Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственное регулирование в сфере страхования




Общую организационную структуру страхового рынка характеризуют его субъекты и объекты (рис. 13.4.)

К основным субъектам страхового рынка принадлежат:

- страховщики;

- страхователи;

- страховые посредники.

Страховые компании (страховщики) по характеру осуществляемых операций разделяют на:

- специализированные, – которые специализируются исключительно на отдельных видах страхования;

- универсальные, которые осуществляют различные виды страхования;

- перестраховочные, которые осуществляют страхование больших и опасных рисков.

В Украине на страховом рынке работают преимущественно страховые компании, созданные в форме акционерных обществ закрытого типа. Функционируют и общества с дополнительной ответственностью, коммандитные общества, общества с полной ответственностью. Также в Украине распространены кептивные страховые компании, созданные мощными производственными предприятиями, корпорациями или финансово промышленными группами для обслуживания собственных потребностей. То есть такие страховые компании обслуживают потребности и интересы основателей этих компаний.

Среди субъектов страхования выделяются и такие участники страховых отношений:

- общества взаимного страхования;

- перестраховочные компании;

- объединения страховщиков;

- орган по делам надзора за страховой деятельностью.

Общества взаимного страхования (ОВС) создаются на основе добровольного соглашения между объединениями юридических или физических лиц для страховой защиты своих имущественных интересов (действуют на бесприбыльной основе). Такие общества, кроме проведения страховой деятельности, оказывают финансовую поддержку его членам через инвестирование средств, выдачу ссуд на потребности участников общества и пр.

На страховом рынке Украины функционируют объединения страховщиков:

- Лига страховых организаций Украины;

- Моторное страховое бюро Украины;

- Авиационное страховое бюро Украины;

- Морское бюро Украины;

- Ассоциация «Украинское медицинское страховое бюро».

Целью создания Лиги страховых организаций Украины было добровольное объединение усилий страховщиков для формирования полноценного и действенного страхового рынка. Основными стратегическими задачами Лиги страховых организаций являются:

- превращение страхования в эффективную составляющую рыночной экономики;

- разработка современной законодательной и нормативной базы;

- создание привлекательного и доступного рынка для всех страховщиков и страхователей Украины;

- расширение инвестиционных возможностей страховщиков и пр.

Моторное страховое бюро Украины выполняет задачи гарантирования платежеспособности страховщиков – членов этого бюро относительно страховых обязательств; обеспечение развития страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств и организации сотрудничества со страховыми организациями других государств в этой отрасли.

Авиационное страховое бюро организовано с целью:

- координации деятельности национальных страховщиков в отрасли авиационных рисков;

- исследованиея и прогнозирования национального рынка страховых услуг в отрасли авиации;

- сотрудничества с субъектами хозяйствования, которые эксплуатируют или обслуживают средства авиационного транспорта;

- разработки программ и методов страхования авиационных рисков, мероприятий по предотвращению страховых случаев и пр.

Морское страховое бюро создано для защиты и развития интересов морского страхования, формирования международной политики страхования морской деятельности, обобщения морского страхового законодательства.

Ассоциация «Украинское медицинское страховое бюро» создана для содействия развитию медицинского страхования в Украине с помощью внедрения единых правил, требований и стандартов деятельности, предоставления необходимой помощи страховщикам в проведении медицинского страхования, организации юридической защиты прав участников рынка услуг медицинского страхования.

Существенную роль в функционировании страхового рынка играют такиесубъекты рынка, как посредники, которые своей деятельностью способствуют расширению и развитию страховых отношений.

Страховые посредники – страховые брокеры или агенты, через которых заключается договор страхования и решаются отдельные вопросы относительно урегулирования претензий.

Страховые брокеры – юридические лица или граждане, зарегистрированные в установленном порядке как субъекты предпринимательской деятельности и осуществляющие за вознаграждение посредническую деятельность в страховании от своего имени на основании брокерского соглашения с лицом, которое нуждается в страховании как страхователь.

Страховые агенты граждане или юридические лица, которые действуют от имени и по поручению страховщика и выполняют часть его страховой деятельности, а именно: заключают договоры страхования, получают страховые платежи, выполняют работы, связанные с осуществлением страховых выплат и страховых возмещений. Страховые агенты являются представителями страховщика и действуют в его интересах за вознаграждение на основании договора - поручения со страховщиком.

Аджастеры (диспашеры) специалисты по расчетам аварий и распределении убытков между участниками морской перевозки.

Аварийные комиссары устанавливают причины наступления страхового случая, характер и размер убытков, как правило, во время дорожно-транспортных аварий.

Сюрвейеры - инспекторы или агенты страховщика, которые осуществляют обзор и оценивание имущества и определяют вероятность реализации страхового риска.

Андеррайты – юридические лица, которые действуют от имени страховщика и имеют право брать на страхование предложенные риски, определять тарифные ставки и условия договоров страхования на основе норм страхового права.

Специфическим товаром на страховом рынке выступают страховые услуги, состав и структура которых в рыночных условиях существенно расширяются.

Страховой рынок также можно классифицировать по признаку его институционной структуры, по территориальному и отраслевому признакам.

В основу инстуциональной структуры страхового рынка положены формы собственности: частную, комбинированную, государственную и др. Поэтому по такой структуре различают акционерные, корпоративные, взаимные и государственные страховые компании.

По территориальному признаку различают региональный, национальный и мировой страховые рынки.

По отраслевому признаку – страховой рынок разделяют на рынок страхование жизни и рынок общих (рисковых) видов страхования.

Правовое обеспечение деятельности страхового рынка осуществляется путем принятия законодательных и нормативных актов по регулированию страховой деятельности.

В Украине страховая деятельность регулируется:

· Конституцией Украины;

· Хозяйственным кодексом Украины;

· Законом Украины «О страховании»;

· Гражданским кодексом Украины и др.

 

 


Рис. 13.4. Организационная структура страхового рынка

 

Государство создает правовые основы регламентирования страховой деятельности, осуществляет надзор за соблюдением требований законодательства и эффективного развития рынка страховых услуг. Для реализации этих задач в Украине в период формирования рыночной экономики создавались соответствующие структуры.

До 2000 года Государственный надзор за страховой деятельностью в Украине осуществлялся Комитетом по надзору за страховой деятельностью, созданным 17 сентября 1993 года. Он был центральным органом государственной исполнительной власти, который находился в подчинении Кабинета Министров Украины и имел статус Государственного комитета Украины.

В процессе административной реформы Указом Президента Украины «Об изменениях в структуре центральных органов исполнительной власти» от 15 декабря в 1999 г. № 157/99 функции этого комитета были возложены на департамент финансовых учреждений и рынков Министерства финансов Украины.

Начиная с 2003г. государственный надзор за страховой деятельностью осуществляет Государственная комиссия по регуляции рынков финансовых услуг Украины. Она создана в соответствии с Указом Президента Украины от 11.12.2002г. № 1153/2002 «О Государственной комиссии по регуляции рынков финансовых услуг Украины» (переименована в Национальную комиссию…… в 2011г.)

В сфере страхования Национальнаякомиссия по регулированию рынков финансовых услуг Украины выполняет такие функции.

1. Нормативно- правовое регулирование в сфере страхования:

- разработка нормативных и методических документов по вопросам страховой деятельности в пределах своей компетенции;

- обобщение практики страховой и посреднической деятельности на страховом рынке, разработка и представление в установленном порядке предложений относительно развития и усовершенствования законодательства Украины о страховой и посреднической деятельности в страховании и перестраховании;

- установление правил формирования, учета и размещения страховых резервов и показателей отчетности.

2. Надзор за участниками страхового рынка :

1) регистрация и лицензирование страховой деятельности:

- ведение Единого государственного реестра страховщиков (перестраховщиков), страховых и перестрахових брокеров;

- выдача страховщикам лицензий на осуществление страховой деятельности и проведение проверок их соответствия выданной лицензии;

- регистрация правил(условий) добровольного страхования, на которые выдается лицензия (а также изменений и дополнений к правилам при необходимости);

- выдача свидетельств о включении страховых и перестраховочных брокеров в государственный реестр страховых и перестраховочных брокеров;

2) контрольно-наблюдательная функция:

- проведение проверок относительно правильности применения страховщиками (перестраховиками) и страховыми посредниками законодательства о страховой деятельности и достоверности их отчетности;

- проведение анализа соблюдения законодательства объединениями страховщиков и страховых посредников;

- осуществление контроля за платежеспособностью страховщиков в соответствии с взятыми ими страховыми обязательствами перед страхователями.

3. Организационное и методическое обеспечение деятельности в сфере страхования:

- обеспечение проведения исследовательско-методологической работы по вопросам страховой и посреднической деятельности в страховании и перестраховании, повышение эффективности государственного надзора за страховой деятельностью;

- проведение и координация в определенном законодательством порядке

учебы, подготовки и переподготовки кадров, организация совещаний

семинаров, конференций по вопросам страховой деятельности;

- участие в международном сотрудничестве в сфере страхования и

посреднической деятельности в страховании и перестраховании,

изучение, обобщение, распространение мирового опыта, организация

выполнения международных договоров Украины по этим вопросам;

- осуществление организационно- методического обеспечения проведения актуарных расчетов.

 

Основными направлениями усовершенствования государственной политики в сфере страхования в Украине являются:

- дальнейшее развитие законодательной и нормативной базы;

- создание оптимального соотношения между обязательным и добровольным страхованием;

- формирование комплексной системы высококвалифицированного кадрового обеспечения;

- привлечение страхового рынка к решению важнейших вопросов социального страхования;

- создание конкурентной среды между страховщиками и страховыми посредниками;

- повышение уровня информационного обеспечения;

- усиление влияния государства на проведение инвестиционной политики со стороны страховщиков.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 774; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.