Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сельское хозяйство

Вопрос 11) Социально-экономическое развитие страны в послевоенный период

Театр.

Литература.

4.1.1.Художественная литература. Художественный процесс 60-70-х гг. отличался интенсивностью и динамизмом своего развития. Благодаря последствиям хрущевской оттепели установилось своеобразное равновесие сил между властью и творческой интеллигенцией. В 60-е гг. значительные либерально-демократические силы страны объединились вокруг литературно-публицистического журнала "Новый мир" во главе с его редактором А.Т.Твардовским. Стали доступны некогда запрещенные произведения М.Булгакова (Мастер и Маргарита), Б.Пастернака (Доктор Живаго), произведения Платонова, Мандельштама и др. Читатель познакомился с книгами Вен. Ерофеева Москва-Петушки (1969), А.Битова Пушкинский дом (1971). В эти годы лауреатами Нобелевской премии в области литературы стали М.А.Шолохов (1965), А.И.Солженицын (1970), И.А.Бродский (1987).

4.1.2. Основные направления в литературе. В произведениях деятелей советской литературы 60-х-70-х годов получила дальнейшее развитие тема советского человека. В центре внимания писателей оставалась также тема Великой Отечественной войны. Авторы (А.Чаковский, А.Ананьев, В.Быков, Ю.Бондарев, А.Карпов, Б.Васильев и др.) сами в большинстве участники войны, помимо темы боевых действий поднимали в своих произведениях гуманистические проблемы ценности человеческой жизни, судьбы простого солдата на войне. Они возрождали в своих произведениях достоверность и подлинность фактов и событий. Направления городской и деревенской прозы

В эти же годы действовал театр, драматургия которого не вписывалась в традиционную драматургию советского театра. Речь идет о Театре им. А.С.Пушкина (постановки А.Эфроса), Театре на Таганке (гл.реж. Ю.Любимов), Современник (гл.реж. О.Ефремов, затем Г.Волчек), ленинградском Большом драматическом театре под руководством Г.Товстоногова. Целое поколение выдающихся актеров (в т.ч. народных артистов СССР), чья судьба была тесно связана с отечественным кинематографом, играло на сценах этих и других (МХАТ, им. Е.Вахтангова, Малый театр) театров Н.О.Гриценко, Ю.К.Борисова, М.А.Ульянов, Ю.В.Яковлев, И.М.Смоктуновский и др.

4.3. Музыка.

4.3.1. Симфоническая. Тема современности и героико-патриотическая тема нашла свое отражение в произведениях Д.Шостаковича (11-я и 12-я симфонии, Казнь Степана Разина), Г.Свиридова (Патетическая оратория), В.Мурадели (Октябрь), Д.Кабалевского (Реквием) и др.

4.3.2. Опера и балет. В области оперы наивысшие достижения связаны с произведениями Р.К.Щедрина (Не только любовь, Мертвые души), С.М.Слонимского (Виринея), К.В.Молчанова (Зори здесь тихие), А.П.Петрова (Петр I). Развивались также жанры монооперы и камерной оперы (был открыт Московский камерный музыкальный театр под руководством Б.А.Покровского).Заметно расширились зарубежные связи мастеров искусств. Мировая общественность познакомилась с творчеством известных коллективов, таких как танцевальный ансамбль Березка, ансамбль народного танца под руководством И.Моисеева, ансамбль песни и пляски Советской Армии им. А.В.Александрова, хор им. Пятницкого.

4.4. Кинематограф 60-70-х гг. составляет одну из славных страниц отечественного кино.В эти годы была осуществлена экранизация произведений классической русской и зарубежной литературы - Война и мир, Братья Карамазовы, Идиот, Гамлет и др. В художественных фильмах режиссеров - С. Герасимова, В. Шукшина, А.Миты, Э. Рязанова, А.Михалкова-Кончаловского, Н.Михалкова, С.Ростоцкого и др. поднимались глубокие нравственные и философские проблемы. Одним из лучших мастеров жанра кинокомедии был ученик Г. Александрова кинорежиссер Л.И. Гайдай.

4.5. Скульптура и живопись. Главная линия изобразительного искусства состояла в стремлении к созданию глубокого и яркого образа современника, к полноте жизненной правды. Искусство было призвано эмоционально воздействовать на зрителя, формировать его мысли и чувства. От произведений требовалась идейная завершенность.

В 60-70-е гг. продолжало развиваться монументальное искусство. Были созданы эпические произведения в форме монументально-художественного ансамбля на Мамаевом кургане в Волгограде, мемориальных памятников на Пискаревском кладбище в Ленинграде и в Саласпилсе под Ригой, на месте сожженной фашистами белорусской деревни Хатынь; монумента Легендарная тачанка у города Каховки, скульптурного ансамбля защитникам Брестской крепости.

В живописи в эти годы работали М. Сарьян, И. Глазунов, В. Шилов и др. художники. Сюжеты бытового жанра изображали художники Т.Яблонская, Д.Жилинский. Несмотря на последствия бульдозерной выставки 1974 г., продолжало существовать и развиваться неформальное искусство.

4.6.Архитектура. В 60-70-е гг. развивался новый стиль архитектуры простой, экономный, использующий возможности современной техники материалов. К нему относятся - здание СЭВ (в котором ныне располагается московская мэрия) (арх. - М.Посохон и др.), 553-метровая башня Центрального телевидения (Д.Бурдин, М.Шкуд и др.). По типовым проектам строились здания Метрополитена в Москве, Ленинграде и других городах. В 70-е гг. были построены новые спортивные сооружения, а также Олимпийская деревня (на Мичуринском пр.) к Московской Олимпиаде-80.

4.7. Контркультура. Массовая культура. В 70-е гг. складываются неформальные молодежные группы, которые формировались вокруг различных музыкальных вкусов и стилей (битломаны, металлисты, роллинги, брейкеры). Появились также группы аполитичного характера (хиппи, панки). Эти направления представляли собой слепки с западной молодежной субкультуры. В условиях ликвидации репрессивных и регламентирующих моментов возникла некая свобода от условностей, аполитичность, враждебность элитарности. Нонконформизм этой части молодежной среды проявлялся во всем: в манерах, одежде, жаргоне.

В течение 70-х гг. в СССР сложился рок, который был связан с элементами демократизации, массовости послевоенной культуры. Рок первоначально рассматривался как контркультура (это так называемый период андерграунда), однако со второй половины 80-х гг. он превращается в культуру нового времени и воспринимается уже как предмет искусства. К числу профессиональных рок-музыкантов того времени следует отнести Б.Гребенщикова и группу "Аквариум", А. Макаревича и группу "Машина времени" и др.

Среди части молодежи пользовалась популярностью эстетствующая группа "митьки", образованная в 1982 г. (от имени Дмитрия Шагина), выделявшаяся самоиронией и подчеркнуто гротескным стилем "а lа Русь" (одевались в тельняжки), презиравшая всякое преклонение перед иностранщиной.

Наряду с этими направлениями молодежной культуры продолжала развиваться авторская песня. Во многих городах СССР создавались Клубы самодеятельной песни (КСП), проходили фестивали. Появилось новое поколение бардов - М. Ким, А. Дольский, С. Никитин и другие исполнители.

По-прежнему среди населения велико было увлечение эстрадой (популярные программы тех лет - "Голубые огоньки", конкурсы "Песня года", "КВНы"), магнтофонными записями, кино.

 

Экономика СССР в 1945-1953 гг.

 

В ходе войны погибло более 26 миллионов советских граждан. Разрушены тысячи городов и сел, более 30 тысяч предприятий, 65 тысяч километров железных дорог. Экономика страны оказалась в руинах.

В этих условиях в высших эшелонах власти началась дискуссия о преобразованиях в экономической политике государства. В проекте новой Конституции СССР, подготовленной в 1946 году, допускалось существование мелких частных хозяйств крестьян и кустарей без использования наемного труда. В народе окрепла надежда на то, что колхозы будут ликвидированы, что государство разрешит создавать индивидуальные частные предприятия. Однако точку в дискуссиях поставил Сталин, выступивший за продолжение довоенного курса, основанного на сверхцентрализации экономики и существовании только государственной собственности.

Государство мобилизовало огромные людские ресурсы на восстановление экономики страны. Западные эксперты полагали, что на возрождение советского хозяйства потребуется 25 лет. Но народ совершил новый массовый героизм, восстановив промышленность страны за 5 лет. При этом в стране не хватало продовольствия, люди работали в тяжелейших условиях тотальной разрухи. В первую очередь восстанавливались предприятия военно-промышленного комплекса, тяжелого машиностроения, металлургии, топливно-энергетического комплекса. В легкую промышленность направлялось лишь 10-12 процентов капиталовложений. Поэтому многие товары народного потребления по-прежнему были в большом дефиците.

За годы четвертой пятилетки (1946-1950) были восстановлены тысячи предприятий, появились сотни новых заводов и фабрик. И уже в 1950 году промышленность Советского Союза превысила довоенный уровень производства на 73 процента.

Но секрет этого экономического чуда скрывался не только в массовом героизме советского народа. В восстановлении экономики участвовали и 3 миллиона немецких и японских военнопленных, а также миллионы советских заключенных, репрессированных по политическим мотивам.

 

Весьма тяжелой была после войны ситуация в сельском хозяйстве. Уровень производства на селе упал почти вдвое по сравнению с довоенным периодом. Положение усугубила засуха 1946 года, которая привела к страшному голоду.

Началось незамедлительное восстановление аграрного сектора. Но он по-прежнему воспринимался государством как «внутренняя колония» страны.

Государство покупало у колхозов продовольствие по твердым ценам, которые не покрывали и половину реальных расходов села. Таким образом, власти фактически грабили крестьян, во многом за их счет решая экономические проблемы страны. Колхозники работали практически даром. Их выручали только небольшие подсобные хозяйства. Но и их в конце 40-х годов государство существенно сократило, отобрав у крестьян часть личных участков и передав их колхозам. Кроме того, всех владельцев подсобных хозяйств обложили натуральным налогом: в качестве налога за земельный участок они обязаны были сдавать государству молоко, мясо, яйца и т.п.

Еще один удар получили крестьяне в 1947 году, когда в стране прошла денежная реформа. Резко обесценились сбережения, которые крестьяне хранили дома.

При этом колхозники не имели многих социальных гарантий: им не оплачивались дни, когда они не работали по болезни, они не получали пенсии по возрасту.

Крестьяне по-прежнему, как и до войны, были лишены паспортов – а значит, имели ограниченную свободу передвижения.

И тем не менее ценой принудительных мер и трудового героизма крестьян в начале 50-х годов сельское хозяйство страны удалось вывести на довоенный уровень.

 

В 1952 году была опубликована статья Сталина «Экономические проблемы социализма СССР». В ней вождь народов выступил резко против любых рыночных отношений. Кроме того, он заявил, что при социализме растущие потребности населения всегда будут обгонять возможности производства. Этим он «научно» обосновал и даже оправдал острый дефицит товаров первой необходимости в стране.

(Вопрос 12) Репрессивная политика сталинского режима в послевоенный период.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Культура | Новый виток репрессий
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 258; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.