Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Русская художественная культура начала ХХ века. Авангард

Оп-арт

Медийное искусство

В 60-е, когда появилась первая переносная видеокамера, большое количество художников бросилось осваивать новое экранное пространство. Включенность субъекта и самой камеры в действие, игру, создание образа, существующего вне определенного места, новая символика - эти открытия стали классическими. Так появилось направление, носящее название "медийного искусства", - направление, объединяющее все искусства, использующие какие-либо технические средства - телефон, факс, видеокамеру, телевизор, а позднее- компьютер. Необычность и притягательность виртуального пространства, мира, доступ к которому предоставляет компьютер, не подлежит сомнению.

Net арт - сетевое искусство; произведения, созданные в Интернете, для Интернета: выставляющиеся, существующие, функционирующие в Сети. Необходимо отличать сетевое искусство как от Web дизайна, красочного оформления страниц, так и от традиционных видов искусства, представляемых в Сети (сайты музеев, "вывешенные" на страничках картины, фотографии и т.д.). Одна из главных особенностей нет арта - провозглашение направленности на коммуникацию, а не на репрезентацию. То есть целью художника становится не авторитарное выражение, демонстрация и, значит, навязывание собственного видения, личной позиции, а коммуникация - общение со зрителем, вовлечение его в творческий диалог.

Оп-арт - отическое искусство - основывается на зрительных иллюзиях, возникающих при восприятии некоторых конфигураций на плоскости. Основоположник – Виктор Вазарелли. Но вот примеры работ его последователей –

 

10….
Да-да, здесь можно поставить многоточие – это далеко не все направления постмодернизма…

Авангард - от фр. avant-garde – передовой отряд. Этот термин обозначает явления, порывающие с классической преемственностью в искусстве и литературе. А русский авангард – своеобразный феномен искусства 20 в., - не соотносится с какой-либо конкретной художественной программой или стилем. Этот термин окончательно закрепляется за радикальными новаторскими течениями, складывающимися в русском искусстве в предвоенные – 1907–1914 гг., выходящие на авансцену в годы революции и достигающие зрелости в первое послереволюционное десятилетие. Одно общее всё же есть - различные течения художественного авангарда объединяет решительный разрыв не только с академическими традициями и эклектической эстетикой 19 в., но и с новым искусством стиля модерн – господствующим в это время повсеместно и во всех видах искусства от архитектуры и живописи до театра и дизайна. На разных этапах эти новаторские явления в русском искусстве обозначались терминами «модернизм», «новое искусство», «футуризм», «кубофутуризм», «левое искусство» и др.

Впрочем, смотрите сами…

Павел Филонов - родился в Москве. Загадочный художник. Один из тех, кого называют пророками. Вышел из самых низов (сын кучера и прачки). Начинал как моляр. Рано осиротев, переехал в Петербург, где брал уроки живописи. 4 раза поступал в Академию художеств. Поступил – не понравилось – бросил. В 1919г. картины художника выставлялись на первой государственной свободной выставке искусств рабочих в Петрограде. Мог не спать по 18 суток, долго обходиться без еды, несколько минут не мигая смотреть на солнце. В 1923г. Павел Филонов становится профессором Академии искусств и членом Института художественной культуры (ИНХУК). Несколько позже власти посчитали его опасным, и перестали давать заказы. Умер от пневмонии во время блокады Ленинграда в 1941г.

Считал, что картина должна быть “заполненной” (не иметь живописных пауз); живопись должна отражать мельчайшие «молекулы и атомы», из которых строиться форма – сделанность; картина должна передавать формы предметов в состоянии «органического роста». Все эти принципы его работ видны практически в любом его полотне…

 

* Пир королей

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. Русский художник, теоретик искусства и писатель. Родился в Хвалынске (Саратовская губерния) 24 октября 1878 в семье сапожника; сумел получить художественное образование при поддержке местных купцов. В 1905 окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где в числе его наставников был В.А.Серов. Посещал студию А.Ашбе в Мюнхене (1901) и частные академии Парижа (1905–1908). В эти же годы много путешествовал по Западной Европе и Средиземноморью, побывал в Северной Африке; позднее большое значение для него имели также крымские и среднеазиатские впечатления. Испытал разнообразные воздействия как современных (французский символизм), так и старинных (живопись Древней Руси и итальянского Раннего Возрождения) традиций. Был членом объединений «Мир искусства» и «Четыре искусства». Жил в Ленинграде, а с 1927 – в Пушкине. Основные темы его работ - собственный мир, собственные образы-метафоры. Изучал икону, может, поэтому иногда мгновения на его картинах – вечные…

 

* Купание красного коня * Петроградская мадонна

 

Михаил Ларионов. Родился в Тирасполе Херсонской губернии в 1881 г. Умер в Фонтенэ-о-Роз, Франция, в 1964 г. Сын военного фельдшера, свои детские годы Ларионов провел на юге России в Тирасполе, куда затем часто возвращался на летние этюды. В 1907 г. он обратился к примитивизму, основанному на традициях городского фольклора - писал картины, основанные на творческой переработке образно-пластического строя вывески, лубка, росписи подносов и других видов фольклорного искусства; молодой художник стал инициатором целого направления в русском искусстве неопримитивизма.

 

* Отдыхающий солдат

А в 1912-14 Ларионов стал создателем собственной живописной системы лучизма, предварившей наступление эры беспредметности в искусстве. В манифесте «Лучизм» (1913) Ларионов провозглашал: «Живопись самодовлеюща, она имеет свои формы, цвет и тембр. Лучизм имеет в виду пространственные формы, которые могут возникать от пересечения отраженных лучей различных предметов, формы, выделенные волею художника». ЛУЧИЗМ - один из ранних опытов авангардной живописи, где художник должен выявить форму, которая получается от пересечения лучей, исходящих от различных предметов.

 

* Петух

Аристарх Лентулов - родился в селе Воронье (Пензенская губерния) 14.03.1882 в семье священника. Учился в Пензенском художественном училище имени Н.Д.Селиверстова (1898–1900 и 1905), Киевском художественном училище (1900–1904) и студии Д.Н.Кардовского в Петербурге (1906–1910). Побывал во Франции и Италии (1911), в Париже посещал академию Ла Палетт, где преподавали кубисты Ж.Метценже и А.Ле-Фоконье. Был одним из организаторов объединения «Бубновый валет» (1910). Особую известность получили его образы старинной церковной архитектуры, претворенные в феерически-праздничные и в то же время подспудно-катастрофические зрелища, – храмы здесь как бы рассыпаются или, напротив, созидаются из красочной стихии. Современники говорили о нём, что Лентулов пишет в технике «гранёного стакана» (недоброжелатели - «Оптика гранёного стакана, после опорожнения оного») из-за «ломанности» линий на его полотнах.

 

* Василий Блаженный

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лэнд-арт | Д. Р. Вахитов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 370; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.