Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Группировка стран по уровню годовых доходов на душу населения




23.09

4. Роль НТР в развитии современного МРТ

Участие страны в МРТ носит противоречивый характер. С одной стороны, экспорт товаров и капиталов приносит стра­не дополнительную прибыль. Но с другой стороны, зависимость от импорта может обернуться потерями для многих оте­чественных производителей, не выдержавших иностранной конкуренции. Засилье импорта может угрожать национальной безопасности страны, неспособной своими средствами осуще­ствить процесс жизнеобеспечения.

Все это заставляет сопоставлять выгоды и болезненные про­игрыши от участия страны в МРТ и учитывать их при выборе внешнеэкономической политики. Если стране внешнеэконо­мическая деятельность приносит явный выигрыш, она ориен­тируется на открытую экономику с либеральными рынками товаров и капиталов. Когда страна расценивает свое участие в МРТ как проигрышное, она может склоняться к автаркии, предполагающей полную самообеспеченность страны жизнен­ными средствами.

Доктрина автаркии изложена в работе немецкого экономи­ста И.Г, Фихте «Государство с закрытой торговлей», которая была опубликована в 1800 г. Фихте доказывал, что страна (име­лась в виду Германия) проигрывает от внешней торговли, так как ей приходится отдавать слишком много ресурсов за необ­ходимый импорт. Такой обмен носит явно неэквивалентный характер.

Кроме того, он утверждал, что избежать потерь от внешней торговли возможно, если ориентироваться на самообеспечение страны по широкому кругу товарных позиций. Автаркия на­блюдалась в фашистской Германии, СССР, в Северной Корее. Но после Второй мировой войны явные, грубые формы автар­кии постепенно стали уходить.

Сегодня проблема выбора - или открытая экономика, или автаркия - прямо не стоит. Даже слабые экономики не прово­дят политики автаркии. Их потребность в ускорении развития могла реализоваться через импорт современного оборудования и технологий, финансирование которого осуществляется за счет выручки от национального экспорта.

Экономически слабые страны не взяли на вооружение идею автаркии, отказываясь от внешней торговли. Они принимают в ней участие, но ставят при этом барьеры для ее негативных последствий.

Политика открытой экономики с точки зрения долгосроч­ных перспектив сулит даже развивающимся странам значитель­ные выгоды. Но в краткосрочном периоде она может обернуть­ся потерями для неконкурентного национального капитала. Объем таких потерь постепенно уменьшается по мере роста на­ционального производства и усиления конкурентоспособно­сти ее продукции и капиталов. Именно поэтому тенденция ро­ста степени открытости страны следует за продвижением в об­ласти повышения ее благосостояния.

Проблема определения меры участия страны в МРТ, степе­ни открытости ее рынков для международной конкуренции остается актуальной. Это значит, что все еще сохраняются не­полная либерализация национального рынка и соответству­ющая ей политика протекционизма, защищающая националь­ного производителя от иностранной конкуренции.


Тема 2. Мировой рынок и его участники

1. Мировой рынок и его структура.

2. Классификация групп стран, работающих на мировом рынке.

3. Ценообразование на мировых товарных рынках.

4. Рыночные модели развитых стран и их влияние на мирохозяйственные процессы.

 

1. Мировой рынок и его структура.

Мировой рынок - сфера устойчивых товаро-денежных от­ношений между странами, основанная на МРТ. Он, так же как и внутренний рынок, состоит из товарного рынка, рынка ра­бочей силы и рынка капиталов. Но хозяйственное поле миро­вого рынка приняло масштабы всего мира.

Мировой рынок по сравнению с внутренним имеет в своей структуре два дополнительных блока:

1)валютный рынок, соизмеряющий ценности националь­ных денежных единиц;

2)специальную инфраструктуру.

Такая инфраструктура обслуживает потребности мирового рынка: формирование единого мирового информационного хозяйственного поля, институтов по разработке единых стандартов международных расчетов, институтов по координации усилий по развитию мирохозяйственных связей.

Товарообмен на мировом рынке существенно отличается от движения товаров на внутреннем рынке. Его специфику мож­но наблюдать по многим направлениям, классифицируемым в зависимости от принятых критериев.

• по объекту торговли - циркуляция не всей националь­ной продукции, а наиболее конкурентоспособной;

• по характеру конкуренции - более ужесточенный ее уро­-
вень, удержаться на котором сложнее, чем на внутрен­
нем рынке;

• по степени динамизма - более высокая степень динамиз­ма, как по объемам его потоков, так и по изменениям их структуры;

• по условиям формирования продажных цен - особая си­-
стема мировых цен на основе мировой, а не националь-­
ной конъюнктуры.

Таким образом, мировой рынок отличается столь важными показателями по сравнению с национальными, что предопре­деляет необходимость выделить его в особую сферу товарно-денежных отношений.

Мировой рынок — не сумма национальных рынков. Дина­мизм, свойственный ему, привел к тому, что внешняя сфера экономики развивается быстрее внутреннего производства.

Все больше возрастает та часть национального производ­ства, которая направляется на продажу за пределы страны (экс­порт). По мере роста благосостояния стран возрастает и внут­реннее потребление, покрываемое за счет ввезенных иностран­ных товаров.

Перспективы развития национальных хозяйств все в боль­шей степени будут определяться внешнеэкономической средой.

Теперь рассмотрим особенности формирования равновесия на мировом рынке. Простейшая модель равновесия на мировом рынке показы­вает, как он определяет мировые цены и объемы товарных пото­ков. Она исходит из предположения, что из двух стран одна экс­портирует товар, другая его поглощает как импортер. Если бы страны развивались на основе автаркии, одна страна страдала бы от товарных излишков, другая — от избыточного спроса. В ре­зультате у одной страны излишки понижали бы внутренние цены, а у другой избыточный спрос вел бы к взвинчиванию цен. В условиях мировой торговли излишки продукции направляются стране-импортеру. Внутренние цены здесь несколько повыша­ются, а у импортера, наоборот, гасятся дефициты и снижаются

внутренние цены.

Изобразим указанные изменения хозяйственной конъюнк­туры графически (рис.1)

Страна -экспортер Мировой рынок Страна-импотер

Страна-импортер D /S

Рис. 1. Механизм формирования равновесных цен мирового рынка

 

Сформулируем выводы из анализа простейшей модели рав­новесия на мировом рынке.

1. Величина экспорта одной страны является импортом для другой.

2.Размеры экспорта определяются избытком предложения товара по сравнению с внутренним спросом.

3.Размеры импорта определяются избыточным спросом товара по сравнению с возможностями внутреннего предло­жения.

4.Мировая цена оказывается в диапазоне между макси­мальным и минимальным уровнями внутренних цен стран — участниц торговли.

Существуют определенные последствия неравновесных ситуаций на мировом рынке.

При увеличении в стране избытка нереализованной продукции, предназначенной для экспорта, величина зарубежных поставок не изменяется. Внутренние же цены на рынке экс­портера могут упасть, так как избыток невывезенной за гра­ницу продукции попадет на свой рынок. Это в свою очередь может повлиять на уровень мировых цен.

Неравновесие на мировом рынке может возникнуть, если страна-импортер увеличивает спрос на ввозимую продукцию. До тех пор пока экспортер не сможет нарастить экспортное производство, величина импорта и соответственно экспорта у страны-экспортера окажется без изменений. Но повышенный мировой спрос может привести к росту мировых цен.

Изменение количества экспортируемых и импортируемых товаров приводит к изменениям мировых цен. Возможно и обратное влияние мировых цен на объемы экспортной и импортной продукции.

Например, повышение мировых цен на энергоносители со стороны стран - экспортеров нефти в 1970—1980 гг. сократило объемы их потребления сначала из-за энергетического кризи­са, а затем из-за перехода на энергосберегающие технологии. При понижении мировых цен на какой-либо товар произво­дители начинают связывать свои экспортные стратегии с дру­гими товарами, что, естественно, сократит размеры экспорта и соответственно и импорта у стран-партнеров.

2. Классификация групп стран, работающих на мировом рынке.

Фирмы, работающие на мировом рынке, используют стра­тегии, взращенные состоянием внутреннего рынка той стра­ны, где они образовались. Приобретенные на внутреннем рынке конкурентные преимущества по сравнению с иными на­циональными рынками становятся средством получения дохода от работы на чужом хозяйственном поле.

Конкурентные преимущества или их отсутствие определя­ют позиции страны на мировом рынке.

Экспортируются те товары, которые обладают конкурент­ными преимуществами, а импортируются те, которые в стране произвести невозможно или не выгодно из-за отсутствия кон­курентных преимуществ.

Страны высокого уровня развития смогли не только добить­ся насыщения внутреннего рынка по продукции обрабатыва­ющей промышленности, но и внести свою лепту в покрытие неудовлетворенного спроса других стран. Этим объясняется тот факт, что развитые страны стали главными экспортерами мира. Именно они смогли экспортировать продукцию с высокой до­бавленной стоимостью. Другие страны такую продукцию про­извести пока не в состоянии и поэтому вынуждены ее импор­тировать.

В международной статистике страны группируются по трем критериям

Критерии группировки стран в международной экономике

1) Достигнутый уровень экономического развития

2) Уровень доходов на душу населения

3) Степень открытости экономики (доля экспорта в ВВП)

Первый ориентируется на достигнутый уровень экономического развития страны и тип хозяйственных проблем, которые соответствует этому уровню. Такую группировку предложила Организация Объединенных Наций (ООН). Второй критерий использует Мировой Банк, группируя все страны по до­ходам (валовой внутренний доход на душу населения). Третий используется для определения степени открытости страны ми­ровому рынку. На него опирается Мировой Банк, анализируя внешнеэкономические позиции страны.

Группировка стран по достигнутому уровню развития. ООН выделяет три группы стран:

1)развитые страны с рыночной экономикой,

2)развивающиеся страны с рыночной экономикой;

3)страны с переходной экономикой (от административно-командной к рыночной), или, как их иногда называют, пост­коммунистические страны.

Из 184 стран мира, входящих в состав ООН, к середине 1990-х гг. группа индустриальных стран охватила промышленно развитые страны Северной Америки, Западной Европы и Тихоокеанского региона с высоким уровнем доходов. Эта груп­па сформировалась в Организацию экономического сотрудни­чества и развития (ОЭСР). Позже к ней примкнули: Турция, Мексика, Чехия Венгрия и Южная Корея. К 1999 г. группа стран ОЭСР включала 29 стран. Она создавала более полови­ны валового мирового продукта (ВМП) и более двух третей экспорта.

Из стран с высоким уровнем доходов выделяют самых пре­успевающих - страны «большой семерки»: США, Германию, Японию, Великобританию, Францию, Канаду, Италию.Эти страны производят несколько меньше половины ВМП-(47 %) и занимают 51 % потоков международной торговли. Каждая из перечисленных стран производит ВВП, намного превыша­ющий ВВП любой другой развитой страны.

Развивающиеся страны - 132 государства Азии и Африки Латинской Америки - характеризуются низкими средним уровнями доходов. Они производят примерно 40 % ВМП. Их экспорт составляет около '/4 мирового объема.

Страны с переходной экономикой - 28 государств. В их со­ставе выделяют две региональные подгруппы. Первая подгруп­па включает страны Центральной и Восточной Европы, том числе и Албанию. Вторая подгруппа - страны Содружества Независимых Государств (СНГ) и Монголия. Китай, несмотря на его активное реформирование и промышленное развитее, пока еще относят к группе развивающихся стран. Посткомму­нистические страны озабочены структурными перестройками, необходимыми для освоения рыночного хозяйства, которое приходится обустраивать на обломках плановой социалисти­ческой системы. Эти страны производят примерно 4-5 % ВМП, а их экспорт, по разным оценкам, составляет меньше 10 % мирового уровня.

За последние два десятилетия сложились устойчивые тен­денции долевого участия различных групп стран в междуна­родном обмене. Об этом свидетельствуют небольшие ампли­туды колебаний их долей в мировом экспорте, которые пред­ставлены в табл. 1.

Таблица 1 Группы стран в международной экономике по достигнутому уровню развития

 

Страны Доля в ВМП (в ценах и по паритету покупательной способности валют в 1993г. % к итогу Доля в мировом экспорте, %
Развитые   Развивающиеся   С переходной экономикой 52,8   43,2   4,0 70-76   20-24   6-10

 

 

Источник: Гладков И.С. Мировая экономика и международные экономические отношения. М., 2003. С. 68, 163.

 

Мировой Банк классифицирует страны по уровню годовых доходов на душу населения. Этот показатель учитывается при предоставлении экономической помощи. Мировой Банк на основе дифференциации по уровню доходов населения выделяет четыре группы стран:

1) с низким доходом (менее 755 долл.);

2) уровнем доходов ниже среднего (от 756 до 2995 долл.);

3) уровнем доходов выше среднего (от 2996 до 9265 долл.);

4)высоким доходом (более 9266 долл.).

К числу стран и территорий с высокими доходами помимо стран - членов ОЭСР, относятся Сингапур, Гонконг, Макао, малые страны, работающие на экспорте нефти (Бруней, Кувейт), «заморские» территории Франции (Реюньон, Мартиника, а также карликовые государства — офшорные зоны (Багамы, Каймановы острова).

Страны Восточной Европы и Латинской Америки преиму­щественно относятся к группе стран с уровнем доходов выше среднего. Китай, Россия и многие страны СНГ, арабские (не нефтяные) классифицируются как страны с доходом ниже сред­него.

А в группу государств с низким доходом входят большинство государств Тропической Африки (Африки ниже Сахары), Ин­дия и ее соседи по Южной Азии и ряд стран СНГ.

Россия вступила в XXI в, со среднедушевым годовым дохо­дом 2270 долл. и относилась к группе стран с доходом ниже среднего уровня.

Группировка стран по степени открытости мировому рынку. По этому критерию Мировой Банк выделяет пять групп.

Низшая группа стран, которую причисляют к закрытой эко­номике, имеет долю экспорта в ВВП менее 10 %. Высшая груп­па — более 35 %. Наиболее открытую экономику имеют такие малые страны, проводящие либеральную внешнеторговую по­литику, как Ирландия, Бельгия, Нидерланды. Доля экспорта этих стран превышает уровень 60 %.

Большинство переходных экономик, включая Россию, от­носится к весьма открытым экономикам с относительно боль­шой долей экспорта в ВВП. В России она составляет 25 %.

3. Ценообразование на мировых товарных рынках.

При анализе процессов, связанных с ценообразованием на мировых товарных рынках необходимо внимательное изуче­ние всех факторов, оказывающих влияние на формирование цен, как общего порядка, так и чисто прикладных. От цен зави­сит, какие издержки производителей будут возмещены после продажи товара, какие нет, каков уровень доходов, прибыли и куда будут, и будут ли в дальнейшем направлены ресурсы, воз­никнут ли стимулы для дальнейшего расширения внешнеэко­номической деятельности (ВЭД).

В условиях рыночной экономики ценообразование во внеш­ней торговле, также как и на внутреннем рынке, осуществляет­ся под воздействием конкретной рыночной ситуации. В принципиальном плане само понятие цены сходно и для ха­рактеристики внутреннего рынка, и для характеристики внеш­него. Цена, в том числе в международной торговле, - это денежная сумма, которую намерен получить продавец, предлагая товар или услугу, и которую готов заплатить за данный товар или услугу покупатель. Совпадение указанных двух требований зависит от многих условий, получивших название «ценообразующих фак­торов». По характеру, уровню и сфере действия они могут быть разграничены на пять нижеперечисленных групп.

Общеэкономические, т.е. действующие независимо от вида продукции и конкретных условий ее производства и реа­лизации. К ним относятся:

· экономический цикл;

· состояние совокупного спроса и предложения;

· инфляция.

Конкретно экономические, т.е. определяемые особен­ностями данной продукции, условиями ее производства и реа­лизации. К ним относятся:

· издержки;

· прибыль;

· налоги и сборы;

· предложение и спрос на этот товар или услугу с уче­том взаимозаменяемости;

· потребительские свойства: качество, надежность, вне­шний вид, престижность.

Специфические, т.е. действующие только в отношении некоторых видов товаров и услуг:

· сезонность;

· эксплуатационные расходы;

· комплектность;

· гарантии и условия сервиса.

Специальные, т.е. связанные с действием особых меха­низмов и экономических инструментов:

· государственное регулирование;

· валютный курс.

Внеэкономические, политические; военные.

Как отмечалось выше, цены определяются условиями кон­куренции, состоянием и соотношением спроса и предложения. Однако на международном рынке процесс ценообразования имеет особенности. С учетом этого следует рассматривать и действие перечисленных выше групп ценообразующих факто­ров. Взять к примеру спрос и предложение. Известно, что соот­ношения спроса и предложения в условиях мирового рынка ощущаются субъектами внешней торговли гораздо острее, не­жели поставщиками продукции на внутреннем рынке. Участ­ник международной торговли сталкивается на рынке с большим числом конкурентов, чем на рынке внутреннем. Он обязан видеть перед собой мировой рынок, постоянно сравнивать свои издержки производства не только с внутренними рыночными ценами, но и с мировыми. Производитель-продавец товара на внешнем рынке находится в режиме постоянного «ценового стресса». Значительно больше на международном рынке и по­купателей. Во-вторых, в рамках мирового рынка факторы про­изводства менее мобильны. Никто не будет оспаривать тот факт, что свобода передвижения товаров, капитала, услуг и рабочей силы значительно ниже, чем в рамках одного конкретного го­сударства. Их перемещение сдерживается национальными гра­ницами, отношениями в валютной сфере, что противодействует выравниванию затрат и прибыли. Естественно, что все это не может не отражаться на формировании мировых цен. Под мировыми ценами понимаются цены крупных экс­портно-импортных сделок, заключаемых на мировых товарных рынках, в основных центрах мировой торговли. Понятие «ми­ровой товарный рынок» означает совокупность устойчивых, по­вторяющихся операций по купле-продаже данных товаров и услуг, имеющих организационные международные формы (бир­жи, аукционы и т.д.), или выражающиеся в систематических экспортно-импортных сделках крупных фирм-поставщиков и покупателей. И в мировой торговле к факторам, под воздействием кото­рых складываются рыночные цены, прежде всего естественно относится состояние спроса и предложения.

Практически на цену предлагаемого товара влияет:

· платежеспособный спрос покупателя данного товара, т.е. попросту говоря, наличие денег;

· объем спроса - количество товара, которое способен приобрести покупатель;

· полезность товара и его потребительские свойства.

На стороне предложения составляющие ценообразующие факторы:

· количество товара, предлагаемого продавцом на рынке;

· издержки производства и обращения при реализации товара на рынке;

· цены на ресурсы или на средства производства, исполь­зуемые в производстве соответствующего товара.

Общим фактором является замещаемость предлагаемого к реализации товара другим, удовлетворяющим покупателя. На уровень мировых цен воздействуют валюта платежа, усло­вия расчета и некоторые другие, как экономические, так и вне­экономические факторы.

На мировом рынке возможны случаи «искажения соотношения спроса и предложения». В случае громадного спроса на товар может возникнуть ситуация, при которой на рынок будет выброшен товар, произведенный в наихудших ус­ловиях по национальной цене, которая по существу и будет какое-то время определять мировую цену и которая наверняка будет весьма высокой. И наоборот, нередко предложение зна­чительно превышает спрос. Тогда основной объем продаж при­ходится на те субъекты международной торговли, условия производства в которых наилучшие, а цены ниже. (В данном контексте нелишне отметить и такой нюанс: даже если круп­нейший производитель товара в какой- либо стране является крупнейшим поставщиком этого продукта на национальный рынок, то это не значит, что он займет лидирующее положение и на мировом рынке. Зачастую на международном рынке боль­шую часть товаров реализуют страны, не являющиеся с эконо­мической точки зрения крупными и мощными державами.).

При работе с ценами рынка, в том числе внешнеторговыми, следует учитывать различия в них с учетом позиций отдель­ных сторон и рыночной ситуации. Во-первых, существуют по­нятия «цены продавца», т.е. предлагаемые продавцом, а значит, относительно более высокие, и «цены покупателя», т.е. прини­маемые и уплачиваемые покупателем, а значит, относительно более низкие. Во-вторых, в зависимости от рыночной конъюн­ктуры, «рынок продавца», на котором из-за преобладания спро­са коммерческие показатели и цены диктует продавец и «рынок покупателя», на котором из-за преобладания предложения господствует покупатель и ситуация в части цен противополож­ная. Но эта рыночная ситуация все время изменяется, что на­ходит отражение в ценах. А это значит, что она должна быть предметом постоянного наблюдения и изучения. В противном случае в определении цен возможны очень серьезные ошибки.

В последние два-три десятилетия важную роль в ценообра­зовании на товары, в особенности в мировой торговле, занимают сопутствующие услуги, оказываемые производителем и постав­щиком какого-либо товара импортеру или конечному потреби­телю. Речь идет об общепринятых условиях поставки:

техническое обслуживание, гарантийный ремонт, другие специфические виды услуг, связанные с продвижением, реализацией и использованием товара. Данный аспект особен­но важен в современных условиях, в период развития высоких технологий, усложнения машин и оборудования. Известны при­меры, когда стоимость услуг при экспорте оборудования и ма­шин составляла 60-процентную долю в цене поставки.

Развитие науки и технологии, оказывая влияние на совер­шенствование качественных характеристик товара, с другой стороны воздействует на мировые цены. Внедрение новых тех­нологий повышает производительность труда, эффективность производства, снижает затраты труда. В условиях НТР в абсо­лютном выражении цена растет практически для всех групп товаров. Однако с учетом т.н. полезного эффекта (например, возрастает скорость, надежность и т.д.) относительная стоимость товара, а значит, и его цена для потребителя снижается.

При анализе цен следует учитывать и движение экономи­ческого цикла, что в сфере международных экономических от­ношений имеет определенную специфику. Так, в стадии депрессии, цены как правило, не повышаются. И наоборот, в ста­дии подъема в связи с превышением спроса над предложением цены возрастают. (Хотя и то и другое распространяется на меж­дународную торговлю замедленно, в зависимости от сферы и глубины этих явлений и тем более на фазе кризиса и подъема). Необходимо отметить, что в зависимости от вида товаров и то­варных групп динамика изменения цен отличается. Так, при изменении конъюнктуры наиболее резко и быстро меняются цены практически на все виды сырья, медленнее реакция произ­водителей и поставщиков полуфабрикатов, еще слабее «реакция цен» на продукцию машиностроительного комплекса.

4. Рыночные модели развитых стран и их влияние на мирохозяйственные процессы.

Высокоразвитые страны, вступив на новый путь цивилизации постиндустриального общества, развиваются, тем не менее на основе различных моделей рынка. Разнообразие состояний их внутренних рынков предопределяет и специфику участия каждой страны в мирохозяйственных процессах. Ключ к тайнам стратегий субъектов мирового рынка можно отыскать, анализируя хозяйственный механизм именно той среды, которая взрастила участников международных сделок, В этой связи не­обходимо определить специфику моделей развития внутреннего рынка этих стран.

Американская модель рыночного хозяйства. Американская модель построена на системе всемерного поощрения предпри­нимательской активности, вознаграждения усилий наиболее активной части населения. Эта модель ориентирована на дос­тижение личного успеха «экономического человека». В ее основе лежат принципы монетаризма, в то время как Европа больше склоняется к традициям кейнсианской школы. Монетаристы считают, что государство не должно внедряться в процесс ко­ординации, стремясь отобрать у рынка его функции. Оно должно сосредоточиться на другом: расчистить поле для действия эффективных рыночных механизмов, которые затем сами сба­лансируют экономику. Государство должно пестовать режим конкуренции.

Второй постулат монетаристской доктрины заключается и требовании сокращения доли ВВП, выделяемой на социальные нужды. Монетаристы делают акцент не на дорогостоящей стимуляции совокупного спроса за счет снижения налогов, займов, эмиссии, а на формировании эффективного предложения. Все дальнейшие действия государства, непосредственно выходящие за рамки решения этой задачи, рассматриваются как прямой вычет из ВВП.

Снижение уровня социальных правительственных программ признается обязательным условием оздоровления экономики, поскольку позволяет воспрепятствовать иждивенчеству субъектов социальной сферы и активизировать стимулы их деловой активности. При эффективном рынке работающий человек способен сам за счет своего заработка решать свои проблемы (жилищные, медицинские и др.), не полагаясь исключительно

помощь государства. Малообеспеченным группам населения] все же создается приемлемый уровень жизни за счет час­тных льгот и пособий. Однако проблема выравнивания доходов не ставится.

Американская модель ориентируется на сильного производителя, который не нуждается в протекционистских мерах, поэтому такую модель называют либеральной. Она пропагандирует необходимость отказа от протекционистских мер и в области внешней торговли и валютных отношений (пошлин, валютных интервенций, девальваций и др.).

Центральный банк, а не государство, в либеральной модели выступает главным макроэкономическим координатором. Он 'должен создать низкий инфляционный фон хозяйственных процессов. Для этого предложение денег в стране не должно превышать темпы роста валового национального продукта (ВНР). Только на неинфляционной основе рыночный механизм демонстрирует процесс саморегуляции и обеспечивает стране долговременный экономический рост. Предупреждение возможной инфляции должно происходить на основе бездефицитного государственного бюджета.

Монетаристская школа, столь широко представленная в США отразила ведущий характер финансовых рынков в США, обладающих большой мощью и по своей сути ставших международными. Они тесно срослись с кругооборотом производственного капитала, который очень чутко отзывается на изменения финансовых рынков. В связи с этим рекомендуется производить коррекцию производства через регулированиефинансовых рынков. Такой способ устанавливает правила игры для всех рыночных субъектов и позволяет ослабить роль кор­рупции в движении денежных потоков.

Американская модель развития с самого начала ориентиро­валась на НТП. Он позволял экономить на фонде заработной платы, что было очень важно в условиях дорогой в этой стране рабочей силы. На такой базе сформировался предприниматель­ский менталитет страны, воспринимающий НТП как неотвра­тимый процесс. Продвижение в освоении НТП и лидерство в этой области дали американскому бизнесу дополнительные вы­годы. Как лидер на мировых рынках, он стал получать монополь­ную ренту, которая резко усилила мотивации внедрения НТП.

Жесткое антимонопольное регулирование внутреннего рын­-
ка ограничивает возможность получения на нем монопольной
прибыли. Но выход на мировой рынок позволяет использовать
такие возможности. Работа на мировом рынке усилила инно-
вационную направленность американского бизнеса, посколь-
ку этот рынок с его жесткими условиями конкуренции застав-­
лял быть еще более динамичным.

Осознание факта, что монопольная рента возможна только
при сохранении лидерства в НТП, естественно активизировало
США в освоении этого пути. Именно поэтому вызовы пост-
индустриального общества не застали США врасплох. Они ак-
тивно включились в процесс всеобщей компьютеризации сво-
его производства и достигли фактически предела потребностей
в персональных компьютерах.

В освоении технологических достижений, сопутствующих постиндустриальной экономике, США в 1970—1980-е гг. добились успехов, которые обусловили победу над японскими конкурентами и как минимум на десятилетие оставили позади страны Европы. Ни одна страна мира, начиная с послевоенного периода, не вкладывала столько средств в развитие образова- ния, научных исследований и технологических разработок, как США. Результатом стало явное лидерство США на рынке технологических достижений. К концу XX в. США контролировали 55 % патентов в области информационных технологий и |коммуникаций, а также 75 % мирового рынка программного обеспечения. Следует особо подчеркнуть способ финансиро­вания НТП. Государство осуществляет поддержку не конкрет­но того или иного предприятия, а направления технического прогресса. Это означает, что задача стимулирования НТП ре­шается на основе привлечения частного бизнеса за счет фор­мирования благоприятных условий в этом виде деятельности.

Развитие на основе НТП могло строиться на вложениях в человека. Именно на это была нацелена программа президентаБ. Клинтона. Согласно оценкам, на «человеческий капитал» приходится примерно 3/4 национального богатства США.

Нельзя не отметить, что успехи в освоении НТП, обеспе­чившие стране мировое лидерство, во многом определялись притоком квалифицированных кадров из эмигрантской среды. Процветающая страна смогла достойно оплатить их труд, при­обретая главный двигатель экономики страны - интеллект, взращенный в иной среде.

Лидерство в НТП и предопределило ведущую роль этой страны в мире. Сегодня США производят товаров и услуг боль­но всех в мире. Их ВВП сопоставим только с Европейским союзом (ЕС). Уровень ВВП США соответствует 25 % мирового уровня (при населении — 4,5 % мирового). В результате эконо­мика США сформировалась как большая открытая экономика. Ее характеризуют чрезвычайно емкий внутренний рынок и высококонкурентные производители. Деловая активность США определяет ход экономического цикла в других странах.
Такая ситуация объяснима тем, что емкий внутренний рынок США способен поглощать массу зарубежных товаров. Кроме
того, торговля с США занимает сравнительно большой удель-­
ный вес во внешнеторговом обороте многих стран, поэтому
рост экономики США обозначит увеличение американского
импорта и соответственно экспорта и ВВП у ее торговых партнеров.

Лидирующие позиции США в мирохозяйственных связях касаются как внешней торговли, так и экспорта ссудного капитала, портфельных и прямых заграничных инвестиций. Активное внедрение США в экономику других стран позволило обозначить этот процесс как вторую экономику, которая составляет более 30 % ВВП. Американский капитал на зарубеж­ных рынках преимущественно направляется в сектор высоких технологий.

Лидирующее положение США на мировых рынках взрасти­ло внешнеэкономические стратегии крупных фирм, размета­ющих по странам производство. ТНК стали активно эксплуати­ровать преимущества международного размещения производи­тельных сил. В процессе освоения фирмами международного экономического пространства США также добились лидерства и извлекли из него значительный выигрыш — экономию на из­держках. Из всех ТНК мира 45 % принадлежат США. Тридцать штаб-квартир из Тор 100 промышленных и сервисных ТНК расположены в США.

Конец XX в. показал новые составляющие экономического роста, связанные с выработкой корпоративной стратегии ТНК проникновения на новые рынки и обеспечивающие наряду с конкурентными товарами США новые конкурентные преиму­щества на мировых рынках.

Хозяйственное поле США привлекает мощный поток ино­странных инвестиций. Национальные деньги США по суще­ству стали выполнять функцию мировых денег, что приносит США также дополнительные доходы.

Таким образом, лидерство страны в НТП позволило США стать успешными по очень многим направлениям, укрепляя свои позиции мировой экономической державы.

Европейская хозяйственная модель развития. Западная Евро­па занимает особое место в мировом хозяйстве. На ее долю при­ходится примерно '/4 совокупного ВВП и 7 % населения мира. В ЕС входит 25 стран. Этот регион очень активно развивается. Он довольно быстро сокращает разрыв с США по основным производственным показателям. Уже в середине 1990-х гг. ЕС дос­тиг паритета с США по размерам совокупного валового продукта

Уровень безработицы здесь выше, чем в США. В странах Европы он достигает 11 %, а в США - 4 %. Превышение уровня безработицы требует больших социальных нагрузок по жизнеобеспечению незанятого населения в европейском регионе. В то же время продолжительность рабочего времени рядового американца на 12 % превосходит европейские показатели. С учетом этих обстоятельств по эффективности производства, отнесенной к затратам отдельного работника (человеко-час), европейский уровень в целом соответствует американскому.

Ядро западноевропейских государств составляют близкие по уровню и хозяйственным механизмам страны. Основная эконо­мическая мощь региона приходится на четыре страны: ФРГ, Францию, Италию и Великобританию, которые сосредоточили 70 % западноевропейского ВВП и половину населения региона. Будучи высокоразвитыми экономиками, западноевропей­ские государства эволюционировали на основе конкуренции качества по законам рынка монополистической конкуренции. Небольшая емкость рынка в каждой стране, обусловленная ог­раничениями спроса, не позволяла этим государствам задер­жаться на этапе развития, связанного с тиражированием стан­дартного производства, даже высокотехнологичного, поэтому они стали активно осваивать процесс изготовления высокока­чественного дифференцированного продукта, доводя техноло­гические цепочки до выхода на конечного потребителя.

Современный менедж

мент европейских стран стремится поставлять на внутренний рынок новую продукцию, находя­щуюся на начальных стадиях жизненного цикла товара. Когда она готова перейти на стадию стандартизации, фирмы или про­лают лицензии, либо вывозят производство в другие страны. Такие стратегии диверсифицируют внутренний рынок европейских стран, ориентируя его на нестандартную высокотехноло­гичную продукцию. Ориентация на обновление стандартов качества заставляет осознать необходимость инвестиций в на­учные исследования, которые в значительной степени имеют Фундаментальную направленность.

Диверсификацию внутреннего рынка укрепляет устойчивость экономического развития. Внутренний рынок совершенствует производство дифференцированного продукта, который непрестанно приносит покупателю новые элементы качества изделий. Это обстоятельство непрерывно поддерживает и обновляемость спроса, поэтому плотность европейских рынков, не став ограничителем совокупного спроса, обусловила дина­мичность его структуры. При стандартизации насыщенность рынка обязательно приводит к дальнейшему спаду производ­ства. При производстве дифференцированного продукта угроз для глубоких обвалов становится меньше.

В то же время ориентация на высокие стандарты качества послужила для Европы основой для последующего расшире­ния рынка сбыта. По мере того как постепенно повышается уровень жизни в мире, население многих стран переходит на более высокие стандарты потребления. Этот процесс ведет к росту спроса на качественные европейские потребительские товары. Таким образом, европейская модель развития создала основы для укрепления позиций ее экспорта и расширения его объемов.

Европейская модель развития последовательно использует принципы социально ориентированной экономики. Она настро­ена на предотвращение социальной напряженности, защищая социально уязвимые слои населения. Для выполнения такой функции активно используется перераспределение доходов пу­тем прогрессивного налогообложения. Высокая социальная на­грузка, которая ложится на государственный бюджет за счет социальных программ, приводит к более обременительному на­логообложения по сравнению с американской моделью разви­тия. Весь послевоенный период западноевропейские государства прилагали много усилий по сглаживанию крайних значений дифференциации в доходах населения. Прослеживалось, чтобы рост доходов работников осуществлялся пропорционально рос­ту доходов предприятий.

Европейская модель развития содействовала поступательно­му росту жизненного уровня в стране, увеличению сберегатель­ных процессов, необходимых для последующего инвестиро­вания. Таким образом, формировалась база инвестиционного климата в стране, залога ее стабильного экономического роста.

Население, благодаря росту благосостояния, меняет соци­альную структуру. Постепенно вымываются экономические основы маргинализации населения, растет так называемый третий класс, имеющий средний уровень доходов. Он стано­вится основным плательщиков налогов, определяя тем самым финансовые возможности государства, опорой государства в

социальной гармонизации, обеспечивая устойчивый экономи­ческий рост.

Однако развитие по такому пути требует научного обосно­вания предельно допустимой социальной нагрузки на государ­ственный бюджет. Социальная защищенность не должна гасить мотиваций к труду и стремления к повышению квалификации, а тяжесть налогообложения не должна ослаблять стимулы к инвестированию. Между тем многие европейские страны ста­ли страдать:

* от вывоза национального капитала в страны с меньшей тяжестью налогообложения;

* низких мотиваций местного населения к непрестижным видам труда, из-за чего приходится обращаться к труду иммигрантов. Их растущая доля в трудовых ресурсах при­водит к появлению социальной напряженности, в кото­рую закладывается и национальная подоплека.

Перегруженность бюджета социальной составляющей тре­бует снижения социальных обязательств государства, прибли­жая их к оптимальным размерам. Однако такие решения не могут не вызывать недовольство населения, которое привыкло к сложившимся устоям жизни.

Европейская модель развития основана на активной роли государства в регулировании экономики. Здесь непопулярны идеи об обязательном уходе государства из экономики, в кото­рой процесс координации уступил место слепой стихии рын­ка. Государство считает необходимым развиваться стратегичес­ки, активно влияет на цены, пошлины, технические нормы, ставя рынку ограничения только там, где возможны негатив­ные процессы.

Европейская модель развития продемонстрировала всему миру положительные эффекты международной интеграции. Ранее мир убеждался в преимуществах развития страны, основанной на использовании единого технологического уклада. Он облегчал кооперацию предприятий и выпуск качественной продукции, взаимосвязанных производственных единиц. На такой основе возникала дополнительная производительная сила, формирующая кумулятивный эффект разделения труда. Европа смогла усилить такие эффекты, преодолевая раздробленность национальных рынков и сформировав единый рынок. И это единство позволило использовать даже небольшим странам положительный эффект масштаба и выйти на единые стан­дарты конкурентоспособности. Более того, стала возможна более тесная кооперация фирм разных стран, что также дало толчок для роста производства. Таким образом, Европа пока­зала кумулятивный эффект развития на основе насыщенного, но единого рыночного пространства, подчиненного единым принципам и нормам регулирования.

Особенность европейского развития послевоенных лет, и особенно в последние два десятилетия, состоит в использова­нии эффекта системности, который основан на учете согласо­ванности экономических процессов. Такой эффект служит важ­нейшим фактором роста наряду с инвестициями.

Толерантность ЕС к национальным культурам различных стран также оборачивается экономическими эффектами. Про­исходят абсорбция всего лучшего и ненавязчивое постепенное взаимное обогащение достижениями мировых культур.

Надо отдать должное и политической ориентации ЕС, который не претендует на мировое лидерство и не стремится навязывать свои стандарты экономического и политического устройства остальным странам мира. Это освобождает ЕС от огромных затрат, которые необходимы для поддержания ста­туса мировой державы, что в свою очередь приносит не только политические дивиденды, но и экономические выгоды.

Японская модель развития. Япония является относительно молодой высокоразвитой экспортоориентированной страной. Она производит примерно 14 % мирового ВМП, имея 2,3 % населения от мировой численности. Япония совершила бес­прецедентный рывок в экономическом развитии. До Второй мировой войны (1938) на ее долю приходилось всего лишь 3 % ВМП.

После Второй мировой войны она встала из руин и отказа­лась от феодально-клановой модели развития. Япония, оккупированная США, провела радикальные рыночные реформы, которым национальная феодальная элита не могла оказать со­противления. Помещики лишились собственности на землю, доставшуюся крестьянам. Была проведена жесткая антимонопольная реформа, которую даже США не решались проводить у себя дома. По существу был произведен роспуск действующих монополий, и их акции пополнили рынок открытых продаж, активов. В результате аграрный сектор перестал кормить бесплодный слой рантье - помещиков, а в промышленности сформировались стартовые условия свободной конкуренции.

При таких условиях началось развитие Японии. Ее рынок страдал от засилья импорта, так как национальное производ­ство было неконкурентоспособно. Японское правительство осознало необходимость ликвидировать промышленное отста­вание, добывая недостающие технологии за счет приобретения лицензий. На их основе в течение 1950-1970 гг. фактически были перестроены все отрасли.

Промышленная трансформация Японии подчинялась сис­теме продуманных мер, приоритетных направлений, которые формировались на основе совместной работы правительствен­ных структур и бизнеса. Приводилась в действие знаменитая японская структурная политика. В результате в Японии был создан относительно единый технологический уклад, подчи­ненный структурной сбалансированности.

Идея экономической теории о необходимости добиваться макроравновесия и поддерживать его стала активно внедрять­ся в хозяйственную практику. В 1960-х гг. Япония стала исполь­зовать расчеты межотраслевого баланса в государственном ре­гулировании экономики. Она ориентировалась на рассчитан­ную межотраслевую оптимальность и ежегодно определяла квоты развития отраслей.

В области микроэкономики японская модель показала все­му миру успешность использования «человеческих отношений» между трудом и капиталом. Японские фирмы, нацеленные на мировой рынок, нуждались в стабильных кадрах. В крупных корпорациях утвердилась система пожизненного найма. Теперь се роль уменьшается. Она охватывает примерно 25 % наемной рабочей силы. Фирма в Японии обязана следить за профессио­нальным продвижением работника и о его вознаграждении в зависимости от стажа работы. Подобное направление япон­ского менеджмента позволило гармонизировать отношения в обществе, значительно усилив трудовые мотивации.

Таким образом, японская модель человеческих отношений формировала на уровне микроэкономики социальную стабильность общества. В остальных высокоразвитых странах эти цели достигались в большей степени за счет усилий государства, регулирующего рынок труда. Здесь же государство не стремится ставить границы имущественному расслоению.

Обновление производства на основе лицензий, сбалансиро­ванное развитие экономики, активная промышленная полити­ка правительства, подкрепленная новациями эффективного ме­неджмента, позволили Японии перейти на новую ступень про­мышленной модернизации. Необходимость закупать ресурсы для производства заставила Японию с самого начала ориенти­роваться на высокие критерии эффективности, характерные для мирового рынка. Новая техника и созданная продукция долж­ны были соответствовать этим требованиям. Высокая мировая цена за ресурсы стала низшей стартовой планкой эффективно­сти. Ее необходимо было преодолеть и добиться большего для получения предпринимательского дохода. Японская экономи­ка с успехом справилась с подобными трудностями, которые в свою очередь укрепляли стремление развиваться на основе тех­ники с высокими параметрами эффективности. Дефицит сырь­евых ресурсов заставил Японию развивать ноу-хау в области ис­пользования ресурсоэкономных технологий.

Успешное освоение мирового рынка Японией активно под­держивалось государством за счет стимулирования товарного экспорта.

Однако 90-е годы XX в. называют для Японии тяжелыми. В это время ее среднегодовые темпы прироста составляли 1,4 % - самый низкий показатель среди промышленно разви­тых стран мира. В начале XXI в. два года подряд ее ВВП падал по 0,5% ежегодно. Затянувшаяся на 15 лет депрессия обнажила слабость японской модели по отношению к сложившимся ре­алиям мирового рынка. Зарубежные экономисты М. Портер, X. Такнучи, М. Сакакибара отметили наиболее уязвимые мес­та японского хозяйственного механизма:

• ориентированность на монополистические гиганты;

• ущемление рыночных сил на внутреннем рынке, привед­шее к конкурентоспособности по мировым меркам лишь отдельные отрасли. Государство, формируя внутренние цены выше мировых, создавало стимулы работы на мест­ном рынке, но при этом увеличивалось отставание в кон­курентоспособности многих производителей;

• ограничение ПИИ в экономику, сдерживающее подъем
внутреннего рынка;

• незначительная ориентированность на подготовку высоко­одаренных специалистов, повышающих свое образование на основе автономного послевузовского обучения. Япон­ская система повышения квалификации хороша для под­готовки рабочего широкого профиля, но не разносторон­него творческого специалиста. В итоге она столкнулась с нехваткой способных к самостоятельной деятельности специалистов;

• стремление постоянно приобретать недостающие техно­логии, в большей мере, чем их создать самим, ослабив­шее ее усилия в повышении интеллектуального потенци­ала нации за счет модернизации системы образования.

Состояние внутреннего потенциала японской экономики стало определять и ее внешнеэкономическую деятельность. Япония, ориентируясь на производство товаров с использова­нием высоких технологий, стала наращивать экспорт в высо­коразвитые страны, так как именно там был высокий спрос на такого рода продукцию. Начиная с 1970-х гг., экспортные по­ставки обеспечивали от 70 до 83 % прироста продукции, про­изведенной в индустриальном секторе. Причем три четверти из нее шло на американский рынок. Ориентация на американский рынок привела к конкурентным трениям. Япония, заняв часть этого рынка, не смогла дальше осуществлять здесь свою торговую экспансию и стала использовать экспансию капитала. Однако к середине 1980-х гг. 3/4 зарубежных инвестиций Японии в США и Европу оказались не очень доходными, поэтому она пере­ключилась на освоение близлежащего и более слабого по срав­нению с ней азиатского региона. В середине 1990-х гг. Япония направляла в азиатские страны 45 % товарного экспорта (тех­нологий и комплектующих) и 47 % экспорта технологий. ПИИ в эти регионы росли еще более интенсивно.

Итак, Японии сегодня нужна новая стратегия экономичес­кого роста, которая позволила бы ей занять более надежные позиции в освоении модели инновационного типа. Модель развития индустриального типа уже себя исчерпала.


Тема 3. Внешняя торговля и внешнеторговая политика государства. Теории мировой торговли

 

1. Мировая торговля и ее направления.

2. Роль внешней торговли в развитии страны. Условия внешней торговли.

3. Политика либерализации и протекционизма.

4. Теории мировой торговли.

 

1. Мировая торговля и ее направления.

Международная торговля — сфера обмена продукцией раз­ных стран на основе купли-продажи. Она включает экспорт и импорт товаров (вывоз и ввоз). Международная торговля ис­торически стала первой формой внешнеэкономических связей и постепенно набирала силу. После Второй мировой войны се среднегодовые темпы роста уже в 1,5 раза превышали темпы роста мирового объема производства. Она принима­ет устойчивый характер на рубеже XVIII— XIX вв., благодаря крупному машинному производству с присущей ему специа­лизацией и возможностями выпускать продукцию не только на внутренний, но и на внешний рынок. В настоящее время ми­ровая торговля развивается очень быстрыми темпами. За пос­ледние 50 лет XX в. мировой торговый оборот вырос в 25 раз. Причины такого небывалого роста связаны:

а) с созданием новых отраслей и реконструкцией старых:

б) индустриализацией развивающихся стран;

в) углублением специализации, позволяющей торговать не
только готовым продуктом, но и узлами и деталями;

г) либерализацией, международной торговли на основе сни-­
жения таможенных барьеров и организации свободных эконо-­
мических зон.

Структура мировой торговли отражает потребность стран в НТП и уровень развития различных стран.

На первом месте стоит продукция обрабатывающих отрас­лей, которая охватывает 3/4 мирового товарооборота. Оставша­яся четверть приходится на продовольствие, сырье и топливо. Удельный вес продукции обрабатывающих отраслей растет, а остальных соответственно понижается. Это объясняется совре­менным направлением НТП, связанного с ресурсо- и энерго­сбережением. Наиболее динамично развивается торговля наукоемкими товарами и продукцией высоких технологий. Набирает силу торговля такими услугами, как консалтинг, лизинг, инжини­ринг, а также информационного характера. Возрастают доля продукции с высокой добавленной стоимостью и соответствен­но доля готовой продукции.

4.10------------------------------------------------------------------

В мировой торговле лидирующие позиции занимают стра­ны с развитой рыночной экономикой. Их доля в мировом то­варном экспорте колеблется около 70 %, порой превышая этот уровень. Развитые страны, получая выручку от экс­порта, имеют большие возможности оплачивать импортные товары. В связи с этим развитые страны не только главные экс­портеры, но и импортеры мира.

Самые активные международные товарные потоки проис­ходят в рамках взаимоотношений развитых стран. Продукция НТП и высокие технологии здесь пользуются особо высоким спросом. Товары такого рода экспортируются и в то же время поглощаются преимущественно на этих рынках. Здесь на них формируется как спрос, так и предложение.

Торговля PC ориентирована на обслуживание интересов промышленно развитых стран. Их доля в мировом товарообо­роте составляет чуть меньше '/4

Мировая торговля, активизируясь, претерпела качествен­ный скачок. Она стала не только проводником излишков на­ционального производства, но и посредником заранее согла­сованных поставок продукции кооперирующихся между собой предприятий разных стран мира. Современные ТЫ К через меж­дународную торговлю даже проводят свои внутрифирменные сделки, так как их производства разбросаны в разных странах.

Россия активно участвует во внешней торговле. Ее можно назвать экспортоориентированной страной, поскольку экспорт составляет более 45 % ВВП. (В СССР экспортная квота не пре­вышала 7 %.) Структура экспорта отвечает позициям, харак­терным скорее для PC: в нем слишком велика доля продукции с низкой добавленной стоимостью. Только продажа сырой неф­ти и газа приближается к половине объема экспорта. В насто­ящее время возникает необходимость диверсифицировать экс­порт на основе роста конкурентоспособности обрабатывающих отраслей. Импорт России пока недостаточно направлен на эко­номический рост. Доля машин и оборудования в объеме импорта составляет чуть меньше ¼. Импортная квота равна 16 % ВВП. Превышение экспортной квоты над импорт­ной указывает на отсутствие угрозы обесценения националь­ной валюты.

2. Роль внешней торговли в развитии страны. Условия внешней торговли.

Внешняя торговля в СССР часто использовалась для пога­шения товарных дефицитов. Но сама она не приносила стране дополнительного дохода. Сегодня выгоды внешней торговли видятся по-другому.

Внешняя торговля рассматривается как источник дополни­тельного дохода страны, а не как средство «латания дыр» наци­ональной экономики.

Внешняя торговля призвана обеспечить прирост дохода при тех же производственных возможностях. Без внешней торговли подобный прирост потребовал бы увеличения ресурсов страны.

Воздействие экспорта на экономику страны. Если страна ори­ентируется на участие в международной торговле, необходимо часть национальной продукции производить специально для продажи за рубежом. Ее реализация становится национальным экспортом. Товарный экспорт занимает определенную долю в ВВП, которая получила название экспортной квоты (Xкв).

Х кв = Х/ВВП, или Х/ВВП

где Х - объем экспортной продукции.

В каждой стране экспортная квота разная. По экспортной (импортной) квоте определяют степень участия страны в миро­хозяйственных связях.

Польза экспорта заключается в следующем:

• способствует росту ВВП, совокупного спроса, рабочих мест;

• обеспечивает финансирование роста ВВП за счет дохо­дов иностранного государства;

становится источником притока иностранной валюты в страну

Увеличение экспорта как части ВВП ведет к росту итогово­го показателя развития страны, и значит, способствует ее эко­номическому росту, активизируетинвестиционный спрос изанятость. Примерно 1/5 доходов развитых страни 1/3 доходовразвивающихся непосредственно зависят от экспорта.

Получив выручку, экспортеры могут тратить ее на инвести­ции, осуществлять заказы смежных отраслей, способствуя раз­витиювнутреннего рынка. Приток валюты, которую экспорт приносит в страну, позволяет оплатить импорт, расширить круги ассортимент потребления страны.

Как правило, экспорт товаров увеличивает ВВП, совокуп­ный спрос.Возможны иисключения: когда экспорт приводит к падению ВВП идеформирует внутренний рынок.

Это происходит приэкспорте товаров, потребность в которыхна внутреннем рынке ещене удовлетворена. В результатерастет несбалансированность национальной экономики, отя­гощеннаяинфляцией. Мотивами такого экспорта могут стать два обстоятельства:

1) более низкий уровень внутренних цен по сравнению с мировыми;

2) падение курса национальной валюты. Продажа товара за границей в этом случае становится особо выгодной.

В России наблюдались оба таких случая. С 1992 по 1995 г. внутренние цены на ресурсы были ниже мировых итогда на­циональные ресурсы массовым порядком вывозились изстра­ны. Пришлось сравнять внутренние цены на ресурсы смировыми. Это привело страну кизнурительной инфляции издер­жек, длящейся несколько лет. Во второй половине 1990-х гг. возникалифорс-мажорныеситуации, в результате которых Камчатка оказалась неотпливаемой в зимний, сезон по при­чине вывоза мазутаза рубеж.

Экспорт России на рубеже XX и XXIвв. составлял 40 % ВВП. Он значительно превышал импорт; образуя так называемый чистый экспорт товаров и услуг. Данные говорят о том, что Рос­сия активно включилась в мировой рынок товаров и рассмат­ривает экспорт как фактор экономического роста.

Воздействие импорта на экономику страны. Страны, которые раньше других встали на путь внешней торговли, рекомендова­ли сдерживать товарный импорт, так как видели в нем конку­рента для отечественного производителя, Кроме того, отмечали, что импорт способствует, оттоку золота из страны. Теперь можно уже говорить об оттоке иностранной валюты и одновре­менном ослаблении своей валюты. По сей день во многих стра­нах введены ограничения на приход конкурентного импорта.

Между тем экономисты либерального направления Дж. С. Милль, А. Маршалл в начале XX в. увидели в импорте большую пользу в качестве мощного заряда экономического развития.

Польза импорта связана:

* с расширением возможностей удовлетворения потребно­стей страны;

* усилением конкуренции, устраняя консерватизм произ­водства;

* улучшением структуры производства за счет устранения отсталого производства и перегруппировки ресурсов в пользу более эффективного производства;

* формированием стимулов у отечественного производи­теля повышать качество своей продукции.

Прогрессивная миссия импорта состоит в активизации дви­жущих сил перехода на более высокую ступень эффективнос­ти производства.

Польза импорта в развитии страны стала постепенно осоз­наваться, что "привело к возрождению старых идей свободы торговли, получившей новое название открытой экономики, или либеральной модели развития. Открытая экономика фор­мируется, когда хозяйственное поле страны не имеет запретов для проникновения иностранных товаров и капиталов.

Импорт России составлял почти 20-% ВВП. Такой результат специфичен для России» Он не повторяется в стра­нах с переходной экономикой.

Размер выигрыша или проигрыша, который получает стра­на, зависит от величины ее экспорта и импорта. Их соотноше­ние определяется структурой и степенью конкурентоспособ­ности национального производства; отрасли с сильным конкурентным потенциалом становятся экспортными, остальные оставляют поле для импорта. Эффективность внешнеторговых операций зависит не только от физических величин внешне­торговых потоков, но и от их ценового выражения. На миро­вом рынке цены подвержены изменениям и конъюнктурным перепадам. Они резко меняют величины результатов междуна­родных сделок.

Эффективность внешнеэкономических операций страны будет возрастать, когда цепы ее экспорта повышаются, а цены импорта понижаются. Страна окажется в неблагоприятной си­туации, если динамика цен по этим группам будет противопо­ложной. Зависимость положения страны от ценовых колеба­ний мирового рынка отражает такое понятие, как условия тор­говли.

Условиямиторговли товарами (ТоТ) называют соотношение экспортных и импортных цен;

ТоТ=Рх/Рм

Показатель условий торговли рассчитывается как в целом для страны, так и по отдельным внешнеторговым фирмам. Он может быть агрегатным, т.е. охватывать суммарные величины по экспорту и импорту или отражать подобное соотношение по отдельным товарам. Рост показателя условий торговли озна­чает повышение доходов страны от ее внешнеторговых опера­ций, падение, наоборот, - потери.

Для определения эффективности внешнеторговых операций показатель условий торговли выражают в процентных величи­нах, т.е. умножают на 100. Тогда, если ТоТ > 100, условия тор­говли для страны складываются благоприятно. Международ­ная торговля будет приносить выгоду: При ТоТ < 100 страна будет терять свои доходы на мировом рынке.

Приведенный показатель условий торговли называют бар­терным, или товарным. Он показывает выигрышные или про­игрышные позиции страны от внешнеторговых операций. Но когда страна хочет определиться с общей величиной чистого выигрыша от внешней торговли, т.е. обозначить доходные ус­ловия торговли, она должна товарные условия торговли умножить на количественный индекс экспорта.

Доходные условия торговли - индекс, отражающий возмож­ность импортных закупок на доходы, полученные от экспорта (Rx):

 

ТоТ(доходные) = (Рх/Рм)Rx

В последние годы условия торговли для развитых стран улуч­шались, а для PC и стран с переходной экономикой продолжа­ли ухудшаться. Такая ситуация связана с повышением спроса и соответственно цен на высокотехнологичную продукцию высокоразвитых стран. Потребность в ней возрастает в связи со стремлением отстающих стран включиться в процесс дого­няющего развития.

Сейчас намечается повышение спроса на мировых сырье­вых рынках за счет роста промышленности Китая, Индии и новых индустриальных стран Азии. Для России такая конъюнк­тура дает шанс быстро наращивать доходы от экспорта и уве­личивать ВВП.

Страна, интегрирующаяся в мировой рынок, может повы­шать свои доходы с помощью структурных стратегий в виде:

• увеличения потенциала экспортных отраслей;

• уменьшения зависимости от импорта.

Экспорторасширяющий экономический рост умножает до­ходы страны. Но насыщение мирового рынка экспортным то­варом приведет к падению его продажных цен, что ухудшит условия торговли для страны.

Страны, страдающие от засилья импорта, стремятся сти­мулировать импортозамещение. Это может привести к паде­нию спроса и цен на импорт, что улучшит условия внешней торговли.

России при выработке направлений внешнеторговой поли­тики не следует забывать о выгодности процессов импортозамещения.

13.10-----------------------------------------------------

3. Политика либерализации и протекционизма.

Внешнеэкономическая политика может основываться на концепции протекционизма или свободной торговли. Протекционизм означает защиту национального производства за счет ограничения иностранной конкуренции. Идеи свободной тор­говли, или в современной терминологии — открытой эконо­мики, предполагают, что хозяйственное поле страны не имеет запретов для иностранных товаров и капиталов,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 1508; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.241 сек.