Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тактика центрального банка при нарушениях равновесия пла­тежного баланса




 

Нарушение равновесия Тактика Цель
Дефицит Покупка иностранной валюты Сжатие денежной массы на внутреннем рынке Продажа иностранной валюты Расширение денежной массы на внутреннем рынке
Профицит Удержание валютного курса от падения, которое увеличит дефицит платеж­ного баланса Препятствование повы­шению валютного курса, которое увеличит профи­цит баланса

Политика центрального банка по предотвращению наруше­ний платежного баланса будет опираться на те же стабилиза­ционные меры, но с меньшей нагрузкой.

Обычно центральный банк устанавливает пределы свобод­ных колебаний курса национальной валюты (валютный кори­дор). Такая политика облегчает регулирование платежного ба­ланса. Если цена иностранной валюты приближается к верх­ней границе валютного коридора, это свидельствует об угрозах нарастания дефицита платежного баланса. Валютная интервен­ция и политика дешевых денег становятся условием предотв­ращения дефицита платежного баланса.

Приближение цены иностранной валюты к нижней грани­це центральный банк расценивает как угрозу нарастания про­фицита платежного баланса. Продажа валюты центральным банком и политика дорогих денег становятся условием ее пре­дотвращения.

При режиме фиксированного валютного курса в экономике постоянно накапливаются дефицит либо излишки валютных средств, поскольку фиксированный курс, как правило, откло­няется от рыночного.

При более низкой оценке национальной валюты по срав­нению с ее официальным курсом (номинальная национальная валюта завышена) теряются выгоды у экспортеров товаров и импортеров капиталов. Осознание постоянных потерь от внешне­экономических стратегий снижает их активность. В результате страна все больше теряет притоки иностранной валюты, нара­стает дефицит платежного баланса.

При превышении реального курса национальной валюты над его официальным уровнем происходят противоположные действия. Теряются выгоды вывоза капитала и товарного им­порта. Страна лишается части притоков ресурсов такого рода, а профицит платежного баланса нарастает.

Инструменты выравнивания платежного баланса при фик­сированном валютном курсе включают:

* валютные интервенции при дефиците платежного ба­ланса;
* девальвацию или ревальвацию национальной валюты.
Следствием девальвации станут стимуляция товарного экспорта и «удушение» импорта. По этой причине будет происходить эффективный процесс сжатия дефицита платежного ба­ланса.

При ревальвации будет наблюдаться обратная картина: «удушение» товарного экспорта и стимуляция импорта. В этом случае следует ожидать разрушения профицита платежного ба­ланса.

Мероприятия государства по уравновешиванию платежного баланса. Экономические мероприятия государства по вырав­ниванию платежного баланса носят косвенный характер. Это означает, что государство формирует не сам баланс, а лишь усло­вия, которые в свою очередь будут влиять на процессы, вырав­нивающие платежный баланс.

В то время как активный баланс относительно легко кор­ректируется, пассивный - постоянно ставит большие пробле­мы: золотовалютный резерв тает, государство не может креди­товать импортеров. Внутренний рынок дестабилизируется растущей инфляцией. Экономические меры государства в борь­бе с дефицитом платежного баланса можно устранить с помо­щью протекционистских мер, когда товарный экспорт стиму­лируется, а импорт тормозится.

Политика «удушения» импорта при дефиците платежного ба­ланса. Хотя всем известно, что все ограничения внешнеэконо­мической деятельности в долгосрочном периоде вредят разви­тию экономики, страны с пассивным платежным балансом за­частую не имеют других возможностей улучшить свои платежные балансы, кроме мероприятий, ограничивающих импорт.

С вхождением многих стран в ВТО резко уменьшились их воз­можности использовать традиционное защитное средство в виде повышения таможенных тарифов. Сейчас ВТО установила пре­делы таможенного тарифа в размере 3,8 % для стран-участниц Невозможность расширения рамок эксплуатации таможенной защиты заставила искать иные меры ограничения импорта и по мере их нахождения повысить их нагрузку. Этим объясняется расширение правовых процессов оттеснения импортеров с рын­ка. Чаще всего основанием для применения такой тактики слу­жат обвинения в демпинге, т.е. в экспорте по бросовым ценам

В связи с этим стало более точно отрабатываться само поня­тие демпинга и его видов. Демпингом считается не обязательно продажа более дешевого импортного товара. Международные соглашения считают демпингом лишь продажу импортного то­вара по ценам более низким по сравнению с внутренним рын­ком импортера.

Различают дотационный, социальный и валютный демпинг. Дотационный демпинг построен на субсидировании производ­ства правительствами экспортеров. В социальном демпинге мо­гут обвиняться страны с более низкой реальной заработной платой, в валютном демпинге - страны, которые девальвиро­вали свою валюту, или те, которые, несмотря на повышающий­ся профицит платежного баланса, не спешат с ревальвацией своей валюты. Подобные действия ведут к искуственному сти­мулированию экспорта и ограничению импорта и означают что страна перекладывает свои проблемы на другие государства

Безусловно, юридически можно закрыть свой рынок для импортера при доказательстве наличия дотационного демпин­га. Упреки же в использовании социального или валютного демпинга могут иметь действие при формировании соглашений об интеграционных образованиях типа общего рынка, зон открытой торговли и т.д. К примеру, на переговорах о вступле­нии России в ВТО было выставлено требование повысить ее экспортные цены на энергоносители и газ в целях нейтрализа­ции более низких социальных издержек этих товаров.

Политика поощрения экспорта при дефиците платежного ба­ланса. Можно выделить следующие направления возрастающей активности стимулирования экспортеров.

1. Государство активизирует свое участие в экономических рисках экспортеров, расширяя круг гарантий надежности за­ключенных договоров и поручительств.

2.Усиливается масштаб налоговых льгот и прямого доти­рования экспортеров. Государства или освобождают от нало­гов производителей при экспорте продукции, или использу­ют налоговые льготы. Возможны и прямые субвенции. К ним принадлежат, например, наличные доплаты, льготные креди­ты, экспортные премии, инвестиционная помощь и экспорт­ные кредиты.

3.Расширяется круг торговых соглашений и договоров, ко­торые заключает государство, стремясь расчистить дорогу для отечественного экспорта.

Протекционистские меры, имеющие эффект в краткосроч­ном периоде, при дефиците платежного баланса или его угро­зах не способны кардинально решить проблемы уравновеши­вания платежного баланса, если не подкрепляются политикой развития внутреннего рынка страны и конкурентоспособнос­ти отечественного производства.

Протекционизм не убирает глубинные причины болезни экономики, вызвавшие дефицит платежного баланса, а всего лишь борется с его последствиями. По прошествии времени страна, не добившаяся успехов в развитии внутреннего рынка, опять окажется в состоянии пассивного платежного баланса. Экономические болезни страны превращаются в хронические.

Фундаментальные условия улучшения состояния платежно­го баланса должны решаться на основе долгосрочной страте гаи и соответствующей ей политики, содействующей развитию внутреннего рынка и инвестиционному росту.

Такая политика должна быть направлена на повышение конку­рентоспособности отечественных товаров и на развитие импор­тозамещающих отраслей. Для России это особенно важно.

4. Платежный баланс стран с развитой рыночной экономикой и Россией.

Административные меры представляют собой нерыночное вмешательство в сферу нешнеэкономических отношений Среди административных мер можно назвать контенгирование импорта и прямой контроль статей платежного баланса. По­следний включает следующие моменты.

1. По счету текущих операций происходит регламентация экспортных и импортных операций. При пассивном торговом балансе особенно тщательно контролируется товарный импорт (увеличиваются таможенные тарифы, уменьшаются квоты на импорт и т.д.).

2.По счету движения капиталов регулируются величины вывоза национального капитала, а также прилагаются усилия по реструктуризации внешнего валютного долга1.

3.По резервам происходит накопление золотовалютных резервов. При пассивном платежном балансе центральный банк прибегает к валютным интервенциям в целях сохранения ис­кусственного поддержания курса собственной валюты. Преде­лом возможностей такой политики центрального банка служит величина самих резервов. Их исчерпание ведет к неизбежной девальвации национальной валюты.

Валютные ограничения становятся разновидностью прямо­го контроля статей платежного баланса. Они регламентируют не объемы торговли, а исключительно движение валютных по­токов. При угрозах дефицита платежного баланса валютные ограничения призваны создать заслоны для оттока валюты

Валютные ограничения по счету текущих операций пред­ставлены такими вариантами, как:

• замораживание валютных счетов экспортеров;

• требование обязательной продажи валютной выручки экс­портеров центральному банку или на валютной бирже;

• ограничение продажи иностранной валюты импортерам на текущем и срочном валютных рынках страны, что авто­матически сокращает объем импорта;

• запрещение оборачиваемости иностранной валюты во внутренних сделках страны;

• запрещение продажи товаров страны за рубежом с опла­той в национальной валюте.

Валютные ограничения по финансовым операциям пассив­ного платежного баланса ставят цель сократить отток капита­ла и стимулировать импорт капитала. Для этого:

• устанавливается предел вывоза иностранной валюты, зо­лота, ценных бумаг и других ценных активов;

• вводится контроль за рынком ссудных капиталов, в том числе кредитов под зарубежные инвестиции, рынком цен­ных бумаг, создавая противовесы ажиотажу валютных спе­куляций;

• замораживается оплата внешнего долга.

Развитые рыночные страны, такие как Япония, Германия, став успешными экспортерами товаров, не раз оказывались в ситуации активного платежного баланса, который создавал опасность сокращения объемов их экспорта. В этой связи они стали применять меры, предотвращающие дальнейший рост курса их национальной валюты. Поскольку экспортеры това­ров и импортеры капитала доставляют на национальный ры­нок дополнительную иностранную валюту, именно к ним при­меняются сдерживающие меры.

Стандартными мерами валютного контроля при активном платежном балансе являются:

• препоны для притока иностранного капитала;

• выдвижение ограничений для ввоза иностранной валю­ты в страну;

• выдвижение требований по депонированию части иност­ранного кредита центральному банку страны.

Очень часто можно услышать мнение, что страна, упова­ющая на прямой контроль, особенно на валютный, окажется бессильной решать балансирование платежного баланса на ус­тойчивой долгосрочной основе. В итоге активно рекомендуется переориентироваться на более либеральный режим балан­сирования платежного баланса.

Однако продвигаться к более либеральному валютному ре­жиму следует с большой осторожностью. Ослаблять валютный контроль следует только по мере достижения позитивных макро-экономических результатов. Поспешность в этом отношении опасна экономическими шоками. При неблагоприятном пас­сивном платежном балансе можно постепенно снимать огра­ничения на вывоз иностранной валюты. Этому должны про­ложить дорогу успехи устойчивого экономического роста, со­провождающегося нарастанием поступлений иностранной валюты.

Счет текущих операций России характеризуется сильными позициями экспортеров, т.е. он положителен. Торговый баланс делает активным экспорт сырьевых энергетических отраслей. Обрабатывающая же промышленность в целом еще не достиг­ла необходимой конкурентоспособности для того, чтобы вый­ти на мировой рынок.

Счет движения капитала в 2005 г. имел отрицательное саль­до за счет:

• погашения большого внешнего долга страны, в том чис­ле и досрочно;

• оттока национального капитала за границу;

• нежелания иностранных инвесторов далее направлять свой капитал в Россию. Потоки ПИИ пока еще не игра­ют существенной роли в экономическом росте России.

2005 г. в счете капитальных операций отразил значительное сокращение оттока отечественного капитала из частного сек­тора (почти в 5 раз). Этот факт вселяет надежды на то, что Рос­сия стала продвигаться на более выгодные позиции платежно­го баланса.


Тема 9. Международная экономическая интеграция

1. Сущность, формы и этапы международной экономической интеграции.

2. Западноевропейская экономическая интеграция. Европейский союз.

3. Система международных организаций: их функции в регулировании международных экономических отношений.

4. Теории глобализации мирового хозяйства.

 

1. Сущность, формы и этапы международной экономической интеграции.

Международный интеграционный экономический процесс осуществляется через переплетение хозяйственных связей меж­ду странами мира. Национальные рынки постепенно сливаются в единый глобальный рынок, с единым рыночным режимом

Переплетение хозяйственных связей между странами вызы­вает потребность в смягчении и даже в снятии ограничений в торговых отношениях, движении капитала и рабочей силы т.е в либерализации национальных рынков, открывающихся' для иностранных экономических притоков.

Возникший интеграционный процесс сам вызвал новые тен­денции развития мирового хозяйства. Произошло сближение национальных систем производства, обмена и потребления а
также повышение динамизма и эффективности национальных хозяйств, обусловленных распространением по миру НТП информационной революции.

Интеграционные процессы осуществляются на микро- и макроуровнях.

Микроуровень охватывает международные стратегии част­ного бизнеса, макроуровень - сферу межгосударственных со­гласований национальных внешнеэкономических политик

Этапы эволюции интеграционных процессов. Международ­ная экономическая интеграция прошла четыре этапа.

1)Выход национальных товаров на мировой рынок.

2)Выход национальных факторов производства (капиталов и рабочей силы) на мировой рынок.

3)Выход на мировую арену ТНК и региональных между­народных образований.

4)Глобализация.

 

Рассмотрим суть процессов, происходящих внутри каждо­го этапа.

Первый этап (начало XIX в.) знаменуется первыми шагами в превышении национальным производством узких границ внутреннего рынка.

Поиски рынков сбыта усилили потребность во внешней тор­говле, в МРТ, подчинявшемся поиску эффективности внеш­неторговых потоков.

Второй этап начался с 20-х годов XIX в. Тогда интеграцион­ные процессы стали охватывать не только международную тор­говлю, но и мировые потоки капиталов и рабочей силы.

Вывоз капитала стал индикатором перемен хозяйственной жизни мира. Начиная с 1960-х гг. наметился значительный пе­реток капитала из стран Западной Европы в страны Америки, Австралию, а затем и царскую Россию, Наибольший отток ка­питала наблюдался в Британии - 9 % ВНП, примерно на том же уровне он был во Франции, Германии и Нидерландах.

Процессы сближения национальных рыночных режимов стали четко обозначаться. Об этом свидетельствует и сокраще­ние разницы в ценах на товары между странами Европы и Аме­рики. К началу Первой мировой войны за вековой период раз­ница в ценах на товары сократилась на 81 %.

 

Третий этап начинается с 1960-х гг. Его характеризуют три новых момента:

1)новые бизнес-стратегии транснационального капитала, связанные с размещением взаимосвязанного производства кор­порации в различных регионах мира;

2)международные институты, регулирующие интеграцион­ные процессы;

3)региональные интеграционные образования.

Транснациональный капитал, будучи продуктом интеграци­онных процессов, внес в них новый импульс. В 1960-е гг. ТНК в своих зарубежных филиалах уже не ограничивались стратегиями дублирования производства, освоенного на родине. Они раздро­били МРТ, внедряя его в процесс производства частичного про­дукта прокладывая «единый мировой конвейер»: Подобная орга­низация производства позволила ТНК уменьшить продажные цены, повысив тем самым конкурентоспособность своих това­ров и планку эффективности интеграционных процессов.

Переплетение хозяйственных оборотов различных стран базировалось на совершенствовании международного транс­порта и коммуникаций. Интеграционный процесс потребовал специальной и институциональной организации. Она осуществ­лялась по трем последовательным направлениям на основе:

1)двусторонних и многосторонних межгосударственных согласований. Их цель - коррекция условий, обеспечивающих соблюдение взаимных национальных интересов участников международных связей;

2)межгосударственных организаций, устанавливающих регламент движения хозяйственных миропотоков;

3)формирования региональных коллективных соглашений по формированию единого экономического пространства. Та­кие соглашения нацелены на снятие или уменьшение ограни­чений для рыночных потоков государств, входящих в регио­нальный блок и одновременно на сохранение торговых огра­ничений с остальными странами мира (рис. 1).

 

Межгосударст- венные соглашения по коррекции взаимной внешне­экономической деятельности Межгосударст­венные организации, регулирующие развитие взаимной внешнеэкономиче­ской деятельности - Формирование единого экономического пространства в рамках международного региона

Рис. 2. Формы институциональной организации интеграционных процессов в рамках третьего этапа их эволюции

Интеграционные группировки в международной экономи­ке возникают от случая к случаю. Они могут и исчезать. В сере­дине 1990-х гг. их было более 30 против 5-6 в 1980-е гг. Наибо­лее значимые из них сегодня — это:

• ЕС;

• североамериканское соглашение о свободной торговле между США, Канадой и Мексикой (НАФТА). Это согла­шение начало действовать с 1994 г.;

ASEAN. В ее составе такие страны, как Индонезия, Ма­лайзия, Филиппины, Сингапур, Таиланд, Бруней. С 1995 г. к нему примкнул и Вьетнам. Эта группировка поставила перед собой цель к 2008 г. создать для своих стран сво­бодную торговую зону. Для ее достижения следует прове­сти поэтапное снижение торговых тарифов внутри нее;

• СНГ, образованное в 1992 г. на базе бывших республик СССР, за исключением стран Балтики.

Развитие региональных группировок привело к междуна­родным структурным образованиям - региональным хозяй­ственным комплексам с единой инфраструктурой. Они могут иметь единую валюту, финансовые фонды, общие наднацио­нальные или межгосударственные органы управления.

Наиболее яркое выражение получили интеграционные ре­гиональные образования в Западной Европе во второй поло­вине XX в. Начав в 1951 г. как Европейское объединение угля и стали, региональное соглашение стало носить более широкий характер. Оно охватывало уже не эти две отрасли, но и осталь­ные отраслевые рынки в странах, включившихся в формиро­вание регионального международного экономического про­странства. Была создана единая зона свободного перемещения товаров, капиталов и рабочей силы для стран — участниц со­глашения. Такая зона получила название Общий рынок. Ко­личество стран-участниц постепенно возрастало.

С 1993 г. на основе Маастрихтских соглашений подобная региональная группировка получила новое название — Евро­пейский союз. Сегодня он уже практически завершил созда­ние основ единого рынка, системы межгосударственного уп­равления и уже перешел на единую валюту — евро. В настоя­щее время в состав ЕС входит 25 стран. 1 мая 2004 г. к «старым» странам — членам ЕС присоединились 10 новых. К странам — аборигенам ЕС относятся: Германия, Франция, Италия, Бель­гия, Нидерланды, Люксембург, Великобритания, Испания, Португалия, Ирландия, Финляндия, Швеция, Австрия, Греция, Дания. Новыми членами ЕС стали Венгрия, Кипр (греческая часть острова), Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Сло­вения и Эстония. Территория объединенной Европы увеличи­лась почти на 1/4, а население - 1/s.

К 1960-м гг. западноевропейские страны стали испытывать нарастающую потребность в освоении новых рынков сбыта. Острота проблемы усугублялась потерей старых освоенных ра­нее внешних рынков Восточной Европы и бывших колоний. Потребность в новых рынках вызывалась:

перерастанием производством емкости внутреннего рын­ка, в том числе продукции наукоемких отраслей. Послед­ним требовались рынки развитых стран;

* необходимостью дополнительных стимулов для повыше­ния конкурентоспособности национальной продукции.

В 1960-е гг. шесть стран (Франция, Германия, Италия и Бе­нилюкс) договорились между собой о свободе перемещения товаров, а затем капиталов и рабочей силы. Такое решение предъявляло более жесткие требования к внутри страновой кон­куренции. Более эффективный капитал завоевывал лидерство в более широких границах, вытесняя малоперспективное про­изводство. Это дало мощный толчок для роста производитель­ности труда. Страны Общего рынка смогли противостоять кон­куренции на своем хозяйственном поле со стороны США. Кро­ме того, страны Общего рынка смогли избежать деформаций монополизации производства, легко достижимой на малень­ких рынках.

Успешный процесс интеграции объяснялся и тем, что он сопровождался планомерными межгосударственными усили­ями по использованию структурной политики. Они стали чет­ко проявляться уже с 1970-х гг. и в дальнейшем нарастали. Прежде всего составлялись программы в области научных ис­следований по новым промышленным технологиям и комму­никациям. Наднациональные органы разрабатывали програм­мы по кооперированию в новейших областях науки и произ­водства, привлекая даже капиталы США и Японии.

В 1990-х гг. в интеграционных процессах усилились меха­низмы сближения национальных политик, направленных на то, чтобы уровнять экономическое и социальное развитие стран-участниц.

Слагаемые успеха западноевропейской интеграции заклю­чаются в том, что интеграционный процесс:

• продуцируется внутренним хозяйственным развитием;
• не ограничивается либерализацией рынков;

• смыкается с решением задач по повышению конкурен­тоспособности производства;

• базируется на активной структурной политике государств.
Четвертый этап начался с 1990-х гг. и проходит под знаком

глобализации. Мировой и национальный рынки по многим по­зициям становятся одним хозяйственным полем. Теперь уже недостаточны призывы к адаптации локального рынка к ми­ровому. Национальный рынок превращается во внутреннюю часть глобальных хозяйственных потоков. Формирование еди ной глобальной экономики сегодня проявляется по крайней мере по трем опорным позициям:

1) на основе Интернета действует глобальная информаци­онная система, одновременно охватывающая множество развитых стран. Она позволила создать международную комму­никационную сеть и совершать торговые и финансовые меж­дународные сделки, не выходя из собственного дома;

2) произошло образование единой международной сети финансовых услуг, основанной на электронной системе связи и использовании компьютерных технологий. Ведущие банки
мира связаны между собой единой сетью базы данных, облег­чающих передвижение международных финансовых потоков.
По сути именно финансовые рынки оказались наиболее восприимчивы к глобальным процессам. Они в большей мере, чем другие, опираются на рынок информации, а именно он и стал
международным. Кроме того, финансовый рынок оперирует самым ликвидным товаром - деньгами, которые обладают высокой мобильностью. Деньги очень легко могут перемещать­ся
по каналам мирового рынка, что способствует формирова­нию единого финансового мирового пространства;

3) образовались и международные сети продвижения това­ров и услуг, включая транспортировку, складирование, гаран­тийное обслуживание, страхование/маркетинг, рекламу и др. Заслуга в образовании такого рода инфраструктуры мирового рынка принадлежит ТНК, которые сформировали ее своими внешнеторговыми стратегиями.

В настоящее время Россия модернизирует общее экономи­ческое пространство бывшего СССР на принципах рыночной экономики. Интеграционный процесс теперь должен созревать снизу, а политические решения - лишь содействовать его про­движению. Ранее же интеграция насаждалась сверху исключи­тельно политическим путем.

Продвижение по новому пути интеграционного процесса будет происходить при совмещении проблем взаимодействия стран-участниц с процессами, происходящими на мировом рынке.

Юридически процесс формирования регионального между­народного пространства начался с 1992 г. Тогда образовалось СНГ. Страны, подписавшие Договор о создании экономичес­кого союза (24 сентября 1993 г.), мыслили продвижение процесса интеграции как постепенный переход от более простых ее форм к более сложным. Углубление интеграции должно про­ходить ряд последовательных этапов:

1)ассоциации свободной торговли;

2)таможенного союза;

3)общего рынка.

По существу страны СНГ поставили перед собой задачу пе­ренять опыт региональных международных образований ЕС. Сейчас же ЕС осваивает более сложную форму региональных образований - экономический и валютный союз. Для стран СНГ такая проблема еще недостижима.

Страны СНГ стали демонстрировать различные скорости в реализации интеграционного процесса. В последнее время выделились четыре страны, которые больше всего продвину­лись в этом направлении - Россия, Белоруссия, Казахстан и Украина. Эти страны на саммите стран СНГ в Ялте (19 сентяб­ря 2003 г.) приняли решение о создании Единого экономичес­кого пространства. Но Украина теперь выпала из этого про­цесса, а остальные три страны будут формировать зону свобод­ной торговли. Но на повестке дня уже стоят вопросы более глубокой интеграции, ориентированные на свободное передви­жение товаров и услуг, рабочей силы и капитала. Кроме того, осознается и необходимость проведения единой внешнеэко­номической политики и выравнивания цен на энергоносите­ли в странах-участницах.

Формы региональных интеграционных образований. Между­народными региональными образованиями стали: зона свобод­ной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономиче­ский и валютный союз. Все послевоенные интеграционные региональные образования имеют двуединое начало. Они за­пускают мощный импульс свободной торговли и свободного перемещения факторов производства. Но одновременно опи­раются на протекционистский щит от конкуренции со сторо­ны стран мира, расположенных вне интеграционной зоны. Переход от одной формы интеграции к другой основан на прин­ципе восхождения от простого к более сложному. Сначала со­здаются условия для свободной торговли между странами ре гиона с отменой таможенных пошлин, затем условия для пере­мещения факторов производства. И только после этого начи­нается развитие региона на основе единой валюты и макроэко­номической политики.

Зона свободной торговли образуется несколькими странами, которые упраздняют между собой все торговые барьеры (по­шлины и нетарифные ограничения). Но каждая из них сохра­няет импортные торговые барьеры по отношению к третьим странам. В такой зоне сохраняется таможенный контроль на границах стран — участниц соглашения. Таможенный контроль должен собрать таможенную пошлину или ограничить импорт из третьих стран.

Таможенный союз поднимает проблему взаимной таможен­ной либерализации на новый уровень. Утвердился общий внеш­ний тариф для третьих стран и ликвидирована таможенная служба на внутренних границах между странами — участница­ми соглашения.

Как зона свободной торговли, так и таможенный союз ка­саются лишь сферы товарообмена. Они содействуют реализа­ции равных возможностей в развитии взаимной торговли и финансовых расчетов.

Развитие таможенного союза органически подготавливает образование платежного союза, который строится на механиз­мах взаимной конвертируемости валют и функционировании единой денежной единицы.

Общий рынок в качестве базы интеграционного процесса бе­рет достижения таможенного союза. Но теперь единое эконо­мическое пространство образуется не только для взаимного то­варообмена. Оно вбирает и передвижение всех факторов про­изводства (капитала и рабочей силы).

Как показала жизнь, идеям общего рынка может препят­ствовать разнонаправленность национальных экономических политик. Разный предпринимательский режим (налоговые ставки, уровень банковского процента и т.д.) создает предпо­сылки для возможного перемещения капитальных активов из одной страны в другую. Предотвращение подобных нежела­тельных процессов, угрожающих национальной безопасности каждой из стран-участниц, стало возможным при согласова­нии национальных экономических политик.

Экономический и валютный союз считается на настоящий момент высшей формой международного регионального обра­зования. Он строится на базе Общего рынка, но при этом уни­фицируется экономическая политика, в том числе денежная, налоговая и социальная. Предусматривается единая политика в отношении торговли и движения капитала.

Ярким примером экономического союза могут быть США, где 50 штатов объединено в полный экономический союз с об­щей валютой и единым Центральным банком (Федеральная ре­зервная система). Фискальная и монетарная политики, между­народная политика, военные расходы, пенсионное обеспечение программы здравоохранения едины и обеспечиваются единым федеральным правительством. Другие аспекты жизнедеятельно­сти американского социума (образование, культура, сохранение порядка) регулируются и финансируются штатами.

Экономическим союзом называет себя и Европейское со­общество. В 2002.г. оно ввело единую валюту — евро. В настоя­щее время происходит унификация социально-экономической, денежно-кредитной политики в этих странах. Этот процесс будет развиваться и дальше.

Обобщенная характеристика международных региональных объединений дается в табл.8.


Таблица 8 Признаки международных региональных образований

 

 

1 Формы Свободная Единые Свободное Единая  
интегра- торговля тарифы движение экономиче-  
ционных внутри и квоты факторов ская поли-  
образо- региона к третьим производства тика стран 1  
ваний   странам внутри региона соглашения  
Зона + - - -  
свободной          
торговли          
             
Таможенный союз + +
Общий рынок + + +
Экономиче­ский союз (полный) + + + +
                   

 

2. Западноевропейская экономическая интеграция. Европейский союз.

Свое наиболее полное развитие экономическая интеграция получила в Западной Европе. Помимо объективных экономических процессов, западноевропейская интеграция подпитывалась идеями единой Европы, выдвигаемыми многими европейскими политическими, общественными деятелями и мыслителями, среди которых В. Гюго, И. Кант и др.
Современная история образования и развития Европейского Союза (ЕС) начинается с 1951 года. В апреле этого года был подписан договор о Европейском объединении угля и стали (ЕОУС), в который вошяи 6 стран - Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург. Это была своего рода предыстория западноевропейской интеграции. Реальный отсчет ее возникновения и развития начинается с 1957 года, когда те же страны подписали договоры о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом). В состав общества вошли страны с высоким уровнем развития, что во многом определило высокие темпы его экономического роста на протяжении последующих 15 лет.

Развитие западноевропейской интеграции с конца 50-х годов до настоящего времени протекало неравномерно и относительно противоречиво. Вместе с тем, цели и задачи, поставленные при образовании Европейского экономического сообщества на протяжении всего его осуществления, реализовывались достаточно последовательно и успешно.
Процесс развития западноевропейской экономической интеграции можно условно разделить на 4 этапа.
Первый этап (конец 50-х - середина 70-х годов) считается "золотым веком" в жизни Сообщества. Он ознаменовался досрочным созданием Таможенного союза, сравнительно успешным формированием единого аграрного рынка, вступлением в ЕЭС трех новых стран: Великобритании, Дании, Ирландии.
Конкретными целями создания ЕЭС или, как часто называли его, "Общего рынка" были:
- постепенное устранение всех ограничений в торговле между странами-участницами;
- установление общего таможенного тарифа в торговле с третьими странами;
- ликвидация ограничений для свободного передвижения "людей, капиталов, услуг";
- разработка и проведение общей политики в области транспорта и сельского хозяйства;
- создание валютного союза;
- унификация налоговой системы;
- сближение законодательства;
- разработка принципов согласования экономической политики.
В целях реализации этих установок была создана комплексная управленческая структура - Совет Министров ЕЭС, Комиссия европейских сообществ, Европейский совет, Европейский суд, Европейский парламент.
Своей первой целью ЕЭС поставило решение задачи создания общего рынка товаров, капиталов, услуг и рабочей силы стран-участниц. Для этого был создан Таможенный союз. Именно Таможенный союз лежит в основе ЕЭС. В рамках Таможенного союза были:
- ликвидированы торговые ограничения во взаимной торговле стран-участниц;
- установлен единый таможенный тариф по отношению к третьим странам;
- достигнута свобода передвижения капиталов, кредитов, денежных переводов, предоставления услуг;
- обеспечена свободная миграция рабочей силы и свобода выбора места жительства.
Все эти меры способствовали ускорению промышленной интеграции. Одновременно делались попытки по осуществлению аграрной интеграции в форме установления коллективного протекционизма с помощью компенсационных сборов и финансирования через сельскохозяйственный фонд. Аграрная политика ЕС базируется на единой системе цен, которая гарантирует установление единой минимальной цены для многих сельскохозяйственных продуктов стран - членов ЕС.
Формирование общего рынка ускорило процесс превращения национальных монополий стран ЕЭС в транснациональные, способствовало проникновению в экономику стран-партнеров. Развитие ЕЭС означало интенсивный переход стран - участниц Сообщества от замкнутых национальных хозяйств к экономике открытого типа, обращенной к внешнему рынку.
Второй этап (середина 70-х - середина 80-х годов) вошел в историю ЕС в основном как застойный период. Хотя в этот период странам - членам ЕС удалось принять программу европейского валютного сотрудничества, создать механизм внешнеполитических консультаций, все же проявившиеся негативные тенденции привели к серьезному кризису западноевропейской экономической интеграции, получившему название евросклероз. В 70-е и начале 80-х годов разрыв в уровнях развития между странами ЕС увеличился. С вступлением в ЕС Греции в 1981 г. эта тенденция проявилась еще более отчетливо, поскольку ее экономика находилась на значительно более низком уровне по сравнению с другими участниками Сообщества.
Третий этап (вторая половина 80-х - начало 90-х годов) - этап дальнейшего расширения состава Сообщества. В 1986 г. присоединение Испании и Португалии привело к обострению ранее существовавших межстрановых диспропорций. На момент вступления в ЕЭС душевой доход в Португалии составлял примерно половину среднего по ЕЭС, в Испании - около 3/4. В новых странах - участницах примерно один из пяти работал в сельском хозяйстве, в то время как в ЕЭС - один из тринадцати. Вместе с тем, именно этот период характеризуется новыми импульсами в развитии западноевропейской интеграции, связанными прежде всего с принятием Единого европейского акта (ЕЕА).
В ЕЕА подтверждалась общая цель стран - участниц Сообщества - создание Европейского Союза - объединения, которое представляет собой политический альянс участников Сообщества и предусматривает не только высокую степень их экономического, валютно-финансового, гуманитарного сотрудничества, но и согласование внешней политики, включая обеспечение безопасности. Центральным положением ЕЕА явилась зафиксированная в нем цель создания единого экономического пространства, в котором разные страны - члены ЕЭС составляли бы единый хозяйственный организм. С принятием Единого европейского акта усилились интеграционные процессы стран - членов Сообщества в области микро- и макроэкономики, политики и права, науки и экологии, регионального развития, социальных отношений. В начале 90-х годов страны - члены ЕС практически завершили создание основ единого рынка и вплотную приблизились к формированию валютно-экономического и политического союзов.
Четвертый этап (середина 90-х годов - начало XXI века). В соответствии с положением Единого европейского акта с 1 января 1993 г. было введено свободное передвижение факторов производства внутри границ Сообщества. Фактически в рамках Сообщества возникло единое экономическое пространство, означающее вступление ЕС в качественно новый этап экономической интеграции.
На основании Маастрихтского договора (февраль 1992 г.) Европейское экономическое сообщество трансформировалось с 1 января 1994 г. в Европейский Союз с числом стран - участниц, возросших до 15. В рамках ЕС осуществляется создание полностью единого внутреннего рынка. Провозглашены цели дальнейшего интеграционного сотрудничества. Они включают создание единого Европейского банка с правами эмиссии единой валюты ЕВРО, образование единого западноевропейского пространства без внутренних границ.
Поступательное развитие ЕС отнюдь не означает отсутствие противоречий и трудностей этого процесса. Выше уже отмечались межстрановые и внутристрановые диспропорции, возникшие в результате присоединения новых членов ЕС. Значительные проблемы возникали и возникают в процессе осуществления единой аграрной политики, единых централизованных цен на основные виды сельскохозяйственной продукции. Тревожит идеологов Евросоюза и падение конкурентоспособности европейских товаров на международных рынках, сокращение доли ЕС в мировой торговле, отставание от США в компьютеризации и др.
Европейская ассоциация свободной торговли
Экономическая интеграция в Западной Европе не ограничивается только границами ЕС: с начала 60-х годов существует Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ). ЕАСТ в отличие от ЕС не имеет наднациональных функций и межгосударственных координирующих институтов. ЕАСТ во главу угла ставит экономическое сотрудничество. В первую очередь она содействовала либерализации торговли и устранению таможенных барьеров.
Страны - члены ЕАСТ (в 80-е годы их было 7, в середине 90-х годов - 4 - Норвегия, Исландия, Лихтенштейн, Швейцария) добровольно присоединяются к тому или иному торгово-экономическому соглашению с третьими странами, а также обладают суверенным правом устанавливать в отношении этих стран любые таможенные тарифы. В торговле между странами - членами Европейской ассоциации свободной торговли режим свободного беспошлинного торгового оборота действует только в отношении промышленных товаров, так как действие конвенции ЕАСТ не распространяется на сельскохозяйственную продукцию.
В 1972 г. каждое государство, входящее в ЕАСТ, подписало соглашение с ЕЭС/ЕС, в соответствии с которым постепенно были снижены пошлины и количественные ограничения на промышленные товары. Беспошлинная торговля между этими странами базируется на системе сложных правил, разработанных в зависимости от происхождения товара. Из-за отсутствия единого таможенного тарифа внутри ЕАСТ свобода беспошлинной торговли существует только для товаров, произведенных в странах - членах.
В 1994 г. ЕАСТ и ЕС подписали соглашение об образовании "единого экономического пространства" (ЕЭП), в которое из западноевропейских стран не вошла только Швейцария. Основополагающий принцип соглашения - свободное перемещение капиталов, товаров, услуг и физических лиц.
Следует подчеркнуть, что ЕЭП не является таможенным союзом. Входящие в него государства в рамках структур ЕС и ЕАСТ не имеют ни единой торговой политики, ни общих таможенных тарифов по отношению к третьим странам. Единое экономическое пространство возглавляет совет, состоящий из министров государств - участников соглашения.
Несмотря на высокий уровень развития входящих в нее государств и взаимных экономических связей между ними, ЕАСТ не стала полноценной интеграционной группировкой. Фактически она явилась своеобразным "подготовительным классом" для новых членов ЕЭС/ЕС. В настоящее время многие члены ЕАСТ рассматривают ее как потенциальную зону свободной торговли между восточноевропейскими и западноевропейскими странами. Европейская ассоциация свободной торговли приветствовала создание в начале 1996 г. центральноевропейской зоны свободной торговли из 12 стран. Не исключено, что со временем эти государства пополнят ЕАСТ, членство в которой станет для них первым шагом на пути в ЕС.
Экономическая мощь ЕС, динамичность его расширения и сильная зависимость отдельных стран Западной Европы от торговли с ним, как считает Вольфганг Хойер, автор известной книги "Как делать бизнес в Европе", в ближайшем будущем поставят перед остальными странами альтернативу: либо вступить в ЕС и частично отказаться от своего суверенитета, но зато воспользоваться всеми возможностями крупнейших рынков мира, либо оставаться в стороне, отрезать себе путь к участию в процессе объединения Западной Европы со всеми отрицательными последствиями для собственной экономики.
Центральноевропейское соглашение о свободной торговле
После прекращения деятельности интеграционной группировки бывших социалистических государств - Совета экономической взаимопомощи (СЭВ), бывшие члены этой организации не отказались от углубленного сотрудничества. В 1990 г. они
образовали свою интеграционную группировку "Вышеградскую тройку", в которую вошли Венгрия, Польша и Чехословакия. После распада Чехословакии эта группировка преобразовалась в "Вышеградскую четверку". С 1 марта 1993 г. в рамках этой группировки вступило в силу Центральноевропейское соглашение о свободной торговле (СЕФТА), предусматривающее постепенное взаимное снижение пошлин. Этот шаг был продиктован тем, что, несмотря на специальные так называемые "европейские соглашения" с ЕС, каждой из "Вышеградской четверки", их торгово-экономические отношения развиваются в целом малоудовлетворительно, Поэтому для сохранения и приумножения наработанных за последние десятилетия торгово-экономических связей Центральной Европы и была создана эта интеграционная группировка.
С сентября 1995 г. СЕФТА приобрела статус открытой организации. Важным принципом деятельности СЕФТА стало то, что "внутренние рынки открываются не для конкуренции, а чтобы дополнять друг друга". К договору может присоединиться любое государство при условии его членства во Всемирной торговой организации и наличии у него договоров о свободной торговле с ЕС и каждым из участников СЕФТА. По прогнозам экспертов к началу XXI века в СЕФТА могут войти Болгария, Литва, Латвия, Эстония, Украина. Население, проживающее в этой зоне, составит свыше 120 млн. человек. При этом только 30% товаров, циркулирующих в рамках СЕФТА, будет облагаться налогами.
В середине 1998 г. была учреждена новая международная региональная организация с участием ряда европейских государств - Черноморское экономическое сотрудничество (ЧЭС). Членами ЧЭС "стали 11 государств: Азербайджан, Албания, Армения, Болгария, Греция, Грузия, Молдавия, Румыния, Турция, Украина и Россия. Интерес к участию ЧЭС проявляют также Казахстан, Узбекистан, Франция, Иран. Фактически ЧЭС до ее официального создания уже функционировала в течение 5 лет. Реализации планов торгово-экономического сотрудничества в регионе серьезно мешает ряд конфликтов и нерешенных территориальных проблем, в частности, в Косово, Абхазии, Нагорном Карабахе.

3. Система международных организаций: их функции в регулировании международных экономических отношений.

Нарастание интеграционных процессов на мировом рын­ке, затрагивающих национальные интересы множества ее уча­стников, привело к образованию международных организаций, призванных сформировать спектр институциональных и преж­де всего правовых механизмов многостороннего регулирова­ния внешнеэкономической деятельности.

К настоящему времени насчитывается более 100 междуна­родных организаций, участвующих в регулировании экономи­ческих проблем взаимодействия различных стран. Наиболее значимыми из них являются МВФ, ВТО, Мировой банк, ООН. Эти организации возникли в конце 1940-х гг. Все международ­ные организации независимо от их специализации выполня­ют следующие функции общего характера:

• определение общих позиций по организации мирохозяй­ственных связей на основе международных переговоров и конференций;

. мониторинг (наблюдение) экономических процессов мирового хозяйства, предполагающий соблюдение обя­зательств стран предоставлять данные о своем экономи­ческом положении и проводить консультации;

• регулирование мирохозяйственных связей, которое опирается не только на систему рекомендаций, но даже и на принуждение стран по их выполнению.

Международные организации работают на основе распреде­ления специализированных функций в соответствии с приня­той областью деятельности: макроэкономической стабилизации (МВФ), торговой политики (ВТО), структурной политики (Ми­ровой банк), социальной политики (ООН), реагирования внеш­него долга (Парижский и Лондонский клубы).

Рассмотрим, как работают международные организации в пределах отведенной им зоны ответственности. Начнем с ре­гулирования мировой макроэкономики.

Регулирование международной макроэкономики. Регулирова­ние международной макрополитики осуществляется узким кру­гом высокоэффективных организаций: МВФ, Парижским и Лондонским клубами кредиторов, Мировым банком, Банком международных расчетов.

Главную тяжесть выполнения миссии по стабилизации валютных и внешнеэкономических отношений взял на себя МФВ, созданный в 1944 г. в Бреттон-Вуде (США). Сейчас МВФ включает 182 страны, в том числе Россию. Он нацелен на це­ментирование макроэкономической стабильности мирохозяйства через регулирование финансово-денежных отношений: продвижение к всесторонней конвертируемости валют, укреп­лению мировой валютной системы и предоставление кредитов. Его функции:

регулирование валютных курсов и контроль за их соблю­дением;

• контроль многосторонней системы платежей и устране­ния валютных ограничений

• предоставление кредитных ресурсов странам-членам при валютных затруднениях, связанных с дефицитами пла­тежных балансов;

• предоставление технической помощи правительствам стран-членов в области государственных финансов, стати­стики, банковского регулирования и платежного баланса.

МВФ сосредоточился на борьбе с последствиями и угроза­ми макроэкономических дисбалансов, ведущих к дестабили­зации валютных курсов.

Политика стабилизации успешна при ее опоре на прогно­зирование хозяйственной конъюнктуры мира, которое позво­ляет вовремя использовать необходимые финансовые рычаги и вписать развитие экономики отдельных стран в контекст хо­зяйственного мироздания.

МВФ занимается прогнозированием мировой экономиче­ской ситуации на два-три года вперед.

Такой прогноз составляется для каждой страны, а затем агре­гируется по группам стран и по миру в целом. Он опирается на следующие индикаторы: темпы роста реального ВВП, инфляции, бюджетных дефицитов, счета текущих операций платеж­ного баланса, размеров внешнего долга, условий торговли, меж­дународных резервов.

Когда отдельные правительства обращаются к МВФ за по­мощью в исправлении макроэкономических дисбалансов, по­следний проводит углубленный надзор за развитием такой стра­ны. Механизм углубленного надзора был введен в 1985 г., когда страны-кредиторы потребовали от стран-должников принять решительные меры по выплате внешнего долга. С тех пор углуб­ленный надзор осуществляется в виде ежеквартального анали­за экономики страны.

Финансовая помощь предоставляется странам с требованием выполнения ими определенных условий по реформированию экономики в целях выправления трудностей платежного балан­са. Ресурсами такой помощи служат собственные и заемные сред­ства МВФ. Собственные источники образуются за счет взносов каждой страны в уставный капитал в соответствии с квотой, а также за счет выплат процентов пользователями его ресурсов. Заемные источники образуются за счет кредитных линий от пра­вительств и центральных банков стран - членов МВФ.

Финансовая помощь МВФ осуществляется в виде покупки национальной валюты на иностранную. По истечении срока страна должна обменять иностранную валюту на национальную. Техническая помощь МВФ осуществляется в виде миссий, направленных в центральные банки и министерства финансов и статистические органы стран, запросивших такую помощь. Такие органы действуют в течение двух-трех лет. Они укомп­лектовываются экспертами, которые должны подготовить за­конодательные документы.

Кроме того, институт МВФ, Совместный институт, создан­ный МВФ, Мировым банком и Европейским банком реконст­рукции и развития, ЕС и ОЭСР проводят в Вене повышение квалификации сотрудников среднего звена государственных органов стран-членов.

Парижский и Лондонский клубы кредиторов занимаются ре­гулированием внешней задолженности.

Парижский клуб созданв 1956 г. правительствами стран-кре­диторов. Он поставил перед собой задачу проводить многосто­ронние переговоры с крупнейшими должниками в целях уре­гулирования их внешней задолженности. Основными членами Парижского клуба являются развитые страны - члены ОЭСР. Этим странам необходимо было создать единые правила пога­шения долгов. В противном случае должник сможет маневри­ровать выплатой долгов, отдавая долги одним странам, при этом ущемляя интересы остальных кредиторов. Кроме того, просро­ченные долги обрастали слишком высокими процентами. Си­туация становилась угрожающей для кредиторов, которые опа­сались вовсе не получить свои кредитные ресурсы. Им при­шлось сформировать новый более льготный режим погашения долга который отражал сложившиеся реалии.

В настоящее время Парижский клуб по результатам много­сторонних переговоров с должниками определяет схему рест­руктуризации долга, в том числе и условия по обслуживанию долга и просроченных платежей.

Лондонский клуб представляет собой комитет крупнейших частных банков-кредиторов, которые озабочены возвращением своих кредитных ресурсов странами-должниками. Лондонский клуб использует свои схемы реструктуризации долга, которой подлежат только выплаты основного долга, а все просроченные суммы должны быть выплачены в момент подписания соглашения о реструктуризации.

Если должником является частная фирма, Лондонский клуб требует, чтобы долг оплачивало государство. В этом случае го­сударство покупает частный долг своих компаний со скидкой у иностранных банков. Кроме того, Лондонский клуб может потребовать обмена такого долга на собственность, т.е. на на­циональные активы (акции национальных компании).

Мировой банк - специализированное учреждение ООН. Он призван содействовать своими кредитными ресурсами и консуль­тациями структурным реформам в PC, а теперь и в странах с пе­реходной экономикой. Кредиты Мирового банка имеют стро­гую целевую направленность. Они выдаются не на покрытие де­фицита государственного бюджета как такового, а на конкретную

структурную реформу, например, на реформу финансового сек­тора поддержку рынка труда, усовершенствование системы об­разования, создание рабочих мест в депрессивных районах и т.д.

Банк международных расчетов (БМР) регулирует междуна­родные расчеты и разрабатывает нормативные документы по банковскому надзору. Функции БМР облегчили движение по миру финансовых потоков и одновременно способствовали ук­реплению национальной экономической безопасности, про­тиводействуя угрозам банковских кризисов. Минимальные стандарты по банковскому регулированию и надзору, разрабо­танные БМР, используются большинством стран мира в наци­ональном банковском законодательстве.

Регулирование международной торговли. Международная тор­говля товарами и услугами регулируется несколькими между­народными организациями. Но основную нагрузку несет ВТО. Определенную роль играет Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД).

ВТО была создана в 1995 г. на основе преобразований быв­шего Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). ГАТТ с самого начала (1948) служил главным форумом перего­воров о снижении таможенных тарифов, а затем и о сокраще­нии нетарифных ограничений. ВТО расширила поле хозяй­ственного регулирования, включив не только международную торговлю товарами, но и торговлю услугами и интеллектуаль­ной собственностью. На сегодняшний момент около 90 % меж­дународной торговли по этим компонентам подчиняется пра­вилам ВТО.

ВТО выработала принципы международной торговли, в ко­торые входят:

• торговля без дискриминации;

• либерализация международной торговли;

• применение мер, ограничивающих импорт только на ос­нове правил ВТО;

• предсказуемость торговой политики;

• содействие конкуренции.

Торговля без дискриминации предполагает создание единого режима торговли:

* для отечественных товаров и импорта на внутреннем рынке;

* для всех товаров, запрещая использование привилегий для любого его вида.

Либерализация международной торговли предполагает, сни­жение тарифов более чем на 120 товаров. В результате средняя ставка тарифов падает с уровня 6,3 % в 1994 г. до 3,8 % в 2003 г.

Применение мер, ограничивающих импорт только на основе правил ВТО, требует отказа стран от использования протекци­онизма в качестве средства торговой политики. Однако оста­ется возможность защищать свой внутренний рынок. Основа­нием для такой защиты служат:

* продажа импортного товара по демпинговым ценам. Дем-­
пинг может рассматриваться и в случае субсидирования
экспорта в стране импортера;

* серьезные угрозы отечественным товаропроизводителям.

Формами защиты национального рынка могут быть:

* временное ограничение импорта при угрозах значитель­ного ущерба от него национальным товаропроизводи­телям;

* антидемпинговые пошлины;

* компенсационные пошлины, которыми обкладываются импортные товары в случае обнаружения факта субсиди­рования его на родине. Срок действия таких пошлин -
четыре года.

Предсказуемость торговой политики основывается на требо­вании отказа от односторонних нарушений принятых на себя обязательств. Главный механизм реализации этого принципа заключается в связывании тарифов, т.е. обязательстве не увели­чивать ставку импортного тарифа сверх установленного преде­ла. Предсказуемость торговой политики означает ее максималь­ную транспарентность и открытость, что побуждает страны к отказу от использования иных методов защиты внутреннего рынка, кроме опубликованного тарифа. Речь идет об использо­вании квот, внутренних налогов или субсидий местными про­изводителями.

Содействие конкуренции означает отказ от практики демпин­га и экспортных субсидий. Соблюдение этого принципа пред­полагает применение санкций к экспортерам и странам, кото­рые используют указанные способы «несправедливой торговой политики».

Считается, что содействовать конкуренции должно исполь­зование государственного страхования экспорта.

ВТО взяла на себя функции урегулирования споров, разра­ботки стандартной внешнеторговой документации и процедур, технического содействия в области внешнеторговой политики и регулирования через проведение семинаров и «круглых сто­лов», посылки миссий в развивающиеся и посткоммунистичес­кие страны. Обсуждаются вопросы экологических требований к товарам и даже трудовые стандарты.

На саммите ВТО в мексиканском городке Канкуне (2003) развитые и развивающиеся страны пытались договориться о перспективах взаимодействия своих рынков. Но глубокие про­тиворечия между сторонами переговорного процесса, по суще­ству, приостановили на какой-то срок реформирование ВТО. Камнем преткновения стали аграрные субсидии и торговые барьеры.

PC потребовали сокращения субсидирования аграрного сек­тора правительствами развитых стран. Защищая свой рынок, особенно аграрный сектор, развитые страны установили высо­кие тарифы на аграрное сырье, а также на продукцию пищевой и легкой промышленности. Западные же страны хотят сниже­ния таможенных тарифов на промышленные товары, импор­тируемые из развитых стран.

Страны, входящие в ВТО, предоставляют друг другу режим наибольшего благоприятствования, а к остальным могут при­менять запретительные меры. Вступление в ВТО России при­вело бы к расширению рынков сбыта для российских экспор­теров. Это важно, особенно если учесть, что экспортеры в Рос­сии приносят главные доходы в государственный бюджет. Кроме того, вступление в ВТО позволило бы поглощать боль­ший объем ПИИ. Как показала жизнь, ПИИ обычно приходят в страну по мере освоения внешнеторговых экспансий.

Однако вступление в ВТО привлечет за собой и расшире­ние импортных операций за счет вынужденного снижения им­портных тарифов и нетарифных ограничений. Засилье импор­та может оказать депрессивное воздействие на многие отрасли и прежде всего на аграрный сектор.

Китай, вступивший в ВТО, оговорил для себя ряд переход­ных мер, поэтапно защищающих внутренний рынок. Россия должна учесть его опыт.

ЮНКТАД — организация, работающая в системе ООН. Она осуществляет регулирование международной торговли, отста­ивая интересы PC, а также оказывает техническую и финансо­вую помощь этим странам по программам ООН. Наиболее из­вестная инициатива этой организации состоит в провозглаше­нии так называемого «нового экономического порядка». Он призывал развитые страны отчислять 0,7 % своего ВНП в пользу официальной помощи PC. Направленность ЮНКТАД на под­держку наименее развитых стран может усилиться в связи с нарастанием разрыва в развитии стран мирового хозяйства.

Регулирование международного движения факторов производ­ства. Движение факторов производства пока еще не вошло в сферу всестороннего международного регулирования. Регули­руются лишь отдельные стороны этого процесса. На рынке международного капитала действуют две значимые организа­ции: Многостороннее агентство по гарантии инвестиций (МАГИ) и Международный центр по регулированию инвести­ционных споров (ЦУИС).

МАГИ, будучи автономной организацией Мирового Бан­ка, сконцентрировала свои усилия по снижению инвестици­онного риска. МАГИ ориентируется на страхование иностран­ных инвестиций. Гарантии предоставляются на 15—20 лет для инвестирования в страны с высокими политическими (неком­мерческими) рисками. ЦУИС - автономная организация Ми­рового Банка, созданная для урегулирования споров между пра­вительствами и иностранными инвесторами.

Регулирование международной передачи технологий пока еще находится в начальной стадии. Оно осваивает два направления:

1)защиту интеллектуальной собственности;

2)финансирование технической помощи экономическому развитию.

Первое направление связано с процессом снятия рисков при передаче технологий, второе регулирует движение технологий в рамках помощи развитых стран. Пока еще не освоено регу­лирование финансового аспекта коммерческой передачи тех­нологий.

Защита интеллектуальной собственности регулируется дву­мя международными организациями: ВТО и Международной организацией по интеллектуальной собственности (МОИС). ВТО с 1995 г. регулирует вопросы по использованию в между­народной торговле торговых марок и знаков, географических названий и дизайна, а также копирайта.

Финансирование технической помощи PC проводится по специальной программе в рамках ООН - Программе развития ООН (ПРООН). Она направлена на решение гуманитарных проблем и повышение технического уровня развития.

На международном рынке труда действует Международная организация труда (МОТ). Она является специализированным агентством ООН и занимается разработкой и согласованием международных стандартов в области рынка труда. Главное на­правление ее работы связано с разработкой стандартов мини­мально




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 1042; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.195 сек.