Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Автомобильная травма. Повреждающий фактор




Основным повреждающим фактором являются автотранспортные средства, которые отличаются большим конструктивным разнообразием. Повреждения могут причиняться внешними неподвижными элементами конструкции автомобиля, вращающимися частями (колесами), деталями интерьера салона. Все они обычно действуют как тупой предмет с ограниченной травмирующей поверхностью. Эти элементы, как правило, оказывают первич ное воздействие, после которого тело может быть отброшено на дорожное покрытие или прижато к какому-то неподвижному предмету, которые в таком случае становятся дополнительными повреждающими факторами и оказывают ударное, сдавливающее или скользящее действие как тупой предмет с неограниченной травмирующей поверхностью. Осколки разбившихся стекол действуют как режущие, колющие или колюще-режущие предметы.

В редких случаях при автомобильных происшествиях, сопровождающихся пожаром, тело пострадавшего может подвергаться термическому воздействию. При неисправностях автомобиля в его салон могут поступать выхлопные газы. В такой ситуации на водителя и пассажиров оказываете химическое воздействие, способное вызвать смертельный исход или стать причиной автотранспортного происшествия.

 

Автомобильная травма это совокупность повреждений, возникающих у водителей, пассажиров и пешеходов в результате автотранспортного роисшествия.

Виды автомобильной травмы и механизмы образования повреждений (по А. А. Матышеву, А. А. Солохину, С. И. Христофорову, В. А. Сафронову, 1968; с коррективами).

Различают пять основных видов автомобильной травмы.

— повреждения от столкновения человека с движущимся автомобилем;

— повреждения от переезда колесом движущегося автомобиля;

— повреждения от выпадения из движущегося автомобиля;

— повреждения в кабине или кузове автомобиля;

— повреждения от сдавления тела между автомобилем и другими предметами.

Встречаются комбинированные виды автомобильной травмы: столкнове­ние человека с движущимся автомобилем и последующий переезд через его тело колесом этой же автомашины, выпадение из движущегося автомобиля с последующим переездом и др. Реже наблюдаются атипичные виды. Напри­мер: водитель стоящей у обочины автомашины выставил в окно левую руку, проезжавшей на большой скорости встречной автомашиной было оторвано предплечье.

Повреждения от столкновения человека с движущимся автомобилем. Повреждения при этом виде автомобильной травмы возникают в несколько этапов (фаз), отличающихся разным механизмом травматического воздей­ствия:

— первичный контакт с автомобилем — удар;

—- забрасывание тела на автомобиль — удар;

— падение тела на грунт — удар;

— скольжение по грунту — трение.

В зависимости от конструктивных особенностей и скорости автомашины, характера столкновения вторая фаза может выпадать. Повреждения возника­ют преимущественно от тупого воздействия. Они локализуются на разных частях тела и, как правило, на разных его поверхностях.

От первичного удара автомобилем образуются самые разнообразные по­вреждения: ссадины, кровоподтеки, ушибленные и ушибленно-рваные раны, переломы, разрывы и отрывы внутренних органов. Объем повреждений в ос­новном зависит от массы и скорости автомобиля, а их локализация — от вы­соты расположения ударяющих частей автомобиля. Повреждения могут от­ражать форму и размеры поверхности этой части автомашины: дугообразные или полукольцевидные кровоподтеки от фар; полосовидные, параллельные друг другу ссадины от ребер передней облицовки капота и др. Передним бу­фером причиняются поперечные или поперечно-оскольчатые переломы (бам­пер-переломы) костей бедра или голени. Первичный удар относительно плос­кой и широкой ударяющей поверхностью автомобиля (например, автобуса) сопровождается образованием повреждений одновременно на нескольких частях тела. Локализация и характер таких повреждений во многом будут за­висеть от положения тела и рельефа той его поверхности, которая в момент удара обращена к автомашине. Сильный первичный удар может привести к общему сотрясению тела. Последствиями такого сотрясения будут: кровоиз­лияния в прикорневую зону легких и парааортальную клетчатку, под эпикард у основания сердца, в связочный аппарат печени, в область ворот селезенки и почек, в брыжейку. В ряде случаев образуются разрывы связочного аппарата внутренних органов, а иногда при ударах значительной силы наблюдаются полные отрывы сердца и селезенки.

Сильный первичный удар по задней поверхности туловища может приве­сти к резкому переразгибанию шейного отдела позвоночника и возникновению непрямых, так называемых «хлыстообразных» повреждений: кровоизли­яний в связочный аппарат и разрывов связок, переломов остистых отростков, задней клиновидной компрессии и вывихов тел позвонков. Удар автомаши­ной идущего или стоящего человека ведет к образованию на подошве и каб­луках обуви следов скольжения (параллельные, поверхностные, линейные повреждения), которые помогают установить направление удара.

При столкновении с легковой автомашиной тело после первичного удара забрасывается на капот, что обычно приводит к образованию повреждений головы и грудной клетки. Эти повреждения по объему менее значительны, чем повреждения от первичного удара. Иногда они могут отражать форму и размеры выступающих деталей капота и конструкции лобового стекла. На­пример, небольшие ушибленные раны, окруженные круглым осаднением в сочетании с круглым дырчатым или оскольчато-дырчатым переломом черепа от удара о головку крепления стеклоочистителя. При повреждениях лобово­го стекла краями осколков могут причиняться царапины и поверхностные резаные раны на открытых частях тела (кистях, лице).

При падении тела на грунт характер повреждений, во-первых, обусловли­вается сочетанием двух механизмов травматического воздействия — удара и трения, а во-вторых, широкой и неровной поверхностью грунта. Поврежде­ния локализуются чаще всего на голове и конечностях. При ударе лицом по­вреждения в виде осаднений или ушибленных ран располагаются на его выс­тупающих частях (надбровных дугах, скуловых областях, носе, подбородке). Площадь осаднений обширна, на их фоне видны множественные прямоли­нейные параллельные друг другу глубокие царапины или поверхностные раны. Такие же осаднения наблюдаются на коленях, локтях, боль­шом и малом возвышениях ладонной поверхности. Переломы черепа, как пра­вило, ограничиваются трещинами свода, спускающимися на основание. Пе­реломы конечностей отличаются непрямым характером: переломы лучевой кости в типичном месте, хирургической шейки плечевой и бедренной костей, вывихи головки этих костей и др.

Повреждения от переезда колесом движущегося автомобиля. При этом виде автомобильной травмы повреждения отличаются двумя основны­ми особенностями: расположением на ограниченном участке тела и сложным механизмом возникновения, представляющим собой сочетание сдавления, растяжения, трения и удара. Различают пять этапов (фаз) образования этих повреждений:

— первичный контакт с колесом — удар;

— поступательное смещение тела в направлении движения автомобиля — трение;

— въезд колеса на тело — трение и растяжение;

— перекатывание колеса через тело — сдавление и растяжение;

— волочение тела — трение.

Повреждения располагаются в пределах полосы, имеющей разную протя­женность в зависимости от направления перекатывания колеса через тело. Ширина полосы определяется шириной катящейся поверхности колеса, а так­же числом перекатывающихся колес.

Каждый механизм определяет свойственные ему признаки повреждения.

От сдавления (в зависимости от массы автомобиля) возникает деформа­ция уплощения, хорошо выраженная при перекатывании через голову, груд­ную клетку и таз. При этом образуются многооскольчатые переломы черепа с наличием по месту приложения силы двух очагов мелкооскольчатых перело­мов, соединенных несколькими меридианальными трещинами; двусторонние двойные и тройные, прямые (по месту приложения силы) и непрямые пере­ломы ребер, двойные двусторонние вертикальные переломы тазового кольца с разрывами лонного и крестцово-подвздошного сочленений и др. Внутрен­ние органы оказываются частично или полностью раздавленными, размяты­ми, размозженными, в отдельных случаях находят разделение печени на две неравные части от придавливания ее к позвоночнику, отрывы сердца у его основания, кишечника от брыжейки, разрывы ножки селезенки и почки. Иног­да, например при перекатывании колес легкового автомобиля, движущегося с небольшой скоростью, через грудную клетку или таз, повреждений костей и внутренних органов может не быть.

Сдавление может приводить к повреждениям за пределами зоны контакта колеса с телом: при перекатывании колес через голову — разрывы твердой мозговой оболочки с выдавливанием мозгового вещества через естественные отверстия; через живот — надрывы поверхностных слоев кожи над остями подвздошных костей; через живот и таз — разрывы промежности с выпадени­ем внутренних органов наружу или их перемещением в мошонку.

Растяжение приводит к разрывам и отслоениям поверхностных слоев мяг­ких тканей: надрывам и отрывам ушных раковин, закрытой отслойке кожи от подкожной жировой клетчатки, рваным и лоскутным ранам, иногда до пол­ного скальпирования черепа или скелетирования конечности. Трение о грунт при волочении, а также о колесо при въезде и перекатывании сопровождается образованием широких осаднений. Специфичным для действия колеса явля­ется отображение рисунка протектора в виде ссадин и внутрикожных крово­излияний (рис. 37), а на одежде — в виде загрязнений.

Повреждения от выпадения из движущегося автомобиля. Такие по­вреждения в типичном случае возникают в три этапа (фазы):

— первичный контакт падающего тела с частями автомобиля — удар;

— падение на грунт — удар;

— скольжение по грунту — трение.

При контакте тела с частями автомобиля характер повреждений будет зави­сеть во многом от формы и размеров этих частей, а также направления удара.

В ряде случаев, когда при выпадении тело не задевает частей автомобиля, первой фазой будет падение на грунт.

Удар о грунт головой приводит к тяжелым черепно-мозговым травмам с многооскольчатыми переломами черепа, очаговыми ушибами головного моз­га и асимметричными субарахноидальными кровоизлияниями, локализую­щимися в месте приложения силы и зоне противоудара. Нередко травма го­ловы сочетается с травмой шейного отдела позвоночника вследствие резкого чрезмерного сгибания или переразгибания головы. Удар о грунт ягодицами вызывает переломы седалищных костей, иногда сочетающиеся с разрывами лонного сочленения и компрессионными переломами тел поясничных или грудных позвонков. Удар о грунт любой поверхностью туловища сопровож­дается образованием повреждений от общего сотрясения тела. Объем повреж­дений при выпадении из движущейся автомашины в основном зависит от ее скорости и в меньшей мере — высоты падения. Особенностью наружных по­вреждений будет наличие широких осаднений в месте приложения силы в результате скольжения тела на заключительном этапе падения.

Повреждения в кабине автомобиля. Обстоятельства получения по­вреждений при этом виде автомобильной травмы отличаются наибольшим разнообразием: переворачивание автомашины во время движения и ее паде­ние с высоты, удар о неподвижные придорожные предметы, столкновение автомобилей между собой и с другими транспортными средствами и др. Объем повреждений зависит от скорости соударения. Повреждения на теле человека (водителя и пассажи­ра), находящегося внутри автомобиля бывают при столк­новении движущегося транспорта с неподвижным пред­метом или опрокидывании. При этом у пассажира пе­реднего сиденья травмы от ударов тела о части автомо­биля, от сотрясения тела или его сдавления возникают в 7 раз чаще, чем у водителя, и в 5 раз чаще, чем у пассажиров заднего сиденья.

Характер повреждений опре­деляется конструкцией интерьера кабины и кузова автомобиля, наличием в них посторонних предметов, местоположением пострадавших (водитель, пас­сажир). Этот вид автомобильной травмы в простых случаях характеризуется двумя фазами:

— первичный контакт тела с частями интерьера автомобиля (удар);

— прижатие тела сместившимися внутрь частями кузова или кабины (сдавление).

Если после первичного столкновения автомобиль переворачивается, то находящиеся в кабине люди подвергаются дополнительным ударным воздей­ствиям. При первичном ударе возникают повреждения на лице, передней по­верхности грудной клетки, коленных суставов и голеней. У водителя это по­лукруглые ссадины и кровоподтеки, повторяющие форму рулевого колеса, иногда закрытые поперечные переломы грудины, закрытые переломы плюс­невых костей от ударов о педали управления; у пассажиров, находящихся в кабине, — ссадины, кровоподтеки и ушибленные раны лица, закрытые пере­ломы надколенников, переломы вертлужных впадин, задние вывихи головок бедренной кости. От первичного удара у водителя и пассажира кабины могут возникать разрывы внутренних органов и повреждения от общего сотрясе­ния тела. Удары могут быть настолько сильны, что рисунок одежды может отпечататься в виде поверхностных повреждений на спинке сиденья водите­ля или пассажира. В этой фазе травмы при отсутствии фиксации головы мо­гут возникать и непрямые (хлыстообразные) повреждения вследствие резко­го переразгибания шейного отдела позвоночника. Осколками разбитых стекол могут причиняться множественные царапины и поверхностные резаные раны на лице и кистях. Сопоставляя характер и взаимное расположе­ние повреждений на теле пострадавших с конструкцией интерьера кабины, можно судить, с одной стороны, об их местоположении в момент травмы, а с другой, — об общем направлении удара при столкновении автомобиля. По­вреждения на теле пассажиров кузова отличаются значительным полимор­физмом в силу слабой фиксации тела, наличия в кузове разнообразных по форме и размерам посторонних предметов, возможности относительно сво­бодного смещения тела в кузове после первичного удара и получения допол­нительных повреждений.

Сдавление тела возникает при деформации кабины или прижатии частей тела к неподвижным частям кабины сместившимися внутрь деталями. Так, сдавление грудной клетки водителя влечет закрытые двусторонние прямые переломы передних отделов ребер. Концами сломанных ребер могут травми­роваться сердце и легкие. Выступившие внутрь кабины поврежденные части автомашины могут причинить самые разнообразные дополнительные повреж­дения в виде «штампованных» ушибленных ран, глубоких колотых, резаных и колото-резаных ран. Иногда травма в кабине автомобиля может сопровож­даться пожаром и взрывом, что и определяет характер последствий в виде комбинированной травмы: термические ожоги и механические повреждения.

Если в момент происшествия пассажир или, реже, водитель пользовались ремнями безопасности, на их теле, обычно в верхней части правой половины груди, образуется кровоподтек, ориентированный справа, сверху вниз, нале­во. Иногда в его проекции находят переломы ключицы и прямые переломы II-III ребер.

Повреждения от сдавленна тела между автомобилем и другими пред­метами. Повреждения при этом виде автомобильной травмы возникают обычно от придавливания человека кузовом автомобиля к неподвижным предметам, т. е. по механизму сдавления. Объем повреждения определяется степенью сдавления, площадью контакта и положением пострадавшего. Силь­ное сдавление приводит к уплощению сдавливаемой части тела, образованию множественных закрытых двусторонних переломов грудной клетки и таза, разрывам, размятию, размозжению, а иногда и отрывам внутренних органов. Сдавлению иногда предшествует удар. Однако его последствия, как правило, маскируются повреждениями от сдавления.

Судебно-медицинская оценка повреждений при автомобильной травме. Необходимыми исходными данными для правильной судебно-медицинской оценки повреждений при автомобильной травме должны быть:

— предварительные сведения об обстоятельствах автотранспортного проис­шествия;

— данные осмотра автомобиля;

— результаты судебно-медицинского исследования пострадавшего и его одежды;

— данные автотехнической и криминалистический экспертизы механизма образования повреждений транспортного средства;

— результаты сопоставления повреждений на пострадавшем человеке и ав­томобиле;

— результаты следственного эксперимента по воспроизведению обстановки происшествия.

Методика судебно-медицинской оценки повреждений при автомобильной травме включает следующие обязательные этапы:

— выявление всех повреждений, имеющихся на теле пострадавшего;

— установление по отношению к каждому выявленному повреждению свойств причинившего его травмирующего предмета;

—— установление по отношению к каждому выявленному повреждению меха­низма его возникновения (места приложения силы, направления травма­тического воздействия и др.);

— определение последовательности возникновения повреждений;

— группировка повреждений, однотипных по свойствам образовавших их травмирующих предметов, механизму и последовательности возникнове­ния;

— формулировка суждения о возможной последовательности возникновения выявленных групп повреждений и соответствии их определенным фазам автомобильной травмы;

— формулировка суждения о возможном виде автомобильной травмы;

— формулировка суждения о возможности причинения повреждений конк­ретным автомобилем;

— формулировка суждения о возможности возникновения всех обнаружен­ных повреждений при условиях, установленных следствием независимо от судебно-медицинской экспертизы.

Последний вопрос лучше всего решается в процессе следственного экспе­римента, проводящегося на месте происшествия и сопровождающегося осмот­ром конкретного автомобиля.

Приведенную методику оценки повреждений применяют при судебно-ме­дицинской экспертизе и других видов транспортной травмы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 918; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.