Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Западноевропейская художественная культура рубежа XIX-XX ве-ков. Модерн




Довольно странно звучит тема – рубеж веков… Этому есть объяснение. По логике вещей за искусством конца XIX века должно следовать искусство начала XX века. И так бы оно и было, если бы не одно событие начала века - Первая мировая война. Все, что началось в искусстве и должно было развиться в нем в первые десятилетия нового века – все это оборвалось с началом первой мировой войны. После нее мир стал другим, другими стали люди и появилось другое искусство. Поэтому и принято говорить «Искусство рубежа веков».

Так вот. На рубеже веков появился стиль «модерн». Но модерном этот стиль называют только в России. Во Франции, Англии и США – art nouveau (ар нуво) – «новое искусство», в Германии,–от jugend - югендстиль – молодой в Австрии – «сецессион» (от лат. secession) – «уход»

Модерн проявился и в архитектуре, и в скульптуре, и в живописи, и в декоративно-прикладном искусстве и даже просто в создании вещей. Стилистической особенностью Ар Нуво стал отказ от прямых линий и углов в пользу более естественного плавного движения изогнутых линий. Стилевая оригинальность Ар нуво базировалась на орнаментальной волнистости линий природных форм растительного и животного мира. Линии Ар нуво часто напоминают танцующие, волнистые арабески, проникнутые органической энергией и жизненной силой растений.

а представьте, - фирменным знаком линии Ар нуво стала знаменитая вышивка Германа Обриста "Удар бича" на портьере 1895 г. Первоначально работа называлась "Альпийские фиалки", но когда какой-то критик сравнил бешеные движения стебля растения с "яростными изгибами обрушивающегося бича", родился термин "удар бича", который вскоре стал фирменным росчерком стиля Арс нуво.

 

* Герман Обрист "Удар бича"

Черты стиля «модерн»: свободная композиция и планировка, орнаментальность и декоративность, криволинейность, ручной труд, но не думайте, что это нечто самобытное - использовались современные материалы (стекло, металл), мотивы и формы природы, растительные узоры (экзотические растения с длинными стеблями и бледными цветками, насекомые и птицы), восточные мотивы и, что самое главное - индивидуальный стиль каждого автора.

Роль модерна в архитектуре трудно переоценить. Это совершенно новый, интересный, завораживающий облик зданий, городов…

Одним из самых ярких представителей модерна в Бельгии является Виктор Орта. В его работах применены современные материалы (металлические каркасы, остекление), и в то же время богатое декорирование.

Ярким примером стиля Орта является дом Тассель (построен для профессора, инженера и промышленника Тасселя). Особенно в гостиной: изогнутая витиева-тая линия просматривается не только в узорах и орнаментах интерьеров, но даже в форме отдельных архитектурных элементов здания. Вестибюль 8-гранной формы плавно переходит в гостиную и лестницу. Гостиная поднята на пол-этажа по сравнению с вестибюлем и огорожена тонкими металлическими колоннами.

 

* дом Эмиля Тасселя. Лестница.

Во Франции ведущим архитектором стиля «ар нуво» был Гектор (Эктор) Гимар. В 1900 году в Париже состоялась Всемирная выставка. В это же время было закончено строительство парижского метрополитена. И Гимар получил право на строительство павильонов для входа в метро. Поначалу их приняли в штыки, вид их был необычен, напоминали они жуков, стрекоз, бабочек. Вот один из павильонов-входов метро. Стеклянные крылья со стальными прожилками, напоминающие стрекозу, уже давно стали символом парижского метрополитена. А еще напрягите воображение и представьте, что сквозь эти крылья просвечивается голубое небо.

 

* Павильоны входа в метро в Париже

Ярким представителем немецкого «югендстиля» был выдающийся немецкий артектор – Август Эндель. Достаточно известно построенное им в Мюнхене фотоателье «Эльвира». Фасад ателье украшен причудливым узором в технике лепнины. Узор напоминает то растения, то волны. Оконные проемы разных размеров расположены хаотично, вне всякой системы.

 

* фотоателье «Эльвира»

И совершенно особым был новый стиль сецессион в Австрии. Один из его основателей – Йозеф Хофманн – придерживался иных взглядов на новую архитектуру, чем его европейские коллеги. В его зданиях преобладает рациональное начало. Он полагал, что здание должно иметь строгий облик, лишенный украшений, но с множеством геометрических объемов. Именно в таком стиле им был построен дворец Стокле. Строгие объемы в виде кубов и параллелепипедов, словно делят дворец на отдельные зоны.

 

* дворец Стокле




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 572; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.