Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Византия

В 667 г. до н.э. жители греческого города Мегара решили основать колонию на берегах пролива Босфор. Новый город, названный Византием, расположился на очень выгодном месте. С юга оно омывается Мраморным морем, с востока – водами Босфора, с севера - заливом Золотой Рог. Здесь пересекались самые важные торговые пути – из Европы в Азию, из Черного моря в Средиземное. На протяжении следующего тысячелетия город жил обычной жизнью греческих полисов. Со временем, как и все греческие города Средиземноморья, он подчинился Римской империи.

Судьба Византия круто изменилась 4 ноября 326 г. н.э. В этот день император Константин I объявил о своем решении расширить город в несколько раз и перенести сюда столицу Римской империи. Торжества по освящению новой столицы прошли 11 мая 330 г. в Византии, переименованном по такому случаю в Константинополь. Сердцем города стал гигантский императорский дворец. он выходил на обширную площадь – Августейон, рядом находились здания сената. от врагов защищали мощные стены, которые начали строить при Константине, а завершили в V веке при императоре Феодосии…

Огромную роль в жизни византийского общества играло жестко централизованное государство. Носителем верховной власти являлся император, наделенный священными функциями. На приемах император появлялся в тяжелой священнической одежде, в шапке с крестом наверху, среди курений и духовных гимнов. Изображениям царя оказывались божеские почести.

 

* Коронация императора

Возникшая на основе античности, казалось бы, византийская цивилизация сохранила некоторые античные традиции. Мы можем это увидеть на примере некоторых произведений искусства –

 

* тарелка «Мелеагр и Атланта»

Изображение совсем не христианского характера, правда? Скорее, напоминает искусство Античности.

Однако в целом исторический путь Византии отличался от античного, т. к. был связан с христианской религией. Первоначально христианство вызывало враждебное отношение со стороны правящих кругов Рима. Но в начале IV в. император Константин пришел к мысли, что, вместо того, чтобы бороться с христианством и церковью, лучше использовать их в интересах государства. Особый законодательный акт – Миланский эдикт 313 г. – положил конец гонениям, и христианство было узаконено как одна из государственных религий. Таким образом, византийская цивилизация возникла как синтез античной традиции и ортодоксального христианства.

Первые христиане не знали, каким должен быть христианский храм, и они наследовали античные принципы построения храмов. Хотя, отличие было в следующем: Античный храм был вместилищем божества, а не местом для моления, все процессы религиозные проходили снаружи. У христиан же само название «церковь» (греч. keriake, oikia - букв. божий дом) означало не здание, а собрание верующих. И храм должен быть большим, чтобы вмещать такие собрания верующих.

2 типа построек:
1. Центрические - здания были похожи на античные мавзолей (погребальные сооружения), были небольшими и служили крещальнями или мартриями, т. е. поминальными храмами над могилами мучеников. В плане представляли собой квадрат, круг, 8-угольник или равноконечный (греческий) крест.

 

* Мавзолей Галлы Плацидии

Галла - дочка императора Феодосия. Главная особенность этого здания – поверхности купола и арок, закруглённые участки стен под арками покрыты мозаикой. Мозаика - изображения, выполненные из кубиков разноцветного непрозрачного стекла – смальты. Вот некоторые примеры мазаики мавзолея:

 

* Христос Пастырь

2. Базилика (с греч. – «царский дом»)– прямоугольное здание. Внутри делились столбами или колоннами на 3 (5,7,9) продольных нефа (прохода). освещается с помощью окон второго яруса и завершается апсидой (лат. absida, гр. hapsidos — свод, арка), увенчанной полукуполом. Входом в базилику является поперечный объём — нартекс — притвор, входное помещение, которое обычно примыкает к западной стороне христианских церквей. Неф – «корабль» - Святые Отцы сравнивают Церковь с кораблем, плывущим по морю (Символы – рыбы, Якорь (знак надежды и спасения).

 

* Храм святой Софии в Константинополе

Строили его – зодчие Анфимий из Трал и Исидор из Милета. Они были не только мастерами, но и учеными своего времени. (Исидор собрал работы Архимеда и написал сочинение, труд о конструкции сводов, Анфимий написал трактат о зажигательных зеркалах). Итак, основная сложность, с которой столкнулись мастера – грандиозные сооружения. Им нужно было возвести сооружение почти 100-метровой длины, да ещё и перекрыть его куполом. В отличие от римских зодчих, мастера не имели под рукой сырья для производства бетона – вулканического песка-пуццоланы. Чтобы удержать огромный купол, нужны были огромные распоры и очень толстые стены. И шедевром архитектурной мысли стала полусфера с прорезанными окнами главного купола Софии. Она поддерживалась «скелетом» хитросплетённых многочисленных арок и сводов, несущих основную нагрузку свода. Благодаря этим окнам кажется, будто свод подвешен к небу, а не опирается на стены.

Постепенно античные традиции исчезают. В частности, в изобразительном искусстве решается проблема – как изобразить духовное материальными средствами.

Особенности византийской культуры:

1. Византийцы отказались от круглой скульптуры (напоминала античных героев + её можно было обойти вокруг).

2. В иконе отсутствовала светотень – изображения были не объёмные, а плоскостные.

3. Обратилась к надгробным портретам египетского оазиса – Эль-Фаю. Эти портреты получили название ФОЮМСКИЕ. Это портреты, которые изображали умершего – отсутствие эмоций, огромные глаза, которые как бы видят больше, чем живые. 4. Был выработан свод правил для написания икон – «иконографический канон»:

А) Обратная перспектива (главное – не мы рассматриваем икону, а господь смотрит с иконы на нас. + здания на иконе – предметы будто распластывались по поверхности доски. Формы становились стилизованными, освобождёнными от всего лишнего. Художник писал не сам предмет, а как бы идею предмета, при этом часто жертвовалось видимостью ради изображаемого (у 5-главого купола рисовались все 5 глав и в одну линию, в действительности 2-3 главы были бы не видны)).

Б) Соединение настоящего и будущего (тело умершей Богоматери и рядом её душа в виде младенца на руках у Спасителя).

В) Конкретное изображение внешности всех святых (Святой Георгий – седовласый человек пожилого возраста с книгой в руках).

Г) цвет символичен: белый – чистота, голубой – цвет небесной жизни, зелёный цвет – юности, золотой – божественный, чёрный – смерти, коричневый – старости, серый – никогда не использовался – смешение чёрного и белого даёт неопределённость, неясность, нечёткость).

Д) нимб – светящийся круг над головой или за головой святого, символ святости или божественности.

 

* Икона «Успение»

 

* Святой Григорий

Была также разработана иконография Богоматери:

А) Оранта или Заступница – стоит, широко расставив руки – как бы обнимает всех.

Б) Богоматерь просто держит младенца на руках – Одигитрия или Путеводительница.

В) Богоматерь прижимает младенца к щеке – Элеуса или Умиление.

Г) «Великая Панагия» - «Всесвятая» - изображение Марии, на груди у которой в складках мафория изображен Спас Еммануил.

 

* Оранта

НО! Среди христиан было много жителей Востока, чьи традиции не допускают изображение Бога и даже человека…«Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу…» - так гласила одна из библейских заповедей. Но даже независимо от этого сомнительным представлялось изображение бога – Как он выглядит?Даже изображение Христа считалось грехом – Христос ведь не человек, а богочеловек, и изображение его только в человеческом облике отрицало его божественную сущность. И вот…В 716 г. императором Византии стал Лев III, который в 730 г. издал указ, запрещающий почитать иконы – период иконоборчества. И только внук Льва смог остановить иконоборчество. Нет, не сам. Он женился на афинянке Ирине, которая, став вдовой, стала императрицей править государством. Она с назначенным ею патриархом Тарасием в 787 г. созвала новый Вселенский собор и напомнила, что первый свой образ Христос создал сам – тем самым подал пример людям. По Библии изображение Христа отпечаталось на ткани (плате), когда Христос вытирался:

 

* Спас Нерукотворный

Мощный центр сопротивления иконоборцам сложился в Дамаске – в арабском городе, где на службе у халифа находился знатный и образованный христианин Иоанн-Мансур, получивший прозвище Иоанн Дамаскин. Он разработал теорию священного образа:

А) можно изображать бестелесное и невидимое, но только при помощи символов.

Б) можно изображать то, что было в земной жизни – но это сцены из Евангелия (их 4), из земной жизни Христа и Богоматери.

В) нельзя писать Бога-отца, т. к. никто его не видел.

Г) иконы необходимы – они заменяют книги неграмотным, напоминают о священных событиях и возвышают человеческий ум.

Д) иконам надо поклоняться. Но поклонение относиться не к самой иконе, её дереву, краскам, мастерству художника, а к первообразу.

Е) икона не картина, а священный предмет. Она содержит в себе божественную благодать и, не будучи идолом, способна творить чудеса.

Вскоре после восстановления иконопочитания сложилась и система росписи храмов. Купол отводился для изображения Христа Панкратора или Вседержителя – Владыки мира, в апсиде - изображение Богоматери, дальше по храму – изображение святых, на 4 столбах – изображение 4 апостолов.

Византии удалось распространить православное вероучение, принести проповедь христианства другим народам, особенно широко славянам. Прославились в этом праведном деле просветители Кирилл и Мефодий, братья из Салоники (Греция), которые создали на основе греческого алфавита первые славянские азбуки - кириллицу и глаголицу, перевели с греческого на старославянский язык основные богослужебные книги, в том числе отдельные главы из Евангелия.

Культурное наследие Византии бесценно. Достаточно сказать, что мы почти ничего не знали бы о Древней Греции, если бы Византия не сберегла достижения античности. Наследие Византии проявляется в современном греческом фольклоре, в восточнохристианской обрядности, в церковном пении и, разумеется, в православной иконописи.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Смешение жанров | Западная Европа
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 347; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.