Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Брак как социологическая и демографическая категория




Лекция 4. Брачность и разводимость

Брак - это санкционируемая и регулируемая обществом форма от­ношений между мужчиной и женщиной, определяющая их права и обя­занности по отношению друг к другу и к их детям. Брак – это исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь, устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности. Брак можно также определить как получивший общественное признание и одобрение сексуальный союз двух взрослых людей.

В России действительным признается только брак, заключенный в органах записи актов гражданского состояния (загс). В настоящее время порядок вступления в брак регулируется Семейным кодексом Российской Федерации, принятым Государственной Думой 8 декаб­ря 1995 г. Брачный возраст в Российской Федерации, установленный зако­ном, - 18 лет для мужчин и для женщин. Органы местного самоуп­равления при наличии уважительных причин вправе по просьбе лиц, желающих вступить в брак, разрешить вступить в брак тем, кто достиг возраста 16 лет. Законами субъектов Российской Федерации мо­гут быть установлены порядок и условия, при которых вступле­ние в брак может быть разрешено, в виде исключения, до дости­жения 16 лет.

Для демографии брак интересен прежде всего как фактор со­здания семьи и рождения детей, а также процессов рождаемости и смертности, как фактор, определяющий их конкретную специ­фику и закономерности изменения.

При этом демография традиционно интересуется не столько юридической формой брака как узаконенного союза мужчины и женщины, сколько фактическим браком, т.е. наличием действительных и эффективных брачных (супружеских) отношений не зависимо от того, зарегистрирован ли брак в соответствии с принятыми в той или иной стране правилами и законами или нет. Вместе с тем демографию не может не интересовать и юридичес­кая форма брака, поскольку с этим понятием связано такое явле­ние, как внебрачная рождаемость.

Роль семьи в жизнедеятельности общества определяется тем, что ей присущи, с одной стороны, черты социального института, а с другой – малой социальной группы. Как первичная малая группа она основана на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, эмоциональной связью, взаимной ответственностью и взаимопомощью. По данным всеобщей переписи населения 2002 г. в Российской Федерации насчитывается 34 млн. семей. Первоначальную основу семейных отношений составляет брак.

Но семья, как правило, представляет более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников. Поэтому семью следует рассматривать не просто как брачную группу, но и как малый социальный институт. Как социальный институт семья характеризуется совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями, детьми, другими родственниками, которые выполняют функции воспроизводства человеческого рода.

Семья проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи, и каждый член семьи выполняет определенные задачи индивидуаль­ного развития сообразно со своим периодом жизни. Исследователи выделяют различное количество фаз этого цикла, но главными среди них являются следующие: 1) вступление в брак – образование семьи; 2) начало деторождения – рождение первого ребенка; 3) окончание деторождения – рождение последнего ребенка; 4) «пустое гнездо» – вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка; 5) прекращение существования семьи – смерть одного из супругов. На каждом этапе семья обладает специфическими социальными характеристиками, переживает оп­ределенные противоречия и трудности. Переломные моменты определяются понятием «кризис брака». Чаще всего они происходят, когда се­мья испытывает трудные жизненные ситуации, которые могут способствовать разрыву. В отечественной науке принято выделять различные кризисы брака.

Первый кризис приходится на первые месяцы и годы брака. Причиной распада семьи может быть неадаптация суп­ругов друг к другу и к браку, неоправдавшиеся ожидания. Раз­вод не осложнен, если в семье еще нет детей.

Следующий кризис развивается с рождением первого ребен­ка («беби-шок»), когда и образуется настоящая пол­ная семья. При этом изменяются ролевые структуры, объем бы­товых обязанностей резко возрастает, а их распределение еще не произошло. Для этого периода характерно и изменение сек­суальных отношений, их значимость и насыщенность, изменяется и состояние здоровья молодой мамы. Проблемы, возникающие в этот период, еще более усложня­ются, если рождается ребенок-инвалид.

Рождение последующих детей, как правило, не приводит к кризисной ситуации, так как уже сложились и действуют оп­ределенные механизмы в структуре семьи, а супруги решают­ся на рождение второго ребенка при условии разрешения кри­зиса, связанного с рождением первенца. Однако появление новых детей в семье может вызвать целый комплекс трудностей у первого ребенка, прежде единственного.

Своеобразным является также этап цикла - семья с деть­ми-подростками, организм которых переживает изменения фи­зиологического и морально-психологического плана. Но вни­мание необходимо обращать не только на проблемы детей, но и на проблемы родителей, которые должны адекватно реагиро­вать на состояние и поведение детей.

Стадия пожилой семьи характеризуется все большей зави­симостью семьи от окружающих: болезни и недостаточное ма­териальное обеспечение снижают возможность самообес­печения, но самой большой проблемой этого периода является дефицит общения.

Семья анализируется как институт тогда, когда особенно важно выяснить соответствие (или несоответствие) образа жизни семьи, ее функций современным общественным потребностям. Модель семьи как социального института очень важна для прогноза изменений семьи, тенденций ее развития. При анализе семьи исследователей, прежде всего, интересуют образцы семейного поведения, семейной роли, особенности формальных и неформальных норм и санкций в сфере брачно-семейных отношений.

Как малая социальная группа семья рассматривается тогда, когда изучаются отношения между индивидами, входящими в семью. При таком подходе успешно исследуются мотивы вступления в брак, причины разводов, динамика и характер супружеских отношений и отношений между родителями и детьми.

В современной науке приняты следующие общие принципы выделения типов семейной организации. В зависимости от формы брака выделяются моногамная и полигамная семьи. Моногамная семья предусматривает существование брачной пары – мужа и жены, полигамная – или муж (полигиния), или жена имеет право иметь несколько жен или мужей (полиандрия). Многоженство в форме семьи гаремного типа существует до сих пор в ряде мусульманских стран. Джордж Мердок провел в середине XX в. сравнительное исследование нескольких сотен обществ, обнаружил, что полигамия разрешена в 80% обществ. Что касается полиандрии, или многомужества, то распростра­ненность этой формы брака крайне незначительна. Она существует у некоторых народов Индии и Тибета, преимущественно в виде так называемой фратернальной полиандрии, т.е. брака одной жен­щины с несколькими братьями.

В зависимости от структуры родственных связей выделяются простой, нуклеарный, или сложный, расширенный тип семьи. Самым распространенным типом является нуклеарная семья (67% в России), которая может быть полной или неполной (состоящей из одного родителя с детьми). Неполная семья (в ре­зультате развода, смерти одного из родителей, рождения ребенка у несостоящей в браке женщины и т.д.) стала в последние годы достаточно распространенным явлением. Количество таких семей составляет 12% с преобладанием неполных семей, где ребенка воспитывает одна мать (примерно 14 та­ких семей на одну неполную семью, где ребенка воспитыва­ет один отец).

Сложная или расширенная семья – это семья, имеющая несколько семейных ядер (прародители, их дети и внуки, либо семьи братьев или сестер). Такой тип семьи был характерен для дореволюционного патриархального российского общества. Количество разводов и внебрачных детей в это время было очень низким, что являлось свидетельством жесткого закрепления поло-ролевых функций в семье, а также строгого почитания семейных традиций и семейного этикета. В настоящее время такие семьи составляют лишь около 15% от всего количества семей в результате доминирующей тенденции к нуклеаризации.

Семьи могут также различаться по наличию и отсутствию де­тей и их количеству. С 1987 по 1996 г. в России родилось почти на 6 млн. детей меньше, чем за предыдущие 10 лет. Среднее количество детей на одну семью составляет 0,7, среднее количество детей в семье, их имеющей, - 1,6. Многодетных семей (имеющих трех детей и более, а в ряде территорий - пять детей и более) в стране насчитывается чуть более трех мил­лионов, причем большинство из них имеют 3-4 детей, а имеющие 7 детей и более составляют всего доли процента.

Необходимо отметить типологию семей социального риска, которые в силу объективных или субъективных причин находятся в состоянии жизненного затруднения и нуждаются в по­мощи со стороны государственной системы социальной защиты и социального обслуживания. Это семьи беженцев и вынужденных переселенцев; малообеспе­ченные семьи; семьи с избыточной иждивенческой нагрузкой (многодетные или имеющие в своем составе инвалидов), в ко­торых на одного работающего приходится более одного ижди­венца; семьи, воспитывающие детей-инвалидов; неполные се­мьи.

Основной функцией семьи является репродуктивная, то есть биологическое воспроизводство населения в общественном плане и удовлетворение потребности в детях – в личностном плане.

Наряду с этим семья выполняет еще ряд других важных социальных функций:

воспитательная – социализация молодого поколения, поддержание культурного воспроизводства общества. Особенно важно влияние семьи на первичную социализацию личности. Именно здесь ребенок получает основы представлений о мире, человеческих отношениях, гражданских правах и обязанностях;

хозяйственно-бытовая – поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи;

экономическая – получение материальных средств одними членами семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества;

сфера первичного социального контроля – моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений;

духовного общения – развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;

социально-статусная – предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

досуговая – организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;

эмоциональная – получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 2501; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.