Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности составления договора подряда и его отражение в бухгалтерском и налоговом учете

1.Юридический анализ договора подряда

2.Бухгалтерский и налоговый учет операций по договору подряда у подрядчика

3.Бухгалтерский и налоговый учет операций по договору подряда у заказчика

4.Документальное оформление операций по исполнению договора строительного подряда

 

1.ГК РФ предусматривает следующие виды договоров подряда:

- Бытовой,

- строительный,

- на выполнение проектных и изыскательских работ

- подрядные работы для государственных нужд

 

Договоры бытового и строительного подряда имеют место в хозяйственной деятельности практически всех организаций. К бытовому подряду относится договор на уборку территорий, погрузку-разгрузку, ремонт оргтехники, брошюровка документов и т.д.

Указанные работы могут выполняться как юридическими, так и физическими лицами.

При заключении договора с физическим лицом, он относится к гражданско-правовым договорам.

Особенностью договоров строительного подряда является наличие у подрядчика допуска к определенным работам, которые оформляются на основе членства в СРО (с 1 января 2011 года отменено лицензирование по строительной деятельности). Наиболее сложными являются договоры на модернизацию, реконструкцию зданий и сооружений и их капитальное строительство, так как содержит большое число приложений. Чрезвычайно важным в целях бухгалтерского и налогового учета является правильность классификации сделки по договору строительного подряда: текущий ремонт, капитальный ремонт, реконструкция, модернизация, техническое перевооружение, достройка, дооборудование. Принцип разделения расходов на текущий, капитальный ремонт или иные улучшения имущества капитального характера (отделимые и неотделимые улучшения), отсутствует в законодательных и нормативных актах по бухгалтерскому учету и налогообложению, поэтому такой принцип должен быть разработан технической службой организации в рамках системы планово-предупредительных ремонтов и закреплен во внутреннем локальном акте организации.

Правила бухгалтерского и налогового учета расходов на ремонт и расходов капитального характера имеют существенные отличия.

В соответствии с п.14 ПБУ6/01 в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации ОС изменяется их стоимость. В то время, как расходы на ремонт, согласно ПБУ 10/99 включаются в состав расходов по обычным видам деятельности. Аналогичный порядок учета применялся и для целей налогообложения прибыли до 1 января 2006 года. С 1 января 2006 года в налоговом учете введено понятие «амортизационной премии».

С указанной даты в составе расходов отчетного (налогового периода) разрешается учитывать расходы на капитальные вложения в размере не более 30% (по объектам 3-7 амортизационных групп) и 10% по другим амортизационным группам расходов, понесенных в случаях модернизации, реконструкции, дооборудования, достройки, технического перевооружения ОС. Амортизационная премия признается в расходах того периода, в котором произошло увеличение стоимости объекта (Д01 К08) (в составе косвенных расходов), оставшуюся часть расходов капитального характера будет признаваться в налоговом учете по мере начисления амортизации.

Основным документом, в котором ведется учет выполняемых строительно-монтажных работ, является общий журнал работ (КС-6), который ведется в течение всего периода выполнения работ.

 

2.Учет затрат по договору строительного подряда ведется подрядчиком на счете 20.

Списание затрат – с кредита счета 20 осуществляется подрядчиком по мере сдачи выполненных работ заказчику и оформления актов приемки-сдачи работ. Порядок сдачи работ определяется условиями договора подряда. Так, в договоре подряда может быть предусмотрена как поэтапная сдача работ, так и сдача работ в момент выполнения полного объема работ.

Рассмотрим порядок отражения в учете операций по договору подряда при различных вариантах сдачи результатов работ. При поэтапной сдаче работ по каждому выполненному этапу подрядчик обособленно отражает в учете реализацию работ, составляя при этом следующие записи:

Дебет 62.1 Кредит 90.1

Дебет 90.2 Кредит 20

Дебет 90.3 Кредит 68/НДС

Дебет 51 Кредит 62.1

Аналогичные бухгалтерские записи составляются подрядчиком по каждому выполненному и документально оформленному этапу работы. Если в отдельных случаях имело место получение от заказчика авансов по договору подряда, то в момент отражения в учете процесса реализации по выполненному этапу работ, наряду с вышеприведенными записями, составляются следующие

Дебет 51 Кредит 62.2 - аванс

Дебет 76 Кредит 68/НДС – НДС с аванса

Дебет 62.1 Кредит 90.1

Дебет 90.2 Кредит 20

Дебет 90.3 Кредит 68/НДС

Дебет 62.2 Кредит 62.1 – зачет аванса

Дебет 68/НДС Кредит 76 – восстановлен к возмещению из бюджета НДС, ранее начисленный с аванса

Отражение в учете операций при поэтапной сдаче работ может осуществляться подрядчиком с применением счета 46 «выполненные этапы по незавершенным работам», что должно быть зафиксировано в учетной политики организации-подрядчика

По дебету счета 46 отражается договорная стоимость выполненных подрядчиком этапов работ в корреспонденции с кредитом счета 90. При этом, затраты, сформированные на счете 20 и относящиеся к выполненному этапу работ, списываются с кредита счета 20 в дебет счета 90. По завершении в целом работ по договору подряда стоимость выполненных этапов работ, учтенная на счете 46, списывается с кредита счета 46 в дебет счета 62.

Дебет 46 Кредит 90.1 – отражение выручки от реализации по каждому этапу выполненных работ

Дебет 90.2 Кредит 20 – затраты, относящиеся на данный этап выполненных работ

Дебет 90.3 Кредит 68/НДС – начисляется НДС

Дебет 62.1 Кредит 46

Дебет 51 Кредит 62.1

При сдаче работ по договору подряда после выполнения всего объема работ подрядчик ведет учет затрат по договору на счете 20 в течение всего срока действия договора до момента сдачи выполненных работ заказчику. В момент подписания акта приемки-сдачи работ накопленные на счете 20 затраты по договору списываются подрядчиком с кредита счета 20 в дебет счета 90.

Одновременно по кредиту счета 90 отражается договорная стоимость выполненных работ с учетом объемов работ, выполненных субподрядными организациями в корреспонденции со счетом 62.

Дебет 51 Кредит 62.2 - аванс

Дебет 76 Кредит 68/НДС – НДС с аванса

Дебет 20 Кредит 10, 60, 70, 69, 02 и другие

Дебет 20 Кредит 60 – выполненный объем работ субподрядной организацией

Дебет 19 Кредит 60

Дебет 68 Кредит 19

Дебет 60 Кредит 51

Дебет 90.2 Кредит 20

Дебет 62.1 Кредит 90.1

Дебет 90.3 Кредит 68/НДС

Дебет 62.2 Кредит 62.1

Дебет 68/НДС Кредит 76

 

НДС

По мере выполнения работ по договору подряда подрядчиком составляется счет-фактура на стоимость выполненных работ в 2 экземплярах, один из которых передается заказчику. Счет-фактура должен быть составлен в течение пяти дней с момента выполнения работ, с даты подписания акта приемки-сдачи выполненных работ.

Акт приемки-сдачи выполненных работ составлен 29 сентября, но счет-фактура – 2 октября.

Счет-фактура должен быть зарегистрирован в книге продаж в том периоде, в котором возникает налоговое обязательство.

В учетных регистрах:

Д 90.3(76) К 68/НДС – книга продаж, - Налоговая декларация по НДС, НДС начисленная.

Моментом определения налоговой базы по НДС является наиболее ранняя из следующих дат: дата отгрузки, передачи товаров, или дата оплаты, частичной оплаты предстоящих поставок.

29 сентября возникает налоговое обязательство, тогда и надо регистрировать счет-фактуру в книге продаж.

Покупатель же учтет счет-фактуру в 4 квартале.

Налог на прибыль

При применении подрядчиком для целей налогообложения прибыли метода начисления, выручка от реализации работ по договору подряда признается в составе доходов в момент выполнения работ. То есть, в момент подписания сторонами акта приемки-сдачи работ. При поэтапной сдаче работ выручка от реализации работ признается в составе доходов по мере подписания актов выполненных этапов работ в размере договорной стоимости отдельных этапов работ. При этом, в состав доходов для целей налогообложения прибыли включается полная договорная стоимость работ, включающая в себя объемы работ, выполненные субподрядными организациями.

Приказом Минфина России утверждено новое ПБУ «учет договоров строительного подряда» 2/2008. Указанное ПБУ устанавливает особенности порядка формирования в бухгалтерском учете и раскрытия в бухгалтерской отчетности информации о доходах, расходах и финансовых результатах организациями, выступающими в качестве подрядчиков, либо субподрядчиков в договорах строительного подряда, длительность выполнения которых составляет более одного отчетного года или сроки начала и окончания которых приходятся на разные отчетные годы.

В ПБУ 2/2008 разъяснен порядок корректировки подрядчиками выручки, исходя из условий договора. Финансовый результат по договору признается методом по мере готовности, если его можно достоверно определить на отчетную дату. Данный метод означает, что выручка и расходы зависят от степени завершенности работ и признаются в отчете о прибылях и убытках в тех отчетных периодах, в которых они были выполнены, независимо от предъявления их заказчику по графику, предусмотренному договором строительного подряда.

Для признания выручки и расходов методом по мере готовности организация может определять степень завершенности работ по доле выполненных на отчетную дату работ в общем объеме. Либо по доле понесенных затрат из всей суммы расходов.

Текущий налог на прибыль = Условный расход (доход) (БУХГАЛТЕРСКАЯ ПРИБЫЛЬ д99 к68)

Д99 к68, если бы постоянная Д68 К99

09-если временная разница приводит к тому,что НП возрастает или 77 – когда уменьшаем НП

Поэтому Д99 К68, Д68 Кёё77 – создание отложенного налогового обязательства

Когда подпишем акт, то Д77 К68 – погашение отложенного налогового обязательства

По аналогии с МСФО, ПБУ 2/2008 предусматривает, что в бухгалтерской отчетности организация должна раскрыть информацию о сумме выручки и способе ее определения в отчетном периоде. По договорам, не завершенным на отчетную дату, необходимо сообщить сведения о понесенных расходах и признанной прибыли на отчетную дату, авансов, задатках, а также суммах, за выполненные работы, не предъявленные заказчику.

 

Внутренние акты – Акт завершенности работ, расчет завершенности работ на конец отчетного года – в этом документе должны быть все обязательные реквизиты, прописанные в законе. По ним будет определяться фин.результат, если работа до конца не завершена.

 

 

Особенности составления договора возмездного оказания услуг, выполнения НИОКР и их отражение в бухгалтерском и налоговом учете

1.Юридический анализ договора возмездного оказания услуг

2. Бухгалтерский учет операций по договорам возмездного оказания услуг, выполнения НИОКР

3. Налоговый учет данных операций

 

1.Договоры возмездного оказания услуг могут иметь место в области аудита, консалтинга, ведения бухгалтерского учета, нотариальной, оценочной деятельности, предоставления коммунальных, медицинских, рекламных услуг, а также в сфере образовательной, научной деятельности и других.

Специфика договоров данного вида заключается в разнообразии детализации прав и обязанностей сторон, а также в необходимости согласования цены договора, стоимости услуг. Учитывая, что услуга не имеет материального выражения, в чем и заключается ее отличие от работы, чрезвычайно сложно подтвердить экономическую оправданность расходов по таким договорам. В связи с чем целесообразно в договоре для избежания налоговых рисков предусматривать порядок передачи результатов оказанных услуг, выполненных НИОКР. Такие результаты могут предоставляться на бумажных или электронных носителях, содержащих подробное описание оказанных услуг. Кроме того, в акте приемки-сдачи услуг должно быть приведено краткое описание оказанных услуг. В отношении выполненных НИОКР договором необходимо установить, что будет являться результатом выполненных НИОКР. Например, полезная модель, промышленный образец, актив, подлежащий правовой защите, правовой охране или иной актив. Оттого, в каком виде будет предоставляться результат выполненных НИОКР напрямую зависит дальнейший порядок бухгалтерского и налогового учета расходов на НИОКР. В бухгалтерском учете расходы, связанные с оказанием услуг, являются расходами по обычным видам деятельности (п.5. ПБУ 10/99). В налоговом учете – это прочие расходы, связанные с производством и реализацией (ст. 264 НК РФ).

В то же время, законодательством установлен особый порядок учета расходов на НИОКР.

 

2. Приказом МинФина №115-Н утверждено ПБУ «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические расходы» №17/02. Приказ введен в действие с 1 января 2003 года. Положением установлены правила формирования в бухгалтерском учете и отчетности информации о расходах, связанных с выполнением НИОКР. Указанное ПБУ обязательно к применению организациями, выполняющими НИОКР собственными силами, а также являющимися заказчиком по договору.

Положение применяется в отношении работ, по которым получены результаты как подлежащие правовой охране, но не оформленные в установленном порядке, так и не подлежащие правовой охране в соответствие с нормами законодательства. Положением определен порядок отражения в бухгалтерском учете информации о расходах на НИОКР. Такая информация отражается в бухгалтерском учете в качестве вложений во внеоборотные активы.

Аналитический учет расходов ведется обособленно по видам работ, договорам (заказам). В ПБУ определены условия, наличие которых позволяет учесть расходы на НИОКР в качестве вложений во внеоборотные активы:

1) Возможность определения и подтверждения суммы расходов

2) Наличие документального подтверждения работ (акт приемки выполненных работ)

3) Получение экономических выгод в результате выполнения работ

4) Возможность демонстрации использования результатов НИОКР

Положением определен порядок списания расходов на НИОКР. В частности, установлены:

1) Способы списания, которые закрепляются в учетной политике (линейный или пропорционально объему продукции). Расходы на НИОКР подлежат списанию с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором было начато фактическое использование НИОКР.

2) Порядок определения срока списания. Устанавливается организацией самостоятельно, исходя из ожидаемого срока использования полученных результатов работ, в течение которого организация может получать экономические выгоды. Но не более 5 лет.

 

Пример: порядок отражения в бухгалтерском учете операций, связанных с выполнением НИОКР.

Формирование расходов на НИОКР.

Дебет 08 «НИОКР» Кредит 60,29,20 - отражена в качестве внеоборотных активов фактическая стоимость выполненных НИОКР

Дебет 19 К60 – если от поставщика

 

Если результатом НИОКР является создание НМА или ОС, то, соответственно:

Дебет 01(04) Кредит 08 – принят к учету объект ОС (НМА)

Дебет 68 Кредит 19 – принимается к вычету НДС.

Тогда учет будет отражаться в соответствии с ПБУ 6/01 или ПБУ 14/2007.

Если результатом НИОКР не является создание внеоборотного актива виде основных средств или НМА или если результат НИОКР подлежит правовой защите, но документы не были оформлены, то такой актив продолжает учитываться на счете 08 «НИОКР», по нему устанавливается срок использования и в течение этого срока списываются расходы на НИОКР.

Дебет 20 (23) Кредит 08 «Ниокр» - списываются расходы по НИОКР в состав расходов по обычным видам деятельности

 

Если организацией принимается решение досрочно прекратить использование результатов НИОКР, то оставшаяся на 08 счете часть расходов на НИОКР единовременно списывается в состав прочих расходов организации: 91.2

 

3.Порядок учета расходов на НИОКР в целях налогообложения прибыли предусмотрен статьей 262 НК РФ. С 2012 года статья 262 НК РФ начала действовать в новой редакции, так как в налоговый кодекс были внесены изменения, направленные на создание благоприятных условий для инновационной деятельности в России.

Расходами на НИОКР в целях налогообложения прибыли признаются затраты на создание новой или усовершенствование производимой продукции, работ, услуг, применяемых технологий, методов организации производства и управления.

Статья 262 НК РФ содержит перечень расходов, относимых к расходам на НИОКР. С 2012 года расходы на НИОКР уменьшают налогооблагаемую прибыль того отчетного (налогового периода), в котором завершены такие исследования или разработки, и сторонами подписан акт сдачи-приемки.

Причем, порядок признания данных расходов не ставится зависимость от полученного результата.

Изменен порядок учета расходов на НИОКР, по которым применяется коэффициент 1,5.

Некоторые виды расходов на НИОКР организации, начиная с 2009 года, могли признавать единовременно, а не в течение года, с применением коэффициента 1,5. Данное правило распространяется на НИОКР, входящим в перечень, утвержденный Правительством РФ.

Теперь налогоплательщики, использующие право на применение коэффициента 1,5, должны по итогам налогового периода, в котором завершены научные исследования, представлять в инспекцию вместе с налоговой декларацией отчет о выполнении НИОКР. Такой отчет составляется в отношении каждой НИОКР и должен соответствовать ГОСТ 7.32-2001. Для проверки такого соответствия налоговый орган вправе назначить экспертизу представленного налогоплательщиком отчета в рамках камеральной проверки. Такую экспертизу могут провести Государственная Академия Наук, Национальные Исследовательские Университеты или Центры, Государственные Научные Центры. С 2012 года у налогоплательщиков появилась возможность создавать резерв предстоящих расходов на НИОКР – 267.2 НК РФ.

 

Расходы на НИОКР – прочие расходы, связанные с производством и реализацией. пп39.3 п.1 ст.264

 

Особенности составления договора аренды и его отражение в бухгалтерском и налоговом учете

1.Юридический анализ договора аренды

2.Бухгалтерский и налоговый учет операций по договору аренды у арендодателя

3.Бухгалтерский и налоговый учет операций по договору аренды у арендатора

4.Порядок учета расходов, связанных с содержанием и использованием объекта аренды

 

1.Арендные отношения регулируются главой 34 ГК РФ.

ГК РФ предусмотрены следующие виды договора аренды:

1) Прокат,

2) аренда транспортного средства

3) Аренда зданий и сооружений (требует государственной регистрации, если больше год а, если до года – то регистрация не нужна).

4) Аренда предприятий

5) Финансовая аренда (лизинг)

Аренда недвижимого имущества подразделяется на аренду государственной и частной собственности

Договор аренды на срок более одного года, а если хотя бы одной стороной является юридическое лицо, то вне зависимости от срока, должен быть заключен в письменной форме.

 

 

Договор аренды является возмездным, арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. Так, сторонами договора может быть установлен различный порядок оплаты за пользование имуществом:

1) Арендная плата в виде определенной в твердой сумме платежей, вносимых периодически или единовременно.

2) В виде предоставления арендатором определенных услуг.

3) Арендная плата в виде возложения на арендатора обусловленных договором затрат на улучшение арендованного имущества.

4) Иной порядок расчетов

Сроки аренды по общему правилу определяются в договоре по соглашению сторон. Порядок распределения обязанностей между арендодателем и арендатором по содержанию объекта аренды определяется ГК РФ и непосредственно договором аренды. Так, по общему правилу, расходы, связанные с эксплуатацией объекта аренды и проведением текущего ремонта осуществляются арендатором, если иное не установлено договором аренды. Обязанность по проведению капитального ремонта возложена на арендодателя (п.1 ст.616 ГК РФ). Данное правило может быть изменено договором.

Капитальный ремонт следует отличать от улучшений арендованного имущества, которые представляют собой капитальные вложения в объект аренды, улучшающие ранее принятые нормативные показатели функционирования объекта (срок полезного использования, мощность, количественные и качественные характеристики). По ГК, улучшения арендованного имущества могут быть произведены как арендатором, так и арендодателем. В силу особенностей их правового режима принято различать отделимые и неотделимые улучшения арендованного имущества. Неотделимыми являются улучшения, которые неотделимы от объекта без причинения ему вреда. Согласно ГК, неотделимые улучшения всегда являются собственностью арендодателя.

Если неотделимое улучшение производит арендатор за свой счет, и не получит возмещения за это, то это значит дарением. Безвозмездная передача облагается НДС. Максимальное ограничение – 5 МРОТ. Плюс эти суммы увеличат стоимость ОС, должен измениться налог на имущество, а амортизация начисляться по ним не будет, так как она начисляется 1 числа месяца после ввода в эксплуатацию, но не ранее месяца оплаты.

Поэтому лучше запретить неотделимые улучшения арендатору.

Договоры финансовой аренды (лизинга) разделяют на два вида в зависимости от перехода права собственности на арендуемое имущество:

1) Имущество остается на балансе лизингодателя

2) Имущество переходит на баланс лизингополучателя

Отражение этого условия в договоре является исключительно важным, поскольку от него зависит начисление налогов.

Амортизационную премию можно начислять только с тех ОС, которые приняты к учету на 01

 

2. В соответствии с п.5 ПБУ 9/99, доходы организации в организациях, предметом деятельности которых является предоставление за плату во временное пользование своих активов по договору аренды, доходы от сдачи имущества в аренду считаются доходами от обычных видов деятельности (счет 90 «продажи»).

Если же предоставление активов за плату во временное пользование не является предметом деятельности, то получаемые доходы относятся к прочим доходам (счет 91).

Если есть статистический код для этого вида деятельности, зафиксировано в Уставе, учетной политике.

В ОАО «РЖД» доходы от сдачи имущества в аренду признаются в бухучете в составе доходов от обычных видов деятельности и учитываются в бухучете на счете 90.

Порядок налогового учета доходов от сдачи имущества в аренду регулируется нормами налогового законодательства. Если организация операции по передаче имущества в аренду осуществляет на постоянной (систематической) основе, доходы от таких операций учитываются в соответствии со статьей 249 НК РФ в составе доходов от реализации. А если операции по передаче имущества в аренду носят разовый характер, то доходы от таких операций учитываются в составе внереализационных доходов. Понятие систематичности используется в значении, применяемом в п.3 статьи 120 НК РФ 2 раза и более в течение календарного года.

Таким образом, порядок учета доходов от сдачи имущества в аренду в целях налогообложения прибыли не зависит от способа отражения указанных операций в бухгалтерском учете.

Договором аренды может быть предусмотрено предварительное внесение арендной платы в счет будущих периодов.

Если предоставление за плату во временное пользование своих активов является предметом деятельности, то поступление арендной платы в счет будущих периодов рассматривается, как авансовый отчет и отражается на счете 62 отдельным субсчетом. Если же предоставление имущества в аренду не является предметом деятельности, то такие суммы отражаются в учете арендодателя на счете 98 (субсч.доходы полученные в счет будущих периодов)

Порядок отражения в учете арендодателя арендных платежей

Предмет деятельности

Д51 К62.2 – поступил аванс

Д76 К68/НДС – НДС с аванса полученных

Д62.1 К90.1- доходы от сдачи имущества в аренду на посл.день

Д90.3 К68/НДС – ндс с доходов

Д68/НДС К76- восстановлен НДС с аванса

Д62.2 К62.1 – зачет ранее полученного аванса

Не является предметом деятельности

Д51 К98 – поступил аванс

Д98 К68/НДС – начислен НДС с аванса во взнос в бюджет

Д98 К91.1 – арендный платеж

Д91.2 К68/НДС – НДС с учлуг

Д68/НДС К98 – НДС с ранее получ.аванса

НДС

Согласно ст.146 НК РФ, операции по реализации товаров, работ, услуг на территории РФ признаются объектом налогообложения. Таким образом, реализация на территории РФ услуг по предоставлению в аренду имущества подлежит обложению НДС в общеустановленном порядке. В соответствии с п.1 ст.156 НК РФ, налогооблагаемая база по НДС у арендодателя определяется, исходя из стоимости оказанных услуг (сумм арендной платы) без НДС. Дата возникновения обязанности по уплате НДС в бюджет определяется арендодателем в зависимости от ранее наступившей даты: момент оказания услуги по сдаче имущества в аренду и предъявления расчетных документов, либо в момент оплаты, частичной оплаты арендатором в счет предстоящего оказания услуг. При аренде или лизинге не обязательно составление акта приемки-сдачи работ, услуг. Нужен акт приема-передачи аренды, значит, договор действует до составления обратного договора.

П.8 статьи 171 определено, что суммы НДС, исчисленные с полученных авансов и предоплат подлежат вычетам после даты реализации

3.Учет у арендатора.

При передаче имущества в аренду право собственности на это имущество остается у арендодателя. Арендатор же принимает указанное имущество к учету на забалансовом счете 001 «Арендованные ОС» в оценке, указанной в договоре аренды.

Уточнить начало!

Расходы признаются организацией в том периоде, в котором они имели место, независимо от факта оплаты.

Если арендная плата вносится авансом, то сумма, перечисленная арендодателю, отражается в учете арендатора на отдельном субсчете счета 60. По мере наступления периодов, к которым относится арендная плата, суммы предварительной оплаты переносятся на соответствующие счета.

Д60.2 К51

Д20,26,44 К60.1

Д19 К60.1

Д60.1 К60.2

Д68 К19

С 1 января 2009 года в соответствии с изменениями, внесенными в НК РФ, Федеральным законом №224 ФЗ, у арендатора появилась возможность применить налоговый вычет по НДС уже при перечислении авансов и предоплат.

Д60.2 К51

Д68/НДС К76/НДС при перечислении аванса. Книга покупок

3 условия: условия о предоплате должны быть в договоре, наличие счета-фактуры, полученной от арендодателя, денежные средства должны быть перечислены с расчетного счета по платежному поручению.

Тогда при наступлении даты признания расходов:

Д20,26,44 К60.1

Д19 К60.1

Д68 К19 по другому счету-фактуре, книга покупок

Д76 К68/НДС счет-фактура №1 в книгу продаж

Д60.1 К60.2

Для целей налогообложения прибыли, согласно пп.10 п.1 статьи 264 НК РФ, арендные платежи за арендуемое имущество включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией. В соответствии со статьями 170-172 НК РФ, для применения налоговых вычетов по НДС необходимо выполнение следующих условий:

1) Приобретаемые товары, работы, услуги, должны быть предназначены для деятельности, облагаемой НДС

2) Приобретаемые услуги должны быть приняты к учету на счетах учета затрат

3) Суммы НДС, предъявляемые к вычету, должны быть подтверждены счетом-фактурой, оформленным с установленным законодательством порядке.

Т.О., суммы НДС, принятые арендатором по расходам, связанным с арендой имущества, могут быть предъявлены им к вычету (Д68 К19) при соблюдении указанных выше условий.

Затраты арендатора на ремонт арендованного имущества

Затраты арендатора, связанные с ремонтом арендованного имущества в бухгалтерском учете арендатора учитываются в составе расходов по обычным видам деятельности при условии, что договором обязанность по проведению такого ремонта за свой счет возложена на арендатора. В целях исчисления налога на прибыль расходы арендатора на ремонт арендованного имущества принимаются в составе расходов с учетом норм статьи 260 НК РФ. То есть, при условии, что договором между арендатором и арендодателем не предусмотрено возмещение указанных расходов.

Налогоплательщики в праве создавать резервы под предстоящие ремонты ОС в соответствии с порядком, установленным статьей 324 НК РФ для равномерного признания расходов на ремонт ОС. Если в какой-то части на конец года он был не использован, то его надо учесть при налогообложении прибыли, если же это ремонт под особо сложный ремонт, то тогда он не будет в прибыль относиться.

В бухучете в соответствии с приказом МИНФИНа 186-Н с 2011 резерв на ремонт ОС не создается.

В ОАО «РЖД» резерва под предстоящий ремонт ОС не создается. В течение срока аренды арендатор может производить улучшения арендованного имущества. При этом расходы, связанные с производством таких улучшений в бухгалтерском учете отражаются в составе капитальных вложений арендатора (08). Различают отделимые и неотделимые улучшения. Неотделимые улучшения в силу того, что их невозможно отделить от самого объекта аренды, в любом случае признаются собственностью арендодателя и переходят к нему по окончании срока аренды. Неотделимые улучшения могут передаваться на баланс арендодателя как по мере их завершения, так и по окончании срока аренды. При передаче улучшений по мере их завершения, их стоимость списывается арендатором со счета 08 непосредственно в Дебет счета 60 (расчеты с арендодателем).

Д08 К60»Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Д60»расчеты с арендодателями» К08

Капитальные вложения в арендованные основные средства, принятые арендатором к учету и подлежащие передаче арендодателю по окончании срока аренды амортизируются арендатором в течение срока аренды, исходя из способа начисления амортизационных отчислений, установленного арендодателем по объекту аренды. Невозмещение арендодателем стоимости неотделимых улучшений, имеет налоговые последствия как для арендодателя, так и для арендатора.

1) У арендодателя амортизация по имуществу в виде капитальных вложений начисляется исключительно при условии возмещения арендатору стоимости произведенных им капитальных вложений. Передача права собственности на имущество, работы, услуги на безвозмездной основе признается реализацией и являются объектом налогообложения по НДС

4.При аренде зданий, сооружений, как правило, арендатором помимо арендной платы, установленной договором аренды, возмещается стоимость услуг по энергоснабжению, обеспечением теплом, водоснабжением и других оказываемых специализированными организациями (коммунальные платежи).

В бухучете арендатора такие расходы включаются в состав расходов по обычным видам деятельности п.5 ПБУ 10/99. Для целей налогообложения прибыли размер арендных платежей и порядок их перечисления устанавливается договором. Кроме того, арендатор учитывает в составе прочих расходов затраты, связанные с оплатой коммунальных платежей и услуг связи, относящихся к помещениям, зданиям, полученным в аренду. Таким образом, если договором не предусмотрено иное, и налогоплательщик несет расходы по оплате арендодателю коммунальных услуг, то указанные расходы арендатора включаются им в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией при условии обоснованности и документальной подтвержденности указанных расходов первичными документами: счетами арендодателя, составленными на основании аналогичных документов, выставленных ему специализированными организациями.

У арендодателя

Содержание операции Корреспонденция счетов Сумма, руб Первичный документ
Дебет Кредит
Отражены расходы в сумме стоимости собственно потребленных коммунальных услуг       Счета за коммунальные услуги, бугхалтерская справка, расчет
Принят к учету НДС, предъясленный специализированных организации в части услуг, потребленных арендодателем.       Счет-фактура, бухгалтерская спавка-расчет
Принят к вычету НДС по коммунальным услугам       Счет-фактура, книга покупок
Оплачены счета специализированных организаций       Выписка банка по расчетному счету, платежное поручение
Предъявлено к возмещению арендатору стоимость потребленных им коммунальных услуг       Счета за коммунальные услуги, бухгалтерская справка-расчет
Получено от арендатора возмещение соответствующей части коммунальных платежей       Выписка банка по расчетному счету, платежное поручение

 

У арендатора

Содержание операции Корреспонденция счетов Сумма, руб Первичный документ
Дебет Кредит
Отражены расходы в сумме стоимости потребленных арендатором коммунальных услуг       Счета за коммунальные услуги, бухгалтерская справка-расчет
Принят к учету НДС со стоимости коммунальных услуг       Счета за коммунальные условий, копии счета-фактуры специальизированных организаций, бухгалтерская справка-расчет
НДС с коммунальных платежей списан в состав прочих расходов, не уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль 91.2     Счета за коммунальные условий, копии счета-фактуры специальизированных организаций, бухгалтерская справка-расчет
Произведена оплата арендодателю стоимости коммунальных платежей       Выписка из банка, платежное поручение

При втором варианте вычеты не будут приняты.

Если заключить договор, включающий:

«Арендная плата состоит из двух частей: основная на аренду и дополнительная, для компенсации затрат арендатора на коммунальное обслуживание». Тогда арендодатель должен выставить арендатору счет-фактуру, в которой указываются постоянная и переменная составляющая арендной платы. Такая форма позволит арендатору принимать НДС к вычету.

Есть вариант, когда арендатор сам заключает договор с обслуживающими организациями, показывая свой договор аренды с арендодателем.

Третий вариант - если арендатор поручает арендодателю заключить в его пользу договоры с обслуживающей организацией, у арендодателя уже есть такой договор (личный), с этого момента он частично начинает действовать в пользу арендатора. Это посреднический договор, комиссии, агентский. Арендодатель – агент, арендатор – принципал. Это можно включить в договор аренды, тогда он будет смешанным, содержащим и договор аренды, и посреднический договор.

Все эти аспекты можно увидеть в письме ФНС РФ от 04.02.2010 №ШС-22-3/86@ «по вопросам применения НДС при оказании услуг по предоставлению в аренду недвижимого имущества».

В нем разъясняется порядок вычета НДС. При заключении договора аренды следует обращать внимание на компенсацию расходов…

 

Особенности составления посреднических договоров

1.Юридический анализ посреднических договоров

2.Бухгалтерский и налоговый учет операций по договору комиссии, учет у комитента

3. Бухгалтерский и налоговый учет операций по договору комиссии, учет у комиссионера.

 

1.ГК РФ предусматривает следующие виды посреднических сделок:

1) договор поручения (глава 22 ГК РФ)

2) договор комиссии (глава 24 ГК РФ)

3) агентирование (агентский договор) (глава 25 ГК РФ)

 

Вид посреднической сделки Стороны договора Предмет договора Распределение прав и обязанностей
Договору поручения Доверитель, поверенный Поверенный обязуется по поручению и за счет доверителя и от имени доверителя совершить определенные действия По сделкам, совершенным поверенным с третьими лицами, права и обязанности возникают у доверителя.
Договор комиссии Комитент, комиссионер Комиссионер действует от своего имени, но по поручению и за счет комитента По сделкам, совершенным комиссионером с третьими лицами, возникают у комиссионера
Агентский договор Принципал и агент Агент действует от своего имени или от имени принципала по поручению и за счет принципала Права и обязанности по сделкам, совершенным агентом с третьими лицами, возникают у агента, если он действует от своего имени или у принципала, если агент действует от имени принципала (в зависимости от того, как заключен договор)

 

Пример: организация занимается производством продукции, реализует эту продукцию самостоятельно, но затем привлекает посредников на реализацию. Например, комитент занимается производством, комиссионер – продавец. И оба заключают договоры с покупателями, при этом комиссионер действует от своего имени.

Если между сторонами заключен договор комиссии, то после исполнения поручения комиссионер обязан отчитаться перед комитентом, то есть составить и передать последнему отчет. Указанная норма прямо предусмотрена в статья 999 ГК РФ. Стороны могут согласовать договором сроки и периодичность предоставления отчета. При этом гражданское законодательство не ограничивает такие сроки в отношении посреднического договора. В то же время, согласно ст.316 НК РФ, в случае, если реализация товара производится через комиссионера, он обязан в течение трех дней с момента окончания отчетного периода, в котором имела место такая реализация, известить комитента о датах реализации имущества. Действующее законодательство о налогах и сборах связывает дату возникновения дохода в целях налогообложения прибыли с датой реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав. Согласно п.3 статьи 271 НК РФ, при реализации товаров, работ, услуг по договору комиссии (агентскому договору) налогоплательщиком (комитентом, принципалом) датой получения дохода от реализации признается дата реализации указанного принадлежащего комитенту имущества, отраженная в извещении комиссионера (агента) о реализации или в отчете комиссионера (агента).

Особенности определения налоговой базы по НДС при получении налогоплательщиками дохода на основе договоров поручения, комиссии, агентских, установлены статьей 156 НК РФ. В соответствии с п.1, поверенный (комиссионер, агент), определяет налоговую базу как сумму дохода, полученную в виде вознаграждений при исполнении посреднического договора.

Поступившие на счет или в кассу комиссионера денежные средства от покупателей за реализацию продукции, принадлежащей комитенту, включаются в облагаемый оборот по НДС у доверителя, комитента, принципала.

 

2.Учитывая, что право собственности на переданные комиссионеру товар не переходит к последнему, передача продукции, товаров на реализацию отражается в учете комитента записью:

Дт 45 Кт 41 (43)

В дальнейшем, при получении отчета комиссионера, комитент составляет следующие бухгалтерские записи:

1) На основании отчета о датах реализации продукции покупателям

Дт 62 Кт 90.1 – на сумму выручки от реализации продукции (конечная сумма реализации покупателям)

Дт 90.2 Кт 45 – списание стоимости реализованной продукции

Дт 90.3 Кт 68 – начисление НДС с реализованной продукции

2) На основании отчета о датах поступления денежных средств от покупателей в счет оплаты, частичной оплаты предстоящих поставок

Дт 62 «расчеты с комиссионером» Кт 62.2 «авансы, полученные от покупаталей»

Дт 76 К68/НДС

3) При принятии, утверждении отчета и подписания акта приемки-сдачи посреднических услуг, комитент начисляет в бухгалтерском учете вознаграждение, причитающееся комиссионеру.

Дт 44 К60 «расчеты с комиссионером) – вознаграждение комиссионеру

Дт 19 К 60

Д 68 К 19

Дт 90.2 Кт 44

4) Комитент может получить от комиссионера выручку за реализованную продукцию за минусом удержанного комиссионного вознаграждения только в том случае, если такое условие предусмотрено договором.

5) Возврат комиссионером нереализованной продукции, товаров, принадлежащих комитенту, отражается в учете комитента по Дт 43 (41) Кт 45

6) При отражении комитентом выручки от реализации следует учитывать, что в состав выручки включается вся сумма, полученная комиссионером от покупателя и если комиссионер реализовал продукцию по более выгодной цене, чем цена, указанная комитентом, дополнительная выгода также включается в состав выручки комитента. Договором должен быть прописан порядок распределения между комитентом и комиссионером дополнительной выгоды. Если договором комиссии не установлен такой порядок, то по общему правилу, определенному ГК РФ, дополнительная выгода распределяется между комитентом и комиссионером поровну.

Налоговый учет у комитента, доверителя, принципала

 

Согласно статье 167 НК РФ, датой реализации товаров у комитента для целей исчисления НДС признается наиболее ранняя из следующих дат:

1) Дата отгрузки (передачи) товаров комиссионером

2) Дата поступления денежных средств на расчетный счет или в кассу посредника (комиссионера, агента, поверенного) в счет предстоящих поставок.

Согласно ст.316 НК РФ, выручка от реализации комитентом товаров на условиях комиссии для целей налогообложения прибыли признается на дату реализации товаров, указанную в извещении комиссионера. При этом, извещение предоставляется комиссионером в течение трех дней после окончания отчетного периода. Таким образом, договором комиссии целесообразно предусмотреть предельный срок предоставления комиссионером извещения (отчета).

Фактически в целях формирования комитентом налоговой базы важно получить извещение до 20 числа месяца, следующего за отчетным (налоговым) периодом как для целей исчисления НДС, так и в целях налогообложения прибыли.

 

3. Бухгалтерский и налоговый учет у комиссионера.

Получение товаров от комитента отражается в бухгалтерском учете комиссионера на основании первичных документов по дебету счета 004 «товары, принятые на комиссию».

В момент отгрузки товара покупателям и передачи расчетных документов комиссионером составляется следующая запись:

Д62.1 «расчеты с покупателями» К62(76) «расчеты с комитентом»

При получении д.с. от покупателей Д50(51) К62 «расчеты с покупателями» или аванс – 62.2

Авансы полученные не включаются в оборот по НДС у комиссионера.

В момент подписания акта об оказанных комитенту посреднических услугах комиссионером составляется запись Д62.1 (76) «расчеты с комитентом» К90.1 – на сумму комиссионного вознаграждения

Списание в себестоимость реализованных услуг собственных издержек комиссионер отражает:

Д90.2 К20(26)

Начисление НДС с комиссионного вознаграждения: Д90.3 К68 «расчеты по НДС».

Определение в конце месяца финансового результата Д90.9 К99

Перечисление комитенту денежных средств за минусом удержанного комиссионного вознаграждения Д62 (76) К51

Возврат комитенту нереализованных товаров отражается записью по кредиту 004

 

Особенности составления договора перевозки и его отражение в бухгалтерском и налоговом учете

1. Юридический анализ договора перевозки

2. Бухгалтерский и налоговый учет операций по договору перевозки у перевозчика

3. Особенности составления договора транспортной экспедиции и его отражение в учете.

 

1. Сторонами в договоре перевозки являются перевозчик и отправитель. Деятельность перевозчика подлежит обязательному лицензированию. Перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Условия перевозки, ответственность сторон определяются соглашением сторон, если соответствующими транспортными уставами и кодексами не установлено иное.

Порядок перевозок железнодорожным транспортом установлен ФЗ «о железнодорожном транспорте РФ» №17 ФЗ и уставом железнодорожного транспорта, утвержденным Федеральным законом №18 ФЗ.

Существенными условиями договора перевозки являются согласованный объем перевозок, условия перевозки, сроки приема груза к перевозке.

Разновидности договора перевозки:

1) Договор перевозки груза

2) Договор перевозки пассажира

3) Договор фрахтования

4) Прямое смешанное сообщение

5) Договоры об организации перевозок

6) Договоры между транспортными организациями и другие.

По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и передать его грузополучателю, а отправитель – уплатить установленную плату за перевозку груза. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамент) или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом.

По договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется представить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.

Перевозчик и грузовладелец при осуществлении систематических перевозок грузов могут заключить долгосрочный договор об организации перевозок. По такому договору перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец – принимать к перевозке грузы в определенном объеме. В договоре устанавливаются объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов к перевозке, порядок расчетов и иные условия.

 

2. Начисление вознаграждения за оказанные услуги по перевозке грузов или пассажиров отражается в учете перевозчика по Д62.1 К90.1 на дату оказания услуг по перевозке с применением метода начисления

Дата признания перевозок а бухгалтерском учете:

Дата начисления провозных платежей и сборов:

1) Пассажиров - отправления

2) Грузов – дата раскредитования перевозочных документов.

3) Багажа, грузобагажа, почты – дата отправления

Признание доходов в бу – Д62.1 К90.1, бухгалтерская отчетность БО – 2 строка 010

Признание дохода в НУ – налоговые регистры, в налоговой декларации

 

Начисление НДС с реализованных услуг отражается Д90.3 К68

Списание издержек перевозчика Д90.2 К20(26)

Определение финансового результата Д90.9 К99

Погашение задолженности плательщиком Д51 К62.1

Перевозчиком должны обязательно оформляться соответствующие первичные документы с подробным описанием объема и номенклатурой перевозимых грузов и маршрута.

Главой 25 НК РФ не предусматриваются какие-либо отраслевые особенности состава затрат для целей исчисления налога на прибыль. Перевозчик несет ответственность за неподачу транспортных средств для перевозки груза в соответствии с принятой заявкой или договором, за задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира или опоздание прибытия в пункт назначения; причинение вреда жизни или здоровью пассажира; несохранность груза или багажа после принятия к перевозке и до выдачи груза получателю.

 

3. Сторонами в договоре транспортной экспедиции являются экспедитор и клиент. При этом, экспедитор должен иметь соответствующие лицензии на те виды деятельности, которыми он занимается.

Статьей 801 ГК РФ установлено, что по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны выполнить или организовать выполнение определенных договор экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Договором могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту избранными экспедитором или клиентом. Обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.

Договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких операций, как:

1) Получение необходимых для экспорта или импорта документов

2) Выполнение таможенной очистки груза

3) Проверка количества и состояния груза

4) Погрузка-выгрузка

5) Уплата пошлин, сборов

6) Хранение груза и другие

В статье 801 ГК РФ отсутствует прямое указание на то, что к договору транспортной экспедиции применяются правила, установленные для договоров поручения и комиссии, но при этом указание на то, что экспедитор оказывает услуги за вознаграждение и за счет другой стороны, дает основание для отнесения транспортной экспедиции к посреднической деятельности.

Вместе с тем, при квалификации сделки следует руководствоваться формулировкой предмета конкретного договора. Налоговое законодательство содержит специальных норм в отношении договоров транспортной экспедиции.

Цена договора

По общему правилу договор транспортной экспедиции является возмездным. Размер платы устанавливается сторонами договора и должен покрывать все издержки экспедитора, связанные с исполнением договора.

Так как договор транспортной экспедиции является посредническим, в договоре следует выделить сумму вознаграждения экспедитора, являющуюся его доходом, отдельно указав передаваемые клиентам суммы для оплаты целевых расходов.

НДС

В статье 156 НК РФ начисление НДС исключительно с суммы посреднического комиссионного вознаграждения установлено только для предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, комиссии, либо агентских.

О возможностях распространения статьи 156 на договоры транспортной экспедиции в НК РФ не упоминается. Таким образом, для однозначного толкования применения норм НК РФ, договор транспортной экспедиции нужно либо оформить в качестве посреднического договора, либо оформить в качестве договора перевозки.

Бухгалтерский и налоговый учет у экспедитора зависит от формы каждого конкретного договора транспортной экспедиции. Если договор содержит признаки посреднического договора, то бухгалтерский и налоговый учет экспедитор ведет в порядке, предусмотренном для учета посреднических договоров.

Если же договор соответствует по своему содержанию договору перевозки, то в порядке учета договоров возмездного оказания услуг.

 

Особенности составления договоров уступки денежного требования и их отражение в бухгалтерском и налоговом учете

1.Юридический анализ договоров уступки денежного требования.

2.Бухгалтерский и налоговый учет по операциям уступки права требования у цедента.

3.Бухгалтерский и налоговый учет по операциям уступки права требования у цессионария.

Д62.1 К90.1

1.Различают 2 вида договоров уступки денежного требования:

1) договор цессии – договор уступки права требования путем замены одной стороны договора на другую, причем заменяемой стороной должен являться кредитор.

2) Договор факторинга – договор финансирования новым кредитором (финансовым агентом) хозяйственной деятельности прежнего кредитора (клиента), основанный на уступке последним денежного требования к должнику.

По договору факторинга клиент уступает финансовому агенту требование к должнику, вытекающее из предоставления клиентом товаров (работ, услуг).

Взамен финансовый агент выплачивает клиенту денежную сумму. Как правило, 80-85% от денежного требования. В результате клиент теряет право денежного требования, а должник обязан погасить долг финансовому агенту.

Требования к договору факторинга:

1) Может использоваться исключительно в предпринимательской деятельности

2) Является двухсторонним, так как правоотношения по договорам возникают между финансовым агентом и клиентом. (согласие должника не нужно)

3) Является возмездным.

Поскольку факторинг является частным случаем цессии, то учет и налогообложение факторинговых операций осуществляется по правилам, предусмотренным для цессии.

ГК допускает возможность перемены лиц в обязательстве в результате перехода прав кредитора к другому лицу или посредством перевода должником своего долга на другое лицо (глава 24 ГК РФ – перемена лиц в обязательстве)

В результате перехода прав кредитора к другому лицу меняется только сторона обязательства, а само обязательство сохраняется. Кредитора, уступившего свое требование к должнику, называют цедентом. А лицо, получившее право требования – цессионарием. Для перехода прав кредитора к другому лицу по общему правилу согласие должника не требуется.

Переход прав от первоначального кредитора к новому может состояться не только на основании договора, но и на основании закона. Такие случаи перечислены в статье 387 ГК РФ: универсальное правопреемство (например, при реогранизации юридического лица), решение суда о переходе прав кредитора на другое лицо, исполнение обязательств должника его поручителем или залогодателем.

2.В соответствии с п.7 ПБУ 9/99, поступления от продажи активов предприятия, отличных от денежных средств, продукции, товаров, признаются прочими доходами. Расходы, связанные с продажей таких активов, учитываются организацией в составе прочих расходов (п.11 ПБУ 10/99). При передаче поставщиком товаров, работ, услуг третьему лицу обязательства, связанного с их оплатой, по соглашению об уступке права требования, доходы от реализации права требования в бухгалтерском учете отражаются по кредиту счета 91 в составе прочих доходов предприятия. При этом по дебету счета 91 в составе прочих расходов отражаются расходы, связанные с уступкой права требования (стоимость реализованного права требования), равная дебиторской задолженности по первоначальному договору.

Д91.2 К62.1

Д76 К91.1

В отличие от правил бухгалтерского учета, для целей исчисления налога на прибыль, доходы от реализации права требования, учитываются в составе доходов от реализации (п.1 ст.249 НК РФ).

Порядок признания доходов и расходов при уступке права требования различен в зависимости от метода определения доходов и расходов, применяемого налогоплательщиками.

1)Применение метода начисления:

Согласно п.3 ст.271 НК РФ, датой получения дохода от реализации работ, товаров, услуг признается дата их реализации, независимо от факта оплаты.

Соответственно, в момент отгрузки (переход права собственности) в налоговом учете отражается выручка от реализации, исходя из договорной стоимости без НДС.

В дальнейшем при уступке права требования долга в налоговом учете отражается доход от уступки права требования: п.5 ст.271 в том отчетном периоде, когда был подписан акт уступки права требования.

При этом стоимость реализованной дебиторской задолженности учитывается в составе расходов, связанных с производством и реализацией. Убыток от реализации прав требования принимается для целей налогообложения в порядке, установленном статьей 279 НК РФ.

При уступке права требования после наступления срока платежа по договору: убыток по сделке уступки включается в состав внереализационных расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль в следующем порядке: 50% от суммы убытка на дату уступки права требования, 50% от суммы убытка по истечении 45 дней с даты уступки права требования.

При уступке права требования до наступления срока платежа по первоначальному договору: размер убытка, принимаемого в целях налогообложения не может превышать суммы процентов, которые налогоплательщик уплатил бы по долговому обязательству (с учетом требований статьи 269 НК РФ), равному доходу от уступки права требования за период от даты уступки до даты платежа, предусмотренной договором на реализацию товаров, работ, услуг.

Пример: сумма уступаемого права требования – 1.200.000. Доход от уступки права требования – 1.100.000

Срок платежа по первоначальному договору – 30.10.20хх

Дата уступки права требования долга – 31.07.20хх

Ставка рефинансирования ЦБ РФ: с 26 июня 20хх- 7,8% год, с 23.10 20хх – 8%.

В какой части убыток будет приниматься в целях налогообложения прибыли.

Сумма убытка = (1.100.000. * 84 дня*7,8%*1,8+1.100.000*8дней*8%*1,8)/(365дней*100)=39400,14

Д62.1 К90.1 – 1200.000

Д91.2 К62.1 – 1200.000

Д76 К91.1 – 1100000

Д99 К91.9 - 100.000 – дельта

Д99 К68 – дельта

 

Д09К68 – дельта, если 45 дней – создание отложенного налогового актива

Д68К09 – дельта после 45 дней-погашение отложенного налогового актива

2)при кассовом методе

П.2.статьи 273 НК РФ: дата получения дохода при кассовом методе признается день поступления средств на счета в банках или в кассу, поступления иного имущества, работ, услуг, имущественных прав, а также погашения задолженности перед налогоплательщиком иным способом.

В налоговом учете следует отразить два вида доходов: 1) доход от реализации товаров, работ, услуг – в момент заключения соглашения об уступке права требования, 2)доход от реализации права требования – в момент поступления ДС от нового кредитора.

 

3 вопрос.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Межбюджетные трансферты. Характерной чертой современного государственного устройства большинства стран мира (вне зависимости от формы государственного устройства) является наличие | Объект и предмет социологии. 3. Структура социологического знания
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 1312; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.336 сек.