Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 9. Региональные валютно-финансовые группировки




 

План

 

9.1. Валютные блоки

9.2. Валютные зоны

9.3. Валютный союз стран ЕС.

 

9.1. Валютные блоки

В период мирового экономического кризиса 1929-1933 годов с крахом золотодевизного стандарта единая мировая валютная система перестала существовать. Она распалась на валютные блоки - региональные валютные группировки, которые вступили в жесткую конкуренцию между собой. Таких региональных блока сформировалось три: стерлинговый, долларовый и золотой.

Валютный блок - это группировка стран на основе валютно-экономического доминирования государства, возглавляющей этот блок. Путем прикрепления к ее валюте валют стран-участниц блока. Они, как правило, официально не оформляются определенным соглашением, а создаются стихийно на основе уже сформированных отношений, политической, экономической и финансовой зависимости слабых, развивающихся стран, от могущественных капиталистических государств - бывших метрополий.

Создание валютных блоков связано с действием разных факторов, исторически сформировавшимися и служащими определенным цементирующим материалом для их создания, главные среди которых:

- торговые факторы (страна, возглавляющая блок, выступает главным торговым партнером иных страны, создающих блок. Эта стран закупает значительную часть товаров и услуг, экспортируемых другими странами, входящими в блок, и представляет собой значительный, и как правило, стабильный внешний рынок);

- финансовые факторы (большинство стран-членов блока имеют долгосрочную задолженность или перед страной, возглавляющей блок, или взаимную задолженность, или внешнюю - перед третьими странами. Эта задолженность погашается в валюте страны гегемона);

- экономические факторы (страны, возглавляющие тот или иной блок, наиболее индустриально развитые и наименее пострадали в годы мирового кризиса и "Великой депрессии");

- политические факторы (они складываются исторически и традиционно крепко связали страны-участниц валютного блока).

Стерлинговый валютный блок возник после отмены золотого стандарта в Великобритании в 1931 году. В его состав вошли страны Британской империи, кроме домионов Канада и Ньюфаундленд, а также территории Гонконга. В блок входили такж государства, которые были экономически тесно связаны с Великобританией (Египет, Ирак, Португалия, позже - Дания, Норвегия, Швеция, Финляндия, Япония - де-факто, а потом Греция и Иран). Вхождение в валютный блок, возглавляемого Великобританией, ставило страны перед необходимостью соблюдать определенные правила игры. Это значит, что валюты зависимых стран прикрепляются к валюте страны, возглавляющей блок - фунта стерлинга. Курс этих валют ставится в зависимость от фунта стерлинга, а их курс относительно других валют устанавливается соответственно к курсу фунта стерлинга в отношении этих валют; взаимные расчеты между участниками блока ведутся преимущественно в фунтах стерлинга, а их валютные резервы сберегались в Банке Англии и использовались как для взаимных расчетов, так и для расчетов с третьими странами.

Долларовый валютный блок был создан в 1933 году после отмены золотого стандарта в США. В него вошли экономически зависимые от США страны Латинской Америки и Канада. Интересно, что в валютном блоке не осуществлялся валютный контроль со стороны страны, его возглавлявшей. Страны долларового блока только поддерживали определенное соотношение между долларом США и собственными валютами и сохраняли преимущественную часть своих валютных резервов в банках США, через которые осуществлялись расчеты как между самими странами-членами блока, так и с третьими государствами.

В июне 1933 года страны, пытающиеся сохранить свободное функционирование золотого стандарта на основе неизменного золотого содержания национальных валют, создали золотой блок. В него вошли государства, которые даже в условиях тяжелого кризисного и послекризисного периода продолжали придерживаться золотого стандарта: Франция, Бельгия, Нидерланды, Швейцария, а затем Италия и Польша. Непосредственное влияние на длительность существования этого блока оказывал тот факт, что страны-участницы золотого блока не могли успешно конкурировать с Великобританией и США, возглавлявшими иные блоки и где, как и в преимущественном большинстве иных стран, золотомонетный стандарт был отменен. А решающее значение на судьбу блока имели экономические интересы, входящих в него стран. Эти интересы, как показала жизнь, были почти не совместные, что особенно четко проявилось в условиях после кризисной депрессии. В конце концов все страны золотого блока вынуждены отменить свободный отмен банкнот на золото, и в 1936 году этот блок окончательно распался.

Кроме стерлингового, долларового и золотого блоков во время Второй мировой войны страны "оси" - Германия и Япония - создали каждая свой валютный блок, куда входили оккупированные ими страны, как правило, в принудительном порядке с целью дополнительного их ограбления.

Позднее на основе валютных блоков создали валютные зоны.

 

9.2. Валютные зоны

 

Валютные зоны по сравнению с валютными блоками являются более высокой формой региональных валютных объединений, созданных на базе валютных блоков. Эти валютные группировки стран, сформировались во время Второй мировой войны и после ее окончания с целью проведения согласованной политики в сфере международных валютных отношений.

Главные признаки валютной зоны такие:

- поддержание всеми участниками валютной зоны твердого курса своих валют относительно валюты стран - гегемонов;

- смена курсов валют - участниц зоны относительно иных валют только в случае согласия на это страны гегемона;

- хранение в банках доминирующей страны преимущественной части национальных валютных резервов стран-членов валютной зоны;

- свободный взаимный обмен валют между странами, входящих в зону;

- свободное перемещение средств в рамках валютной зоны и наличие общих ограничений в отношении третьих стран;

- концентрация внешних расчетов стран-участниц в банках страны, возглавляющей валютную зону.

Объединения многих стран, отличающихся уровнем экономического развития в общую валютную группировку было обусловлено уже существующими тесными экономическими связями и определенной политической зависимостью, исторически сложившейся между большинством стран и государством гегемоном. Страны, возглавляющие валютные зоны, как правило, использовали их в своих интересах, получая свободный доступ на рынки сбыта и к источникам сырья стран, входящих в зону. Внешняя торговля этих стран также подчинена интересам страны-гегемона, что приводило к неэквивалентности обмена в их торговых взаимоотношениях. Наличие валютной зоны облегчало экспорт капитала из страны, возглавляющей, в иные страны зоны, а золото и валютные резервы, сконцентрированные в банках страны - лидера зоны, также использовались в интересах последней.

После Второй Мировой войны создалось шесть основных валютных зон:

- британского фунта стерлинга;

- доллара США;

- французского франка;

- португальского эскудо;

- испанской песеты;

- голландского гульдена.

Крупнейшими валютными зонами являются стерлинговая, долларовая и зона франка.

Стерлинговая валютная зона создалась на базе валютного блока в начале Второй мировой войны после введения в Великобритании валютного контроля без каких-то особых институтов. Именно война привела к необходимости более четкой и суворой внутренней организации членов стерлинговой зоны. Так, если до 1939 года странам-членам валютного стерлингового блока достаточно было совместно соблюдать твердый обменный курс своих валют относительно фунта стерлинга и сохранять свои официальные валютные резервы в Лондоне, то в 1939 году при необходимости появляются требования к странам-участникам зоны относительно совместного соблюдения режима валютного контроля, установленного Великобританией, а также иметь совместный валютный и золотой фонд.

Вопрос организации стерлинговой валютной зоны определяется в двух основных законодательных актах: "О регулировании финансовой защиты" (1939 года) и "О валютном контроле" (1947 года). Страны-члены стерлинговой зоны обязались обеспечивать не только взаимный валютный контроль, а и аналогичные совместные меры такого контроля к третьим странам не входящим в зону. Между Соединенным Королевством и странами стерлинговой зоны было пописаны соглашения, предусматривающие объединение иных золотых и валютных резервов, причем страны-участницы имели право свободно использовать значительную часть этих резервов. Такое объединение ставило перед валютным центром зоны ряд важных вопросов обеспечения ликвидности в отношениях со странами, не входящими в валютную зону. Центр должен был сохранять достаточно валютных резервов для обеспечения платежных обязательств всех стран валютной зоны в отношении внешнего мира. Поэтому нередко колебания платежных балансов стран-членов зоны со странами, не входящими в нее, принуждают центр к таким нарушениям равновесия в международных платежах, в которых он непосредственно не заинтересован, и которые часто ставят его в сложное положение.

В состав стерлинговой валютной зоны входят главным образом страны - члены Британского Содружества наций и некоторые иные государства, имеющие достаточно тесные торговые, экономические, валютно-финансовые и политические отношения, сложившиеся исторически на протяжении столетий: ирландская Республика, Исландия, Иордания, Египет и другие.

Объединение в составе стерлинговой зоны многих разнообразных по экономическому развитию государств объясняется прежде всего тем, что все они пребывают с Великобританией в тесных экономических отношениях, сложившиеся еще в период английского колониального господства. Определенную роль играют также традиционные методы осуществления между этими странами международных расчетов через Лондонский финансовый центр.

Функционирование стерлинговой зоны обеспечивает Великобритании серьезные экономические выгоды, поскольку преимущественное большинство стран-участниц являются неисчерпаемыми источниками разнообразного сырья, емкими рынками сбыта английских товаров, сферой вывоза капитала. Поэтому Великобритания, чтобы сохранить зону, последнее время нередко идет на определенные уступки в направлении либерализации, предоставляя им финансовую помощь, льготный режим при реализации товаров на английском рынке, некоторые преимущества при осуществлении операций на лондонском валютном рынке.

Такие уступки, как правило, имеют место после очередной девальвации фунта стерлинга, то есть во время очередной угрозы престижу главной валюты стерлинговой зоны. Так после девальвации фунта в 1967 году Великобритания вынуждена была допустить создание и накопление самостоятельных валютных резервов в ряде стран - участниц зоны, значительно увеличить предоставление экономической помощи и льготных кредитов этим странам. Последние стремились к долларовым предостережениям по принадлежащим им стерлинговым авуарам, которое гарантирует эти авуары от будущего вероятного обесценивания на случай новой девальвации фунта стерлинга.

Как отмечалось стерлинговая валютная зона юридически не имеет централизованного руководящего органа и формально вся ее деятельность осуществляется автономными валютными органами каждого участника, однако рекомендации английского казначейства играют важную роль в координации валютной политики зоны в целом. Кроме того, координация валютной политики отдельных стран осуществляется через гибкие организационные механизмы зоны: периодические конференции премьер-министров и министров финансов стран - членов Британского Содружества Наций. Важную роль в этом играет специально созданный статистический комитет стерлинговой зоны.

Стерлинговая валютная зона является крупнейшей среди подобных региональных группировок стран мира.

Другой региональной валютной группировкой является долларовая валютная зона, созданная в начале Второй мировой войны на базе долларового валютного блока. В ее состав входят главным образом страны Северной, Центральной и Южной Америки. Долларовая зона - это региональная валютная группировка стран, денежные системы и внешние расчеты которых ориентируются на доллар США. Как и стерлинговая зона, она не имеет официальной юридической основы в виде специальных межгосударственных соглашений. Сами США являются основным потребителем значительной части сырьевых ресурсов стран-участниц зоны и главным поставщиком готовых изделий в эти страны.

Внешняя торговля стран долларовой зоны ориентируется в основном на американский рынок. Основная масса капиталов, вложенных в экономику стран-участниц зоны, также принадлежит США, что обеспечивает данной стране значительное и не только экономическое влияние на все страны, являющиеся членами этой региональной группировки.

Третьей региональной группировкой является валютная зона франка, возникшая на базе бывших французских колониальных владений в 1945 году. В отличие от других похожих региональных группировок, между странами- членами зоны было достигнуто соглашение о основании ее как добровольного объединения стран-участниц. Был Создан Валютный комитет для координации валютной и кредитной политики в этой валютной зоне. Со временем Валютный комитет зоны франка был заменен секретариатом, который является исследовательским подразделением Французского банка. Кроме того, для рассмотрения вопросов, представляющих совместный интерес, и с целью сближения позиций стран зоны, систематично- два раза в год, встречаются министры финансов соответствующих стран. Соглашением предусматриваются и периодические двусторонние и многосторонние консультации.

Специфической чертой валютной зоны французского франка является существование трех подгрупп государств, входящих в нее.

В первую группу входят французские департаменты метрополии, четыре французские заморские департамента и заморские территории. Все эти регионы пребывают под валютным суверенитетом Французской Республики.

Вторую группу составляют африканские государства и Мадагаскар.

В третью подгруппу входят Марокко, Алжир, Тунис.

В валютной зоне франка как и в иных региональных валютных группировках, взаимоотношения валютного сотрудничества не отделены от иных форм внешнеэкономических связей. Так, африканские страны и Мадагаскар (вторая подгруппа) получают государственную помощь со стороны Франции: субсидии, займы или гарантии финансирования, капитальные вложения через Фонд помощи и сотрудничества и Центральную кассу экономического сотрудничества, разнообразные торговые и финансовые преимущества. Относительно стран, входящих в третью группу (Марокко, Алжир, Тунис), то они получают от Франции финансовую помощь на привилегированных условиях, используя преференциальный режим в торговых отношениях; с Тунисом и Марокко, например, подписаны специальные протоколы о сотрудничестве, регулирующие их валютно-финансовые и торговые отношения с Францией.

Среди других зон зона франка оказывается наиболее стабильной и жизнеспособной и успешно функционирует до сих пор.

 

9.3. Валютный союз стран ЕС.

 

Наиболее высокоразвитой и совершенной формой развития региональных валютных группировок является Валютный союз стран ЕС (ВС).

В начале 70-х годов при условии роста амплитуды колебаний курса американского доллара, начались активные поиски выхода из своеобразного критического состояния прежде всего стран-членов Европейского экономического сообщества, направленная на создание собственной региональной валютной системы. Чтобы противостоять гегемонии доллара в мировой валютной системе, в марте 1979 года, то есть через год после вхождения в силу Кингстонского соглашения, была создана международная (региональная) валютная система - Европейская валютная система (ЕВС). В ней принимают участие страны - члены Европейского экономического сообщества.

Таким образом, одной из особенностей современных валютных отношений было и есть существование наряду с международной валютной системой региональной валютной группировки, называемую Европейская валютная система (со временем ВС). Европейская валютная система представляет собой определенные правила расчетов между странами, входящими в ЕЭС.

Европейская валютная система - специфическая организационно-экономическая форма отношений стран ЕЭС в валютной сфере, направленная на стимулирование интеграционных процессов, уменьшение амплитуды колебаний курсов национальных валют и их взаимную увязку. Европейская валютная система функционирует по принципу корзинки, в которой курсы национальных денежных единиц смешены в зависимости от котировки той или иной валюты. Еще ее называют валютная змея, преимущество которой состоит в том, что сама "змея" в целом более стойкая, чем каждая из ее составляющих. Именно на этой основе строится паритетная сетка двухсторонних курсов и определяется фиксированная граница их отклонений. Так последняя составляла в начале для всех стран + (-) 2,25%, за исключением Италии и Испании, для которых была более широкая (для Италии например, +(-) 6%). Позднее эта граница была расширена до +(-) 15%, а со временем - до + (-) 30%. Целью создания ЕВС было достижение валютной стабильности, выравнивание основных экономических показателей и унификация экономической политики, разработка и внедрение средства коллективного регулирования валютной сферы, стабилизация экономического состояния стран членов Европейской валютной системы. Во внешнем плане - создание западноевропейского валютного полюса в полицентрической валютной системе.

Создание ЕВС продиктовано прежде всего стремлением Западной Европы к большей финансовой самостоятельности и стабильности за счет ослабления привязки европейских валют к доллару, что дало бы возможность не только избежать потерь за счет периодических кризисов этой валюты, а и более успешно противостоять заокеанской конкуренции.

Европейская валютная система включает три составляющих:

- обязательства по согласования изменений рыночных валютных курсов во взаимодействии количественных ограничений с помощью валютного вмешательства центральных банков, в том числе путем поддержки колебания рыночного курса валют в узких границах коридора;

- механизм кредитной помощи правительствам, которые попадают в финансовые трудности при поддержки рыночного валютного курса на двухсторонней основе за счет средств специального Европейского фонда валютного сотрудничества (ЕФВС) с общим капиталом 25 млн. ЕКЮ, который со временем был реорганизован в Европейский валютный фонд (ЕВФ). Эти средства используются для краткосрочного (от 3 до 6 месяцев) и среднесрочного (от 2 до 5 лет) кредитования;

- специальную европейскую расчетную единицу - ЭКЮ, которая была коллективной международной валютой и имела определенный валютный курс, рассчитанный на базе "валютной корзинки" национальных валют стран-членов ЕВС с учетом их доли в совокупном национальном продукте.

ЭКЮ существовало в виде безналичных записей на счетах стран участниц в Европейском валютном институте. В отличие от СДР, ЭКЮ обеспечивалось не только солидарными обязательствами группы стран, а и фактическими активами (залогом) в форме золота и долларов США (20% золотых и 20% валютных резервов стран участниц).

Успешное функционирование ЕВС создало все необходимые условия для формирования ВС. Наиболее четкую мысль о том, что это должен быть именно валютно-финансовый союз, прозвучала в докладе, подготовленного главою Комиссии Европейского содружества Жаком Делором в 1989 году, где впервые был предложен трехэтапный, рассчитанный на несколько лет переход к такому союзу. Стратегической целью определялось внедрение единой валюты и единого центрального банка.

Первый этап начался с 1 июня 1990 года, когда в большинстве стран "Общего рынка" были сняты ограничения на движение капиталов в рамках единого внутреннего рынка.

Второй этап начался 1 января 1994 года. При этом было внедрен жесткий ограничивающий курс европейской валюты и создано европейскую систему центральных банков (Еврофед).

Третий этап (1 января 1997 года) завершался введением единой валюты - евро, чему предшествовало основание единого центрального банка, абсолютно независимого от правительств, своего рода "наднационального дирижера" валютно-финансовой политики всего Сообщества (согласно с Маастрихским соглашением).

После создания валютной системы ЭКЮ служило главным образом средством международных расчетов и существовало только в виде записей на счетах центральных банков стран-членов ЕВС в Европейском фонде валютного сотрудничества.

В середине декабря 1996 года лидеры Европейского Союза в Мадриде приняли решение о переходе с 1 января 1999 года на единую валюту стран ЕС - евро (бывшая ЭКЮ) путем замены в обороте 15 национальных денежных единиц одной.

По подсчетам специалистов, внедрение евро позволит ежегодно экономить приблизительно 100 млрд. французских франков - сумму, в которую сегодня обходится странам и гражданам ЕС разница в валютных курсах при расчетах. Единая валюта даст импульс развитию взаимной торговли в рамках ЕС, укрепит его экономическую стабильность, снизит инфляцию и сделает евро конкурентоспособной валютой на международных валютных ранках. Внедрение евро и создание Центрального банка ЕС стало наибольшим достижением Валютного союза стран ЕС. В перспективе евро может превратиться в могущественную валюту.

В Мадриде был разработан новый перспективный план перехода к Валютному союзе стран ЕС путем поэтапного введения евро и параллельному созданию структур Европейского центрального банка:

- начало 1998 год (подготовка):

а. Квалификация стран по экономическим результатам 1996 - 1997 годов и принятие решения по каждой стране отдельно о вхождении в Европейский союз;

б. Основание Европейского центрального банка и сети национальных центральных банков;

- 1 января 1999 года (начало):

а. Установление неизменного обменного курса национальной валюты к евро;

б. Начало использования евро Центральным банком, международными банками и валютными биржами;

в. опубликование нового государственного долга каждой страны - члена ЕС в европейской валюте;

- 1 января 2002 года:

а. Выпуск евробанкнот и монет в евро;

б. Перевод системы мелких платежей в евровалюту;

- 1 июля 2002 года;

а. Отмена предыдущих валют государств членов ЕС;

б. Евро становится единым законным платежным средством.

В целом ЕС характеризуется достаточно четким планированием перехода к Европейскому Союзу. Однако в реальной жизни процесс продвижения к валютному союзу оказался не таким уж и простым.

Во-первых, Франция рассматривала валютно-финансовый союз прежде всего как логический и действенный метод закрепления основ единого внутреннего рынка ЕС и радикальный аргумент противостояния американскому доллару на Европейском континенте. Германия в целом поддерживая идею единого валютного союза вместе с тем, не очень спешила с реализацией слияния центральных банков, поскольку, она имея сильнейшую валюту была бы вынуждена фактически во многом нести непосредственную ответственность за состояние дел в общем валютно-финансовом союзе.

Во-вторых, заметно отличаются от позиции Франции и Германии в вопросе передачи части национального суверенитета в валютно-финансовой сфере наднациональным органам ЕС точка зрения Великобритании. Существуют опасения официального Лондона, что смещения центров финансовой активности в зону ЕС приведет к утрате Великобританией ее особого статуса в связке с США. Создание единой денежной единицы может ослабить позиции Великобритании на Европейском континенте, которые она имеет за счет особенных отношений с США. Присоединившись достаточно поздно до ЕВС Великобритания соглашается только на оборот евро параллельно с фунтом стерлингов. Хотя после прихода лейбористиов эта жесткая позиция несколько ослабла.

В-третьих, такие страны как Испания, Португалия, Италия и Греция не могут пока еще обходиться без периодических девальваций своих валют, а также немедленно ликвидировать существующие бюджетные дефициты. Поэтому их продвижение к европейскому союзу несколько медленней по сравнению со странами так называемой авангардной группы, к которым относятся Германия, Франция, страны Бенилюксу, Ирландия и Дания.

В-третьих, отмена любых барьеров на пути конкуренции иностранных компаний в рамках Союза может привести к вытеснению некоторых местных производителей. Поэтому понятно, что идея создания валютно-финансового союза нашла поддержку прежде всего у наиболее конкурентоспособных фирм.

Наконец внедрение механизма растущей конкуренции в рамках ЕС ведет к опосредованию жизненных стандартов. А стремление нивелировать национальные уровни заработной платы может привести к заострению проблемы безработицы, особенно в бедных районах Италии, Испании, Португалии и Греции. С другой стороны, процессы нивелирования жизненных уровней в рамках ЕС может привести к проигрышу населения стран с традиционно более высоким жизненным уровнем.

И все-таки, благодаря тому, что при решении многих практических задач для всех членов ЕС характерно преимущество прагматического подхода, ориентация на обоснования конкретных программ, традиционное сохранение высокого уровня консолидации стран в рамках ЕС. Каждый раз при решении кардинальных вопросов в основу закладывается критерий самосохранения Союза, который максимально учитывает не только степень неотложности той или иной задачи, а и реальный уровень взаимного согласия стран. Поэтому при всей сложности поставленных перед ЕС задач позитивный фактор, безусловно, перевешивает негативные стороны, о чем красноречиво свидетельствует создание Европейского центрального банка (ЕЦБ) и успешное внедрение с 1 января 1999 года единой валюты - евро.

Европейский центральный банк начал работу в начале июля 1998 года во Фрнафуркте-на-Майне (ФРГ). Он был создан на базе Европейского валютного института, функционировавшего во Фрнафуркте-на-Майне с 1994 года.

В Совет ЕЦБ входят президенты национальных центральных банков, президент ЕЦБ, его заместитель и еще четыре члена правления.

Первый состав правления Европейского центрального банка в составе 6 лиц был назначен на встречи в верхах стран-членов ЕС в Брюсселе в начале мая 1998 года. Первым президентом ЕЦБ стал голландец Вим Дайзенберг. Как отмечалось в Маахстрихском договоре, срок полномочий президента ЕЦБ - 8 лет. Однако Вим Дайзинберг занимал эту долженность до момента выдачи новых купюр и монет евро, происшедшую в период между 1 января и 1 февраля 2002 года. Его последователем был президент Центрального банка Франции Жан Клод Трише.

Было согласовано, что при следующем назначении членами правления ЕЦБ должны стать представители тех стран, которые не имели своего делегата в первом составе правления.

Президенты национальных центральных банков в Европе, входящих в Совет ЕЦБ, назначаются на пять лет, при этом допускается повторное назначение.

Все члены Совета Европейского центрального банка имеют равные права при голосовании, решение принимается простым большинством голосов. Если голоса разделились поровну - решающий голос президента.

С 1 января 1999 года ЕЦБ взял на себя ответственность за стабильность новой валюты евро, а также за политику процентных ставок и денежной массы в пространстве евро. ЕЦБ имеет полную независимость от политических указаний национальных правительств.

Решающим шагом в деятельности Европейского центрального банка стала жесткая фиксация обменных курсов евровалют к евро 31 декабря 1998 года. Благодаря этому с 1 января 1999 года 11 из 15 стран -членов ЕС ввели новую денежную единицу - евро, которая пока еще использовалась только в безналичной форме, и также для проведения котировок на биржах и иных финансовых операциях.

Уже сегодня европейские валютные биржи, вдохновленные успехами евро, объединяют усилия и готовятся к постепенному слиянию. Так, Парижская и Швейцарская биржи уже подписали соглашение про совместное проведение операций на рынке акций и облигаций. С 1999 года, они стали членами партнерской биржи, которая летом того же года перешла на современную, максимально упрощенную единую систему проведения биржевых операций.

Европейская комиссия установила правила, по которым европейские соглашения (как и иные услуги: перевод счетов на евро, выплата и взносы, обмен банкнот) не налогооблагаются. Подтверждается также беспрерывность договоров: стороны не могут на основании европерехода изменить или закрыть соглашение.

Наличные евро появились в 2002 году в виде семи новых банкнот номиналом 5, 10, 20, 50, 100, 200, 500 евро.

Курс евро к ЕКЮ определен как 1:1.

По предварительным подсчетам, ориентировочные курсы евро должны составлять:

- к американскому доллару 1, 17;

- к японской йена - 145,43,

- к немецкой марке - 1,95

- к украинской гривни - 3,99.

Заботясь о надежности общей валюты, страны члены ЕС поставили жесткие требования к финансово-экономическим показателям стран, желающих пользоваться евро:

- дефицит бюджета не должен превышать 3% от ВВП;

- совокупный государственный долг должен составлять не более чем 60% от ВВП;

- годовая инфляция не может быть выше среднего уровня инфляции в трех странах ЕС с низшим уровнем инфляции (приблизительно 3-3,3%) более чем на 1,5%;

- среднее номинальное значение долгосрочных процентных ставок не должно превышать 2% от среднего уровня этих ставок трех стран со стабильнейшими ценами (приблизительно 9%);

- страны, переходящие на новую европейскую валюту, должны придерживаться установленных рамок колебаний валютных курсов в действующем механизме европейских валютных систем.

Основным критерием готовности перехода к единой валютной системе на первом этапе были стабилизация государственных финансов и устранение взаимных ограничений на движение платежей и капиталов между странами-членами ЕС. В целом, таким жестким требованиям на момент внедрения евро полностью отвечало состояние экономики и финансов Люксембурга. Все другие страны имели отклонения от того или иного показателя (в основном за счет превышения государственного долга). Именно по этой причине Греция не вошла в состав стран с единой валютой, поскольку ее экономика и финансы не отвечают необходимым требованиям. Что до Великобритании, Швеции и Дании, то они решили пока подождать со вступлением в клуб евро по разным причинам.

Ныне в пространстве евро проживают 291 млн. человек, а его экономический потенциал достигает 20% экономического потенциала общемировой экономики.

Какие же экономические преимущества перехода стран ЕС к единой валюте?

Во-первых, по разным оценкам страны ЕС теряли от 15 до 30 млрд. ЕКЮ ежегодно по причине циркуляции безналичной валюты на достаточно тесном экономическом пространстве. Субъекты рынка ЕС, страхуясь от возможных колебаний валютных курсов, теряли значительную долю своих активов.

Во-вторых, благодаря разнице масштабов цен достаточно тяжело сопоставить цены на однородные товары разных стран-производителей. Введение единого средства платежа позволяет сопоставить эти стоимости, что безусловно, усиливает конкуренцию между поставщиками товаров и услуг, особенно при условии широкого использования систем электронной оплаты. Это способствует росту мобильности платежей и беспрепятственного доступа к товару производителей в любой точке Европы.

В-третьих, по аналогии можно ожидать определенного снижения ставки за кредит, ипотеку и так далее и снижение депозитных процентных ставок.

В четвертых, создание крепкой валюты на экономическом пространстве Европы безусловно приведет к выходу этой валюты на международный финансовый рынок и утверждение ее в статусе резервной. Эта валюта по мощности приравнивается к доллару США и одновременно будет его противовесом.

В-пятых, каждый гражданин ЕС, выезжая за пределы своей страны, встречается с тем же масштабом цен и той же валютой, что в его государстве. Схожесть основных экономических показателей стран ЕС устраняет практически все барьеры передвижения граждан в рамках экономического пространства объединенной Европы.

Что до Украины, то на сегодня речь не идет про ее присоединения к зоне евро, поскольку наши экономические показатели не позволяют приблизиться к странам этой зоны. Однако, учитывая тот факт, что значительная часть нашего внешнеторгового оборота приходится именно на зону евро, для Украины внедрение евро и основание в Европе качественно новой валютной зоны имеет уже сегодня большое экономическое значение, как для отдельных субъектов внешнеэкономической деятельности, так и для экономики в целом.

Именно поэтому на повестке дня стоит вопрос выхода евро на валютный рынок Украины и соответственного формирования валютных резервов НБУ.

З 5 января 1999 года коммерческим банкам Украины позволяется:

- проводить по поручению клиентов конвертацию текущих счетов клиентов, которые были открыты в евровалюте и евро;

- осуществлять по поручению клиентов операции по конвертации евровалюты в иную или в евро при условии соблюдения обменных курсов, установленных Европейским центральным банком 31 декабря 1998 года;

- уполномоченным коммерческим банкам покупать и продавать евро на Украинской и Крымской межбанковской валютной биржах, если обязательства или требования резидентов Украины согласно с подтвержденными документами деноменированны в евровалютах или евро.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 810; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.1 сек.