Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. Предмет, задачи и методы изучения дисциплины

Введение

Содержание дисциплины

«Виды и тенденции развития предприятий туризма»

I. Основные положения дисциплины «Основы туризма и индустрии

гостеприимства».

Человечество на протяжении многих столетий наряду с познаниями тайн природы и совершенствования техники уделяло огромное внимание улучшению среды обитания: жилищу, одежде, пище. Развитие каждой из этих жизненно важных составляющих постепенно выделилось в отдельные отрасли, где этими проблемами занимаются исследовательские и проектные институты, а строительство жилья, мебели, производство одежды, обуви, продуктов питания поставлено на индустриальную основу. Инженеры и ученые постоянно совершенствуют и вводят в наш быт новые приборы, агрегаты, оборудование, существенно облегчающие ведение дополнительного хозяйства и содержание

дома. Даже в неизбалованной достижениями в быту России большинство семей имеют холодильники, стиральные машины, кухонные комбайны, пылесосы. В паркбытовой техники входят кондиционеры, стиральные и гладильные машины, газонокосилки, автономные бойлеры, компьютеры и другая техника, которая облегчает работу по дому и делает дом уютным. Подобная «среда обитания» семьи формирует новый стиль жизни. У человека появилась возможность познания мира, соприкосновения с историей и традициями народов мира, с шедеврами материальной культуры. Поездки становятся более разнообразными по целям и задачам и носят не только развлекательный, но и образовательный характер. Бурное развитие туризма в мире и в нашей стране привело к возникновению целой индустрии гостеприимства, где для создания комфортных условий проживания, перемещения, питания, отдыха и развлечения трудятся миллионы разных специалистов. Эта индустрия, как и всякая важная отрасль национальной экономики, включает в себя проектные и исследовательские институты, промышленные предприятия, учебные центры, колледжи, институты, университеты. В индустрии гостеприимства тесно переплетены инженерия, технология, современные средства связи и коммуникации, отели, рестораны, национальные парки, театры, казино, спортивные фестивали, научные и деловые конгрессы. Все это многообразие требует ежедневного и, главное, персонифицированного внимания и заботы к основному элементу всей системы индустрии гостеприимства – гостю, клиенту, человеку, во имя которого и для блага которого возводятся современные порты, вокзалы, гостиницы, отели, уникальные клубы и парки, целые города, целью которых является создание условий для полноценного отдыха, развлечения и познания.

Имеющийся в настоящее время в России контингент специалистов с высшим

образованием по своей профессиональной структуре, содержанию полученного образования не в полной мере отвечает требованиям и, как вся социальная сфера, находится в остаточном секторе. Следует отметить, что и содержание обучения специалистов даже по сервисным направлениям носило технократический характер, так как в качестве объекта их труда рассматривалась техника, технология, экономика, организация производства, но не сами пользователи услуг – люди, клиенты. При этом совершенно не учитывалась главная специфика деятельности работника сферы услуг, заключающаяся в том, что любая работа специалиста осуществляется в условиях непосредственного контакта с клиентами. А это означает необходимость иного подхода к формированию знаний и умений специалиста сервиса, приданию им изначально гуманистической ориентации. Несмотря на достаточно высокие темпы подготовки специалистов для индустрии гостеприимства, спрос предприятий и организаций удовлетворяется на 25–35% выпускниками вузов, а колледжей – на 15–20%.

Численность работников, занятых в индустрии гостеприимства, и размеры вклада в ее национальный доход в развитых странах вышли на уровень материального производства. Приблизительно 70% ВНП экономики развитых стран генерируется в сфере обслуживания. Так, в США в сервисе занято 84 млн человек или 70% от всей численности работающих, а доля во внутреннем валовом продукте (ВВП) составляет 72%. В Японии, ФРГ, Швеции доля работающих в сервисе соответственно составляет в процентах 60, 60, 71 от общего количества занятого населения.

В США, где индустрия гостеприимства активно развивается с 1956 года, группа

экспертов заявила о многолетнем дефиците специалистов, имеющих специальное

образование в сфере обслуживания. Предполагается, что к 2002 году будет ощущаться нехватка рабочей силы и 4 из 5-ти мест будут вакантными. Прогнозы таковы, что в начале XXI века около 90% всей рабочей силы в США будет занято сфере обслуживания.

Индустрия гостеприимства – это многочисленные группы предприятий. Размеры и формы их столь разнообразны, что каждый квалифицированный специалист имеет неограниченные возможности в достижении цели, в продвижении карьеры.

Профессиональная деятельность специалиста осуществляется в сфере бизнеса, экономического управления на различных предприятиях независимо от форм собственности. Необходимо отметить, что уникальность деятельности в сфере гостеприимства заключается в том, что от любого сотрудника, помимо высокой ответственности и живости характера, требуется обладание системой знаний: о странах, народах, географии, истории, окружающей среде, иностранных языках, религии, этике, культуре, психологии, законодательстве и о многом другом, имеющем отношение как к туризму (межотраслевому социально-экономическому комплексу), так и к туристу (человеку, потребителю).

Таким образом, социальная и культурная направленность работы связана с изучением комплекса дисциплин, которые способствуют формированию специалиста в туризме, гостинично-ресторанном бизнесе и других областях.

 

В понятие “индустрия гостеприимства” следует включать различные виды

деятельности по оказанию услуг, направленные на удовлетворение материально-бытовых, культурных, духовных потребностей человека.

Основными продуктами предприятий индустрии туризма и гостеприимства являются:

исторические достопримечательности, пейзажи и феномены природы, культурная жизнь страны, быт и этнография народа, новейшие достижения архитекторов и строителей. Иначе говоря, рекреационным ресурсом индустрии туризма и гостеприимства – это комплекс физических, социальных и эмоциональных компонентов. В основе деятельности всех предприятий туризма и гостеприимства лежит сервис (англ. service – обслуживание). Предметом (объектом) изучения данной дисциплины является:

· продукт индустрии туризма и гостеприимства;

· всевозможные услуги;

· технологические процессы на предприятиях и организациях индустрии гостеприимства;

· потребитель продукта (гость, клиент).

В процессе обучения предстоит решить следующие основные задачи:

· изучить сегменты индустрии гостеприимства;

·проанализировать современное состояние и перспективы развития туризма,

гостиничного и ресторанного хозяйства, отдыха и развлечений, средств

перемещения в России и за рубежом;

· ознакомиться с особенностями структуры, организации и обслуживания в

индустрии гостеприимства за рубежом;

· получить представления об основах организации деятельности предприятий.

Для достижения поставленных целей и решения задач используются различные

методы (methodos в пер. с греч. – “путь к чему-либо”):

· аналитические;

· статистические;

· социологические;

· медико-биологические;

· сенсорные;

· химические и другие.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Современные представления об образовании горючих ископаемых | Сущность индустрии гостеприимства и ее сегменты
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 662; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.