Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Субъективные права и юридические обязанности

Глава 17. Правоотношения.

Глава 15. Источники права.

Глава 14. Право в системе правового регулирования.

14.1. Сущность права. Признаки права.

Проблема правопонимания достаточна сложна. Ведь в праве находят выражение самые разнообразные отношения и интересы людей, оно имеет различные формы проявления в зависимости от характера экономического развития общества, его социальной (общественной структуры), уровня культуры, исторических традиций.

Сущность права, как и государства, заключается в отражении его истинной природы и назначении в обществе. Право имеет регулятивную природу и отличается волевым характером. В понимании психологов воля есть сознательная целеустремленность, активность человека, проявляющаяся в действиях.

Признание волевого характера права позволяет наиболее точно отобрать социально - психологический механизм действия права. Принципиально важным в этой связи является уяснение того, чья воля находит выражение в праве, интересы каких социальных групп и слоев оно защищает. Сущность права, таким образом, отражает основную решающую связь с социальной структурой и материальными производственными отношениями. В правовых учениях наблюдаются расхождения по этому положению. Так, для марксизма характерно понимание права, как "возведенную в закон волю господствующего класса". В современной западной литературе обоснована мысль о том, что "право есть свободное выражение воли индивидов".

Подход к пониманию права как к "общей воле'' позволяет более точно связать право с приоритетами и ценностями человеческой личности, ее интересами и потребностями (Ж. Ж. Руссо). "Общая воля'', однако не есть механическое сложение индивидуальных воль, а есть результат их согласования, сочетания, достижения общественного компромисса различных специфических интересов.

Итак, современная наука считает, что сущность права - это обусловленная материальными и социально - культурными условиями жизнедеятельности общества, характером классов, социальных групп населения, отдельных индивидов, общая воля как результат согласования, сочетания частных или специфических интересов, выраженная в законе или иным способом признаваемая государством и выступающая общим масштабом, мерой (регулятором) поведения и деятельности людей.

С учетом существенных свойств права следует выделить его основные признаки:

1.Право обусловлено господствующими производственными отношениями, оно выражает волю господствующего класса (в тоталитарном режиме государства), общую волю различных слоев общества, их согласия и компромиссы (в демократическом режиме).

2.Право выражается в законе (хотя не тождественно закону, т.к. закон - одна из форм выражения права) или в иных нормативных актах государства и представляет собой систему норм, возведенных в ранг общеобязательных норм поведения.

3. Право есть реально действующая система норм. Право существует, постольку оно действует, то есть отображается в сознании, психики людей, осуществляется в их практических действиях.

4.Право есть общий масштаб, мера свободы и поведения человека. Право отражает:

- меру полноты (объема) возможностей для инициативного поведения личности;

- меру допустимых ограничений свобод человека.

5.Право устанавливается государством, гарантируется принудительной силой государства.

14.2. Функции права.

Под функциями права следует понимать основные направления воздействия права на общественные отношения. Так же как и функции государства, функции права разделяют на две группы:

- внешние, в соответствии с которыми выделяют так называемые социальные функции права (политическую, экономическую, воспитательную);

- внутренние.

В зависимости от способов его воздействия на поведение людей и особенностей форм реализации выделяют регулятивную и охранительную функции права.

Особенности регулятивной функции заключаются в установлении позитивных (то есть исходящих от государства) правил поведения, в организации общественных отношений. В рамках этой функции выделяют две ее разновидности:

регулятивную статическую и регулятивную динамическую. Регулятивная статическая функция закрепляет существующие общественные отношения в тех или иных правовых институтах. Решающее значение в проведении статической функции принадлежит институтам права собственности, институтам политических прав и свобод граждан. Эта функция четко выражена в авторском и изобретательском праве и др.

Регулятивная динамическая функция выражается в воздействии права па общественные отношения путем оформления их движения. Она воплощена в институтах гражданского, трудового, административного права и др. Наиболее характерными способами осуществления регулятивной функции права являются:

- закрепление и изменение правового статуса граждан;

- определение полномочий должностных лиц;

- определение юридических фактов, связанных с возникновением, изменением, прекращением правоотношений и др. Охранительная функция права - это обусловленное социальным назначением направление правового воздействия, нацеленное на охрану общезначимых, наиболее важных экономических, политических, национальных, личных отношений, их неприкосновенность и на вытеснение отношений, чуждых данному строю. Специфика данной функции состоит в следующем:

- она характеризует право как особый способ воздействия на поведение людей, выражающийся во влиянии на их волю угрозой применения санкции; установлением запретов и реализацией юридической ответственности;

- она служит информатором для субъектов общественных отношений о том, какие социальные ценности взяты под охрану государством посредством правовых предписаний;

- она является показателем политического и культурного уровня общества, гуманных начал, содержащихся в праве.

14.3. Правовое регулирование: понятие, сфера, механизм.

Правовое регулирование есть часть действия права, которая характеризует специально - юридическое воздействие права на деятельность и поведение его адресатов, но непосредственно с ними еще не связана. Правовое регулирование охватывает:

- специфическую деятельность государства (его нормотворческих органов), связанное с выработкой правовых норм, регулирующих часть общественных отношений;

- деятельность участников общественных отношений, согласовывающих свое поведение в соответствии с правовыми нормами;

В гражданском обществе реально существуют различные общественные отношения. Однако не все они регулируются правом. Например, отношения дружбы, товарищества, религиозные отношения, отдельные внутрисемейные отношения и многие другие не регулируются правом. Те общественные отношения, которые регулируются правом составляют сферу правового регулирования.

В современной науке принято сферу правового регулирования поделить на три группы общественных отношений - имущественные, управленческие и обеспечение защиты общественного порядка (в зависимости от объекта правового регулирования. Такой объект как международные отношения имеет другой характер правовых норм и во многом отличен от норм, регулирующих внутригосударственные отношения. Однако и здесь, как и во всех отраслях права, правовое регулирование осуществляется через имущественное, управленческие и охранительные правоотношения). Три названных группы общественных отношений не совпадают с отраслями законодательства. Каждая из отраслей законодательства (гражданское, уголовное, трудовое и др.) регулируют определенную группу общественных отношений, имеет свой предмет регулирования. Сфера правового регулирования и предмет отраслей законодательства определяются по разным признакам. Сфера правового регулирования в целом определяются общими закономерностями права как системы общественного порядка. Предмет регулирования отрасли законодательства определяется практическими потребностями законодателя в определенной сфере общественных отношений. Все отрасли законодательства (земельное, пенсионное, экономическое и др.) регулируют и имущественные, управленческие, и охранительные отношения.

Сфера правового регулирования не может охватывать неизменный постоянный объем общественных отношений Она может расширяться. Пример тому - отношения в сфере экологии. В течении столетий люди не обращали внимания на охрану природы. В последние десятилетия, когда положение стало угрожающим, сформировалось и бурно развивается законодательство об охране природы.

Существо правового регулирования заключается в определенном воздействии на общественные отношения. Те или иные правовые идеи законодатель претворяет в нормы, рассчитанные на возникновение новых или изменение существующих общественных отношений. Например, идея содействия предпринимательству может быть обеспечена нормой, которая отменяет разрешительный порядок регистрации юридических лиц и устанавливает уведомительный порядок. Тем самым создание новых предприятий, фирм существенно облегчается. Правовое регулирование действует по схеме: идея - норма - отношения. Возможна иная последовательность: идея претворяется в конкретные отношения, они фактически складываются, а затем закрепляются нормой. Например, идея расширения прав предприятий в области оплаты труда постепенно сложилась на практике в 80 - е годы, а в 1988 году, эта практика получила нормативное закрепление, была принята новая редакция ст.5 КЗОТ РСФСР. Согласно этой статья предприятия получили право повышать за счет своих средств уровень оплаты труда и трудовых льгот работников по сравнению с действующим законодательством.

Если предмет правового регулирования отвечает на вопрос, что регулируется правом, то метод правового регулирования" указывает на то, как регулируется эти отношениям. Метод - это совокупность способов правового регулирования. Принято различать следующие способы правового регулирования:

- предписание - возложение на лиц обязанности к активному поведению поступайте только так;

- запрет - возложение на лиц обязанности воздерживаться от действий запрещенных законом - только так не поступайте;

- дозволение - предоставленное лицам прав на свои собственные активные действия - поступайте, как сочтете нужным.

Предписание - директивный (императивный) метод правового регулирования. Оно хорошо выражается формулой: ''все, что не разрешено - запрещено".

Запрет и дозволение - это автономный (диапозитивный) метод. Его формула: 'все, что не запрещено - разрешено".

В имущественных и охранительных отношениях преобладает диапозитивное регулирование. Например, статьи Уголовного кодекса содержат перечень запрещающих действий - эти действия образуют составы преступлений. В сфере управленческих отношений используется и императивное и диапозитивное регулирование.

Механизм правового регулирования - это совокупность средств, с помощью которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений (нормы права, субъективные права, юридические обязанности, юридические факты).

Достаточность этих средств, их качество являются условиями эффективного действия права.

15.1. Понятие источников (форм) права и их виды.

Под источником права принято понимать форму выражения государственной воли, направленной на признание факта существования права, на его формирование, изменение или прекращение существования права определенного содержания.

Существуют в науке терминологические споры, так и в данном случае. Одни ученые называют нормативные акты, прецеденты, правовые обычаи формами права, другие источниками. Мы же рассмотрим указанные формы.

Правовые обычаи представляют собой правила поведения, первоначально сложившиеся в процессе самой жизни, в результате их многократного и длительного применения, а затем санкционированные и взятые под защиту государства.

Прецедент занимает ведущее место среди форм права в правовых системах Великобритании, Канады, США. Он выступает в виде некоего образца поведения или действия судебных и административных органов при решении аналогичных с ранее рассматривавшимися решений или дел. Соответственно прецеденты подразделяются на судебные и административные. Систему права, основанную на судебном прецеденте, зачастую называют судейским правом.

В правовых системах таких государств, как Россия, Франция, ФРГ, Италия, Япония и др., наиболее распространенной формой права является нормативный акт. Под нормативными актами понимают акты, устанавливающие нормы права, вводящие их в действие, изменяющие или отменяющие правила общего характера. Нормативные акты следует отличать от актов применения права и от остальных индивидуальных актов рассчитанных на однократные действия.

Нормативные акты подразделяют по субъектам их издания: акты органов государства; санкционированные государством акты общественных организаций: акты органов самоуправления; акты народного волеизъявления (референдума).

Главным критерием подразделения нормативных актов служит его юридическая сила. Юридическая сила указывает место акта в иерархической структуре, его значение, его верховенство или подчиненность. Общему построению системы законодательства в любом государстве свойственно деление на законы и подзаконные нормативные акты.

Закон - это, принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой, нормативный правовой акт, выражающий государственную волю по ключевым вопросам регулирования общественной и государственной жизни.

Законы - первичные, основополагающие нормативные акты. Их высшая юридическая сила состоит в том, что:

- все остальные правовые акты должны исходить из законов и никогда не противоречить им;

- они не нуждаются в каком-либо утверждении другими органами;

- законы никто не вправе отменить, кроме органа их издавшего.

Законы подразделяются на текущие и конституционные. Конституция считается основным законом государства, т.к. регулирует вопросы общественного и государственного устройства. Подзаконный нормативный акт - одна из разновидностей правовых актов, издаваемых в соответствии с законом, основе закона, во исполнение его для конкретизации законодательных предписаний или их толкования, и. установления первичных норм. Верховенство закона и подзаконность иных актов нашли конституционное закрепление. В зависимости от положения органов, издающих подзаконные акты, их компетенции, а также назначение самих актов, их делят на несколько видов. Ведущее место среди подзаконных актов принадлежит указам Президента, постановлениям правительства. Министры издают приказы и инструкции. Местные органы власти и управления принимают решения и распоряжения.

15.2. Понятие правовых норм, их структура и виды.

Норма права - особая разновидность социальных (общественных) норм наряду с нормами морали, нормами негосударственных социальных общностей. От других норм, ее отличает:

- всеобщий характер, она распространяется на всех участников общественных отношений;

- она призвана регулировать внешнее поведение, и обращена к воле людей в расчете на определенный поступок;

- она признается правовой только государством, обеспечивается государственной защитой, силой государственно принуждения.

Норма права - это признаваемое и обеспечиваемое государством общеобязательное правило, из которого вытекают права и обязанности участников общественных отношений, чьи действия призвано регулировать данное правило качестве образца, эталона, масштаба поведения.

Структура правовой нормы включает в себя такие составные части, как гипотеза, диспозиция и санкция. Гипотеза указывает на круг лиц, которым адресована норма, а также содержит перечень условий, при которых норма действует. Диспозиция - есть не что иное, как само правило поведения, которое состоит из прав и обязанностей субъектов ил иными словами, участников правовых отношений. Санкция указывает на меры государственного принуждения, которые применяются к нарушителям правовых велений. Иногда в статье закона формируется только часть нормы, другие ее части следует обнаруживать в других статьях или в ином нормативном акте. Отсюда важно помнить, что норма права и статья закона не совпадают друг с другом.

В правовой теории и практике сложились самые различные основания классификации норм права. Одним из широко распространенных критерием является подразделение их на управомачивающие, обязывающие и запрещающие.

Само название управомачивающих норм говорит о том, что смысл и содержание их заключается в предоставлении гражданам, равно как и другим субъектам права определенной возможности действовать, в качестве примера таких норм могут служить нормы, закрепляющие право на труд, отдых, образование и др.

К обязывающим нормам относятся такие, которые требуют определенного (должного, обязательного) поведения. Это нормы, устанавливающие трудовые, гражданские и др. обязанности.

К запрещающим нормам относятся такие, которые устанавливают запреты на совершение каких либо действий и. бездействий. Запреты эти, как правило, входят в содержание юридических обязанностей.

15.3. Систематизация нормативно - правовых актов.

Систематизация нормативных актов имеет целью упорядочения правового материала расположение его определенным разделам и рубрикам, т. е. классификацию.

В систематизации нормативно - правовых актов нуждаются законодатель, правоприменители и все граждане.

Известны три вида систематизации нормативно - правовых актов: инкорпорация, кодификация и консолидация.

Кодификация охватывает как внешнюю, так и внутреннюю обработку актов. В ходе кодификационных раб осуществляется не только классификация норм права, но и внесение в их содержание существенных изменений дополнений. Она осуществляется только правотворческими органами (гражданский кодекс, Уголовные кодекс, и др.).

Инкорпорация основывается только на внешней систематизации или простой классификации нормативных акт по определенным тематическим признакам: предметному или хронологическому (сборник нормативных актов по трудовому, жилищному и др. законодательствам).

Консолидация представляет собой что-то среднее между кодификацией и инкорпорацией. В процессе консолидации несколько нормативных актов объединяются в один. Однако консолидация не вносит существенных изменений в правовое регулирование общественных отношений, что сближает ее с инкорпорацией, хотя в ней есть черты присущие кодификации - издание нового законодательства, которое заменяет ранее действующее по данному вопросу нормативные акты (закон о милиции, охрана природы и др.).

15 4. Система права.

Система права - это подразделение совокупности правовых норм на отрасли и институты права в зависимости предмета и метода регулирования.

Существуют такие отрасли права как государственное (конституционное), административное, финансовое, гражданское, трудовое, земельное, семейное, уголовное и др.

Конституционное право - ведущая отрасль права. Нормы конституционного права закрепляют основы государственной общественного строя, права человека и гражданина, порядок государственного руководства обществом.

Административное право как отрасль права состоит из норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в сфере административного управления в обществе.

Финансовое право - совокупность юридических норм, регулирующих отношения, складывающиеся в сфере финансовой деятельности государства (порядок взимания налогов, платежей в бюджет и пр.).

Земельное право - отрасль права, которая включает нормы, регулирующие право собственности на землю, земельные правоотношения.

Гражданское право - совокупность правовых норм, регулирующих имущественные, а также связанные с ними личные неимущественные отношения.

Трудовое право включает в себя нормы, которые регулируют трудовые отношения (заключение трудовых договоров, время труда и время отдыха и др.)

Семейное право - отрасль права, регулирующее отношения, связанные с браком и членством в семье.

Уголовное право как отрасль состоит из норм права, которые охраняют права и свободы личности, собственность, общественный и государственный строй от преступных посягательств.

Институты право - это второй уровень системности права. Одно и тоже отношение регулируется несколькими правовыми нормами и составляет институт права. Например, институт собственности в гражданском праве, институт охраны труда в трудовом законодательстве и др.

Глава 16. Источники (формы права)

16.1. Нормотворчество. Юридическая техника.

Нормативные правовое акты являются продуктом особого рода деятельности – нормотворчества. Нормотворчество - основной путь воздействия на общественные отношения, главное средство придания праву юридической силы. Нормотворчество в правовой сфере - это в принципе и главным образом государственная деятельность, завершающая процесс формирования права, означающая возведение государственной воли в закон.

Изначально право формируется естественно - исторически, до и независимо от деятельности законодателя. Начальная стадия в процессе правообразования - возникновение объективно обусловленной потребности в юридическом регулировании общественных отношений. Эта потребность, в конечном счете обусловлена экономическим базисом, но ближайшими факторами, ее питающими, являются социально-политические, классовые и иные общественные интересы.

На завершающей стадии правообразования приобретет большое значение специальная целенаправленная деятельность компетентных органов по выражению общественной потребности и соответствующих интересов в общеобязательных правилах поведения. Эта деятельность, конституирующая правообразование в формально определенные предписания общего характера и является правовым нормотворчеством. Различаются три способа такого нормотворчества:

1) непосредственная правоустановительная деятельность полномочных государственных органов;

2) санкционирование государственными органами норм, которые сложились независимо от них в виде обычая (делового обыкновения) или выработаны негосударственными организациями (например, кооперативами, общественными организациями);

3) непосредственное правотворчество народа, проводимое а форме всенародного голосования (референдума).

Во всех трех случаях нормотворчество отличается и своими целями, и теми принципами, на которых оно основывается. Общими принципами нормотворчества являются: научность, демократизм, законность, интернационализм.

В отдельные периоды развития того или другого государства имели место отступления от какого-либо принципа, но они не могут поколебать необходимость поиска и утверждения соответствующих начал законодательной деятельности.

Правотворческая деятельность так или иначе связана с проявлением государственной воли. Это положение многократно доказано мировой историей. Помимо того, что господствующие при данных отношениях индивиды должны конституировать свою силу в виде государства, они должны придать своей воле, обусловленной этими определенными отношениями, всеобщее выражение в виде государственной воли, в виде закона,

Содержание нормотворчества складывается из последовательно осуществляемых организационных действий, образующих в своей совокупности то, что называют правотворческим процессом. Это технология создания нормативных актов и доведения их предписаний до адресатов. Сам правотворческий процесс в силу его общественно политического значения регулируется конституционными и другими юридическими нормами. Правотворческий процесс складывается из ряда стадий:

1. Стадия законодательной (более широко - нормотворческой) инициативы. Речь идет о первичном официальном действии компетентного субъекта, состоящем во внесении в правотворческий орган или предложения об издании нормативного акта, или подготовленного проекта акта. Крут субъектов, обладающих правом законодательной инициативы, строго очерчен в законодательстве, так как законодательная инициатива, в отличие от любого другого обращения в правотворческий орган с законопроектом, предполагает юридическую обязанность компетентного органа рассмотреть поступивший проект или предложение.

2. Решение компетентного органа о необходимости издания акта, выработке его проекта, включении в план законопроектных работ и т.п.

3. Разработка проекта нормативного акта и его предварительное обсуждение. Процедуры того и другого различаются в зависимости от важности проекта, от того, кому поручена его разработка, а также от характера будущего нормативного акта (общегосударственный акт или ведомственный). Наиболее важные проекты выносятся на всенародное обсуждение. В подготовке других принимают участие консультативные группы ученых и специалистов.

4.Рассмотрение проекта нормативного акта в том органе, который уполномочен его принять.

5.Принятие нормативного акта.

6.Доведение содержания принятого акта до его адресатов. Названные выше принципы в той или иной степени пронизывают каждую из стадий правотворческого процесса.

Правотворчество может выражаться в виде принятия единичного акта, содержащего отдельные юридические нормы, и в виде систематизированного (кодификационного) акта, содержащего определенные совокупности, группы норм. Наиболее развитым видом является кодификационное нормотворчество. С его помощью закладываются основы законодательной системы в целом и по отраслям права, а затем осуществляется дальнейшее развитие законодательства. С помощью единичных актов правотворчества вносятся дополнения и изменения в кодифицированное законодательство. В ходе текущем правотворчества устраняются противоречия и пробелы в законодательстве.

При выработке правовых норм, издании нормативных актов и последующей их систематизации используется ряд правил для обеспечения совершенства законодательства. Совокупность всех этих правил, средств и приемов образует законодательную технику.

Если к названным правилам присовокупить правила, средства и приемы формулирования, выяснения и обработки индивидуальных правовых актов, получим юридическую технику. Некоторые ее требования являются общими как для нормативных, так и для индивидуальных актов. Например, требования культурности (общей и юридической) акта: целесообразность, законность, грамотность, правильная форма, рациональная структура, наличие внешних атрибутов и т.п.

Уровень юридической техники в первую очередь свидетельствует о юридической культуре. Им во многом обусловлены и соблюдение законности, и эффективность права. При издании правовых норм важно так их сформулировать, изложить и разложить, чтобы воля законодателя стала ясной и доступной, чтобы истинный смысл ее не расходился с текстуальными формулировками, чтобы не было двусмысленности, темноты и пробельности актов. Юридическая техника как раз и связана в основном с организацией правового материала, его внешним изложением. В уровне совершенства правовых актов мы находим внешнюю материализацию юридической техники.

Сквозное значение в юридической технике имеет терминология. Термины представляют собой словесное обозначение определенных понятий, используемых для выражения воли законодателя. Используется три их вида: общеупотребительные, специальные юридические (иск, соучастие и т.п.), специальные неюридические.

Наиболее общими правилами использования терминов являются: единство терминологии, тождественность их употребления в разных правовых актах; использование общепризнанных терминов; стабильность терминологии, устойчивость принятых обозначений.

Кроме терминологии к средствам юридической техники относятся, в частности, юридические конструкции. Это построения нормативного материала по особому типу связей составляющих его элементов (например, состав преступления).

Важная роль в юридической технике отводится средствам и правилам построения правовых актов. Правила требуют включения в нормативный акт только однородного материала. Лучше издать два, три акта, но не издавать разнородного по содержанию акта. Правилами диктуется издание вначале норм материального права, а затем процессуальных; сперва - общих норм, а после - конкретизирующих и т.п.

В качестве средства юридической техники выступает текст документа с его реквизитами (наименованием, датой принятия, подписями и пр.) и структурой. При издании больших кодифицированных актов обыкновенно выделяют общую и особенную части. Определенную нагрузку несет на себе преамбула акта.

Первичной структурой текста является статья с ее подразделениями (абзацами, пунктами, частями). Правил; требуют однородности ее содержания. Поэтому статья выражает чаще всего одну правовую норму.

В кондифицированных актах нормативный материал, содержащийся в статьях, объединяется в главы и разделы Правила требуют единства, логической последовательности и согласованности помещенного в них материала обеспечения удобства в его использовании. Отсюда такой, например, прием, как снабжение статей, глав и разделов заголовками, нумерацией и т.п.

В современных условиях очень важно не просто соблюдать правила юридической техники, но и выдерживать общий стиль законодательствования.

16.2. Действие нормативно - правовых актов.

Нормативно - правовые акты действуют в известных пределах во времени, по территории и по кругу лиц на которых распространяются нормы данного акта.

Действие нормативного акта во времени начинается с момента его вступления в силу. Вступление нормативно правовых актов в силу связано с датой их опубликования или принятия (утверждения). В Российской Федерации нормативно - правовые акты вступают в силу следующим образом: с момента их опубликования; с момента и принятия (в большей части это относится к постановлениям правительства и актам министерства, ведомств); в срок, указанный в нормативном акте (это может быть день опубликования или другой иной срок); в момент их получения (это относится к ряду актов правительства, министерств, комитетов, ведомств, которые рассылаются тем, кому он адресованы, почтой, факсом и т.д.).

Прекращение действия нормативного акта происходит путем его отмены либо по истечении срока, на который было рассчитано действие данного акта. В отдельных случаях происходит расширение пределов действий нормативных актов. Это происходит, когда нормативные акты устраняются или смягчают юридическую ответственность, они имеют обратную силу, т.е. распространяются на правонарушения, совершенные до их издания. Например, в России лица, осужденные за посредническую деятельность, с разрешением предпринимательства были освобождены от дальнейшего отбывания наказания. Нормативные акты, устанавливающие либо усиливающие юридическую ответственность, обратной силы не имеют. Исключения из этого правила допускаются лишь в гражданском, семейном, трудовом праве.

Нормативно - правовые акты действуют также в пространстве. Под пространством обычно понимается территория государства, которая включает в себя: сухопутную территорию (внутри линий государственной границы), водную, территорию (к ней относится и территориальное море шириной в 12 морских миль от линии наибольшего отлива), воздушное пространство, недра, невоенные суда под флагом государства, когда они находятся в открытом море, военные суда, где бы они не находились.

Внутри государства нормативные акты могут действовать как на территории всего государства, так и на определенной его части. Например, акты парламента, правительства Российской Федерации действуют, как правило, на всей территории России, а акты правительства Москвы - только в пределах ее территории.

Нормативно-правовые акты действуют по кругу лиц, т.е. могут распространяться на неодинаковый круг лиц в зависимости от правового статуса, социального положения, профессии и иных отличительных особенностей этих лиц.

Так, нормативно-правовой акт может распространяться только на определенные лица, граждан данного государства. Например, иностранные граждане и лица без гражданства, как правило не имеют права избирать и быть избранными в государственные органы, не несут обязанности служить в вооруженных силах государства и т.п.

Нормативные акты могут распространяться на неодинаковый круг лиц не только в зависимости от гражданства, но и от своего социального положения, профессии. Так, пенсионное законодательство распространяется только на лиц, имеющих право на получении пенсии.

16.3. Акты судебной власти.

Акты судебной власти - это правоприменительные акты. Правоприменительный акт представляет собой государственно - властный, индивидуально - определенный акт, принимаемый компетентным субъектом по конкретному юридическому делу в целях определения наличия (отсутствия) субъективных прав или юридических обязанностей и определение их меры на основе соответствующих правовых норм.

17.1. Понятие правоотношений и их виды.

Главным назначением права является регулирование наиболее важных общественных отношений. В самом общем виде правовые отношения можно представить как общественные отношения между людьми, урегулированные нормами права.

Классификация правоотношений может быть осуществлена по разным основаниям.

По предмету правового регулирования правоотношения классифицируются по отраслевому признаку на государственно - правовые, административно - правовые, граждански - правовые, уголовно - правовые и т.д.

По характеру воздействия правоотношения, как и нормы права, делятся на регулятивные и охранительные. Регулятивные правоотношения - это такие правоотношения, которые направлены на обеспечение развития общественных отношений.

Например, правоотношения, связанные с договорами купли - продажи, комиссии, подряда. Охранительные правоотношения - это такие правоотношения, основным содержанием которых являются правовые запреты. Например, правоотношения, связанные с административными правонарушениями, уголовными преступлениями.

17.2. Структура правоотношений.

Правоотношения - это юридическая связь между его субъектами, основным содержанием которой являются субъективные права и юридические обязанности и которая возникает на основе норм права в случае наступления юридических фактов.

Из данного научного определения видно, что правоотношение складывается из объектов и субъектов правоотношений, содержания правоотношения: субъективных прав и юридических обязанностей, и оснований правоотношений: правовых норм и юридических фактов.

Рассмотрим эти элементы правоотношений.

Объекты правоотношений.

Объектами правоотношений являются разнообразные фактические общественные отношения. В соответствии с основными сферами общественной жизни следует различать экономические, политические, культурные (духовные), юридические объекты правоотношений. Эти объекты в свою очередь имеют более дробную классификацию. Объектом экономических отношений может быть собственность, трудовые права, отношения, связанные с акционированием, приватизацией и др.

Юридические отношения - самостоятельный объект правоотношений. Например, уголовно - правовые, которые возникают в связи с фактом совершения преступления, являются объектом определенных уголовно - процессуальных отношений, возникающих в связи с возбуждением уголовного дела.

Объекты правоотношений - это то, по поводу чего они складываются, на что имеют право субъекты правоотношений. Объектами правоотношений могут быть предметы материального мира, поведение людей, а также честь, достоинство, авторство на произведение, открытия, изобретения и др. нематериальные блага.

К числу материальных благ относятся земля, недра, реки, озера, дома, заводы, фабрики, вещи и т.п. Все они составляют предмет конституционных гражданских, финансовых, земельных и других правоотношений. Например, земля, может быть предметом конституционного отношения (наделения субъектов правом собственности на землю); гражданско - правовых отношений (купля - продажа земельного участка, дарение, залог и т.п.); финансово - правовых отношений (налог на землю); семейно - правовых отношений (раздел имущества) и т.д.

В ряде случаев поведение человека является предметом правоотношений, например выполнение обусловленной договором или контрактом работы, оказания услуг, выполнение определенных функций должностным лицом. Предметом правоотношений является нематериальное благо, например произведения духовного творчества, честь, достоинства человека и т.п.

Субъекты правоотношений.

Субъектами правоотношений могут выступать физические лица, к ним относятся граждане, иностранцы, лица без гражданства, и юридические лица, такие как государство, органы государства, общественные организации и хозяйственные организации.

Субъект правоотношения - это субъект права, который использует свою праводееспособность. Использование праводееспособности позволяет субъекту права стать участником определенного правоотношения.

Субъект права - лицо, которое в соответствии с законом обладает правоспособностью и дееспособностью. Правоспособность - способность лица быть носителем прав и обязанностей. Правоспособность организации возникает на основании и в порядке, предусмотренном законом, с момента ее образования. Правоспособность физического лица возникает в большинстве случаев с момента рождения. В некоторых случаях правоспособность возникает по достижении определенного возраста, например, право избирать и быть избранным в органы государственной власти, судебные органы, вступать в законный брак.

В отличие от правоспособности, дееспособность почти всегда возникает по достижении определенного возраста, который предусмотрен законом.

Дееспособность - это способность физического лица своими действиями осуществлять принадлежащие ему права и обязанности. Например, в гражданском праве дееспособность в полном объеме наступает по достижении совершеннолетия. В уголовно - процессуальном праве предусматривается ограниченная дееспособность несовершеннолетних в возрасте с 15 до 18 лет. В уголовном праве ответственность наступает по достижении 16 лет, а за наиболее тяжкие преступления с 14 лет.

Субъективные права и юридические обязанности составляют основное содержание правоотношений. Субъективное право - это предусмотренная юридической нормой мера возможного поведения участника правоотношения. Первая и главная черта субъективного права - возможность использовать либо не использовать предоставленные законом права. Этим субъективное право отличается от юридической обязанности. Например, право собственности на вещи. Собственник вправе продать, подарить, сдать в аренду принадлежащие ему вещи - это его субъективное право. Кроме того, чертой субъективного права является возможность требовать определенного поведения от других лиц. Например, собственник вещи вправе требовать ее возврата из чужого незаконного владения. И наконец, субъективное право характеризуется возможностью обратиться к государству за зашитой своих нарушенных прав. Например, если предприятие задерживает выдачу трудовой книжки при увольнении работник вправе обратиться в суд (при этом ему возместят зарплату за вынужденный прогул).

Юридическая обязанность - это предусмотренная нормой права мера поведения участника правоотношения. В отличие от субъективного права, от исполнения юридической обязанности нельзя отказаться. Отказ от исполнения является основанием юридической ответственности. Отсюда видны основные черты юридической ответственности - обязанность лица совершить определенные действия или воздержаться от их - свершения и применения в случае неисполнения обязанностей, к обязанному лицу государственного принуждения.

Основой юридической обязанности является социальная необходимость в определенном поведении людей, которая выражается системой сложившихся общественных отношений. Примером юридической обязанности являются трудовые обязанности, воинские обязанности, обязанности платить налоги и многие другие.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Интегративный подход к пониманию права | Юридические факты. Юридические факты - это такие жизненные факты, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение ибо прекращение правоотношений
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 960; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.12 сек.