Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мышление

Основная форма мышления ребенка вплоть до 3-летнего возраста – наглядно-действенное, это аналог «сенсомоторного интеллекта» Ж.Пиаже. Как видно из самого названия оно основано на восприятии и действиях. Связь между предметами используется для достижения цели, новые связи между свойствами предметов устанавливаются в практических действиях с ними. Ребенок может мыслить только с помощью предмета: важно наличие цели, которая приводит к действиям с помощью проб и ошибок, которые приводят к случайным достижениям, результат фиксируется, что позволяет повторять действия и усваивать закономерность. Таким образом, на протяжении всего раннего детства предметная деятельность остается главным источником интеллектуального развития.

Мышление проявляется в самом процессе практической деятельности. Особенно хорошо это видно, когда ребенок сталкивается с задачей, способам решения которой его не обучали взрослые. Пример: эксперимент П.Я. Гальперина. Дети пытались достать игрушки из большого ящика с помощью лопатки, но ситуация осложнялась тем, что ручка лопатки находилась под прямым углом к лопасти. Сначала ребенок пробует поднимать какую-нибудь игрушку, по-разному захватывая лопатку и гоняя ею все предметы по дну ящика. Затем у него появляются замедленные движения, ребенок как бы подстерегает удобное положение своего орудия, чтобы им подцепить игрушку. В этом подстерегании уже видны проблески включающегося мышления. Затем следуют энергичные попытки создать удачные положения и, наконец, отказ от навязчивого применения освоенных приемов, учет объективных соотношений предметов – лопатки и игрушки. На последних этапах мышление организует деятельность ребенка.

Как видно из примера, для наглядно-действенного мышления характерно использование орудий, обобщенность (сначала в действиях, потом в словах). Однако уже в период раннего детства начинают формироваться и элементы наглядно-образного мышления, т.е. такой формы мышления, когда решение задачи происходит путем оперирования образами предметов. Так, познакомившись с употреблением палки для доставания отдельного предмета, ребенок догадывается применить ее и для того, чтобы вытащить мячик, закатившийся под диван. К трем годам происходит переход к наглядно-образному мышлению, для которого характерно предвосхищение событий.

Формируются обобщения – мысленное объединение предметов или действий, обладающих общими признаками. Обобщение способствует формированию у ребенка устойчивой картины мира, упорядоченной в предметном отношении. Предметы и вещи начинают приобретать определенное значение. Это означает, что возникает начало осмысления, осознания окружающей среды.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Восприятие. Вопрос 2: Развитие познавательных процессов | Ведущая деятельность
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 337; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.