Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Промышленный переворот и образование британской фабрично-заводской индустрии




Глава 6. Мировая промышленная торговая гегемония Англии в эпоху домонополистического капитализма

Англия — классическая страна первоначального накопления капитала

Особенности капиталистического хозяйства в Голландии

В конце XV — начале XVI в. в Голландии (Нидерланды) активно происходил процесс разложения феодализма и сравнительно быстрого формирования капиталистическо

Столичный и портовый город Амстердам превратился в торгово-кредитный центр Европы, чему способствовали низкие проценты на ссудный капитал, впервые установленные голландскими банкирами.

На исходе XVII в. Голландия стала терять торговое первенство в пользу Англии, которая превосходила ее по уровню промышленного развития. Торговые и колониальные англо-голландские войны XVII-XVIII вв. закончились поражением Голландии. В результате ее капитал все больше стал принимать ростовщический характер, перемещался из торговли и судоходства в банковскую сферу. Характеризуя преобразования в голландской экономике, К. Маркс писал: «История упадка Голландии как господствующей торговой нации есть история подчинения торгового каптала промышленному капиталу»[14].

Процесс первоначального накопления капитала наиболее ярко проявился в Англии.

Англия — островная страна — к началу XVI в. была сравнительно небольшим государством. Ее население (3 — 3,5 млн. человек) было примерно в пять раз меньше, чем во Франции. Преобладающая часть населения проживала в сельской местности; в городах насчитывалось приблизительно 20% жителей страны. Большая часть отраслей промышленности Англии была развита слабее, чем в некоторых континентальных странах Западной Европы. Английский торговый флот значительно уступал голландскому.

В отраслевой структуре промышленности Англии главную роль играло суконное производство, которое быстро расширялось благодаря развитому овцеводству. В предшествовавший период Англия вывозила сырую шерсть для обработки на континент, а с XV в. изготовление сукна и шерстяных тканей стало развиваться на территории самой Англии.

Англия превращается в крупного экспортера готовой продукции — сукна: если в середине XIV в. ежегодный вывоз шерсти составлял приблизительно 30 тыс. мешков, то в середине XVI в. — только 5-6 тыс. мешков; вывоз же английского сукна за это время возрос с 5 тыс. кусков до 122 тыс., т.е. увеличился почти в 25 раз.

В XVI в. изготовление шерстяных тканей было занято около половины рабочего населения Англии. В начале XVII в. продукция суконного производства составляла почти 90% английского экспорта.

Подъем суконно-шерстяного производства в Англии в XVI в. вызвал повышенный спрос на шерсть. Требовал расширения овцеводства, которое становилось все более прибыльным. Для увеличения поголовья овец нужны были большие пастбищные угодья, но на них находились мелкие крестьянские хозяйства.

С целью создания крупных пастбищ для овец английские лендлорды (крупные землевладельцы), используя свое право собственника на землю, насильственно сгоняли крестьян с земельных участков, разрушали их жилища и надворные постройки, сносили целые поселения. Экспроприированные крестьянские земли лендлорды превращали в крупные пастбища для овец, огораживали их частоколами и рвами (этот процесс получил название «огораживание»).

Лендлорды, как правило, сами не занимались сельским хозяйством. Они сдавали «огороженные» земли в аренду фермерам — крупным скотоводам. Фермерские скотоводческие хозяйства, в которых использовалась наемная рабочая сила, являлись товарными хозяйствами, имели капиталистически-предпринимательский характер. Фермеры превращались в крупных владельцев капиталов.

В результате реформации, проведенной в середине XVI в., в стране было закрыто свыше трех тысяч католических монастырей. Их земли и имущество подверглись конфискации в пользу государства. Конфискованные монастырские земли были подарены или проданы дворянам, которые использовали их главным образом для разведения овец, а постройки — для организации капиталистических мануфактур.

Анализируя методы первоначального накопления капитала. К. Маркс отмечал: «Разграбление церковных имуществ, мошеннические отчуждение государственных земель, расхищение общинной собственности, осуществляемое по-узурпаторски и с беспощадным терроризмом… — таковы разнообразные идиллические методы первоначального накопления»[15].

Разоренные крестьяне, рядовые монахи упраздненных католических монастырей, бывшие дружинники распущенных английским правительством частных военных дружин феодалов оказались выброшенными на улицу без всяких средств к существованию. Они стали основным источником наемной рабочей силы для развивающихся капиталистических предприятий, жертвами жестокой эксплуатации (12-15-часовой рабочий день), обеспечивающими владельцам предприятий огромное накопление капиталов.

Капиталистические мануфактуры не могли сразу поглотить массу людей, лишенных средств к существованию. Эти люди превратились в обездоленных бродяг, скитавшихся по стране в поисках работы, выпрашивающих подаяние. Они подвергались жестоким физическим наказаниями и даже смертной казни в соответствии с государственными законами о бродяжничестве и нищенстве. Характеризуя эти законы как «кровавое законодательство», К. Маркс писал: «Отцы теперешнего рабочего класса были прежде всего подвергнуты наказанию за то, что их превратили в бродяг и пауперов»[16].

Процесс первоначального накопления в Англии создавал не только наемную рабочую силу и капитал, о также и необходимый внутренний рынок. Лишенная средств производства, масса разоренных мелких производителей превратилась не только в продавцов своей рабочей силы, но и в покупателей предметов первой необходимости.

В накоплении капиталов в Англии важную роль сыграла система государственного долга. Господствующая верхушка королевства постоянно нуждалась в больших денежных средствах, которые расходились на различные цели (ведение войн, создание морского флота, содержание армии, королевского двора, проведение охоты и т.д.). Для оплаты этих расходов она брала в долг крупные денежные средства у ростовщиков, купцов, предпринимателей. По долговым обязательствам, которые выдавало государство кредиторам, последние получали не только долговой эквивалент, но и высокие проценты, накапливая значительные капиталы.

Накоплению капиталов в немалой степени способствовала торговая политика протекционизма (покровительства). В XVI-XVII вв. правительство устанавливало высокие таможенные пошлины на импорт готовой продукции с целью сокращения ее ввоза и устранения иностранной конкуренции, снижало пошлины на экспортную продукцию, запрещало вывоз сырья и продовольствия. Эти меры протекционизма давали формировавшейся национальной буржуазии возможность устанавливать на внутреннем рынке высокие цены на товары собственного производства и интенсивно накапливать крупные богатства.

Важным источником сосредоточения капиталов явилась также колониальная система. В XVI в. находившийся на службе английского короля генуэзец Себастьян Кабот положил начало колонизации Северной Америки. В XVII в. англичане начали осуществлять колониальную экспансию в Центральной и Северной Америке, в Индии. Неэквивалентная торговля, вывоз ценностей (золото, серебро) с захваченных территорий, морской разбой — все это способствовало обогащению метрополии.

В XVII в. важным средством обогащения стали торговля живым товаром — африканскими неграми-рабами. Англия, занявшая первое место в работорговле, за период с 1680 по 1757 г. вывезла из Африки в Америку около трех миллионов африканцев. Огромные прибыли от их продажи нередко направлялись на развитие промышленности.

Первоначальное накопление капитала ускоряло развитие многих отраслей промышленности (суконное производство, кораблестроение, изготовление селитры, пороха, бумаги, сахара, выплавки железа и чугуна, добыча каменного угля). Англия стала превращаться в производителя целого ряда товаров, которые прежде ввозились из других стран. Промышленный подъем в Англии XVI-XVII вв. иногда называют «малой промышленной революцией».

Успехам экономического развития Англии, переходу к капиталистическому хозяйству способствовала буржуазная революция (1640-1660). Основными завоеваниями революции были фактическое превращение феодальной земельной собственности в буржуазную, закрепление доступа буржуазии к государственной власти, свобода промышленного и торгового предпринимательства, что окончательно утверждало победу капиталистического способа производства.

Большую роль в успешном капиталистическом развитии Англии сыграл Навигационный акт (1651 г.), согласно которому внешнеторговые перевозки страны могли совершаться только лишь на английских кораблях или на судах той страны, откуда импортировался товар. Этот закон подорвал посредническую торговлю и судоходство самого сильного английского конкурента — Голландии — и поощрил развитие английского судостроения и судоходства.

Промышленный переворот в Англии вполне закономерно начался раньше, чем в других европейских странах. Уже в середине XVIII в. в Англии сложились условия, необходимые для перехода от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике.

Социальные условия были созданы победой английской буржуазной революции и процессом «огораживания». Революция в XVII в. установила в стране буржуазный общественно-политический строй и устранила основные препятствия для хозяйственной деятельности капиталистов. В результате «огораживания», развернувшегося еще в XVI в. английское крестьянство превратилось фактически в контингент армии наемного труда, без которого массовое фабричное производство товаров не может существовать.

Внешнеполитические условия ускоренной капиталистической индустриализации Англии заключались в широких колониальных захватах. С конца XVI в. колониальный грабеж стал источником добавочных капиталов для английской промышленности. За три столетия небольшая страна. Насчитывавшая в конце XVI в. менее 4 млн. жителей, завладела почти всей Северной Америкой и Индией, установила контроль над входом в Средиземное море. К концу XVIII в. Англия превратилась в первую морскую и колониальную державу мира.

Исключительно благоприятными для промышленного переворота были природно-экономические условия страны — богатые запасы железной руды и угля, наличие сырья для суконной промышленности, водных коммуникаций в виде рек и удобной для устройства гаваней линии морского побережья. Благоприятными были и условия внешнеэкономического порядка, наличие устойчивого спроса в Европе на английские товары, особенно на стандартизированные и массовые изделия для многотысячных армий — унифицированную одежду и обувь (это, в свою очередь, требовало много тканей, кожи, металлических пуговиц определенного цвета и сорта). Ружья и боеприпасы одинакового калибра, стандартные штыки. Беспрерывные войны на европейском континенте обеспечивали рынок сбыта английской промышленности.

Важным экономическим условием промышленного переворота было достижение английской хлопчатобумажной промышленностью определенного уровня развития. Это была сравнительно молодая отрасль, перенесенная из Индии, работавшая на колониальном сырье, имевшая наиболее широкий рынок и сконцентрированная на сравнительно крупных предприятиях, что облегчало внедрение машин. Производительность капиталистической мануфактуры прежде всего в этой отрасли оказалась недостаточной для удовлетворения рынка. В то же время производство тканей, состоящее из процессов прядения и ткачества, оказалось технически наиболее подходящим для внедрения машин — недаром ткацкий челнок стал одним из первых механизмов, получивших широкое распространение.

К середине XVIII в. хлопчатобумажная промышленность начала испытывать настоящий «прядильный голод». Ручное прядение стало отставать от ткачества, где применялся «летающий челнок». Понадобилось резко увеличить выпуск пряжи, и в 1733 г. ткачом Дж. Харгривсом была изобретена механическая прялка «Дженни», на которой можно было работать сразу 16-18 веретенами. В 1772 г. механик К. Вуд значительно улучшим прялку «Дженни», а в 1783 г. С. Кромптон создал «мюль-машину», которая давала пряжу достаточно тонкую и прочную и получила поэтому широкое распространение в промышленности. Эта машина стала технической основой механизированного хлопкопрядения. Однако в конце 80-х годов XVIII в. обнаружилась новая диспропорция: стало отставать ткачество. Теперь уже срочно требовалась ткацкая машина: «ткацкий голод» тормозил рост прибылей английских фабрикантов.

В 1785 г. Э. Кратрайт изобрел механический ткацкий станок, заменявший до сорока ткачей. Этот станок, потребовавший значительных усовершенствований, нашел широкое применение в 20-х годах XIX в. Так в английской (и мировой) промышленности появились первые машины и первые фабрики.

Вслед за хлопчатобумажной промышленностью в 60-80-х годах XVIII в. появились машины и в шерстяном, суконоделательном, бумажном, полиграфическом производствах. Но энергетическая база первых фабрик оставалась прежней — водяные мельницы. Помимо всего прочего это обстоятельство жестко привязывало фабричную промышленность к рекам, что не всегда совпадало с рыночными и транспортными интересами. Промышленности потребовался универсальный, не зависящий от воды двигатель. Такой двигатель был создан Джеймсом Уаттом (паровая машина «двойного действия». Патент 1782 г.). Вскоре была построена первая паровая прядильная фабрика, а затем паровая машина получила широкое применение в различных отраслях промышленного производства и на транспорте.

С применением машин промышленность немедленно предъявила повышенный спрос на металл, но мощности тогдашних плавильных печей сдерживались недостатком древесного угля, при помощи которого производилась выплавка металла. Для нужд металлургии уже в XVII в. в Англии были сведены целые лесные массивы, что угрожало английскому судостроению, а импортный лес был дорогим. Производство чугуна сокращалось, в то время как огромные запасы каменного угля почти не использовались: применение минерального топлива при выплавке чугуна снижало качество металла ввиду появления различных серных соединений.

Между тем в 1735 г. А. Дерби, примешивая к руде негашеную известь и резко увеличив мощность воздуходувок, освоил доменную плавку на коксе без использования древесного угля. Через 50 лет этот метод позволил английской металлургии переключиться на минеральное топливо и обеспечил расширение производства черных металлов до пределов, определяемых добычей железной руды. В 1784 г. Г. Корт изобрел пудлинговую печь для получения железа из чугуна с применением минерального топлива. Тогда же были освоены специальные прокатные вальцы, позволившие увеличить производительность труда в металлургии в 15 раз. С применением угля в металлургическом производстве повысился спрос на минеральное топливо, это дало сильный толчок развитию английской каменноугольной промышленности. В результате применения новой техники производительной английской металлургии повысилась и «металлический голод» начал постепенно устраняться.

Увеличение промышленного производства вызвало резкий рост перевозки грузов, с чем не могла справиться старая система транспорта. Однако наличие паровой машины сделало принципиально возможным применение ее на железнодорожном и водном транспорте.

Паровой железнодорожный транспорт появился в Англии уже в первой четверти XIX в. Еще с XVII в. для перевозки угля применялись рельсовые дороги с конной тягой. В начале XIX в. деревянные рельсы («трам», отсюда — трамвай) были заменены железными. Таким образом, рельсовый путь был готов, оставалось заменить конную тягу машинной. В конце XVIII — начале XIX в. Р. Тревтик построил несколько моделей паровых повозок. Продолжая его изыскания, Дж. Стефенсон создал паровоз — самоходную паросиловую установку на основе стационарной паровой машины. Локомотив Стефенсона («Ракета» — мощность 12 л.с., скорость — 22 км/ч) показал удовлетворительные результаты в 1829 г. Стефенсон усовершенствовал также рельсовый путь. В 1830 г, была построена первая железная дорога, которая имела большое хозяйственное значение. Она связывала Манчестер и Ливерпуль.

Появление железных дорог вызвало коренной перелом в хозяйственной жизни: были созданы стабильные коммуникации между различными экономическими районами и отраслями промышленности. Железные дороги К. Маркс назвал «увенчанием здания» промышленного переворота.

После строительства в США в 1807 г. первого парохода паровой двигатель на водной транспорте получил распространение и в Англии.

Механизация производства, естественно, выдвинула проблему сооружения самих машин. Вначале машины изготовлялись ручным способом на мануфактурах. Но мануфактурное производство машин не удовлетворяло растущего спроса промышленности. Машины были очень дорогие и далеко не высокого качества. Это противоречие было разрешено переходом к машинному производству машин. Возникло машиностроение.

Машиностроительная промышленность основывалась на новых типах металлорежущих станков — токарного, строгального, фрезерного. Построенный механиком Г. Модели токарно-винторезный станок, снабженный механическим суппортом (1797 г.), стал основой металлообрабатывающего производства.

Становление в первой половине XIX в. машиностроительной индустрии означало завершение промышленного переворота в Англии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 717; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.