- Парламентарная республика: глава государства избирается парламентом; правительство формируется парламентом и ему подотчетно, т.е. парламент может выразить правительству недоверие, за которым следует его отставка; президент после совещания с главой правительства (министрами), представителями палат имеет право роспуска нижней палаты (Италия) или обеих палат (Индия). Формальная отличительная особенность - наличие поста премьер - министра;

- Президентская республика: глава государства избирается не парламентом, а коллегией выборщиков или непосредственно населением; правительство формируется президентом и ответственно перед ним, а не перед парламентом, парламент не имеет права выразить вотум недоверия правительству; президент не имеет права роспуска парламента. Формальная отличительная особенность – отсутствует пост премьер - министра;

- Смешанная (суперпрезидентская) республика: глава государства избирается непосредственно населением; правительство формируется президентом и ему подотчетно (парламент не имеет права выразить вотум недоверия правительству); президент - имеет право роспуска парламента. Формальная отличительная особенность – наличие поста премьер - министра.

Президентскими республиками являются Аргентина, Бразилия, США и др.; парламентарными - Греция, Германия, Италия и др.; суперпрезидентскими - Франция и др.

9.2. Форма государственного устройства.

Форма государственного устройства представляет собой внутреннее деление государства на составные части - административно - территориальные единицы, автономные политические образования или суверенные государства. Она отражает также характер соотношения государства в целом и отдельных его частей.

Существуют две основные разновидности форм государственного устройства. Наиболее простая из них - унитарное государство. Это - единое государственное образование. Государство при этом делится лишь на административно -~ территориальные части. Для унитарного государства характерно существование общих для всей страны высших органов государственной власти и управления, единой судебной системы и конституции. Унитарными государствами являются Англия, Франция, Италия, Венгрия, Монголия и др.

Более сложной формой государственного устройства является федерация. Федеративное государство состоит из ряда других государств или государственных образований - членов федерации (штатов, кантонов, земель, республик и др.). Каждое из них имеет свое административно - территориальное деление. На территории каждого из них, наряду с деятельностью общих для всех федерации высших органов государственной власти и управления, действуют также свои собственные высшие и местные органы государственной власти и управления. Аналогично дело обстоит с конституцией и законами, с судебными, прокурорскими и иными органами.

Федеративными государствами являются Россия, США, Канада, Германия и др.

Международной формой государственного устройства является конфедерация, которая представляет собой союз государств с номинальными (чисто формальными) правами конфедеративных органов, Созданный для достижения определенных временных целей, после достижения которых он либо распадается, либо перерастает в федерацию. Поэтому конфедерация нередко называют непрочными государственными образованиями. Исторически существовали следующие конфедерации: Швейцарский союз - до 1848 года, Германский союз - в 1815 - 1866 годах, США - в 1776 -1787 годах и др.

9.3. Государственный (политический) режим - это совокупность методов и способов осуществления в стране государственной власти и управления, выражающих ее содержание и особенности. Он характеризует атмосферу всей политической жизни в государстве, господство в ней демократических или тоталитарных (недемократических) методов осуществления государственной власти.

Политические режимы могут быть демократическими и антидемократическими. Последние подразделяются на авторитарные, тоталитарные, военно-диктаторские, фашистские и др. В наиболее открытой форме антидемократический режим проявился при фашизме.

В законченном виде фашизм существовал в 40 - е годы в Италии и гитлеровской Германии. Он сочетал в себе политику и идеологию человеконенавистничества, террора, запугивания людей с изощренной системой демагогии и пропаганды.

Демократический государственный режим характеризуется следующими признаками: гарантированность прав и свобод граждан; наличие системы разделения властей; действие свободной прессы и множества партий и других политических объединений; равенство всех перед законом.

Антидемократический государственный режим имеет следующие черты: ликвидация или существенное ограничение основных прав и свобод граждан; отказ от системы разделения властей; превращение парламента в фиктивный орган и передача всей власти правительству; срастание правящей партии с государственным аппаратом; ликвидация всех оппозиционных партий и свободной прессы.

В основу советской концепции государственной власти были положены взгляды К.Маркса, Ф.Энгельса, а позднее и В.И.Ленина, которые рассматривали механизм государственной власти в качестве "работающей корпорации, в одно и то же время и законодательствующей и исполняющей законы".

В России принцип полновластия трудящихся предполагалось воплотить в форме полновластных и единовластных Советов, в работе которых происходит "слияние управления с законодательством". Таким образом, государственная власть понималась как единое целое; систему государственных органов должны были возглавлять полновластные Советы.

Долгое время теория разделения властей рассматривалась советской наукой исключительно как буржуазной и по этой причине отрицалась.

Однако марксистско - ленинская концепция на практике привела к абсолютному доминированию исполнительной власти (партийно - административной), которая в своих руках сосредоточила всю полноту государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной).

Рассмотрим государственную власть в государстве как власть законодательную, исполнительную и судебную. Разделение властей выражается в разграничении компетенции, взаимном контроле, в системе сдержки и противовесов и направлено на то, чтобы препятствовать возможным злоупотреблениям.

10.1. Законодательная власть.

Законодательная власть представительная. Именно на основе выборов народ передает власть своим представителям и уполномочивает представительные органы осуществлять государственную власть. В этом смысле можно говорить о первичности представительных органов в механизме государственной власти, их приоритете и верховенстве.

Верховенство - и это важно для сегодняшней российской действительности - не означает и не должно означать полновластия законодательных органов. Имеются сущностные и политике - юридические ограничения этой власти. Сущностные ограничения вытекают из ее делегированности (только народ обладает всей полнотой государственной власти), определяются принципиальной зависимостью от воли избирателей. Политико-юридические ограничения связаны с тем, чтобы любой закон, чтобы не оставаться набором фраз на бумаге, должен соответствовать политическим и юридическим реалиям, а также фундаментальному праву - конституции, иначе органы конституционного надзора могут признать его недействительным.

Законодательная власть - это делегированная коллегиальная власть. Название данной ветви 'законодательная" не означает, что, кроме законодательной деятельности, представительные органы не выполняют никакой другой. Не менее существенной функцией законодательной власти является финансовая, реализуемая вправе ежегодно утверждать государственный бюджет страны. Есть и определенные "распорядительные" функции, связанные с формированием высших исполнительных и судебных органов.

Немаловажную роль в деятельности законодательных органов играет осуществляемый ими контроль за работой правительства, иных должностных лиц исполнительной власти. В отличие от судебной, законодательная власть вправе давать лишь политическую оценку тем или иным представителям исполнительной власти и на этой основе привлекать чих к политической ответственности.

Таким образом, законодательная власть - это делегированная народом своим представителям государственная власть, реализуемая коллегиально путем издания законодательных актов, а также наблюдения и контроля за аппаратом исполнительной власти, главным образом в финансовой сфере.

Законодательная власть реализуется избираемым (иногда частично назначаемым) парламентом (рагiаге - говорить) высшим представительным органом государства. Парламент обычно включает в себя две палаты: верхнюю и нижнюю. Двухпалатная структура, как уже говорилось, предохраняет парламент от поспешных решений нижней палаты. Как правило, срок полномочий верхней палаты более длителен, чем нижней, ее депутаты имеют более высокий возрастной цене, она реже обновляется и формируется на основе косвенных (непрямых) выборов. В большинстве стран досрочному роспуску подлежат только нижние палаты.

Руководство парламентом осуществляется единолично председателем, коллегиальные органы (президиумы) крайне редки. Он представляет парламент во взаимоотношениях с другими органами, руководит прениями, голосованием, координирует работу внутрипарламентских органов и т.д. Парламент и каждая палата на весь срок своих полномочий образуют комиссии (постоянные, временные, смешанные).

Наиболее распространенной комиссией является согласительная, ее задача - выработка согласованных решений палат. Основное назначение комиссий состоит в предварительном рассмотрении законопроектов. Комиссии могут также обладать правом законодательной инициативы, контроля за правительством и аппаратом государственного управления.

Парламент обладает большими полномочиями в сфере законотворчества (издавать законы самостоятельно или совместно с главой государства). Он вправе устанавливать налоги, принимать, государственный бюджет, участвовать во внешнеполитическом процессе, решать вопросы обороны. Парламент может осуществлять и определенные судебные функции: привлекать президента, членов правительства к судебной ответственности.

Свои полномочия парламент осуществляет па сессиях. Порядок работы парламента определяется его регламентом. В нем же закрепляются основные стадии законодательного процесса: законодательная инициатива, обсуждение законопроекта на пленарных заседаниях и в комиссиях, принятие и утверждение, опубликование.

10.2. Исполнительная власть

В отличие от законодательной власти, носящей первичный, верховенствующий характер, исполнительная (административная) власть имеет по своей сути вторичный, производный характер.

Задачи администрации остаются неизменными по своей природе и состоят в исполнении поручений, данных ей носителями власти, и в разрешении сообразно с этим частных вопросов.

Исполнительная власть носит подзаконный характер. Все действия и акты соответствующих органов основываются на законе, не должны ему противоречить, направлены на исполнение закона. Отсюда их название - исполнительные.

Существенный признак исполнительной власти - ее универсальный и предметный характер. Первый признак отражает тот факт, что исполнительная власть, ее органы действуют непрерывно и везде на всей территории государства. Этим они отличаются и от законодательных, и от судебных органов. Другой признак означает, что исполнительная власть. Также в отличие от законодательной и судебной, имеет другое содержание, поскольку опирается на людские, материальные, финансовые и иные ресурсы, использует инструмент служебных продвижений и систему поощрений. В руках исполнительной власти находится весьма грозная сила, ведь существование государственной власти находит свое выражение именно в ее чиновниках, армии, администрации, судьях. Среди этой силы особая роль принадлежит вооруженным формированиям армии, органам безопасности, милиции полиции.

Указанные признаки, и особенно предметный, (силовой) характер исполнительной власти, составляют объективную основу для возможной узурпации всей полноты государственной власти именно исполнительными органами. Здесь чрезвычайно важны действенные механизмы сдержек и противовесов и эффективные рычаги политической ответственности как со стороны законодательной власти (через развитое законодательство - правовые законы), так и со стороны судебной власти (через судебный контроль и конституционный надзор).

Исполнительная власть это вторичная подзаконная ветвь государственной власти, имеющая универсальный, предметный и организующий характер и направленная на обеспечение - исполнения законов и других актов законодательной власти.

Исполнительная власть реализуется государством через правительство (президента) и его органы на местах. Правительство (президент) осуществляет верховное политическое руководство и общее управление делами общества. Правительственная власть может составлять прерогативу одного лица (в президентских республиках) или коллегиального органа. В первом случае правительство выступает как группа ближайших советников главы государства - президента, полномочия правительства являются производными от полномочий последнего. Во втором случае правительство формируется на основе специальной процедуры с участием парламента. Оно должно по общему правилу пользоваться поддержкой парламентского большинства и обладать собственными полномочиями.

Правительство призвано обеспечить охрану существующего публичного порядка, защиту внешних интересов государства, осуществление экономических, социальных и иных функций в сфере государственного управления. Правительство (президент) назначает на высшие военные и гражданские должности, в его ведении находится административный аппарат.

Наиболее значимые решения, порождающие юридические последствия и ответственность за их исполнение, правительство издает в форме регламентарных актов. Помимо собственно регламентарной власти правительство может иметь право на издание актов делегированного законодательства. Правительство (премьер-министр) большинства стран обладает правом законодательной инициативы и может оказывать решающее воздействие на законодательный процесс.

За проводимый курс и осуществляемую управленческую приводит к отставке правительства и по общему правилу к его замене новым. Однако потерпевшее поражение правительство (в целях уравновешивания властей) может, не выходя в отставку, прибегнуть к досрочному роспуску парламента (нижней палаты) и проведению внеочередных всеобщих выборов.

Во всех странах предусматривается возможность привлечения главы правительства или его члена к судебной ответственности за совершение преступных деяний. При этом обвинение предъявляется парламентом или нижней начатой, а рассмотрение и решение дела отнесено к юрисдикции или конституционного суда, или верхней палаты парламента.

Исполнительная власть на местах осуществляется посредством либо назначаемых центром местных органов исполнительной власти (местной администрации), либо выборных органов местного самоуправления. Обычно руководство местными делами поручается назначаемому представителю центральной власти - губернатору, префекту. Он возглавляет аппарат местного управления, который составляет часть аппарата государственного управления. В случае, когда управление реализуется выборными органами, они имеют определенную самостоятельность по отношению к центральным органам исполнительной власти.

Система местного самоуправления, или муниципальная система, включает как выборные органы самоуправления, так и административные службы, находящиеся в их ведении. Эти службы образуют коммунальную, или муниципальную, администрацию, содержание которой обеспечивается за счет местного бюджета.

10.3. Судебная власть

Отравляющие правосудие органы - третья ветвь государственной власти, которая, как уже говорилось, играет особую роль как в механизме государственной власти, так и в системе сдержек и противовесов. Особая роль суда определяется тем, что он - арбитр в спорах о праве. Только судебная власть, но никак не законодательная или исполнительная, отправляет правосудие. В этом и гарантия независимости суда, и гарантия прав и свобод граждан и государственности в целом. Важно, что суд не только реализует принцип справедливости в правоприменительной практике, но и выступает как своеобразный арбитр в процессе законотворчества (чего не было в советское время). Тем самым суд выступает в качестве "сдержки и противовеса" сразу по отношению к двум другим ветвям власти. Причем у суда есть определенные преимущества по сравнению с законодателем в оперативности приведения правопорядка в соответствие с требованиями жизни. Обращаясь к толкованию конституции и права, суд может использовать аналогию закона и аналогию права, т.е. принимать решения, руководствуясь не только буквой, но и духом закона, аксиомами и принципами права. Речь идет прежде всего об экстремальных, исключительных ситуациях, особенно в процессах, обеспечивающих такое распределение и баланс двух других ветвей власти, которые в конечном счете гарантировали бы господство права и справедливости в обществе.

Необходимо отметить, что в советском обществе суд рассматривался лишь как орган, призванный охранять социалистическое общество, государство и граждан от неправомерных действий, ответственности же государства перед своими гражданами не придавалось должного значения. Прерогативы суда были ограничены точным применением закона, суд не вправе был устранить даже вполне очевидные недостатки издаваемых нормативных актов, особенно подзаконных актов в сфере прав и свобод личности.

Существенная особенность судебной власти, которая, кстати сказать, и определяет ее справедливость, состоит в особой процедуре (методах) ее осуществления. Она сводится к тому, чтобы, как писал видный русский государствовед Б.Н. Чичерин, держать весы, равные для обеих сторон, разобрать права и требования каждой и окончательно постановить свой приговор. Отсюда такие признаки судебной власти, как гласность, состязательность, независимость, коллегиальность.

Судебная власть, таким образом - специфическая независимая ветвь государственной власти, осуществляемая путем гласного, состязательного, как правило, коллегиального рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях споров о праве. Роль судебной власти в механизме разделения властей состоит в сдерживании двух других властей в рамках конституционной законности и права, прежде всего путем осуществления конституционного надзора и судебного контроля за этими ветвями власти. Систему органов правосудия могут составлять судебные органы, действующие в сфере конституционной, общей, хозяйственной, административной и других юрисдикции.

Однако принцип разделения властей не абсолютен, государственно-правовые формы его реализации зависят от национальных традиций, от конкретной социально - экономической и политической ситуации. Подводя итог рассмотрению механизма государства, построенного на основе принципа разделения властей, можно сформулировать следующие организационно - правовые черты:

- единая суверенная власть принадлежит народу;

- отсутствие органа, в котором бы сконцентрировалась вся полнота государственной власти;

- относительная независимость трех ветвей государственной власти и реализующих ее государственных органов;

- система сдержек и противовесов, которые ограничивают власть каждого органа государства и препятствуют сосредоточению власти в рамках какой-либо ветви власти в ущерб другим.


11.1. Правовые формы осуществления государственной власти.

Функции государства реализуются в конкретных действиях, совершаемых субъектами государственной власти. Эти действия весьма разнообразны и могут быть сведены в более или менее однородные группы. Внешнее практическое выражение деятельности по реализации функций государства в конкретных условиях получило наименование форм осуществления государственной власти.

Выделяются правовые и неправовые формы реализации функции государства. Правовые формы представляют собой деятельность, связанную с совершением юридически значимых действий в строго определенном законом порядке. Они определяются природой субъекта государственной власти и его компетенцией в области осуществления государственно - властных полномочий.

Существуют различные классификации правовых форм реализации государственной власти. Наиболее распространенной является деление этих форм на правоустановительные (правотворчество), правоисполнительные и правоохранительные. Первая представляет собой деятельность субъектов государственной власти по созданию правовых норм, их изменению и отмене, вторая - по реализации предписаний правовых норм, наконец, третья - это деятельность по охране правовых норм от нарушений. В последнее время на передний план выдвигается договорная форма осуществления государственной власти.

При практическом применении административных договоров (соглашений) нужно учитывать, что они являются новыми нетрадиционными по своей природе формами деятельности государства, отличаются особенностями, которые необходимо глубоко и всесторонне исследовать. Сущность административного договора состоит в его организующем, координирующем и регулирующем характере, а значит, в управленческом воздействии на общественные отношения; одной из его сторон всегда выступает орган управления.

Как правило, такие договоры заключаются между непосредственными сторонами в целях координации для выполнения какой - либо общей задачи. Часто с помощью административного договора регулируются межотраслевые отношения. В любом случае предметом административного договора являются управленческие отношения, т.е. отношения, в которых проявляется управленческая компетенция органов государства. Ответственность сторон договора - это ответственность по инстанциям: для государственных органов - перед вышестоящими органами; когда договор заключается между государственными органами и общественной организацией - тоже соответственно перед вышестоящим государственным органом и органом общественной организации.

11.2. Организационная деятельность государства.

Правовые формы не исчерпывают всех форм осуществления государственной власти. Наряду с ними широко используются различного рода неправовые формы, которые часто называют организационной деятельностью государства. Это деятельность, которая не требует полного и строгого юридического оформления, не связана с совершением юридически значимых действий, последние не влекут за собой правовых последствий. Сказанное не означает, что организационная деятельность никак не регулируется правом.

Организационная деятельность тех или иных органов в целом является подзаконной. Она осуществляется в рамках действующего законодательства и в пределах компетенции того или иного органа. Однако, и это принципиально, правом здесь регламентируется лишь общая процедура совершения действий. Организационные действия не нуждаются в издании специальных юридических актов и проводятся в порядке текущей, прежде всего управленческой, деятельности. В то же время как предпосылки, так и результат выполнения организационных действий могут фиксироваться и юридически.

К неправовым формам обычно относят помимо организационной деятельности также осуществление материально-технических операций, таких, как подготовка материалов для издания юридических актов, составление справок, отчетов, ведение делопроизводства и т.д.

Осуществление организационных действий - это повседневные и разнообразные проявления управленческой деятельности, лишенные юридической оболочки. Они широко используются для обеспечения четкой и эффективной работы государственных органов. Организационные действия могут быть направлены как внутрь аппарата государства, так и вовне его - в отношении негосударственных формирований и граждан. В целом непосредственные организационные действия могут выражаться:

а) в инспектировании государственных органов, должностных лиц и негосударственных организаций;

б) в их инструктировании;

в) в разъяснении содержания целей законодательных и иных юридических актов;

г) в привлечении негосударственных организаций и граждан к работе государственного аппарата. Например, обеспечение правильного сочетания единоначалия и коллегиальности, подготовка и проведение заседаний, совещаний, распределение функций и обязанностей между структурными подразделениями государственного органа, изучение, обобщение и распределение положительного опыта и т.п.

Все возрастающую роль играют изучение и учет общественного мнения в работе государственного аппарата. Применительно к негосударственным формированиям и гражданам можно говорить о различных формах привлечения общественных и самодеятельных организаций и граждан к работе государственных органов, об организационно-массовой работе последних и т.п.

11.3. Государственная служба

Государственная служба - это служба в государственных учреждениях. Традиционно советская государственная служба рассматривалась как особый вид трудовой деятельности, осуществляемой на профессиональной основе работниками государственных органов в целях выполнения задач и функций государства и оплачиваемой им. Тот же подход имеет место в разрабатываемом и обсуждаемом ныне законодательстве о государственной службе. Государственная служба является формой реализации конституционного права граждан на труд. Она осуществляется определенной категорией служащих, для которых работа в государственном аппарате за вознаграждение составляет основную профессию.

Из понятия государственной службы вытекает и понятие ее субъекта — государственного служащего. Под ним обычно понимается лицо, занимающее в установленном порядке должность в государственной организации и за вознаграждение выполняющее определенную работу по осуществлению задач и функций государства. Однако в связи с реформой государственной власти, уже осуществляемой в Российской Федерации, указанное определение требует некоторых уточнений. Прежде всего это касается правового статуса работодателей в системе местного самоуправления. Конституция РФ органы местного самоуправления ныне не относит к государственным органам. В связи с этим возникают принципиальные вопросы: являются ли служащие местных органов власти и управления государственными служащими (или муниципальными), должен ли быть у них специальный правовой статус и др.?

Таким образом, возникает множественность категорий (корпусов) служащих, в том числе публичных, в зависимости от таких двух критериев, как критерий работодателя и критерий правового режима. Сохраняются общепризнанные классификации государственных служащих:

а) в зависимости от видов государственной деятельности выделяются служащие представительных органов власти; органов исполнительной власти; органов судебной власти;

б) по характеру труда служащие могут быть разделены на руководителей, специалистов и технических исполнителей;

в) по юридическим свойствам должностей они делятся на служащих, имеющих государственно-властные полномочия, и служащих, таковых не имеющих;

Все большее значение будет приобретать классификация служащих в зависимости от правового режима, прежде всего их деление на штатных и внештатных (особенно работающих на договорной основе). В основу понятия, а также правовом статуса государственного служащего положено понятие должности - служебного места, которому соответствует правовое положение лица, занимающего его. Должностью определяются - характер выполняемой работы, обязанности и права, поощрения я ответственность служащего, требования к его профессиональной подготовке. Прохождение государственной службы начинается с момента зачисления на службу и оканчивается прекращением исполнения служебной деятельности. Прохождение службы означает реализацию служебной карьеры. Последняя начинается с поступления на службу. В основе системы отбора служащих (комплектования должностей) лежит принцип равенства (по признакам расы, убеждений и пола). В то же время данный принцип имеет, и часто жесткие, ограничения в возрасте (минимальный и максимальный возраст поступающих на службу), в гражданстве и даже связан со способностями — интеллектуальными, подтвержденными дипломами и свидетельствами; моральными, подтвержденными в том числе правомерным поведением; физическими.

Должности государственных служащих замещаются путем назначения или конкурса (выборов) Назначение производится уполномоченным на то органом или должностным лицом. Оно оформляется в виде юридического акта, являющегося основанием для вступления лица в должность с наделением его определенными правами и обязанностями. На местном уровне служащие назначаются соответствующими органами местного самоуправления.

Прохождение службы (перемещение по службе) у каждого государственного служащего сугубо индивидуально. Изменения в служебно-правовом положении могут повлечь: перемещение по службе (повышение, понижение в должности, перевод); зачисление на учебу, связанное с увольнением от занимаемой должности; призыв (поступление) на действительную военную службу; присвоение воинского или специального звания, чина, ранга, ученой степени и звания и других отличий, с которыми связаны особые права и обязанности; увольнение со службы и др.

Ответственность государственных служащих - это применение к ним в установленном порядке мер воздействия за ненадлежащее выполнение своих прав и обязанностей. Наряду с моральной ответственностью существует четыре вида юридической ответственности государственных служащих: дисциплинарная, материальная и, как уже говорилось, уголовная и административная. Дисциплинарная ответственность служащих наступает за виновное нарушение служебной дисциплины, т.е. за совершение дисциплинарных поступков. Последние есть виновные нарушения правил, обязанностей службы, не преследуемые в административном или уголовном порядке. Дисциплинарная ответственность применяется, как правило, в порядке служебного подчинения: лицо, которое подвергается дисциплинарному наказанию, находится в прямой служебной зависимости от органа, налагающего наказание.

Установлены три вида дисциплинарной ответственности: в порядке подчиненности; в порядке, установленном уставами и положениями о дисциплине, действующими в некоторых министерствах и ведомствах; в порядке, установленном правилами внутреннего трудового распорядка. Административную ответственность государственные служащие несут в общем порядке. Однако к должностным лицам могут применяться не все административные взыскания, а только предупреждения и штраф.

Материальная ответственность государственных служащих выражается в их обязанности восстановить (полностью или отчасти) ущерб, причиненный ими государству (учреждениям, предприятиям или организациям, где они работают) или третьим лицам. Материальная ответственность наступает либо по суду, на основе норм трудового или гражданского права, либо в административном порядке, например, отчисление из зарплаты на основании распоряжения администрации.

Материальная ответственность может быть ограничена в пределах размера действительно причиненных убытков, но не больше определенной части зарплаты служащего, причинившего ущерб. Полная ответственность, т.е. в размере причиненного ущерба, производится, например, за ущерб, причиненный служащим, находящимся в нетрезвом состоянии. Взыскание ущерба в этом случае производится, как правило, в судебном порядке.

Во все времена призывы к правовому государству и сам процесс его формирования имели место в качестве реакции на деспотический образ правления, абсолютизм, полицейское государство. Эти призывы всегда появлялись тогда, когда общество стремилось освободиться от тормозивших его развитие факторов.

Правовое государство - не только одна из социальных ценностей призванных утверждать гуманистическое начало, справедливость, но и практический институт обеспечения и защиты свободы, чести и достоинства личности, средство борьбы с бюрократией, местничеством и ведомственностью, форма существования народовластия.

Формирование и в конечном счете завершение создания правового государства связываются с максимальным обеспечением прав и свобод человека, ответственностью государства перед гражданином и гражданина перед государством, с возвышением авторитета закона и строгим его соблюдением всеми государственными органами, общественными организациями, коллективами и гражданами, с эффективной работой правоохранительных органов.

Речь идет о признаках правового государства, в которых выражается демократическая идея народного суверенитета. Суверенитет народа означает, что только народ - источник всей той власти, которая должна быть представлена в конструкции правового государства. Суверенитет народа - основа и источник государственного суверенитета.

Государственный суверенитет означает верховенство, независимость, полноту, всеобщность и исключительность власти государства.

Укрепление суверенитета государственной власти и утверждение господства права представляют собой два тесно взаимосвязанных процесса на пути к правовой государственности.

Господство права, в свою очередь, может быть осуществлено лишь всей системой государственной власти, которая сама организована на правовых началах и обеспечивает признание и реализацию требований права как в различных формах своей деятельности (законодательной, исполнительной и судебной), так и во всех сферах политической и общественной жизни. В целом суверенитет правового государства - это одновременно и верховенство государственных властей, и господство права. Подобно тому, как публично - политической властью в государственно - организованном обществе могут и должны быть лишь государственные органы (различные ветви и звенья системы суверенной государственной власти), так и общеобязательный характер (посредством государственного признания и защиты) может и должно иметь лишь право (правовые нормы, принципы. требования). Иначе говоря, все общеобязательные акты (конституция, законы, подзаконные акты) должны бы правовыми и по содержанию, и по форме и процедуре принятия и действия.

В юридической литературе последних лет называют ряд других признаков правового государства. К ним можно отнести следующие:

1) сосредоточение всех прерогатив государственно - властного регулирования в системе государственных институтов;

2) "разделение властей", т.е. недоступность подмены выполнения функций одной государственной подсистемы (законодательные учреждения, исполнительно - распорядительные органы, органы судебной власти) другой;

3) наличие развитого гражданского общества;

4) создание антимонополистических механизмов, препятствующих сосредоточению властных полномочий каком-либо одном звене или институте;

5) верховенство и прямое действие конституционного закона;

6) установление в законе и проведение на деле суверенности государственной власти;

7) формирование обществом на основе норм избирательного права законодательных органов и контроль формированием и выражением законодательной воли в законах;

8) соответствие внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права;

9) правовая защищенность всех субъектов социального общения от произвольных решений кого бы то ни было;

10)возвышение суда как образца, модели и средства обеспечения правовой государственности;

11)соответствие законов праву и правовая организация системы государственной власти;

12)единство прав и обязанностей граждан;

13) взаимная ответственность государства и личности.

В нашей стране постоянно декларировался принцип: "Все во имя человека, все для блага человека", однако нам всегда чего-то недоставало для проведения его в жизнь. В бывшем советском государстве до периода перестройки отсутствовали многие признаки, присущие правовому государству.

В нашей идеологии провозглашалось общенародное государство, что осталось декларацией. Многие населявшие бывший Советский Союз, выделились в самостоятельные государства. Конституция СССР провозглашает широкий круг прав и свобод граждан, которые тоже остались декларацией. Принцип законности, провозглашенный конституции не действовал. Не признавалась теория разделения властей. "Независимые" судьи были под контролем партийных органов. Не работал, хотя и был закреплен в ст.5 Конституции СССР, институт непосредственно народного волеизъявления (референдум). Процесс формирования в нашей стране "правового государства" осуществлен. В этом направлении предстоит еще огромная работа.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Феодальное государство | Интегративный подход к пониманию права
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 376; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.108 сек.