Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблемная ситуация

Возникновению новой проблемы обычно предшествует появле­ние в науке проблемной ситуации, которая как раз и характеризует трудное положение дел, сложившееся в той или иной отрасли на­учной деятельности. На характер этой трудности могут влиять са­мые разнообразные факторы и обстоятельства, начиная от интел­лектуального климата общества, и, кончая методологическими, ло­гическими и специальными научными факторами и традициями научного сообщества. Однако в конкретном научном исследовании проблемную ситуацию связывают обычно с обнаружением противо­речия, или несоответствия, между новыми фактами и старыми ме­тодами их объяснения.

При этом опираются на некоторое фоновое, или предпосылочное, знание, принимаемое как заранее заданное. К такому знанию относятся существующие в данный период развития научный язык, фундаментальные понятия и теории, стандарты рассуждений, до­пущения и надежно проверенные эмпирические результаты.

Проблемная ситуация свидетельствует, таким образом, не только о трудностях в объяснении новых фактов, установленных, в частности, в результате наблюдений и экспериментов, но и учета широкого спектра различных теоретических допущений, схем и упрощений, которые приходится учитывать при выдвижении проблемы. Поэтому К. Поппер, например, рассматривает проблемную ситуацию как трудность или проблему с ее фоном, в который входит не только язык науки, но и множество теоретических допущений, не постав­ленных — до поры до времени — под сомнение. Следовательно, в рамках проблемной ситуации особое внимание обращается на пред­посылки проблемы, начиная от эмпирических фактов и кончая при­нятыми теоретическими схемами, моделями, допущениями и логиче­скими стандартами рассуждений.

В опытных науках возникновение проблемной ситуации свидетельствует прежде всего о наличии трудности, связанной с несоответствием старых методов объяснения новым фактам, открытым в результате экспериментов или систематических наблюдений. В абстрактных науках речь идет о несоответствии между новыми и ста­рыми способами обоснования теоретического знания.

Диалектическая взаимосвязь эмпирического и теоретического уровней познания

Теоретические и эмпирические понятия. Исследование структуры любой теории целесообразно начать с анализа ее основных понятий и установления различия и связи между теоретическими и эмпири­ческими понятиями. В первом приближении эмпирические поня­тия можно определить как понятия о наблюдаемых объектах и их свойствах, а теоретические — о ненаблюдаемых объектах. Такое различие соответствует выделению в процессе познания чувствен­но-эмпирической и рационально-теоретической ступеней исследо­вания. Нетрудно, однако, понять, что приведенное выше определе­ние является предварительным, поскольку оно не учитывает разви­тия познания, в ходе которого ненаблюдаемые раньше объекты становятся наблюдаемыми, а, следовательно, различие между эмпи­рическими и теоретическими понятиями оказывается относитель­ным и ограниченным рамками времени и условиями исследования.

Абсолютизация этого различия не учитывает взаимосвязи между рациональной и эмпирической стадиями исследования, воздействия теоретической мысли на наблюдения и опыт, которое обычно фор­мулируют в виде тезиса о «теоретической нагруженности» опыта. Именно игнорирование этих фактов и предположений лежит в ос­нове позитивистского деления языка науки на обособленные языки чистых наблюдений и язык чистой теории, которое подверглось рез­кой критике со стороны ученых, выступающих против позитивизма.

Если связывать эмпирические понятия и соответствующие им термины с наблюдаемыми объектами и их свойствами, а теоретиче­ские — с ненаблюдаемыми, то относительность такого противопос­тавления становится все более очевидной по мере усовершенствования экспериментальной техники. В самом деле, хотя силу тока в цепи нельзя наблюдать непосредственно, о ней можно судить по показани­ям амперметра и поэтому считать ее наблюдаемой величиной. С дру­гой стороны, наблюдения за движением стрелки амперметра основы­ваются на теоретических представлениях о законах электрического то­ка. Это свидетельствует о том, что граница между наблюдаемыми и ненаблюдаемыми величинами имеет в известной мере относительный и временный характер и определяется опытным путем.

Отсутствие абсолютной границы между эмпирическими и теоре­тическими понятиями не исключает возможности и целесообразно­сти установления относительного различия между ними. Однако это различие связано не столько с наблюдением соответствующих объек­тов, сколько со степенью их зависимости от теоретических представ­лений. Хотя эмпирические понятия «нагружены» теорией и зависят от нее, но их адекватность и обоснованность устанавливается в зна­чительной мере независимо от теории, в которой они применяются. Теоретические же термины, как мы видели, вводятся в научный язык для описания свойств и отношений абстрактных объектов опреде­ленной идеализированной системы. Поскольку они являются абст­ракциями от реальности, то их нельзя непосредственно соотносить с наблюдаемыми объектами, их свойствами и отношениями. Поэтому адекватность теоретических понятий, как и истинность теоретиче­ских утверждений, может быть установлена только посредством их эмпирической интерпретации. Все это показывает, что эмпирические и теоретические понятия теснейшим образом связаны между собой.

В историческом развитии познания они обуславливают и до­полняют друг друга. Эмпирические понятия представляют первый шаг в ходе сложного и противоречивого процесса все более глубо­кого и адекватного постижения реальности. На уровне обыденного познания они совпадают с названиями и описаниями чувственно воспринимаемых и наблюдаемых предметов и явлений.

Однако уже на эмпирической стадии познания в науке вводятся понятия с более точно определенным смыслом, чем термины обыденного языка. Но они по-прежнему обозначают либо непосредст­венно наблюдаемые предметы, их свойства и отношения, либо пред­меты и свойства, которые могут наблюдаться с помощью различных приборов и устройств, которые, по сути дела, являются продолжени­ем и усилением наших органов чувств. Переход от эмпирических по­нятий к абстрактным, теоретическим понятиям представляет собой диалектический скачок от чувственно-эмпирической стадии иссле­дования к рационально-теоретической. С помощью последней ста­новится возможным отобразить чувственно не воспринимаемые свойства и отношения предметов и процессов реального мира, т.е. то, что обычно обозначают как сущность. Но так как сущность не­посредственно не воспринимаема, то для ее интерпретации вводят эмпирические понятия и утверждения, посредством которых сущ­ность обнаруживается или является. На этом основании сторонни­ки эмпиризма, инструментализма, бихевиоризма, операционализма и некоторых других направлений в философии науки пытались све­сти, и даже исключить, теоретические понятия и термины из науч­ного языка. Эмпиристы считали возможным свести теоретические суждения к эмпирическим путем установления правил соответствия между ними, инструменталисты рассматривали понятия вообще как некоторые инструменты для приспособления людей к окружающей действительности, бихевиористы полагали, что внутренние стимулы и интенции высших животных и человека всецело проявляются в их внешнем поведении.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Разработка идей для психологических исследований | Операциональные определения. Научная креативность
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 421; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.