Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Средства индивидуализации товаров

Таблица 9. Классификация ценных бумаг

Ценные бумаги

 

Многие ценные бумаги могут служить самостоятельным объектом торгового оборота, например те, которые одновременно являются товарораспорядительными документами (коносамент, складские свидетельства). Другие ценные бумаги имеют сопутствующее значение: они предоставляют права управления в коммерческих организациях (акции), содействуют расчетам за товары (вексель, чек) или позволяют формировать заемный капитал (облигация, вексель).

Не все товарораспорядительные документы являются ценными бумагами (накладные на перевозку грузов железнодорожным или автомобильным транспортом). (см. табл. 9).

По некоторым данным, в настоящее время в России функционирует порядка 125 тыс. акционерных обществ, все они удостоверяют права своих участников ценными бумагами - акциями, и именно акции наполняют, в основном, фондовую торговлю во всех странах мира. Поэтому остановимся вкратце на основных разновидностях акций.

 

 

┌──────────────────────────────┬────────────────────────────────┬──────────────────────────────────┐

│ Основание выпуска │ Способ обозначения │ Содержание удостоверенного права │

│ │ управомоченного лица │ │

├──────────────────────────────┼────────────────────────────────┼──────────────────────────────────┤

│Эмиссионные (акции, облигации)│Предъявительские (чеки, облига-│Денежные (векселя, чеки) │

│Закрепляют совокупность имуще-│ции) │Предоставляют обладателям право на│

│ственных и неимущественных│Не указано управомоченное лицо; │получение определенной денежной│

│прав; │Для передачи прав достаточно│суммы. │

│Размещаются выпусками; │простого вручения ценной бумаги│ │

│Имеют равные объем и сроки│другому лицу. │ │

│осуществления прав внутри од-│ │ │

│ного выпуска независимо от│ │ │

│времени приобретения бумаги. │ │ │

├──────────────────────────────┼────────────────────────────────┼──────────────────────────────────┤

│Неэмиссионные (чеки, векселя) │Именные (акции, облигации, век-│Товарные (коносамент, складские│

│Закрепляют индивидуальный объ-│селя, чеки) │свидетельства) │

│ем прав; │Указано конкретное лицо, которое│Удостоверяют право обладателя на│

│Выпускаются не в массовом, а в│может осуществить права по цен-│товары. │

│индивидуальном порядке; │ной бумаге; │ │

│Оформляют конкретную сделку. │Права передаются в порядке усту-│ │

│ │пки требования (цессии). │ │

├──────────────────────────────┼────────────────────────────────┼──────────────────────────────────┤

│ - │Ордерные (чеки, векселя) │Корпоративные (акции) │

│ │Указано лицо, которое может осу-│Предоставляют право на участие в│

│ │ществить права по ценной бумаге│управлении акционерным обществом. │

│ │самостоятельно либо назначить│ │

│ │своим распоряжением другое упра-│ │

│ │вомоченное лицо; │ │

│ │Права передаются путем индосса-│ │

│ │мента. │ │

└──────────────────────────────┴────────────────────────────────┴──────────────────────────────────┘

 

Все акции являются именными; по действующему законодательству, акционерные общества не могут выпускать акции на предъявителя. Акционерное общество обязано выпустить обыкновенные акции; оно также вправе провести эмиссию привилегированных акций. Обыкновенные акции всегда имеют одинаковую номинальную стоимость, привилегированные акции могут быть различных типов, которые отличаются по объему предоставляемых владельцам прав, а также могут различаться по их номинальной стоимости. Предельная стоимость всех привилегированных акций не должна превышать 25% уставного капитала АО.

Владельцы привилегированных акций имеют право на получение фиксированного размера дивидендов независимо от финансовых результатов деятельности общества. Размер дивидендов по привилегированным акциям указывается либо в уставе, либо во внутреннем Положении о привилегированных акциях. При этом либо определяется твердая сумма фиксированных дивидендов, либо устанавливается порядок определения их размера, чаще всего в виде процента от номинальной стоимости акции. В обществе может создаваться специальный имущественный фонд, предназначенный для выплаты дивидендов по привилегированным акциям. В него отчисляется часть чистой прибыли в течение финансового года с тем, чтобы обеспечить выплату дивидендов по привилегированным акциям в конце года независимо от результатов хозяйственной деятельности общества.

Владельцы привилегированных акций не имеют права голоса на общем собрании акционеров, за исключением голосования по вопросам реорганизации и ликвидации общества. Однако если на собрании, следующем за годовым общим собранием акционеров, по каким-либо причинам не было принято решение о выплате дивидендов или принято решение о неполной их выплате, владельцы привилегированных акций приобретают право голоса по всем вопросам, входящим в компетенцию общего собрания акционеров. Данное правило можно рассматривать в качестве своеобразной санкции для общества за нарушение гарантий, предоставленных владельцам привилегированных акций.

Акции делятся также на размещенные среди акционеров и объявленные. Объявленными называют акции, которые общество вправе выпустить дополнительно к уже имеющимся. Это не акции как таковые, а условие устава общества, предусматривающее его право размещать дополнительные акции сверх количества ранее размещенных. В уставе любого АО должно быть указано предельное количество объявленных акций, потому что увеличение уставного капитала путем дополнительной эмиссии акций возможно лишь в пределах ранее объявленных акций. Если этого количества недостаточно, то сначала в устав АО вносятся соответствующие изменения, а только затем принимается решение об увеличении уставного капитала.

Наше законодательство допускает возможность выпуска ценных бумаг не только в виде документа, но и в бездокументарной форме (ст. 149 ГК). Документарные акции встречаются в современной коммерции редко, это акции, которые были эмитированы еще в 90-е гг. ХХ в. Сейчас именные эмиссионные ценные бумаги, в частности акции, могут выпускаться только в бездокументарной форме*(55). Учет прав акционеров осуществляется по лицевым счетам в системе ведения реестра владельцев именных ценных бумаг. При этом выписка из реестра акционеров, подтверждающая права владельца бездокументарных акций, ценной бумагой не признается. Общество может вести реестр своих акционеров самостоятельно или поручить это специализированному регистратору. Если акционеров больше 50, реестр должен быть передан на ведение регистратору.

"Золотая акция" означает специальное право государства на управление открытым акционерным обществом (ст. 38 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"). Это право применяется в приватизируемых обществах с момента отчуждения из государственной собственности более 75% акций. "Золотая акция", по сути, - не акция; она изъята из гражданского оборота, не передаваема и не конвертируется в акции общества. Право "золотой акции" может принадлежать либо Российской Федерации, либо ее субъекту. В отношении одного и того же АО это право не может использоваться ими совместно. Представителем интересов государства в обществе с "золотой акцией" является специально назначенный для этого государственный служащий. Он вправе вносить предложения в повестку дня годового собрания и требовать созыва внеочередного собрания акционеров. "Золотая акция" предоставляет право "вето" на общем собрании акционеров по вопросам внесения изменений и дополнений в устав, реорганизации и ликвидации общества, изменения уставного капитала, совершения крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность. Срок действия права "золотой акции" не ограничен, т.е. она действует до принятия уполномоченным органом решения о ее прекращении.

При осуществлении преимущественного права на приобретение акций, продаваемых другими акционерами, или дополнительных акций, размещаемых самим обществом, а также в случае консолидации акций не всегда возможно приобретение целого числа акций. В таких случаях образуются дробные акции. Они обращаются наравне с целыми акциями и дают своему владельцу права в объеме, соответствующем той части целой акции, которую она составляет.

Помимо акций акционерное общество (а также любые другие субъекты торговой деятельности) может выпускать облигации, формируя тем самым заемный капитал. Облигация представляет собой ценную бумагу, подтверждающую право ее владельца на получение номинальной стоимости облигации. Облигация - это долговое обязательство общества, которое может быть процентным и беспроцентным. Облигации выпускаются по решению совета директоров (наблюдательного совета) только после полной оплаты уставного капитала. Номинальная стоимость всех выпущенных обществом облигаций не должна превышать размер его уставного капитала. АО вправе выпустить облигации, обеспеченные залогом имущества, либо под обеспечение, предоставленное обществу третьими лицами. При этом выпуск облигаций без обеспечения допускается не ранее третьего года существования общества при условии надлежащего утверждения к этому времени двух годовых балансов. Облигации могут быть конвертированы в акции в пределах количества объявленных акций.

В последнее время в нашей торговой практике стали использоваться и так называемые "производные ценные бумаги". Это американское понятие, которое в нашем законодательстве точного определения не имеет. Но акции крупнейших российских компаний торгуются на зарубежных фондовых биржах именно в форме производных ценных бумаг: американских и глобальных депозитарных расписок. Депозитарная расписка (Depositary Receipt) представляет собой документ, удостоверяющий, что ценные бумаги помещены на хранение в банке-кастодиане (custody) в стране эмитента акций на имя банка-депозитария, и дающий право его владельцу пользоваться выгодами от этих ценных бумаг.

Производная ценная бумага определяет право ее держателя на какой-либо базовый актив, которым могут быть эмиссионные ценные бумаги, денежные средства, товар на складе или в пути. Иными словами, производные ценные бумаги - это такие финансовые средства, чья стоимость зависит от стоимости других средств, называемых базовыми (основными). На сегодняшний день наше законодательство предусматривает два вида подобных ценных бумаг:

1. Опцион эмитента, позволяющий своему владельцу купить в определенный срок или при наступлении определенных обстоятельств не более 5% размещенных акций эмитента по определенной в опционе цене.

2. Российская депозитарная расписка - именная эмиссионная ценная бумага, не имеющая номинальной стоимости, удостоверяющая право собственности на определенное количество акций или облигаций иностранного эмитента и закрепляющая право ее владельца требовать от эмитента получения взамен расписки соответствующего количества представляемых ценных бумаг и оказания услуг, связанных с осуществлением прав, закрепленных представляемыми ценными бумагами.

 

 

1. Производственная (фабричная) марка - словесный (описательный) способ индивидуализации товара, штамп, проставляемый на товаре или его упаковке, позволяющий установить, отличить изготовителя товара. Как правило, производственная марка включает в себя полное и сокращенное фирменное наименование предприятия-изготовителя и его адрес, сведения о качестве товара и ссылки на стандарты, технические условия. Производственная марка не регистрируется и применяется независимо от товарного знака.

2. Товарный знак - словесное, изобразительное, объемное или иное условное обозначение товара (группы товаров), используемое для его отличия от однородных товаров других изготовителей.

Использование товарного знака возможно только после его регистрации в Патентном ведомстве. Процедура регистрации очень длительна, в настоящее время срок регистрации составляет более года. Правообладателем товарного знака могут быть юридические лица и индивидуальные предприниматели. После регистрации правообладателю выдается свидетельство на товарный знак, которое действительно в течение 10 лет. По истечении срока действия свидетельство может продлеваться неограниченное число раз.

Исключительные права владельца товарного знака распространяются только на те товары, которые указаны в соответствии с классами Международной классификации товаров и услуг (МКТУ) на оборотной стороне свидетельства.

Существует два способа передачи прав на товарный знак:

а) лицензионный договор;

б) договор об отчуждении исключительного права на товарный знак.

Эти договоры подлежат государственной регистрации в Патентном ведомстве, без регистрации они недействительны (ст. 1234, 1235, 1488-1491 ГК). Отличительной чертой лицензионного договора является обязанность лицензиата обеспечить соответствие качества производимых или реализуемых им товаров, на которых он помещает лицензионный товарный знак, требованиям к качеству, устанавливаемым лицензиаром (правообладателем знака). Существуют два типа лицензионных договоров: простая лицензия (правообладатель знака может заключать лицензионные договора на этот знак с другими лицами) и исключительная лицензия (правообладатель обязуется больше никому не предоставлять права на использование данного знака). С согласия правообладателя товарного знака возможно также заключение сублицензионных договоров (ст. 1238 ГК).

Организация, основная деятельность которой заключается в оказании услуг (выполнении работ), может зарегистрировать знак обслуживания, который приравнивается к товарному знаку.

В последние годы во всеобщее употребление вошел термин "брэнд", не имеющий легального определения в нашем законодательстве. Брэнд (лат., англ. "brand" - тавро, клеймо) - понятие, по своему содержанию более широкое, чем товарный знак. Использование и продвижение брэнда представляет сейчас и в России, и, конечно, в западных странах целую научную концепцию (брэндинг, брэнд-менеджмент). Брэнды имеют, как правило, визуальную форму (не только картинка, но и, допустим, персонаж из рекламного ролика) и должны вызывать у потребителей определенные ассоциации. Можно сказать, что брэнд - это система, связывающая вместе товар с его характеристиками, товарный знак, его образ в сознании потребителей и концепцию производителя (продавца) по отношению к своему товару, товарному знаку, потребителям.

3. Наименование места происхождения товара используется, если особые свойства товара исключительно или главным образом определяются характерными для того географического объекта, где он производится, природными условиями и (или) людскими факторами (например, минеральные воды "Архыз", "Боржоми", "Ессентуки", Вологодское масло, Кисловодский фарфор, Тульская гармонь и т.п.). Существует наименования, так давно вошедшие во всеобщее употребление, что большинство потребителей не ассоциирует их с товарами, изготовленными в конкретной географической области. Например, "Шампанское" - игристое вино, изготовленное во французской провинции Шампань, "Коньяк" - разновидность бренди, производимого во французском городе Коньяк, самый известный голубой сыр "Рокфор" также происходит из местности Рокфор французского департамента Автрон. В России в качестве аналогичных примеров можно назвать общеизвестные наименования пива: "Жигулевское" и "Клинское".

Свидетельство об исключительном праве на наименование места происхождения товара действует в течение 10 лет, оно может неоднократно продлеваться при условии подтверждения того, что товар по-прежнему производится в границах соответствующего географического объекта (ст. 1531 ГК). Наименование места происхождения товара может быть зарегистрировано одновременно несколькими лицами, например, наименование "Вологодское масло" принадлежит трем предприятиям.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 376; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.