Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблемы социальной политики государства в рыночной экономике




Антиинфляционная политика

С целью ослабления отрицательных последствий инфляционных процессов государство разработало антиинфляционную политику. Антиинфляционная политика представляет собой осуществление следующих действий:

1) борьба с дефицитом бюджета; 2) снижение инфляционных ожиданий; 3) структурная перестройка национальной экономики; 4) установление жестких нормативов на ежегодный прирост денежной массы; 5) развитие производства и НТП; 6) обеспечение стабильно снижающихся темпов инфляции; 7) снижение социальных последствий инфляции посредством:

а) регулирования доходов населения;

б) утверждения предельного уровня цен на некоторые группы товаров;

в) реализации социально-ориентированных программ;

8) связывания излишних по отношению к товарной массе денежных средств путем приватизации.

Понятие «социальный» означает все то, что связано с благосостоянием и взаимоотношениями людей в обществе, с качеством их жизни.

Поэтому сущность социальной политики государства заключается в обеспечении благоприятных условий жизни людей.

Рынок не может обеспечить всем членам общества необходимый уровень жизни. Для решения этой проблемы государство использует социальную политику.

Существует два направления социальной политики:

1) обеспечение всех трудоспособных слоев населения благоприятными условиями для труда и развития бизнеса:

а) поощрение малого бизнеса; б) регулирование трудовых отношений; в) поддержание высокой занятости населения;

2) обеспечение определенного стандарта благосостояния для всех членов общества:

а) перераспределение доходов в обществе; б) начисление пособий по нетрудоспособности, субсидий для малообеспеченных семей, начисление пенсий; в) предоставление общего образования и необходимой медицинской помощи.

Показателем эффективности социальной политики выступают качество и уровень жизни населения.

Качество жизни – это показатель материального, социального, физического и культурного благополучия населения.

Уровень жизни – обеспеченность населения необходимыми для жизни материальными и духовными благами и услугами, а также степень удовлетворения потребностей членов общества.

Система показателей уровня и качества жизни, которая рекомендуется ООН, включает в себя 12 групп параметров:

1) рождаемость, смертность и другие демографические характеристики населения; 2) санитарно-гигиенические условия жизни; 3) потребление продовольственных товаров; 4) жилищные условия; 5) образование и культура; 6) условия труда и занятость; 7) доходы и расходы населения; 8) стоимость жизни и потребительские цены; 9) транспортные средства; 10) организация отдыха; 11) социальное обеспечение; 12) свобода человека.

Уровень жизни можно рассматривать как для отдельных групп населения (дифференцированный уровень), так и для населения в целом (глобальный уровень). В основе дифференциации населения по уровню жизни лежит проблема неравенства доходов.

В уровне доходов существует дифференциация. Для ее определения используется кривая Лоренца (рис. 17).

Рис. 17. Кривая Лоренца

Используя эту кривую, можно сравнивать доходы различных групп населения. Она показывает разрыв между абсолютным равенством и фактическим неравенством.

Для расчета конкретного уровня неравенства в распределении доходов поступают следующим образом: площадь, образованную линиями равномерного и неравномерного распределения доходов, относят к площади треугольника 0АВ. Полученный результат является коэффициентом Джини. Понятно, что при коэффициенте, близком к нулю, общество находится в состоянии «абсолютной уравниловки», а при коэффициенте, равном единице, – в ситуации «нищего большинства и сверхбогатого меньшинства».

Доходы определяют возможности людей в еде, одежде, получении образования, приобретении товаров первой необходимости и т. д.

Доходы – сумма денежных средств, получаемых за определенный период и предназначаемых для приобретения благ и услуг для потребления. Можно выделить 3 главных источника доходов:

1) заработную плату; 2) доходы от собственности (дивиденды, проценты, рента); 3) социальные выплаты (пенсии, пособия по безработице и т. п.).

Проблема доходов выступает прежде всего как проблема совокупного дохода семьи. Поэтому можно сказать, что совокупный доход семьи формируется за счет названных источников.

Существуют 3 основных показателя доходов:

1) номинальный доход – это общее количество денег, которое получает человек за определенный период времени. Структура номинального дохода включает в себя такие элементы, как:

а) факторные доходы (полученные от использования собственных факторов производства – заработная плата, рента, процент на капитал, прибыль);

б) выплаты и льготы по линии государственных социальных программ (трансфертные платежи);

в) другие поступления (дивиденды на акции, проценты по вкладам в банки, лотерейные выигрыши и т. д.);

2) располагаемый доход – это номинальный доход за вычетом налогов и других обязательных платежей;

3) реальный доход – это то количество товаров и услуг, которые можно купить на сумму располагаемого дохода.

Выделяют 4 принципа распределения доходов населения:

1) уравнительное распределение – предполагает получение равных (одинаковых) доходов всех членов общества (характерен для первобытного общества);

2) рыночное распределение – предполагает, что каждый владелец факторов производства получает различные доходы;

3) распределение по накопленному имуществу – предполагает получение дополнительных доходов теми, кто накапливает и перепродает по наследству какую-либо собственность;

4) привилегированное распределение – предполагает льготное распределение для определенного круга лиц.

Следовательно, социальная стабильность есть следствие высокого уровня благосостояния населения.

В экономической теории известно два подхода к государственной политике доходов:

1) социальный – общество должно гарантировать каждому гражданину доходы, не позволяющие ему опуститься ниже черты бедности; задача государства – оказывать помощь малоимущим, безработным, инвалидам и т. д.;

2) рыночный – задачей государства является создание условий для повышения человеком своих доходов за счет собственной экономической активности, а не гарантирование определенного уровня доходов.

В качестве инструмента социальной политики государство использует систему социальной защиты населения.

Социальная защита – это система мер по обеспечению устойчивости общественно нормального материального и социального положения граждан.

Существуют различные модели в области социальной защищенности. Наиболее распространенной является модель 3-канальной социальной помощи, при которой осуществляется поддержка граждан по 3 направлениям:

1) государственное социальное страхование – основная часть выплат приходится на пенсии по старости, инвалидности, по утере кормильца, на медицинскую помощь;

2) государственное вспомоществование осуществляется в денежной и натуральной форме определенным категориям граждан – престарелым, слепым, инвалидам, нуждающимся семьям с детьми и т. п.;

3) частная система социального страхования предусматривает возможность добровольных отчислений граждан (например, работодателей) для осуществления дополнительных гарантий в области социальной поддержки населения (переход на систему накопительных пенсий, добровольного медицинского страхования граждан, их семей и т. д.).

В период перехода к рыночной экономике в связи с быстрым ростом цен необходимо привести в соответствие относительно фиксированные доходы и повышение стоимости жизни. Для этого могут применяться:

1) индексация доходов – метод компенсирования доходов граждан в случае повышения цен на товары и услуги, которое приводит к снижению уровня жизни. Индексация доходов бывает следующих видов:

а) ретроспективной (компенсируются прошлые потери);

б) ожидаемой (компенсируются будущие потери), иногда ее называют компенсацией;

2) адаптация – повышение фиксированных выплат по мере роста стоимости жизни.

Государство должно проводить социальную политику, направленную на выравнивание доходов населения и достижение социальной стабильности в обществе. Эта политика может реализовываться через следующие меры:

1) проведение соответствующей фискальной политики, взимания налогов с прибыли и личных доходов;

2) осуществление трансфертных платежей социально незащищенным слоям населения;

3) установление предельных цен на товары первой необходимости, а также ставок минимальной заработной платы;

4) субсидирование некоторых жизненно важных отраслей экономики, что позволяет поддерживать определенный уровень жизни населения.


Лекция «Налоги и фискальная политика»

Налог – это объективная экономическая категория, выражающая постоянно существующие экономические отношения между государством и физическим или юридическим лицами в процессе перераспределения вновь созданной стоимости ВНП и отчуждения его части в распоряжение государства в обязательном порядке. Установление налогов производится путем принятия налогового законодательства.

Налог – это обязательный, индивидуальный, безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения части принадлежащих им денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований. Сбор – это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц. Основными чертами налогов является: безвозмездность, принудительность и безэквивалентность (только деньги).

Налоговая система в Российской Федерации выстроена по следующей структуре:

1) Федеральные налоги и сборы – НДС, НДФЛ, акцизы, налог на прибыль, ЕСН, федеральные лицензионные сборы;

2) региональные налоги и сборы – налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, региональные лицензионные сборы;

3) местные налоги и сборы – налог на рекламу, налог на имущество физических лиц, местные лицензионные сборы.

Налогоплательщики – это организации и индивидуальные предприниматели (налоговые агенты), которые на основании Налогового кодекса Российской Федерации обязаны уплачивать налоги.

Налоговые агенты – это лица (организации или физические лица), на которых по законодательству возложены обязанности исчислять, удерживать и перечислять в бюджет налоги и сборы.

Объекты налогообложения: реализация товаров, выполнение работ, оказание услуг, экспортные и импортные операции.

Налоговая база: доходы, выручка, стоимость имущества.

Налогооблагаемая база: часть налоговой базы после вычетов.

Налоговый период – календарный или иной период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога.

Налоговая ставка – величина налога на единицу измерения налоговой базы (рубль, л). Ставки бывают: пропорциональные (в процентах); твердые (в рублях); регрессивные, прогрессивные.

Налоговые органы – это федеральная налоговая служба (ФНС) и ее территориальные органы.

Налоговая декларация – это письменное заявление налогоплательщика на бланке установленной формы о доходах, расходах, источниках, льготах, суммах налога и другие данные.

Сроки уплаты налогов – это время, в течение которого необходимо заплатить налог. Устанавливаются Налоговым кодексом РФ.

Порядок исчисления налога устанавливается в налоговом порядке, налогоплательщик самостоятельно определяет налог, исходя из налоговой базы, ставки, льгот. Физические лица получают уведомление об уплате налога.

Льготы – это предоставление отдельным категориям налогоплательщиков преимуществ в уплате налогов (не платить налоги; платить, но в меньшем размере; уменьшение налогооблагаемой базы).

Виды налогов можно классифицировать различными способами в зависимости от:

1) объекта налогообложения:

а) прямые (налог на прибыль); б) косвенные (акцизы);

2) уровня взимания налогов:

а) федеральные; б) региональные; в) местные;

3) субъекта уплаты:

а) физические лица; б) юридические лица;

4) источника уплаты:

а) доход; б) прибыль; в) выручка;

4) ставки налога:

а) налоги с твердой ставкой; б) пропорциональные налоги; в) прогрессивные налоги; г) регрессивные налоги;

5) целей использования:

а) общие налоги используются для финансирования текущих и капитальных расходов государственного и местного бюджетов без закрепления за каким-либо определенным видом расходов;

б) специфические налоги имеют целевое назначение (например, отчисления на социальное страхование, в дорожные фонды и т. д.);

6) способа изъятия:

а) у источника (заработная плата); б) по декларации.

Функции налоговой системы:

1) фискальная, т. е. налоги обеспечивают пополнение бюджета и финансирование государственных расходов;

2) регулирующая, т. е. налоги регулируют экономическую активность в различных отраслях и сферах;

3) распределительная, т. е. налоги распределяют и перераспределяют национальный доход, доход юридических и физических лиц, капитала и инвестиционных ресурсов;

4) социальная, т. е. налоги обеспечивают сглаживание социального неравенства между доходами отдельных групп населения;

5) аккумулирующая;

6) стимулирующая, т. е. налоги стимулируют развитие научно-технического прогресса;

7) контрольная (без данной функции другие функции не осуществляются).

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов для соблюдения законодательства.

Налоговые, таможенные органы, государственные внебюджетные фонды, органы внутренних дел (милиция) информируют друг друга об имеющихся материалах, о проверках и т. д.

Существует несколько форм проведения налоговых проверок:

1) налоговая проверка; 2) проверка данных учета и отчетности; 3) получение объяснения; 4) осмотр помещения, территории.

Проверка может охватить не более 3 календарных лет, предшествующих году проверки.

В Налоговом кодексе РФ определен порядок участия свидетелей, доступа должностных лиц на территорию, осмотра помещений при выездной проверке, истребования документов, выемки документов и предметов, проведения экспертизы, привлечения специалистов, участия переводчика, участия понятых, составления протокола и оформления результата проверки.

Проверки могут быть камеральные и выездные.

Камеральные проверки проводятся по месту нахождения налогового органа, без выезда на предприятие, на основании документов и деклараций, предоставленных налогоплательщиками. Проводится без специального разрешения руководства налогового органа в течение 3 месяцев со дня предоставления декларации.

Если были выявлены ошибки, то об этом сообщают налогоплательщику. На сумму доплат по налогам направляется в банк требование об уплате, налоговый орган вправе требовать дополнительные документы и сведения. Руководитель налогового органа рассматривает материалы проверки и выносит решение в течение 2 недель по окончании срока, когда налогоплательщику предоставлено время исправить нарушения или представить возражения.

Выездная проверка проводится в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей на основании решения руководителя налогового органа, но не чаще 1 раза в год по одним и тем же налогам за один и тот же период времени. Эти проверки проводятся независимо от времени проведения предыдущей проверки, если она связана с реорганизацией или ликвидацией организации, или проверка проводится вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за работой налогового органа. Выездная проверка проводится в течение 2–3 месяцев и охватывает не более 3 предшествующих лет. По окончании проверки составляется справка, в которой фиксируются предмет проверки и сроки. Результаты проверки оформляются актом после составления справки по специальной форме и подписываются руководителем предприятия и должностными лицами, уполномоченными на проведение проверки. Если руководитель отказывается или уклоняется от подписи, то на акте делается соответствующая запись, затем налогоплательщик в течение 2 недель вправе предоставить в налоговый орган письменное объяснение отказа. После 2 недель акт проверки рассматривается руководителем и выносится решение по результатам проверки.

Налогоплательщик имеет право обжаловать действие или бездействие налоговых органов ненормативного характера в вышестоящий налоговый орган в течение 3 месяцев со дня, когда он узнал о нарушении прав, в арбитражный суд.

Вышестоящий налоговый орган вправе (не позднее 1 месяца после получения жалобы) оставить жалобу без удовлетворения, отменить акт налогового органа и назначить дополнительную проверку, отменить решение и прекратить дело о налоговом правонарушении, изменить решение и вынести новое.

Существуют следующие виды налоговых правонарушений:

1) нарушение срока подачи заявления о постановке на учет;

2) ведение деятельности без постановки на учет;

3) нарушение срока подачи информации об открытии или закрытии счета в банке;

4) непредоставление декларации в срок;

5) нарушение правил учета доходов, расходов, объектов налогообложения;

6) неуплата или неполная уплата из-за занижения налоговой базы, неправильного исчисления налога или других действий;

7) несоблюдение порядка распоряжения имуществом, на которое наложен арест;

8) непредоставление в срок документов в налоговый орган;

9) отказ организации предоставить документы со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа; уклонение или предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями;

10) несвоевременное (неправомерное) сообщение сведений лицом, которое должно сообщить налоговому органу при отсутствии признаков правонарушений.

Существует несколько видов налоговых санкций:

1) в виде денежных взысканий (штрафов), они взыскиваются в судебном порядке; государственная налоговая инспекция может обратиться с иском в суд в течение 6 месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления акта;

2) в случае отказа в возбуждении или прекращения уголовного дела срок подачи иска считается со дня получения налоговой инспекцией соответствующего постановления;

3) при совершении одним лицом 2-х или более нарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение;

4) сумма штрафа перечисляется со счета налогоплательщика только после перечисления в бюджет задолженностей и пеней;

5) налоговые санкции применяются только по решению суда, но до суда предприятие может добровольно уплатить штрафы.

Существует несколько видов ответственности за совершение налогового правонарушения:

1) экономическая (финансовая) – недоплаты, пени, штрафы;

2) административная;

3) уголовная.

Административным считается противоправное, виновное действие или бездействие юридического или физического лица, за которое устанавливается административная ответственность в соответствии с Административным кодексом. К ответственности могут привлекаться: должностные лица, физические лица, должностные лица, которые осуществляют регистрацию имущества, браков и не предоставили сведения, необходимые для налогового контроля. Административные штрафы в области налогов и сборов налагаются по решению суда, дело возбуждается на основании протокола, составленного налоговым органом. Сумма штрафа оплачивается не позднее 30 дней со дня постановления суда.

Уголовная ответственность – ответственность за нарушение налогового законодательства. Виды нарушений:

1) уклонение от уплаты налогов, непредоставление декларации, ложные сведения и т. д.;

2) то же самое, но в особо крупных размерах;

3) неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента;

4) то же самое, но в особо крупных размерах;

5) сокрытие денежных средств, либо имущества, за счет которых должна быть взыскана недоимка.

Фискальная политика – это система регулирования экономики с помощью государственных расходов и налогов.

Политика государственных расходов и налогов выступает одним из важнейших инструментов государственного регулирования экономики в рамках стабилизации экономического развития страны. Государственные расходы и налоги оказывают прямое воздействие на уровень совокупных расходов, объем национального производства и уровень занятости населения. При увеличении налогов совокупные расходы сокращаются, и наоборот.

Различают два вида фискальной политики:

1) автоматическая фискальная политика предполагает наличие встроенных стабилизаторов в экономическом механизме, к ним могут быть отнесены:

а) автоматические изменения налоговых поступлений;

б) изменения систем пособий по безработице и социальных выплат;

2) дискреционная фискальная политика – это целенаправленные изменения в области государственных расходов и в налоговой системе; основными инструментами такой политики могут выступать:

а) изменение государственных расходов (снижение расходов приводит к падению совокупного спроса);

б) изменение налоговых ставок (снижение налоговых ставок увеличивает совокупный спрос).

В зависимости от цели проводится стимулирующая или сдерживающая фискальная политика. В период спада производства осуществляется его стимулирование путем снижения налогов и увеличения государственных расходов. В условиях инфляции проводится сдерживающая фискальная политика, подразумевающая уменьшение правительственных трат и увеличение налогов.

Основными элементами фискальной политики таким образом выступают:

1) государственные расходы – это расходы правительства, оплачиваемые из государственного бюджета, на содержание госаппарата и закупку товаров и услуг, которые бывают двух видов: закупки для собственного потребления государства и закупки для регулирования рынка;

2) налоги – это обязательные, безвозмездные платежи физических и юридических лиц в адрес бюджетов различных уровней; налоговая политика не постоянна, а изменяется в зависимости от исторических условий, целей социального и экономического развития общества.

При проведении налоговой реформы необходимо иметь в виду, что снижение налогового бремени реально возможно только при росте производства и увеличении налогооблагаемых доходов.


Лекция «Страхование»

Главная цель страхования – защита имущественных интересов населения при наступлении страховых случаев.

Страхование представляет собой создание целевых фондов денежных средств, предназначенных для защиты имущественных интересов его участников, возникающих как в частной, так и в хозяйственной жизни, которые сопровождаются появлением ущерба.

Страхование – это система экономических отношений, основанная на объединении риска отдельных субъектов и созданная с целью снижения финансовых потерь, связанных с риском.

Страховой риск – это предполагаемое вероятное событие (например, пожар, потоп); конкретный объект страхования.

Страховое событие – это событие, указанное в договоре страхования.

Страховая ответственность – это обязанность выплатить страховое возмещение.

Страховой случай – это событие, предусмотренное законом или договором страхования, при наступлении которого страховая компания в соответствии с условиями договора обязана выплатить страховую выплату.

Страховой тариф – это ставка страхового взноса или выраженный в рублях страховой взнос, уплачиваемый с единицы страховой суммы.

Среди основных организационных форм страховых фондов выделяют:

1) государственные фонды (пенсионный, обязательного медицинского страхования);

2) фонды самострахования (создаются на предприятиях самостоятельно);

3) фонды страховых организаций.

Принципы страхования:

1) принцип учета психологического фактора;

2) принцип объединения экономического риска;

3) принцип солидарности;

4) принцип эквивалентности (финансовый) – все денежные средства, которые за определенный период собраны со всех участников страхования, должны быть возвращены в виде страховых выплат.

Существует ряд функций страхования:

1) на уровне частной жизни:

а) рисковая;

б) накопительная;

2) на уровне производства:

а) рисковая (страхование от несчастных случаев, страхование грузов);

б) принудительная;

в) снижение потребностей отдельного человека или группы людей в финансовых гарантиях государства;

г) обеспечение непрерывности общественного производства;

д) защита интересов пострадавших в системе отношений гражданской ответственности;

е) стимулирование научно-технической революции и инновационного процесса.

Существует множество видов классификаций видов страхования:

1) по признаку юридической природы:

а) обязательное;

б) добровольное;

2) по однородности рисков:

а) транспортные;

б) авиастрахование и т. д.;

3) по содержанию объекта страхования:

а) личное;

б) имущественное;

в) страхование ответственности.

Личное страхование – это страхование жизни от несчастных случаев и болезней, медицинское страхование.

Имущественное страхование – страхование средств наземного, воздушного, водного видов транспорта, страхование грузов и иных видов имущества, страхование финансовых рисков (банкротство).

Страхование ответственности – автогражданское страхование, страхование ответственности перевозчика, страхование ответственности предприятий – источников повышенной опасности, страхование профессиональной ответственности, страхование ответственности неисполнения обязанности.

Страховые резервы страховой компании – это фонды, образуемые за счет полученных страховых взносов и предназначенные для выполнения страховых обязательств в порядке, предусмотренном законодательством РФ или договором страхования.

Технические резервы могут быть обязательные и дополнительные.

К обязательным резервам относятся резерв незаработанных премий, резерв убытков и т. д. К дополнительным – резерв катастроф, резерв колебаний убыточности и другие резервы.

Резерв колебаний убыточности – это дополнительный источник для страховых выплат, если фактическое значение убыточности превышает расчетные значения убыточности.

Убыточность – это относительный показатель отношения всех страховых выплат к страховой сумме.


Лекция «Интеграция в экономике»

1. Актуальные проблемы интеграции российской экономики в мировую

Экономические отношения между странами возникли очень давно, но долгое время они носили нерегулярный и ограниченный характер. Только в XVI – XIX вв. началось формирование системы международных экономических отношений: формирование мирового хозяйства, в котором национальные экономики как бы переплетаются друг с другом, образуя единое целое.

Однако полный расцвет международных экономических связей настал уже в наше время, для которого свойственны не просто активные отношения между странами, а принципиально новое явление – интернационализация (глобализация) всей хозяйственной жизни и становление экономической целостности мира людей.

Глобализация – это огромное увеличение масштабов мировой торговли и других процессов международного рынка в условиях интегрированной мировой экономики. Это не только традиционная внешняя торговля товарами и услугами, но и движение валютных потоков капитала, обмен технологиями, идеями, информацией, миграционные процессы. Глобализация включает в себя компоненты из разных областей знаний и практики: экономики, философии, правоведения, культуры и искусства.

Глобализация – это процесс формирования устойчивых экономических связей между странами на основе международного разделения труда.

Высшей формой интернационализации хозяйственной жизни является международная экономическая интеграция.

Международная экономическая интеграция – это сближение и взаимное переплетение национальных хозяйств двух или нескольких стран, направленные на создание единого хозяйственного механизма.

Зона свободной торговли – это самая простая форма экономической глобализации. В ее рамках отменяются торговые ограничения между странами-участницами и таможенные пошлины.

Другая форма экономической глобализации – таможенный союз. Он предполагает не только наличие зоны свободной торговли, но и установление единого внешнеторгового тарифа, и проведение единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран.

Более сложной формой выступает общий рынок, который обеспечивает не только свободное перемещение товаров и услуг, но также факторов производства – труда и капитала, а также координирование экономической политики. В современном мировом хозяйстве самым развитым союзом считается Европейский союз.

Основными субъектами глобальных экономических отношений являются: транснациональный финансовый капитал в форме транснациональных корпораций и банков; крупные государства и их группировки; региональные интеграционные объединения; международные экономические организации (прежде всего экономические институты в системе ООН).

Кроме вышеперечисленных субъектов мирового хозяйства, его элементами являются и другие государства, которых в современном мире насчитывается более двухсот.

Для оценки участия государств в мировом хозяйстве экономисты разработали специальные классификации. При этом оценка осуществляется по ряду показателей:

1) размеру ВНП (валового национального продукта) и НД (национального дохода), богатства страны природными ресурсами, обеспеченности трудовыми ресурсами, что определяет экономический потенциал страны;

2) характеристике отраслевой структуры экономики, эффективности производства, величине национального дохода на душу населения, что определяет социально-экономическое развитие страны;

3) показателям экспортной и импортной долей, масштабам миграции труда, что определяет положение страны в мировом хозяйстве.

Классификация стран по степени развитости, используемая Международным валютным фондом, выделяет следующие типы стран:

1) высокоразвитые страны мира – их 28, причем из этих стран положено выделять 7 крупнейших индустриально развитых держав: США, Канаду, Японию, Францию, Германию, Великобританию, Италию. На их долю приходится более 40,5% мирового ВВП;

2) развивающиеся страны – их 125, и они классифицируются:

а) по регионам мира;

б) по принадлежности к группам товаров, которые преобладают в экспорте;

в) по финансовым критериям;

3) страны с переходной экономикой классифицируют в три подгруппы по территориальному признаку:

а) Россия;

б) страны Центральной и Восточной Европы;

в) транскавказские и центрально-азиатские страны.

По оценке специалистов Международного валютного фонда, по уровню доходов Россию можно причислить к низкосреднедоходным странам Восточной Европы и Центральной Азии (средний доход на душу населения в этой группе стран находится в диапазоне 696–2785 долларов США в год).

Классификацию стран мира осуществляют также по критериям степени развития рыночных принципов организации хозяйства, по степени открытости экономики и характеру включения ее в мировую хозяйственную систему.

Главными формами международных экономических отношений являются следующие:

1) торговля товарами и услугами;

2) кредит;

3) миграция капитала;

4) миграция трудовых ресурсов;

5) научно-технические связи;

6) свободные экономические зоны;

7) валютные отношения.

2. Международная торговля. Международный кредит

Международная торговля товарами является исторически сложившейся формой международных экономических отношений. В настоящее время международная торговля представляет собой обмен товарами и услугами между национальными хозяйствами различных стран.

Международная торговля стала прирастать быстрыми темпами с возникновением крупной фабрично-заводской промышленности и машинного способа производства. В ее основе лежит международное разделение труда (МРТ), т. е. специализация отдельных стран на производстве определенных видов продукции, которыми эти страны, вступая в кооперацию, обмениваются между собой.

Необходимо заметить, что мировое хозяйство содержит в себе не только отдельные страны, но и различные социально-экономические системы и международные группировки. В структуре мирового хозяйства выделяют группу высокодоходных нефтеэкспортирующих стран (ОПЕК), а также различные региональные союзы государств (например, ЕЭС – Европейское экономическое сообщество, АТЭС – Азиатско-Тихоокеанский экономический совет, СНГ – Содружество Независимых Государств и т. д.)

Характеризуя тенденции развития мирового хозяйства, необходимо отметить два направления его развития:

1) центростремительная тенденция – преимущества специализации стимулируют предприятия, фирмы, страны в целом к взаимодействию;

2) центробежная тенденция – возможности более богатого участника объединения иметь преимущества перед партнерами вызывают стремление к обособлению и независимости.

Среди факторов, стимулирующих развитие МРТ и товарного обмена, можно выделить следующие четыре:

1) социально-географические – это различия между странами по географическому положению, территории, численности и структуре населения, а также по их хозяйственному опыту, знаниям, навыкам, привычкам и традициям;

2) природно-климатические – это различия между странами по климатическим условиям, обеспеченности пахотными землями, полезными ископаемыми, водными, лесными и другими ресурсами;

3) технико-экономические – это различия между странами по уровню экономического и научно-технического развития;

4) научно-технический прогресс усиливает необходимость МРТ прежде всего в том плане, что ведет к постоянному обновлению продукции, быстрому росту номенклатуры и технической сложности изделий.

Международное разделение труда проявляет себя как средство, с помощью которого страны могут формировать специализацию, увеличивать производительность своих ресурсов, приумножать процесс производства, принимать экономические выгоды.

Масштабы участия в международном разделении труда определяют степень открытости экономики. Для закрытой экономики присуща направленность на собственные ресурсы, проводимая политика изоляционизма, что может привести не только к экономическому, но и к политическому разграничению.

Для оценки степени открытости экономики экономисты используют следующие показатели:

1) экспортную долю – это отношение стоимости экспорта в ВНП, выраженное в процентах;

2) импортную долю – процентное отношение стоимости импорта к объему внутреннего потребления, которое представляет собой сумму отечественного производства, запасов и импорта товаров;

3) внешнеторговый оборот в расчете на одного жителя страны – сумма экспорта и импорта товаров и услуг, отнесенная к численности населения.

Для отдельных стран участие в международной торговле означает взаимодействие потоков вывоза (экспорта) и ввоза (импорта) товаров, количественное соотношение которых отражается в балансе внешней торговли страны, а разница абсолютных величин определяется как сальдо внешней торговли.

Сумма экспорта и импорта составляет внешнеторговый товарооборот страны. Обобщенное количественное представление о нем дает торговый баланс. Он отражает соотношение между денежными платежами и поступлениями по всем товарным операциям: импортным, экспортным, реэкспортным и реимпортным. Реэкспорт – это вывоз из страны товаров, ввезенных ранее из-за границы, без их переработки. Реимпортные операции связаны с обратным привозом из-за границы отечественных товаров, не подвергшихся там переработке. Это могут быть непроданные, забракованные товары и т. п. Превышение экспорта над импортом означает наличие положительного сальдо или активного внешнеторгового баланса. Превышение импорта над экспортом означает, что сальдо имеет отрицательное значение, а баланс внешней торговли характеризуется как пассивный.

Для оценки выгодности международной торговли для страны экономисты используют индекс условий торговли. Он показывает соотношение динамики экспортных и импортных цен.

Индекс условий торговли – это частное от деления индекса средних цен экспорта на индекс средних цен импорта страны в отдельном промежутке времени. Если индекс условий торговли уменьшается, то это означает, что для закупки единицы импортного товара приходится расходовать все больше выручки от экспортируемых товаров.

Торговый баланс в свою очередь является составной частью платежного баланса страны, который отражает товарные и все денежные операции страны с ее иностранными партнерами.

В платежный баланс, помимо торгового баланса, входят результаты многих других расчетов:

1) платежи и поступления по услугам (почтовым, страховым и т. д.);

2) расчеты по содержанию дипломатических служб, по иностранному туризму, денежным переводам, пенсиям и т. д.;

3) денежные потоки, связанные с движением капиталов и кредитов (инвестиции, вклады, проценты, прибыль и т. д.).

Существуют различные методы международной торговли:

1) прямые сделки с экспортером;

2) сделки через посредников (дилеров, консигнаторов, агентов и т. д.);

3) биржевая торговля.

На бирже могут продаваться специфические товары. Они обладают качественной однородностью и взаимозаменяемостью, так как товары продаются согласно установленным образцам и стандартам, на основании типовых соглашений, регламентирующих условия, сроки и качество поставки. На биржах продаются сельскохозяйственные, топливные, лесные товары, черные и цветные металлы и т. п.

На биржах могут совершаться два вида сделок:

1) сделки на реальный товар – это такие сделки, которые предполагают его поставку немедленно, т. е. в срок 1–15 дней (сделка кэш или спот), или поставку в будущем (сделка форвард). В случае заключения сделки форвард цена на поставляемый товар фиксируется на день заключения сделки, а товар поставляется в срок, оговоренный контрактом (например, 3 месяца). Цена форвард отличается от цены спот в связи с различием конъюнктуры на рынках наличного товара и товара, поставляемого в будущем;

2) срочные (фьючерсные) сделки – это такие сделки, которые не предусматривают обязательства сторон поставить или принять реальный товар, а предполагают куплю и продажу прав на товар, т. е. фьючерсных контрактов. Результатом таких сделок является уплата или получение разницы между ценой контракта на день его заключения и ценой в день исполнения.

Таким образом, заключая сделки на бирже, их участники могут преследовать цели:

1) купить или продать реальный товар;

2) получить спекулятивную прибыль за счет разницы цен;

3) застраховаться с помощью форвардной сделки от возможных потерь в случае изменения рыночных цен при заключении форвардных сделок на реальный товар.

Спекулятивные сделки и сделки по страхованию от потерь составляют основную часть операций ведущих товарных бирж мира. Такое страхование называется хеджированием.

В международных экономических отношениях сложились две противоположные политики государства: протекционизм и свободная торговля.

Протекционизм – это политика государства, направленная на защиту отечественных производителей от зарубежных конкурентов. Суть данной политики состоит в том, что необходимо сдерживать ввоз в государство высококонкурентных иностранных товаров и покровительствовать экспорту товаров своего производства в другие страны.

В данной политике государство использует следующие инструменты: таможенные пошлины, нетарифные барьеры и поддержку экспорта.

Таможенные пошлины – это налоги на импорт, повышающие цены на данные импортируемые товары и затрудняющие их сбыт в данной стране.

Существует два основных типа тарифов: фискальные тарифы и протекционистские.

Фискальные тарифы используются государством для увеличения денежных средств.

Протекционистские тарифы используются для защиты национальной промышленности от иностранной конкуренции. Они делают иностранную продукцию более дорогой, чем отечественную и тем самым вынуждают людей прекратить покупать иностранные товары.

Нетарифные барьеры – это ограничительные или запрещающие меры на импорт (квоты, лицензирование или даже прямые запреты на импорт).

Квота – это ограничение количества товаров определенного наименования, которое можно ввозить в страну. Квоты снижают иностранную конкуренцию на внутреннем рынке в определенной отрасли.

Лицензирование допускает импорт товаров только по специальным разрешениям (лицензиям) государственных органов.

Запреты полностью закрывают ввоз в страну определенных товаров, обосновывая это тем, что импортируемая продукция не отвечает национальным стандартам качества товаров.

Поддержка экспорта – это меры содействия государства по продвижению за границу продукции национального производства.

Это могут быть выплаты субсидий, предоставление налоговых льгот, кредитов с низким процентом годовых, юридическая и политическая поддержка. Например, государственная финансовая помощь позволяет завоевывать зарубежные рынки посредством демпинга. Демпинг – это продажа одного и того же товара за границей по цене, более низкой, чем на отечественном рынке.

Другая протекционистская мера – продажа национальных товаров хорошего качества по высоким ценам с одновременной выплатой дотаций отечественным покупателям этой продукции.

Положительные черты протекционизма:

1) защита национального производства от демпинговых продаж;

2) сдерживание импорта и уравновешивание торгового баланса;

3) защита новых отраслей национальной экономики;

4) торговые барьеры стимулируют собственное производство.

Но есть и отрицательные черты протекционизма, к таковым относятся:

1) рост цен и уменьшение выбора товаров;

2) падение эффективности производства;

3) отказ от преимуществ международного разделения труда;

4) подрыв возможностей экспорта.

Свободная торговля (фритредерство) – это свободное движение товаров и услуг между странами без торговых барьеров.

Положительные стороны свободной торговли:

1) стимулирование конкуренции, ограничение монополизма;

2) повышение эффективности производства, снижение цены;

3) увеличение выбора товаров для потребителей;

4) полноценное использование преимуществ международного разделения труда;

5) рост сотрудничества народов и стран.

Большинство государств сочетают в своей политике черты протекционизма и фритредерства, происходит либерализация мировой торговли. Это означает, что все страны более широко и взаимовыгодно торгуют друг с другом, постепенно освобождаясь от торговых барьеров и устанавливая естественный режим наибольшего благоприятствования во взаимной торговле.

Всемирная торговая организация (ВТО), созданная в 1947 г., управляет торговыми потоками между странами. Ее члены решают вопросы по либерализации и развитию экономического сотрудничества.

Важной формой мировых экономических отношений является международный кредит.

Международный кредит – это предоставление странами друг другу денежных или товарных ресурсов в долг. Кредиторами и заемщиками могут быть: частные фирмы, государственные учреждения, правительства государств, регионов, городов, международные организации.

Положительные черты международного кредита:

1) облегчение международных расчетов; 2) содействие росту торговли; 3) дополнительные финансовые источники; 4) урегулирование платежных балансов; 5) поддержка валют и борьбы с инфляцией; 6) дополнительные рабочие места и гарантии сбыта продукции для страны, дающей связанные кредиты.

Отрицательные черты международного кредита:

1) чрезмерные внешние долги; 2) злоупотребление кредитами; 3) финансовые кризисы.



Лекция «Международная миграция капитала»

Международная миграция капитала как явление начало активно развиваться в период становления мирового хозяйства. Перемещение капитала за рубеж (вывоз капитала) – это процесс, в ходе которого происходит изъятие части капитала из национального оборота одной страны и помещение его в различных формах (товарной, денежной) в производственный процесс и обращение другой, принимающей страны. Международное движение капитала означает миграцию капитала между странами, приносящую доход их собственникам. По своему характеру и формам заграничные капиталовложения могут быть различными. Так, по источникам происхождения обычно следует их подразделение на государственный и частный капитал.

Государственные капиталовложения называют еще и официальными; они представляют собой средства из государственного бюджета, которые направляются за рубеж или принимаются оттуда по решению либо непосредственно правительств, либо межправительственных организаций. Это государственные займы, ссуды, гранты (дары), помощь, международное перемещение которых определяется межправительственными соглашениями. Сюда же относятся кредиты и иные средства международных организаций.

Частный капитал – это средства из негосударственных источников, помещаемые за рубеж или принимаемые из-за рубежа частными лицами (юридическими или физическими). Сюда относятся инвестиции, торговые кредиты, межбанковское кредитование; они не связаны напрямую с государственным бюджетом, но правительство держит их перемещение в поле зрения и может в пределах своих полномочий их контролировать и регулировать.

По срокам размещения заграничные капиталовложения делятся на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. По характеру использования зарубежные капиталовложения бывают ссудными и предпринимательскими.

Ссудные инвестиции означают предоставление средств взаймы ради получения прибыли в форме процента. В этой сфере довольно активно выступают капиталы из государственных и вложения из частных источников.

Предпринимательские инвестиции прямо или косвенно вкладываются в производство и связаны с получением того или иного объема прав на прибыль в форме дивидендов. Чаще всего речь идет о вложениях частного капитала.

По целям предпринимательские капиталовложения делятся на прямые и портфельные инвестиции.

Прямые инвестиции являются вложением капитала во имя получения долгосрочного интереса и обеспечивают с его помощью права собственности или решающие права в управлении. В основном прямые иностранные инвестиции являются частным предпринимательским капиталом.

Портфельные инвестиции не обеспечивают контроля за объектом вложения, а дают лишь долгосрочное право на доход, причем даже преимущественное в смысле очередности в получении такого дохода.

Выделяют также понятие «прочие инвестиции», в которые в основном входят международные займы и банковские депозиты.

Важнейшим субъектом прямого инвестирования являются транснациональные компании. Транснациональные компании – те компании, которые имеют филиалы в 5 или более странах мира.

Они получают максимальные прибыли, экономя на издержках производства, закрепляясь на наиболее емких рынках, уклоняясь от уплаты налогов за счет использования внутренних цен, отклоняющихся от реальных издержек, и объявления прибыли в странах с минимальным налогообложением. Увеличение числа транснациональных корпораций – объективная тенденция современного этапа развития международной торговли. Эти процессы приводят к транснационализации экономики.

Экономическая транснационализация характеризуется следующими функциями:

1) дает хозяйствующим субъектам более широкий доступ к ресурсам;

2) позволяет производить продукцию на емкий рынок интеграционных группировок;

3) защищает фирмы, входящие в состав транснациональной корпорации, от конкуренции со стороны фирм третьих стран;

4) позволяет участникам совместно решать острые социальные задачи.

Возникновение транснациональных корпораций, активная интернационализация экономики ведут к процессам глобализации экономической жизни, когда экономики различных стран не просто взаимно переплетаются, но и сращиваются, взаимопроникают. Эти процессы затрагивают не только экономику, но и политику, экологию, социальную и демографическую среду. Эти процессы порождают и глобальные вопросы, которые классифицируют на 3 группы:

1) вопросы, связанные с взаимоотношениями различных социально-экономических систем (война и мир, разоружение и т. п.);

2) вопросы, возникающие в системе отношений «человек – общество» (борьба с бедностью, болезнями и т. п.);

3) вопросы, возникающие в системе отношений «общество – природа» (защита окружающей среды, охрана ресурсов и т. п.).

Процессы интернационализации, транснационализации и глобализации, протекающие в мировой экономике, открывают новые возможности для углубления международной специализации, увеличения масштабов выпуска продукции, снижения издержек и повышения конкурентоспособности товаров.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 855; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.235 сек.