Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные этапы становления и развития социального государства в странах западной Европы




 

В XVI-XVII вв. на исторической арене впервые появляют­ся фабричные рабочие (переход от аграрного и ремесленного производства к общест­венному – доиндустриальный период) — этап «первоначального накопления капитала».

Появляется новая форма социальной неза­щищенности — возможная утрата заработка (несчастный слу­чай, болезнь, безработица). На этом этапе возникают и первые формы социальной защиты работников в случае утраты трудо­способности из-за несчастных случаев на производстве — цехо­вая солидарность и помощь.

Далее начинается период индустриализации, с которым тес­но связана история разработки доктрин социальной защиты работников. Изменение исторических условий, в которых осу­ществлялась индустриализация, а также общественного произ­водства и видов трудовых отношений сопровождалось эволю­цией теории и практики социальной защиты, которая обычно подразделяется на три этапа.

Первый этап индустриализации в истории Запада (XVII-XIX вв.) характеризовался преобразованием самих обществен­ных производительных сил — переходом от мануфактуры к ма­шинному, или фабрично-заводскому, производству.

В трудовой сфере данный этап отличался крайним упроще­нием трудовых операций и изматывающим ритмом труда, от­чуждением работника от процесса труда, отсутствием элемен­тарных форм охраны труда, высокой продолжительностью ра­бочего времени, неурегулированностью вопросов заработной платы, применением труда женщин и детей на рабочих местах с вредными условиями труда, отсутствием законодательных норм, регулирующих предоставление пособий в случае утраты трудоспособности из-за несчастных случаев на производстве, болезней и старости. Государство, построенное в основном на принципах либерализма и индивидуализма, не предпринимало активных действий по защите работающих.

Перемены, вызванные индустриализацией и связанными с ней урбанизацией жизни и монополизацией экономик, станов­лением рабочего движения, потребовали повой доктрины соци­альной защиты взамен ранее существовавшей и основанной на принципах взаимной поддержки, семейного обеспечения не­трудоспособных и благотворительности.

Великобритания — первая капиталистическая страна, кото­рая ввела законодательное регулирование трудовых отноше­ний с помощью фабричного законодательства. Аналогичные виды фабричного законодательства, начиная с 60-х годов XIX в. формируются и в других западноевропейских странах — Гер­мании, Австрии.

В 1871 г. Германия (правительство, руководимое О. Бисмарком) впервые в истории вводит государственное социальное страхование от несчастных случаев на производстве, в 1880 она же начинает финансировать медицинскую помощь, в 1883 году вводит пособие по болезни, 1889 г. - по инвалидности, а в 1910 г. – обязательное пенсионное страхование. Система социальной защиты работающих, построенная по модели О. Бис­марка, оказалась не только жизнеспособной, но и весьма эф­фективной. С начала XX в. примеру Германии последовали другие европейские страны, столкнувшиеся с серьезными со­циальными проблемами и растущими требованиями со сторо­ны рабочего класса. Социальное страхование от несчастного случая появляется в Австрии в 1887 г., во Франции – 1898 г., в Норвегии – в 1894 г., Новой Зеландии – в 1900 г., Швеции – в 1901 г. Медицинское страхование стало государственным в Австрии в 1888 г., в Швеции – в 1891 г., в Норвегии – в 1909 г. В России законы о труде стали формировать­ся с 80-х годов XIX в.

Таким образом, период с 80-х годов XIX в. до конца 20-х годов XX в. можно определить как первый этап становления социального государства (разра­ботка социального законодательства, формирование систем со­циального страхования и охраны труда). В процессе становле­ния и развития систем социального страхования устанавливаются нормы формирования финансовой базы для социальной защиты работников. Общепринятая практика состоит в том, что весь спектр экономических затрат, связанных с профессио­нальными рисками (вопросы техники безопасности, гигиены и медицины труда, компенсации утраты трудоспособности из-за несчастных случаев на производстве и профессиональных за­болеваний), несет работодатель. По другим же видам социаль­ных рисков расходы распределяются между предпринимателя­ми (работодателями) и работниками.

Второй этап развития социального государства (конец 20-хначало 60-х годов XX в.) определялся:

• новым этапом индустриализации (США — 1914-1929 гг.; Западная Европа — 30-50-е годы; Япония — 50-60-е годы);

• разрушительными последствиями Первой и Второй ми­ровых войн;

• социалистической революцией (1917 г.) в России;

• экономическим кризисом (кризисом либеральной модели экономического развития) начала 30-х годов.

Эти факторы дали импульс осознанию необходимости рас­ширения сферы действия социальной защиты, охвата всех групп трудящихся и вмешательства государства в социаль­но-экономические процессы. В 1919 г. пенсионное обеспечение было введено в Италии, в 1927 – в Канаде. В 1930 году - пособие по безработице во Франции. Мощным толчком для дальнейшего развития теории и практики социального государства послужили мировой экономический кризис 1929 – 1933 гг. и Вторая мировая война. «Новый курс» президента Ф.Рузвельта в США включил в себя законодательное закрепление права рабочих на коллективный договор и организацию профсоюзов, общегосударственные мероприятия по борьбе с безработицей, помощь фермерам, решительные шаги в направлении социального обеспечения, ликвидации детского труда и сокращения рабочего дня, введения пенсии по старости. Он представлял собой американский вариант интенсивного внедрения практики социального государства, предотвратил весьма вероятную социальную революцию, на многие десятилетия предопределил основные направления социальной политики американского государства. В 1930 году введено страхование от несчастных случаев в США и Канаде, в 1935 – в США было введено пенсионное обеспечение.

Первые систематизированные теоретические разработки социальных вопросов труда были осуществлены представите­лями школы «человеческих отношений» в США в 30-40-е годы (Э. Мэйо, Ф. Ротлисбергер, М. Фоллетт и их последова­тели).

К этому периоду относятся психофизиологический подход в рамках эргономики и социально-психологическая теория раз­вития потребностей и трудовой удовлетворенности (А. Маслоу, Д. Макгрегор, Ф. Герцберг), авторы которой развивают идею иерархической динамики развития потребностей индиви­да от низших к высшим, выдвинутую в 50-х годах американ­ским психологом А. Маслоу.

Важной на данном этапе стала проблема определения роли государства в социальной защите работников. Этой проблеме были посвящены работы Дж.М. Кейнса, идеи которого в об­ласти социальной защиты творчески развил английский уче­ный председателем одного из его комитетов британского парламента Уильям Беверидж.

В своем докладе парламенту и правительст­ву страны (1942 г.) он обосновал новую роль государства как одного из главных субъектов, ответственных за социальную защиту трудящихся и всего населения. По его мнению, задача обеспечения должных условий труда должна решаться госу­дарством на основе реализации принципа эффективного раз­деления властей — законодательной, исполнительной и судеб­ной. План рассматривался его автором как часть «всеохватывающей политики социального прогресса». Ядром плана была тесная связь социальной политики с государственной экономической политикой, нацеленной на обеспечение полной занятости. Предусматривались создание безвозмездной, доступной всем гражданам государственной системы здравоохранения, контроль заработной платы и цен, постепенное устранение частной собственности на средства производства и другие меры.

Наряду с этим Беверидж рекомендовал широко развивать государственное вспомоществование, ввести национальную службу здравоохранения, гарантирующую бесплатное меди­цинское обслуживание. Все это вместе взятое составило бы, по его мнению, комплексную систему социальной защиты населе­ния.

Следует остановиться и на работе финского ученого соци­ал-демократической ориентации П. Кууси, который является приверженцем теории «государства всеобщего благосостоя­ния». По его мнению, природа социальной политики меняется: если прежде она была ориентирована на защиту только слабых и нуждающихся, то теперь — на защиту всей нации и преврати­лась в национальное достояние.

Исходя из рекомендаций У. Бевериджа, лейбористское пра­вительство Англии на протяжении 1944-1948 гг. приняло ряд законодательных актов, на основе которых была создана еди­ная система социального страхования и обеспечения, охваты­вающая все население и все случаи потери заработка, и было введено всеобщее бесплатное медицинское обслуживание. План Бевериджа был использован в социальной деятельности послевоенных правительств Бельгии, Дании и Нидерландов, при создании современной системы социального обеспечения Швеции, являющейся лучшей в Европе, послужил моделью при обсуждении вопросов социально-политического развития в послевоенной Германии. Ана­логичные реформы после Второй мировой войны были прове­дены во многих западных странах.

Крупной вехой в создании теории социальной защиты сле­дует считать разработанную немецкими учеными — неолибера­лами концепцию «социального рыночного хозяйства», в кото­рой в качестве одного из наиболее активных субъектов высту­пает государство. Начиная с конца 30-х годов Л. Рюстов, В. Репке, Ф. Бем, В. Ойкен и Г. Гросман-Дерт начали публика­цию серии работ под программным названием «Порядок эко­номики». Основной вывод неолибералов состоял в том, что ус­пехи в экономической жизни общества возможны на основе формирования свободных рыночных структур с обязательным и одновременным наличием экономического и социального по­рядка, обеспечиваемого сильным государством. В начале 50-х годов данное теоретическое направление продолжили А. Мюллер-Арма и Л. Эрхард. Суть социального рыночного хозяйства в их интерпретации заключается в синтезе экономической сво­боды и идеалов социального государства, связанных с социаль­ной защищенностью членов общества и социальной справедли­востью.

Таким образом, главная особенность второго этапа развития социального государства в развитых западных странах состоит в повышении роли государства в формирова­нии систем охраны труда, социального страхования и помощи, здравоохранения и профессионального образования.

Третий (современный) этап развития социального государства охватывает последние 50 лет (с начала 60-х годов до настоящего времени). Качественные отличия дан­ного этапа от предыдущего заключаются:

- в изменениях характеристик трудового процесса, вызванных постиндустриальной модернизацией;

- повышении требований рабочего класса к условиям и охра­не труда, уровню медицинского и реабилитационного обслу­живания;

- смене типов трудовых отношений.

Постиндустриальная модернизация технологий и трудово­го процесса вызвала крайне противоречивые процессы. С од­ной стороны, она способствовала усложнению и интеллектуа­лизации труда, а с другой — резко обострила проблемы орга­низации, условий и охраны труда. Свидетельством этого ста­ли выступления рабочих в конце 60-х — первой половине 70-х годов во многих развитых западных странах, особенно во Франции, Италии, а также в США, Англии, Скандинавских странах. В эти годы отчетливо выявилось стремление рабочих к сохранению своего здоровья и обеспечению более высокого уровня социальной защиты, повышению творческого содер­жания труда.

Борьба трудящихся в условиях представительной демо­кратии толкала капитал к поиску компромиссных и гибких социально-технических решений, к применению методов управления, позволяющих учитывать возрастающие соци­альные запросы трудящихся, к таким отношениям с государ­ством, в которых оно выступает регулятором и координато­ром социальной политики, учитывающей интересы двух сто­рон.

Расширение сферы социальной защиты трудящихся в эти годы было обусловлено объективными факторами. Дело в том, что в послевоенные годы и особенно позднее, в 60-70-е годы, во многих западных экономиках качественно менялись техно­логии, организация и условия труда. В связи с усложнением труда, удорожанием стоимости оборудования от работников требовались повышенное внимание, жесткая дисциплина тру­да, быстрота реакции, большая ответственность. Механизация и автоматизация производства, сократив затраты физической энергии рабочих, значительно повысила их нервно-психиче­ские нагрузки. В то же время известно, что для компенсации нервной нагрузки нужны большие расходы и качественно иные условия жизнедеятельности, чем для восстановления физиче­ских затрат организма. Это обостряет проблемы условий и ох­раны труда, отдыха, жилья и досуга, образа жизни жителей крупных промышленных городов. Высокие темпы работы и жизни, современная организация производства, нацеленная на повышение производительности, интенсивности и качества труда, приводят к преждевременному износу и старению чело­веческого организма, к повышению частоты возникновения нервных и сердечно-сосудистых заболеваний, к росту произ­водственного травматизма и числа профессиональных заболе­ваний. Отсюда вытекает настоятельная необходимость в повы­шении качества трудовой жизни и, в частности, в улучшении условий и охраны труда, расширении сети медицинского об­служивания, создании систем медицинской, социальной и про­фессиональной реабилитации пострадавших па производстве, улучшении материального положения работающих в случае потери заработка. Финансирование всех этих программ в боль­шинстве западных стран осуществляется с помощью социаль­ного страхования.

В связи с этим в 60-е и 70-е годы на Западе наблюдался бы­стрый рост количества социальных программ, расширился круг застрахованных лиц, улучшилось качество и увеличился набор услуг по социальному страхованию и обеспечению.

Если в начале 50-х годов расходы на социальные программы составляли около 7% ВВП, то в течение 60-х — 70-х годов они возрастали темпами (около 8% в год), вдвое превышающими темпы роста ВВП. За период с 1960 по 1977 г. они выросли (в постоянных ценах 1975 г.) в Великобритании в 2,75 раза, в США — в 3,73, во Франции — в 4,6, в Швеции — в 5,1 ив Япо­нии — в 12,84 раза. К середине 70-х годов на их долю приходи­лось от 20% (Япония и США) до 30% ВВП (ряд стран Евро­пейского сообщества и Скандинавские страны).

В эти же годы на основе имеющихся в западных странах концептуальных подходов были разработаны теории качества трудовой жизни и гуманизации труда.

В широком смысле кон­цепция КТЖ охватывает все то, что влияет на трудящегося, включая оплату, организацию, содержание и условия труда, технику безопасности и дизайн рабочего места.

Значительное влияние на формирование новой системы взглядов на социальную защиту работников в области охраны труда оказала деятельность (в 70-е годы) Комитета Робинса, который на протяжении нескольких лет занимался изучением проблем управления охраной труда в Великобритании. Прак­тическая значимость рекомендаций Комитета Робинса заклю­чается в обосновании необходимости введения в систему отно­шений в области охраны труда принципа обязанностей всех субъектов права: нанимателей, наемных работников, разработ­чиков техники, изготовителей продукции.

Подчеркивается также необходимость реализации в практи­ке охраны труда принципа компетенции.

Указанные подходы в совокупности с резуль­татами широких программ исследований по эргономическим, биомедицинским, экологическим проблемам в 60-70-е годы привели к пересмотру сложившихся к тому времени нацио­нальных систем охраны труда и пониманию необходимости об­новления.

В результате были созданы достаточно эффективные нацио­нальные и на уровне фирм целостные модели охраны и гигие­ны труда и социального страхования, позволяющие минимизи­ровать уровень профессионального риска и обеспечить высо­кую степень социальной защиты работающих.

В новой модели в качестве инструментов социальной защи­ты кроме обязательного социального страхования выступают фирменные социально-страховые услуги, которые расширяют спектр средств социальной защиты персонала, включая в него дополнительное пенсионное страхование, услуги здравоохра­нения, образования, помощь в приобретении жилья, юридиче­скую помощь. Институты социальной защиты дополняют друг друга, начинают выходить за пределы чисто воспроизводствен­ных и компенсаторных функций. Их целью становится повы­шение качества и обеспечение социальной мобильности труда, достижение более разностороннего использования творческого потенциала персонала. В итоге происходит углубление процес­са социализации и гуманизации экономической жизни и тру­довых отношений.

В ближайшие четверть века планируется реализовать новый подход — концепцию достойного труда, основополагающими характеристиками которой служат нормальные условия, адек­ватная заработная плата и социальная защита работника, от­сутствие дискриминации на рабочем месте, обеспечение всей совокупности трудовых прав.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 7377; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.