Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и виды договоров перевозки




Вопрос 3.

Вопрос 2.

Вопрос 1.

Одной из отраслей транспорта является железнодорожный транспорт, которым осуществляется наиболее значительная масса перевозок грузов и пассажиров.

Под железнодорожным транспортом следует понимать производственно-технологический комплекс организаций и предприятий железнодорожного транспорта общего пользования, предназначенный для обеспечения потребностей общественного производства и населения в перевозках во внутригосударственном и международном сообщениях и предоставления иных транспортных услуг всем потребителям без ограничения по признакам формы собственности, видов деятельности, организационно-правовой формы и т.п.

Кроме железнодорожного транспорта общего пользования существует промышленный железнодорожный транспорт, под которым следует понимать транспортно-технологический комплекс, обеспечивающий системное перемещение грузов в процессе производства (между производствами, производственными циклами, отдельными операциями, структурными подразделениями, предприятиями в целом) и взаимодействие с железнодорожным транспортом общего пользования и не принадлежит к нему.

Транспорт общего пользования и промышленный железнодорожный транспорт составляют систему железнодорожного транспорта, посредством которой обеспечивается доставка сырья, товаров производственно-технического назначения непосредственно на производственные объекты, обеспечивается процесс производства.

Структура системы железнодорожного транспорта слагается из предприятий железнодорожного транспорта, осуществляющих перевозки грузов, пассажиров и багажа, подвижного состава, железнодорожных путей сообщения, а также промышленных, торговых, снабженческих предприятий, учебных заведений, технических школ, детских дошкольных заведений, учреждений охраны здоровья, физической культуры и спорта, культуры, научно-исследовательских, проектно-конструкторских организаций, иных предприятий, учреждений и организаций, обеспечивающих его деятельность и развитие.

Железнодорожный транспорт, являясь одной из важнейших базовых отраслей экономики Украины с мощной базой и значительным потенциалом, обеспечивает наибольший процент перевозок пассажиров и грузов во внутреннем и внешнеэкономическом сообщениях, способствуя нормальному функционированию всех отраслей общественного производства, социальному и экономическому развитию, укреплению обороноспособности государства, международному сотрудничеству Украины.

Для осуществления возложенных на железнодорожный транспорт функций государством выделены ему в пользование определенные земли. Состав этих земель определяется Законом Украины «О транспорте» и Земельным кодексом Украины, где указано, что к землям железнодорожного транспорта принадлежат земли, которые предоставляются в пользование предприятиям и организациям железнодорожного транспорта в соответствии с действующим законодательством Украины.

В состав земель железнодорожного транспорта входят земли, являющиеся полосой отвода железных дорог, а именно, земли, предоставленные под железнодорожное полотно и его обустройство, станции со всеми сооружениями и строениями энергетического, локомотивного, вагонного, путевого, грузового и пассажирского хозяйства, сигнализации и связи, водоснабжения, канализации, защиты насаждений, служебные, культурно-бытовые помещения и иные сооружения, необходимые для обеспечения работы железнодорожного транспорта.

В зависимости от выполняемых задач железнодорожный транспорт подразделяется на грузовой и пассажирский. Грузовой транспорт осуществляет перевозки грузов и грузобагажа, пассажирский – пассажиров, багажа, грузобагажа, почты, а также иные специальные перевозки. В зависимости от расстояния перевозок, скорости движения поездов различают пассажирский транспорт пригородного, местного и дальнего сообщения, эксплуатируются дизель- и электропоезда, пассажирские и скорые поезда.

 

Основой в организации деятельности железнодорожного транспорта является государственное управление.

Государственное управление железнодорожным транспортом реализуется четкой структурой, построенной по иерархическому принципу. Возглавляет эту структуру Кабинет Министров Украины (КМУ), относящийся к высшим органам государственной исполнительной власти.

КМУ определяет условия и порядок организации деятельности железнодорожного транспорта, способствует его приоритетному развитию, оказывает поддержку в удовлетворении потребностей железных дорог в обеспечении подвижным составом, материально-технических и топливно-энергетических ресурсах.

В своей деятельности в области управления железнодорожным транспортом КМУ осуществляет следующие полномочия:

1) утверждает Устав железных дорог Украины;

2) принимает решения о создании, реорганизации, ликвидации и об определении территориальных границ железных дорог;

3) назначает и увольняет руководителей железных дорог;

4) определяет Порядок установления охранных зон, их размеров и режима использования;

5) определяет порядок осуществления государственной бюджетной, ценовой и тарифной политики;

6) ежегодно устанавливает Укрзализныце государственного заказа по перевозкам грузов и пассажиров;

7) устанавливает порядок Государственного надзора за безопасностью движения поездов на железнодорожном транспорте;

8) утверждает Положение о ведомственной военизированной охране;

9) утверждает перечень категорий железнодорожного транспорта, которые трудоустраиваются по контрактной форме трудового договора;

10) определяет порядок социальной защиты работников железнодорожного транспорта, и др.

Оперативное управление деятельностью железнодорожного транспорта осуществляет Министерство транспорта Украины, подчиняющееся КМУ.

В структуре органов управления железнодорожным транспортом особое место занимает Государственная администрация железнодорожного транспорта Укрзализныця, подчиняющаяся Министерству транспорта Украины, к сфере управления которой отнесены железные дороги и другие предприятия железнодорожного транспорта общегосударственной формы собственности.

Основные задачи Укрзализныци;

1) организация согласованной работы ж/д, объединений и предприятий ж/д транспорта с целью удовлетворения потребностей общественного производства и населения в перевозках;

2) управление процессом перевозок, регулирование в сфере обеспечения этого процесса;

3) решение вопросов эффективного использования подвижного состава, его сохранности, обновления, ремонта, обеспечение топливно-энергетическими и материально-техническими ресурсами;

4) проведение единой инвестиционной технической политики, внедрение достижений науки и техники, новых технологий;

5) проведение социальной политики на ж/д транспорте.

Основные права Укрзализныци:

1) осуществлять контроль за эффективным использованием государственного имущества, закрепленного за Ж/Д транспортом;

2) непосредственно взаимодействовать с соответствующими органами других государств и заключать с ними договоры по вопросам, отнесенным к ее компетенции;

3) создавать целевой инвестиционный фонд развития Ж/Д транспорта;

4) получать от ж/д и иных предприятий бесплатную информацию, необходимую для осуществления ее функций;

5) за счет собственных средств создавать негосударственный пенсионный фонд и выплачивать пенсию в соответствии с действующим законодательством.

Основные структурные подразделения Укрзализныци:

- Главное коммерческое управление;

- Главное пассажирское управление;

- Главное управление локомотивного хозяйства;

- Главное финансово-экономическое управление;

- Управление охраны и организации труда;

- Главное управление безопасности движения поездов и автотранспорта;

- Управление внешних связей;

- Юридическое управление;

- Управление военизированной охраны и др.

Железнодорожный транспорт представляет собой комплексную систему элементов, взаимодействующих между собой, и направляют свою деятельность на качественное и полное обеспечение населения и производства в железнодорожных перевозках. Элементы этой системы – самостоятельные хозяйствующие единицы, которые принято называть субъектами хозяйственной деятельности на железнодорожном транспорте.

Основным организационным звеном на железнодорожном транспорте является железная дорога – уставное территориально-отраслевое объединение, в состав которого входят предприятия, учреждения и организации железнодорожного транспорта и которое при централизованном управлении осуществляет перевозки пассажиров и грузов в определенном регионе транспортной системы.

Железная дорога осуществляет руководство производственной и финансовой деятельностью дирекций железнодорожных перевозок и иных предприятий и организаций, пребывающих в ее непосредственной подчиненности. Она является основным предприятием железнодорожного транспорта и обладает статусом юридического лица. Руководство деятельностью железных дорог осуществляется управлением железных дорог.

Сегодня в Украине действует шесть железных дорог: Львовская, Приднепровская, Одесская, Юго- Западная, Южная, Донецкая.

Правовой статус железной дороги как самостоятельного субъекта хозяйствования (юридического лица) определяется совокупностью ее прав и обязанностей. Основной обязанностью железной дороги можно назвать предоставление услуг по перевозкам соответствующего качества в обусловленные сроки. К основным правам можно отнести следующие:

- право требовать оплаты оказанных услуг;

- право устанавливать льготные тарифы на перевозки грузов в местном сообщении;

- утверждение тарифов на перевозки грузов в местном сообщении;

- утверждение тарифов на перевозки грузов и пассажиров всеми железнодорожными путями, не относящимися к общей сети железных дорог и т.д.

Дирекция железнодорожных перевозок является основным линейным предприятием железнодорожного транспорта, осуществляющее и организовывающее и организующее процесс перевозок в установленных границах, обеспечивающее выполнение планов и заданий по перевозке грузов, пассажиров, багажа и руководящее производственно-хозяйственной деятельностью непосредственно ей подчиненных линейных предприятий и организаций. Дирекция является юридическим лицом.

Железнодорожная станция является линейным предприятием железнодорожного транспорта в организации перевозок грузов, пассажиров, багажа, грузобагажа и непосредственно подчиняется отделению железной дороги.

Станции могут быть пассажирские, грузовые, сортировочные, участковые и др.

 

Под правовыми основами деятельности железнодорожного транспорта подразумевается совокупность правовых норм, регулирующих качественно однородные общественные отношения, возникающие в сфере железнодорожного транспорта. Указанные правовые нормы содержатся в нормативных актах, которые принято называть источником права. К таким источникам (законам и подзаконным нормативным актам) можно отнести следующие:

1. Закон Украины «О транспорте».

2. Закон Украины «О железнодорожном транспорте», определяющий основные правовые, экономические и организационные основы деятельности железнодорожного транспорта общего пользования, его роль в экономике и социальной сфере государства, регламентирует его отношения с органами государственной исполнительной власти, органами местного самоуправления, иными видами транспорта, пассажирами, отправителями и получателями багажа, грузобагажа и почты с учетом специфики функционирования этого вида транспорта как единого производственно-технологического комплекса.

Структура закона:

Раздел 1. Общие положения.

Раздел 2. Основные экономические и финансовые основы деятельности железнодорожного транспорта.

Раздел 3. Безопасность движения, охрана грузов и объектов на железнодорожном транспорте, организация его работы в условиях чрезвычайных обстоятельств.

Раздел 4. Трудовые отношения и дисциплина работников железнодорожного транспорта.

Раздел 5. Транспортное обеспечение внешнеэкономических связей Украины и взаимодействие с иными видами транспорта.

Раздел 6. Права, обязанности и ответственность на железнодорожном транспорте.

Раздел 7. Заключительные положения.

3. Устав железных дорог Украины, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 06.04.1998 г. № 457. Устав определяет права, обязанности и ответственность железных дорог, а так же предприятий, учреждений, организаций и граждан, пользующихся железнодорожным транспортом. Уставом регламентируется порядок заключения договоров и планирования железнодорожных перевозок, организация и основные перевозки грузов, пассажиров, багажа, грузобагажа и почты, основные положения эксплуатации железнодорожных подъездных путей, а также взаимоотношения железной дороги с иными видами транспорта.

Структура Устава:

Раздел 1. Общие положения.

Раздел 2. Грузовое хозяйство. Приспособления для обслуживания пассажиров.

Раздел 3. Планирование и организация перевозок грузов.

Раздел 4. Железнодорожные подъездные пути.

Раздел 5. Перевозка грузов в прямом смешанном сообщении при участии железных дорог и иных видов транспорта.

Раздел 6. Перевозка пассажиров, багажа, трузобагажа и почты.

Раздел 7. Ответственность железных дорог, грузоотправителей, грузополучателей и пассажиров, акты, претензии, иски.

4. Приказы Министерства транспорта Украины:

- № 117 от 08.04.1998 г. «Об утверждении Инструкции о порядке расследования и учета несчастных случаев непроизводственного характера на железнодорожном транспорте Украины»;

- № 282 от 11.05.1998 г. «О проезде иностранных граждан железнодорожным транспортом во внутригосударственном сообщении»;

- № 297 от 28.07.1998 г. «Об утверждении правил перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа и почты железнодорожным транспортом Украины» и другие приказы, утверждающие такие условия правила, как Правила перевозки грузов, Технические условия погрузки и перемещения грузов, Правила технической эксплуатации железных дорог и т.п.

 

Тема № 8: Договор перевозки грузов

 

 

В договоре перевозки грузов участвуют транспортная организация, которая осуществляет перевозку, и грузоотправитель, сдающий груз для перевозки и уплачивающий провозную плату (ст.358 ГК). Обычно грузоотправитель сдает груз транспортной организации, называя третьего участника транспортного процесса - грузополучателя, с которым он связан обязательством и которому груз должен быть выдан в пункте назначения.

Таким образом, договор перевозки груза можно определить как договор, в соответствии с которым одна, сторона – перевозчик - обязуется доставить вверенный ей отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (грузополучателю), а вторая сторона - отправитель груза - обязуется уплатить за перевозку установленную плату. Из приведенного определения можно сделать вывод, что договор перевозки по своему характеру является возмездным и взаимным. Он является возмездным, так как за перевозку перевозчик получает вознаграждение, и взаимным, поскольку перевозчик обязан перевезти, груз и имеет право на провозную плату, а грузоотправитель обязан внести эту провозную плату и имеет право на перевозку сданного груза. Договор перевозки грузов считается заключенным с момента принятия перевозчиком груза и, следовательно, относится к числу реальных договоров. Вместе с тем в отдельных случаях этот договор может быть консенсуальным. Договор перевозки считается консенсуальным, когда перевозчик обязуется предоставить транспортные средства раньше вручения груза для перевозки. Например, на морском транспорте договор перевозки, именуемый договором фрахтования, или чартером, является консенсуальным.

В зависимости от того, каким транспортом перевозятся грузы, перевозки подразделяются на железнодорожные, морские, речные, воздушные и автомобильные. Такая классификация обусловлена тем, что отношения, связанные с перевозкой грузов, регулируются законодательством, которое применяется к соответствующему виду перевозки.

Различают перевозки, осуществляемые в местном, прямом и прямом смешанном сообщении.

Местными называются перевозки в пределах одного транспортного предприятия (железной дороги, пароходства и т.д.). Прямыми признаются перевозки, в выполнении которых по одному документу участвуют несколько предприятий одного вида транспорта.

Прямой смешанной перевозкой считается перевозка, при которой на основе одного документа груз перевозится различными предприятиями нескольких видов транспорта.

На морском транспорте различают перевозки в малом каботаже, в большом каботаже и в заграничном сообщении. Под малым каботажем понимают перевозку грузов между украинскими портами одного и тот же моря. К большому каботажу относятся перевози груза, осуществляемые между украинскими nopтами разных морей, даже если судно при этом проходи-через иностранные воды. Перевозка из украинских портов в иностранные порты или обратно признается перевозкой в заграничном сообщении.

Воздушный кодекс не подразделяет перевозки ш отдельные виды, однако содержит некоторые особые правила для международных перевозок (гл. X ВК).

На автомобильном транспорте перевозки подразделяются на городские, пригородные, междугородные и международные.

К городским перевозкам относятся перевозки в пределах черты города (другого населенного пункта), к пригородным - перевозки за пределы черты города (другого населенного пункта) на расстояние до 50 км. включительно; к междугородным - перевозки за пределы черты города (другого населенного пункта) на расстояние более 50 км., и к международным - перевозки за пределы или из-за пределов Украины с пересечением Государственной границы Украины. Городские, пригородные, междугородные и международные перевозки грузов и пассажиров осуществляются перевозчиком на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-11; Просмотров: 422; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.