Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бюджетная система - основанная на экономических отношениях и правовых нормах совокупность бюджетов отдельных административно-территориальных формирований каждого государства

Бюджетное устройство и бюджетная система

Бюджетное устройство – это организация и принципы построения бюджетной системы, ее структура, распределение доходов и расходов, между отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, установление характера взаимоотношений между отдельными звеньями бюджетной системы.

Бюджетное устройство базируется на экономических отношениях и юридических нормах, определяющих компетенцию центральных и местных органов власти по осуществлению бюджетного процесса, по взаимоотношениям между различными видами бюджетов.

Бюджетное устройство находится в непосредственной зависимости отгосударственного устройства (федеративное или унитарное государство). В унитарных государствах (Япония, Италия, Франция, Англия, Украина, Польша), как правило, имеются два уровня бюджетов: государственный и местные. В федеративных государствах (Россия, США, Германия, Канада и др.) – три звена: федеральный бюджет, бюджеты членов федерации (штатов, кантонов, республик) и местные бюджеты. Разнообразием отличается и система местных бюджетов, которая отвечает административно-территориальному делению соответствующей страны.

Бюджетное устройство Украины определяется государственным устройством и административно-территориальным делением Украины.

Главное место в бюджетном устройстве занимает бюджетная система.

Правовые основы бюджетной системы Украины устанавливают Конституция Украины и Бюджетный кодекс Украины (2010 г.), другие законодательные акты (см. рис.6.8.) Составными элементами бюджетной системы являются ее структура, принципы построения и организация функционирования. Структурно бюджетная система Украины состоит из государственного бюджета Украины и местных бюджетов.

Местными бюджетами являются: бюджет АР Крым, областные, районные бюджеты и бюджеты местного самоуправления. Бюджетами местного самоуправления являются бюджеты территориальных общин сел, их объединений, поселков, городов (в т.ч. районов в городах). Все эти бюджеты являются отдельными звеньями бюджетной системы.

Совокупность показателей всех бюджетов, которые входят в состав бюджетной системы Украины, является сводным бюджетом Украины.

Сводный бюджет – это совокупность показателей бюджетов, которые используются для анализа и прогнозирования экономического и социального развития государства.

Сводный бюджет Украины включает показатели Государственного бюджета Украины, сводного бюджета АРК и сводных бюджетов областей, городов Киева и Севастополя.

Сводный бюджет АРК включает показатели бюджета Автономной Республики Крым, сводных бюджетов ее районов и бюджетов городов республиканского АРК подчинения.

Сводный бюджет области включает показатели областного бюджета, сводных бюджетов районов и бюджетов городов областного значения этой области.

Сводный бюджет района включает показатели районного бюджета, бюджетов городов районного значения, поселковых и сельских бюджетов этого района.

Сводный бюджет города с районным делением включает показатели городского бюджета и бюджетов районов, которые входят в его состав. В случае если городу или району в городе административно подчинены другие города, поселки или села, сводный бюджет города или района в городе включает показатели бюджетов этих городов, поселков и сел.

Состав бюджетной системы приведен на рис.6.7.

 

 
 

 

 


 

 

       
   
Государственный бюджет Украины України
 
 
Бюджет Автономной республ.Крым

 


Рис. 6.7. Состав бюджетной системы Украины

Бюджетным кодексом Украины утвержденным в 2010г. определеныосновные принципы бюджетной системы Украины: 1) принцип единства бюджетной системы Украины единство бюджетной системы Украины обеспечивается единой правовой базой, единой денежной системой, единым регулированием бюджетных отношений, единой бюджетной классификацией, единством порядка исполнения бюджетов и ведения бухгалтерского учета и отчетности;

  КОНСТИТУЦИЯ УКРАИНЫ

 

  Бюджетный кодекс Украины  

 

 

Закон о государственном бюджете Украины   Другие законодательные акты, регулирующие бюджетные отношения  

 
 

 


Нормативно правовые акты Кабинета Министров Украины
     
Нормативно правовые акты центральных органов исполнительной власти  
     


 

Решения органов АРК, местных государственных администраций, органов местного самоуправления  


Рис.6.8. Состав бюджетного законодательства Украины

 

2) принцип сбалансированности – полномочия на осуществление расходов бюджета должны соответствовать объему поступлений в бюджет на соответствующий бюджетный период;

3) принцип самостоятельности – Государственный бюджет Украины и местные бюджеты являются самостоятельными. Государство не несет ответственность средствами государственного бюджета за бюджетные

обязательства органов власти АРК и органов местного самоуправления, которые, в свою очередь, не несут ответственность средствами соответствующих бюджетов за бюджетные обязательства друг друга, а также за бюджетные обязательства государства. Самостоятельность бюджетов обеспечивается закреплением за ними соответствующих источниковдоходов бюджета, правом соответствующих органов государственной власти, органов власти АРК и органов местного самоуправления определять направления использования бюджетных средств в соответствии с законодательством Украины, правом Верховно Рады АРК и соответствующих местных советов самостоятельно и независимо друг от друга рассматривать и утверждать соответствующие местные бюджеты;

4) принцип полноты – в состав бюджетов подлежат включению все поступления в бюджеты и расходы бюджетов, осуществляемые согласно нормативно – правовых актов органов государственной власти, органов власти АРК, органов местного самоуправления;

5) принцип обоснованностибюджет формируется на реалистических макро- показателях экономического и социального развития государства и расчетах поступлений бюджета и расходов бюджета, осуществляемых согласно утвержденным методикам и правилам;

6) принцип эффективности и результативности – при составлении и исполнении бюджетов все участники бюджетного процесса должны стремиться достижения целей, запланированных на основе национальной системы ценностей и задач инновационного развития экономики, путем обеспечения качественного предоставления услуг, гарантированных государством, АРК, местным самоуправлением (далее - гарантированные услуги), при привлечении минимального объема бюджетных средств и достижения максимального результата при использовании определенного бюджетом объема ресурсов;

7) принцип субсидиарности – распределение видов расходов между государственным бюджетом и местными бюджетами, а также между местными бюджетами должно базироваться на максимально возможном приближении предоставления гарантированных услуг к их непосредственномупотребителю; 8) принцип целевого использования бюджетных средств бюджетные средства используются только на цели, определенные бюджетными назначениями и бюджетными ассигнованиями;

9) принцип справедливости и непредвзятости – бюджетная система Украины строится на основах справедливого и непредвзятого распределения общественного богатства между гражданами и территориальными общинами;

10) принцип публичности и прозрачности – информирование общественности по вопросам составления, рассмотрения, утверждения,

исполнения государственного бюджета и местных бюджетов, а также контроля за исполнением государственного и местных бюджетов.

В ходе реализации основ государственной бюджетной политики все принципы бюджетной системы действуют и применяются в бюджетном процессе в единстве и взаимосвязи.

 

Таким образом, бюджетная система Украины включаетчетыре уровня, отвечающие административно-территориальному делению государства:

1. общегосударственный уровень;

2. уровень АРК, областной и городской городов государственного подчинения (Киева и Севастополя);

3. городской городов областного подчинения и районный уровень;

4. базовый уровень – городской городов районного подчинения, сельський и поселковый.

Взаимосвязь между всеми звеньями бюджетной системы обеспечивается с помощью сводных бюджетов.

Самым большим по объемам является Государственный бюджет Украины, за счет которого финансируется примерно 60% расходов всех бюджетов.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Использования бюджетного фонда | Методы формирования доходов бюджета
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 706; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.