Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конкуренция и ее виды

Рынок: причины возникновения, содержание, функции

Рынок – это категория товарного хозяйства, где отношения между производителями и потребителями основаны на децентрализованном, безличностном механизме ценовых сигналов.

Условием возникновения рынка являются:

1. Общественное разделение производства.

2. Экономическая обособленность и самостоятельность производителей, которая возникает с появлением частной собственности.

Основных субъектов рыночного хозяйства принято подразделять на три группы: домашние хозяйства, бизнес и правительство.

Домашние хозяйства являются собственниками и поставщиками факторов производства и одновременно конечными потребителями товаров и услуг.

Бизнес – это предприятия, функционирующие с целью получения дохода. Бизнес является поставщиком товаров и услуг в рыночном хозяйстве.

Правительство представлено главным образом бюджетными организациями, которые не имеют целью получение прибыли, а реализуют функции государственного регулирования экономики.

Структура рынка: Рынок как система отношений товарного обмена представляет собой систему отдельных взаимосвязанных рынков.

Рынок классифицируют по различным критериям:

1) по экономическому назначению объектов рыночных отношений – рынок труда, рынок земли, рынок ценных бумаг и т.д.;

2) по географическому положению – местный, национальный, мировой;

3) по степени ограничения конкуренции – монополистический, олигополистический и т.д.;

4) по отраслям – автомобильный, нефтяной и т.д.;

5) по характеру продаж – оптовый, розничный.

Функции рынка:

1. Информационная.

2. Посредническая.

3. Ценообразующая.

4. Регулирующая.

5. Санирующая.

 

Конкуренция (столкновение) – это свойственное товарному производству, основанному на частной собственности, борьба между товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров и одновременно механизм стихийного регулирования пропорций общественного производства.

Конкуренция возникла в глубокой древности в условиях простого товарного производства. Примерно до середины ХIХ века для экономики развитых стран была характерна совершенная (свободная) конкуренция. В ХХ веке конкуренция перерастает в несовершенную, т.е. она стала регулироваться монополиями и государством.

Условия, в которых протекает конкуренция, обычно называют рыночной структурой. При всём многообразии рыночных структур обычно выделяют следующие типы: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, монополия и олигополия.

Термин «совершенная конкуренция» применяется к рыночному механизму, эффективно выполняющему функции регулятора производства.

Для совершенной конкуренции характерны следующие основные черты:

– на рынке присутствует большое количество продавцов и покупателей;

– ни один продавец и ни один покупатель не может влиять на рыночную цену;

– все участники рынка имеют полную рыночную информацию;

– представленная на рынке продукция однородна;

– входные барьеры в отрасль отсутствуют.

В настоящее время рынок совершенной конкуренции является абстрактной моделью, в реальной жизни максимально приближены к нему центральные рынки города.

Наиболее распространённым является рынок монополистической конкуренции. В отличие от совершенной конкуренции фирмы реализуют дифференцированную продукцию. Причём различие в продукции может быть как действительное, так и мнимое (вкладыши, упаковка, цвет). К рынку монополистической конкуренции можно отнести: рынок безалкогольных напитков, бытовой техники и т.д.

Олигополия – это тип рынка, на котором несколько фирм контролируют его основную часть. Олигополистический рынок характеризуется взаимозависимостью решений, принимаемых фирмами. Входные барьеры достаточно высоки. К данному типу можно отнести автомобильную, нефтедобывающую и металлургическую отрасли и т.д. Особенностью олигополии является то, что фирмы ведут неценовую борьбу, которая направлена на привлечение покупателей не с помощью снижения цены, а за счёт других факторов: повышения качества товаров, рекламы, послепродажного гарантийного обслуживания и т.д.

Монополия – это тип рынка, на котором имеется только один производитель, который полностью контролирует объём предложения товара. Это позволяет ему устанавливать цену, приносящую максимальную прибыль. Вход в отрасль полностью блокирован, так как существуют водные барьеры в виде авторских прав и патентов, прав собственности на невоспроизводимые и редкие ресурсы, эффект масштаба.

Кроме простой монополии различают монополию с ценовой дискриминацией. Ценовая дискриминация означает продажу одного и того же товара разным покупателям по разным ценам в течение одного периода времени. Различают личную, материальную и географическую дискриминацию.

Особенностью отечественной экономики является наличие естественных монополий. В этих отраслях в долгосрочном периоде затраты на единицу продукции минимальны только тогда, когда одно предприятие обслуживает весь рынок. В качестве примера можно привести Газпром, РАО ЕЭС и т.д.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Формы собственности и их многообразие | Теория спроса и предложения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 278; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.