Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Микроэкономика. Рынок, его функции, элементы рыночного механизма




Факторы производства. Процесс производства.

Производство - процесс изготовления материальных благ или процесс использования рабочей силы, оборудования в сочетании с природными ресурсами и материалами для изготовления необходимых товаров и оказания услуг.
Фактор производства - особо важный элемент или объект, который оказывает решающее воздействие на возможность и результаты производства (земля, труд, капитал, предпринимательские способности, информация):
- труд - человеческие ресурсы, затраты физической и умственной энергии человека;
- земля - природные ресурсы, которые могут быть использованы для производства товаров и услуг;
- капитал включает в себя совокупность благ, созданных прошлым трудом человека, - здания, оборудование, машины и т. д.
- предпринимательские способности - разновидность трудовых усилий, управленческие и организационные навыки (организация производства, принятие решений, применение новшеств, риск);
- информация - обладание достоверной информацией является необходимым условием для решения проблем, стоящих перед экономическим субъектом.
Процесс производства состоит из четырех основных этапов:
- производство - процесс создания экономических благ для удовлетворения потребностей человека и общества;
- распределение - процесс определения доли, количества, пропорции, в которой каждый хозяйственный субъект принимает участие в произведенном продукте;
- обмен - движение материальных благ и услуг от одного субъекта к другому;
- потребление - процесс использования результатов производства для удовлетворения определенных потребностей.

 

Рынок - совокупность экономических отношений между субъектами рынка по поводу движения товаров и денег, основанные на взаимном согласии, эквивалентности и конкурентности.
Функции рынка:
1.Информационная - рынок предоставляет своим участникам информацию о необходимом количестве товаров и услуг, их ассортименте и качестве;
2.Посредническая - рынок выступает посредником между производителем и потребителем;
3.Ценообразующая - цена складывается на рынке на основе взаимодействия спроса и предложения с учетом конкуренции;
4.Регулирующая - рынок приводит в равновесие спрос м предложение;
5.Стимулирующая - рынок побуждает производителей создавать нужные обществу экономические блага с наименьшими затратами и получать достаточную прибыль.
Основными элементами рынка являются:
- цена предопределяет, кем на данном уровне доходов будет потреблен продукт;
- спрос;
- предложение;
- конкуренция - борьба на рынке между производителями за производство однородной продукции. Конкуренции бывает ценовая и неценовая. Ценовая конкуренция происходит за счет снижения цены на товар. Неценовая конкуренция - привлечение потребителей за счет качества производимой продукции.
Функции конкуренции:
- регулирующая - проявляется воздействием на производство товаров и услуг таким образом, чтобы оно осуществлялось в соответствии со спросом потребителей, а также в ограничении или лишении рыночной власти;
- аллокационая или функция размещения состоит в том, что производственные ресурсы направляются туда, где они используются наиболее эффективно;
- инновационная функция обуславливает необходимость инноваций как определяющего средства повышения экономической эффективности деятельности фирм.

Основные типы рыночных структур: рынок совершенной и несовершенной конкуренции (монополия, олигополия, монополистическая конкуренция).
Рынок совершенной конкуренции - экономическая ситуация, в которой никто не может воздействовать на рыночную цену покупаемого или продаваемого товара. Характеристика:
1.Множество покупателей и продавцов:;
2.Отсутсвие контроля над ценами;
3.Отсутсвие барьеров при вступлении на рынок и выхода из него;
4.Однородности продукции;
5.Равный доступ всех участников к информации.

Рынок несовершенной конкуренции:

1.Монополистическая конкуренция:
- число продавцов и производителей относительно большое;
- производится дифференцированная продукция;
- конкуренция как ценовая, так и неценовая;
- контроль над ценами ограничен;
- относительная легкость вступления фирм в отрасль.
2.Олигополия - рыночная структура, при которой в реализации какого-либо товара доминирует несколько крупных продавцов, а появление новых затруднено или невозможно (машиностроение, судостроение, самолетостроение и т.д.).
3.Монополия:
- одна фирма является единственным производителем продукта;
- не имеет близких заменителей;
- монополист диктует цену.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 330; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.