Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предметная область экономической социологии

Анализируя различные точки зрения на предметную область экономической социологии, можно констатировать, что базовым предметом социологического анализа является категория «экономическое поведение», которая, получив различную интерпретацию у разных исследователей, у большинства из них занимает ведущее место.

Можно дать следующее определение данному понятию: экономическое поведение – это система социальных действий, которые, во-первых, связаны с использованием различных по функциям и по назначению экономических ценностей (ресурсов), и, во-вторых, ориентированы на получение пользы (выгоды, вознаграждения, прибыли) от их обращения.

Социология акцентирует свое внимание на факторах, условиях, социальных институтах, ситуациях, а также на действующих в их контексте различных социальных субъектах, которые реализуют свои конкретные, в том числе экономические, интересы. Иначе говоря, предметом внимания социолога являются модели социального поведения в связи с применением и объяснением принципа максимизации результатов и минимизации затрат, а также те социокультурные институты и сопутствующие им социальные стимуляторы или ограничители, которые делают возможным или существенно лимитируют рациональное использование различных экономических ресурсов (личностных, технологических, организационных, финансовых, информационных и др.).

Основу социального поведения экономического типа составляет многообразная система норм и правил, отражающих функциональные и иные характеристики различных рыночных элементов. Эти нормы и правила являются обязательными для всех легально действующих субъектов экономического поведения и закреплены юридически на государственном уровне, в различных соглашениях между людьми, в традициях и нормах обыденной жизни, а также в функциональной программе экономических ресурсов (например, правила и нормы общения с деньгами, купли-продажи, инвестирования, кредитования, собственности и т.п.).

Совокупность указанных норм и правил в одних случаях может быть в полной мере закреплена в специальных законодательных актах, а в других случаях – в обычном, естественном праве, традициях, обычаях, социальных привычках или стереотипах. Однако независимо от этого она определяет исходный порядок и допустимые пределы социального поведения для абсолютного большинства действующих субъектов, желающих добиться реально возможных и легально допустимых выгод.

Универсальным ядром мотивации субъектов экономического поведения является формула «максимум вознаграждения путем минимума затрат». Однако известно, что воплотить в жизнь эту формулу полностью невозможно. Тем не менее абсолютное большинство субъектов экономического поведения базируются в своих действиях на ее реализации, правда, часто с непредсказуемым и неясным исходом. Это объясняется тем, что любой из субъектов действует в определенной системе ограничений (лимитов), которые вносят существенные коррективы в их планы и намерения – как в начале, так и в процессе реализации поставленных целей.

Отсюда и специализация субъектов экономического поведения варьируется громадном диапазоне форм и возможностей, поскольку параметры экономического поведения значительно различаются в зависимости от различных факторов, и прежде всего от характера экономических ресурсов, запускаемых в рыночный оборот.

- Типы и виды экономического поведения, и их особенности

В социологии отсутствует строгая классификация различных видов экономического поведения. Это объясняется и неразработанностью самой категории «экономическое поведение», и разнообразием теоретических макро- и микроподходов в анализе различных явлений и уровней экономической жизни общества, и наличием множества теоретических подходов в рамках тех или иных социологических и экономических концепций.

Тем не менее, можно выделить следующие основные виды экономического поведения, реализуемые в различных фазах воспроизводственного цикла: дистрибутивное (распределительное), производственное, обменное и потребительское. В чистом виде эти виды экономического поведения практически не встречаются, однако по данной схеме легче всего проводить социологический анализ экономического поведения.

Рассмотрим перечисленные нами виды экономического поведения более подробно.

- Дистрибутивное (распределительное) поведение. Рынок можно понимать как бесконечный процесс перераспределения (редистрибуции) огромной массы экономических ресурсов по сети обмена и обращения, где множество субъектов перманентно получают и теряют право контроля над теми или иными благами.

Фактически дистрибутивные модели – поведенческие элементы многоликого института собственности, которые демонстрируют множество вариантов доступа к экономическим ресурсам, права контроля над ними. Все экономические ресурсы, находящиеся в обращении (рабочая сила, информация, капитал в различной форме, ноу-хау и др.), могут эффективно использоваться в том случае, если кому-то принадлежат. В то же время они существуют и функционируют не абсолютно автономно, а приобретают определенный смысл, значение (ценность), если для кого-то являются предметом интереса.

Гарантом того, что экономические ресурсы различного назначения будут сохранены и приумножены, является институт собственности, который обеспечивает соединение субъектов с экономическими ресурсами и защиту их прав.

В соответствии с мерой доступа к ресурсам и степенью контроля за получением выгоды от их оборота можно выделить три основные модели дистрибутивного поведения: хозяйственную, агентскую, функциональную.

Хозяйственная модель характеризует экономическое поведение субъектов, являющихся собственниками тех или иных экономических ресурсов. Она требует от собственника наличие: во-первых, компетентности функционально-технологической; во-вторых, компетентности правовой; в-третьих, компетентности экономической, т.е. способность преумножить товарную стоимость ресурсов.

Агентская модель дистрибутивного поведения реализуется различными субъектами экономического поведения, которые по поручению владельцев обеспечивают правовой, экономический и организационный контроль над действиями лиц, имеющих доступ к объекту чужой собственности с целью реализации, прежде всего хозяйского интереса и, соответственно, эффективного оборота экономических ресурсов. Примером являются менеджеры.

Функциональная модель дистрибутивного поведения свойственна субъектам, использующим и извлекающим на договорной или иной основе выгоду из полезных свойств экономических ресурсов, находящихся в собственности других лиц. Наиболее типичные, массовые модели дистрибутивного поведения подобного рода характерны для лиц, занятых по найму, и арендаторов.

Следующим видом экономического поведения выступает производственное поведение.

Производственное поведение связано, прежде всего, с накоплением, концентрацией материальных, технологических, интеллектуальных, организационных и других ресурсов, их соединением и комбинированием с целью получения благ с фиксированными потребительскими свойствами и прибыли (дохода) от их обращения на рынке.

Процесс изучения производственного поведения в социологии делится на два важнейших аспекта его реализации: первый аспект касается объединения человеческих ресурсов и проявляется в функционировании институциональных механизмов их интеграции (эта проблематика рассматривается социологией организаций); второй аспект касается специфики профессиональных действий множества людей, включенных в производственный процесс и демонстрирующих различные модели трудового поведения (эта проблематика рассматривается социологией труда, индустриальной социологией и др.).

Очевидно, что реальное применение профессиональных способностей работников возможно именно в тех случаях, когда они видят или предполагают конкретную пользу или выгоду от этого. В этой связи в зависимости от качества вознаграждения, его гарантированности и адекватности могут быть реализованы:

- форсированная модель затрат профессиональных способностей, т.е. интенсивное их использование в надежде на максимальное (в настоящем или будущем) вознаграждение;

- оптимально-равновесная модель затрат профессиональных способностей, т.е. регуляция работником своих затрат в соответствии с ожидаемой долей вознаграждения;

- минимизационная модель затрат, которая выполняется «на пороге» минимальной доли вознаграждения, за которым затраты теряют всякий смысл;

- незатратная (нулевая) модель, при которой затраты профессиональных способностей нецелесообразны и неприемлемы для их носителя.

Очевидно, что когнитивно-смысловой компонент этих моделей трудового поведения зависит от критериев, положенных в их основу. Это могут быть:

- затратно-потребительские модели (натуральные), ориентированные на компенсацию в виде определенных средств жизнеобеспечения;

- затратно-экономические модели, связанные непосредственно с первыми, но при этом компенсация оценивается только в деньгах;

- затратно-стратификационные модели, предполагающие в качестве компенсации определенные привилегии и престиж, связанный с тем результирующим статусом, к которому стремится индивид;

- затратно-креативные модели, осуществляемые ради реализации творческих, инновационных целей;

- затратно-гедонистические модели, предполагающие вознаграждение в самом процессе затрат;

- затратно-безвозмездные, т.е. альтруистические, модели.

На различных стадиях жизненного и профессионального циклов индивидов могут доминировать различные приоритеты, влияющие на способ реализации этих моделей поведения, а также на смысл, вкладываемый в достижение конкретного результата. Эти модификации обусловливаются качеством ресурсов, накопленных индивидом, уровнем и характером его социальных и профессиональных притязаний, ожиданиями референтных групп, влиянием конкретной социальной среды и субкультуры.

Обменное поведение. Оно обеспечивает движение различных экономических благ (товаров, услуг, информации) на рынке на основе учета и сравнения их ценности. Мера дефицитности обращающихся товаров проявляется в ценах. Она управляет действиями множества субъектов, являющихся по отношению друг к другу продавцами и покупателями.

Существуют разнообразные измерители социального обмена. Одни из них (например, деньги) универсальны и применимы в оценке множества ситуаций и действий, другие действуют только в определенных групповых, социокультурных и личностных контекстах. Некоторые формулы социального обмена вообще мало понятны наблюдателям со стороны, т.к. ориентируются на систему ценностей, приемлемых только для данной категории людей.

Методы и способы обмена зависят от множества факторов: экономических ресурсов, находящихся в обороте; механизмов ценообразования; компетентности действующих субъектов, их умения предвидеть, учитывать рыночную конъюнктуру, принимать на этой основе рациональные решения и пр. Формы экономического обмена чрезвычайно разнообразны, а обмен есть универсальный элемент всякого экономического действия, независимо от его специализации.

Наиболее наглядные и эмпирически обозримые элементы экономического обмена демонстрирует коммерция (торговля), которая относится к самому древнему классу экономических действий. Основой коммерческого поведения является формула: «интенсивность движения благ прямо пропорциональна выгоде от их оборота». Именно выгодность человеческой деятельности, по словам Ф. Хайека, побуждает многих избирать такой род занятий, при котором их усилия оказываются более продуктивными и соответствующим образом окупаются.

Перечислим объективные функции коммерческого поведения, включенного в процесс обмена экономическими ценностями:

- обеспечение поиска, координации и коммуникации производителя и потребителя, а также включение новых благ и услуг в рыночный оборот (коммуникативно-поисковая функция); (Ж. Бодрийяр «Общество потребления»)

- установление необходимых пропорций производства и потребления путем распределения ценовой информации между производителями и потребителями благ (регулятивно-информационная функция);

- формирование инфраструктуры рыночного обмена, его специализации и сегментации (конструктивная функция, т.е. создание и развитие рыночных структур);

- экономия средств и ресурсов производителей и потребителей в процессе взаимоприспособления их экономических интересов (посредническо-спекулятивная функция);

- обеспечение сохранения потребительских свойств экономических ресурсов, их кондиций в процессе их передачи (распределения) от производителей к потребителям (консервационная функция, т.е. создание средств хранения товаров);

- передача прав собственности на те или иные блага в процессе их перемещения по каналам рынка от одних пользователей (собственников) к другим (распределительная функция);

- предоставление гарантий и страхование рисков в процессе движения товаров (страховая функция, т.е. защита прав собственности на товар, обращающийся на рынке).

Эти функции коммерческого поведения достигают своего позитивного апогея только в очень развитом, насыщенном рынке благ и услуг, т.е. в тех условиях, когда продавец находится в жесткой зависимости от покупателя.

Потребительское поведение. Оно обеспечивает извлечение экономических благ из товарного оборота и присвоение их полезных свойств с целью удовлетворения многочисленных потребностей человека.

Исходный баланс потребления определяется тремя составляющими: уровнем дохода, стандартом потребления и степенью компетентности субъектов калькулировать свои действия, не выходя за пределы тех ресурсов, которыми они обладают. Доход потребительских ячеек (домашних хозяйств), независимо от того, как он получается, есть основной фактор их обеспечения. Если учесть, что доход – переменная величина, то очевидно, что количественные и качественные характеристики процесса потребления могут изменяться в зависимости от их колебаний.

Если отбросить этнические, регионально-культурные и другие различия, то можно сказать, что доходы и потребление растут в соответствии с ростом производительности труда и ВНП. Существуют множество стран с различным средним уровнем дохода и потребления. Пропорционально различаются в этих странах и реальные стандарты потребления различных социальных групп.

Говоря о специфике «потребительского поведения», можно выделить ряд факторов, которые существенно изменяют структуру (пропорции) потребления в сторону доминирования тех или иных потребительских предпочтений. Они демонстрируют объективные особенности функционирования домашних хозяйств и определяют конкретный баланс их потребления в зависимости от:

- образа жизни;

- стадии развития, на которой находятся домохозяйства;

- демографических характеристик, количества членов семьи;

- доминирующих социальных стандартов, отражающих их социально-культурную специфику.

Таким образом, конкретные стандарты и соответствующие им структуры потребления являются в большей степени фактом социальных привычек, традиций и стереотипов, чем чисто рациональных действий.

- Модели экономического поведения

Наряду с основными видами экономического поведения можно анализировать входящие в их структуру модели экономического поведения: монетарные (производное социального института денег), коммерческие, маркетинговые, посреднические, предпринимательские (инновационные) и др.

Особую роль в актуализации экономической активности играют инновационные модели экономического поведения – предпринимательские. Сущность предпринимательского поведения определяется, прежде всего, инновационным компонентом, позволяющим тому или иному агенту рыночного процесса реализовать такие решения и действия, которые обеспечивают так называемый предпринимательский доход.

Инновационный эффект предпринимательского поведения складывается как минимум из трех составляющих:

1. уникальные личностные качества и способности отдельных индивидов;

2. соответствующая рыночная среда, насыщенная огромным разнообразием потенциальных и реальных комбинаций, являющихся многоальтернативным полем предпринимательского выбора;

3. предпринимательская культура, включающая в себя определенный набор инструментальных и терминальных ценностей (по Рокичу), стандартов и образцов поведения, которые инициируют определенные социальные действия предпринимателей.

Причем постоянный риск неудачи, который является уделом значительного большинства, компенсируется перманентно появляющимися примерами уникальных результатов и достижений. Последние, как отмечал главный теоретик предпринимательского поведения Й. Шумпетер, в свою очередь, стимулируют экономическую активность новых поколений, а также инициативу многих не потерявших надежду неудачников и банкротов.

Согласно Йозефу Шумпетеру, источник экономического развития – инновации (как технические, так и организационные), воплощенные в предпринимательской деятельности.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема: Экономическая социология и экономическое поведение | Тема № 1. Предметно-методологические основы истории отечественного государства иправа
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 2170; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.