Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема № 10. Государство и право России в период буржуазно-демократической революции 1905-1907 годов, последующей реакции и 1-й мировой войны




Вопрос № 3.

Вопрос № 2. Государственный и общественный строй.

Вопрос № 1.

Вопрос № 3. Право России 2-й половины XIX века.

Вопрос № 2. Общественный строй и изменения в государственном строе

Вопрос № 1. Реформы России 2-й половины XIX века.

Тема № 9. Государственность и право России периода утверждения и развитиякапитализма

Вопрос № 3.

Вопрос № 2.

Вопрос № 1.

Вопрос № 3. Право России 1-й половины XIX века.

Вопрос № 2. Государственный строй и отдельные органы территориального управления.

Вопрос № 1. Общие черты развития России в 1-й половине XIX века и ее общественный строй.

 

1. Общие черты развития России:

* Продолжение процессов разложения феодально-крепостнического строя и развития буржуазных отношений:

- широкое распространение стали получать денежные оброки, что подрывало натуральные основы и барского, и крестьянского хозяйства,

- помещики стали заводить полотняные, суконные, винокуренные предприятия, которые обслуживались трудом крепостных крестьян,

- сельское хозяйство все больше производило часть продуктов специально для продажи.

- на базе кустарной и мелкой городской промышленности, крестьянских промыслов вырастала капиталистическая мануфактура,

- богатела часть крестьянства,

- из их среды вышли крупные капиталисты Морозовы, Гучковы, Прохоровы.

- перерастание в 30 - 50-х годах XIX века мануфактуры в капиталистическую фабрику, основанную на машинной технике.

*Формирование новых классов:

- буржуазии,

- пролетариата.

* значительное расширение применения наемного труда в промышленности.

В 1825 году 54% всех занятых в обраба­тывающей промышленности были наемные рабочие, большинство которых составляли оброчные крестьяне.

* Существование крепостного права приводило к тому, что спрос на
свободную рабочую силу был значительно выше ее предложения;

* проведение системы реформ и в первую очередь:

- в государственном механизме (создание министерств, Государственного совета),

- в праве (масштабная систематизация права, издание Свода законов Российской империи).

* Введение в России политической доктрины: «Православие, самодержавие, народность»;

* усиление антикрепостнического движения в России.

Усиление эксплуатации крестьян, произвол помещиков и администрации вызывали крестьянские волнения. В первой половине ХIХ века участились выступления крепостных, посессионных и наемных рабочих на мануфактурах, особенно на заводах Урала.

* Проявление антикрепостнических настроений в армии.

Волнения в 1820 году в Семеновском гвардейском полку, среди военных поселенцев и др.

* Волна национальных восстаний.

Восстание в Польше в 1830 -1831 годах под предводительством Тадеуша Костюшко.

* Восстание декабристов, положившее начало дворянскому этапу в истории революционного движения в России;

* присоединение значительных территорий по результатам военных кампаний против Франции, Турции, Швеции;

* рост населения России до 70 млн. человек;

* как следствие, развитие России имело следующие общие тенденции:

- усложнение общественных отношений,

- русификация национальных окраин,

- централизация и единообразие государственно-властных отношений,

- создание новых органов государственного управления,

- проведение масштабной систематизации российского права.

2. Общественный строй:

* Наряду со старыми классами феодалов, крестьян и городского населения зарождались новые классы:

- буржуазия,

- пролетариат.

* Разделение населения по признаку подданства и территориального происхождения на три категории:

- природные российские обыватели,

- иногородцы,

- иностранцы.

* В сословном отношенииофициально все население по-прежнему делилось на четыре сословия:

- дворянство,

- духовенство,

- крестьянство,

- городские жители.

1) Дворянство:

* Александр I восстановил действие «Жалованной грамоты дворянству», отмененной Павлом I;

*являлось экономически и политически господствующим классом;

*владело большей частью земли;

*имело монопольное право на владение крепостными людьми;

* составляло основу государственного аппарата, занимая в нем все командные должности;

* по различным критериям дворянство делилось на ряд прослоек:

- крупнопоместное дворянство,

- мелкопоместное дворянство,

- потомственное дворянство,

- личное дворянство,

- национальное дворянство,

- инонациональное дворянство,

- дворяне-помещики,

- дворяне-чиновники,

- дворяне военнослужащие.

* Дворяне получали с развитием капиталистических отношений новые права:

- иметь в городах фабрики и заводы,

- вести торговлю наравне с купечеством и др.

2)Духовенство:

* Делилось на черное (монашествующее) и белое (приходское);

* получило новые привилегии и права:

- освобождение от телесных наказаний,

- дома духовенства освобождались от поземельного сбора иот постоя,

- с 1822 года священно и церковнослужителям из дворян предоставлялось право совершать купчие на мастеровых и крестьян.

- дворянские права приобретало награжденное орденами духовенство.

Вместе с орденом получало так называемое командорство, то есть участок населенной земли на основе права пользования с целью извлечения доходов. Всего за период 1825-1845 гг. дворянские права получили более 10 тыс. представителей духовенства.

* Ограничение духовного сословия только лицами, непосредственно несущими службу в церквах:

- было дозволено лицам духовного звания, не имеющим штатных мест,
по желанию избирать себе «род жизни»,

- детям священнослужителей «за излишеством» предлагалось избрать гражданскую или военную службу,

- не сделавших это в течение года надлежало «непременно» записывать в одно из податных состояний.

* С 1842 года постепенно осуществлялся перевод на государственное содержание
приходского духовенства.

3) Крестьяне:

* Феодально-зависимые крестьяне составляли основную массу населения;

* крепостные крестьяне, согласно отдельных норм Свода законов Российской империи, причислялись к движимому имуществу;

* принимаются ряда государственных актов изменяющих статус ряда крестьянских прослоек:

- 20 февраля 1803 г. был принят указ о свободных хлебопашцах.

По этому указу помещики получили право (но не были обязаны) отпускать своих крестьян на волю за установленный ими самими выкуп.

- В 1816 - 1819 годах Александр I освободил крестьян Эстляндской, Лифляндской иКурляндской губерний без земли,

- с 1816 года часть государственных крестьян была переведена на положение военных поселенцев,

- в целях развития промышленности Указом от 28 декабря 1818 года разрешено всем крестьянам, в том числе и помещичьим, «учреждать фабрики и заводы».

* Крестьяне подразделяются на следующие прослойки:

- помещичьи:

+ дворцовые,

+ барщинные,

+ оброчные,

+ месячные (посессионные);

- государственные:

+ для управления государственными крестьянами было учреждено Министерство государственных имуществ,

+ было упорядочено оброчное обложение,

+ несколько увеличены земельные наделы государственных крестьян,

+ регламентированы органы крестьянского самоуправления: в волостях действовали волостной сход и волостное управление, а в селах
и деревнях сельский сход и сельский староста;

- обязанные:

+ на статусе военных поселенцев,

+ казаки,

+ несли дополнительно военную службу;

- удельные, принадлежащие царской фамилии,

- лично свободные крестьяне:

+ вольные хлебопашцы,

+ крестьяне Польши, Финляндии и Остзейского края,

+ капиталистые крестьяне в виде ростовщиков, скупщиков, торговцев, то есть занимающиеся предпринимательской деятельностью.

4) Городское население:

* Получило также название – городские обыватели;

* городское население делилось на ряд категорий:

- почетные граждане:

+ личные,

+ потомственные;

- купечество двух гильдий:

+ оптовые торговцы,

+ розничные торговцы;

- цеховое население, то есть ремесленники, приписанные к цехам:

+ мастера,

+ подмастерье;

- мещане:

+ мелкие торговцы (коробейники),

+ посадские люди,

- рабочие люди.

* В 1832 году для наиболее богатых и влиятельных представителей нарождавшейся буржуазии и для некоторых других категорий населения было учреждено личное и потомственное почетное гражданство;

* введение новой сословной группы - почетных граждан - имело также своей целью оградить сословие дворян от проникновения представителей буржуазии;

* в разряд потомственных почетных граждан входили:

- крупные капиталисты,

- ученые,

- художники,

- дети личных дворян.

* К личным почетным гражданам относились:

- низшие чиновники,

- лица, окончившие высшие учебные заведения.

* Почетные граждане имели ряд привилегий:

- не платили подушной подати,

- не несли рекрутской повинности,

- освобождались от телесных наказаний.

* Купечество стало делиться не на три, а на две гильдии:

- к первой относились опто­вые торговцы,

- ко второй - розничные торговцы.

* Купцы сохраняли свои привилегии, могли награждаться орденами и чинами.

* Группу цеховых составляли ремесленники, приписанные к цехам и делившиеся на две категории:

- мастера,

- подмастерье.

* Для перехода из разряда подмастерьев в мастера необходимо было:

- проработать подмастерьем не менее трех лет,

- достичь совершеннолетия,

- выдержать соответствующие испытания на мастерство.

* Большинство городского населения составляли мещане:

-значительная часть работала на фабриках и заводах по найму,

- небольшая часть занималась мелкой уличной торговлей.

* Самую низшую группу городского населения составляли так называемые рабочие люди:

- к ним законодательство относило «порочных и подозрительных лиц дурного поведения»,

- не принимались в состав мещанских обществ «за пороки их и за неисправимый платеж податей и других сборов».

1. Общие черты государственного механизма:

* Россия, по форме правления, оставалась абсолютной монархией,

* абсолютизм получил окончательное закрепление,

* государственное строительство обуславливалось необходимостью совершенствования и приспособления властного аппарата к нуждам времени;

* разработка новых доктрин государственного управления, в первую очередь под руководством М.М. Сперанского;

* образование новых органов государственного управления.

2. Система органов государственного механизма:

1) Император:

* Наделен всеми атрибутами абсолютного монарха;

* неограниченный властный статус корректируется только властными функциями в связи с созданием новых органов государственной власти.

2) Совет при императоре:

* Совещательный орган с узким составом членов;

* часто менял свое название:

- до 1801 года действовал как Совет при Высочайшем дворе,

- затем был создан Непременный совет из 12 человек,

- имел чисто совещательные функции,

-функционировал до создания Государственного совета.

3) Государственный совет:

* Учрежден царским манифестом в 1810 году;

* просуществовал с некоторыми изменениями до 1917 года;

* инициатором создания этого органа являлся крупный государственный деятель М.М. Сперанский;

* был задуман как законосовещательный орган, разрабатывавший проекты законодательных актов для последующего утверждения императором;

* членами Совета (по должности или по назначению царя) являлись:

- крупные чиновники,

- крупные помещики,

- общее их число колебалось в различные годы от 40 до 80 человек.

* Председательствовал в Совете император, а в случае своего отсутствия он назначал председательствующего из его членов:

* Государственный совет включал:

- пять департаментов:

+ законов,

+ дел военных,

+ дел гражданских и духовных,

+ государственной экономии,

+ дел царства Польского, был создан после польского восстания 1830-1831 годов;

- особое присутствие из прикрепленных к департаментам членов Совета,

- государственный секретарь, ведавший организацией работы и документооборотом,

- канцелярия государственного секретаря, где велось делопроизводство,

- отделения для работы по отдельным текущим вопросам деятельности Совета, подчиненные государственному секретарю.

* Со второй четверти XIX века законопроекты стали разрабатываться в царской
канцелярии, министерствах, специальных комитетах:

- обсуждение их в Государственном совете стало только формальным.

- нередки были случаи, когда законопроекты вносились в Государственный совет с резолюцией царя: «желательно мне, чтоб принято было».

4) Собственная его величества канцелярия:

* Была органом, связывавшим царя с правительственными учреждениями по всемважнейшим вопросам государственного управления;

* во второй четверти XIX века канцелярия превратилась в непосредственный
аппарат при царе и рассматривала все важнейшие вопросы жизни страны;

* состояла из шести отделений, возглавляемых главноуправляющими и начальниками:

- первое отделение:

+ осуществляло контроль над министерствами,

+ готовило законопроекты,

+ ведало назначением и увольнением высших чиновников(с одобрения и утверждения царя);

- второе отделение решало задачи кодификации законов,

- третье отделение:

+создано для борьбы с революционным движением в стране,

+ руководило также деятельностью корпуса жандармов;

- четвертоеотделениезанималось:

+ благотворительнымиучреждениями,

+ женскими учебными заведениями;

- пятое отделение было создано для разработки проекта реформ управления государственными крестьянами.

* шестое отделение, существовавшее с 1842 по 1845 год, занималось подготовкой
предложений по управлению Кавказом.

5)Сенат:

* В основном сохранялась роль высшего судебного учреждения;

* департаменты в Сенате - высшие апелляционные инстанции для судов губерний;

* имел право ревизовать местные органы:

- принимать решения по результатам ревизий не мог, а только составлял общие заключения,

- передавал свои заключения другим высшим государственным органам.

6) Министерства:

* На основании царского манифеста «Об учреждении министерств», опубликованного в 1802 году, было создано восемь министерств:

- военных сухопутных сил,

- морских сил,

- иностранных дел,

- юстиции,

- внутренних дел,

- финансов,

- коммерции,

- народного просвещения.

* Министерства во внутренней структуре включали:

- министр,

- совет министра,

- помощники, называвшиеся «товарищами министра»,

- чиновники,

- департаменты, возглавлявшиеся директорами,

- канцелярии, возглавлявшиеся директорами,

* Два из них были новыми и не имели предшественников (в виде коллегий):

- Министерство внутренних дел,

- Министерство народного просвещения.

* На Министерство внутренних дел, кроме поддержания порядка в стране, возлагалась обязанность по управлению государственной промышленностью и строительством;

* Министерство просвещения решало задачи:

- идеологической обработки масс,

- воспитания их в духе преданности царизму,

- подготовки кадров для государственного аппарата,

- цензуры над издававшейся литературой.

* Министерству просвещения подчинялись:

- Академия наук,

- университеты и другие учебные заведения,

- типографии частные и государственные,

- библиотеки и музеи.

* Министры должны были ежегодно представлять в Сенат отчет о своей деятельности;

* фактически они несли ответственность перед императором;

* министрам вверяласьисполнительнаявластьвпределахдеятельности порученных им министерств;

* наиболее важные дела рассматривались Советом при министре – совещательным органом, куда входили товарищи министра и директора департаментов;

* число министерств и приравненных к ним учреждений увеличивалось и были в дальнейшем созданы:

- Государственное казначейство,

- Ревизия государственных счетов (государственный контроль),

- Главное управление путей сообщения,

- Главное управление духовных дел разных исповеданий.

7) Комитет министров:

* В Манифесте 1802 года не было четкой регламентации его деятельности, а лишь упоминалось, что министры могли собираться вместе для решения сложных вопросов;

* полномочия и формы деятельности Комитета министров вырабатывались на практике;

* Комитет министров рассматривал вопросы смешанной компетенции нескольких министерств;

* председательствовал на его заседаниях император;

* в 1812 году получил законодательное оформление;

* в его состав вошли:

- министры,

- председатели департаментов Государственного совета,

- государственный секретарь,

- другие лица в соответствии с назначением императора.

* Комитет министров рассматривал:

- различные вопросы управления страной,

- ежегодные отчеты министров,

- дела о «спокойствии и безопасности» страны,

- проекты законов,

-дела о награждениях и взысканиях чиновников,

- результаты проверок, наблюдений за деятельностью губернаторов.

* Заключения Комитета министров не производились в исполнение до тех пор, пока не утверждались государем- императором.

8) Временные комитеты:

* Являлись, как правило, секретными;

* их создание особенно часто практиковалось во второй четверти XIX века;

* создавались лично царем из наиболее близких к нему людей;

* решали вопросы, не требовавшие огласки, открытого обсуждения.

Например, острый вопрос об устройстве государственных крестьян, крепостных крестьян, дворовых людей и т.д. в различное время (1828, 1835, 1849 годы) рассматривали до 10 комитетов.

Секретность деятельности этих комитетов вызывалась боязнью волнений крестьян и возможным недовольством дворянства.

Широкую известность получил так называемый негласный комитет (1801-
1803 годов), подготовивший ряд реформ государственного аппарата (создание министерств и др.).

Создавались комитеты по борьбе с голодом (1840 г.), секретные комитеты, управлявшие страной от имени временно отсутствующего императора (1828, 1849 гг.) и др.

3. Судебные и карательные органы, армия:

1) Судебные органы:

* В первой половине XIX века были упразднены:

- верхний земский суд,

- губернский магистрат,

- верхняя расправа.

* Палаты уголовного и гражданского суда в губерниях стали судами второй инстанции по делам всех сословий;

* палата гражданского суда стала выполнять нотариальные функции;

* с 1808 года стали создаваться коммерческие суды, которые рассматривали:

- вексельные дела,

- дела о торговой несостоятельности и т.д.

* Дела всех сословий рассматривались и надворными судами, созданными в столицах;

* действовали ведомственные суды:

- военные,

- морские,

- горные,

- лесные,

- путей сообщения,

- также духовные,

-волостные крестьянские суды.

* Судебное управление находилось в руках созданного в 1802 годуМинюста.

2) Специальные карательные органы:

* Карательные функции в той или иной мере выполняли почти все звенья государственного аппарата, в особенности:

- армия,

- полиция,

- суд.

* В 1802 году создано Министерство внутренних дел, которое наряду с другими
функциями возглавляло деятельность местных административно - полицейских учреждений;

* в 1826 году создано Третье отделение Собственной его величества канцелярии;

* компетенция Третьего отделения:

- руководство полицией,

- борьба с революционерами, сектантами и раскольниками,

- высылка и размещение «людей подозрительных»,

- управление тюрьмами, в которых находились «государственные преступники»,

- наблюдение за всеми иностранцами в государстве.

* Аппарат Третьего отделения состоял из пяти экспедиций:

-первая экспедиция (секретная):

+вела непосредственно борьбу с революционным движением в стране,

+ проводила следствие по политическим делам,

+следила за деятельностью революционных организаций и отдельными революционерами;

-вторая экспедиция:

+ ведала борьбой с религиозными, а также крупными
должностными преступлениями,

+ управляла политическими тюрьмами (Шлиссельбургской крепостью, Алексеевским равелином, Петропавловской крепостью);

- в обязанность третьей экспедиции вменялось наблюдение за иностранцами, проживавшими в России,

-четвертая экспедиция вела борьбу с крестьянскими волнениями,

- пятая (учрежденная в 1842 году) осуществляла цензуру.

* Третье отделение могло затребовать интересующие его сведения у любого министра, генерал - губернатора и губернатора;

* Третье отделение опиралось в своей деятельности на созданный по Указу 1827
года жандармский корпус:

- Жандармский корпус подразделялся на:

+главное,

+ окружные (всего в стране было 7 жандармских округов),

+ губернские управления.

- Главное управление возлагалось на шефа жандармов.

2) Тюрьмы:

* Какого-либо законодательства о них долго не было;

* первым общегосударственным актом в этой области явился «Свод учреждений и уставов о содержащихся под стражей и ссыльных» 1832 года, дополненный и измененный в 1842 году;

* в Своде закреплялась зависимость положения арестантов от их классовой, сословно принадлежности и отдельных политических признаков:

- дворяне, чиновники, купцы первой и второй гильдий отделялись от «прочих арестантов»,

- их бытовые условия, питание, обращение с ними были не такими, как арестантов из народа,

- помещикам для услужения разрешалось брать в тюрьмы своих крепостных,

- лица, совершившие государственные преступления, содержались в политических тюрьмах,

- вмонастырскиетюрьмы(Кирилло-Белозерскогомонастыря. Соловецкого монастыря и т.д.) заточались «преступники против веры»,

- в общеуголовных тюрьмах сидели рабочие и крестьяне,

-для рабочих заводчики (например, Демидовы) иногда строили свои тюрьмы.

3) Армия:

* Продолжала служить классовым целям;

* строилась в основном на организационно-правовых началах, заложенных еще законодательством Петра I;

* в первой половине XIX века усилились палочная дисциплина и муштра;

* введена система военных поселений:

- военные поселения после 1831 года стали упраздняться и полностью были ликвидированы в 50-х годах,

- военные поселенцы были превращены либо в государственных,
либо в удельных крестьян.

4. Местные органы и управление зависимыми народами:

1) Местные органы:

* в первой половине XIX века почти не подвергались изменениям;

* в 1837-1838 годах было упорядочено управление государственными крестьянами:

-в губерниях были учреждены палаты государственных имуществ,

- в уездах - окружные управления государственных имуществ,

- в волостях - волостные правления,

- лица, избранные в волостное правление, подлежали утверждению палатой государственных имуществ.

2) Управление зависимыми народами:

* Территории, входившие в состав России, находились на разных ступенях социально-экономического развития;

* В конце XVIII века царизм ликвидировал самостоятельность органов местного управления ряда окраин, которой они ранее располагали:

- распространил на них губернскую реформу 1775 года,

- Местные феодалы были уравнены в правах с русскими дворянами,

- губернская реформа была распространена без учета национального состава населения.

* Для народов Сибири в 1822 году был издан устав, подготошгенный М.М.
Сперанским:

-по уставу все нерусские («инородные») народы Сибири делились на:

+ оседлых,

+ кочевых,

+ бродячих;

- оседлые приравнивались по своим правам и обязанностям к русским
согласно их сословной принадлежности, в частности, земледельцы включались в число государственных крестьян.

- для кочевых и бродячих «инородцев» сохранялось родовое
управление:

+ стойбище или улус (не менее 15 семей), которые возглавлялись старостами,

+ для бурят, хакасов и одно время для якутов создавались также степные думы – органы управления ими, которые возглавлялись местной феодально-родовой знатью (тойонами, зайсангами, шуленгами и т. д.) и ведали административными, финансовыми и судебными (за исключением тяжких преступлений) делами.

* Управление Финляндией отличалось рядом особенностей:

- именовалась Великим княжеством Финляндским,

- Русский император являлся одновременно великим князем Финляндским, представлял Финляндию во внешних сношениях, был главой исполнительной власти.

- Александр I в 1809 году утвердил прежнюю конституцию Фин­ляндии, по которой:

+ законодательная власть принадлежала сословному сейму,

+ исполнительная - Правительствующему сенату из 12 человек, избранных сеймом;

- В 1816 го­ду сенат был переименован в Императорский финляндский сенат:

+ возглавлялся назначенным царем генерал-губернатором,

+ фактически административная власть находилась в руках генерал-губернатора, сейм же почти не функционировал.

* В 1815 году Польше была дарована Конституционная хартия:

- Русский император стал одновременно и королем Польским,

- Польше позволено было иметь свои выборные органы:

+ шляхтичи и богатые горожане избирали законосовещательный сейм, который, созывался очень редко (в 1818, 1820, 1825 годах),

+ административная власть находилась в руках наместника царя.

+ при наместнике, в качестве совещательного органа. действовали Государственный совет, а также состоявший из министров поляков Административный совет.

* Бессарабия после присоединения к России получила автономию:

- управление осуществлялось Верховным советом из десяти местных феодалов во главе с наместником царя,

- в 1828 году бессарабийское самоуправление было урезано:

+ во главе администрации стал губернатор,

+ Верховный совет был преобразован в Областной с правами совещательного органа.

 

1.Проведена масштабная систематизация права России исследуемого периода, предпосылками которой являлись:

* Устарение Соборного Уложения;

* накопление значительного количества актов;

* противоречивое содержание источников права;

* источники права не отражали в достаточной мере потребности общественно-экономического развития;

* отсутствие официальной или частной публикации правовых актов;

* многие акты копировались путем ручной переписи, со многими ошибками субъективного характера.

2. Основные источники права:

* Полное собрание законов Российской империи:

- расположение законодательных актов в хронологическом порядке,

- в составленный реестр отобранных актов вошли 53239 наименований,

- к 1830 году Полное собрание законов было подготовлено, а в апреле 1830 года напечатано,

- включало 40 томов законов (33920 актов) и 6 томов приложений (указатели,
книга чертежей и рисунков и т.д.).

* Свод законов Российской империи:

- составлен в 1832 году,

- был опубликован и введен в действие с 1835 года,

- в Свод были включены лишь действующие акты,

- из противоречащих друг другу актов составители выбрали позднейшие,

- акты расположены по определенной системе, соответствовавшей отраслям права,

- имело место деление права на публичное и частное,

- Свод делился на 8 главных разделов (книг), охватываемых 15 томами,

- в 1854 году вышло второе издание Свода законов, а в 1857 году – третье.

* В 1836 году была начата работа по созданию нового уголовного закона:

- в 1945 году он был утвержден под названием – «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных»,

- с 1 мая 1846 года судебные органы должны были руководствоваться Уложением, а не более ранними актами в данной сфере правового регулирования.

Имело место принятие и других источников права, на которые мы будем ссылаться при его отраслевой характеристике.

Систематизация русского права привела к формированию специальных отраслей законодательства: гражданского, уголовного и других, что явилось важным этапом в его развитии.

3. Отраслевая характеристика права:

1) Право собственности:

* Было систематизировано в X томе Свода законов;

* имущество делилось на

- недвижимое,

- движимое;

* недвижимое имущество подразделялось на:

- «благоприобретенное»,

- родовое.

* Статьей 262 части 1 тома X впервые в русском законодательстве было дано понятие права собственности, как права «исключительно и независимо от лица постороннего владеть, пользоваться и распоряжаться оным (имуществом) вечно и потомственно», то есть на лицо закрепление «триады» права собственности;

* право собственности на землю определялось как право «на все произведения на поверхности ее, на все, что заключается в недрах ее, на воды, на все ее принадлежности»;

* земля признавалась собственностью только дворян;

* наряду с правом собственности защищалось право законного владения;

* находит закрепление и применение правовой институт сервитута.

2) Обязательственное право:

* Договоры заключались по взаимному соглашению договаривающихся сторон;

* предметом договора могли быть имущество или «действия лиц»;

* договоры можно было заключать как письменно, так и устно;

* для некоторых договоров (займа, дарения, залога недвижимого имущества, поклажи и т.д.) требовалась письменная форма;

* всякий договор, «правильно составленный», подлежал исполнению;

* закон предусматривал следующие средства обеспечения договоров:

- поручительство,

- неустойка,

- залог недвижимого имущества,

- заклад движимого имущества.

* Основные виды договорных отношений характеризовались следующим образом:

- запрещалась мена недвижимого имущества, кроме отдельных случаев (например, посадам и городам разрешалось для получения удобного выгона менять казенные земли на помещичьи),

- мена движимого имущества не ограничивалась,

- договор купли-продажи мог совершаться как самим собственником, так и другими лицами «по доверенности»,

- продавать можно было лишь то имущество, которое при­надлежало продавцу на праве собственности, в том числе крепостных крестьян,

- продажа недвижимого имущества совершалась посредством оформления купчих крепостей, составление которых подробно регламентировалось законом,

- недвижимое имущество запрещалось сдавать в наем на срок свыше 12 лет,

- договор личного найма составлялся на 5 лет,

- договор займа мог заключаться под проценты, но в размере не более 6% годовых,

- существенно регламентировался договора товарищества:

+ товариществамоглисоздаваться«поторговле,позастрахованию, по перевозкам и вообще по какой бы то ни было промышленности»,

- различались товарищества трех видов:

+ товарищество полное;

+ товарищество на вере;

+ товарищество по участкам (акционерная компания).

3) Семейное право:

* Книга первая Свода законов «О правах и обязанностях семейных» регулировала семейно-брачные отношения;

* брачный возраст:

- для мужчин - в 18 лет,

- для женщин - в 16 лет,

- для отдельных народов, пример Закавказья, соответственно 15 и 13 лет,

- лицам старше 80 лет вступать в брак запрещалось.

* Заключение брака зависело не только от согласия вступавших в брак, но и от:

- согласия их родителей,

- опекунов или попечителей.

- лица, состоявшие на военной или гражданской службе, должны были иметь письменное согласие начальства на их брак,

- помещичьи крестьяне не могли вступать в брак без разрешения владельца.

* Запрещались браки христиан с нехристианами;

* запрещалось вступать в четвертый брак;

* законным браком считался лишь церковный брак;

* формы заключения брака:

- венчание при первом браке,

- благословение при втором браке.

* Расторжение брака разрешалось и производилось только церковью4

* Основаниями для расторжения брака являлись:

- неспособность к брачному сожитию,

- прелюбодеяние,

- безвестное отсутствие супруга более 5-ти лет,

- смерть супруга,

- покушение на жизнь супруга,

- принятие монашества и др.

* Общественный статус жены определялся статусом мужа;

* подчинение жены мужу;

* муж был лишен права наказывать жену;

* в имущественных отношениях супруги были независимы;

* широкая власть родителей над детьми:

- непослушные дети по воле родителей могли быть помещены в «смирительные дома»,

- запрет детям жаловаться на родителей в органы церковной и светской власти.

* дети делились на:

-законных,

- незаконных, рожденных вне брака.

* Незаконные не имели права на фамилию отца и на наследование его имущества.

4) Наследственное право:

* Имущество переходило к наследникам либо по завещанию, либо по закону;

* духовное завещание должно было составляться:

- «в здравом уме и твердой памяти»,

- лицами не моложе 21 года, «имеющими по законам право отчуждать свое имущество»,

- в письменной форме в 3-х ее разновидностях:

+ нотариальной,

+ домашней,

- исключительной.

* Признавались недействительными завещания:

- несовершеннолетних, монашествующих лиц,

- самоубийц,

- лиц лишенных всех прав.

* Завещание имущества жене требовало только в пожизненное пользование с передачей затем наследнику по мужской линии;

* при отсутствии завещания имущество наследовалось по закону;

* ближайшее право наследования имели родственники мужского пола по нисходящей линии, т.е. сыновья умершего.

- если не было сыновей, наследниками становились внуки,

- при отсутствии внуков - правнуки и т.д.

* Дочь при живых братьях получала:

-1/14 часть недвижимого имущества.

-1/8 часть движимого.

* При отсутствии нисходящих наследников мужского пола к наследованию призывались нисходящие наследники женского пола:

- дочери,

- внучки и т.д.

* Если не было нисходящих наследников, наследство переходило к родственникам по боковой линии;

* при отсутствии таких родственников наследниками становились родители;

* пережившая супруга получала:

- из недвижимого имущества 1/7 часть,

- из движимого -1/4.

5) Уголовное право:

* Основными источниками уголовного права являлись:

- 8-я книга Свода законов Российской империи в 11 разделах и 765 статьях,

- Военно-уголовный Устав 1839 года,

- Уложение о наказаниях уголовных и исправительных в 12 разделах 2224 статьях,

* Впервые были выделены Общая и Особенная части уголовного права;

* не было четкой грани между понятиями «преступление» и «проступок».

В ст. 4 Уложения записано следующее:«Преступлениемилипроступком признаетсякаксамое противозаконное деяние, так и неисполнение того, что под страхом наказания уголовного или исправительного законом предписано».

* в Уложении устанавливались:

- формы вины,

- стадии совершения преступления,

- виды соучастия,

- обстоятельства, смягчающие или отягчающие вину, устраняющие уголовную ответственность,

- крайняя необходимость,

- необходимая оборона.

* Сроки давности устанавливались лишь для преступлении;

* привлечение к частичной уголовной ответственности было возможно уже в возрасте от 10 до 14 лет;

* незнание закона не освобождало от наказания;

* Виды преступлений:

- преступления против веры,

- государственные преступления,

- преступления против порядка управления,

- должностные преступления,

- преступленияипроступки против законов о состояниях.

- преступления против жизни, здоровья, свободы и чести частных лиц,

- преступления против собственности частных лиц,

-неповиновения фабричных и заводских людей,

-крепостных людей против своих господ и др.

* Система наказаний делилась на два разряда:

- наказания уголовные,

- наказания исправительные.

*К наказаниям уголовным относились:

-лишение всех прав состояния (сословных, супружеских, родительских, собственности) в сочетании:

+ либо со смертной казнью,

+ либо со ссылкой на каторжные работы,

+ либо со ссылкой на поселение в Сибирь или на Кавказ.

Осужденных на каторгу клеймили. На лбу и щеках у них ставилось слово «кат» (каторжный).

- битье плетьми.

* К наказаниям исправительным относились:

- лишение особых прав и преимуществ:

+ титулов,

+ чинов.

+ орденов;

- ссылка,

- отдача в исправительные арестантские роты,

- заключение в:

+ крепость,

+ тюрьму,

+ смирительные или работные дома;

- кратковременный арест,

- выговор в присутствии суда,

- денежные взыскания.

* Дворяне, духовенство, почетные граждане, купцы первой и второй гильдий, феодалы других народностей освобождались от:

- наложения клейма,

- заключения в оковы,

- наказания плетьми, шпицрутенами, палками, розгами.

6) Досудебный и судебный процесс:

* Регламентировался в томе XV Свода законов, более чем800 статьях;

* в основном оставался инквизиционным;

* решающая роль в процессе отводилась полиции;

* следствие по закону подразделялось на:

- предварительное (досудебное);

- формальное (судебное).

* По порядку сбора доказательств следствие было 2-х видов:

- генеральное: сначала сбор доказательств, а затем обвинение,

- специальное: соответственно наоборот.

* Дело начиналось по основаниям:

- донос,

-жалоба отдельных лиц,

- инициатива прокурора, стряпчих или полиции.

* Прокуроры и стряпчие осуществляли надзор за следствием;

* после окончания следствия дело направлялось в суд;

* судебного следствия как части судебного разбирательства не существовало:

- стороны на суде не присутствовали.

- дело докладывал по составленным «выписям» один из членов суда или секретарь,

- как правило, свидетели и эксперты в суд не вызывались,

- сам обвиняемый вызывался в суд лишь для выяснения вопроса о том, применялись ли к нему недозволенные приемы при производстве следствия.

* Доказательства делились на совершенные и несовершенные:

- к совершенным относились:

+ собственное признание обвиняемого, как главное доказательство,

+ письменные доказательства, признанные им,

+ заключениемедицинскихэкспертов,

+ совпадающие показания двух свидетелей, не отведенных подсудимым;

- к несовершенным доказательствам закон относил:

+ внесудебное признание обвиняемого, подтвержденное свидетелями,

+ оговор им посторонних лиц,

+ повальный обыск,

+ показания одного свидетеля,

+ улики.

* При недостаточномколичестве уликсуд невыносил обвинительныйили оправдательный приговор, а оставлял подсудимого под подозрением;

* в случае необоснованности жалобы жалобщика подвергали телесному наказаниюили тюремному заключению;

* по наиболее тяжким уголовным делам суд 1-й инстанции составлял «мнение».

* выделялись дела, подсудные духовному суду и военным судам;

* крестьян, выступавших против помещиков и оказывавших сопротивление присланным для их усмирения воинским командам судил военный суд:

- приговор такого суда после утверждения губернатором или министром внутренних дел приводился в исполнение немедленно.

* Дела о «маловажных преступлениях» (мелкие кражи до 20 руб., легкие побои,
пьянство и др.) решались в сокращенном порядке полицейскими чиновниками;

* помещики имели право самостоятельно производить «расправу по маловажным преступлениям, учиненным помещичьими крестьянами».

Вопрос на самоподготовку: Конституционные проекты декабристов, их сущность и содержание.

 

Контрольные вопросы:

1. Сословия общественного строя и их статус.

2. Государственно-правовыеакты,направленныенаизменениестатуса отдельных сословий общества.

3. Общиечертыгосударственно-правовыхреформ,предложенныхи реализованных М.М. Сперанским.

4. Государственныйсовет,СобственнаяегоВеличестваканцелярия, министерства как новые органы государственной власти.

5. Реформы судебных и карательных органов в России и их содержание.

6. Формы государственности предусмотренные в конституционных проектах декабристов.

7. Особенностигосударственногоуправлениязависимымитерриториямии народами.

8. Этапы систематизации права России 1-й половины XIX века и их общая характеристика.

9. СводзаконовРоссийскойимперии,егоструктураисферыправового регулирования.

10. Уложениеонаказанияхуголовныхиисправительныхкакоснова регулирования уголовно-правовых отношений.

11. Общие черты отраслевой характеристики права 1-й половины XIX века.

 

Литература

Азаркин Н.М. История юридической мысли России: Курс лекций – М., 1999.

Батыр К.И. История государства и права России: Учебник – М., 2007.

История государства и права: Словарь-справочник. / Под ред. М.И. Сизикова – М.: Юридическая литература, 1997.

10. Исаев И.А. История государства и права России: Учебник – М., 2008.

12. История государства и права России: Учебник. /Под ред. Ю.П. Титова - М., 2007.

14. История государства и права России: Учебник. /Под ред. О.И. Чистякова - М.,2008.

Историяполитических и правовых учений: Учебник. / Подред. О.Э. Лейста – М.:Зерцало, 2001.

Отечественное законодательствоXI – XX веков. Ч.1. XI - XIX века: Пособие для семинара/ Подред. О.И. Чистякова- М.: Юристъ,1999.

Хрестоматия по истории государства и права России: Учебноепособие. /Составитель Ю.П. Титов – М., 2001.

Беляев И.Д. История русского законодательства. СПб., 1999.

Государственное управление и самоуправление в России.М., 1995.

Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. М., 1983.

Калинин В.Д. Из истории городского самоуправления в России. М., 1994.

1. Крестьянская реформа:

1) Подготовка к проведению реформы:

* В 1857 году был создан Секретный комитет по крестьянскому делу;

* в дальнейшем был преобразован в Главный комитет по крестьянским делам;

* избранный и разрабатываемый проект крестьянской реформы предусматривал:

-освобождение крестьян от крепостной зависимости,

- сохранение помещичьей собственности на землю,

- сохранение за крестьянами их дореформенных земельных наделов:

+ сначала в пользовании (за выполнение повинностей в положении временно обязанных),

+ после выкупа - в собственности;

- выделениегосударствомсредствна выкупнуюоперацию споследующим погашением долга крестьянами в пропорции:

+ 80 % выплачивало государство

+ 20% сами крестьяне с рассрочкой на 49 лет, под 6% годовых;

- Запрет отказываться от земельных наделов в течение первых девяти лет,

- введение местного самоуправления.

2) Проведение реформы:

* 19 февраля 1861 года царь подписал манифест об отмене крепостного права;

* крепостное право помещиков на крестьян отменялось навсегда,

* крестьяне объявлялись свободными сельскими обывателями.

* в целях предотвращения обвальной пролетаризации городов крестьянам запрещалось отказываться от земельных наделов в течении первых девяти лет;

* крестьян наделили гражданскими правами и свободами:

- свободой вступлениябрак,

- самостоятельного заключения договоров,

- правом обращения в суд,

- заниматься предпринимательством и торговлей,

-поступать на службу,

- поступать в учебные заведения,

-отлучаться с места жительства,

- переходить в другие сословия.

* Были созданы органы самоуправления сельского общества:

- сход села, деревни, на котором крестьяне выбирали на три года сельского старосту и сборщика податей,

- сход волости, на котором выбирали волостное правление во главе с волостным старостой и волостных судей для решения дел о
маловажных проступках и тяжбах крестьян.

* В роли землепользователя и собственника был признан не отдельный крестьянин, а крестьянская община в целом;

- реформа перевела крестьян в разряд податных сословий, облагаемых подушной и другими податями на основе круговой поруки:

- каждое податное общество отвечало за всех своих членов (круговая порука).

* Пока крестьянепользовались наделаминевыкупив их,онипризнавались «временнообязанными» и несли определенные повинности в пользу помещиков, размер которых определялся уставными грамотами;

* для кредитования реформы были образованы Крестьянский и Дворянский банки.

3) Основными недостатками реформы были:

* Сохранение феодальных пережитков и прежде всего помещичьего землевладения;

* при проведении реформы власти исходили из интересов помещиков;

* несмотря на получение личной свободы, экономическая свобода крестьянина была ограничена:

- непосильными выкупными платежами,

- общинным мироустройством и круговой порукой.

- уйти из общины можно было, лишь выплатив половину оставшегося долга и при гарантии, что другую половину выплатит община.

* Крестьянское сословие продолжало оставаться на самом низу социальной иерархии и несло основную часть тягот и государственных повинностей.

2. Финансовая реформа I860 -1868 годов:

* В 1860 году были созданы:

- Государственный банк,

- сеть коммерческих банков.

* централизация финансового хозяйства России в руках министра финансов;

* финансирование всех государственных расходов через Министерство финансов;

* государственный бюджет сталь калькулироваться Министерством финансов;

* государственный бюджет рассматривался и утверждался Государственным советом;

* старые подати - подушная и винные откупа – постепенно были заменены:

- поземельным налогом,

- акцизами (ими облагались вино, табак, соль, сахар).

* На Государственный банк была возложена функция по финансированию торгово-промышленных предприятий;

* финансовый контроль в губерниях стали осуществлять специальные контрольные палаты;

* начато введение кредитных билетов обеспеченных золотом;

* в 1868 году вводится публикация по отчетам о расходовании бюджетных средств.

Подводя общие итоги следует отметить, что в России произошла централизация учета и контроля средств государственного бюджета.

3. Военная реформа 1864 -1874 годов:

* Разделение страны на 15 военных округов для удобства управления войсками;

* армия сокращалась;

* лица мужского пола, достигшие 20-летнего возраста стали призываться на военную службу по жребию;

* лица,не попавшие на службу, зачислялись в ополчение;

* сроки службы:

- в армии - шесть лет с последующим зачислением в запас на девять лет.

- на флоте, соответственно семь и три года.

* Для лиц, имеющих образование, срок службы сокращался:

- окончивших высшие учебные заведения - до шести месяцев,

- гимназии - до полутора лет,

- городские училища - до трех лет,

- начальные школы - до четырех лет.

* Введение обязательного в армии обучения;

* офицерские кадры готовились:

- в юнкерских училищах, военных гимназиях 2 года;

- в военных академиях – 4-6 лет,

- предпочтение в поступлении в них отдавалось дворянству.

* В 1874 году был утвержден «Устав о воинской повинности»:

- введена для всего мужского населения всеобщая воинская повинность «без различия состояний»,

- выделение в уставе вместо муштры:

+ военной подготовки,

+ физической подготовки.

Как следствие Россия получила достаточно образованную иукомплектованную кадрами армию.

4. Судебная реформа 1864 года и в последующие годы:

1) Общие направления судебной реформы:

* В 1864 году утверждены основные акты судебной реформы:

- Учреждение судебных установлений,

- Устав уголовного судопроизводства,

- Устав гражданского судопроизводства,

- Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.

* Реформа судебной системы базировалась на новых принципах:

- равенство всех перед законом и судом,

- отделение суда от администрации,

- осуществление правосудия только судом,

- создание всесословного суда,

- гласность судебного разбирательства,

- состязательность сторон,

- несменяемость судей и следователей,

- прокурорский надзор,

- выборность (мировых судей и присяжных заседателей).

* Созданы новые судебные институты:

- выборный мировой суд,

- судебные следователи,

- присяжные заседатели,

- адвокатуры.

* В соответствии с этими актами были созданы две системы судов:

- местные суды:

+ мировые судьи,

+ почетные мировые судьи,

+ съезды мировых судей;

- общие суды:

+ окружные суды, учреждаемые для нескольких уездов,

+ судебные палаты (по гражданским и уголовным делам, учреждаемые в каждом округе, состоящем из нескольких губерний или областей,

+кассационные (по гражданским и уголовным делам) департаменты Сената.

* реформа сохранила в неприкосновенности духовные, военные, коммерческие, крестьянские и инородческие суды.

2) Характеристика судебных органов и органов, содействующих осуществлению правосудия:

* Мировые судьи избирались:

- уездными земскими собраниями,

- городскими думами.

* Для замещения этой должности был установлен имущественный и образовательный ценз;

* территориальной единицей для мировых судей был мировой округ:

- состоял, как правило, из уезда и входящих в него городов,

- мировой округ делился на мировые участки, в каждом из которых находился участковый мировой судья,

- был установлен упрощенный порядок судопроизводства, главной особенностью которого являлся разбор этих дел в примирительном порядке,

- задача местных судов заключалась в освобождении общих судов от массы мелких дел.

* Кроме участковых были почетные мировые судьи:

- не получали жалованья,

- почетные мировые судьи рассматривали дела:

+ в случае отсутствия или болезни участковых судей,

+ по просьбе сторон, либо, если об этом просил потерпевший, а обвиняемый не настаивал на рассмотрении дела участковым судьей.

* собрание почетных и участковых мировых судей каждого мирового округа именовалось съездом мировых судей:

- рассматривались жалобы и протесты на решения мировых судей,

- принимались окончательные решения по делам, начатым мировыми судьями;

* Окружные суды:

- учреждались для нескольких уездов,

- состояли из председателя и членов.

* Судебные палаты рассматривали дела:

- о государственных и должностных преступлениях в 1-й инстанции,

- по жалобам и протестам на приговоры окружного суда.

* Судебные палаты выступали апелляционной инстанцией:

- по делам окружных судов, рассмотренных без участия присяжных заседателей,

- могли заново и в полном объеме рассматривать дела, приговоры по которым не вступили в законную силу.

* Кассационные департаменты Сената:

- рассматривали жалобы и протесты на приговоры судов, вступившие в законную силу,

- не вдаваясь в существо дела, де­партаменты могли его пересмотреть при выявлении нарушений судопроизводства или в применении законов.

* Сенат был высшим органом судебного надзора и его решение по делу было окончательным, обжалованию не подлежало;

* при окружных судах были учреждены:

- прокурорысоднимилинесколькими товарищами,

- следователи, осуществляющие предварительное расследование под надзором прокуратуры и при содействии полиции.

* Прокуратура освобождена от общего надзора с новыми функциями:

- поддержания обвинения в суде,

- надзора за деятельностью судов, следствия и мест лишения свободы.

* Судьи, прокуроры, судебные следователи по представлению министра юстиции назначались на должности императором;

* новым судом стал суд присяжных заседателей:

- рассматривал дела о преступлениях или проступках, влекущих за собой наказание в виде лишения или ограничения прав состояния,

- присяжные заседатели решали по совести вопрос о виновности или невиновности подсудимого,

- судьи в зависимости от вердикта присяжных, определяли виновному меру наказания или немедленно освобождали,

- решение присяжных принималось большинством голосов, при разделении голосов поровну - в пользу подсудимого,

- итоговой приговор суда считался окончательным.

* Присяжными заседателями могли быть лица:

- в возрасте от 25 до 70 лет,

- обладающие цензом оседлости (не менее двух лет),

- имеющие недвижимость или определенный доход.

* Адвокаты - присяжные поверенные:

- не являлись государственными служащими,

- были люди свободной профессии,

- независимы от суда в своих действиях по ведению уголовных и
гражданских дел,

- подчинялись предусмотренному для них дисциплинарному порядку.

- адвокаты были организованы в общие собрания присяжных поверенных при судебных палатах,

- общие собрания возглавлялись избираемыми ими советами.

* В связи с нехваткой присяжных поверенных в 1874 году был учрежден институт частных поверенных:

- могли участвовать в процессе по разрешению суда,

- требовалась доверенность одной из сторон.

* Для удостоверения документов, оформления сделок и совершения иных актов в губерниях и уездах были учреждены нотариальные органы.

5. Полицейская реформа 1862 года и последующих годов:

* Городская и уездная полиция были объединены в единую соподчиненную полицейскую систему должностных лиц:

- становой пристав в стане,

- урядник в волости,

- пристав в городе, или градоначальник со специальной канцелярией,

- исправник в уезде,

- полицмейстер в губернском городе, который подчинялся губернатору,

- руководил всей полицейской системой страны министр внутренних дел.

* В 1880 году в полицейскую систему были включены губернские жандармские управления путем упразднения жандармских округов;

* были созданы уездные и городские полицейские управления;

* крупные города разделены на части города делились на части, околотки, участки, возглавляемые частными приставами, околоточными и участковыми надзирателями;

* полиция имела право административного воздействия на население.

6) Тюремная реформа:

*В 1863 году были отменены телесные наказания для женщин и клеймение;

* в 1871 году отменены шпицрутены для ссыльных, но розги в местах лишения свободы применялисьвплоть до Февральской революции 1917 года;

* Руководство тюремными заведениями в 1879 году было возложено на Главное тюремное управление и в его же ведение перешли политические тюрьмы;

* применялись различные виды заключения и других мер к осужденным:

- крупные тюрьмы с центральным подчинением (централы),

- крепость,

- в исправительный дом,

- арест,

- ссылка в Сибирь и на Сахалин,

- каторга в указанных территориях,

- отбывшие каторгу переводились в состав ссыльных поселенцев.

* Упраздняются:

- смирительные дома,

- работные дома,

- долговые тюрьмы.

* В 1985 году тюремные заведения передаются в ведение Министерства юстиции.

7) Земская реформа 1864 года и последующих лет:

* Земства создавались для решения местных дел:

- руководства местным хозяйством,

- торговлей,

- народным образованием,

- медицинским обслуживанием,

- общественным призрением,

- заведования капиталом и имуществом земства,

- мероприятиями по благотворительности и т.д.

* В соответствии с Положением о губернских и уездных земских учреждениях от 1 января 1864 года, в уездах и губерниях, создавались органы всесословного самоуправления - земские собрания:

- выборы депутатов (гласных) осуществлялись по 3-м куриям:

+ курия уездных землевладельцев, имеющих не менее 200 - 800 (по разным уездам) десятин земли (тем самым в нее в основном могли попасть лишь помещики),

+ городская курия, участники которой должны были иметь высокий имущественный ценз (рабочие и ремесленники тоже отстранялись от выборов),

+ сельская курия, не имела имущественного ценза, но в ней была установлена система трехступенчатых выборов: крестьяне, выдвинутые на волостной сход, посылали своих выборщиков на уездноесобрание, которое избирало депутатов (гласных) земства;

- Собрания формировали из своего числа уездные и губернские земские управы, состоящие из избираемых на 3 года председателя и нескольких членов,

- уездные и губернские земские собрания ежегодно собирались на 2 - 3 недели для решения возложенных на них задач,

-земские управы были постоянно действующими органами,

- земские управы в период между земскими собраниями ведали всемиделами земства,

- над земскими собраниями осуществляли контроль губернаторы, полицейские органы и дворянские собрания.

8)Городская реформа:

* В 1870 году утверждено «Городовое положение», которым система всесословного самоуправления была распространена и на города;

* всякий городской обыватель, независимо от сословной принадлежности, имел право голоса при избрании депутатов (гласных) при следующих условиях:

- русское подданство,

- возраст не менее 25 лет,

- соответствие имущественному цензу,

- отсутствие недоимок по городским сборам.

* Женщины участвовали в выборах через представителей;

* избиратели по имущественному цензу делились на три курии:

- наиболее крупные налогоплательщики,

- средние собственники,

- мелкие собственники.

* Каждая из курий избирала треть гласных в городскую думу;

* Голосование было тайным;

* К органам городского самоуправления относились:

- городское избирательное собрание,

- городская дума с ее исполнительным органом - городской управой.

* Дума и управа избирались на четыре года;

* половина управы должна была обновляться каждые два года;

* Думу и управу возглавляло одно и то же лицо - городской голова, который утверждался губернатором или министром внутренних дел;

* городские думы были наделены правом:

- самообложения,

- установления сборов:

+ с недвижимого имущества,

+ с документов на право торговли и занятия промышленной
деятельностью,

+ с извозного промысла и др.

* Над городским самоуправлением также осуществляли контроль губернаторы, полицейские органы и дворянские собрания.

 

1. Общественный строй:

1)Дворянство:

* Часть дворянства вследствие реформ разорилась;

* еще частьдворянства вступила на путь предпринимательства;

* дворянству удалось сохранить свое привилегированное положение:

-титулы,

-звания,

- сословные организации - губернские и уездные дворянские собрания.

* Политическая власть находилась в руках дворянства;

* во взаимосвязи и взаимозависимости выстроились три прослойки дворянства:

- помещики-землевладельцы,

- дворяне- предприниматели,

- дворяне-чиновники.

2) Предприниматели:

* Промышленный переворот в России в конце ХIХ века превратил предпринимателей в значительную экономическую силу страны;

* при этом предприниматели были лишены власти политической;

* создаются организации по отстаиванию интересов предпринимателей:

- в 1867 году создается общество для содействия развития русской промышленности и торговли,

- в 1870 - созывается торгово-промышленный съезд.

* В целом сформировались три категории предпринимателей:

- купечество,

- заводчики,

- фабриканты,

- крестьяне - крупные собственники земли.

3) Рабочий класс:

*Происходит формирование рабочего класса, который начинает отстаивать свои интересы в борьбе с предпринимателями;

* начинает издаваться рабочее законодательство;

* в 80-е годы ХIХ века ограничивается ночная работа рабочих;

* ограничивается размер взимаемых с рабочих штрафов;

* устанавливаются обязательные выходные и праздничные дни;

* в целях контроля за соблюдением рабочего законодательства в составе губернской администрации организуется фабричная инспекция;

* предпринимаются меры по борьбе с забастовочным движением, участие в нем преследуется в уголовном порядке;

* по своему составу рабочий класс не был однородным и включал отдельные прослойки, среди которых выделялись:

- квалифицированные рабочие,

- неквалифицированный рабочий люд.

3) Крестьянство:

* Наиболее многочисленное податное сословие;

* наделение крестьян гражданскими правами и свободами;

* зависимость от сельской общины и круговой поруки в ней;
* основными сословными прослойками крестьянства являлись:

- свободные сельские обыватели,

- свободные безземельные обыватели,

- зажиточные крестьяне землевладельцы.

* Особый статус имело казачест




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 804; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.928 сек.