Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование мировоззренческих взглядов




Познавательная сфера

 

Интеллект. Общие способности сформированы Творческие и специальные способности развиваются.

Умственное развитие з аключается не столько в накоплении умений и изменении отдельных свойств интеллекта, сколько в формировании индивидуального стиля умственной деятельности. Индивидуальный стиль умственной деятельности – устойчивая совокупность индивидуальных вариаций, способов восприятия, запоминания и мышления, за которыми стоят различные пути приобретения, накопления, переработки и использования информации.

Стиль мышления старшеклассника зависит от типа его нервной системы (Малков Н.Е.): старшеклассники с инертной нервной системой в условиях перегруженности учебными заданиями учатся хуже, чем обладатели подвижного типа нервной системы, т.к. не успевают за быстрым темпом преподавания. Но эти недостатка могут компенсироваться другими свойствами (более тщательный контроль, планирование т.п.)

Т.о., необходим индивидуальный подход в обучении, который бы стимулировал самостоятельность и творчество учащегося.

Самостоятельность в процессе обучения улучшает его непосредственные результаты и оказывает благотворное влияние на умственные способности, черты личности (американские психологи провели лонгитюдное исследование влияния труда на личность: боле сложная и более самостоятельная, свободная от мелочной опеки учебная работа способствует формированию более гибкого творческого стиля мышления и развитию общей потребности самостоятельности, уменьшает вероятность эмоциональных расстройств).

Обратная связь: учащиеся с более развитой ориентацией на самостоятельность предъявляют повышенные требования к самоуправлению в обучении.

Учащиеся в школах перегружены учебной работой, но в тоже время интеллектуально не нагружены.

 

Самоопределение, стабилизация личности в ранней юности связаны с выработкой мировоззрения или, по крайней мере, мировоззренческих взглядов.

Старшеклассники пишут: «Трудный возраст (т.е. подростковый) обозначает, скорее, период физических перемен, тогда как кризис юности означает ряд моральных или философских проблем». «В трудном возрасте ты еще ребенок, который капризничает и хочет показать свою самостоятельность... кризис юности состоит в выработке собственных убеждений».

Как известно, в подростковом возрасте ребенок открывает для себя свой внутренний мир. В это же время он достигает уровня формально-логического мышления. Интеллектуальное развитие, сопровождающееся накоплением и систематизацией знаний о мире, и интерес к личности, самонаблюдение, оказываются в ранней юности той основой, на которой строятся мировоззренческие взгляды.

Сам процесс познания окружающего мира имеет свою специфику в разные возрастные периоды. Подросток идет к познанию действительности во многом «от себя», через свои переживания. Старшеклассник, наоборот, познавая окружающее, возвращается к себе и задается мировоззренческими вопросами: «А что я значу в этом мире?» «Какое место я занимаю в нем?» «Каковы мои возможности?» «Какой я?» Он ищет четких, определенных ответов и в своих взглядах категоричен, недостаточно гибок. Недаром говорят о юношеском максимализме.

Мировоззренческие проблемы не решаются один раз в жизни, раз и навсегда. Последующие кризисы, осложнения, повороты жизни приведут к пересмотру юношеских позиций.

Безусловно, не у всех старшеклассников вырабатывается система ясных, устойчивых убеждений. Опрос, проводившийся в Х классах московских школ совсем недавно (в 90-е годы), показал, что 50% учеников считают себя склонными изменять свое решение под воздействием товарищей и взрослых, 69% наблюдают у себя колебания при выборе собственной позиции, не уверены в правоте своей точки зрения.

В тоже время психологи говорят о необходимости мировоззренческого выбора в юности. Отсутствие этого выбора, смешение ценностей не позволяет личности найти свое место в мире человеческих отношений и не способствует ее психическому здоровью.

 

Личностная идентификация

Ранняя юность (15-18 лет). Биологически - это период завершения физического созревания. Дальнейшее физическое развитие можно рассматривать уже как принадлежащее к циклу взрослости.

Социальный статус юношества неоднороден. Юность – завершающий этап первичной социализации. Большинство еще учащиеся.

Главная задача – выбор профессии и типа учебного заведения.

Промежуточность общественного положения и статуса определяет и некоторые особенности психики. Все еще волнуют проблемы, унаследованные от подросткового возраста – собственная возрастная специфика, право на автономию от взрослых и т.п.

Но социальное и личностное самоопределение предполагает не столько автономию от взрослых, сколько четкую ориентацию и определение свободного места в мире взрослых. А это требует развитых умственных, дифференциации интересов, развития интегративных механизмов самосознания, выработки мировоззрения и жизненной позиции.

Ведущая деятельность – учебная (с профессиональной ориентацией).

Словарь: Юность – период в развитии человека, соответствующий переходу от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни (ранняя юность – 14-15-18; поздняя юность – 18-23)

- Завершается физическое созревание организма

- Психологическое содержание этого этапа связано с развитием самосознанием, решением задач профессионального самоопределения формируется:

· Познавательные и профессиональные интересы

· Потребность в труде

· Способность строить жизненные планы

· Преодоление зависимости от взрослых и утверждение самостоятельности личности

· В общении: ориентация на индивидуальные контакты наряду с сохранением большой роли коллективно-групповых форм общения

· Формирования нравственного самосознания, ценностных ориентаций и идеалов, мировоззрения

Существуют данные, что у учащихся средних и старших классов отмечается недостаточная сформированность самостоятельности мышления, осознанного владения приемами и способами умственной работы.

Из-за неудачного развития смысловой и образной памяти старшеклассники часто прибегают к механическому запоминанию. Многие не владеют самыми необходимыми навыками запоминания. 60 % учащихся 8-11 классов в качестве основного приема работы с текстом применяют чтение и пересказ. Плохо умеют конкретизировать теоретические положения, обобщать, сравнивать, делать самостоятельные выводы. Это затрудняет обучение и делает его неинтересным.

Общие умственные способности человека к 15-16 годам, как правило, уже сформированы, и такого быстрого роста их, как в детстве, не наблюдается.

Однако они продолжают совершенствоваться.

Специальные способности в этом возрасте развиваются очень быстро. На их развитие оказывает влияние дифференциация интересов и направленность и характер обучения.

Личностная идентификация.

Главное психологическое приобретение ранней юности – открытие своего внутреннего мира.

Эксперимент: предлагали детям разных возрастов описать картинку, дополнить рассказ и проч.

Результат: дети и младшие подростки описывают действие, поступки, события; старшие подростки и юноши – преимущественно мысли и чувства действующих лиц. Психологическое содержание рассказа волнуют их больше, чем внешний (событийный) контекст.

Открытие своего внутреннего мира вызывает и много тревожных переживаний. Внутреннее «Я» не совпадает с «внешним» поведением, актуализируя проблему самоконтроля.

- Осознание своей уникальности,неповторимости

- Чувства одиночества

- Юношеское «Я» неопределенно,расплывчато, нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты,которую необходимо эмоционально заполнить. Отсюда растет потребность в общении и одновременно появляется его избирательность, потребность в уединении.

Представление юноши о себе всегда соотносится (как и подростка) с групповым образом «Мы»,т.е.образом типичного сверстника своего пола, но никогда не совпадает с этим «Мы» полностью («Я» оказывается тоньше, енжнее, чем «Мы»)

Личная идентичность (-ция)

1. «Неопределенная, размытая идентификация» – индивид еще не выработал сколько-нибудь четких убеждений, не выбрал профессии и не столкнулся с кризисом идентичности.

2. «Досрочная, преждевременная идентификация».- индивид включается в соответствующую систему отношений, но сделал это не самостоятельно, в результате пережитого кризиса, а на основе чужих мнений, следуя чужому мнению или авторитету.

3. «Мораторий»- индивид находится в процессе нормативного кризиса самоопределения, выбирая из многочисленных вариантов развития тот единственный, который может считать своим.

4. «Зрелая идентичность»- кризис завершен, индивид перешел от поиска к практической самореализации.

-С одной стороны статусы идентичности- этапы развития личности, с другой – типологические понятия.

-Уровень идентичности тесно связан с индивидуальными личностными свойствами.

Пример: «Мораторий»- высокий уровень тревожности.

«Досрочность»- низкий уровень тревожности.

· Более высокие уровни идентичности коррелируют с более высоким самоуважением.

· Есть связь с когнитивным стилем.(1 и 2 ст. – меньшая интеллектуальная самостоятельность,…

2 ст. – высокая авторитарность, низкая самост.)

· Стили общения (3 стиля межличностных отношений юношей и девушек:

- интим.- 3 и 4 ст.

- стереотипные – 1 и 2 ст.

- состояния изоляции – 1 ст.

Существует половая идентификация. Девочки: ориентация СО: семья, женственность, межличностные отношения, Юноши:профессиональное самоопределение.

· Эмоциональный контакт. Сознание групповой принадлежности, солидарности облегчает подростку автономизацию от взрослых и дает чувство эмоционального благополучия и устойчивости.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 639; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.