Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гостиница: понятие, типы и их характеристика




Краткое содержание темы

6.1. Историческое развитие гостиничного бизнеса

Историческое развитие гостиничного сервиса началось с Римской империи и Древней Греции. Огромная территория империи, необходимость римских чиновников посещать отдельные провинции, торговые связи с соседскими государствами, строгая классовая структура Римского государства оказали неизбежное влияние на сеть постоялых дворов и таверн. С развалом империи пришли в упадок и постоялые дворы, и только с наступлением позднего средневековья (500–1300 гг.) и особенно в период эпохи Возрождения торговля и путешествия стали возрождаться вновь.

Эволюция гостиничного хозяйства в странах всех континентов проходила по схеме «постоялый двор – отель». Временной отрезок исчислялся до нескольких веков, что хорошо прослеживается на примере развития этих услуг в Америке. Первый постоялый двор на Американском континенте появился в 1607 году, первая коммерческая гостиница – в 1974 г., и только в 1828 г. в Бостоне открылся отель «Тремонт», первый в США отель I-го класса, ставший образцом для подражания. Переломным моментом в гостиничном бизнесе явилось открытие в 1908 году гостиницы «Буффало Статлер». Новый хозяин Элеворт Статлер совершенно по-новому построил и организовал это предприятие, ориентированное исключительно на бизнесменов. Частью этих удобств было наличие дверных замков, водопровода, выключателей у дверей, туалетных и ванных комнат в каждом номере и бесплатная утренняя газета.

В России гостиницы первоначально существовали в виде постоялых дворов-

помещений для ночлега с двором для лошадей и экипажей проезжающих (обычно с трактиром) и монастырских подворий – постоялых дворов для приезжающих в Москву монахов и посольств. В 16–17 вв. большинство подворий в Москве было сосредоточено в Китай-городе – Новгородское подворье, Троицкое подворье (Троице-Сергиева монастыря).

Самые первые гостиницы были открыты в Москве еще в середине 18 в. В конце 18 начале 19 вв. для гостиниц были выстроены специальные здания по проекту архитектора В.П. Стасова на Бульварном кольце, на площадях Пречистенских, Никитинских, Сретенских и Покровских ворот. В начале 19 века в Москве было 7 гостиниц, к середине 19 века – уже несколько десятков. Во второй половине 19 века появились и «меблированные комнаты». К началу 20 в. в Москве насчитывалось уже около 40 гостиниц, среди них «Националь», «Метрополь» и др. Крупнейшими были «Гранд Отель», «Боярский двор», «Новомосковская», «Европа», «Славянский базар». В начале 20-х конце 30-х гг. началось строительство первых советских гостиниц («Северная», «Москва», «Киевская» и др.). К 1940 г. в Москве действовало 12 гостиниц на 4000 мест. Однако во время Великой Отечественной войны были разрушены и сожжены многие города нашей страны. Всему народному хозяйству был нанесен ощутимый урон, особенно на временно оккупированной территории.

Существенно пострадало и гостиничное хозяйство. Тем не менее в послевоенные годы в этих трудных для страны условиях изыскивалась возможность выделения средств не только на восстановление разрушенных гостиниц, но и на строительство новых. К середине 50-х гг. были сооружены комплексы гостиниц в Москве: «Алтай», «Восток», «Заря», «Останкино», «Украина» и «Ленинградская». Уже в 1960 г. в Советском союзе насчитывалось 1476 гостиниц в 1364-х городах, вместимость которых достигала 143700 мест. За 1960–1975 годы число мест возросло на 30%. В итоге гостиничное хозяйство СССР к 1980 году насчитывало около 7000 предприятий, а их единовременная вместимость превысила 700000 мест. При этом 65% гостиниц находилось в ведении коммунальных органов местных Советов. Наряду с развитием материальной базы туризма в традиционных туристских районах страны, большое внимание уделяется расширению сетей гостиниц, кемпингов, пансионатов на Урале, Дальнем Востоке, в Сибири.

 

6.2. Современное состояние гостиничного бизнеса в России и за рубежом

Сегодня в мире насчитывается 190 тыс предприятий размещения, из них 30 тыс

- отели различного уровня. Годовой оборот гостиничного бизнеса превышает 250 млрд долларов. Так, доход предприятий размещения Европы – 80 млрд долл. США, Северной и Южной Америк – 68 млрд долл. США, Азии – 30 млрд долл. США, Австралии – 12 млрд долл. США, Африки – 10 млрд долл. США. По численности гостиничных мест в 1996 г. 38% приходятся на страны Европы, а 35% – на Америку. Динамичное развитие туризма подстегнуло к расширению сети гостиниц и числа мест в них. Особенно быстро увеличивается номерной фонд в странах Азиатско-Тихоокеанского региона и Ближнего Востока, где число мест в отелях выросло соответственно на 29 и 20% по сравнению с 1992 г.

Что касается России, то в 1999 г. общее число гостиниц, мотелей и общежитий для приезжих составило 4225 на 358 тыс мест. По сравнению с 1992 г. общее число этих объектов размещения уменьшилось на 37,9%, а их вместимость – на 26,2%. Если до перехода к рыночным отношениям практически все гостиницы находились в государственной и профсоюзно-кооперативной собственности, то теперь 1236 предприятий являются частной собственностью, 752 – смешанной российской собственностью, 109 – совместной российско- иностранной собственностью, 8 – полностью иностранной собственностью. Государству и муниципалитетам на данном этапе принадлежало 35,2% всех предприятий размещения. Из общего числа объектов размещения государственная статистика выделяет собственно гостиницы, они составляют 3387. В структуре гостиниц по классам преобладают отели категории 1–3 звезды (87%), а на долю 4–5 звезд приходится 13%. Подавляющее большинство отелей высшей категории находится в Москве и Санкт-Петербурге. Что касается санаторно-курортной базы, то в 1992 г. санаторно-курортных организаций и домов отдыха в России насчитывалось 6931 на 1084 тыс мест. В 1998 году их число сократилось до 4525, а вместимость до 732 тыс мест.

В 1999 году предприятия размещения России приняли 15021,1 тыс человек, в том числе россиян из них было 82,8%, граждан СНГ – 6,9%, посетителей из стран дальнего зарубежья – 10,3%. Гости в общей сложности совершили 43489,1 тыс ночевок. Основное место среди посетителей заняли граждане из России и стран СНГ с профессионально- деловыми целями, на втором месте – досуг и отдых, с этой целью больше было иностранных граждан, чем граждан России и стран СНГ.

Вообще в спросе на гостиничное размещение отмечаются следующие факторы:

- 50% составляют деловые поездки;

- 40% поездок – отдых;

- 10% – поиск работы, посещение родственников, друзей.

Оценивая хозяйственную деятельность гостиничных предприятий следует отметить, что коэффициент загрузки составил 33%, то есть вернулся к уровню 1996 г. В 1999 г. снижение натурального объема производства гостиничных услуг сочеталось с постоянным ростом стоимостного объема производства услуг прежде всего за счет повышения цен.

Доходы гостиничного хозяйства составили в прошлом году 14,1 млрд руб. Для гостиниц России характерна весьма скромная роль услуг питания в формировании доходов. На их долю на данный период приходится 15%, тогда как от продажи номеров –73%.

Следует отметить, что на сегодня остается весьма актуальной проблема повышения комфортности номеров. О качестве предоставляемых услуг на предприятиях размещения говорит тот факт, что 81,2% этих предприятий не решились на прохождение добровольной сертификации. В основном на эту процедуру согласились отели, находящиеся в совместной российско-иностранной собственности. К примеру за рубежом анонимные ревизоры ассоциации 125 дорогих гостиниц в 25 странах мира проводят оценку качества за 2 дня, отвечая на 1600 вопросов, включающих 5000 подпунктов.

 

6.3. Классификация средств размещения

При классификации предприятий размещения используют различные системы, которых насчитывается более 30.

В зависимости от назначения, особенностей обслуживания все предприятия классифицируют по:

· месту расположения:

- городские;

- вне города;

- придорожные;

- гостиницы, расположенные на воде;

· формам собственности:

- муниципальные;

- ведомственные (министерств, концернов);

- общественных организаций;

- частные;

- совместно с иностранным капиталом;

- полностью иностранный капитал;

- смешанная в составе российской собственности;

· вместимости:

- малые (не менее 100 спальных мест);

- средние (100–150 мест);

- крупные (более 500 мест);

· назначению:

- бизнес-отели;

- курортные;

- другие;

· режиму эксплуатации:

- круглосуточные;

- сезонные;

- смешанного действия.

Средства размещения туристов в России – любой объект, предназначенный для временного проживания туристов (гостиница, турбаза и т.д.)

В соответствии с Государственным стандартом РФ (ГОСТ – Р 51185-98) все средства размещения подразделяются на коллективные, специализированные и индивидуальные, которые объединяют соответствующие предприятия размещения.

Так, к коллективным средствам размещения относят: гостиницы, мотели, клубы с проживанием, меблированные комнаты, общежития, пансионаты.

Специализированные средства размещения – это, по сути дела, коллективные средства, но имеющие специфику: профилактории, санатории, лагеря труда и отдыха, конгресс-центры, общественные средства транспорта (поезда, яхты, круизные суда), дома охотника, наземный водный транспорт, преобразованный под средства размещения. Индивидуальные средства размещения – это квартиры; комнаты в квартирах, дома, коттеджи, сдаваемые в наем.

 

По определению ВТО гостиницы – это коллективные средства размещения,

состоящие из определенного количества номеров, имеющих единое руководство,

предоставляющие определенные услуги (обслуживание в номерах, уборку номера и санузла) и сгруппированные по услугам и имеющемуся оборудованию.

Согласно «Правилам предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации», утвержденным постановлением правительства РФ от 25.04.97 г. № 490, гостиница – имущественный комплекс (здание, часть здания, оборудование и иное имущество), предназначенный для предоставления услуг.

Классификации гостиниц также разнообразны, как и классификации средств размещения (табл. 1).

Окончание таблицы 1

Кроме того, существует еще ряд зарубежных гостиниц:

· ротель – гостиница на колесах;

· акватель – корабль, стоящий у причала и предназначенный для размещения

клиентов:

- ботель – небольшая гостиница на воде;

- флотель – большой отель – “курорт на воде”, где отдыхающим предоставляются

водные лыжи, лодки, снасти для рыбной ловли, подводного спорта и т.д.;

· флайтель – “летающий отель” – аэрогостиница.

6.5. Критерии оценки гостиничных предприятий

Все гостиницы в зависимости от размеров и видов жилых и служебных помещений, оборудования, уровня комфортности номеров и общественных помещений, предоставляемых услуг и других факторов классифицируются по разрядам и категориям. Целью классификации является определение соответствия конкретной гостиницы, а также номеров установленным критериям или стандартам на обслуживание. Многочисленные попытки разработать международную классификацию гостиничных предприятий не увенчались успехом. В каждой стране существуют свои местные подходы к классификации, а в США требования к размещению различаются даже по штатам.

В целом классификации гостиниц можно разделить на две основные группы. Первая группа – это «звездная» система, в основе которой лежит французская национальная классификация. По этой системе разряд гостиницам устанавливается присвоением определенного количества звезд (от 1 до 5). Она распространена во Франции, Австрии, Венгрии, Китае, России, Египте.

Вторая группа базируется на индийской системе (бальная), в ее основе лежит оценка гостиницы экспертной комиссией.

При «звездной» системе классификации оцениваются следующие параметры гостиницы:

· характеристика номерного фонда, а именно площадь номеров, доля одноместных номеров, однокомнатных и многокомнатных, наличие коммунальных удобств в номерах и на этажах, комфортность номеров (при этом минимальное количество номеров для всех категорий гостиниц устанавливается от 7до 10).

· оборудование и оформление интерьера;

· информационное обеспечение, в том числе наличие телефонной, телефаксной и телетайпной связи;

· наличие и характеристики лифтов;

· характеристики общественных помещений, киноконцертных и конференц-залов,

холлов, помещений для деловых встреч, отдыха, занятий спортом и т.д;

· наличие и характеристика предприятий питания: ресторана, столовой, гриль-бара, кафе, буфетов и т.д;

· обеспечение возможности предоставления услуг торговли, бытового обслуживания и других дополнительных услуг;

· характеристика здания, подъездных путей, развитие инфраструктуры;

· обустройство прилегающей к гостинице территории.

6.6. Требования, предъявляемые к средствам размещения в России, и

В Российской Федерации согласно ГОСТу Р 51185–98 «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования» к средствам размещения предъявляются следующие основные требования.

1. Средства размещения должны иметь:

- удобные подъездные пути с необходимыми знаками, вымощенные пешеходные

дорожки;

- благоустроенную и хорошо освещенную в вечернее время прилегающуютерриторию;

- площадку с твердым покрытием для кратковременной парковки автотранспорта и необходимые справочно-информационные указатели.

2. В жилых и общественных помещениях должны быть:

- освещение – естественное или искусственное;

- холодное и горячее водоснабжение и канализация; в районах с перебоями

водоснабжения необходимо обеспечить минимальный запас воды не менее, чем на сутки, и подогрев воды;

- отопление, поддерживающее температуру воздуха в жилых помещениях не ниже

18,5° С;

- вентиляция (естественная или принудительная), обеспечивающая циркуляцию

воздуха и исключающая проникновение посторонних запахов в жилые помещения;

- телефонная связь;

- пассажирский лифт (при необходимости).

3. В жилой комнате должны быть:

- мебель (кровать, тумбочка, стол, стул, шкаф), инвентарь (прикроватный коврик,

зеркало и т.д) и постельные принадлежности по количеству проживающих;

- плотные занавески или жалюзи, обеспечивающие затемнение помещения;

- сеть радиовещания;

- потолочные (настенные) и прикроватные светильники, электророзетки с указателем напряжения;

- замки в дверях с внутренним предохранителем.

4. Санузел в номере должен быть оборудован умывальником, унитазом, ванной или душем. При отсутствии санузла в номере средства размещения должны иметь санитарные объекты общего пользования (из расчета 1 унитаз,1 умывальник и 1 душ не более, чем на десять человек, раздельные для мужчин и женщин).

5. В коллективных средствах размещения туристов должны быть предусмотрены:

- комната бытового обслуживания, место для стирки и сушки одежды с необходимым оборудованием и инвентарем;

- помещение для предоставления услуг питания или пункты для самостоятельного приготовления пищи;

- помещение или часть помещения для просмотра телепередач и других культурно- массовых мероприятий;

- камера хранения;

- устройства для удобного доступа инвалидов: наклонные пандусы у входных дверей для проезда инвалидной коляски, лифты, специально оборудованные номера и туалет.

6. Обслуживающий персонал, оказывающий услуги средств размещения, должен обладать квалификацией, соответствующей выполняемой работе. Персонал должен создавать атмосферу гостеприимства, комфорта, проявлять доброжелательность и вежливость.

7. Туристам, проживающим в коллективных средствах размещения, должен быть предоставлен минимальный ассортимент услуг:

- круглосуточный прием;

- услуги общественного питания или условия для самостоятельного приготовления пищи;

- ежедневная уборка жилой комнаты (включая заправку постели) и санузла (кроме

общежитий, лагерей труда и отдыха, туристских приютов, стоянок, кемпинга);

- смена постельного белья – не менее одного раза в неделю, смена полотенец – не менее одного раза в три дня;

- отправка, получение и доставка писем и телеграмм;

- хранение ценностей, багажа;

- медицинская помощь: вызов скорой помощи, пользование аптечкой;

- туристская информация.

В зависимости от вида средств размещения услуги могут варьировать, дополняться. Специализированные средства размещения, помимо оказания услуг размещения, оказывают услуги оздоровительно-лечебного характера, санаторно-курортного обслуживания, туристские, спортивные и другие в соответствии со своей специализацией. Обеспечение безопасности – одна из важных проблем гостиниц, решается сегодня с помощью новых технологий. Путешественники всего мира сейчас требуют более высокого уровня безопасности, чем раньше. В настоящее время существуют три типа систем: телевизионные системы наблюдения, системы контроля за доступом и системы защиты от взлома (камеры, замки и сенсоры). Еще одним эффективным средством являются внутриномерные электронные сейфы.

 

6.7. Современные формы управления гостиничными предприятиями

На современном этапе проблематично утверждать, почему гостиничные цепи

приобрели такую популярность. Тем не менее специалисты называют ряд причин поиска новых форм управления гостиничными предприятиями. Среди них можно выделить следующие. Если в 60–70 гг. XX в. галопирующая инфляция позволяла гостиницам завышать цены на свои услуги, то борьба с ней лишила их такой возможности. К другим причинам относятся высокая конкуренция на наиболее популярных направлениях и экономический спад, который привел к снижению туристских прибытий. Таким образом, эти факторы привели к поиску гостиницами новых форм управления.

Гостиничная цепь – это объединение нескольких гостиничных предприятий в коллективный бизнес под единым руководством и единой торговой маркой.

Преимущества гостиничных цепей очевидны как для самих гостиниц, так и для клиентов, так как в этом случае потребитель четко представляет себе качество известной торговой марки.

Наиболее популярными гостиничными цепями являются Hyatt Hotels, HolidayHospitality, Hilton Hotels Corporation, Sheraton Hotels и другие цепи.

Однако в гостиничную цепь можно войти и как ассоциированный член. В этом случае это не коллективный бизнес. Здесь используется договор франчайзинга.

Франчайзинг согласно Международной ассоциации франчайзных организаций

(МАФО) – это длящиеся во времени взаимоотношения, по которым франчайзодатель предоставляет защищенное в законном порядке право заниматься определенной предпринимательской деятельностью, а также помощь в организации этой деятельности, обучения, реализации и управлении за вознаграждение от франчайзополучателя.

При франчайзинге франчайзодатель безусловно расширяет рынок своих услуг, что является более значимым для него, чем вознаграждение от франчайзополучателя. Франчайзополучатель снижает издержки по продвижению своего продукта, так как пользуется раскрученной торговой маркой, знаком, ноу-хау, а также минимизирует риск своей деятельности в первые годы функционирования.

 

6.8. Организационная структура гостиницы и характеристика ее подразделений

Организационная структура гостиницы является отражением полномочий и обязанностей, которые возложены на каждого ее работника (рис. 2).

Первой линией обороны в гостинице является служба портье, основными функциями которой является бронирование, размещение, оформление при въезде и выезде, расчет с клиентами. Кроме этого, данная служба является основным информационным центром гостиницы.

В службу портье обычно входит служба швейцаров (встреча прибывающих, перенос багажа в фойе) и служба посыльных (проводы гостя в номер, доставка в номер багажа).

Существует в ряде гостиниц, четырех- или пятизвездных, служба стюардов, в чьи обязанности в классическом понимании этой должности входят обеспечение каждого номера свежими полотенцами, придание номеру нарядного вида.

Необходимо понимать, что организационная структура может быть различной. На это влияют такие факторы, как организационно-правовая форма предприятия, тип гостиницы, разнообразие предоставляемых услуг, численность персонала.

Рис. 2. Организационная структура гостиничного предприятия




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 6987; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.071 сек.