Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция Социология личности




Виды соц. институтов

Соц. институты. Определение, виды и функции.

Теории происхождения и структура общества.

1. Инструментальная – ставит на первое место сообразительность человека, который изобрел специальное орудие труда, инструменты, следовательно, повысилось благосостояние и производительность труда, что привело к его разделению, функциональному делению общины, а также появлению экономических различий между людьми.

2. Биологическая концепция – базируется нафизиологических характеристик человека (внесезонные характеристики размножения). Установление контроля над рождаемостью связано с возникновением смей и установлением норм, регулирующие сексуальные и все другие отношения членов общины.

3. Гендерная (соц. аспект пола) основана на анализе распределения соц. ролей между полами. Мужчины создают искусственный противовес женской монополии производства в виде мужской монополии управления.

Теоретики феминизма утверждают: соц. организация возникла как момент договора мужчин о распределении женщин.

4.Кратическая – личные качества человека распределены неравномерно (ум, сила, изобретательность); человек, обладающий подобными качествами занимает позицию лидера и как лидер формирует и утверждает систему правил (норм порядка) сохраняющих неравенство.

5 .Семантическая – строится на признании слабости человека как биологического существа, следовательно, возникает необходимость объединения и координации согласования человеческих усилий, следовательно, возникает необходимость предварительного согласования, договоренностей с использованием языка, следовательно, возникает мир коммуникаций и он сопровождает человека на протяжении всей жизни в любой деятельности, следовательно,

возникает система упорядоченных коллективных взаимодействий, следовательно, формируется общество.

Соц. связи взаимодействия и отношения носят относительно устойчивый самовозобновляющийся характер и, следовательно, они нуждаются в регулировании.

Способом регулирования выступают соц. институты – это организованная система соц. связей, норм, которые объединяют значимые ценности и способы деятельности, удовлетворение потребностей общества.

1. Семейные.

2. Политические.

3. Научные.

4. Экономические.

5. Образовательные.

6. Медицинские.

7. Религиозные.

 

Социальные институты – это устойчивый комплекс правил и норм, регулирующих различные сферы человеческой деятельности

Функции:

1. Закрепление и воспроизводство общественных отношений (через правила и нормы), стандартизируется поведение членов общества.

2. Регулятивная – обеспечивает коррекцию поведения членов общества, вырабатывая специальные нормы.

3. Интегративная (процессы сплочения и концелидации людей и соц. групп). Пример: корпоративная культура.

4. Транслирующая функция – передача накопленного опыта другим поколениям.

5. Коммуникативная – распределение информации внутри институтов.

6. Культура – это всё, что создается человеком и человечеством, производится им и соц. усваивается в процессе жизни и деятельности.

Культура начинается с запретов и ограничений.

Любая культура состоит из соц. Ценностей, которые являются ее ядром

Соц. ценности – это распределяемые обществом убеждения по поводу целей, которые необходимо достигнуть и тех путей и средств, которые ведут к достижению этих целей.

Целостную систему ценностей общества называют менталитетом

Производными от социальных ценностей, выступают соц. нормы – мера допустимого поведения людей в конкретном обществе, в конкретный исторический период. Это правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие поведение людей, общественную жизнь в соответствии с ценностями определенной культуры

ТИПЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ: традиции и обычаи, нравственные нормы, законы, институциональные нормы, стереотипы и предрассудки.

 

Функции культуры:

1. Образовательно-воспитательная.

2. Информационная.

3. Интегрирующая, дезинтегрирующая.

4. Нормативно-регулирующая.

 

ВИДЫ К: материальная и духовная, массовая и элитарная…

Вывод.

 

Общество как живой организм возникает, структурируется и развивается на основе индивидуальных, групповых и организационных взаимодействий, но это взаимодействие невозможно, или крайне затруднительно без общих культурных ценностей и связей. Именно поэтому общество может нормально функционировать только как социо-культурная система.

Общество возникает на основе взаимодействий, а взаимодействие возможно на основе общей культуры.

 

 

Функция выбора – основа личности

Б. Ф. Поршнев

Социология личности – специальная соц. теория, объектом изучения и анализа которой является человек в его социальном функционировании, становлении и развитии, в биосоциальной, социальной и экосоциальной среде.

План лекции

1. Личность. Социальная типология личности.

2. Социализация. Социальный статус и социальная роль.

3. Концепции личности.

4. Социальный контроль и девиантное поведение.

1.Социальный тип личности – продукт взаимодействия историко-культурных и социально-экономических условий жизнедеятельности людей. В современной социологии типы личности выделяются в зависимости от ценностных ориентаций.

1) Традиционалисты. Ориентированы на ценности долга, законопослушания и порядка; уровень самостоятельности, креативности и самореализации низкий;

2) Идеалисты. Критически относятся к традиционным нормам. Твердая установка на саморазвитие.

3) Фрустрированный тип личности. Характеризуется низкой самооценкой, угнетенным самочувствием.

4) Реалисты. Сочетают стремление к самореализации с развитым чувством долга, скептицизмом и самоконтролем.

5) Гедонистические материалисты. Ориентированы на удовлетворение потребительских желаний.

Характер общественных отношений способствует развитию определенных типов личности. В свою очередь комплекс определенных личностных качеств влияет на общественное развитие. Принято также выделять базисный, модальный и идеальный типы. Базисный (нормативный) – тип, который соответствует потребностям современного этапа развития общества. Модальный тип – реально преобладает в данном обществе на конкретном этапе развития. Идеальный тип – провозглашаемая цель развития личности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 252; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.