Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Слова и образы

Глава 8. Рисование в детском возрасте.

Глава 7. Театральное творчество в школьном возрасте.

Глава 6. Литературное творчество в школьном возрасте.

Глава 5. Муки творчества.

Глава 4. Воображение у ребенка и подростка.

Глава 3. Механизм творческого воображения.

Глава 2. Воображение и действительность.

Глава 1 Творчество и воображение

Соціальна стратифікація та соціальна мобільність

Чому так буває в суспільстві: деякі соціальні верстви, прошарки багатіші і мають більшу владу, аніж інші. Чому в сучасних суспіль­ствах проявляється нерівність? Наскільки великі шанси кожного під­нятися на вершину економічної піраміди? Чому в сучасному багато­му суспільстві є бідність? Ось деякі питання, які поставлені й на котрі треба дати відповідь. Вивчення соціальної рівності й нерівнос­ті — одна з найважливіших сфер соціології, тому що матеріальні ресурси, до яких люди мають доступ, визначають життя.

Соціальна стратифікація (лат. Мгаїит — верства, прошарок, асеїеробити) — поняття, що визначає, по-перше, структуру су­спільства, по-друге, систему ознак соціального розшарування, нерівнос­ті. За теорією соціальної стратифікації суспільство поділяється на соціальні верстви, прошарки або страти. За основу поділу суспіль­ства беруться різні ознаки: політичні, економічні, біологічні, расо­ві, релігійні та інші, довільно суспільство поділяється на вищі, середні й нижчі соціальні верстви, класи і страти — на основі освіти, побутових умов, заняття, прибутку; твердиться, нібито со­ціальна нерівність неминуча в будь-якому суспільстві.

 

 

В поведении человека в его деятельности мы легко видим два основных вида поступков. Один вид деятельности воспроизводящий репродуктивный. Связан с памятью. Его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже раньше создавшиеся и выработанные приемы поведения или воскрешает следы от прежних впечатлений. Моя деятельность не создает ничего нового, основа ее - более или менее точное повторение того, что было. Мозг - это орган, сохраняющий прежний опыт и облегчающий воспроизведение этого опыта.

Кроме воспроизводящей деятельности легко заметить деятельность комбинирующую или творческую. Всякая деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий, и будет принадлежать к этому второму роду творческого или комбинирующего поведения.

Эту творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга, психологи называют воображением или фантазией. В житейском обиходе фантазией называют все то, что не реально, что не соответствует действительности. На деле же все, что окружает нас и что сделано рукой человека, весь мир культуры - все это продукт человеческого воображения.

Творческие процессы обнаруживаются во всей силе уже в раннем детстве. И всего лучше выражаются в играх. Стремление детей к сочинительству является такой же деятельностью воображения, как игра.

Для того чтобы понять психологический механизм воображения и связанной с ним творческой деятельности, лучше всего начать с выяснения той связи, которая существует между реальностью и фантазией в поведении человека.

Первая форма связи воображения с действительностью заключается в том, что всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из действительности и содержащихся в прежнем опыте человека.

Воображение всегда состоит из материалов данных действительностью, но может создавать все новые и новые степени комбинаций, комбинируя сперва первичные элементы действительности, вторично комбинируя образы фантазий и т. д., но последним элементом всегда будут впечатления действительности.

Творческая действительность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения


фантазий. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение.

Если мы хотим создать прочные основы для творческой деятельности ребенка, необходимо расширить его опыт. Чем больше ребенок видел, слышал, пережил, чем больше знает, и усвоил, тем продуктивнее будет деятельность его воображения.

Второй формой связи фантазии и реальности является другая, более сложная связь между готовым продуктом фантазии и каким - ни будь сложным явлением действительности. Такая форма связи становится возможной только благодаря чужому или социальному опыту. В этом случае воображение приобретает очень важную функцию в поведении и развитии человека, оно становится средством расширения опыта человека, т.к. он может вообразить то, чего не видел. В этой форме воображение является совершенно необходимым условием почти всякой умственной деятельности человека.

Третьей формой является эмоциональная связь. Впечатления, или образы, имеющие общий эмоциональный знак, т.е. производящие на нас сходное эмоциональное воздействие, имеют тенденцию объединяться между собою, несмотря на то, что никакой связи не существует налицо. Получается комбинированное произведение воображения, в основе которого лежит общее чувство, объединяющее разнородные элементы, вступающие в связь.

Четвертая форма заключается в том, что построение фантазий может представлять из себя нечто существенно новое, не бывшее в опыте человека, и не соответствующее какому - ни будь реально существующему предмету; однако будучи воплощено вовне, принявши материальное воплощение,- это кристаллизированное воображение, сделавшись вещью, начинает реально существовать в мире и воздействовать на другие вещи. Такое воображение становится действительностью.

Воображение - крайне сложный процесс. В самом начале процесса стоят восприятия внешние и внутренние, составляющие основу нашего опыта. Далее следует очень сложный процесс переработки этого материала. Важнейшими составляющими частями этого процесса являются диссоциации и ассоциация воспринятых впечатлении. Диссоциация -заключается в том, что сложное целое как бы растекается на части, одни из которых забываются, другие сохраняются. Далее следует процесс изменения, которому подвергаются эти диссоциации.

Данные в действительности впечатления видоизменяются, увеличивая или уменьшая свои естественные размеры.

Следующим моментом является ассоциация, т.е. объединение


диссоциированных и измененных элементов. И заключительным моментом предварительной работы воображения является комбинация отдельных образов, приведение их в систему, построение сложной картины.

В каждый период детского развития творческое воображение работает особенным образом, свойственным именно данной ступени развития, на которой стоит ребенок.

Интересы ребенка и взрослого различны, поэтому и воображение работает по - разному.

Воображение у ребенка не богаче, а беднее, чем воображение взрослого; в процессе развития ребенка развивается и воображение.

Воображение в своем развитии проходит через два периода, разделенных критической фазой.

Развитие воображения и развитие рассудка очень расходятся в детском. возрасте. Ребенок может вообразить гораздо меньше, чем взрослый, но он больше доверяет продуктам своего воображения и меньше их контролирует.

Из всех форм связи с реальностью, воображение ребенка обладает в одинаковой степени с воображением взрослого только первой формой связи. Что же касается двух других форм, то они развиваются только с годами.

В подростковом возрасте воображение преобразуется из субъективного в объективное. Происходит перелом, разрушение и поиск нового равновесия. В эту пору со всей отчетливостью выступают два основных типа воображения: пластическое и эмоциональное, или внешнее и внутреннее. Пластическое воображение пользуется данными, взятыми извне; эмоциональное строится из элементов, взятых изнутри.

Воображение может играть двойственную роль в поведении человека. Оно одинаково может и приводить и уводить от реальности.

Творчество несет человеку большие радости. Есть у него и свои страдания, получившие крылатое обозначение - муки творчества. Потребности в творчестве не всегда совпадают с возможностями, и отсюда возникает мучительное чувство страдания. Мучительные переживания, связанные с творчеством, открывают последнюю и самую важную черту


воображения. Это - стремление воображения к воплощению, это и есть подлинная основа и движущее начало творчества.

До литературного творчества ребенок должен дорасти. Только на очень высокой ступени накопления опыта, только на очень высокой ступени овладения речью, только на очень высокой ступени развития личного внутреннего мира для ребенка становится доступным литературное творчество. Этот факт заключается в отставании развития письменной речи детей от их устной речи.

Развитие детского литературного творчества станет гораздо более легким и успешным тогда, когда ребенка побуждают писать на такую тему, которая является для него внутренне понятной, волнующей и, главное, побуждающей к выражению в слове своего внутреннего мира. Очень часто ребенок плохо пишет потому, что ему нечего написать.

Дети охотно пишут именно тогда, когда у них появляется потребность в писании. При приближении к подростковому возрасту, ребенок сменит рисование на словесное творчество. Слово позволяет с гораздо большей легкостью, чем рисование, передавать сложные отношения, особенно внутреннего характера.

Литературное творчество позволяет ребенку проделать тот крутой перевал в развитии творческого воображения, который дает новое и остающееся на всю жизнь направление его фантазии. Смысл его в том, что оно углубляет, расширяет и прочищает эмоциональную жизнь ребенка, впервые пробуждающуюся и настраивающуюся на серьезный лад, и наконец, значение его в том, что оно позволяет ребенку, упражняя свой творческие стремления и навыки, овладеть человеческой речью.

В драматической форме образ, созданный из элементов действительности, воплощается и реализуется снова в действительность, хотя бы и условную; стремление к действию, к воплощению, к реализации, которое заложено в самом процессе воображения, здесь находит свое полное осуществление.

Драматизация близка ребенку т. к. она связана с игрой - корнем всякого детского творчества, и поэтому наиболее синкретична, т. е. содержит в себе элементы самых различных видов творчества.

Основной закон детского творчества - ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, а в самом процессе. Высшая награда за спектакль - это удовольствие, испытываемое ребенком от подготовки спектакля, от самого процесса игры.

Точно также как дети, для того чтобы писать литературное произведение, должны понимать, цель этого писания, также и спектакль детей должен быть осмыслен для них определенной целью.


Рисование — это преимущественный вид детского творчества в раннем возрасте. Кершенштейнер распределил процесс развития детского рисунка на 4 ступени.

1. Ребенок рисует схематично. В фигуре человека есть голова, ноги
часто руки и туловище. На этом изображение ограничивается.
Ребенок рисует по памяти то, что знает о вещи, то, что ему кажется
в вещи наиболее существенным, а не то, что он видит. Пока
ребенок рисует, он думает о предмете своего изображения так, как
если бы он о нем рассказывал.

2. Ступень возникающего чувства и формы и линии. Эта ступень
характеризуется гораздо большим числом подробностей, более
правдоподобным размещением отдельных частей предмета.

3. Ступень правдоподобного изображения. Схема исчезла из детского
рисунка. Рисунок имеет вид силуэта, или контуров.

4. На данной ступени отдельные части предмета изображаются выпукло
при помощи распределения света и тени, появляется перспектива,
передается движение.

Получается вывод, когда просматриваешь четыре только что очерченные стадии, проходимые ребенком в процессе развития его рисования. Мы ожидали бы наперед, что рисование по наблюдению легче, чем по памяти. Однако наблюдения показывают, что рисование по наблюдению является последней, высшей стадией развития детского рисунка, такой стадией, которой достигают только редкие дети.

Все будущее человек достигает при помощи творческого воображения; ориентировка в будущем, поведение, опирающееся на будущее и исходящее из этого будущего, есть главнейшая функция воображения. Создание творческой личности, устремленной в будущее, подготавливается творческим воображением, воплощающимся в настоящем.

Конспект статьи Лурия А. Р. "Маленькая книжка о большой памяти"

В течении почти 30 лет автор мог наблюдать человека, чья выдающаяся память относилась к числу самых сильных, описанных в литературе. Автора интересовали вопросы: как сказывается выдающаяся память на


всех основных сторонах личности человека - на его мышлении, воображении, поведении; как может измениться внутренний мир человека, его общение с другими, его жизненный путь, если одна сторона его психической жизни-память получает необычное развитие и начинает вызывать изменение всех других сторон его психической деятельности?

1 Начало.

В 20 - е годы 20 века в лабораторию автора пришел человек и попросил проверить его память. Так началось знакомство, продолжавшееся почти 30 лет.

Автор предложил Ш. (будем называть его Ш.) ряд слов, чисел, букв. Ш.внимательно выслушивал ряд или прочитывал его, - затем в точном порядке повторял. Автор увеличил число элементов, давал 30, 50, 70 слов или чисел, - и это не вызывало затруднений. С такой же легкостью Ш. мог воспроизвести длинный ряд в обратном порядке.

Вскоре экспериментатору пришлось признать, что объем памяти Ш. не имеет точных границ. Автор оказался бессильным в самой простой для психолога задаче - измерить объем памяти.

Далее выяснилось, что память Ш. не имеет ясных границ не только в своем объеме, но и в прочности удержания следов. Он с успехом мог воспроизвести любой длинный ряд слов, данных ему неделю, месяц, год, много лет назад. Все это заставило автора попытаться дать качественный анализ памяти, описать ее психологическую структуру и внимательно изучить особенности психических процессов Ш.

2 Его память

Ш.внимательно вглядывался в написанное, закрывал глаза, и по сигналу. воспроизводил написанный ряд. Ш. мог заполнить пустые клетки таблицы цифрами, которые указывались ему в разбивку, или назвать ряд в обратном порядке, «прочитать» их по диагонали, составить из единичных цифр одно многозначное число. Как же протекал у Ш. процесс «запечатления» и «считывания» предложенной таблицы?

Ш. заявил, что продолжает видеть запечатлеваемую таблицу, написанную на доске или бумаге, и он должен лишь «считать» ее.

2.1 Синестезии.

ТТТ. замечал, что если исследующий произносит какие-либо слова - на таблице появляется пятно, заслоняющее цифры. Эти данные заставляют думать, что процесс удержания материала не исчерпывается простым сохранением зрительных следов, и что в него вмешиваются дополнительные элементы, говорящие о высоком развитие у Ш. синестезии. Явление синестезии возникало у Ш. когда ему давали какие -либо тоны. Опыты повторялись, и одни и те же раздражители неизменно вызывали одинаковые переживания. Значит Ш. относился к группе людей, у которой в особенно яркой форме сохранилась комплексная


«синестезическая» чувствительность: каждый звук рождал переживания света и цвета и вкуса и прикосновения.

«Линия», «пятна» и «брызги» вызывались не только тоном, шумом, голосом, но и каждый звук речи вызывал у Ш. яркий зрительный образ, имел свою зрительную форму, свой цвет, свои отличия на вкус. Значит у Ш. не было четкой грани, которая отделяет зрение от слуха, слух - от осязания или вкуса.

Синтетические компоненты создавали как бы фон каждого запоминания и обеспечивали точность запоминания.

Когда Ш. слышал или прочитывал какое-либо слово, оно превращалось у него в наглядный образ соответствующего предмета. Этот образ был ярким и стойко сохранялся в его памяти. Когда Ш. прочитывал длинный ряд слов, каждое из этих слов вызывало наглядный образ. И Ш. расставлял их в целый ряд. Эта техника делала понятным, почему Ш. с такой легкостью мог воспроизводить длинный ряд. Удивительная яркость- и прочность образов, способность сохранять их долгие годы давали Ш. возможность запоминать практически неограниченное число слов и сохранять их.

Автора заинтересовал вопрос: «Может ли Ш. забывать?» Исследования дали ответ: нет. Ш. не «забывал» слов: он «пропускал» их при «считывании». Эти пропуски у Ш. были не дефектами памяти, а дефектами восприятия (четкостью, контрастом, освещенностью и т.д.) Ошибки случались в психологии восприятия, а не в психологии памяти.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основні компоненти соціальної структури суспільства | Его мир
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-11; Просмотров: 363; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.